РУБРИКИ

Системный подход к построению основных терминов и понятий образования

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Системный подход к построению основных терминов и понятий образования

Системный подход к построению основных терминов и понятий образования

Системный подход к построению основных терминов и понятий образования.

Фридланд Александр Яковлевич, докт. пед. наук, проф., профессор кафедры информатики и вычислительной техники Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Мир, вошедший в третье тысячелетие, полон противоречий. С одной стороны, человечество достигло невиданного развития науки и технологии в развитых странах, с другой стороны, большинство стран живет в потрясающей нищете. С одной стороны страны Европы делают решительные шаги к интеграции, с другой, существует фанатичный национализм, переходящий в мировой терроризм. Глубокие противоречия, существующие в мире, проявляются в значительной разнице между совершенством искусственных систем и отсталостью мышления человека, его в среднем невысоким интеллектуальным уровнем.

Человечество давно возлагало неоправданные надежды на технику и технологию. Свидетельством этого служит высказывание известного писателя И. Ильфа: «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».

С середины прошлого века большие надежды возлагались на кибернетику, а затем информатику.

Сегодня становится ясным, что главным системообразующим фактором нормального функционирования планеты Земля, является человек, его образ мышления и его действия, соответствующие его интеллекту, мировоззрению (см. например, [1]).

Возникает вопрос, каким образом формируется мышление человека, какое место и роль занимают образование и обучение в этом процессе? Для ответа на этот вопрос необходимо построить систему понятий отображающих процесс формирования человека, как социально-исторического существа, признавая первичность биологической основы.

В педагогической литературе процессы образования и обучения практически не разделяются.

В. М. Полонский отмечает: «Педагогическую науку справедливо упрекают в произвольном толковании ее предмета, собственных законов, категорий, основных понятий, в наличии многозначности, синонимии, других недостатков терминов (противоречии или несоответствии термина понятию), отсутствии термина при явной реальности понятия, длиннотах терминов, неоправданной перегруженности иноязычными элементами» [2].

Рассмотрим примеры. Определение Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского: образование – это «процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества» (цит. по [3, с. 15]). Глубокий анализ понятия «образование» дал В. С. Леднев: «Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальными программами» [4, с. 24].

Аналогично определяется этот термин и в Законе «Об Образовании»: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [5].

В этих определениях существенным является то, что образование рассматривается как организуемый, целенаправленный, положительный процесс, который осуществляет общество над личностью. Возникает два вопроса: 1) как быть с людьми, проживающими в нечеловеческих условиях голода и геноцида в центральной Африке? Дети, рожденные в этих условиях, становятся личностями, хорошими или плохими – это не рассматривается. Как быть с тысячами беспризорных детей нашей страны?; 2) как быть с оценкой вклада педагога в конечную результативность обучения не превышающую 15 – 48 %, которую дает И. П. Подласый [6, с. 275]?

Необходимо уточнить это понятие, вернуть слову первоначальное значение – образование (создание) человека. Для того, чтобы подойти к определениям терминов «образование» и «обучение» необходимо договориться, что существуют процессы естественные и искусственные.

Итак, введем следующие толкования: естественный объект – это объект (явление, предмет, действие), который создан без помощи сознательного действия человека. Естественные объекты: воздух, вода, деревья, солнце, человек как биологическое существо, и др.

Искусственный объект – это объект (явление, предмет, действие), который создан с помощью сознательного действия человека. Искусственные объекты: языки, на которых общаются люди; колесо; плотина на реке; атомная электростанция; компьютер и др.

Естественные и искусственные объекты, безусловно, подчиняются всем известным и неизвестным законам природы, взаимодействуют между собой, и подчас трудно разделить, что искусственно, а что естественно в объекте. Например, в результате клонирования овцы получен естественный или искусственный объект? Климат изначально не создан человеком, но постоянно изменяется под его воздействием. Например, созданные человеком водохранилища меняют местный климат, который считается естественным.

Человек – единственное живое существо, которое оказывает сознательное, планируемое воздействие на природу. Это положительное по многим критериям воздействие, иногда имеет и отрицательный эффект, но оценить эти воздействия трудно, потому что, во-первых, нет объективных критериев оценки, а, во-вторых, последствия имеют задержку во времени, часто превосходящую время жизни одного поколения.

Массу предметов, сооружений и т. п. человек создает самостоятельно.

Все системы, придуманные и/или сделанные человеком, будем называть искусственными системами.

Научное разделение естественного и искусственного с помощью физики делают И. Пригожин и И. Стенгерс: «Искусственное может быть детерминированным и обратимым. Естественное же непременно содержит элементы случайности и необратимости. Это замечание приводит нас к новому взгляду на роль материи во Вселенной. Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механистической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность» [7, с. 50]. Процесс, допускающий возвращение системы в первоначальное состояние без каких-либо изменений в окружающей среде, называется обратимым, и наоборот, не допускающий, – называется необратимым.

Искусственные системы встроены в естественный мир, помогают человеку выжить, обустроить свою жизнь, сделать ее более или менее комфортабельной.

В современной психологии используется термин артефакт для обозначения не только материальных объектов, которые подверглись изменениям человеком, но и символических систем.

Артефакт (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – материальный или символический объект, который сделан при участии человека и может быть использован в целенаправленной деятельности [8, с. 65].

Основой построения искусственных систем является мышление человека. Возникает вопрос: что представляет собой мышление человека, естественная или искусственная эта система?

Используя критерий И. Пригожина, описанный выше, можно считать, что мышление – это естественная система . Процессы мышления стохастичны и необратимы, а интеллектуальные процессы обратимы в некотором смысле. Познавая новое, трудно предугадать, что будет на следующем шаге познания, но если человек что-то понял, то он спокойно возвращается к старому знанию. Например, преподаватель, подготовивший некоторую лекцию, спокойно возвращается к ней спустя длительное время, просмотрев материал лекции.

И. П. Подласый об этих процессах пишет с точки зрения педагогики: «Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств . Что наследуют дети – готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно – наследуются не способности, а задатки» [6, с. 79].

Об этом же писал Л. М. Фридман: «Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он научается постепенно в процессе жизненной практики, в общении со взрослыми и своими сверстниками, и особенно в обучении» [9, с. 14].

Сотрудник Института общей генетики РАН доктор биологических наук Л. Животовский пишет о роли наследственности в интеллекте человека: «Что касается интеллекта, то в многочисленных исследованиях IQ уже давно доказано, что различия между индивидами одной популяции гораздо больше, чем различия между расами. А различия между людьми по особенностям психики и поведения, определяются не столько генетикой, сколько социальными условиями, в которых они развиваются и живут» [10].

Лауреат Нобелевской премии Г. Саймон подчеркивает, что человеческий интеллект является «самой интересной из существующих искусственных систем» [11, с. 33].

Все искусственные процессы в своей основе имеют естественные процессы и при разработке искусственных процессов необходимо это учитывать.

Проблемой мышления человечество занимается много столетий, психологами и нейрофизиологами получены значительные результаты, однако пока можно говорить о начале пути познания, что представляет собой мышление. Известно, что мышление человека, его интеллект развивается только в процессе общения с себе подобными. Слова «общество» и «общение» имеют один корень. Примером влияния общения на развитие интеллекта является эффект «Маугли»: дети, длительное время лишенные общения с людьми, возвращаясь в общество, не могут в нем полноценно адаптироваться.

Следует учитывать, что Мир существует объективно. Только малая часть мироздания связана с человеком, с Землей. Насколько сегодня понятно науке, только человек имеет разум и может познавать природу, понимать законы, которым подчиняется вселенная, и сознательно их использовать.

Покажем, что можно построить следующую последовательность процессов, которая определяет формирование интеллекта человека: общее физическое взаимодействие -> информационный процесс -> процесс общения -> образовательный процесс -> педагогический процесс -> учебный процесс -> дидактический процесс [12, с. 134]. Это не означает, что, выполнив все процессы, должны получить желаемый результат, а означает, что эти процессы существуют, их нельзя смешивать и мы должны в своей деятельности их учитывать. Определение этой последовательности открывает возможность целенаправленного улучшения каждого процесса, а, следовательно, в каком то смысле повысить интеллект человека. Следует отметить вложенность этих процессов друг в друга, получается как бы «матрешка».

Начинается все с общих физических взаимодействий (фундаментальных физических взаимодействий), которые существуют вне зависимости от человека. В настоящее время открыто четыре вида взаимодействия любых объектов: слабое, сильное, электромагнитное, гравитационное взаимодействия. Это естественные процессы, все объекты в мироздании подчинены только им, и сегодня нет данных, что существуют другие виды взаимодействий.

Информационный процесс основан на информационном взаимодействии, которое вложено в физические взаимодействия. Информационное взаимодействие – это взаимодействие между людьми посредством передачи между ними данных, в результате которого происходят изменения в ощущениях, мнениях, представлениях, знаниях (в ментальном опыте) [12]. Следует отметить, что определение информационного взаимодействия построено на следующем понимании информации: Информация – это смысл (понимание, представление) возникающий в аппарате мышления человека, в результате получения им данных, взаимоувязанный с предшествующими знаниями и понятиями [12].

Если информационный процесс рассматривается как процесс взаимодействия личностей, то процесс общения рассматривается как социальный процесс. «Коммуникация (общение) есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества – ибо это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности» [13, с. 21]. Процесс общения следует рассматривать вложенным в информационный процесс, а в него вложен образовательный процесс.

В образовательном процессе участвуют многие объекты – сам человек, его родители, ближайшее окружение, дальнее окружение, общественные институты, государственные институты, средства массовой информации, которые явно или не явно, но в разных направлениях (положительных и отрицательных) влияют на образование человека. Результат такого воздействия не детерминирован. Поэтому мы предлагаем понимать под образовательным процессом – стихийный процесс формирования личности человека, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. С одной стороны, человек – это естественная биологическая система, как система созданная без участия аппарата мышления; но, с другой стороны, человек – это искусственная система, которая только в результате собственной мыслительной деятельности делает себя человеком социальным.

В настоящее время существенную роль, но далеко не всегда положительную, в образовательном процессе играют средства массовой информации.

Педагогический процесс И. П. Подласый определяет так: «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» [6, с. 162]. В этом определении важным является то, что это целенаправленный процесс, приводящий к «заранее намеченному изменению состояния». Однако, во-первых, следует подчеркнуть, что педагогический процесс не всегда приводит к заранее намеченному результату; во-вторых, нельзя согласиться с продолжением предыдущей цитаты: «Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности» [там же]. Социальный опыт может превращаться в качества личности и вне целенаправленного процесса, причем он может быть как положительным, так и отрицательным. Например, отношение уважаемого ребенком человека к курению, может оказать влияние на ребенка, а может не оказать, хотя этот человек и не знает, что является объектом, за которым наблюдает ребенок. Поэтому «процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности» лучше отнести к образовательному процессу. А под педагогическим процессом предлагается понимать целенаправленный процесс формирования личности человека, в котором положительный социальный опыт должен (но не всегда реализуется) переплавляться в положительные качества личности. Педагогический процесс поддерживается системой, которая называется Министерством образования и науки. Налицо несоответствие содержания и названия.

Образовательный и педагогический процессы – это массовые процессы. Педагогический процесс детализируются в учебный процесс и процесс обучения. На первый взгляд, речь идет об одних и тех же процессах, а на самом деле рассматриваются разные процессы.

Учебный процесс – это организационный процесс, внутри которого протекает процесс обучения. В основном учебный процесс направлен на некоторый коллектив, и существенно зависит от финансовых ресурсов.

Процесс обучения (дидактический процесс) – это процесс становления личности, это всегда лично-ориентированный процесс, хотя на него и оказывает существенное влияние внешние факторы. Особо следует выделить интеллектуальный ресурс учителя (преподавателя), играющий решающую роль особенно на ранних стадиях обучения.

Таким образом, уточнена система понятий, показана их вложенность, что создает возможность на основании выделенных процессов строить системы, в которых эти процессы протекают, формулировать цели функционирования систем, критерии их оценки.

Список литературы

1.  Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

2.  Полонский В. М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики / В. М. Полонский // Педагогика. 1999, № 8.

3.  Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.

4.  Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев – М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.

5.  Закон об образовании (с изменениями до 22 августа 2004 г .).

6.  Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: в 2 кн. / Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 576 с.

7.  Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин – М.: Прогресс, 1986.

8.  Рабардель П. Люди и технологии (когнитивный подход к анализу современных инструментов) / П. Рабардель – М.: Институт психологии РАН, 1999. – 264 с.

9.  Фридман Л. М. Учитесь учиться математике / Л. М. Фридман – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

10.  Животовский Л. Интервью газете / Л. Животовский // Известия, 17.01.2004.

11.  Саймон Г. Науки об искусственном: Пер.с англ. / Г. Саймон – М.: Мир, 1972. – 147 с.

12.  Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 232 с.

13.  Леонтьев А.А. Психология общения – 2-е изд. испр. и доп. / А.А. Леонтьев – М.: Смысл, 1997. – 365 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.