РУБРИКИ |
Самооценка и ее роль |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Самооценка и ее рольСамооценка и ее рольМеждународный университет природы, общества и человека “ Дубна “ Филиал “ Угреша “ Кафедра психологии КУРСОВАЯ РАБОТА Самооценка и ее роль В становлении самосознания личности Выполнила: студентка I курса Проверила: Г. Дзержинский Список литературы : 1. Рогов Е. И. “ Психология человека “ – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999. - 320 с. 2. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. “ Психология и педагогика в вопросах и ответах “ – Ростов – на Дону ; “ Феникс “ , 1999. – 576 с. 3. Фолкэн Чак Т. “ Психология – это просто “ , пер. с англ. Р. Муртазина – М.; ФАИР – ПРЕСС , 2000. – 640 с. 4. Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. “ Психология : Учебник для студентов высших педагогических учебных Заведений “ – 2-е изд. , стереотип . – М .; издат. центр “ Академия “ ; Высшая школа , 2001. 5. Столяренко Л. Д. “ Основы психологии “ – Ростов – на – Дону ; издательство “ Феникс “, 1997. 6. Петровский А. В. , Брушлинский А. В. , Зинченко В. П. И др. “ Общая психология “ , учебник для студентов педагогических институтов под ред. Петровского А. В. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М.; Просвещение , 1986. 7. Интернет. План. 1. Введение 2. Самооценка и уровень притязаний 3. Основные положения Я – концепции 4. Заключение 5. Список литературы Введение Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего — в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Возможно, из этого интереса и возникла сама психология как наука. «Есть только одна и только одна вещь во вселенной, о которой мы знаем
больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, — сказал Самооценка и уровень притязаний Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее
определение: «Совокупность психических процессов , посредством которых
индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется
самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «Образ «Я» — это не просто представление или понятие личности о самой
себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе Как уже говорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет
преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если
перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не
сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению
желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек
становится личностью в результате совместной деятельности и общения с
другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные
ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее интересами. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым
уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я»,
проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Самооценка = ____Успех______ Притязания Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может
реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания,
чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели. Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками. Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки. Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо. Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность
устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и
целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы. Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей. Как вы себя оцениваете? Какое место займете на шкале: Самый умный Самый красивый Самый глупый Самый уродливый У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше
среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность
в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной». Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой? Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда
человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со
своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка
из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является
результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного
внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как
насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих. [ 2 ] Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной
самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие
нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или
популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом. [ 3 На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы,
действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди
сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих
людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале
учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам
подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии,
анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость». Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завышенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования.[ 2 ] В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. В результате каждая личность выявляет особо значимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчиняя ему все остальные деятельности. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Критерии самосознания: В структуре самосознания можно выделить: «Идеальное Я»); В целом можно выделить 3 пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»); 2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»); 3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;»); 4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»). [ 5 ] Три показателя - самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы Бессознательно - не значит бесконтрольно. Не следует забывать, что все
существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие этих бессознательно складывающиеся склонности учащихся старших классов cтpoить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии. Конструирование своего фантастического Я свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого Я-образа важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его фантастическим Я. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного. [ 4 ] Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей. Но, как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (т. к. не верит в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться создавать ситуации, в которых они получали бы ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, «поверили в себя», чтобы блокировать этот опасный для личности процесс. Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать. Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении; так, у интеллектуально развитых и творческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которыми он хотел бы обладать. Отсюда недовольство собой, которое побуждает человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию. Фрустрации - специфические эмоциональные состояния человека,
возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к
достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия,
озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная
фрустрация») , либо на себя (обвинение в неудачах самого себя - Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность - у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициативность - у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрациониого состояния, то формируется невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет. [ 2 ] Основные положения Я – концепции Термин «Я-концепция» (на английском “self-conception”, дословно – Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение человека
занимались такие известные психологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Одна из наиболее известных работ, посвященных Я-концепции - работа Составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим
качествам, называется самооценкой или принятием себя. Я-концепция – это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем. Я-концепция – это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания . Я-концепция формируется в процессе воспитания, социализации, но имеет и определенные индивидуально-природные обусловленности. Я-концепцию можно рассматривать как установку человека по отношению к себе. Как всякая установка, она включает в себя: убеждение, которое может быть обоснованным или необоснованным (когнитивная составляющая); эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая); выражение перечисленного выше в поведении (поведенческая составляющая). Представления о себе (когнитивная составляющая Я-концепции), как
правило, кажутся человеку , безусловно убедительными вне зависимости от
того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении,
являются ли они истинными или ложными. Характеристики человека как объекта
можно перечислять до бесконечности, описывая его внешний вид, пол, возраст,
психологические характеристики, социальный статус, его роли, жизненные
цели, даже имущество. Все эти составляющие входят в самоописание с разной
долей значимости – одни представляются более значимыми, другие – менее. Я-
концепция характеризует человека как неповторимое существо, обладающее
отличительным набором качеств. Оценка одного и того же качества может меняться в зависимости от
ситуации. Так одно и то же качество подростка может оцениваться
положительно в коллективе сверстников и отрицательно дома или наоборот. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Позитивная самооценка проявляется как позитивное отношение к себе, самоуважение, ощущение собственной ценности. Низкая или негативная самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе и своей личности, ощущение собственной неполноценности. Самооценка всегда носит субъективный характер, вне зависимости от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида или существующие социо-культурные стандарты. Человек не может изменить уже свершившиеся события, но он может пересмотреть свое восприятие этих событий и их интерпретацию. На самооценку также влияет сопоставление образов «реального Я» и Я-концепция как установка по отношению к себе влияет на всеповедение человека, так как «Я как объект» всегда присутствует во всех наших поступках. Планируя любое действие, человек исходит из своих представлений о том, каков он, какие у него качества, способности, как на него реагируют окружающие, из того, какой у него образ своего «будущего Я». Поведение человека зависит от тех значений, которыми он в своем восприятии наделяет свой прошлый и настоящий опыт. Человек может сменить работу, переменить место жительства, семью, но не может убежать от себя. Я-концепция контролирует и интегрирует поведение индивида, но она оказывает влияние скорее на выбор направления активности, чем непосредственно направляет эту активность. Обладая относительной стабильностью, Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения, характерные для данного человека. Функции Я-концепции: достижение внутренней согласованности личности; интерпретация жизненного опыта; определение ожиданий человека в отношении своего будущего. Достижение внутренней согласованности личности: Столкновение противоречащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека о себе, вызывает у него ощущение психологического дискомфорта. И человек всячески пытается этого избежать, предпринимая действия, способствующие достижению утраченного равновесия, стараясь избежать внутренней дисгармонии. Поэтому, когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо: 1) принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо, 2) отказывается видеть вещи такими как они есть, верить людям, сообщающим ему что-либо о себе, или, 3) стремится изменить каким-либо образом себя или окружающих. Если изменения образа себя, привносимые новой информацией, не сильно отличаются от прежних представлений о себе, то индивид иногда может их принять, если эти изменения не превышают его адаптационные возможности. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может также усваиваться с помощью защитно-психологических механизмов, таких как рационализация, когда новый опыт объясняется на основании уже имеющегося, искажение или отрицание. Таким образом, Я-концепция может выступать как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить. Сложившаяся Я-концепция обладает свойством самоподдержания. Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы Я и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Так, человек может иметь сильно отличающиеся образы Я на работе и дома. Если вдруг происходит перекрывание таких ситуаций или ролей (например, какой-либо праздник на работе с приглашением членов семей или неожиданная встреча в тесной неформальной обстановке людей, чьи отношения на работе четко регламентированы), то проблема рассогласованности может проявиться достаточно остро. Даже при относительной жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь. Стабильность Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в
направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных
ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта (Э. Например, человек с низкой самооценкой может интерпретировать искреннюю похвалу в свой адрес как замаскированную насмешку. Такой человек обычно чувствует себя неуверенно, тревожен, напряжен, что в свою очередь нередко вызывает дискомфорт и напряженность у партнеров по общению. Люди, не верящие в свои возможности, выбирают соответствующие жизненные цели, друзей, будущее. Очень важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации. Сформировавшиеся представления о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Так, если ребенка убедили, что он глуп, он соответствующим образом будет вести себя в школе, и не будет прилагать никаких усилий к учебе, так как уже знает, что «глуп, не дано, у него не получится». Если человек уверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих. Связь между ожиданиями по отношению к себе, обусловленными Я-
концепцией, и поведением человека лежит в основе механизма Осознание этого механизма позволяет увидеть, что работа с Я-концепцией
как с объектом вашего осознанного творчества может позволить человеку
перестать быть рабом собственного прошлого, сформировавшихся в нем
убеждений и стать творцом собственного настоящего и будущего. Механизмы формирования Я-концепции: 1) прямое или косвенное внушение родителями образа или самоотношения; 2) формирования стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний; 3) контроль за поведением ребенка, в котором усваиваются параметры и способы самоконтроля; 4) вовлечение в поведение, которое может повысить или понизить самооценку, изменить образ себя; 5) вовлечение в социальные отношения, в которых происходит усвоение реально существующих правил поведения, моральных норм; 6) идентификация со значимыми другими. Рассмотрим механизмы формирования Я-концепции: В детстве Я-концепция является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной, легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора круга общения предельно сужены. Монополия родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирование его Я-концепции. Ориентиры для оценки себя и других, убеждения, заложенные в детстве, поддерживают себя сами в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно. Первой предпосылкой формирования Я-концепции является появление у младенца навыка разделения собственных ощущений на те, что вызваны его собственной активностью, и те, что не зависят от него, объективны. Ребенок сталкивается с задачей разделить их, осознать отдельно. Важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности своего тела. По мере развития этого навыка у ребенка формируется умение управлять своим телом, оно превращается в своеобразное «орудие» его деятельности. При этом происходит формирование определенного психического образования – схемы тела, субъективного образа взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. По В.В.Столину, образ самого себя также формируется в процессе жизнедеятельности как некое психическое образование, позволяющее более адекватно и эффективно действовать. Так же как и относительно схемы тела, можно утверждать, что действует не человеческий образ самого себя, а субъект, наделенный этим образом Я, с помощью этого феномена. Сходство схемы тела и образа Я – это сходство их функций. Они различны в той мере, в какой человек как биологический организм отличается от человека как социального существа. Столин В.В. выделяет 6 способов «интериоризации» ребенком знаний о себе. Прямое или косвенное внушение родителями образа или самоотношения. Если внушаются качества, которыми ребенок в действительности не обладает, имеет место «мистификация». Мистификация может иметь форму инвалидизации – обесценивания точек зрения ребенка, его интересов, намерений, и приписывания, которое может быть позитивным и негативным. Косвенное внушение чаще всего имеет отношение к оценке ребенка. Первый случай Я «+» и Ты «+», то есть «Я хороший, со мной все в порядке» и «Ты хороший, с тобой все в порядке». Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь. Такие люди бывают хорошими лидерами, уважающими как себя, так и своих подчиненных. В любой другой позиции человек в большей или меньшей степени чувствует себя неудачником. Второй случай Я «+», Ты «-», «Я хороший, со мной все в порядке», «С
тобой нехорошо, у тебя не все в порядке. Эта позиция – позиция
превосходства. Такую позицию занимает человек, который лезет помочь Третий случай - «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке», а «Ты
хороший, с тобой все в порядке». Психологически это депрессивная позиция, в
социальном смысле – самоуничижение. Это позиция меланхоликов, неудачников,
которые мучают себя сами. Так, человек, привыкший считать себя бедным Я « Четвертая позиция - Я « - », Ты « - », «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке» и «С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке». Это позиция безнадежности. Люди могут иметь разные жизненные позиции в своих различных жизненных ситуациях. Позиция Ты может характеризовать отношение не только к другому человеку, но и к миру в целом. Случаи, когда явные, словесные, прямые внушения противоречат косвенным, имеют негативное влияние на формирование психики ребенка. Следует отметить, что ребенок всегда имеет свободу выбора реакции на родительское внушение – согласиться с родительским мнением или начать борьбу против него. Таким образом, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна. Ребенок может отреагировать на родительское поведение дополнительно или же защитно. В первом случае ребенок отвечает инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование и т. п. В случае защитного поведения ребенок может в ответ на родительское отвержение начать вести себя с родителями так, как будто те его любят и внимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить поведение по отношению к нему. Опосредованная детерминация самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний. Родители формируют представления ребенка о стандартах поведения, о
жизненных целях, ценностях, идеалах. Если эти цели, планы, идеалы,
соответствуют способностям и интересам ребенка, то, реализуя их, он
повышает самоуважение (см. формулу Джемса). В противном случае, когда
родители награждают ребенка нереалистичными для него планами, стандартами,
идеалами, тем самым способствую формированию нереалистичного образа Контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля. Контроль характеризует способ, с помощью которого происходит
управление конкретным действием, поступком, поведением. Дисциплинарный
аспект отношения родителей к ребенку проявляется как слабый контроль Способ и форма контроля нередко формируют у человека такие же способы и формы самоконтроля. Жесткая дисциплина, превратившись в жесткую самодисциплину, может проявиться как стремление упорядочивать, регламентировать собственную жизнь. Контроль с помощью страха приводит человека к постоянной оглядке на мнение других, ожиданию «наказания» с их стороны в виде негативного мнения. Предсказуемость или непредсказуемость контролирующего поведения родителей преобразуется в веру человека относительно управляемости или неуправляемости внешних событий жизни. Конечно, взрослый человек может сознательно подходить к вопросам самоконтроля и самовоспитания. Но сначала для этого он должен проанализировать те способы самоконтроля, которые у него имеются. Иногда ребенок перенимает у взрослых способы самоконтроля, которые они используют по отношению к себе самим. Вовлечение ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ себя. Этот способ повлиять на формирование Я-концепции связан с вовлечением человека в определенную специально созданную ситуацию, в которой он может приобрести опыт, изменяющий его образ себя. Так, родители могут организовать для своего ребенка, боящегося собак, ситуацию, в которой он сумеет преодолеть свой страх, убедившись, что собака (которую специально заранее нашли родители) – существо дружелюбное, виляет хвостом и хочет играть. После этого ребенок может сменить представления о себе как человеке, боящемся собак, на представления о себе как о ребенке, который знает, что собак бояться не обязательно, или как о человеке, который может преодолеть свой страх и убедиться, что все закончится хорошо, или просто как о смелом человеке, а не о трусишке, который боится даже собаку. Можно сформировать ситуацию, когда представления человека о себе изменятся так, что это приведет к снижению его самооценки. Нас всех с детства учат «что такое хорошо и что такое плохо», и определенные качества сразу связываются в нашем сознании с оценкой – хорошо это или плохо. Пример создания такой ситуации описан в рассказе Л.Н.Толстого «Сливы». Это история о ребенке, поставленном в ситуацию соблазна. Его оставляют одного в комнате со сливами (пересчитанными, чего он не знает), попробовать которые ему очень хочется, и при этом сообщают, что сливы есть нельзя. В.В.Столин приводит в качестве примера аналогичную ситуацию, когда ребенка не просто оставляют в комнате с конфетами, но еще берут у него обещание, что он не будет их есть. Ребенок не может устоять против соблазна. В результате, когда его потом спрашивают, ел ли он конфеты, он в любом случае оказывается обманщиком: и если он скажет, что не ел, и если скажет, что ел (окажется, что он обманывал, когда обещал не есть). Для практической работы со своей Я-концепцией И. Калинаускас предлагает выделить три ее аспекта: Первый аспект «Я как Я» или «Я как самотождественность». Это то, что
позволяет человеку, проснувшись утром, быть уверенным в том, что он тот же
человек, что и вчера. Эта часть Я-концепции является само собой
разумеющейся, сна обычно не осознается человеком. Существует множество
психологических механизмов, служащих поддержанию совершенно естественной
уверенности человека в том, что он – это он. Эти механизмы, как правило,
хорошо защищены от внешних влияний, ибо неграмотное вторжение в эту часть
психики может сделать человека клиентом психиатрической больницы. Эта часть Следующий аспект «Я как Другой» – это описание себя как объекта,
взгляд на себя с точки зрения Другого. Как уже отмечалось, Я-концепция
складывается в основном стихийно, без участия в этом самого человека. Эта часть Я-концепции доступна для самостоятельной работы, самоанализа и изменения. Как правило, человек мало знает себя, поэтому даже сам факт ответа на вопросы тестов дает человеку много информации о себе, тем самым, меняя его. Заполнив личностный опросник, человек может обнаружить, что его описание себя где-то очень подробно, а где-то намечено лишь несколькими штрихами, некоторые вопросы могут вызывать гнев, протест и нежелание думать об этом. Все это является информацией для дальнейшей работы. Можно также проанализировать, каково должно было бы быть содержание аспекта «Я как Другой» для достижения Ваших жизненных целей, и чем оно отличается от имеющегося сейчас. Осознание этой разницы позволяет увидеть направление для конкретной работы над собой. Следующий аспект называется «Я как Мы». Каждый человек является членом различных «Мы» – это и семья, и компания друзей, коллеги на работе. Может быть Мы – собаководы, Мы – посетители определенного бара, Мы – студенты этого ВУЗа, Мы – мужчины или женщины, люди определенной национальности, молодежь или люди среднего возраста, владельцы автомобилей и т.д. В социальной психологии хорошо изучено, насколько принадлежность к той или иной группе влияет на поведение человека, на его Я-концепцию. Даже когда человек говорит: «Я так считаю», как правило, он выражает
мнение определенного круга людей, к которому себя причисляет. Чаще же
говорят: «Мы так считаем, у нас так принято, все так считают» и т.д. «Можно сделать очень интересное открытие, если попробовать познакомиться со своей компанией, потому что от «Я как Мы» зависит, кто попадает в Другие, Вне-Мы, то есть появляется реальная возможность выяснить, в каком мире вы себя поселили, среди каких людей вы постоянно психологически пребываете. А ведь от этого зависит, каких людей вы замечаете, а каких нет, какие люди обязательно пройдут мимо вашего внимания, хотя будут наделены всеми достоинствами, мыслимыми и немыслимыми, но они в ваше Мы не попадают – не из вашей компании, не из того круга… Если есть Мы, значит есть Они. А если есть Мы и Они, значит Мы правы, а Они – нет. Значит, с Ними надо бороться». Все эти аспекты выделены для удобства работы с ними. В то же время они
взаимозависимы, являются частями одного целого. Как известно, изменение
части приводит к изменению всего целого. В частности, очень легко увидеть
связь между аспектами «Я как Мы» и «Я как Другой». Изменение своего «Мы»,
своей референтной группы неизбежно приводит к изменению аспекта «Я как Если меняется содержание аспекта «Я как Другой», это сказывается и на выборе тех Мы, к которым человек себя относит. Так, если ребенок, которому учительница сообщает, что он хулиган, принимает это утверждение в описание себя, он начинает считать себя своим в компаниях, где Мы – хулиганы, которые раньше были для него Они, другие. Актуальное содержание этого аспекта Я-концепции влияет на поведение. Люди идентифицируют себя со своими Мы: с предками и их славной историей, полом, этнической группой, родом занятий и др. Всякий раз, когда задеваются те Мы, к которым человек себя относит, он реагирует так, словно затронут он лично. Никакие изменения в человеке, в его жизни нельзя произвести, не изменив его Я-концецию. Широко известен тезис: то, какие мы есть, определяет, какой жизнью мы живем, и изменить свою жизнь можно только изменив себя. Есть хороший лозунг: «Измени свою жизнь сам». Трудно предположить, что самопроизвольные изменения будут происходить в желательном для нас направлении. [ 7 ] Заключение. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения,
которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки
собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что
личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже
зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает
себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным
качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и
определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности
всегда имеется референтная группа (реальная или идеальная), с которой она
считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой
являются ее идеалами, интересы — ее интересами и т. д. [ 6 ] — социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности . [ 5 ]
|
|
© 2010 |
|