РУБРИКИ |
Результаты психолого-педагогического эксперимента «Диагностика и формирование осознанности выбора профиля обучения |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Результаты психолого-педагогического эксперимента «Диагностика и формирование осознанности выбора профиля обученияРезультаты психолого-педагогического эксперимента «Диагностика и формирование осознанности выбора профиля обученияРезультаты психолого-педагогического эксперимента «Диагностика и формирование осознанности выбора профиля обучения у девятиклассников в условиях модернизации школы»С. Г. Тумакова, МОУ СОШ № 1 Представлены результаты психолого-педагогического эксперимента, проведенного на базе средней общеобразовательной школы № 1 села Александровского. Полученные данные отражены в таблицах и диаграммах. Второй год муниципальная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 села Александровского работает по проблеме вхождения в профильную школу. Вот некоторые результаты работы педагогического коллектива и диссертационного исследования на базе школы по теме «Диагностика и формирование осознанности выбора профиля обучения у девятиклассников в условиях модернизации школы. Разработанная программа элективного курса «На пути выбора» и изучения способностей, склонностей, интересов и личностных особенностей обучающихся говорят о положительных результатах данной работы: 90% девятиклассников к концу учебного оказываются готовыми к выбору профиля дальнейшего обучения, а большинство десятиклассников удовлетворены выбранным профилем и успешно учатся в данных классах. Итоговый контрольный тест, проведённый в конце курса «На пути выбора» позволяет сделать вывод, что девятиклассники усвоили теорию и практику. Сравнительный анализ начального и итогового теста показывает увеличение уровня теоретической подготовки учащихся на 1 - 2 балла. Они получили следующие знания: - о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; - о возможности получения образования по избранному профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности. Владеют следующим умениями: - находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения, и пути продолжения образования; - объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; - ставить цели и планировать действия для их достижения; - выполнять пробы профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт. Важным результатом работы является сформированность у девятиклассников готовности к выбору обучения, которая определилась по следующим критериям: 1. Выраженность ценностных ориентации, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования, проявляется у 90% учащихся. 2. Представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения - у 85% девятиклассников. 3. Информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения - у 95% учащихся 9-х классов. 4. Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных в профессиональном обучении - у 88%. Весь экспериментальный период нами осуществлялась психологическая поддержка учащихся, которые уже учатся в профильных классах. Вся провидимая работа показывает, что учащиеся успешно адаптируются в новых условиях обучения. В связи с тем, что учащиеся 10-х классов находятся в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий, новые виды работ, изменившиеся объёмы работ и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их адаптации. Социальные и социально-психологические факторы, связанные с адаптацией, изучались с помощью специально разработанной анкеты. На основе ответов оценивались такие характеристики, как: 1) удовлетворённость деятельностью; 2) факторы, препятствующие удовлетворённости; 3) легко ли учиться; 4) связь будущей профессии с профилем обучения; 5) самочувствие после уроков; 6) трудности при обучении; 7) отношение к выбору профиля; 8) труднее ли учиться по сравнению с 9-м классом; 9) ожидания от деятельности. Таблица 1 - Сводная таблица результатов изучения адаптации учащихся в профильных классах
|