РУБРИКИ

Шпаргалки по общей психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Шпаргалки по общей психологии

Шпаргалки по общей психологии

1. Предмет и задачи психологии. Этапы развития представлений о предмете психологии. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.  Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений. Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.  психология - это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предмет исследования - это определенный и ограниченный данным уровнем общественно-истрического развития способ освоения объекта. Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. Предмет психологии указывает и раскрывает специфику психических явлений не в отличии от предметов других наук, а в соотношении с ними, которое требует своего исследования.




















































3. Методология психологии. Подходы к изучению психики. Основные методы психологических исследований. Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.  Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).  Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: 1.определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);  2.выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);  3.выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);  4.выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);  5.обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).  Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу к эксперимент.  Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.  Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.  Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.  Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики. Основные подходы: системный подход; деятельностный подход; исторический подход. Системный подход предполагает: рассмотрение изучаемого явления как системы, то есть как отграниченного множества взаимодействующих элементов;  определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними; выявление внешних связей системы, выделение из них главных; определение функции системы и ее роли среди других систем;  обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы. Анализируя психологические явления, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системы более высокого уровня. Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру социально-психологического явления, все связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого психологического явления с внешними по отношению к нему явлениями.
     Системный подход ориентирует психолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного психологического явления. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появились сходные положительные или отрицательные моменты, то причины этого следует прежде всего искать не в этих элементах, а в самой системе.      Применение исторического подхода показывает необходимость учета в процессе изучения психологических явлений всех конкретных условий, в которых оно развивается: места, времени, конкретной сложившейся обстановки.  Изучая психологические явления, психолог-исследователь должен помнить о том, что эти явления развиваются неравномерно, в процессе их развития постоянно возникают новые моменты и тенденции. Если в одной группе сложился определенный характер взаимоотношений между людьми, то из этого еще не следует, что такой же характер взаимоотношений будет и в другой группе, даже в том случае, если обе они входят в одну и ту же организационную структуру. Поэтому умение и искусство исследователя заключаются в его способности грамотно применить знания общих и особенных закономерностей развития психологических явлений для анализа конкретного явления, определения тех признаков, которые присущи только ему одному.











4. Классификация психических явлений и процессов Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:  1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.  Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.  Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.  Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.  Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.  В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.  Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.  Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.  Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).  Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.  Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.  Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.  Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.  Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.  Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:  1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.  














































2. Структура психологической науки. Отрасли психологии. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.  Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).  




























































5. Представления о структуре личности разных научных школ  Основоположником бихевиоризма является американский ученый Джон  Уотсон Уотсон считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообще может обойтись. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснять поведение как реакции на стимулы.   С точки зрения бихевиориста (того времени), поведение животного и человека принципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследований и, наоборот, "по-человечески" трактовать виды и формы поведения животных. Утверждалось, что человек отличается от животного только большей сложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он способен реагировать. Когнитивная психология. Здесь главное внимание было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию этой отрасли психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования.     Известно, что одни и те же исходные данные, введенные в вычислительную машину, порождают различные результаты в процессе их обработки в зависимости от того, по какой программе работает машина. Так и на уровне человека: для того чтобы объяснить и предсказать его поведение в ответ на определенную совокупность внешних и внутренних стимулов, необходимо знать, как он их воспринимает и перерабатывает в своей голове, каким образом он принимает решения. Для психоанализа ключевыми понятиями стали "сознание" и "бессознательное". Последнему была отведена особо важная роль в объяснении человеческого поведения. Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая требует глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, "у которых самокритика и совесть... оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки" . Бессознательным, по Фрейду, может быть и чувство вины.  Основные положения психоаналитической концепции А. Адлера сводятся к следующему. В ней отрицается непосредственная зависимость психического развития человека от органических факторов. Утверждается, что с первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им самим чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть. Кроме комплекса неполноценности ребенку с первых лет жизни приписывается стремление к творческому самосовершенствованию. Человек рассматривается как существо, изначально стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, целесообразно и обдуманно. Цель жизни устанавливается самим человеком. От ее характера зависит многое в поведении человека: под влиянием заданной цели у него формируются образы, память, складываются специфическое восприятие действительности, те или иные черты характера, склонности и способности, моральный облик, эмоции и чувства.      Другую психоаналитическую концепцию, разработанную К.Юнгом, иногда называют "аналитической психологией". В соответствии с ней психика представляет собой сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый "комплекс Я". С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Генетическая психология. Основателем этого направления является Жан Пиаже (1896-1980), выдающийся психолог нашего времени швейцарского происхождения. Данное направление непосредственно связано с изучением психического развития ребенка, его интеллекта. Широкое применение в концепции Пиаже нашли понятия логики и математики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде учения о развитии логического мышления у детей с рождения до раннего юношеского возраста. Личность Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти: активность развитие и саморазвитие внутренние противоречия Природный – приспособление Социальный – присвоение Культурный – преобразование опыта, ответственный за решение собственных проблем Личность – 3 варианта: в широком смысле – индивидуальность личность - социальный феномен (Адлер) личность – культурный феномен (Юнг) Юнг:  изначальная социальность человека. Душа и тело неразделимы. 1)  содержание личного б/с (рез-т процесса индивидуации): воспоминания, комплексы слабые по энергии псих содержания остатки инстинктивной жизни содержания, несовместимые с сознание коллективное б/с – свок-ть универсальных личностных проблем. Единица – архетип. Символ – глубокая вода: общее у разных людей принадлежащее всему чел-ву  врожденные идеи, архетипы: врожденные б/с представления Личность: маска (соц имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции. Джемс: полноразвитая личность: Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себя идентифицирует Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных стереотипов. Привычные способы решения проблем. Человек как знаковое существо Духовное Я – источник личностной активности, воли – выходит за пределы науки. Концепции личности:  биологизаторская (Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль). Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ. Гоместатические и антигомеостатические Психоанализ: неполноразвитая личность. Факторы развития личности: энергетический источник изнутри – влечения раздражения извне – негативная природа: конфликт с обществом внутренний конфликт психо-сексуальное развитие Происходит приспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я. Между ним и б/с – конфликт. Гуманистическая: Маслоу: потребность в самоактуализации естественная и существенная для человека. Природные потр-ти дб управляемы. Концепция личностного здоровья. Условие познания себя – это познание другого (эмпатия).Человек является тем, каким себя представляет. Роджерс: самооценка (понимание реального Я). Может быт адекватной и неадекватной. 3 вида знания: суб, объективное и межличностное (только в контакте с другим) – зеркало. Идеальное Я – представление о ближайших возможностях своего развития.















7. Ощущение. Физиологические основы ощущений. Виды и свойства ощущений. Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Ощущения - познавательные процессы. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Для возникновения ощущений необходимо наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение. Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами. Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового). Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата. В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений. Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. В группу контактных ощущений входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные). Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького. Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. температурные ощущения – связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. интероцептивные (органические) ощущения возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.











8. Восприятие и его виды. Физиологические основы восприятия. Свойства восприятия. Восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя. Выделяется четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Восприятие представляет собой систему перцептивных действий. Восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление. Преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки. Может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания ),  может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной,  осознанной целью с помощью произвольного внимания. Ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения.  Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей . Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Свойства восприятияЦелостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. восприятие формируется в процессе практики. Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине  Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.  Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.  Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.














































6. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью.   У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д. Этим младенец отличается от детеныша животного, то есть по сумме своих возможностей является человеком. Все это определяет принадлежность младенца к человеческому роду, что отражается в понятии индивид. Индивид человек воплощен как единичное природное существо, представитель вида Homo. Sapiens. Леонтьев  к индивидным свойствам относил физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность и природные задатки. Субъект - это: человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т.д.;  творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути; тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной и т. д. Субъект взаимодействует с другими людьми прежде всего как с субъектами, а с вещами и предметами - как с объектами. Объект выделяется внутри бытия только субъектом в ходе деятельности и общения и потому существует лишь для него, т. е. нет объекта без субъекта. Субъект и его психика - это не две системы, а одна. Субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные психические свойства и вообще формы активности, а сам человек - деятельный, общающийся и т. д. Субъект - качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными (цели, притязания, задачи) условиями деятельности, общения и т. д. Таким образом, субъект - важнейшее из бесконечно многообразных противоречивых качеств человека. основное отличие свойств личности заключается в том, что они характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности.      Однако любое психическое свойство является необходимым для того, чтобы быть субъектом деятельности. Активность человека обусловлена не только свойствами личности, но и особенностями психических процессов - сенсорной чувствительностью, наблюдательностью, скоростью запечатления, сохранения и воспроизведения, сообразительностью и т.д. свойства личности характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, они проявляются лишь в таких действиях и поступках, которые имеют общественное значение. В этом их отличие от всех других психических свойств, как, например, качественных особенностей психических процессов или мотивов и психических состояний, которые могут проявляться в любых действиях или даже движениях. Отсюда следует, что экспериментальное исследование личности возможно только тогда, когда в экспериментальных условиях мы можем вызвать такие действия, которые осознаются испытуемым как общественно значимые. Психическая деятельность, как известно, по своей биологической роли есть активная приспособительная деятельность. Поэтому не существует такого психического свойства, которое не характеризовало бы человека как субъекта деятельности.  Под психическими же свойствами личности понимаются не все эти свойства, а те из них, которые не только необходимы, но и достаточны для характеристи человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. Необходимыми свойствами считаются те, без которых невозможно быть субъектом деятельности или же которые существенно влияют на характер активной деятельности. Например, наблюдательность, сообразительность, возбудимость хотя и влияют на характер общественно-трудовой деятельности, но сами по себе недостаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности. В противовес им другие психические свойства, такие, как направленность личности, ее характер и способности, не только необходимы, но и достаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности.


                       





























9. Теории внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Теории внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания: 1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия. 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под “объемом сознания” и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные. 3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. 4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида. 5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо. 6. Внимание как усиление нервного раздражителя. - внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы. 7. Теория нервного подавления объясняет основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.  Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции: 1) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека; 2) по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым; 3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата; 4) с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.   Физиологическая основа внимания. отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременно с ними слабые возбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующем направлении. Большое значение имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие “доминанта” обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается. Человек целенаправленно управляет своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней. Таким образом, внимание обусловлено деятельностью целой системы зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.

 
















11. Память и ее виды Взаимосвязь различных видов памяти. 12. Процессы памяти. Память и научение. Методы изучения и  развития памяти.     Память - это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.    Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека.    Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает видами памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная. Виды памяти и их особенности.  Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с 3-мя основными критериями: По характеру психической активности (1 критерий): а) Двигательная память – запоминание сохранение и воспроизведение различных движений. б) эмоциональная память – память о чувствах. Эмоции сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности, как существляются отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные чувства выступают сигналом или побуждающим к деятельности, или удерживающим от деятельности (если сигнал отрицательный). в) Образная память – память на представление картин природы, жизни, звуки, запахи и т.д. Соответственно может быть  зрительной, слуховой, обонятельной. г) Словесно – логическая память – содержанием является мысль. Мысли могут быть обличены в различную языковую форму, тогда воспроизведение их возможно ориентировать на передачу основного смысла материала, либо буквального словесного оформления. Если же материал не подкрепляется смысловой работой, то это уже процесс не логический, а механический. Характер цели деятельности (2 критерий): - произвольная память присутствует цель запоминания и последующего воспроизведения. непроизвольная память  – отсутствие цели запоминания и воспроизведения. По  продолжительности сохранения материала память делится на (3 критерий): - кратковременную долговременную . – оперативную. Долговременная память характеризуется многократным повторением и воспроизведением (домашний адрес). Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением материала, после однократного, очень непродолжительного восприятия. Оперативная память – это процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции (выполнение сложного арифметического действия – 12 пишем – 3 запоминаем). Удержание в памяти промежуточных результатов, пока мы имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату, отработанный результат забывается. III. Общая характеристика процессов памяти. 1) Забывание и сохранение. То, что включается в деятельность личности и остается значимым для нее, не забывается. Включение в непосредственную деятельность является одним из наиболее надежных средств связи материала с потребностями человека. Приемом такого включения является систематическое повторение того, что должно быть сохранено.  Забывание не является только лишь функцией времени. Подобно запоминанию и воспроизведению оно также имеет избирательный характер. Наиболее значимый материал, связанный содержанием с потребностями человека, его деятельностью, интересами, забывается медленнее. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. 2)  Запоминание – его можно определить как процесс памяти, в результате которого, происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее знанием. Экспериментально  доказано, что всякое запоминание – это закономерный продукт действия субъекта с объектом. Запоминается то, с чем человек непосредственно действует. Существует кратко- и долговременное запоминание. В долговременную память поступает информация, имеющая стратегическое значение. Кратковременное запоминание осуществляется в таких временных рамках деятельности человека и с таким материалом, в котором возможно применение лишь автоматизированных способов его обработки.  Непроизвольное запоминание. Для его продуктивности важно знать то место, которое занимает в  деятельности конкретный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем когда он включен в условия достижения. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу. Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемонических действий, основной целью которого и будет само запоминание. 3) Воспроизведение – это процесс памяти, в результате которого происходит активизация закрепленного ранее материала (содержания психики), путем извлечения материала из долговременной памяти в оперативную. Узнавание – воспроизведение какого – либо объекта в условиях повторного восприятия.   Непроизвольное воспроизведение – может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано содержанием и определенной деятельностью, которая выполняется человеком в данный момент.

Произвольное воспроизведение – вызывается конкретной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, когда материал закреплен точно, воспроизведение происходит очень легко . .Припоминание – это ситуация, когда не удается вспомнить то, что необходимо, и тогда приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности.  Воспоминание – это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованное во времени и пространстве.  Индивидуальные различия процессов памяти выражены: 1) В скорости запоминания – определяется числом необходимого для запоминания объема материала. 2) прочность запоминания – выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. 3) Готовность к воспроизведению – насколько легко и быстро человек может припомнить то, что ему необходимо. Психодиагностика памяти Тесты для диагностики: - Тест «Непроизвольная память». - Тест «Объем кратковременной памяти». - Методика «Память на числа». - Методика «Память на образы».  - Методика «Оперативная память». Тест «Объем кратковременной памяти» - вариант А (цифровой материал), вариант Б  (словесный материал) - максимальное количество элементов, которые могут быть воспроизведены сразу или через несколько секунд после их предъявления без ошибок. В исследовании используется вариант теста, в котором необходимо не только правильно запомнить и воспроизвести слово, но воспроизвести слова в предъявленном порядке.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.