РУБРИКИ

Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста


3.2. Описание метода


Пациента, лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости – последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться (см. раздел Техника проведения).

Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).

После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме  тему стандартный мотив 

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа «да», «угу», восклицаний типа «Вот как!», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.

Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта.

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 – 40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут.

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 – 15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30 – 50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.

Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии.

Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

3.3. Техника проведения психотерапии

3.3.1. Предварительные условия


Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия.

Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.

Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта

1)      большей активности, жизненности и бодрости чувств;

2)      полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует;

3)      готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;

4)      психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу [41, 242].

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать «на растерзание» психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.

В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную «игру полета фантазии с закрытыми глазами». Обычно ребенок отвечает: «Нет». Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы.

В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы, длящейся от 5 до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо прежде всего обсудить актуальное состояние ребенка, его самочувствие и реальную ситуацию. Можно спросить о том, что происходит в школе (оценки, задания) или дома (например, если кто‑нибудь заболел, приехали гости и т. п.)

Затем можно перейти к теме предыдущего сеанса. Почти все дети приносят рисунок, который психотерапевт задал им нарисовать после представления предшествующего мотива. Обсуждая его, психотерапевт способствует «оживлению» рисунка, если он, например, спрашивает: «А что происходит здесь?»; «Куда смотрит этот?»; «Что бы дереву хотелось больше всего сделать?» – и т. п.

Такая беседа пробуждает фантазию ребенка и настраивает его на работу со следующим мотивом. Далее следует индукция расслабления и собственно представление образов.

По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о том, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что – продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным, и что произвело на него наибольшее впечатление.

3.3.2 Работа с рисунком


Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование пациентом пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики – на основе рисунка пережитого пациентом образа.

Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую фантазию, испытывающими трудности вербального выражения, скованных запретами и комплексами, а также переполненных силой образа. Если в первом случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем случае рисунок оказывает на фантазию человека ограничивающее и систематизирующее воздействие.

Задание нарисовать пережитое обычно дается пациенту после окончания представления образа. Это своего рода специальное психотерапевтическое домашнее задание. Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса.

Иногда пациент рисует непосредственно сразу после представления образа в кабинете психолога. В этом случае, задача психолога – создать оптимальные возможности для наиболее полного самораскрытия личности пациента. Для этого необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа бумаги, а также в выборе средств для рисования. Лучше всего, если пациент сам отрежет необходимый ему для рисования лист бумаги от большого рулона, наподобие рулона обойной бумаги. В кабинете психолога должен быть достаточно большой выбор средств для рисования: карандаши, мелки и краски.

Пациента просят выбрать, чем он будет рисовать, вырезать из рулона бумаги «свой» формат и что-нибудь нарисовать в течение примерно 20 минут.

Если психотерапевт наблюдает за процессом рисования пациента, то необходимо фиксировать сопровождающие его эмоциональные проявления. Если такого наблюдения не проводится, то о некоторых эмоциональных реакциях можно сделать вывод по продавливаниям на обратной стороне рисунка. Например, продавливания, соответствующие прямым линиям, уколам, толчкам и острым углам, как правило, говорят о проявлении агрессии, а повторяющиеся круговые движения обычно свидетельствуют о тревоге и страхе. При этом важно, где расположены эти круговые движения. Например, многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным страхам. Эти наблюдения сделаны на большом статистическом материале [44].

Один из них – это величина и формат выбранного листа бумаги.

Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент даже продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе.

Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают пациенты с депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имеющие заниженную самооценку, «маленькие», «скромные».

Следующий объективный диагностический критерий – это горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги.

Горизонтальный формат выбирают обычно люди, стремящиеся охватить одновременно как можно больше областей в жизни. Это характерно для экстенсивного типа личности. Обычно на рисунке изображается несколько предметов, дорога и т. п.

Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, о способности сконцентрироваться на каком-то деле. Это интенсивный тип личности. Обычно на рисунке изображается один, поднимающийся вверх предмет.

Важно, как пациент отрезает бумагу. Некоторые подолгу ровняют края. Это типичный признак эпилептоидности. Некоторые сначала по линейке отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это признак педантичности, ригидности.

Следующий важный диагностический критерий – это наличие или отсутствие специально нарисованных пациентом рамок. Рамка может свидетельствовать о стремлении пациента отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых, как раз и служит рамка. «Рамка» может быть также образована из незанятого цветом пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру. Важно, с какого края рисунка находится такое незанятое цветом пространство.

Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижнюю часть рисунка – заниженный уровень притязаний и низкую самооценку. Левая сторона рисунка соответствует эмоционально-интуитивной сфере личности, а правая сторона – интеллектуально-рациональной сфере личности. В соответствии с этим, с какой стороны рисунка образовалась «рамка» из незанятого пространства – в той сфере пациент испытывает наибольшую неуверенность.

Большое значение имеют средства, которые пациент выбирает для рисования. Важно отметить, что выбор материала должен быть большой. И если из всех материалов пациент выбирает, например, простой карандаш – это говорит о страхе перед самовыражением красками (страх перед неопределенностью). Часто для таких пациентов свойственны навязчивые черты. Тушь (особенно черная), как правило, соответствует агрессивности. Если из всего многообразия средств для рисования пациент выбирает шариковую ручку – это говорит о навязчивой, слишком конкретной личности, для которой рисование шариковой ручкой служит определенной защитой. Признаком внутренней раскованности и нарастания степени выраженности внутренней свободы может служить следующая последовательность выбора изобразительных средств: 1. цветные карандаши, 2. восковые мелки, 3. пастель, 4. гуашь, 5. акварель. В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны, рисование цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии.

Интерпретация расположения элементов рисунка на листе бумаги (в центре, вверху, внизу, слева и справа) соответствует разработкам классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее животное»). При обсуждении рисунка пациента можно спросить: «Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?»

С диагностической точки зрения, важно, что самое важное пациент бессознательно располагает в центре, что бы он потом ни говорил.

Это же можно сказать и о перспективе. Самое важное пациент бессознательно располагает на переднем плане, – опять же, как бы потом он сам ни комментировал свой рисунок. Само наличие или отсутствие перспективы – это тоже диагностический критерий. Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией часто нет перспективы или она потеряна.

При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, отличные от нормы элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее животное»).

Один из таких диагностических критериев – это особенность изображения линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет пропущенный участок между «небом» и «землей» – это может говорить о расщеплении психической структуры, разрыве между «верхом» и «низом».

3.3.3. Символика цвета и чисел


Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому при анализе рисунка важно расспросить пациента, какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т. д.

Символика цвета определяется одновременно множеством факторов – как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних двух дней. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования – принцип амбивалентности – предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений (Таблица 2). Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.

Интерпретация цветов в Символдраме.

Таблица 2.

цвет

Положительные характеристики

Отрицательные характеристики

 

красный

любовь, страсть

эротическое начало

вдохновение

агрессия

ненависть

опасность

 

синий

разум

дисциплина

порядок, верность

безумие

иррациональность

 

желтый

открытость

активность

свобода, слава, сила

ревность, зависть

жадность, лживость

мания, бред

 

оранжевый

Зрелость личности

радость

энергия, сила

вытесняет другие цвета

страсть борьбы и войны

 

зеленый

Витальное начало

рост

надежда

яд

болезнь

незрелость

 

фиолетовый

равновесие

мистика, колдов. чары

сокровенное знание

покаяние

внутреннее беспокойство

тревога, отречение

меланхолия

 

коричневый

материнство

плодородие

земля

грязь

гной

кал

 

черный

достоинство

торжественность

смерть

траур

грех

белый

чистота

гармония

привидение

траур

 

серый

 

неясность

туман

депрессия


Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека. При интерпретации (Таблица 3) символического значения чисел мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно-психологической символики, что и при интерпретации символического значения цвета. Здесь также максимально возможная интерпретация допустима только на уровне гипотезы, достоверность которой проверяется на основании совокупности всех имеющихся рисунков, образов и сновидений, а также данных анамнеза.

Таблица 3.

Значение чисел

Число

Значение

Один

С одной стороны всеобщность, абсолютность, с другой одиночество, нарциссические тенденции

         Два        

С одной стороны соединение двух, пара, связь, соответствие, с другой разделение, полярность, противопоставление, противоположность, сомнение

Три

число полноты, совершенства. Развитие, цикл, динамика, степень превосходства

Четыре

Число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики, идеально устойчивая структура

Пять

Символизирует скрытое, сокровенное знание, магию, число человека, число его тела: руки, ноги и голова

Шесть

Разделение видимого и невидимого мира, соединение противоположностей, это число равновесия

Семь

общая, в представлении многих культур, универсальная идея Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра и т.д.)

Восемь

С одной стороны число статичности, космической симметрии с другой число стагнации, застоя психических процессов

Девять

Воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, это символ неба, одухотворенности, сакральное число во многих культурах.

Десять

Число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук.

Одиннадцать

простое число, символ неразрешимого.

Двенадцать

Число полноты  и равновесия, основание двенадцатеричной системы исчисления. Несет в себе, в основном, только положительное значение

Тринадцать

Самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно принесет им счастье.


Не следует стремиться истолковать каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок - это, прежде всего метафора. Именно таким целостным, метафорическим подходом и нужно руководствоваться при интерпретации.

Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного только конкретного рисунка, образа или сна. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться – в ходе интерпретации других рисунков, образов и сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации пациента. Как правило, проблема или внутренний конфликт пациента отражаются в разных формах почти в каждом образе и рисунке пациента. Это позволяет специалисту-психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности образов и рисунков.

3.4. Показания и противопоказания для применения символдрамы

3.4.1.  Показания для применения символдрамы


Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое «декондиционирование» (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.

Символдрама успешно используется при лечении детских навязчивых состояний [44]. Положительный эффект психотерапии связан, среди прочего, с тем, что отколовшийся от сознания, т. е. вытесненный материал «возвращается» в символической форме в образное сознание. Тем самым прекращается навязчивое повторение как защитный механизм против вытесненного.

Символдрама показана также в случаях нейро- и психовегетативных нарушений средней тяжести, психосоматических расстройств, ночного недержания мочи (энуреза), заикания, нервной анорексии и других нарушений питания, деструкции функциональных или психических компонентов при внутренних или других заболеваниях, в случае обусловленных невротическим развитием личности нарушений адаптационной способности, при замкнутости, закомплексованности, в случае нарушений концентрации внимания и проблем с успеваемостью в учебе.

3.4.2. Противопоказания для применения символдрамы


Явных противопоказаний для применения символдрамы в случае эмоционально обусловленных нарушений поведения детей и подростков нет. Психика ребенка находится еще в постоянном развитии. Поэтому возможные нарушения еще не окончательно закрепились и поддаются коррекции. Следует, однако, быть осторожным при ярко выраженных приступах страха и тяжелых депрессивных состояниях.

Противопоказанием для применения символдрамы в целом является:

1.       Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85.

2.       Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния.

3.       Церебрально-органические синдромы.

4.       Недостаточная мотивация, даже в случае простой, глубоко не проникающей психотерапии.

Как и при работе со взрослыми пациентами, сложности применения символдрамы возникают, если у ребенка наблюдаются яркие шизоидные или ярко выраженные навязчивые особенности личности.

В случае работы с запущенными или делинквентными (с криминальным поведением) детьми вопрос о применении символдрамы должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. В целом можно сказать, что символдрама в данном случае тем более показана, чем сильнее выражены невротические составляющие в структуре личности.

Решая вопрос о показании или противопоказании символдрамы необходимо всякий раз учитывать уровень развития ребенка в настоящий момент. На определенных фазах развития особенно благоприятно сказывается свойственная символдраме контролируемая регрессия. В то же время бывают периоды, когда контролируемая регрессия противопоказана.

Принимая решение о начале психотерапии по методу символдрамы, необходимо учитывать динамику внутри семьи ребенка. При этом должны быть соблюдены следующие предварительные условия. Родители должны быть готовы к продуктивному сотрудничеству с психотерапевтом. В отдельных случаях, особенно в случае работы с более старшими детьми, может быть достаточно, если родители, по меньшей мере, не будут противодействовать психотерапии.

Актуальные конфликты внутри семьи, которые собственно и могли вызвать нарушения в поведении и состоянии ребенка, должны быть не столь велики, чтобы свести на нет достигаемые в ходе психотерапии улучшения.

Важно также, чтобы в результате занятий с психотерапевтом за ребенком не закрепился внутри семьи ярлык «больного» или «ненормального».

Проведение символдрамы должно основываться на наличии готовности ребенка и его способности к представлению образов. Как показывает опыт, способность ребенка к представлению образов проявляется тем сильнее, чем в большей степени он был способен с самого раннего детства играть с куклами, а также участвовать в ролевых играх.

Наконец, при обсуждении противопоказаний нужно учитывать уровень образования психотерапевта, его умение и опытность. В символдраме психотерапевт также полностью включается во все происходящее. От его установки и искусства ведения, его клинического и собственного опыта, а также от его чувствительности и владения эмпатией зависит успех психотерапии.

3.4.3. Возраст


Дети до достижения латентного возраста, т. е. до 6 – 7 лет [53], особенно сильно подвержены воздействию образов и вызываемых ими эмоций. Этот период сравнивают даже с возрастом фантазий или возрастом сказок, в котором неразрывно связаны образное мышление, эмоциональные переживания и телесные ощущения и реакции. Представление ярких образов может быть связано для ребенка в этом возрасте с переживанием сильных страхов, нарушением сна и другими негативными явлениями. Фантазии могут проявляться настолько сильно, что они могут доминировать даже в состоянии бодрствования, в результате чего даже объективно неопасные вещи могут казаться угрожающими. Кроме того, в этом возрасте еще не достаточно сформировались функции зрелого Я[51;54], позволяющие справляться с внутренними и внешними конфликтами.

По этой причине с детьми до 7 лет [53] занятия по методу символдрамы в целом проводятся довольно редко. Кататимно-имагинативная психотерапия возможна в этом возрасте только тогда, когда психотерапевт может дать ребенку, благодаря подчеркнуто суггестивному ведению, необходимое чувство безопасности и защищенности, компенсируя одновременно еще недостаточно зрелую структурную организацию Я [51;54] ребенка и его защитных механизмов. При этом техника психотерапии представляет собой нечто среднее между символдрамой и гипнозом.

Со вступлением ребенка в латентный период [53] становится все более возможным вызывать конфронтацию между бессознательно возникающими в символдраме образами и представлениями ребенка. По этой причине основная масса детей, в работе с которыми применяется символдрама, принадлежит к возрастной группе от 8 до 12 лет.

Это возраст, когда инстинктивные побуждения как бы отходят на задний план, становятся латентными, и вся психическая энергия может быть направлена на развитие Я и механизмов его функционирования. Вся активность ребенка перемещается теперь на активное достижение определенных умений. Тем самым происходит становление столь важного для последующей жизни нарциссического удовлетворения. Ребенок овладевает окружающим миром. Все большее значение приобретает принцип реальности. Место сказочных игр постепенно занимают соревновательные игры. Даже ролевые игры все более приобретают характер борьбы. Фантазия ребенка определяется теперь в значительной мере динамическими действенными представлениями. Все это можно эффективно использовать для проведения символдрамы.

3.5. Эффективность метода


Символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии. Гюнтер Хорн выделяет следующие преимущества метода символдрамы:

1.       Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества

2.       Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов.

3.       Пожалуй, нет другого метода психотерапии детей и подростков, который, столь же оптимально учитывал бы нарциссические переживания ребенка, огромную важность которых для процесса психотерапии показали последние исследования Х. Когута и О. Кернберга. Дети с психическими нарушениями часто испытывают нарциссическое страдание, когда при столь важном для них сравнении их ловкости и умений с достижениями других детей и взрослых они оказываются несостоятельными. В игровой терапии, тоже очень важной в этом возрасте форме психотерапии, терапевт постоянно сталкивается с вопросом: что делать, если ребенок не умеет проигрывать? Либо он должен почти в каждой соревновательной игре сверх всякой меры разочаровывать ребенка его поражением, либо он дает ребенку возможность победить и тем самым испытывает конфликт из-за собственного неестественного, фальшивого поведения. Эта проблема разрешается только в имагинативной психотерапии, в ходе которой ребенок может себе позволить представить на уровне фантазии нарциссически обусловленные переживания собственной «грандиозности».

4.       Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения.

5.       Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.

6.       Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.

Глава 4. РАБОТА С ПАЦИЕНТОМ ПО МЕТОДУ СИМВОЛДРАМЫ



Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня тревожности в начальном звене. В результате проведенной работы выявлена «Группа риска» состоящая из детей, у которых после двукратного обследования выявлен повышенный уровень тревожности (то есть тревожность не являлся ситуативной). В группу попало 22 человека 13 мальчиков и 9 девочек.

У тревожных детей возникают коммуникативные проблемы, которые проявляются в повышенной агрессивности вербальной и невербальной, в ряде случаев в виде слез, депрессий. Поэтому мы сочли нужным параллельно выяснить проблемность коммуникативной сферы детей.

Коммуникация - смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Для оценки коммуникативности нами использованы методы наблюдения и опроса.

Метод наблюдения - один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Метод опроса - опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Были проведены индивидуальные консультации (Приложение 1) с родителями детей «Группы риска», на которых было получено разрешение проводить с детьми работу по коррекции уровня тревожности. На основании этого сформирована группа из 10 человек, в которую вошли 6 мальчиков и 4 девочки.

Для определения родительского отношения к ребенку мы использовали тест-опросник, разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным (Приложение 2), который позволил выявить систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания личности ребенка и его поступков.

Результаты приведены в Диаграмме 1.

Данный тест-опросник включал пять шкал: «принятие – отвержение», «симбиоз», «кооперация», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник».

Социально желательный образ родительского отношения заключался в шкале «кооперация», которая предполагала заинтересованность родителей в планах и делах ребенка, сочувствие и помощь ему; высокую оценку интеллектуальных и творческих способностей ребенка, наличие чувства гордости за него, поощрение его инициативы и самостоятельности, стремление быть на равных с ним. 10% (1 чел) родителей испытуемых соответствовал данному типу отношений.

Диаграмма 1.

Родительское отношение.

Большинство родителей испытывали социально нежелательные образы отношений:

·        Симбиоз был свойственен 40 % (4 чел.) В данном случае родители стремились к постоянной близкой психологической дистанции с ребенком. Такие родители были спокойны лишь тогда, когда ребенок находился вместе с ними. Они ощущали себя единым целым с ребенком. Ребенок воспринимался ими как маленький и беззащитный. В условиях школы от детей требовалась самостоятельность и автоматизация, которую они не могли проявить, ощущали свою беспомощность в отсутствии родителей становясь высокотревожными.

·        30% родителей относились к своим детям с позиции «авторитарной гиперсоциализации». Данные родители авторитарно требовали от детей подчинения и дисциплины, навязывали свою точку зрения, обнаруживали неумение понять позиции другого человека. При этом не учитывались желание, интересы и природная склонность детей. Часто они внимательно следили за успехами своих детей, ждали высоких результатов, нагружали детей разнообразными секциями и кружками. Учебные перегрузки, ранняя ответственность, контроль и давление родителей на ребенка разрушали его эмоциональное здоровье, приводили к росту тревожности.

·        10% родителей относились к своим детям как  к «Маленьким неудачникам». Они были склонны инфантилизировать детей, не замечать личной и социальной состоятельности. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка им казались детскими несамостоятельными несерьезными. Дети воспринимались как неприспособленные, открытые для дурных влияний. В результате дети постоянно испытывали страхи перед сколько-нибудь сложными ситуациями, боялись незнакомых людей, были неуверенны в собственных силах, нерешительны, необщительны тревожны.

·        10% (1 чел) – родителей относились к своим детям с позиции «отверженный». Детям была предоставлена полная свобода действий, бесконтрольность. Отсутствовала заинтересованность родителей делами и проблемами ребенка. В результате ребенок чувствовал себя никому не нужным, брошенным.

С испытуемыми проведено изучение уровня тревожности по опроснику личностной тревожности Дж. Тейлора (Приложение 3).


Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав MMPI в качестве дополнительной шкалы). Адаптирован Т.А.Немчиным в 1966 году. Опросник состоит из 50 утверждений. Согласно инструкции, испытуемый должен согласиться или  не согласиться  с данными утверждениями. Оценка результатов по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «нет» на высказывания с 1-13 и ответ «да» на высказывания с 14-49 оценивается в 1 балл. Суммарная оценка:

40-50 баллов – очень высокая тревожность 

25-40 баллов – высокий уровень тревожности

15-25 – средний уровень с тенденцией к высокому

5-15 – средний уровень с тенденцией к низкому

0-5 -   низкий уровень.

 

Результаты приведены в Таблице 4 (мальчики) и Таблице 5 (девочки).

Таким образом, из таблицы видно, что у двух мальчиков уровень тревожности средний с тенденцией к высокому (17 и 20 баллов) что составило 33,3 % , у двух - высокий уровень тревожности  (26 и 32 балла) – 33,3 %, у двух – очень высокая тревожность (41 и 43 балла) – 33,3 %.




Таблица 4.

Показатели уровня тревожности у мальчиков до проведения коррекции

Испытуемый

Уровень тревожности

Характер тревожности

1

32

высокий уровень тревожности

2

41

Очень высокая тревожность

3

20

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

4

17

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

5

26

высокий уровень тревожности

6

43

Очень высокая тревожность

Таблица 5.

Показатели уровня тревожности у девочек до проведения коррекции

Испытуемый

Уровень тревожности

Характер тревожности

1

17

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

2

36

высокий уровень тревожности

3

21

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

4

19

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому


Из таблицы 5 видно, что у трех девочек уровень тревожности средний с тенденцией к высокому (17, 19 и 21 балл) что составило 75 % , у одной – высокий уровень тревожности (36 баллов) – 25 %.

Мы сочли необходимым разделить результаты исследования уровня тревожности у девочек и мальчиков, вследствие  различия источников, содержания и характера тревожности.

В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки [39, 34]. Они более чувствительны к действию неблагоприятных психологических факторов, что облегчает почву для формирования различных типов неврозов. То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы.

По содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков. Тревога девочек чаще бывает связана с другими людьми; их беспокоит отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с ними, страх за родных и близких, опасения доставить им неприятности, переживания за их здоровье, душевное состояние. Девочки опасаются темноты, грозы, пожаров, высоты, а также испытывают беспокойство в ситуациях, традиционно тревожных для людей.


Процентное соотношение детей с различными уровнями тревожности представлена в Диаграмме 2.

Диаграмма 2.

Процентное соотношение детей с различными уровнями тревожности до проведения коррекции.














Обобщая данные  по всей группе испытуемых, видно что:

Очень высокий уровень тревожности – 20% (2 человека)

Высокий уровень тревожности – 50% (5 человек)

Средний уровень тревожности с тенденцией к высокому – 30% (3 человека)

С детьми были проведены индивидуальные сеансы психотерапии по методу Символдрамы, с прорисовкой отдельных мотивов. В ходе работы после 3-4 сеансов наметилась положительная динамика в эмоциональном состоянии, в коммуникативной сфере, которая начала закрепляться после 5-7 сеансов.

В ходе работы с детьми осуществлялись индивидуальные  консультации с родителями, в которых разъяснялся ход динамики коррекционной работы, а также обговаривались эффективные стратегии взаимодействия с их детьми, с тем, чтобы наметившаяся динамика снижения уровня тревожности стала стабильной по окончанию работы.

По окончанию работы осуществлялась оценка динамики показателя уровня  тревожности детей на фоне психологической коррекции, оценка производилась по опроснику Дж. Тейлора на степень выраженности тревожности, результаты представлены в таблицах 6 и 7.

Таблица 6.

Показатели уровня тревожности у мальчиков после проведения коррекции.

Испытуемый

Уровень тревожности

Характер тревожности

1

11

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому

2

37

высокий уровень тревожности

3

7

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому

4

14

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому

5

24

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

6

35

высокий уровень тревожности



Таким образом, из таблицы видно, что у четырех мальчиков уровень тревожности средний с тенденцией к низкому (7, 11, 14, 24 баллов) что составило 66,7 % , у двух - высокий уровень тревожности  (35 и 37балла) – 33,3 %.

Таблица 7.

Показатели уровня тревожности у девочек после проведения коррекции.

Испытуемый

Уровень тревожности

Характер тревожности

1

9

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому

2

19

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

3

11

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому

4

7

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому


Из таблицы 7 видно, что у трех девочек уровень тревожности средний с тенденцией к низкому (7, 9, 11 баллов) что составляет 75 % , у одной – средний уровень тревожности с тенденцией к высокому (19 баллов) – 25 %.

Процентное соотношение детей с различными уровнями тревожности  после проведенной психологической коррекции, представлено в Диаграмме 3.

Диаграмма 3.

Процентное соотношение детей с различными уровнями тревожности после проведения коррекции.

Обобщая данные  по всей группе, видно что:

Высокий уровень тревожности – 20% (2 человека)

Средний уровень тревожности с тенденцией к высокому –10% (1 человек)

Средний уровень тревожности с тенденцией к низкому – 70% (7 человек)

Таблица 8.

Показатели  уровня тревожности у детей до и после проведения коррекции.

испытуемый

Уровень тревожности до корекции

Характер тревожности

Уровень тревожности после коррекции

Характер тревожности

32

высокий уровень тревожности

11

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому

41

Очень высокая тревожность

37

высокий уровень тревожности

20

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

7

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому

17

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

14

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому

26

высокий уровень тревожности

24

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

43

Очень высокая тревожность

35

высокий уровень тревожности

17

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

9

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому

36

высокий уровень тревожности

19

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

21

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

11

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому

19

средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

7

средний уровень тревожности с тенденцией к низкому


В данной таблице прослеживается следующая динамика:

У всех испытуемых наметилась тенденция к снижению уровня тревожности.

·        у 70% детей произошло снижение уровня тревожности до среднего с тенденцией к низкому;

·        у 10% детей произошло снижение уровня тревожности до среднего с тенденцией к высокому;

·        у 20% детей произошло снижение уровня тревожности с очень высокого до высокого.

У 20% детей стойкой динамики снижения уровня тревожности не произошло. Такой характер динамики детской тревожности обусловлен, на наш взгляд, прежде всего тем, что тип родительских отношений в семьях этих детей не изменился. Снижение же уровня тревожности ребенка произошло за счет повышения стрессоустойчивости, изменения  стратегий поведения (адекватное реагирование на критику, повышение коммуникативных связей и т.д.).  Эти дети нуждаются в дальнейшем психологическом сопровождении.

Иллюстрацией проведенных сеансов коррекции служит мальчик 10 лет. Ребенок из неполной семьи, проживает с бабушкой, младшей сестрой и матерью страдающей наркотической зависимостью. В семье нередки ссоры и драки между бабушкой и матерью.   Ребенок по оценке преподавателей груб, агрессивен вербально и физически, плаксив. Снижена успеваемость.

При беседе с бабушкой выяснено, что ребенок агрессивен со всеми домашними, бьет младшую сестру, груб, плохо спит. Тип родительского отношения (в данном случае воспитывает ребенка бабушка) неблагоприятный – «авторитарная гиперсоциализация».

Первичная диагностика уровня тревожности показала суммарная оценка баллов у испытуемого 32 – что свидетельствует о высоком уровне тревожности.

Сеанс 1. Мотив «луг» - представлен осенним вечерним лугом небольшого размера, с желто-коричневой травой, черной бороздой. Идет дождь, небо серое и почти все закрыто черной тучей. (Приложение 4). На лугу не  хочется ничего делать, страшно и одиноко. На вопрос: Что можно было бы сделать, чтобы чувствовать себя хорошо, комфортно на лугу? Ответа не находит. На предложение найти какое-нибудь укрытие и дождаться лета и хорошей погоды – находит дом. С наступлением лета, луг меняет окраску на зеленую, борозда начинает зарастать зеленой травой, но все еще остается видной. Состояние меняется на более спокойное, на лугу уже не так страшно, можно побегать и поиграть.

В процессе сеанса видно, что в начале у ребенка прослеживается депрессивный и тревожный фон настроения (трава, борозда), хочется плакать (дождь), чувство одиночества. Осеннее время года указывает на, прочно укорененную базовую фрустрацию оральной потребности. В конце сеанса наступает улучшение в настроении.

Сеанс 2. Мотив «луг» - представлен летним лугом с зеленой травой, борозда частично заросла зеленой травой, состояние спокойное. При просьбе найти ручей, долго его не видит. Когда находит, описывает его: исток завален камнями, палками и грязью, ручей мутный и холодный. На вопрос: что можно сделать, чтобы исток стал чистым, начинает разбирать завалы, убирать камни и палки и огораживает исток изгородью. Ручей становится чистым. На вопрос: что хочется сделать с ручьем? Ответ: ничего. Вопрос: Может попить, помыть руки и лицо или искупаться? Ответ: мыться нет, он слишком холодный, можно попить.

В процессе сеанса видно, что эмоциональное состояние нормализуется, но оральная потребность фрустрирована, остается сложным отношение к матери.

Сеанс 3. Луг – зеленый, летний, дневной и солнечный, борозда заросла зеленой травой. Ручей чистый, но по-прежнему холодный, можно пить воду. Просьба найти гору и подняться на нее. Гора (Приложение 6) без растительности, со сглаженной вершиной (материнско-женский мир) и забраться на нее невозможно и не хочется. Просьба поискать тропинку  и попробовать подняться на гору. С трудом находит тропу. Подъем долгий и трудный. На вершине горы холодно  одиноко. Открывается внизу панорама: впереди (будущее) – скудные строения посреди леса, сзади (прошлое) – закрыто другой более высокой горой, направо (рациональная, мужская установка) – небольшой поселок на берегу залива, налево (область эмоционального и женского) – все закрыто туманом разглядеть невозможно.  Видно, что у ребенка все связанное с женским миром либо неприступно – гора, либо непонятно – туман. Это типичное сопротивление, вызванное тем, что именно в той части психики, обозрение символического представителя которой нарушено в кататимной панораме, у пациента существуют особо значимые проблемы и конфликты. В прошлом возможны серьезные психо-травмы -  вид сзади закрыт горой. Освоенность ландшафта довольно низкая, что говорит о низкой социальной адаптированности пациента.

Сеанс 4. Луг – зеленый, летний, дневной и солнечный (Приложение 5). Хочется бегать играть. Настроение хорошее. Ручей чистый, можно пить воду и умыться. (Видно, что после третьего сеанса наступило стойкое улучшение эмоционального состояния.) На горе частично появилась растительность. Подниматься достаточно тяжело. Просьба на вершине горы найти гнездо (символизирует семью).  Гнездо пустое, брошенное, без птенцов. Панорама внизу изменилась. Впереди – виден строящийся город, дороги. сзади  – лес, направо– небольшой поселок на берегу залива, налево– весенний лес с еще нераспустившимися цветами и листьями (оптимистическое ожидание).

Сеанс 5. Луг, ручей – норма. Гора – покрыта растительностью, подъем достаточно быстрый и не слишком трудный, панорама внизу – везде видна деятельность людей, гнездо с птенцами, подойти и покормить птенцов – страшно, вдруг прилетит мать и заклюет. Заметные стойкие улучшения мотивов Луг и Ручей, улучшение мотива Гора (женский мир), панорамы вокруг (социальная адаптированность).

Сеанс 6. Луг – норма. Просьба найти на лугу пасущихся животных. Оказались 2 коровы и маленький теленок (значимые люди). К нему относятся хорошо, но он к ним подходит с неохотой, боится. Кормит только маленького теленка (установление нормальных отношений с сестрой). Молоко пьет очень много (удовлетворение оральных потребностей). Гора – с растительностью (приложение 7), подъем быстрый не трудный, ландшафт освоен человеком. В гнезде птенцы, кормит. Просьба спуститься с горы и вернуться на луг, найти дом. Мотив «Дом» – дом одноэтажный, небольшой, деревянный. Есть двери и окна. В доме есть кухня (отношения с матерью) и жилая комната (Приложение 8), запасы еды отсутствуют (неудовлетворение оральных потребностей). Кухня заброшена и пуста, на столе грязная посуда (депривации на оральной стадии).  Очень неуютно, не хочется оставаться. На вопрос что можно сделать, чтобы стало уютнее – ответ прибрать кухню, вымыть грязную посуду. После приборки настроение улучшилось. Подвал есть, в нем есть какие-то запасы, но спускаться туда не хочется, очень страшно (психо-травмы в детстве).

Сеанс 7. Мотив «луг» - норма. Мотив «Дом» - продолжаем осмотр дома. На кухне – достаточно чисто в холодильнике  продукты, поел. В доме есть еще одна комната – жилая. В ней царит беспорядок,  после уборки комната выглядит хорошо, удается рассмотреть шкаф с его одеждой, раскладывающийся диван, стол для занятий. В доме достаточно уютно и это его дом. Ему там нравится жить (Приложение 9). Мотив «Опушка леса» (В этом мотиве прорабатываются не очень глубокие области бессознательного, которые в образе символически находятся непосредственно на земле, т. е. поблизости от сознания) - из леса вышел очень страшный большой медведь. Рассмотрели его из укрытия. Медведь настроен агрессивно. Предложено покормить медведя. Очень долго не мог решиться, как и чем. «Медведь любит мед, у меня его нет. Рядом дерево с дуплом, там есть мед, но его охраняют злые пчелы» Наконец идет в дом, достает из холодильника еду и кормит медведя, медведь становится менее агрессивным, возвращается в дом, достает запасы из подвала опять кормит медведя, медведь становится дружелюбным, но играть не хочет. Уходит.

Сеанс 8. Мотив «Луг» - норма, «ручей» - норма, «дом» - норма. Чувствует себя легко и спокойно. Мотив «Опушка леса» - из леса выходит собака, она не очень злая, он кормит собаку, гладит ее и начинает с ней играть (стратегия поведения улучшающая коммуникативность).

В процессе сеанса видно, что эмоциональное состояние хорошее, пугающих ситуаций не наблюдается, коммуникативность (кормление и игра с собакой) в норме.

После восьмого сеанса проведена беседа с бабушкой. Выяснено, ребенок стал более спокойным, спит хорошо, начал общаться с сестрой без драк и вербальной агрессии. Наладились отношения с бабушкой.

По оценке преподавателей стал более спокойным,  вербально и физически неагрессивен, достаточно внимателен на уроках. Старается выполнять задания. Наладились отношения с одноклассниками, вместо драк – общение и игры.

Проведено повторное тестирование уровня тревожности.                Суммарная оценка баллов у испытуемого 11 – средний уровень с тенденцией к низкому.

При проведении сеансов психотерапии методом символдрамы  после 3 сеанса у мальчика начались устойчивые улучшения эмоционального состояния. После 5 сеанса эмоциональное состояние стабильное. В процессе проведения сеансов менялось отношение в семье, с одноклассниками. Сон улучшился, плаксивость исчезла. Уровень тревожности снизился. Вербальная и физическая агрессия исчезли.

Так как фактор риска в семье остался, (мать  страдает наркотической зависимостью) ребенок нуждается в наблюдении и психологическом сопровождении.

Проведенная нами психокоррекционная работа в целом вызвала положительную динамику тревожности у детей младшего школьного возраста.

Уровень тревожности снизился у 80% детей. Произошел ряд положительных переходов детей в подгруппы с более благоприятным уровнем тревожности.

В целом поведение детей стало более конструктивным и адекватным.

Итак, в результате наших исследований выяснено:

·        Символдрама является эффективным средством при работе с детьми младшего школьного возраста.

·        Символдрама является краткосрочной терапией (8-10сеансов достаточно для стойкого улучшения состояния у детей младшего школьного возраста).

·        Символдрама является эффективным методом терапии для коррекции тревожности

·        Символдрама является эффективным методом терапии для регуляции коммуникативности.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, так как мы предполагали, что символдрама эффективное средство для коррекции тревожности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена  изучению возможностей метода психотерапии Символдрама при осуществлении коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.  Была предпринята попытка, выявить взаимосвязь между проведением сеансов психотерапии и изменением личностных характеристик пациента.

Проведенный теоретический анализ проблем тревожности показал, что повышенная тревожность младших школьников детерминируется факторами неблагоприятного семейного воспитания. В целом можно говорить о том, что тревожность в младшем школьном возрасте является большей частью производной широкого круга семейных нарушений.

Теоретический анализ литературы показал, что в основе метода Символдрамы, лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, эго-психология А. Фрейд [50], психология «Я» Х. Хартманна и»Self-Psychology» Х. Когута и их последующая разработка в трудах Ш. Ференци, М. Балинта, Э. Эриксона, Р. Шпитца, Д.В. Винникотта, М. Малер, О. Кернберга, Й. Лихтенберга [53, 11].).

Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения [54, 11].

С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.

При оказании коррекционного воздействия методом Символдрамы, произошла положительная динамика тревожности, обеспечившая переход детей в подгруппы с более благоприятным для развития личности уровнем тревожности.

В результате можно сделать следующие выводы:

1.     Нарушение семейных отношений является одной из основных причин повышенной тревожности младших школьников.

2.     Использование образов прошло эволюцию от аналитического толкования (Ф.Перлз), диагностики (К.Г.Юнг), до использования образов в психотерапевтических целях (Х.Лейнер).

3.     В Символдраме работа с образами позволяет разобраться с проблемами на символическом уровне, удовлетворить нарциссические переживания, что крайне важно в работе с детьми и подростками.

4.     В результате проведения коррекционной работы методом Симводрама, уровень тревожности у детей младшего школьного возраста снизился у 80 % испытуемых.


Гипотеза нашего исследования подтвердилась - символдрама эффективное средство для коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Аладжалова Н. А., Каменецкий С. Л., Рожнов В. Е. Сверхмедленные колебания потенциалов головного мозга и Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. С. 162-169.

2.     Алексеев А. В. Психомышечная тренировка: Метод психической саморегуляции. М., 1979.

3.     Алиев X. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. М., 1990.

4.     Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

5.     Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

6.     Байярд Р.Т., Байярд Д. «Ваш беспокойный подросток», М., «Семья и школа»,   1995.

7.     Банщиков В. М., Рожнов В. Е., Шорохова Е. В. Проблемы личности // Материалы симпоз. М., 1969. Т. 1-2.

8.     Барах А. Победа над бессонницей. М., 1979.

9.     Барашенков В. Н. Неисчерпаемая пустота 11 Знание - сила. 1982. № 7. С. 18.

10. Бассин Ф. В. Проблемы бессознательного. М., 1968.

11. Бекеш Ф. В., Ярошевский М. Т. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения. Послесловие к кн.: 3. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

12. Беминг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах/Пер. с нем. Мн., 1985.

13. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений) 1 Пер, с англ. М., 1988.

14. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Минск: 1992.

15. Берн Эрик. Транзакционный анализ и психотерапия. СПб: 1994.

16. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб, 1908.

17. Бехтерев В. М. Гипноз, внушение, психотерапия и их лечебное воздействие // Вести. знания. СПб, вып. 4. 1911.

18. Булке О. Современные течения в психиатрии 1 Пер, с нем. М; Л.. 1929.

19. Буль П. И. Гипноз и внушение в клинике внутренних болезней. М., 1958.

20. Буль П. И. Основы психотерапии. Л., 1974.

21. Бурно М. Е. Аутогенная тренировка: Учеб. пособие. М., 1971.

22. Бурно М. Е. Вопросы клиники и психотерапии алкоголизма: Метод. рекомендации. М., 1981.

23. Бурно М. Е. Самовнушение и аутогенная тренировка: Метод, рекомендации. М., 1975.

24. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

25. Васильев Л. Л. Таинственные явления человеческой психики. М., 1964.

26. Вейн А. М. Бодрствование и сон. М., 1970.

27. Вейн А. М. Лекции по неврологии неспецифических систем мозга. М., 1974.

28. Вельвовский И. 3. Психотерапия как система /I Психотерапия и курортология: Сб. науч. тр. Харьков, 1968. С. 23-27. Вельвовский И. 3. Психотерапия в общей (соматической) медицине 11 Материалы V Всесоюз. съезда невропатологов и психиатров. ЭД., 1969. С. 274-279.

29. Вельвовский И. З., Липгарт Н. К., Багалей Е. М., Сухорукова В. И. Психотерапия в клинической практике. Киев, 1984. Вернадский В. И. Пространство и время в живой и неживой материи. М., 1975.

30. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г.

31. Виттельс Ф. Фрейд, его личность, ученной школа. Л., 1925.

32. Виш И. М. Практическая психотерапия. Воронеж, 1969.

33. Власова А. М. Методы психотерапии в возрасте от.2 до 5 лет: Метод. письмо. М., 1974.

34. Изард К. Эмоции человека: М.:Изд-во МГУ, 1980г.

35. Вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. Л., 1966.

36. Головин С. Ю. «Словарь психолога - практика». – Минск. 2001.

37. Джеймс М. Рожденные выигрывать. М.: 1995.

38. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. – СПб: Союз, 1997.

39. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника – 1990 - №6

40. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос”, 1996.

41. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики. // Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4.

42. Лэндрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений», М., Международная педагогическая академия, 1994.

43. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

44. Обухов Я.Л.  «Психотерапия детей и подростков. Символдрама» . М. 1999г.

45. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. 1997г.  

46. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). -  СПб. 1998.

47.  Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г.

48. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.

49. Словарь психолога - практика. Минск: 2001.

50. Фрейд А. Детский психоанализ СПб. 2003.

51. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. М., “Педагогика-Пресс”, 1993.

52. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., "Наука", 1989.

53. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989.

54. Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Избранное. М., Внешторгиздат, 1989.

55. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике (под редакцией В. Баскакова). - М. 1997.

56. Э. Эриксон. Детство и общество. СПб. 1996.

57. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Исследование процесса индивидуации. М.: 1998.

Приложения


Выступление

Уважаемый  председатель, уважаемые члены государственной комиссии,  вашему вниманию предлагается сообщение по теме:   Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.

Актуальность выбранной нами темы заключается в следующем: Большая распространенность в популяции неврозов и психосоматических заболеваний привлекает внимание многих психологов к изучению эмоциональной сферы человека. Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности, является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяжении длительного периода времени и свидетельствует о недостаточной приспособляемости человека к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность является серьезным риск-фактором для развития многих невротических и психосоматических отклонений.

Символдрама же в свою очередь является клинически эффективным методом при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Цель настоящей работы заключалась в определении эффективности применения символдрамы как метода коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования являлась тревожность у детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования выступала символдрама как способ коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза нашей работы:  Символдрама является эффективным средством для коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.


Цель и гипотеза работы определили задачи исследования:

·        Рассмотреть особенности тревожности у детей младшего школьного возраста;

·        выявить особенности методов психотерапии использующих образы;

·        установить специфику работы с образами в символдраме;

·        изучить изменения уровня тревожности, произошедшие в результате проведения психокоррекционной работы по методу Символдрамы.

Методологической основой данной работы явились основные принципы психологической науки, в т.ч. принцип последовательного детерминизма, согласно которому развитие личности обусловлено социальной ситуацией и психологическими закономерностями индивида, основные положения которого сформулированы в трудах Л.С.Выгодского.

Проведенный теоретический анализ проблем тревожности показал, что повышенная тревожность младших школьников детерминируется факторами неблагоприятного семейного воспитания. В целом можно говорить о том, что тревожность в младшем школьном возрасте является большей частью производной широкого круга семейных нарушений.

Теоретический анализ литературы показал, что в основе метода Символдрамы лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития.  Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения. Использование образов прошло эволюцию от аналитического толкования и диагностики до использования образов в психотерапевтических целях.

На различных этапах работы нами использовались методы сбора материала: тестирование, опрос, наблюдение и беседа.

Для проверки гипотезы нами был произведен отбор детей с повешенным уровнем тревожности попавших в группу риска на основании данных школьного психолога. В результате сформировалась группа в кол-ве 22 человек. После проведение бесед с родителями детей группы риска, сформирована группа в кол-ве 10 человек.  Для определения родительского отношения к ребенку мы использовали тест-опросник, разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным, который позволил выявить систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания личности ребенка и его поступков. Результаты вы видите на диаграмме.

С детьми было проведено изучение уровня тревожности и получили результаты:

Обобщая данные  по всей группе испытуемых, видно что:

Очень высокий уровень тревожности – 20% (2 человека)

Высокий уровень тревожности – 50% (5 человек)

Средний уровень тревожности с тенденцией к высокому – 30% (3 человека)

Результаты приведены в таблице

С детьми были проведены индивидуальные сеансы психотерапии по методу Символдрамы, с прорисовкой отдельных мотивов. В ходе работы после 3-4 сеансов наметилась положительная динамика в эмоциональном состоянии, в коммуникативной сфере, которая начала закрепляться после 5-7 сеансов.

В ходе работы с детьми осуществлялись индивидуальные  консультации с родителями, в которых разъяснялся ход динамики коррекционной работы, а также обговаривались эффективные стратегии взаимодействия с их детьми, с тем, чтобы наметившаяся динамика снижения уровня тревожности стала стабильной по окончанию работы.

По окончанию работы осуществлялась оценка динамики показателя уровня  тревожности детей на фоне психологической коррекции

Высокий уровень тревожности – 20% (2 человека)

Средний уровень тревожности с тенденцией к высокому –10% (1 человек)

Средний уровень тревожности с тенденцией к низкому – 70% (7 человек)

Результаты вы видите в таблице:

У всех испытуемых наметилась тенденция к снижению уровня тревожности.

·        у 70% детей произошло снижение уровня тревожности до среднего с тенденцией к низкому;

·        у 10% детей произошло снижение уровня тревожности до среднего с тенденцией к высокому;

·        у 20% детей произошло снижение уровня тревожности с очень высокого до высокого.


У 20% детей стойкой динамики снижения уровня тревожности не произошло. Такой характер динамики детской тревожности обусловлен, на наш взгляд, прежде всего тем, что тип родительских отношений в семьях этих детей не изменился. Снижение же уровня тревожности ребенка произошло за счет повышения стрессоустойчивости, изменения  стратегий поведения (адекватное реагирование на критику, повышение коммуникативных связей и т.д.).  Эти дети нуждаются в дальнейшем психологическом сопровождении.

При оказании коррекционного воздействия методом Символдрамы, произошла положительная динамика тревожности, обеспечившая переход детей в подгруппы с более благоприятным для развития личности уровнем тревожности.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась - символдрама эффективное средство для коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.



Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.