РУБРИКИ

Склонность к правому авторитаризму у школьников 11-х классов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Склонность к правому авторитаризму у школьников 11-х классов

Склонность к правому авторитаризму у школьников 11-х классов

Федеральное агентство по образованию РФ

Российский государственный университет им. И.Канта

Кафедра общей психологии









Курсовая работа за III курс


Склонность к правому авторитаризму у школьников 11-х классов




Выполнил: студент III курса

Факультета психологии и социальной работы

Дневной формы обучения

Павлов Максим Николаевич

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Торопов Павел Борисович





Калининград

2007

Введение


Проблема: Не исследованность того, что влияет на появление авторитарных убеждений у людей.

Тема:

Исследование склонности к правому авторитаризму у подростков.

Объект:

Убеждения, как компонент социальных установок.

Предмет:

Склонности к правому авторитаризму, как убеждение у подростков.

Цель:

Исследовать склонности к правому авторитаризму, как убеждение у подростков.

Задачи:

1.Теоретический анализ проблемы социальной установки в современной психологии.

2.Эмпирическое исследование связи уровня правого авторитаризма и уровня удовлетворенности жизнью у подростков.

Гипотеза:

Существует связь между уровнем удовлетворенности жизнью и уровнем право-авторитарных убеждений.

Методы: Тестирование, анкетирование, математические.

Методики:

Тест RWA, анкета удовлетворенности жизнью, ранговая корреляция Пирсона.

Структура работы:

В первой главе «Теоретический анализ проблемы установки в современной социальной психологии» рассмотрены установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление и убеждения, как содержательная составляющая социальной установки.

Во второй главе «Эмпирическое исследование склонности к правому авторитаризму у подростков, учащихся в 11-х классах» представлены методики и особенности их проведения, результаты и их интерпретация.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы установки в современной социальной психологии

1.1 Установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление


В ходе теоретического исследования установки, как понятия социальной психологии, нами были выделены определения понятия «установка» из различных источников российских и зарубежных авторов:

Социальная установка - устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним-аттитюд[32].

Социальная установка - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты[3].

Установка - готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Установка может быть устойчиво личностной или ситуативной предрасположенностью к определенному восприятию, осмыслению и поведению. Установки выражают внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к событиям, фактам, людям, идеям[12].

Социальная установка - это общая ориентация на тот или иной социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Знание социальной установки личности позволяет в известной степени достоверности прогнозировать ее поведение в некоторых ситуациях. Установки опосредуют влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой[12].

Установка - готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека[11].

Социальная установка - это предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи. Важность изучения установок обусловлена тем, что они так или иначе влияют на поведение человека[14].

Установка - любое состояние, диспозиция или тенденция организма реагировать определенным образом[13].

В российской социальной психологии исследованием социальной установки, как социально-психологического явления занимались следующие ученые: Асмолов, Ядов, Узнадзе.

В зарубежной социальной психологии исследованиями установок занимались такие авторы как: Терстоун, Осгуд, Смит, Гибсон, Сарнофф.

Установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении [5].

Ф.Оллпорт характеризует аттитюд как бессознательную составляющую поведения, которая подготавливает его и направляет, активизируя при этом одни реакции и тормозя другие на фоне общего сближения результатов и потребностей, регулирующих как восприятие, так и действие [16].

«Я определяю аттитюд как намерение реагировать позитивно или негативно на психологический объект, которым может быть любой символ, личность, фраза, слог или идея, относительно которой индивид может иметь различные чувства»[34].

«Аттитюд – это имплицитная драйв-производная реакция относительно социального значения в индивидуальной сфере деятельности»[18].

Смит, Брунер и Уайт считают, что аттитюд – «это предрасположенность к опыту, которая мотивирует индивида к определенным действиям относительно объектов»[32].

Чарльз Осгуд главным качеством аттитюда видит «предрасположенность реагировать, которая зависима от других состояний, таких, как готовность к предрасположению относительно оценочного ответа»[27].

Сарнофф определяет аттитюд как склонность реагировать положительно или отрицательно на определенный класс объектов[28].

Креч, Кратчфильд и Баллачи в 1962 году обозначили аттитюд как «постоянные системы положительных или отрицательных оценок, когниций и действий «рrо or contra» в отношении социальных объектов».

«Социальная установка есть устойчивое, латентное состояние предрасположенности индивида к положительной или отрицательной оценке объекта или ситуации, сложившейся на основе его жизненного опыта, оказывающее регулятивное, организующее влияние на перцептуальные, эмоциональные и мыслительные процессы и выражающееся в последовательности поведения (как вербального, так и невербального) относительно данного объекта в данной ситуации»[15].

Социальная установка - устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая человека к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений[15].

Мы в своем исследовании будем использовать то определение, которое дал Д. Майерс, а именно: «Установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении». Синоним – аттитюд.

Традиционно установку определяют как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи. Еще в 1935 г., на заре исследования установки, Г. Олпорт подчеркивал особую важность этого феномена для социальной психологии: "Не будучи направляем установкой, индивид находится в замешательстве и недоумении. Какой-то вид готовности является необходимым до того, как он сможет осуществить достаточное наблюдение, высказать подходящее суждение или дать тот или иной ответ, кроме самого примитивно рефлекторного. Установки определяют для каждого индивида то, что он увидит и услышит, то, что он будет думать и делать. Заимствуя слова Уильяма Джеймса, "они привносят смысл в мир"; они разграничивают хаотическое окружение и упорядочивают его; они являются нашими методами, с помощью которых мы находим свой путь в жизни" [17]. Важность изучения установок в социальной психологии обусловлена тем, что установки так или иначе влияют на поведение человека. Так, сторонник частной собственности на землю, очевидно, будет на выборах голосовать за кандидата, поддерживающего, а не отвергающего это положение. Любитель симфонической музыки, скорее, пойдет в филармонию, чем на концерт рок-группы. Футбольного фаната вряд ли можно затащить на лекцию о сюрреализме в живописи. Все воспитатели испокон веков озабочены тем, чтобы воздействовать на установки своих воспитанников с целью благотворных изменений в их поведении.

В середине прошлого века американские исследователи выделили три различных компонента установки: когнитивный, аффективный, или эмоциональный, и поведенческий, или конативный. В соответствии с таким трехкомпонентным подходом какая-либо наша установка представляет собой наше мнение об объекте, наши чувства о нем и наши поведенческие тенденции по отношению к нему.

Когнитивный компонент включает в себя суждения оценочного характера, мнения об объектах. На основе этих мнений объектам приписываются качества полезности-вредности, желательности - нежелательности, приемлемости – неприемлемости и т. д. Когнитивный компонент опирается на процесс установления познавательных отношений, однако в этом случае имеются в виду не причинно-следственные отношения, а сопоставление и соизмерение признаков объекта с целями человека, что характерно для ценностных суждений субъекта. Эмоциональный компонент включает в себя чувства относительно социального объекта: удовольствие – неудовольствие; симпатия – антипатия; любовь – ненависть и т. д. Некоторые авторы считают эмоциональный компонент сердцевиной аттитюда и связывают с ним мотивирующую функцию социальной установки. Конативный компонент – готовность к действию – включает в себя тенденции готовности к поведению относительно социальных объектов. Конативный компонент означает готовность к действию и не перекрывает реальное поведение. Хотя подчеркивается важность аттитюда в реальном поведении, однако оговаривается различие между открытым поведением и латентным состоянием диспозиции к действию. Как отмечается во многих исследованиях, реальное поведение, кроме установки, детерминировано внешними физическими или социальными факторами. Так, М. Фишбайн показал, что в формировании намерений поведения аттитюд выполняет одну из функций наряду с нормативным требованием социума и стремлением индивида учитывать эти требования.

Поскольку указанный трехкомпонентный подход не всегда представлен реально в той или иной установке, многие американские психологи отходят в последнее время от данной точки зрения к более ранней, в соответствии с которой установка имеет только один параметр — оценочный. Поэтому установка просто определяется как позитивная или негативная оценка объекта [37]. Например, у человека может сформироваться позитивная установка по от ношению к какому-либо продукту на основе рекламы по телевидению без проявления каких-либо мнений о нем или без осуществления каких-либо действий, связанных с этим продуктом. Просто посредством многократного экспонирования данного продукта у человека могут сформироваться позитивные эмоции о нем[20].

Такой отход от трехкомпонентной концепции установки не означает, что социальные психологи больше не считают мнения, чувства и поведение важными для объяснения установок. Те или иные части установки формируются вследствие наших мнении об объекте установки, наших чувств к нему и наших поведенческих реакций по отношению к нему. Все эти три источника оценочного суждения — мнения, чувства и прошлое поведение могут детерминировать установки, как каждый из них сам по себе, так и в сочетании друг с другом. В добавление к этим трем компонентам четвертым детерминантом установки порой называется процесс мотивации[20].

Основой многих установок личности являются ее социальные ценности. Это объекты, явления, идеи, воплощающие в себе те или иные идеалы личности и потому выступающие в качестве ее руководящих принципов. Значимость, которую человек придает тем или иным ценностям, определяет, насколько они будут влиять на его установки. Порой те или иные ценности имеют одинаковую важность для личности, и тогда они могут вступать между собой в конфликт.

Степень влияния установок на поведение издавна служит предметом исследовательских дискуссий. Общепризнано, что имеются существенные вариации в соответствии установок людей их поведению. Важные условия данного соответствия заключаются в том, чтобы рассматриваемая установка личности была достаточно сильной, ясной и стабильной. Все, что может усилить какую-либо установку личности, должно приводить к увеличению соответствия между установкой и поведением. Еще одним средством укрепления установок является их неоднократное осуществление в практике.

Общепринято, что явление социальной установки останется в центре внимания психологии еще не один год. Этот интерес будет перманентно колебаться – то возрастая, то угасая, как того и требует механизм внимания. Причиной этого является как сама природа феномена (его способность проявляться в самых различных сферах психической организации человека), так и закономерности развития психологии как науки. Сегодня наряду с дальнейшей специализацией психологии, углублением отдельных областей исследования происходит обобщение психологических идей на более высоком философском уровне, что приводит к переосмыслению наработанного материала.

1.2 Убеждения, как содержательная составляющая социальной установки


Тезис: каждая жизненная позиция видна в созданной ею установке[1]. (Жизненная позиция соотносится с убеждением по принципу частное – целое).

Убеждение – прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения[9].

УБЕЖДЕНИЯ — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека[38].

Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями[39].

УБЕЖДЕНИЕ — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Наличие устойчивых убеждений, включающих в себя компоненты коммунистического мировоззрения, свидетельствует о высоком уровне активности личности в условиях социалистического строя, мерилом которой является органическое единство знаний, убеждений и практического действия. Под убеждениями понимают также используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Метод убеждений считается основным в научной полемике, а также в коммунистическом воспитании и в советской педагогике, ведущим к формированию научного, материалистического мировоззрения[8].

Убеждения — личностные образования, в основе которых лежат какие-либо представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношение человека к действительности и его поступки. Различают нравственные, научные, религиозные и другие виды убеждений[4].

Убеждение – процесс побуждения человека принять определенный набор ценностей, верований или отношений[2].

На основе всего проанализированного материала, мы можем сказать, что убеждение относится к когнитивной части установки, а, следовательно, является ее содержательной частью.

Если суммировать все вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Несмотря на то, что проблема изучения социальных установок стоит перед ученными достаточно давно, до сих пор есть много неразъясненного и не изученного, так как природа данного феномена имеет слишком сложную природу, охватывающую все сферы психического.

Итак, сейчас очевидно, что в зависимости от обстоятельств диапазон силы связи между утверждениями, отражающими установки, и поведением может колебаться от полного ее отсутствия до необычайной прочности. Несмотря на это, установки, всего лишь один из факторов, определяющих наши действия. Связь между тем, что творится у нас в душе, и тем, что мы делаем и говорим, на самом деле, действительно существует, даже если она намного слабее, чем считают большинство из нас.

Исследования социальных убеждений и суждений показывают, как мы формируем и лелеем свои убеждения, которые обычно хорошо нам служат, но иногда вводят в заблуждение:

Предубеждения могут управлять интерпретациями.

Предубеждение против доказательств может привести к источникам проблем, которые будут подтверждать эти предубеждения.

Запоминающиеся сообщения могут казаться более информативными, чём базовая оценочная информация.

События могут казаться взаимосвязанными, когда на самом деле это не так.

Хиндсайт может сделать более легким анализ после того, как факт имел место.[5]

Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к правому авторитаризму у школьников 11-х классов

2.1 Методики и особенности их проведения


Основными задачами эмпирической части исследования были:

1. Подобрать методики для исследования социальных установок и уровня удовлетворенности жизнью у подростков.

2. Выявить уровень право-авторитарных убеждений и уровень удовлетворенности жизнью у подростков.

3. Выявить связь между право-авторитарными убеждениями и уровнем удовлетворенности жизнью.

4. Сформулировать рекомендации по результатам исследования.

Первая задача была решена в ходе анализа психологической литературы. Из 6 имеющихся методик для изучения социальной установки мы выбрали RWA-тест 1997г.

Это связано с тем, что тест достаточно новый, разработанный американскими социальными психологами.

Цель RWA-теста: исследовать убеждения испытуемых по отношению к опреде-ленным высказываниям, затрагивающим такие сферы жизни как политика, права и свободы человека, а также ценностные нормы, поведение и способы самовыраже-ния.

Оборудование: стимульный материал, состоящий из 32-х высказываний:

1.   Официальная власть обычно права, в то время как радикалы и протестующие обычно являются всего лишь болтунами, демонстрирующими свое невежество.

2.   Женщинам следует при выходе замуж давать обещание подчиняться своим мужьям.

3.   Наша страна крайне нуждается в сильном лидере, который сделает то, что потребуется, для уничтожения радикально новых взглядов и греховности среди нас.

4.   Гомосексуалисты и лесбиянки также здоровы и моральны, как и все остальные люди.*

5.       Всегда лучше довериться суждениям правительственных и религиозных авторитетов, чем слушать шумных демагогов, пытающихся посеять сомнение в нашем обществе.

6.       Атеисты и другие люди, протестующие против официальных религий, несомненно, настолько же хороши и добродетельны, как и те люди, которые регулярно посещают церковь.*

7.       Единственный способ, при помощи которого наша страна может преодолеть кризис, заключается в том, чтобы вернуться к традиционным ценностям, наделить властью некоторых сильных лидеров и заставить замолчать смутьянов, распространяющих плохие идеи.

8.       В нудистских лагерях нет абсолютно ничего плохого.*

9.       Наша страна нуждается в свободных мыслителях, которые будут обладать смелостью для того, чтобы бросить вызов традициям, даже если это будет раздражать многих людей.*

10.  Наша страна когда-нибудь будет уничтожена, если мы не избавимся от извращений, подрывающих моральную устойчивость и традиционные убеждения.

11.  Каждому человеку следует иметь собственный образ жизни, религиозные убеждения и сексуальные предпочтения, даже если это делает его отличающимся от всех остальных людей.*

12.  «Старомодный путь» и «старомодные ценности» все еще указывают на самый правильный образ жизни.

13.  Вы должны восторгаться теми людьми, которые бросают вызов закону и точке зрения большинства, выступая в защиту прав женщин на аборт, прав животных или за отказ от молитв в школах.*

14. Наша страна по-настоящему нуждается в сильном, решительном лидере, который победит зло и вернет нас на истинный путь.

15. Некоторыми из лучших людей в нашей стране являются те, которые бросают вызов правительству, критикуют религию и игнорируют «обычное положение дел».*

16. Божий закон относительно абортов, порнографии и супружества должен строго соблюдаться, пока не стало слишком поздно, а те, кто нарушает его, должны подвергаться строгому наказанию.

17. Для каждого было бы наилучшим, если бы соответствующая власть подвергала прессу цензуре, чтобы люди не имели доступа к дрянной, отвратительной информации.

18. Нет ничего предосудительного в добрачных сексуальных отношениях.*

19. Наша страна будет великой, если мы будем уважать путь наших предков, делать то, что нам велит власть, и избавляться от нравственно испорченных людей, приводящих все к краху.

20. Не существует «ЕДИНСТВЕННОГО верного способа» прожить жизнь; каждый должен иметь собственный путь.*

21.  Следует воздать должное гомосексуалистам и феминисткам за то, что у них достаточно смелости бросить вызов «традиционным семейным ценностям».*

22.  Эта страна будет жить гораздо лучше, если определенные группы смутьяноь просто заткнутся и займут свое традиционное место в обществе.

23.  Сегодня в нашей стране существует много радикальных аморальных людей, которые пытаются разрушить ее ради своих безбожных целей и которых власть должна оставить не удел.

24.  Людям следует обращать меньше внимания на Библию и другие старые формы религиозного руководства, а вместо этого разработать собственные стандарты того, что является моральным и аморальным.*

25.  Наша страна больше всего нуждается в дисциплине, чтобы все мы сплотились и следовали за нашими лидерами.

26.   Лучше иметь в обществе дрянные журналы и радикальные брошюры, чем позволить правительству подвергать их цензуре, цензурировать.*

27.   Факты преступлений, сексуальной развращенности и недавних общественных беспорядков показывают, что, если мы собираемся сохранить наши стандарты морали, закон и порядок, мы должны сильнее надавить на отклоняющихся от нормы смутьянов и соответствующие группы.

28.   Многие наши правила, касающиеся скромности и сексуального поведения, — всего лишь традиции, которые вовсе 'не обязательно лучше или праведнее тех, которым следуют другие люди.*

29.   Ситуация в нашей стране становится такой серьезной, что должны быть оправданы самые суровые методы, если они избавят нас от смутьянов и вернут нас на истинный путь.

30.   «Место женщины» должно быть там, где она пожелает. Дни, когда женщины покорялись своим мужьям и социальным обычаям, окончательно остались в прошлом.*

31.   Замечательно, что молодые люди сегодня обладают большей свободой протестовать против не нравящихся им вещей и создавать собственные «правила» поведения.*

32.  Как только лидеры нашего правительства дадут нам «зеленый свет», долгом каждого патриота будет помощь в избавлении от грязи, отравляющей нашу страну изнутри.

Инструкция испытуемому: этот опрос является частью исследования общественного мнения по ряду социальных вопросов. Вы, возможно, обнаружите, что в различной степени согласны с одними высказываниями и не согласны с другими. Пожалуйста, укажите ваше отношение к каждому высказыванию, заштриховав клетку возле него, согласно следующей шкале:

Заштрихуйте клетку, помеченную-4

если вы очень сильно не согласны с высказыванием,

если вы сильно не согласны с высказыванием -3,

если вы умеренно не согласны с высказыванием -2,

если вы слегка не согласны с высказыванием -1,

если вы слегка согласны с высказыванием 1,

если вы умеренно согласны с высказыванием 2,

если вы сильно согласны с высказыванием 3,

если вы очень сильно согласны с высказыванием 4.

Если высказывание вызывает у вас абсолютно нейтральные чувства, заштрихуйте клетку «О». Иногда вы можете обнаружить, что имеете различные реакции по отношению к различным частям высказывания. Например, вы можете быть очень сильно не согласны (-4) с одной идеей в высказывании, но слегка согласны (+1) с другой идеей в том же высказывании.

В таких случаях, пожалуйста, скомбинируйте ваши реакции и укажите, что вы чувствуете «в среднем» (то есть, — 3 в данном случае).

Инструкция испытателю: оцениваются только высказывания 3-32. Высказывания 1 и 2 --«установочные», помогающие респонденту ознакомиться с рассматриваемым предметом и с форматом оценки высказываний от -4 до +4.

Высказывания, помеченные звездочкой, оцениваются обратным образом.

Процедура обследования: испытуемому зачитывались высказывания, давалось достаточно времени на то, чтобы он смог оценить свое убеждение по этому поводу и записать ответ.

Протокол исследования:

Класс

Баллы

Чтобы исследовать уровень удовлетворенности жизнью, мы использовали анкету удовлетворенности жизнью.

Цель: исследовать уровень удовлетворенности жизнью испытуемого.

Инструкция испытуемому: начертите на бланке отрезок, разделите его на 10 равных отрезков, пронумеруйте их, отметьте на отрезке вертикальную черточку в том месте, которое соответствует удовлетворенности вашей жизнью на данный момент, с учетом того, что «0» - все вокруг ужасно, а «10» - жизнь прекрасна как никогда.

Протокол обследования:

Класс

Баллы

Вторая задача была решена в ходе применения указанных выше методик.

1. Исследования проводились в МОУ СОШ №19 в 11-м «Б» и 11-м «А» классах. В два этапа: сначала в 11-м «А» (группа 23 чел.), затем в 11-м «Б» (группа 24 чел.) Приблизительная дата: середина апреля, 2007г.

2. Время на проведения каждого этапа: 40 мин. (более чем достаточно)

3. Исследования проводились в аудиториях.

4. При проведении исследования в 11-м «А», присутствовала преподавательница обществознания и права, в 11-м «Б» - преподавательница русского языка и литературы; за все время исследования они не проронили ни слова, т. к. были проинструктированы нами.

5. Инструкция зачитывалась (в сопровождении иллюстраций на доске) столько раз, сколько потребовалось ученикам для полного ее уяснения.

6. Отношение ко всему исследованию и ко мне со стороны учащихся было хорошее, это иллюстрировалось расслабленностью поз и отсутствием скованности при задавании вопросов. Вопросы были по поводу направленности исследования, также о смысле тех слов, которые им были не понятны.

7. Структура выборки: Возраст – 16 - 17 лет

Отношение М. и Ж. – 11 «А»(12\11); 11 «Б»(9\15).

8. 11 «А» класс – являлся гимназическим, 11 «Б» - общеобразовательный.


2.2 Результаты и их интерпретация

В результате решения второй задачи нами были получены данные представленные в таблицах 1, 2.


Таблица 1. Уровень правого авторитаризма у учащихся 11 классов.

Код испытуемого

Уровень правового авторитаризма.

001

4

002

-41

003

-30

004

-68

005

-2

006

-17

007

11

008

-23

009

-37

010

-50

011

-44

012

-3

013

-25

014

16

015

-2

016

5

017

-6

018

-4

019

-16

020

2

021

-36

022

-20

023

-25

024

-14

025

-1

026

59

027

0

028

0

029

32

030

12

031

21

032

-8

033

-52

034

-32

035

-12

036

-4

037

3

038

-1

039

2

040

6

041

-60

042

-28

043

20

044

-7

045

9

046

20

047

11




Анализ данные позволяют сделать вывод о том, что, в основном, группа характеризуется преобладанием отрицательного показателя уровня правого авторитаризма.


Таблица 2. Уровень удовлетворенности жизнью у учащихся 11 классов.

Код испытуемого

Уровень удовлетворенности жизнью.

001

9

002

5

003

5

004

5

005

5

006

7

007

7

008

9,5

009

5

010

7,5

011

7

012

9

013

7

014

8

015

7

016

8

017

3

018

4

019

6

020

3

021

7,55

022

7,75

023

6

024

4,5

025

2

026

9,9

027

6

028

8,5

029

4

030

6

031

8

032

5,5

033

7

034

8,5

035

7

036

8

037

6

038

9

039

8

040

5

041

5

042

9,1

043

9

044

8,5

045

10

046

7

047

4




В результате исследования уровня удовлетворенности жизнью мы получили, в основном,

Для решения третьей задачи эмпирической части исследования мы применили метод математической обработки (ранговая корреляция Пирсона)

Все данные были занесены в таблицу 3.


Таблица 3. Сводные данные исследования группы подростков.

Код испытуемого

Уровень удовлетворенности жизнью.

Уровень правового авторитаризма

001

2

-68

002

3

-60

003

3

-52

004

4

-50

005

4

-44

006

4

-41

007

4,5

-37

008

5

-36

009

5

-32

010

5

-30

011

5

-28

012

5

-25

013

5

-25

014

5

-23

015

5,5

-20

016

6

-17

017

6

-16

018

6

-14

019

6

-12

020

6

-8

021

6

-7

022

7

-6

023

7

-4

024

7

-4

025

7

-3

026

7

-2

027

7

-2

028

7

-1

029

7

-1

030

7,5

0

031

7,55

0

032

7,75

2

033

8

2

034

8

3

035

8

4

036

8

5

037

8

6

038

8,5

9

039

8,5

11

040

9

11

041

9

12

042

9

16

043

9

20

044

9,1

20

045

9,5

21

046

9,9

32

047

10

59

r

-0.26028

 


Пролеченные данные позволяют констатировать полное отсутствие корреляции между уровнем право-авторитарных убеждений и уровнем удовлетворенности жизнью. Следовательно, наша гипотеза о существовании связи между уровнем удовлетворенности жизнью и уровнем право-авторитарных убеждений эмпирически не подтвердилась.

Выводы


В своей работе мы исследовали убеждения подростков, на основе теории социальной установки. В ходе данного исследования мы проанализировали теории социальной установки разных авторов на данный момент времени; доказали, что убеждения являются содержательной частью социальной установки; провели эмпирическое исследование на предмет нахождения корреляции между уровнем прово-авторитарных убеждений и уровнем удовлетворенности жизнью у подростков, результаты которого опровергли наше предположение о том, что существует связь между уровнем удовлетворенности жизнью и уровнем право-авторитарных убеждений.

Поставленная нами проблема: не исследованность того, что влияет на появление авторитарных убеждений у людей, решена не была, но мы продвинулись на один шаг ближе к ее решению.

Итог: Исследование проведено.

Задачи выполнены.

Гипотеза не подтвердилась.

Исследование завершено.

Список использованной литературы


1.                 Берн. Э. Игры, в которые играют люди. М., АСТ; Минск, ХАРВЕСТ – 2006

2.                 Большой толковый психологический словарь - А. Ребер, М. – 2000; «The Penguin»

3.                 Головин С. Ю.. Словарь психолога-практика -, Минск – 2001

4.                 Майерс Д. «Социальная психология». 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 752с.: ил. – ( Серия «Мастера психологии» )

5.                 Майерс Д., Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. (Современная психология, 1999.)

6.                 Новейший психологический словарь- под ред. В. Б. Шапаря, Р-на-Дону; Феникс, 2005 – 808с

7.                 Ожегов С. И. «Словарь русского языка» - под ред. Н. Ю. Шведовой. – М. 1990

8.                 Психологический словарь - под ред. Ю. Л. Неймера, Р-на-Дону; Феникс – 2003

9.                 Психологический словарь П.А.Мещрякова, Н.И.Зинченко // Москва, 1996

10.            Психологический словарь М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович // Минск, 2004

11.            Психологический словарь Артура Ребера, том 2. М: Смысл, 2002

12.            Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2005

13.            Шихирев П.Н. . Современная социальная психология. М., 1973

14.            Allport F., 1955 Allport, F.H. Theories of perception and the concept of structure

15.            Dawes Robyn, The Psychology of Intuitive Judgment by Robyn Dawes 1980

16.            Doob L. The behavior of attitudes // Psychol. 1947.

17.            Franzoi,S.L.Social psychology. Madison. Broun & Benchmakers.1996

18.            Funder, 1987; Kruglansky & Ajzen, 1983; Swann, 1984

19.            Krahe B. Social psychological issues in the study of rape// European Review of Social

20.            Psychology. The Social Psychology of Aggression, Barbara Krahe 1984.

21.            Lehman & others, 1988; Nisbett & others,1987); American Supplier Institute (1984- 1988).

22.            Manis, 1977

23.            Nisbett, R. E., Fong, G. F., Lehman, D. R., & Cheng, P. W. 1987

24.            Nisbett, Ross, 1980

25.            Osgood, C.E., Suci, G., & Tannenbaum, P. (1957) The measurement of meaning.

26.            Sarnoff I. Psychoanalitic theory and social attitudes//Publ. 1960

27.            Simon Herbert, 1957

28.            Six & Krahe, 1984

29.            Slovic, 1972

30.            Smith, M. B., Bruner, J. S., & White, R. W., A Study of Thinking 1956

31.            Summers G.F.Attitude Measurement. N.Y., 1971.

32.            Thurstone L.L., Chave E.J. The Measurement of Attitude: University of Chicago Press, [1929] 1964.

33.            Wiley, 1955.

34.            Zanna and Rempel, 1988 М.: Наука, Zanna M. P. Rempel J.K. «Attitudes»


35.            #"#">#"#">http://gloss.exitt.ru/1245.html



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.