|
|
|
|
Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников
Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников
Доклад на тему: Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников. С давних времен проблемы полового воспитания относились к
числу,во – первых , наиболее запутанных , а , во – вторых , пренебрегаемых
, а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики . Отрадно , что
сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой . Это связано и со
снижением возраста полового созревания (13 – 15 лет ) , а значит с ростом
добрачных сексуальных отношений , и со многими социальными факторами
.Сегодняшние 16 – 17 летние по половому поведению соответствуют 19 – 20
летним 60 – х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3
года раньше , а эмоциональное созревание – замедляется . Чтобы помочь
юношам и девушкам сформировать правильные семейно – брачные отношения и
сексуальные ориентации необходимо единение врачей , учителей , психиатров ,
т.е. нас , взрослых .
Ученым давно известны стадии , в которых присущая человеку способность
любить выражается особенно сильно.
1) Это возраст около трех лет , когда ребенку вдруг начинает очень нравиться мальчик или девочка ( строго по признаку противоположного пола ) одного с ним или более старшего ( что более свойственно девочкам ) возраста.
2) Это младший школьный возраст ( 7 – 9 лет ) ,когда полудетская влюбленность проявляется во взаимной нежности и жалости.
3) Это подростковый возраст ( 12 – 13 лет ) , когда чувство к человеку противоположного пола находит свое выражение в возрастающей тяге к общению , жадном интересе к обьекту любви и своеобразном фетишизме ( когда особо привлекает какой – то один компонент внешности , например , волосы или ноги ).
4) Это юношеский возраст ( 15 – 17 лет ) , когда привязанность юношей и девушек друг к другу носит уже почти совсем “взрослый “ характер , ибо основывается на тяге к глубокой личной интимности. Вернемся теперь к раннему детству .По авторитетному мнению специалистов , ребенок проявляет половые различия уже в первые дни после рождения . А осознание ребенком своей половой принадлежности начинается с того , что он научается различать пол других людей . Знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трем годам , по мере того как ребенок осознает свое “ Я “ ( ты – мальчик , я – девочка ). В 2 – 4 года у ребенка особенно активно проявляется “ половое любопытство “ , т.е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов . Дело в том , что осознание своего собственного “ Я “ обязательно включает в норме и осознание собственной половой принадлежности. А половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности , а значит , формирования в детях эталонов настоящего мужчины и женщины . И в каждом определенном возрасте у ребенка должно быть соответствующее его уровню понимания представление о сущности половых различий .Ребенок должен осознанно понимать значение своего пола и уважать пол противоположный . Так уже в маленьком мальчике необходимо развивать уважение к женщине , а девочку нужно научить вести себя в соответствии с половой принадлежностью.
Уже в младшем школьном возрасте возникают первые симпатии детей
противоположного пола по отношению друг к другу .Основаны эти отношения в
основном на эмпатических способностях , которые в этом возрасте проявляются
в способностях школьников сочувствовать , сопереживать кому – то.У разных
людей эмпатическая способность , как и вообще способность любить , весьма
различна , как различны и все остальные способности у разных людей .И такую
эмпатическую способность ( способность сопереживать , а значит любить )
необходимо развивать в маленьком человеке (напр. игры в дочки – матери , “
отца “ , сказки , случаи из жизни животных ). Кстати , неразвитые
эмпатические способности дают негативные последствыия во взрослой жизни
детей . Эксперименты показывают , что уже в шести – семилетнем ворасте до
10 – 20% мальчиков и девочек ( причем , мальчиков больше , чем девочек )
практически совершенно лишены эмпатических способностей . Исследователь
Филонов Л.Б. пришел к заключению , чео самое большое число случаев
жестокости ( а жестокость предполагает отсутствие способности сочуствовать
и сопереживать ) падает на подросткоиый возраст 11 – 16 лет .А среди
взрослых людей обнаруживаются даже такие , которые наслаждаются , во всяком
случае получают удовлетворение от созерцания других людей .
Такие негативные последствия проявляются как раз от того , что в раннем
детстве . в пеиые школьные годы ребенок не испытал никакой влюбленности ,а
значит не научился и испытывать нежность , жалость , сочуствие по отношению
к кому – то … В подростковом возрасте интерес к половым вопросам резко возрастает .
Начинается процесс полового созревания , который , безусловно , накладывает
отпечаток на поведение подростка . Но происходит не только физическое
созревание , но и заметное созревание ребенка как личности . Появляются
первые признаки самоконтроля и саморегуляции поведения . Половое влечение у
подростков приобретает вполне определенную направленность , что проявляется
в в изменении характера их поведения в присутстви представителей другого
пола . При этом , например , девочки начинают разговаривать преувеличенно
громко , с особыми интонациями , обнимают одна другую , шепча на ухо
секреты . Появляется первое женское кокетство , цель которого – привлечь к
себе внимание ( причем половое поведение женщины сложнее и разнообразнее
поведения мужчины ). Так наряду с кокетством проявляется и другая реакция ,
связаная с половым влечением у девочек – застенчивость . К ней близка
стыдливость . Степень развития этих чувств зависит от индивидуальных
особенностей ребенка , от атмосферы в семье. У каждого человека постепенно
складывается модель( внутренняя, идеальная) представителя другого пола и
каждый конкретный человек с ней более или менее сопоставляется. В
некоторых случаях наступает состояние влюбленности, очень остро
переживаемое подростками. Нечуткое вмешательство взрослых в подобных
ситуациях может вызвать сильнейшее психическое перенапряжение у подростка и
даже привести к нервному срыву. А взрослые нередко спешат навязать свое
мнение, спешат запретить детям делать что-либо, не пытаясь оценить
насколько этот запрет может психологически ущемлять подростка. Согласно
данным , полученным в одном из исследований, в основе почти 20% конфликтов
между матерью и дочерью лежит неодобрение матерью дружбы с мальчиками
(“рано”); 11% конфликтов излишнее, по мнению матери, стремление дочери к
самостоятельности ; 11% кофликтов “Упрямство” дочери ; 19% - прическа,
косметика, модная одежда. В свою очередь дочери считают, что “ мать все преувеличивает”, или
жалуются “мать ругает без конца”. Согласно данным того же исследования
конфликты между матерью и дочерью возникали : В 11 лет – в 10% семей В 12-13 лет – в 72% семей В 14 и старше – в 18% семей Совершенно ясно , что различия во мнениях между взрослыми и детьми
несложно сгладить, если быть сознательно заитересованным в этом. Ничего
плохого в самостоятельности ребенка нет, как нет ничего плохого и
постыдного в сексуальном развитии ребенка.Плохим или хорошим ,
нравственным или безнравственным может быть лишь отношение к этому явлению,
и в том числе отношению паническое. Неумелыми действиями ( жестокостью,
грубостью, потаканием ) взрослый может глубоко травмировать душу ребенка,
вызвать отчуждение, которое нелегко будет потом устранить. Возникает
деформация отношений, воздействовать на ребенка станет все труднее и
труднее. Итак , в период 12-13 лет активно начинаются ухаживания за
представителями противоположного пола, причем это определяется не столько
уровнем половой зрелости, сколько некими нормами, представлениями о том,
как и когда это принято делать у сверстников. Проявляется острый интерес к
порнографии без всякого понимания , что она действует подобно наркотику
сначала обостряя отношения , а потом быстро начиная их притуплять
опустошатя человека на многие годы. ( Такой же повышенный интерес
проявляется и по отношению к наркотикам .) Причем обсуждать свои “любовные” проблемы подростку легче с друзьями, а
не с родителями .( В одном психологическом исследовании испытуемым разного
возраста задавали вопрос – Чувствовали ли Вы когда-нибудь , что вам легче
обсуждать проблемы с друзьями , а не с родителями ? Положительный ответ
дали 61% подростков 11-13 лет, и 90% юношей 15-18 лет.) В связи с необходимостью заинтересовать собой представителя
противоположного пола резко возрастает внимание к своим внешним данным ( не
внутренним ) и мнению окружающих по этому вопросу . Просто ужас вызывают
веснушки, угри, редкие зубы, рыжие волосы. Невероятно повышается
чувствительность к обидным замечаниям окружающих по этому поводу. Стоит
“обьекту” любви хотя бы один раз, в шутку, высказаться по поводу
внешности своего воздыхателя - как “любовь“ исчезает. Говорить о проявлении влюбленности в подростковом возрасте можно много,
главное , думается , в том , что половое влечение не должно подавляться.
Оно должно наоборот поощряться, но именно в плане привития педагогически
приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами
противоположного пола. Требуется современное возрастное сексуальное
просвещение подростков. “… если добродетель есть неведение, то все животные - предобродетельные
особы. Добродетель девушки не в том, чтобы она младенчески не знала, а в
том , чтобы она младенчески знала , и в знании оставалась чистою.” В.Г.Белинский Совсем особый тип поведения наблюдается у учащихся старшего школьного
возраста. Центральное новообразование этого периода - процесс активного
развития личности, интенсивного формирования мировоззрения. Большой
интерес старшеклассники проявляют к проблемам долга, чести, справедливости.
Высока у них потребность в доверии, уважении, равном отношении со
взрослыми.(В старших классах человеку незнакомому предпочтительно
обращаться к учащимся на “Вы”). Неуважение к личности старшеклассника к его
“я” может привести не только к конфликтам , но и к отклонениям в
нравственном поведении. Этот возрастной период развития человека является
не менее сложным и противоречивым, чем возраст подростка. С завершением полового созревания усложняется общественное положение
старшеклассников. Возникают интимные отношения, новые половые чувства,
отличные по форме и содержанию от тех которые имеют место у взрослых мужчин
и женщин. В юношеские годы несколько изменяется проявление “гормональной бури”.
Подросток (старший) также повышенно возбудим, эмоционально неустойчив,
реакции его неадекватны. Своеобразной формой психотерапии выступают в этом
случае именно дружба, любовь. В этом возрасте физическая коммуникация
начинает вытесняться словесным общением. Обьятия, щипки, поглаживания
заменяются комплиментами, иронией, остроумными шутками и игривыми
намеками. Слушая телефонные разговоры молодых людей, взрослые нередко
выходят из себя от их продолжительности и бессодержательности, не понимая ,
что сам контакт с ровесниками выполняет для них специфическую роль –
поддержание самоутверждения личности. Влюбляясь юноша ( чаще чем девушка ) желает всем доказать свою
смелость, удаль – стремится выделиться из среды себе подобных, обратить на
себя внимание. (Вспомним поведение героя фильма “В моей смерти прошу винить
Клаву К…”, когда он сделал стойку на руках на краю крыши.) Максимализм в суждениях, категорическая критичность – это тоже черты
учащихся старшего школьного возраста. Именно в силу этих качеств
юноша(девушка) не прощают измены (взгляд, улыбка, танец) своему партнеру, и
, разрывая отношения, замыкаются в себе, переживая свою боль внутри себя и “мстя” всем окружающим за эту боль. Стремясь выделиться , проявить свою “самобытность”, “индивидуальность”, старшеклассники нередко совершают свои первые преступления.( напр.
“изнасилование – доказать всем и ей, и себе, что я могу.”) Причем, знание того , что его очень любила мать делает молодого
человека более уверенным в отношениях с девушками и позволяет ему проще
компенсировать свои недостатки. Очень важно к этому возрастному периоду развития старшего подростка
пробудить у девочки чувство девичьей чести, женского достоинства, у
мальчиков – мужскую сдержанность, уважение к женщине, чувство
ответственности за доверившегося человека. Тогда у родителей не будет
оснований опасаться за чистоту их отношений. Строгость воспитания конечно
нужна, но это должна быть строгость умная и справедливая. Рекомендованы : совместное времяпрепровождение , танцы , вечера отдыха,
походы, обсуждения коцертов, совместный спорт, встречи “домами”. Важно научить юношей и девушек общаться, избегая пошлости и грязи .
Возвысить половое влечение, переосмыслить его как высшую форму человеческой
близости, которую достигают далеко не все.
----------------------------------------------------------------------------
--- Список литературы:
Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.,1988
Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск,1980.
Фридман Л.Ф.,Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.,1988.
Т.Разумовская.Узы брака, узы свободы.М.,1990
|
|
|
|
|