РУБРИКИ

Семантическое поле страха на основе произведения Стивена Кинга Цикл оборотня

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Семантическое поле страха на основе произведения Стивена Кинга Цикл оборотня

Семантическое поле страха на основе произведения Стивена Кинга Цикл оборотня

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

XXXXXXX ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Студентка – заочница 5 курса факультета иностранных языков

По специальности английский язык

Семантическое поле страха

(на материале произведения С. Кинга ‘Цикл оборотня’)

Выпускная квалификационная работа

Научный руководитель

Доцент кафедры английской филологии

Кандидат филологических наук

Агапова С. А.
Утверждаю зав ОЗО

2004

Содержание:


Введение 3

Глава 1 Условия возникновения страха, его механизмы и формы ……5

1.1 Физиологические основы страха 5
1.2. Детерминанты страха и тревожности 7
1.3 Психоаналитический взгляд на проблему 10
1.4 Попытки классификации видов и форм страха 11

1.4.1 Биологический страх 12

1.4.2 Социальный страх 12

1.4.3 Моральный страх 13

1.4.4 Дезинтеграционный страх 14
1.5 Эмоции 15

Глава 2 Наиболее частые формы проявления невротического страха 27

2.1 Страх и отношение к нему в норме и патологии. 29

2.1.1 Страх как нормальная реакция организма. 29

2.1.2 Адекватность страха 33

2.1.3 Страх как ценность 34
2.2 Психологическая, содержательная сторона фобических переживаний 37

Заключение к главам 1 и 2 40

I. Физиологический страх 40
II. Социальный страх 41
III. Мистический страх 43

Глава 3 Лингвистическая семантика 46

3.1 Функционально-семантическое поле 50

Глава 4 Семантическое поле страха в ‘Цикле Оборотня’ Стивена Кинга 53

4.1 Творчество Стивена Кинга 53
4.2 Лексические средства выражения страха 57
4.3 Литературные средства 60
4.4 Психологический фон произведения 73

Заключение 78


ПРИЛОЖЕНИЕ 80


Литература: 88

Введение

Цель данной работы – исследовать употребление различных лексических и стилистических средств для создания семантического поля страха в произведении Стивена Кинга ‘Цикл оборотня’.

Задачи:

– изучить условия возникновения страха, его механизмы и наиболее частые формы его проявления;

– рассмотреть понятие семантического поля и его роль в создании композиционно-речевых форм;

– выявить лексические и литературные средства выражения страха и определить их роль в создании семантического поля страха в произведении
Стивена Кинга ‘Цикл оборотня’.

Испытывать страх – присуще любому живому существу, будь то человек или животное. Но что такое страх? Как он возникает? Каковы механизмы формирования этого чувства? Многие психологи проводили эксперименты и обсуждали данную проблему. Например, исследование проведенное со 100 испытуемыми по проектной методике ‘Несуществующее животное’ рассмотрели более 250ти рисунков. Из этих рисунков были отобраны те, в которых отображались страх и тревожность и с их авторами проводились беседы для того, чтобы выявить, что послужило поводом для беспокойства и вызвало тревогу или страх. На основании этих данных, а также по результатам исследований А. Кемпински и К. Е. Изарда, занимавшихся проблемой страха, был выведен список ситуаций, в которых каждый человек в той или иной мере будет испытывать страх или же стремление его компенсировать. Эти ситуации были расклассифицированы на три группы, в зависимости от того, какого рода страх будет испытывать человек:

1. Ситуации, вызывающие физиологический страх, создаваемый внутренними размытыми ощущениям;.

2. Ситуации, вызывающие социальный страх, связанный с морально- этическими нормами, положением человека в социуме;

3. Ситуации, вызывающие мистический страх, связанный с суевериями, предчувствиями.

В главах один и два данной работы будут рассмотрены условия возникновения страха, представлена классификация его видов и форм, наиболее частые случаи проявления страха, а также роль эмоций и фобических переживаний. В третьей и четвертой главах рассматривается вопрос функционально-семантического поля, а также исследуются лексические и литературные средства создающие семантическое поле страха в произведении
Стивена Кинга ‘Цикл оборотня’.

Глава 1 Условия возникновения страха, его механизмы и формы

1.1 Физиологические основы страха

А. Кемпински (1975) считает, что на основании наблюдений за поведением животных можно с достоверностью сказать о том, что страх среди животного мира встречается часто и наблюдается уже на низших ступенях филогенетического развития (Кемпински, 1975, с. 121). Реакции страха, независимо от степени филогенетического развития, аналогичны.

Уже у насекомых, при внезапном прикосновении, наблюдаются состояние оцепенения либо внезапные хаотические движения – с чертами бегства или же, иногда, агрессии. Подобные реакции наблюдаются и у людей, в угрожающей для них ситуации. В частности, при шизофрении, когда страх неоднократно превышает границы человеческой выносливости, появляются состояния обездвижения (или так называемого “ступора”) или импульсивного возбуждения
(в том числе двигательного).

Такие эмоции, как страх, гнев и ярость, повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга. Они усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям.

На нейрофизиологическом уровне страх вызывается довольно быстрым возрастанием нейронной активности. В частности, существуют три эмоции, непосредственно связанные с возрастанием интенсивности (например, переживания), по данным Томкинс (Изард , 1962) и Изард (Изард, 1980) это будут:

1. удивление-испуг;

2. страх-ужас;

3. интерес-возбуждение.

Врожденная и приобретенная дифференциация этих трех эмоций подготавливает человека к любому значительному и неожиданному возрастанию стимуляции. Наиболее неожиданные и резкие возрастания в интенсивности нейронной стимуляции активируют удивление-испуг. Несколько меньшее возрастание приводит к страху или даже ужасу в зависимости от длительности или необычности стимуляции и от индивидуальных особенностей восприятия и мышления личности. Наименее резкое и неожиданное увеличение стимуляции ведет к интересу или же просто к возбуждению, когда стимулы не воспринимаются как неведомые.

Боулби (Изард, 1973) и Грэй (Изард, 1971) оба считают, что в активации страха определенную роль играет не только уровень стимуляции, но и селективная активность рецепторных органов.

На основании всего этого К. Е. Изард делает вывод, что в эмоциях испуга, страха и интереса (возбуждения) существуют частично перекрывающиеся компоненты. Он считает, что сходство нейрофизиологических механизмов позволяет любой эмоции быть активатором страха.

Геллхорн (Изард, 1965) в своем исследовании обнаружил некоторые физиологические изменения при остром страхе, например, снижение тонуса мускулатуры, частоты сердцебиения, кровяного давления; также при остром страхе возможно расширение зрачков, потоотделение, прилив крови к мускулам.
При возбудимой форме страха (синдром страха-гнева по Изарду) наблюдается беспокойство, гиперактивность, симпатические реакции; при тормозной форме
(синдром страха-страдания) – гиперактивность, бессилие, парасимпатические реакции.

1.2. Детерминанты страха и тревожности

Тревожность – сложная комбинация аффектов и аффективных структур, является как бы фоновой для эмоции страха. Многие исследователи в основном считают причинами страха опасность, угрозу, всякий какой бы то ни было потенциальный ущерб как физического, так и психологического характера.

Вызовет ли то или иное событие страх, зависит от контекста, в котором оно происходит, от индивидуальных различий в темпераменте, от особенностей восприятия и мышления, от характера предрасположенностей, от опыта и возраста индивида. Почти все традиционно выделяют врожденные и приобретенные причины страха, только по-разному их называют, как, например, биологические и социальные (Кемпински, 1975), природные и производные от них стимулы страха.

Как считает Грэй, страх вызывает событие, если оно не происходит в ожидаемом месте или в ожидаемое время, или же, наоборот, в данном или в данное время является неожиданным (Изард, 1980). Другими словами, это событие, не соответствующее нашим ожиданиям, или срывающее наши планы.

К. Е. Изард выделяет страх предметный (названный человеком или объектом) и беспредметный (неосознанный, не связанный с чем-то конкретным).
Кроме того, он вычленяет четыре класса причин страха (Изард, 1980, с. 315-
320).

Первый класс детерминант страха у Изард – это внешние события и процессы.

Как было сказано выше, детерминанты могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные детерминанты, как определяет К. Грэй (Изард,
1980), могут быть четырех категорий:

1. интенсивность – к этой категории относятся боль, звук, свет, внезапные и неприятные, воспринимаемые как вредные и т.п., в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта и ситуации;

2. новизна – к этой категории относятся незнакомые лица и предметы;

3. эволюцией выбранные сигналы опасности – к этой категории относятся высота и водные глубины, и все, что неизбежно ведет к гибели, причем эта неизбежность известна субъекту подсознательно;

4. сигналы опасности, выработанные в социальном взаимодействии, например, гнев или угроза человека, воспринимаемого сильнее субъекта.

Природные, культурные детерминанты страха могут быть результатом
‘научения’. Это зафиксированные в обществе табу, суеверия, социальные нормы и нормы морали. Боулби выделяет природные – т.е. те же стимулы страха
(Изард, 1980, с. 316-317):

1. одиночество,

2. незнакомость,

3. внезапное приближение,

4. внезапное изменение стимула,

5. высота,

6. боль, – это то, на что мы реагируем страхом, тревогой, беспокойством, сразу, не думая (с этим страхом бороться труднее всего, т.к. он не поддается рационализации и интеллектуальному анализу; на него возможно влияние посредством волевых усилий).

Стимулы, производные от природных:

1. темнота (производный от одиночества и незнакомости);

2. животные (производный от незнакомости и внезапного приближения);

3. незнакомые предметы и люди (производный от новизны) – это те стимулы, страх перед которыми безотчетный, но мы его иногда стараемся объяснить, и устраняем при помощи компенсации и самореализации.

Культурные стимулы, которые при ближайшем рассмотрении оказываются связанными и с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализацией, проекцией, например:

1. боязнь воров или привидений (рационализация страха темноты);

2. страх перед попаданием молнии (рационализация страха грома).

Второй класс детерминант страха у Изарда – это влечения и потребности.
Их роль состоит в сохранении гомеостаза. При проявлении боли страх может либо усиливать ее, либо побуждать субъекта к действиям, связанным с избавлением от нее.

Третий класс детерминант страха у Изарда – эмоции. Они являются активаторами страха, кроме того, страх всегда эмоционально окрашен.
Переживание страха всегда ведет к конфликту между желанием исследовать и желанием спастись. Этот факт Булл считает доказательством двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций Изарда интерпретирует конфликтное поведение как результат колебания между страхом, побуждающим к избеганию, и интересом, побуждающим к исследовательскому поведению (Изард,
1980).

Четвертый класс детерминант страха у Изарда – когнитивные процессы субъекта. Сюда относится мысленное воспроизведение в памяти пугающей ситуации, предмета или человека, т.е. антиципация. Человек антиципирует все то, с чем он может встретиться во внешней среде. С одной стороны, страх делает неточным познавательный процесс. С другой стороны, “каждая угрожающая ситуация, как правило, до некоторой степени выходит за рамки действительности, а что может наступить в результате этого, переживается в воображении, и именно это воображение побуждает страх, а не картина актуальной действительности” (Кемпински, 1975, с. 132).

Согласно Томкинсу (1963), человек, предмет или ситуация могут стать источником страха через формирование гипотез, антиципацию или прямое столкновение (Изард, 1980 с. 320).

1.3 Психоаналитический взгляд на проблему

Традиционная психоаналитическая точка зрения – страх переживается только при наличии реальной угрозы.

По З. Фрейду, любая ситуация опасности включает потерю любви или объекта любви. Рождение является прототипом ощущения опасности (Фрейд,
1990).

Другие наиболее важные ситуации опасности:

1. потеря матери или другого источника любви,

2. угроза кастрации,

3. потеря объектов эмоциональной привязанности,

4. утрата любви суперэго.

К. Е. Изард придерживается мнения, что “страх может вызываться страданием, что связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами: из-за частой распространенности страдания связь его со страхом вызывает неврозы тревожности” (Изард, 1980, с. 315)

У маленького ребенка наиболее сильный и стойкий страх бывает вызван разлукой с матерью. Боулби объясняет этот факт тревожной привязанностью ребенка к матери. Подразумевая под этим понятием “ревнивое, собственническое, жадное, незрелое и сверхзависимое отношение”. (Изард,
1980, с. 330)

Центром данного состояния является предчувствие того, что предмет привязанности может стать недоступным или не ответить на проявление этой привязанности.

1.4 Попытки классификации видов и форм страха

В зависимости от ситуации, вызывающей чувство страха, А. Кемпински разделяет его на четыре группы:

1. биологический,

2. общественный,

3. моральный

4. дезинтеграционный страх.

Сам автор считает, что эта классификация не может быть проведена на основании анализа непосредственного явления переживания страха. При этом необходимо знать его генез. “Это генетическая, а не симптоматологическая классификация. Симптомы могут быть одинаковы при различном генезе”
(Кемпински, 1975, с. 130)

1.4.1 Биологический страх

Он вызывается какой-то определенной ситуацией и угрожает одному из двух биологических законов: сохранению собственной жизни и(ли) сохранению жизни вида. При угрозе извне для первого случая типичной реакцией является желание бегства или борьбы, для второго случая характерно альтруистическое или сексуальное поведение (даже если оно кажется неуместным в данной травмирующей ситуации).

Угроза изнутри организма вызывает состояние страха без осознания сущности опасности. Иногда чувству страха сопутствует болевое чувство, тогда возможно распознать, с какой стороны угроза. Причины внутренней угрозы могут быть различными. Они связаны с нарушением энергетического метаболизма. При нарастании угрозы нарастает страх.


1.4.2 Социальный страх

Энергетический и информационный метаболизмы у человека протекают благодаря его связям с собственной средой, а прерывание этой связи грозит прерыванию метаболических процессов, что приводит к угрожающему состоянию.
В этом смысле социальный страх равнозначен биологическому страху.

Разрыв связи человека с общественной средой опасен и приводит к смерти
(если не прямым путем, так косвенным). Изоляция от естественной среды обеспечивает не только безопасное развитие молодого организма, но и обусловливает развитие информационного метаболизма. Обмен информации с окружением может развиваться только на базе безопасности, которую как раз и хранит материнская среда.

Длительная зависимость человека от социальной среды и обмен информацией по нормам этой среды накладывают печать на последующую жизнь человека с такой силой, что он никогда не может освободиться от общественного влияния.

“Основа прочной связи с окружающим миром закрепляется на ранних этапах развития и нарушение ее в каком-либо моменте последующей жизни создает угрожающую ситуацию” (Кемпински, 1975, с. 143)


1.4.3 Моральный страх

Общественная среда исполняет роль отражателя, который регистрирует наше поведение и благодаря этому позволяет производить коррективы. Сигналы, приходящие из социальной среды, исполняют роль обратной связи, которая ослабляет, подкрепляет или преобразовывает актуальную функциональную структуру.

Моральный страх можно рассматривать в качестве последующего развития общественного страха. Общественное отражение в этом случае подвергается интернационализации (принятие в качестве собственных неких определенных форм поведения и норм, предлагаемых окружающими, при этом в первом периоде
– с респектом, но все-таки как чужие реакции).

Интернационализация общественного отражения состоит в замещении обратных сигналов, выходящих из общественной среды, сигналами, выходящими из личных записей памяти. Память действует стабилизирующим образом: прежде внешнее, становится позже интегральной составляющей личности. Но переход снаружи внутрь связан с некоторой деформацией отражения, вот почему суперэго нередко достигает чудовищных размеров.

1.4.4 Дезинтеграционный страх

Он появляется при каждом изменении структуры информационного метаболизма. Чертой обмена сигналов с внешней средой является постоянная изменчивость. В этой изменчивости проявляется определенная структура информационного метаболизма, до некоторой степени аналогичная структуре энергетического метаболизма. Структура носит динамический характер: она должна быть постоянно истребляема и вновь создаваема.

При дезинтеграции этой относительно стабильной запрограммированной структуры в организм начинают проникать чуждые, не принимавшиеся ранее сигналы, и это влечет за собой возникновение страха.

А. Кемпински в своей концепции относит страх к осевым симптомам невроза – наряду с вегетативными нарушениями, эгоцентризмом и невротическим заколдованным кругом. Автор отмечает, что страх в переживаниях человека занимает довольно большое место, “поэтому нет ничего удивительного, когда переживания выходят за пределы так называемой нормы, а страх проявляется чаще с преувеличенной силой” (Кемпински, 1975, с. 119)

При различных болезненных симптомах страх выдвигается на первый план.
При каждом неврозе страх появляется, образуя кристаллический пункт для иных симптомов.

1.5 Эмоции

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии.
Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием
"эффективность".

Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость.
Мысли неотрывно прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.

На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические
(радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие.

Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.

Теория Джемса – Ланге

Физические изменения при эмоциях так резко бросаются в глаз, что на роль их в эмоциях уже давно обратили внимание. Какое же значение они имеют?
Обычно представляется такой порядок: внешнее раздражение вызывает психическую реакцию, например испуг, вследствие этого появляется вздрагивание "от испуга", сердцебиение.

Ланге (1890), Джемс(1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения.
Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.

Обыкновенно говорят: мы потеряли близкого человека, огорчены, плачем; мы повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса – Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бъем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции.
Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за другим все телесные ощущения, с ней связанные, то от нее, в конце концов, ничего не останется. Так, если из эмоции страх устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле и т.д., то не будет и страха. Говоря другими словами, человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное, как пустой звук.

Эмоции могут возникать без всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино
"веселит сердце человека", вином можно "залить тоску", благодаря вину исчезает страх - "пьяному море по колено".

Мухомор вызывает припадки бешенства и наклонность к насилию. Настой мухомора в старину давали воинам, чтобы привести их в "кровожадное состояние". Гашиш может вызывать припадки буйства.

Эмоции возникают также под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, сам не зная чего, или счастлив без причины.

Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц, движениями языка, восклицаниями и звуками.

ОТВРАЩЕНИЕ

Выражение "отвращение" в его первом простейшем смысле относится к еде и обозначает нечто отвратительное на вкус ("отворачивание" - отрицательная реакция на пищу).

При средней степени отвращения происходит открывание рта с оттягиванием вниз углов оного и издаванием гортанного звука или отхаркиванием, одновременным вздрагиванием и отталкиванием от неприятного предмета. При слабых степенях отвращение выражается оттягиванием вниз углов рта, наморщиванием носа, иногда носовым выдыханием, как делают при неприятном запахе, желая его удалить. На этой мимике основывается не только выражение отвращения к пищевым веществам, но и проявление всякого иного отвращения. Отвращения к наружности, к разговору, к нравственным свойствам человека и т.д. имеет ту же мимику пищевого отвращения: те же движения рта, языка, вздрагивание, жест отталкивания и гортанные звуки.

Презрение, глумление, пренебрежение на всем земном шаре выражается мимикой лица и жестами, представляющими отбрасывание или удаление неприятного предмета.

БОЛЬ

Действие боли на психику сходно с действием влечений. Если возникает доминанта, подавляющая все другие возбуждения, то стремление освободиться от боли делается сильнее всех влечений. Боль, получив доминантный характер, принудительно определяет поведение человека.

Относительно выразительных движений при боли нет, но те которые существуют, меняются в зависимости от ее силы. Дети, например, даже при слабой боли испускают сильные продолжительные крики, закрывают глаза, открывают рот и судорожно дышат. У взрослых реакция наступает при более сильной боли. При мучительной боли люди мечутся в страшных судорогах, крепко сжимают рот, стискивают зубы, издают пронзительные крики и стоны, скрежещут зубами. Если боль мучительна и долговременна, то появляется бледность, бросает в дрожь, силы приходят в упадок; возможны обморочные состояния и бред.

СТРАХ

Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередко оно, прежде всего, проявляется на губах. Когда страх возрастает до агонии ужаса, мы получаем новую картину эмоциональных реакций. Сердце бьется совершенно беспорядочно, останавливается, и наступает обморок; лицо покрывается мертвенной бледностью; дыхание затрудняется; взгляд устремляется на объект страха и т.д. Зрачки при этом бывают непомерно расширены. Все мышцы коченеют и начинают конвульсивно двигаться.

В большинстве случаев страх возникает на основании жизненного опыта.
Маленький ребенок не боится высоты и, смело перегнувшись вниз, выпадает из окна, если он не испытывал падения и т.п. до этого. Лишь испытав боль при разных условиях, он начинает бояться того, что может причинить боль.

То, что называют "чувством самосохранения" лишь частично является врожденным, главным же образом оно развивается в течение жизни на основании пережитой боли.

В реакциях страха очевидно участие адреналина. Он придает силу моторным реакциям, он же, можно думать, участвует в рефлексе иммобилизации
("рефлекс мнимой смерти"). Возможно, что в одном количестве адреналин является источником силы, в другом способствует окоченению мышц.

Различные градации страха у человека выражаются по-разному: ужасом, паникой, боязнью, тревожностью, боязливым ожиданием, запуганностью, забитостью, связанными со страхом чувствами покорности и преданности. У человека при сильном испуге или ужасе наблюдаются: оцепенение, паническое желание убежать, беспорядочное диффузное мышечное возбуждение. Оцепенение, наступающее при испуге, как правило, быстро проходит и может смениться двигательным возбуждением. Например, гонимый страхом человек может совершить такой прыжок через преграду, поднять такую тяжесть, стать вдруг способным на такое напряжение, какое в обычном состоянии немыслимо.

Страх, если он не достигает силы, тормозящей психику, может полностью поставить мышление себе на службу. Мысль прикована к одной цели: найти выход из устрашающего положения. И страх может испытываться в столь слабой степени, что человек выполняет свою обычную работу, совершается обычный ход ассоциаций, а страх кроется где-то на заднем плане, на задворках сознания.

Страх - пассивнооборонительная реакция. Он указывает на опасность чего- то от кого-то более сильного, на опасность, которую нужно избежать, от которой надо устраниться. Если угроза исходит от более слабого, то это вызовет активнооборонительную реакцию - гнев. Все зависит от соотношения сил. Понятно, что у людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные трудности, больше поводов для реакции страха.

И у ребенка, и у взрослого есть страх перед неизвестным, перед новым.
Этот страх делает нас осторожными и имеет защитное значение. Когда знание мира было ничтожно, а область неизвестного огромна, страх держал человека в своей власти и заставлял его населять мир страшными чудовищами и богами.

При состоянии страха и вслед за перенесением его наступает ряд вегетативных реакций.

ГНЕВ

Гнев у человека выражается в том, что лицо краснеет или багровеет, вены на лбу и на шее надуваются, иногда лицо становится бледным или синим.
Рот крепко сжат, зубы стиснуты и скрежещут, иногда губы вытягиваются.
Волосы становятся дыбом. Одни люди нахмуриваются, другие - широко открывают глаза. Тело обычно держится прямо, мускулы напряжены, человек готов к мгновенному действию. Повышенное мышечное возбуждение легко переходит в действие.

Если человек в гневе или ярости говорит кому-нибудь, чтобы тот вышел вон, то он обычно делает такие жесты, как будто ударяет или выталкивает изгоняемого. Часто жесты становятся совершенно бесцельными, движения нескоординированными, наблюдается дрожь, губы не повинуются воле, голос обрывается.

Гнев и негодование отличаются от ярости меньшей интенсивностью проявлений. При гневе сердечная деятельность слегка повышена, появляется румянец, глаза начинают блестеть, дыхание учащается, крылья носа приподнимаются, рот обыкновенно сжимается, брови нахмуриваются.

У ребенка уже в первые дни жизни можно вызвать приступ гнева стеснением движений. У человека только в детстве ярость чаще вызывается как рефлекс физической борьбы. Взрослые люди вступают в драку очень редко; это противоречит и взглядам общества, и юридическим нормам. Участие гнева в мимической реакции проявляется поднятием верхней губы и оскалом зубов.
Таким образом, при гневе мы видим реакции, являющиеся безусловными мимическими рефлексами борьбы и соответственными рефлексами вегетативной нервной системы.

ЭМОЦИИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ

Общественное мнение оценивает личные качества человека: умный, глупый, хитрый, красивый и т.д.; определяет отношение общества к его личности: уважаемый, не пользующийся уважением, приятный, неприятный и т.п., дает оценку его материальному положению.

Каждый сам участвует в создании своих оценок. Сам желает иметь определенную оценку в общественном мнении. Всякий человек в той или иной мере чувствителен к суждению о нем и реагирует на общественное мнение о себе, на свое положение в глазах общества, ставит себя в одних отношениях выше, а в других ниже окружающих. Определение своего отношения в этом смысле к другим может носить интеллектуальный характер, но гораздо чаще возникает в качестве эмоциональных реакций, связанных с интеллектуальными процессами. Сюда относятся такие эмоции, как гордость, тщеславие, чувство собственного достоинства, обида и т.д.

О ГОРДОСТИ

Гордость (гордыня) в устах русского народа была качеством отрицательным и находила полное осуждение, в чем сказывался и религиозный взгляд на это чувство.

Гордость, спесь, чванство по народному представлению свойственны правящим и богатым, угнетателям, насильникам и обидчикам.

Гордость находит внешнее выражение в мимике и позе. Дарвин описывает это выражение так: "Гордый человек обнаруживает свое чувство превосходства над другими, держа голову и туловище прямо. Он высокомерен и старается казаться как можно более крупным, так что о нем говорят в переносном смысле, что он надут от гордости... Кроме того, мускул, выворачивающий нижнюю губу, называется мускулом гордости".

Под влиянием условий существования в человеческом обществе развивались два ряда реакций. Одни - связанные с сознанием своего превосходства и со стремлением себя возвысить: гордость, заносчивость, чванство, самомнение, хвастовство, самолюбие, чувство собственного достоинства. Другие же порождались сознанием бессилия: забитость, робость, боязливость, неуверенность в себе, чувство покорности, самоуничижение, угодничество, заискивание. В разных классах общества, в разные исторические отрезки времени вызывались и культивировались разные реакции.

Чувство превосходства связывается не только с властью или богатством.
Человек может гордиться превосходством над другими в самых разнообразных областях жизни, он может гордиться успехами в области искусства и науки, во всякого рода творческой работе. Люди, достигшие выдающихся успехов в области литературы, музыки, науки, получают основания для гордости.
Удачники могут "зазнаваться". Но гордость может не иметь тон грубого
"зазнайства", а внешние проявления и характер внутренних переживаний при этом могут меняться.

О ТЩЕСЛАВИИ

У Ромена Роллана есть такая фраза: "тщеславному важно не то, что он есть, а каким он кажется". Он хочет стоять выше во мнении окружающих, чем он стоит. Человек стремиться показаться другим в выгодном свете, и избегает такого положения, в котором он мог бы произвести отталкивающее впечатление.
Так создается в той или иной мере "двуликость": одно лицо для посторонних, другое - для своих. Различие между этими лицами может достигнуть такой степени, что истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не походит на "официальное" лицо, лицо для других. При лживом, корыстном сокрытии своих истинных свойств получатся то, что называется лицемерием.
Похвала и порицание - сильнейшие орудия воздействия социальной среды на своих членов." Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете"
(Гоголь). Общество своим мнением регулирует поведение своих членов. Они оказываются, таким образом, в зависимости от него, становятся в той или иной мере "рабами общественного мнения". Мысль "что скажут?" получает иногда парадоксально большую силу. Гордость и тщеславие идут рука об руку.
Гордый, как правило, в то же время чрезвычайно чуток к мнению других.
Усиленное развитие тщеславия, как и гордости, в разных классах и слоях общества стоит в связи с жизненной ситуацией в данном классе в определенный момент.

Чтобы поставить себя выше в глазах других, тщеславный человек
"козыряет всеми своими козырями" и испытывает радость при удачи. Он гордиться, достигнув видного места, независимо от того какими путями оно получено, кичится восхождением на высокую гору, своим знакомством с людьми, высоко стоящими во мнении общества, своим голосом, умом, остроумием, своими знаниями. При этом тщеславный не только испытывает радость, принимая эти факты как доказательство своей значимости, но радость вытекает из чувства превосходства над другими и получает соответственное внешнее выражение.

Если человеку нельзя достичь превосходства над другими в чем-нибудь большом и серьезном, то он найдет предлог, чтобы чем-нибудь да гордиться.

Тщеславие, стремление к превосходству там, где нет для данного лица прямого пути, выступает в замаскированной или завуалированной форме, идет обходными путями. Чтобы приковать к себе симпатии, тщеславные люди могут быть ласковы, любезны, предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что этот человек с большим социальным чувством.

Тщеславие сказывается в выборе профессии, в постановке жизненных целей и т.д. Неудача врага может восприниматься как личная удача. Человек всегда готов обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть не позволяет быть объективным.

Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц, но часто вообще относится критически к людям, к "толпе", и судит о них свысока.
Тщеславное чувство превосходства над людьми находит разнообразнейшие проявления и может быть вкраплено в переживания в виде отдельных черточек.

Самообман - один из самых распространенных видов жизненной лжи. Это своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить душевное спокойствие и чувство уверенности в себя. Развитие тщеславия, как и гордости, зависит от условий социального существования, от индивидуальных условий развития данного индивида. Его внешнее проявление и особенности субъективного преломления могут стоять в связи с интеллектуальным и моральным развитием данной личности. Оно находится в связи с рядом факторов и представляет реакцию столь же исторически изменчивую как и гордость.

О ЛЕСТИ

Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою собственную личность обеспечивает успех лести. "Льстят,- по выражению Н. Г.
Чернышевского, - затем чтобы господствовать под видом покорности".

Каждый человек в какой-то мере самолюбив, каждому приятно то, что говорит о его ценности, что возвышает его в своих и чужих глазах. Тот, кто идет на встречу этой потребности, делается приятным, как человек, приносящий радость, в то время как неприятная "правда глаз колет".

Лесть и интриги всегда были сильнейшими средствами в борьбе за милость коронованных и иных высоких особ. Лесть находила благодарную почву в самообольщении, связанном с большой властью.

Успех лести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что тщеславные люди наиболее легко ей поддаются.

ОБИДА

Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек осознает, что его унижают в его личном мнении или во мнении общества, возникает эмоция обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который нередко ведет к ответному "оскорблению действием" или к более тяжким последствиям. Не следует думать, что человек, промолчавший и только через некоторый промежуток времени, проявивший свое нетерпение криком, исступлением, ударами, мог в этот период наблюдать и направлять на что-либо свое внимание. Он ничего не видит и не слышит. Он весь во власти вихря внутренних вопросов: "Да как он смеет?! Да что же это такое, неужели я это перенесу?!".

Обида может, конечно, не вызывать столь острой реакции. Может оставаться затаенной и постепенно изживаться или вести не к вспышке гнева, а ряду обдуманных разнообразных действий, в том числе к мести. Обиду переживает, и ребенок, и взрослый, и глупый, и умный. Цицерон сказал:
"Оскорбление причиняет боль, которую с трудом переносят мудрейшие и лучшие люди".

Гордый, тщеславный, самолюбивый человек и человек с повышенным чувством собственного достоинства, конечно, более обидчивы, у них имеется своего рода гиперестезия в этом отношении, они видят и подозревают обиду там, где и не предполагалось причинить ее.

ТЕОРИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

Адлер, посвятивший многолетний труд изучению развития эмоций, формирующихся под воздействием буржуазной социальной среды, создал свою теорию их возникновения, которая вкратце сводится к следующему.

Отдельные явления в жизни человека нельзя рассматривать изолированно, как самостоятельные, замкнутые в себе части нераздельного целого, проводя линию через факты из отдельных пунктов жизни человека.

По Адлеру движущей силой психики является стремление к превосходству, вытекающее из чувства самосохранения.

Глава 2 Наиболее частые формы проявления невротического страха

Форма и сила страха при неврозах бывают разнообразными.

1. Постоянная форма – неопределенное беспокойство. Человек постоянно находится в состоянии внутреннего напряжения, предчувствует несчастье и угрозу. Иногда беспокойство концентрируется на незначительных трудностях и конфликтах, превращая их в неразрешимую проблему, которая вызывает агрессию.

Постоянное внутреннее напряжение ведет к напряжению вегетативно- эндокринной системы, которая тогда пребывает в готовности к борьбе и бегству, а потому увеличивает внутреннее напряжение.

Вследствие мышечного напряжения повышаются глубокие сухожильные рефлексы, появляется чувство усталости, боли в мышцах.

2. Приступообразная форма – пароксизмы страха в форме приступов с сильными вегетативными нарушениями, которым неоднократно сопутствует страх перед смертью или перед психической болезнью.

Пароксизмы страха продолжаются от нескольких минут до нескольких часов. Им сопутствуют такие вегетативные нарушения, как сильное сердцебиение, обильное потоотделение, понос, позывы на мочеиспускание. Человеку кажется, что он сейчас умрет или сойдет с ума.

3. Локализованная форма – чувство страха относится к определенной части тела или к конкретной ситуации. Страх концентрируется на предметах, как правило, не имеющих ничего общего с его генезом.

В ипохондрических состояниях такого рода страх ведет к снижению порога сознательной перцепции для интероцептивных раздражителей.

В ананкастических синдромах, страх локализуется около мысли, которую невозможно прогнать, около действия, которое необходимо повторять, около ситуации, которая вызывает страх.

К. Е. Изард выделяет следующие виды страха: o страх-гнев и страх-страдание – в зависимости от формы реагирования; o острый страх, реакцию организма на угрожающую ситуацию; o хронический страх – следствие нормативного воспитания ребенка.

Ж. С. Холл выделяет 136 видов невротических фобий.

В американских медицинских справочниках зафиксировано 367 фобий, выделенных специальным названием в зависимости от предмета страха или пугающей ситуации.

Э. А. Карандышева (Изард, 1980) предлагает следующую классификацию на основании собственных клинических исследований:

1. Страх пространства и перемещения в нем. К этой группе относятся агорафобия (страх открытых пространств), клаустрофобия (страх закрытых помещений), гипсофобия (страх высоты).

2. Социофобии (термин Ф. Тейлор; 1966). К этой группе относятся страх выступления перед аудиторией, эрейтофобия (навязчивый страх покраснения), страх перед невозможностью, боязнь проглотить пищу в присутствии посторонних, страх вырвать в обществе, боязнь покраснеть и вспотеть. Б. Д. Карвасарский

(1990) называет неврозы первых двух групп фобиями внешнего стимула.

3. Нозофобии. Это фобии внутреннего стимула. К ним относятся кардиофобия (навязчивый страх за состояние сердца), миссофобия

(навязчивый страх сумасшествия), канцерофобия (страх заболеть раком).

4. Обсессивно-компульсивные фобии. К ним относятся мизофобия

(навязчивый страх загрязнения), боязнь загрязнения и заражения, контрастные навязчивости (навязчивые мысли, прямо противоположные тем, которые противоположны тем, которые привычны субъекту, резко расходящиеся с системой ценностей, а потому пугающие).

5. В эту группу сама Э. А. Карандышева относит все остальные фобии, с которыми она сталкивалась в своей работе в меньшей мере.

2.1 Страх и отношение к нему в норме и патологии.

2.1.1 Страх как нормальная реакция организма.

Страх испытывают все. Как любая другая эмоция он имеет положительные и отрицательные стороны, играет важную сигнальную роль в жизни индивида, биологической и социальной. В частности, Изард считает положительными сторонами страха то, что он является предупреждающим сигналом, и то, что он побуждает активность человека, изменяя направление мыслей и поведение, а также то, что он усиливает социальные связи, заставляя людей просить, друг друга, о помощи и действовать в опасных ситуациях сообща.

Негативными сторонами страха Изард считает то, что связанные с ним переживания легко воспроизводятся и могут прорываться в сознание в снах, т.е. страх обладает высокой способностью дезинтегрировать и нарушать деятельность человека. Кроме того, Изард называет страх наиболее опасной эмоцией, которая при очень высокой интенсивности уничтожает организм.

Боулби (в своем исследовании 1973 года) выявляет поведенческий синдром страха – для того, чтобы отличать его проявления от проявлений других переживаний. При этом Боулби выявляет четыре основания для объединения разнообразных форм индивидуального поведения:

1. Проявления страха имеют тенденцию возникать одновременно или последовательно.

2. События, вызывающие одно из этих проявлений, обязательно вызывают и другие (не обязательно все сразу, но, может быть, отдельными комплексами).

3. Большинство из этих проявлений выполняет биологическую функцию защиты.

4. При самоотчете испытуемый указывает на эти проявления именно как на индивидуальные проявления страха.

А. Кемпински оценивает чувство страха как своеобразную подготовку к наступающему грозному событию. Когда же момент наступает, страх теряет смысл. Страх, как правило, исчезает, когда человек становится перед лицом опасности. Тогда наступает активное действие – пробы побега или борьбы, и тогда для страха не остается места в сознании.

Чувство страха увеличивается по мере приближения опасной ситуации.
Причем время и пространство в этом периоде необыкновенно удлиняются как следствие высокого эмоционального напряжения.

Входящие в организм и выходящие из него сигналы обладают определенной степенью вероятности, зависимой от степени укрепления активности структурой сигнального метаболизма. Например, вероятным является то, что утром встанет солнце, или то, что наши ноги ступают по твердой земле. Нарушение данной структуры при затмении солнца или при землетрясении пробуждает чувство страха (также как при любой другой ситуации нарушения равновесия или нарушения твердости почвы).

“Чувство страха появляется на двух концах обмена сигналов с внешней средой – на конце слишком большой вероятности, когда ничего нового и необычного не может произойти, и на конце малой вероятности, когда все окружающее становится дивным и необычным. В первом случае имеет место внутреннее напряжение и беспокойство, сопутствующие монотонии и скуке жизни, во втором – чувство неуверенности, угрозы и растерянности, которые сопутствуют необыкновенным переживаниям” (Кемпински, 1975, с. 156)

Изменение структуры сигнального обмена с окружающей средой определяется, по И. П. Павлову, понятием ориентировочного рефлекса. Под влиянием раздражителя на момент прерывается актуальная активность организма. Поэтому голова, или корпус тела с головой, поворачиваются в сторону источника раздражения для того, чтобы больший поток сигнал попал на рецепторную поверхность. Этим двум компонентам ориентировочного рефлекса сопутствуют вегетативные компоненты, аналогичные тем же, что и при страхе.

Изменением биоэлектрической деятельности мозга кончается первая фаза ориентировочного рефлекса. Вторая фаза, исследовательская, может начаться только после принятия определенного решения, относящегося к вероятности нового раздражителя. При этом возможны три варианта:

1. вариант плюс – в этом случае появляется приближение к источнику раздражения; субъективно эта реакция связана с чувством беспокойства, которое может проявляться с различной силой;

2. вариант минус – в этом случае имеется отдаление от источника раздражения; это реакция избегания, страх различной силы и фиксации;

3. вариант ноль – при этом субъект возвращается к прерванной деятельности.

Сигналы, приближающиеся к нулю изменчивости при нормальном сигнальном обмене с внешней средой, сразу же редуцируются на рецепторной поверхности или в последующих звеньях рефлекторной цепи. Только в ситуациях нарушения информационного метаболизма они могут и в состоянии пробить селективный барьер (т.е. в силу своей невероятности или неожиданности).

“Внешний сигнал, таким образом, не является абсолютно новым: при своем действии на организм он сразу же определяется по своему характеру и, в зависимости от его использования организмом, определяется его дальнейшая судьба” (Кемпински, 1975, с.162)

Сигнал всегда оставляет сознательный или бессознательный след в памяти. Таким образом, в норме страх играет в деятельности человека роль предупреждающую, ориентировочную, вероятностную, сигнальную и побуждающую.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.