РУБРИКИ |
Роль воображения в жизни человека |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Роль воображения в жизни человекаРоль воображения в жизни человекаМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ Специальность 010400 Студентка II курса Латышева И.С. РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Курсовая работа Научный руководитель - Шубовская С.В. Череповец 2001 Глава I. Введение. Творческой деятельностью называется всякая такая деятельность
человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное
творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным
построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом
человеке. Всю человеческую деятельность можно подразделить на 2 основных
вида поступков. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением, или фантазией, имеется ввиду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьёзного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное научное и техническое творчество. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно
от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая
промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Целью данной работы является изучение психологической литературы по теме «воображение», задачей - показать, что воображение действительно играет огромную роль в жизни человека. Объект исследования - воображение как психический процесс, а предметами являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека. Глава II. Понятие, виды и функции воображения. 1.Понятие воображения. По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека,
выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание
программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация
характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных
обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же
задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по
себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только
драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих
человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в
искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения
невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил
бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Нейрофизиологической основой воображения является образование
временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их
диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые
системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями,
деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования
последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения
расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах
мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено:
при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить
характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение
не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных,
изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная
его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в
конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не
возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его
сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых
образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной
действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Существует несколько форм синтезирования образов: 1.агглютинация- С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно- психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость. 2.Виды воображения. Воображение может быть четырех основных видов (рис.1): Рис.1 Основные виды воображения Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по
собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет
положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения,
галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду
пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни
человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях
человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные
потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в
жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-
видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. 3.Функции воображения и его развитие Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому
люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда,
когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких
проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено,
что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей,
остановить воображение. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных
состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти
удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода. Рис.2 Специфические функции воображения Глава III. Воображение в жизни человека. 1. Роль воображения в художественном творчестве. По мнению Э.В.Ильенкова: «В форме искусства развивалось и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру, - творческое воображение или фантазия». (Цит. по 17, 50). С феноменом воображения в практической деятельности людей
прежде всего связан процесс художественного творчества. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы. А образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. 2. Роль воображения в литературном творчестве. Литературно-художественная деятельность представляет собой процесс, в котором удельный вес творческого воображения особенно велик. Творческий успех писателя прежде всего зависит от его идейной направленности, которая воплощена в замысле произведения. Успех зависит от того, насколько чётко, ясно представит себе автор то, что и во имя чего желает он сказать читателю. На этом начальном этапе работы могут быть определены только основные
вехи и, в первую очередь, идейный замысел произведения. От замысла
литературно-художественного произведения зависит его содержание и
литературная форма. Выбор литературной формы - ответственный момент в
работе, он в известной мере определяет успешное выполнение замысла. Создание образов литературных персонажей является одним из
центральных моментов творчества писателя. Для того чтобы создать типический
образ в литературе, писатель накапливает впечатления, наблюдает явления
общественной жизни, стремится проникнуть во внутренний мир человека. Личность литературного персонажа, индивидуальное и типическое в нём раскрываются через деятельность, систему поступков, в которых выражаются отношения героя к окружающим и жизни. Поэтому писателю чрезвычайно важно найти, определить такие жизненные ситуации, в которых наиболее чётко выступит та или иная сторона личности или черта характера героя. Сила творческого воображения писателя – в создании литературных образов, отличающихся выразительностью, содержательностью, неповторимостью. 3.Воображение и научное творчество. Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком мысль, что фантазия необходима только поэту. «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии». (Цит. по 23, 125). В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом видах
творчества. Важнейшим условием научного творчества является умение по-
новому представить себе картину протекания изучаемых явлений. Творческое
воображение – необходимый компонент умственной деятельности на всех этапах
научного творчества. 4. Роль воображения в кибернетике. В лаборатории по созданию искусственного интеллекта (в США) перед
учеными стояла проблема: как научить машину видеть? Казалось бы все просто:
поставь камеру, подключи микросхему, и все в порядке! Но нет. Задача
была не просто научить "видеть", а сделать так, чтобы робот мог
воспринимать не только отдельные объекты, но и целые сцены. Для этого ему
необходимо через зрительные органы узнавать огромное количество информации
о предмете. Например, его положение по отношению к другим предметам в
пространстве, качество его поверхности, цветовые характеристики,
назначение и т.д. В общем, все это представляет довольно большие трудности. Итак, можно согласиться с Н.Н.Палагиной в том, что: «Воображение является одной из важнейших психических функций человека. Оно пронизывает всю познавательную деятельность и общение людей, их взаимопонимание и сопереживание». (Цит. по 29, 70). 5.Фантазия и реальность. Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают
совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. 6. Изучение воображения в зарубежной психологии. Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса
западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения – построение
и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта. Суть её состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности), которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности: * Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований повседневной действительности. * Широта категоризации – отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предметов, придание им нового функционального значения, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей. * Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей. * Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения по отношению к традиционным способам. Развитие воображения совершенно необходимо для формирования нормальной
психики. Одноко вопрос о сроках и условиях проявления зачатков воображения
остаётся спорным. За точку отсчёта обычно берётся возраст 3 года. Глава IV. Роль воображения в детском возрасте. 1.Сравнение воображения взрослого и ребёнка. По словам В.Т.Кудрявцева: «Воображение – свободный, необузданный,
неподконтрольный логике полёт фантазии, выдумывание того, чего в
действительности не бывает, пренебрежение реальностью». (Цит. по 22, 65). Воображая, человек как бы «сходу» проникает в суть, в основание развивающейся целостности предмета ещё до того, как в его сознании сложится сколь-нибудь отчётливое понятие о нём. Предмет будущей мысли уже явлен сознанию в чувственном образе. Мысли, которой только предстоит родиться, но которая уже предчувствуется. Воображение и есть предчувствие мысли в образно-смысловой форме. По словам Гегеля: «Воображая, мыслящий дух отождествляет свои всеобщие представления с тем, что есть особенного в образе и тем самым даёт им образное наличное бытие». (Цит. по 7, 85). Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и
оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие. Это не совсем так. Воображение ребёнка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» период для такого развития – это дошкольный возраст. «Воображение, - как писал психолог О.М.Дьяченко, детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний». Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребёнка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребёнка не участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве «для себя», к ней не предьявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовке к предстоящему творчеству в будущем. Были созданы некоторые тесты для изучения творческого мышления ребёнка. Одним из них является методика, созданная Е. Торренсом и получившая название ТТСТ (первые буквы английских слов «тесты творческого мышления Торренса»). Тест состоит из 5 разделов, каждый из которых может быть использован как самостоятельная методика. 1. Усовершенствование предметов. Требуется изменить игрушку так, чтобы с ней было ещё интереснее играть. 2. Использование предметов в другом качестве. Ребёнок должен перечислить как можно больше вариантов использования игрушки. 3. Необычное использование знакомых предметов. Ребёнок должен перечислить как можно больше способов их использования (например, консервных банок). 4. Геометрические фигуры. Требуется назвать как можно больше предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры. 5. «Спроси – угадай». Ребёнку предъявляется картинка. Требуется: o задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на картинке; o перечислить как можно больше событий, к которым может привести изображённая на картинке ситуация; o перечислить как можно больше причин для возникновения ситуации, изображённой на картинке. Эллиот У.Айснер различает 4 типа детей, исходя из их творчества: > Первых он именует «расширителями границ», потому что «они всегда стремятся раздвинуть пределы понимания сути объектов». Их основное стремление – выявить соотношения. > Вторая группа – «эстетические организаторы», их рисунки демонстрируют «ярковыраженное ощущение эстетического порядка». > Третью группу составляют «избиратели», создающие новые объекты (структуры) путём комбинирования материалов. > Четвёртая группа – «разрушители границ». Они отвергают то, что другие люди принимают как данное. Формулируют новые предположения и продолжают развивать радикально новую систему мышления. Для них структура, порядок и соотношение адекватным образом поддаются анализу и учёту, результат не остаётся «детским рисунком», а превращается в зрелую творческую работу. Как говорил Фрейд, любой ребёнок, играя, ведёт себя подобно искусному писателю, создавая собственный мир, вернее, реорганизуя объекты своего мира и упорядочивая их таким образом, какой наилучшим образом их устраивает. 2.Условия развития воображения. а)основные этапы развития воображения. Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей: o Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). В случае угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности. o Второй этап в развитии воображения – возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. o Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. При правильном педагогическом руководстве аффективные и познавательные тенденции могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах. Поддержка и гибкая оценка продуктов воображения ребёнка задают направленность на социально значимую самореализацию и открывают позитивные возможности для развития полноценной творческой деятельности. О.М.Дьяченко в статье «Пути активизации воображения дошкольников» выделила в процессе функционирования воображения дошкольника 2 основных этапа: . Порождение некоторой идеи творческого продукта. . Создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи. (Цит. по 11, 49). Процесс порождения идеи как симультанный процесс преобразования
информации связан прежде всего с переструктурированием образов. План может
быть представлен как цепочка образов, моделирующая основное содержание. б) организация игровых занятий для развития воображения. По мнению Е.Кравцовой существуют условия формирования творческого
мышления у детей: Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческий способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребёнка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства. Существует несколько точек зрения на построение занятий с детьми. Большое внимание этой проблеме уделил Е.В. Заика. По его мнению исходными принципами построения занятий являются: * Использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала. * Взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся. * Интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий. (Цит. по 14, 44). Е.В. Заика всячески приветствовал проведение игр на занятиях. Среди числа наиболее приемлемых он приводит следующие: загадывание предмета с помощью пары других предметов; отгадывание предмета с помощью пары других предметов; передача закодированных слов по «испорченному телефону»; передача ассоциаций по цепочке; самостоятельное составление ассоциативных цепочек; поиск сравнений; поиск эмоционально-адекватных образов; определение смысла ситуаций по заданному образу, и т. д. (Цит. по 13, 61). Наиболее успешно группа работает при числе игроков от 7 до 10.занятия могут проводиться с ребятами любого уровня развития. Наиболее удобной во всех отношениях считается частота проведения занятий 2 раза в неделю. (Цит. по 14, 45). Глава 5. Заключение. Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Л.С.Выготский считал, что фантазия создаёт образы невоспринятых
предметов и разрушение этой функции приводит к паталогии психики. (Цит. по Прежде всего следует отметить, что существует связь между воображением и действительностью. Эта связь осуществляется посредством следующих форм: 1. Первая форма заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. С данной формой связан первый самый закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон формулируется так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий. 2. Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь, на этот раз не между этими элементами фантастического построения и действительностью, а между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Продукты воображения состоят из видоизменённых и переработанных элементов действительности, и нужен большой запас прежнего опыта для того, чтобы из его элементов можно было построить эти образы. Такая форма связи становится возможной только благодаря только чужому или социальному опыту. В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, он не ограничен узким кругом и узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить далеко за пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. 3.Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойственным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Образы фантазии дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов. Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи
называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого закона
сводится к тому, что впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный
запас, то есть производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют
тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи не по
сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо. Однако существует ещё и обратная связь воображения с эмоцией. Если в
первом случае чувства влияют на воображение, то в обратном случае
воображение влияет на чувства. Это явление можно было бы назвать законом
эмоциональной реальности воображения. Сущность этого закона формулирует 3. Четвёртая форма связи между деятельностью воображения и реальностью одной стороной тесно связана с третьей, но другой – существенно отличается от неё. Сущность четвёртой формы связи между деятельностью воображения и реальностью заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому- нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено во вне, принавши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы. Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической
производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете Оглавление: Глава I. Введение………………………………………………2 Глава II. Понятие, виды и функции воображения…..……….5 1.Понятие воображения……………………………………….5 2.Виды воображения…………………………………………..7 1. Функции воображения………………………………………9 Глава III. Воображение в жизни человека……………………11 1.Роль воображения в художественном творчестве…………11 2.Роль воображения в литературном творчестве…………….12 3.Воображение и научное творчество…………………………13 4.Роль воображения в кибернетике……………………………14 5.Фантазия и реальность……………………………………….15 6.Изучение воображения в зарубежной психологии…………15 Глава IV. Роль воображения в детском возрасте……………..17 1.Сравнение воображения взрослого и ребёнка………………17 2. Условия развития воображения……………………………..19 а) Основные этапы развития воображения…………………….19 б) Организация игровых занятий для развития воображения..21 Глава V. Заключение…………………………………………….23 Оглавление……………………………………………………….26 Литература………………………………………………………27 Литература: 1. де Боно Э. Рождение новой идеи о нешаблонном мышлении: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1976.- 144с. 2. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации.- М., 1877. 3. Брушлинский А.В. субъективное мышление, учение, воображение.- Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1967. 5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах, Т.4., М., 1982-1983. 6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно- методические материалы к курсу «Общая психология».-М.: Просвещение, 1986.- 272 с. 7. Гегель. Энциклопедия философских наук.- М.: Мысль, 1977. Т.3. 8. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т.1: Пер. с франц.- М.: Мир, 1996.- 496 с. 9. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т.2: Пер. с Франц.- М.: Мир, 1996.-376 с. 10. Дьячено О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника.//Вопросы психологии.-М.: Педагогика, 1988, №6.- с.52- 59. 11. Дьяченко О.М. пути активизации воображения дошкольников//Вопросы психологии.-М.: Педагогика, 1987, №1.- с.44-51. 12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.: Норма-Инфра, 1999.- 624с. 13. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения //Вопросы психологии. -М.: Школа-Пресс, 1993,№2.- с.54-62. 14. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников.//Вопросы психологии.- М.: Школа-Пресс, 1995, №1.- с.41- 45. 15. Зеньковский В.В. Психология детства./Под ред. П.В. Алексеева.-М.: Школа-Пресс, 1996.- 336с. 16. Ivic I.D. Covek kao animal symbolicum. Beograd.: Nolit,1978. 17. Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии.//Вопросы эстетики, вып.6.-М., 1964. 18. Ильенков И.В. Искусство и комуннистический идеал.- М., 1984. 19. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979. 20. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения.- М.: 1989. 21. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание.-М.: Просвещение, 1989, №12.-с.37-41. 22. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие.//Психологический журнал. –М.: Наука/Интерпериодика, 2001, №5.- с.57-68. 23. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.45. 24. Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23. 25. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Эксма- Пресс, 1999.- 352с. 26. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. –М.: Просвещение.ВЛАДОС, 1995.- 576с. 27. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления.: Пер. с англ.- Минск.: Попурри, 1996.- 240с. 28. Общая психология./ Под ред. Богословского В.В., Ковалёва А.Г., Степанова А.А., Шаталина С.Н. –М.: Просвещение, 1973.-352с. 29. Палагина Н.Н.Развитие воображения ребёнка в русской народной педагогике.//Вопросы психологии.- М.: Педагогика, 1989, №6.- с.69- 73. 30. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. общая психология. 3-е изд. –М.: Просвещение, 1986,-464с. 31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд. стереотип. –М.: Академия, 2000.-512с. 32. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. –М.: Знание, 1982.- 96с. 33. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./Под ред. Н.А. Венгера. –М., 1986.-224с. 34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.: В 2-х т. Т.1. –М.: 1989. 35. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии.//Дошкольное воспитание. –М.: Просвещение, 1993, №10.- с.69-72. ----------------------- ВООБРАЖЕНИЕ Активное воображение Репродуктивное воображение (воссоздающее) Пассивное воображение Продуктивное воображение (творческое) ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ 1. Представление действительности в образах 2. Регулирование эмоциональных состояний 3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека 4. Формирование внутреннего плана действий 5. Планирование и программирование деятельности человека |
|
© 2010 |
|