РУБРИКИ |
Синектический метод определения и достижения целей |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Синектический метод определения и достижения целейСинектический метод определения и достижения целейСинектический метод определения и достижения целейСтивен Фланнес (Steven Flannes), психолог и консультант по управлению с 20-летним стажем, Center for Executive Options университета Дж. Вашингтона. Парадокс творчества, инновации и лидерства состоит в том, что если вы изобретаете что-то новое, вы часто не знаете, куда вы идете, — это похоже на движение в тумане. Здесь вам может помочь синектический процесс решения творческих проблем, который поможет вам двигаться вперед. Знание своего желательного результата и уверенность в том, что вы достигли его, позволят вам определить, достигли ли вы его. Как только вы определите вашу цель, вы можете экспериментировать с путями для ее достижения. Если вы обращаете внимание на результаты и отклики, которые вы получите от ваших действий, вы можете проверить, продвигают ли вас ваши действия ближе к пониманию вашей цели. Если эффект вашего действия не отвечает вашим намерениям, вы можете изменить ваши действия. Таким образом: Если то, что вы делаете, не срабатывает, делайте что-нибудь другое, отличное от того, что вы делали прежде. Нет ошибки — есть только обратная связь. Определение специфических особенностей вашей задачи или цели1. Заявите вашу цель в положительном ключе, то есть как цель, к которой вы можете продвигаться. Ваше подсознание не приемлет негатива и фокусируется на том, о чем вы думаете (например, попытайтесь не думать о синем цвете). 2. Будьте конкретны в том, что вы хотите, — задавайте вопросы, чтобы развеять любую неопределенность: Кто? Как? Что? Где? Когда? Избегайте использовать вопрос «почему?», так как за ним скрывается скорее убеждение, чем желание иметь конкретную информацию о задаче. 3. Сосредоточьтесь скорее на желаемых результатах, чем на текущем состоянии дел, то есть: "результаты" вместо "проблем"; "возможности" вместо "ограничений"; "как" вместо "почему" "полезно" вместо "правильно" или "неправильно". При постановке целей или задач люди часто забывают о различии стилей мышления: некоторые люди предпочитают думать об амбициозных целях или о большой картине, но когда приходит время действовать, они не знают, что делать; другие же думают о деталях и могут быть ошеломлены, если цель слишком амбициозна. Кроме того, если цель слишком скромная, она не может обеспечить мотивацию, чтобы побудить кого-то к действию. В этом случае важно привязать эту цель к большей или более важной цели, которая кого-то побудит продвигать ее вперед. План действийЛюбые открытые возражения или проблемы могут быть решены, если мы воспользуемся синектическим процессом решения творческих проблем. Условия получения закономерного результата можно сформулировать следующим образом: Позитив — что вы хотите? Достижение — как вы определите, что вы преуспели? Конкретная ситуация — в каком контексте вы хотите получить этот результат? Собственность — можете ли вы начать использовать и сохранить этот результат? Ресурсы — кто или что есть в вашем распоряжении, чтобы помочь вам? Последствия — если бы вы имели это завтра, смогли бы вы им воспользоваться? План действия и промежуточные цели — что является следующим шагом? Рассмотрим теперь каждый из этих пунктов подробно. 1. Позитив — что вы хотите: Сформулируйте вашу цель/результат в положительном ключе — движение к желаемой цели и не уходите от чего-нибудь нежелательного. Если ситуация складывается в отрицательном ключе, спросите — что бы вы хотели вместо этого? 2. Достижение — как вы определите, что вы преуспели: Как вы определите, что вы добились вашего результата? Что вы увидите, услышите и почувствуете? Будьте конкретны. Как кто-то еще узнает, что вы добились вашего результата? Как люди увидят, что вы делаете, и услышат, что вы говорите? И опять, будьте конкретны. 3. Конкретная ситуация — в каком контексте вы хотите получить этот результат: Когда вы хотите его получить? Когда не хотите? В каком окружении вы хотите его получить? С кем он мог бы быть неподходящим? В какой ситуации он будет полезен? При какой ситуации он мог бы быть неподходящим? 4. Собственность — можете ли вы начать использовать и сохранить этот результат: Что вы можете сами сделать, чтобы достигнуть вашего результата? Что находится под вашим контролем и что не находится? Если эта ваша цель касается кого-то еще или вашей организации в целом, то какова ваша цель в отношении вашего поведения или навыков/способностей в этой ситуации? Что вы можете сделать, чтобы оказать влияние на других и убедить их в необходимости помочь вам? 5. Ресурсы — кто или что есть в вашем распоряжении, чтобы помочь вам: Какие личные качества и навыки есть у вас, призванные помочь вам в достижении вашей цели? Кто бы еще мог помочь вам? Какие примеры для подражания есть у вас (кто добился этого раньше)? Какие еще ресурсы есть у вас? 6. Последствия — если бы вы имели это завтра, смогли бы вы им воспользоваться: Что произойдет, если вы получите ваш результат? Сколько времени и каких усилий потребует достижение этого результата? На кого еще это окажет влияние и что будут чувствовать попавшие под его влияние по этому поводу? Какая выгода от поддержания статус-кво и оттого, что ничего не делается? Как вы можете извлечь выгоду от существующей ситуации? Представляет ли ваш результат вас тем, кем вы являетесь, и кем вы хотите быть? Чем будет этот результат для вас, если вы достигнете его? 7. План действий и промежуточные цели — что является следующим шагом: Какую роль играют люди? Кто отвечает за другие действия? К какому сроку будут завершены другие действия? Кого еще надо привлечь, проконсультировать или проинформировать? Насколько это согласуется с другими или еще более значительными результатами? Есть ли менее значительные результаты, которые могут быть достигнуты с тем, чтобы преодолеть препятствия? Какие промежуточные цели позволят вам определить, что вы находитесь на пути к достижению вашего результата в целом? Каков ваш результат теперь и как он изменяется? Возможно, он не меняется, оставаясь тем же самым, и это тоже хорошо. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/ |
|
© 2010 |
|