РУБРИКИ

С пятиклассниками о понятии композиции

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

С пятиклассниками о понятии композиции

С пятиклассниками о понятии композиции

С пятиклассниками о понятии композиции

Урок, посвященный понятию композиции, вполне можно провести уже в 5 классе, с тем, чтобы в дальнейшем всякий раз возвращаться к нему. Мы предложим в этой статье вариант такого урока и возможные линии дальнейшего его развития.

Для знакомства с понятием композиции удобно выбрать произведение с ярко выраженным “композиционным сдвигом”. Для пятиклассников оптимальным на наш взгляд является рассказ Куприна “В зверинце”. Задайте ребятам прочитать его дома. Урок начинаем с повторения того, что такое сюжет. Ученики уже знают, что все произведение состоит из эпизодов, цепочка которых составляет сюжет. В реальной жизни эпизоду соответствует какое-либо событие. Как располагаются события в жизни? Они организованы осью времени. Вместе с ребятами найдите примеры таких временных последовательностей (за понедельником следует вторник; ребенок становится взрослым, потом стариком и т.д.) Затем скажите ребятам, что писатель может нарушать эту временную последовательность, соединяя эпизоды в любом порядке. Попробуйте провести вместе с учениками эксперимент по такой перестановке эпизодов в рассказе о реальных событиях. Пример: Ваня забыл записать домашнее задание, не выучил вечером урок, за что и получил на следующий день двойку. Зарисуйте все три события на доске в виде отрезков на одной линии и пронумеруйте. События в жизни расположены последовательно:1-2-3. Как автор может описать эту историю? Ребята сразу догадаются, что простейший вариант — это сохранение последовательности 1-2-3. Но можно начать рассказ с эпизода 2 — Ваня забыл сделать урок, так как не записал задание, за что и получил двойку (последовательность 2-1-3) или с эпизода 3 — Ваня получил двойку, так как не записал задание и не выучил урок (последовательность 3-1-2). Итак, автор может описывать жизненные события в любой последовательности. Порядок, способ расположения соединяемых в произведении эпизодов и называется композицией. (Запишем этот термин в тетрадь).

Теперь обратимся к тексту прочитанного дома рассказа. Как расположены эпизоды в нем? Для учеников уже не составит труда заметить, что события в рассказе Куприна переставлены местами.

Первый эпизод — описание зверинца и спящего льва;

Второй эпизод — сон льва о жизни на воле. В реальности этот эпизод предшествует всем остальным.

Третий эпизод — трагедия, разыгравшаяся во время представления.

Возникает вопрос: зачем автору понадобилось нарушать линейную композицию? Зачем ему нужна перестановка эпизода? Не логичнее ли последовательно рассказать историю: сначала лев на воле, затем его поймали и посадили в зверинец и т. д.? Вопрос этот очень важен. Следует с самого первого урока приучать ребят видеть композиционные сдвиги и интерпретировать их — это позволит выявлять смысловую нагруженность композиционного уровня произведения, очень важную для общего его понимания. Попросите учеников самих объяснить необходимость перестановки. Если они затруднятся это сделать, предложите им сравнить описание льва до сна и после сна. Какая в нем произошла перемена? Почему покорный вначале лев стал способен на отчаянную борьбу за свободу? Видимо, здесь “виноват” сон. Воспоминание о вольной жизни, удивительно яркое переживание охоты со всем многоцветьем красок и запахов, ощущение себя царем — и пробуждение в тесной клетке. Этот резкий скачок объясняет, мотивирует и даже оправдывает дальнейшее поведение льва. Кроме того, усиливается скрытое напряжение рассказа, он становится захватывающим — ведь мы уже знаем о внутренней перемене, произошедшей со львом, о его готовности пойти на смерть за свободу (ведь мы видели вместе со львом его сон), а дрессировщик и не догадывается об этом. Спросите ребят, как лучше графически изобразить рассказ? Подойдет ли для него прямая линия типа 1-2-3? Какую геометрическую фигуру напоминает им рассказ? Они обязательно должны догадаться, что это круг, кольцо. Рассказ начинается в неволе, в зверинце, далее — свобода, затем возвращение в исходную точку. Кольцевая композиция выигрышнее линейной еще и потому, что она подчеркивает своеобразную безысходность положения льва. Если бы у льва спросили, что означает для него круг, что бы он ответил? Это арена, горящее кольцо для прыжков, ряды зрителей — все это символы несвободы, унижения. И лев должен этот круг разорвать, даже ценой собственной жизни.

Для закрепления пройденного материала предложите ребятам прочитать рассказ Леонида Андреева “Петька на даче” и проанализировать его композицию. События в нем не переставлены, но композицию рассказа тоже можно назвать кольцевой: затхлая, скучная парикмахерская — дача — снова парикмахерская. Жизнь Петьки — это тоже серый, унылый круговорот дней, бессмысленное, усыпляющее повторение одного и того же, полнейшая бессобытийность и безвременность. Петька, кажется, уже и состарился, работая в этой парикмахерской — внимательно прочитайте его портрет в первой части рассказа! —, хотя он еще совсем маленький. Неожиданно его берут на дачу, всего на несколько дней — но в эти дни успевает вместиться как бы все его детство. Яркие краски мира, о которых он и не подозревал, калейдоскоп событий захватывают его и даже внешне преображают (сравнение портетов Петьки может, кстати, стать темой письменной работы). Но возвращение в прежнее состояние неизбежно. Это характерная особенность рассказов Леонида Андреева — отсутствие надежды, выхода ( то же наблюдаем, например, в рассказе “Кусака”). Кольцевая композиция активно “работает” на такое восприятие событий.

Сделав на подобных ярких примерах понятие композиционного уровня зримым для ребят, научив их чувствовать и осознавать этот пласт произведения, следует постоянно заострять на нем их внимание, настойчиво проводя мысль о неслучайности, значимости выбора и расстановки эпизодов, о смысловой нагруженности композиционного уровня. Покажем, как это можно сделать при изучении рассказов Чехова.

Попросите ребят прочитать к уроку рассказ Чехова “Толстый и тонкий”. Урок начните с чтения вслух небольшого чеховского рассказа “Маска”, после чего задайте вопрос — что общего в строении этих двух рассказов, в самом движении их сюжетов? Ученики так или иначе выйдут на мысль о том, что в этих рассказах существует некая точка, “переламывающая” повествование пополам, резко меняющая события. Нарисуйте на доске два отрезка, соответствующие двум рассказам, обозначьте на них эту переломную точку. Что это за точка? Что происходит до нее? Как изменяется ситуация затем? — вот примерные вопросы, долженствующие привести ребят к выводу о том, что перелом в рассказах наступает тогда, когда выясняется социальное положение персонажа. В этот момент все нормальные проявления человеческих чувств — дружбы (“Толстый и тонкий”), негодования (“Маска”) — становятся невозможны.Отсюда прямой путь к важнейшей авторской идее об уродующей, калечащей силе социальной иерархии, искажающей человеческую сущность, о необходимости внутреннего сопротивления этой силе, о постоянном воспитании и поддержании в себе чувства собственного достоинства. Так разговор о композиции, начавшись, казалось бы, с формальных вещей, выводит нас на более глубинный, содержательный уровень произведения.

Можно заострить внимание ребят и на более тонких моментах, таких, как композиция образа. Спросите учеников, какой рассказ, на их взгляд, написан сильнее? Пусть вас не смущает неопределенность вопроса — ребята, без сомнения, интуитивно поймут, что стоит за ним, и предложат множество вариантов ответа. Большинство, как правило, выбирает рассказ “Толстый и тонкий”. Почему? Во-первых, герой “Маски” требует подчинения себе, окружающие уступают его силе, в то время как Толстый никак не подталкивает Тонкого к изменению поведения, к раболепствованию; в “Маске” проблема “внутреннего рабства” как бы приглушена. Во- вторых, рассказ “Толстый и тонкий” гораздо короче “Маски”, следовательно, он написан более емко и концентрированно. Как автор добивается этой емкости? Разговор пойдет о чеховской детали, об умении несколькими штрихами создать полнокровный образ. Что это за штрихи? Случайно ли выбраны они? Как из них складывается облик персонажа? Как они отражают динамику изменения поведения героя? — ответы на эти вопросы постепенно подведут учеников к осознанию того, что образ любого персонажа тоже как-то “лепится”, компонуется, выстраивается и способ этого выстраивания у каждого писателя свой.

Прочитайте с детьми еще один рассказ Чехова — “Хамелеон”. Чем отличается он от предыдущих с точки зрения композиции? Ребята сразу увидят, что здесь перемена поведения героя происходит не один, а несколько раз. В то же время они узнают “чеховскую руку” — в частности, анализируя особенности композиции образа. Завершить разговор можно творческим заданием: написать рассказ такой же структуры, как рассказ Чехова “Толстый и тонкий”.

В заключение хотим еще раз подчеркнуть, что работа над композицией не должна быть формальной. Анализ композиции для того и нужен, чтобы вывести нас на некие глубинные смысловые пласты произведения. Научить ребят пользоваться этим “ключиком” и призваны уроки по композиции.

С.В.Волков

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.