РУБРИКИ |
Шпаргалки по возрастной психологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Шпаргалки по возрастной психологииШпаргалки по возрастной психологии1вопр. Предмет, задачи и методы возрастной психологии: ее теоретическое и практическое значение. Возраст и возрастные категории. Её составляющими являются: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другойпонятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология подросткового возраста и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Теоретические и практические задачи возрастной психологии: изучение движущих сил и источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания. Понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. 3 вопр. Основные теории
развития в возрастной психологии. Роль и
значениекризисов
в психическом
развитии.Существуют
разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти
периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в
основу заложили разные критерии. 4 вопр. Развитие структуры личности по З.Фрейду.Физиологическое и половое развитие. Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я" ).1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. 2 вопр. Когнитивное
развитие по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта представляет собой
смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх
основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице).
Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно
выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных
операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние,
наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических
операций. Основной критерий -интеллект.- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная
стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание
постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и
отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации
восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный").- от 2 до 7
лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное
образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к
своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не
способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние
признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает
их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер
дует потому, что раскачиваются деревья).- от 7 до 12 лет стадия конкретных
операций – возникновение элементарного логического рассуждения.- от 12 лет -
стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически,
пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме. 5 вопр. Факторный подход в
понимании движущих сил развития в онтогенезе.Теория конвергенции
двух факторовВ.Штерна. Рольнаследственности и среды в психическом развитии ребенка.Большинство зарубежных теорий можно
объединить в 3 подхода:1 В биогенетическом направлении ребенок
рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными
способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность
определяет весь ход его развития - и его темп, быстрый или замедленный, и его
предел - будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется
посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего
лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим
то, что дано ребенку до его рождения.а) В рамках биологизаторского направления
возникла,теория рекапитуляции,основная идея которой заимствована из
эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного
существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека.
Эта теория основана на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное
развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического
развития). 7 вопр. Д.Б.Эльконин о периодизации психического развития. Роль деятельности в психическом развитии. Понятие «ведущей деятельности».Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. 8 вопр. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Периодизация личностного развития | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия развития |
Нормальная линия |
Аномальная линия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 - 1 год - раннее младенчество |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество - воля |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3-5 лет - возраст игры |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество - любовь |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество - забота |
|
|
9 вопр.
Основные положения теории интеллектуального развития ребенкаЖ.Пиаже.Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.Процесс развития интеллекта представляет собой
смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх
основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице).
Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых
материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы
действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще
позже происходит становление формально - логических операций.Основной критерий
-интеллект.- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять
себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних
объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение
строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название
"сенсомоторный").- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление
с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии
словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных
представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление
ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их
внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное
восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).- от
7 до 12 лет стадия конкретных операций – возникновение элементарного
логического рассуждения.- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование
способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять
операции в уме.
6 вопр. Основныеположения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Понятие
«зоны ближайшего развития». Их
теоретическое и практическое значение.Современные представления о
соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии,
в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.Он подчеркивал
единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы
разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия)
больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое
мышление, речь).Он сформулировал ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:1) детское
развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с
ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды;2)
неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются критическими
периодами);3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные
периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г - речь, дошкольник - память, 3-4 г - исправление дефектов речи);4) компенсация (проявляется в
способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития
других; например у слепых людей обостряются другие качества - слух, тактильные
ощущения, обоняние)Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития (ЗАР) - те ЗУН, действия, которые
есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать
самостоятельно.2) Зона ближайшего развития (ЗБР) - задачи,
которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра - самостоятельно.
Маркова выделяла третий уровень развития - уровень саморазвития
(самообучаемость).ОБУЧЕНИЕ должно опираться на ЗБР. Обучение, по Л.С.
Выготскому, ведет за собой развитие "тянет" его за собой. Но оно не
должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв,
искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем
случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.
10 вопр. Стадия младенчества (от 0 до 2-х лет). Кризис новорожденности. Кризис первого года жизни. Комплекс «оживления».Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности.Причины кризиса новорожденности:- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). безусловные рефлексы имеет новорожденный- Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.. Основную часть времени ребенок спит.Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое -на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. и поворачивает голову в сторону его источника..Новорожденный,, устанавливает с мамой эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления"Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество. Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года"Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной.
12 вопр Игра, как основной вид деятельности дошкольника. Особенности игровой деятельности. Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.- тема;- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.- роль - игрушки, игровой материал;- игровые действия Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.Роль игры в развитии психики ребенка.1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
13 вопр. Развитие и социализация личности в семье. Классификация неправильного воспитания детей.
Семья главный источник социолизации. Её можно рассматривать, как жизненный тренинг. Социолизация в семье происходит по двум направлениям: в результате целенаправленного воспитания( по механизму соц. Научения) и в результате общения со взрослым, ребёнок копирует их поведение. Существует несколько стилей поведения в семье: авторитарный(где дети подавляются и вырастают закомплексованными),демократический(права родителей и детей распределены поровну), попустительский(антипедагогичный). Сущ. Несколько типов деформации в семье: структурная( нет одного из родителей),психологическая-система отрицательных ценностей( родетели алкоголики, наркоманы). 2 направления социализации : целенаправленный процесс воспитания 2 механизм социального научения. Стиль воспитания – самооценка, отношения к людям. 1. гиперопека - чрезмерная опека, контроль по мелочам, 2. гипопротекция – недостаток опеки и контроля,3. воспитание в культе болезни – незначительные болезни и ребенок пуп земли. Вся семья в подчинении. Эгоцентризм. 4. Эмоциональное отвержение. Тип Золушки. Тяжело для восприимчивых детей. 5. повышенная ответственность. Она должна соответствовать возрасту. Срывы, нервные стрессы, неврозы. 6. Противоречивое воспитание. У каждого взрослого сове мнение.
11 вопр. Стадия раннего детства (2-4 года). Кризис 3-х лет.
Середина детства (5-7 лет).
Основныепсихологические новообразования дошкольноговозраста. Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде
всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Речь становиться полноценным средством общения.В раннем
возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память,
внимание. Особенности восприятия ребенкадоминирует восприятие,
наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение.Внимание
и память непроизвольны.Мышление является наглядно-действенным.Этапы
развития личности:Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные
реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого
периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на
трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать
самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не
оказывается взрослого - некому прийти на помощь Развитие
эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время
самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать
себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая,
первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается,
когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице:
"Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение
"я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что
"я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше
никакой". Это чисто эмоциональное образование, Оно основывается на
потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка
всегда максимально завышена.
Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление
личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается
переходный период - кризис 3 лет. Кризис 3-х лет -
граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов
в жизни ребенка.Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет. 1)
Первая - негативизм. Ребенок дает негативную
реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование
или просьбу взрослого. Но это не непослушание.2) Вторая - упрямство. Реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому,
что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и
требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой
ребенок добивается желаемого. 3) Третья -будет присуща всем последующим
переходным периодам - обесценивание.
Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний
ребенок может начать ругаться), отбросить или даже сломать любимую игрушку. 4)
строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против
конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);5)
своеволие -ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где
ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к
самостоятельности намерения, замысла.6) протест-бунт, который проявляется в
частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в
состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"7) деспотизм
- диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую
власть по отношению ко всему окружающему.Все эти явления могут проявляться с
разной интенсивностью.Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3
года — 6-7 лет) Социальная ситуация развития - это
своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех
отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.В результате
кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что
создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок
выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых
людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель
общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в
состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в
ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет
смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.
14 вопр. Определение
психологической готовности детей к школьному обучению. На основе возникновения личного
сознания появляется кризис 7 лет.Основные признаки:1) потеря непосредственности
(между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это
действие будет иметь для ребенка);2) манерничание (ребенок что-то из себя
строит, скрывает что-то);3) симптом "горькой конфеты" - ребенку
плохо, но он старается этого не показать.Психологическая готовность к школе - сложное
образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной,
интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную
(мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.Интеллектуальная
готовность включает в себя:- ориентировка в
окружающем;- запас знаний;- развитие мыслительных процессов (способность
обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);- развитие разных типов памяти
(образной,слуховой, механической и др.);- развитие произвольного внимания;
Мотивационная готовность к школе включает в себя:Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там
интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или
родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).
16.Психологические особенности переходного
возраста(14-17 лет).Подростковый кризис. Хронологически подростковый возраст определяется от
10-11 до 14-15 лет. Тинейджер - (10 - 19)..Основной особенностью этого возраста
являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором
протекает психологический кризис.Активизация и сложное взаимодействие гормонов
роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое
развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик
"скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет,
иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается
и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может
продолжаться еще несколько лет).Изменение роста и веса сопровождается
изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела,
подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими,
неловкими.Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение,
сопровождающее процесс полового созревания. Социальная ситуация развития
представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и
ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между
детством и взрослостью.Ведущей деятельностью
подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация
общения с родителей и учителей на сверстников.Психологи считают, что общение
включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и
в обособленности Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время
стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой
подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к
усвоению определенных групповых
норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание
слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности,
психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют
социальной мимикрией.В интеллектуальной сфере происходят качественные
изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом
возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают
развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят
к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В
тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба
отходит на второй план. Центральное новообразование подростничества -
"чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и
сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он
претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты,
отстаивая свою "взрослую" позицию2. Развитие самосознания
(формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных
представлений о себе, образов "Я".
4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.5.
Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к
противоположному полу.6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений,
неуравновешенность.7. Заметное развитие волевых качеств.8. Потребность в
самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.Направленность
личности:- гуманистическая направленность -отношение подростка к себе и
обществу положительны;- эгоистическая направленность - он сам является более
значимым, чем общество;- депрессивная направленность - он сам никакой ценности
не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно
положительным;- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для
самой себя не представляет никакой ценности.
17.Психологические особенности юношеского возраста(18-22 года).Отклоняющееся поведение. Делинквентность.Период юности - это период самоопределения.-Социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов, мировоззрения. Делинквентность – нарушение норм поведения.
15.Особенности, характеризующие кризис 7 лет.
Младший школьный возраст. Структура
учебной деятельности. На основе возникновения личного сознания
появляется кризис 7 лет.Основные признаки:1) потеря непосредственности (между
желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие
будет иметь для ребенка);2) манерничание (ребенок что-то из себя строит,
скрывает что-то);3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он
старается этого не показать.С поступления ребенка в школу устанавливается новая
социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится
учитель.Доминирующей функцией в младшем школьном
возрасте становится МЫШЛЕНИЕ.Завершается наметившийся в дошкольном возрасте
переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое
мышление получает преимущественное развитие.В начале младшего школьного
возраста ВОСПРИЯТИЕ - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок
"иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или
буквы d и b). Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов,
учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при
соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность
устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается
при описании детьми картины.Стадии:
2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине;6-9 лет - описание
картины;после 9 лет - интерпретация (логическое объяснение).ПАМЯТЬ развивается
в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно
запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, Но, в отличие от
дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать
материал, им не интересный.Младшие школьники так же, как и дошкольники,
обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего
обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к
значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и
больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте
даст возможность освоить рациональные способы запоминания (деление текста на
части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).В младшем
школьном возрасте развивается ВНИМАНИЕ. Без достаточной сформированности этой
психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает
внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. В 2
раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и
распределение. Учебная
деятельность становится ведущей.
Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на
изменение самого себя как субъекта учения.Структура учебной деятельности по
Д.Б. Эльконину:- МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - система побуждений, которая заставляет
ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл. - учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок
осваивает наиболее общие способы действия;- учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е.
все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для
каждого учебного предмета и общие);- действия контроля - те действия, с
помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;- действие
оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем
успешность усвоения учебной задачи.
18.Психологические особенности взросления(23-30). Второй переходный возраст(30-35). Людей можно считать взрослыми с нескольких точек зрения. Физиологическая - полное развитие полового влечения. Юридическая - соблюдение правил и норм социальной жизни. Психологическая - важнейшее новообразование-создание семьи и родительство. Кризис - остро он проявляется в тех случаях, когда возрастной личностный кризис членов семьи приходится на кризис межличностных семейных отношений. Создание семьи(24) начало семейной жизни, критический период её становления(не всегда умение строить семью вместе). Не могут осознать создаваемую ими реальность. Ожидают одного – получают другое. Шквал стереотипов и требований. Освоение родительской роли, принятие обязательств.
20.Психические причины болезней. Социальный стресс. Психологические проблемы старости(старше65). В сознании большинства людей старость это немощь, болезни, зависимость от других людей. 30-50процентов – «мнимых больных». –следствием ложных установок, неудовлетворённых амбиций, эмоциональных стрессов. «Синдром мученика» - включение всех вокруг себя. Ожидание смерти.(Помочь переключиться и дать ещё цель). Все болезни имеют психосоматические причины и выливаются в старости. Социальный стресс – финансовые проблемы, отсутствие социального интереса, оторванность от жизни, чувство ненужности. Атеросклероз, язва, инфаркт, стенокардия, инсульт, гипертония(чаще мужчины). Все эти болезни в сочетании с лишним весом, облысением, дряблостью кожи и другими признаками старения и проявления климакса: усталостью, потерей веры в себя, заметным спадом энергии и снижением интеллектуальных возможностей, врятли вызовет оптимизм.
19.Психологические особенности зрелости(36-50) и пожилого возраста(51-65). Кризис идентичности – проявляется в чувстве «отставания от жизни», в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной скуки, в отсутствии ощущения полноты жизни. Зрелость: человек достиг всего во всём. Многие браки не выдерживают второго кризиса. Освоение новых социальных ролей(бабушки, дедушки). Изменение физиологической активности организма(появление новых признаков старения).Появление чужих людей собственном психологическом пространстве. Ощущение принадлежности к обществу в полной мере. Для мужчины трагедия возраста зрелости в том, что физиологическое состояние не соответствует интеллектуальному уровню. В половой сфере происходят изменения. Для женщины – физиологическое увядание, возвращение к смыслу жизни, за счёт обновления границ собственного «Я». «Синдром опустевшего гнезда» - дети уходят из семьи – стресс. Пожилой возраст. Выход на пенсию.3 группы людей:1.Хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Осваивают новую специальность, информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни.2. Очень боятся выхода на пенсию. Продлевают время работы, чувствуют себя никому не нужными.3. Равнодушные. Продолжают своё существование. Напряжённость переживаний связана с тем, что человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры для адекватной самооценки. Для его сознания старость связана со смертью. Жизнь не должна ограничиваться»сидением на скамейке». Социальный интерес и его проявления у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с окружением. Чувство принадлежности к группе. Взаимодействие с людьми. Чувство общности с другими людьми – «не один». Оптимизм. Физиологически не лучшее время. Ослабление всех функций. Потеря интереса к жизни.
|
© 2010 |
|