РУБРИКИ |
Сновидения как отражение типологических особенностей личности и ее психологических состояний |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Сновидения как отражение типологических особенностей личности и ее психологических состоянийСновидения как отражение типологических особенностей личности и ее психологических состоянийСНОВИДЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ Исследование сновидений с древних времен представляло собой один из важнейших путей познания глубин душевной жизни человека. Однако проблема сновидения остается актуальной и для современной психологии, так как ее исследовали, в основном, либо через концепцию символизма [9, 13, 15, 19, 20], либо через физиологические аспекты [2, 3, 7, 8, 18], рассматривая сновидения в отрыве от личности самого сновидящего. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о способе толкования сновидений. Но, в последнее время, наметились тенденции к интегративному рассмотрению данной проблемы. Взгляды на природу сновидений сильно изменялись от столетия к столетию и от культуры к культуре. Считают ли люди, что сны – это реальные события, происходящие с душой, лишенной во сне телесной оболочки, либо верят, что сны внушаются Богом или злыми духами; видят в сновидениях выражение иррациональных страстей или, напротив, выражение высочайших помыслов и нравственных сил. Одно в этих представлениях не вызывает сомнений: то, что сновидения считаются значимыми и имеющими какой-то смысл. Имеющими смысл, потому что в них содержится какое-то сообщение, которое можно понять, если иметь ключ к разгадке. Значимыми, поскольку нам обычно не снятся какие-то мелочи, даже если их можно передать на языке, скрывающем значимость сообщения, посылаемого сном, за ширмой незначительности. Приоритетные исследования в области сновидений, безусловно, принадлежат психоанализу. За более чем столетнюю его историю было написано множество работ, посвященных различным аспектам изучения сновидений. Большинство психоаналитиков придерживаются той или иной из двух точек зрения: сны считаются либо проявлением животного начала в человеке – воротами обмана, либо наивысшим проявлением разума – воротами истины. Одни психоаналитики полагают, как Фрейд [13], что всякое сновидение иррационально и асоциально по своей природе. Другие считают, как Юнг [19], что сны – это проявление подсознательного, высшего разума, выходящего за пределы индивидуума. Но многие психоаналитики разделяют взгляды, изложенные Фроммом [14], – что во снах отражаются любые проявления деятельности мозга: как иррациональные устремления, так и интеллектуальное и нравственно начала, как худшее, так и лучшее из того, что в нас есть, и что цель толкования сновидений как раз и состоит в том, чтобы выяснить, заявляет ли о себе животное начало, либо – все лучшее, что в нас есть. Есть и такие, которые разделяют точку зрения Адлера [1] в том, что сновидения способны отражать процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенных поступков, т.е. несут предвосхищающую функцию. Позже появились другие направления в психологии, которые по-иному взглянули на смысл толкования сновидений. Перлзовская практика толкования сновидений – не «осуществление желания», как утверждал Фрейд, а завершение незаконченной ситуации. Завершение это иллюзорно, но через него можно догадаться о самой исходной ситуации и попытаться завершить ее более реальным образом. Одним из способов реконструкции по сновидению может быть разыгрывание его в лицах [4]. В экзистенциальной психологии о сновидениях писали М. Босс и Л. Бинсвангер [16], но исследования Босса гораздо обширнее. Он полагал, что сон – еще один модус бытия в мире, а составляющие сна следует принимать в их собственном смысле и содержании, как они чувствуются в проживании сновидца. Исследования сновидений в отечественной психологии немногочисленны и касаются в основном рассмотрения их количественного и качественного своеобразия при невротических расстройствах. Этой проблемой занимались: В.Н. Касаткин [7], Е.А. Корабельникова и В.Л. Голубев [3, 10]. Другими, менее разработанными направлениями в изучении сновидений занимались А.Л. Южанинова [18], исследовавшая отражение соматических заболеваний в сновидениях, а также О.В. Красноперов и А.Л. Панченко [8] исследовавшие субъективные характеристики сна. Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования. Состояние сна отражает внутренний мир личности и устойчивость к психоэмоциональным воздействиям. Несомненный интерес представляют индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в сновидениях в ситуациях психоэмоционального напряжения. Цель настоящей работы – выявить влияние типа личности и ее эмоционального состояния на содержание сновидных образов. МЕТОДИКА На основе теоретического анализа был разработан опросник, состоящий из 51 вопроса для изучения содержания сновидных образов. В опросник вошли как общечеловеческие, так и наиболее часто встречающиеся сновидные символы, а также ряд общих вопросов выявляющих: яркость и детализированность снов, наличие в сновидениях слуховых и тактильных ощущений, наличие повторяющихся сновидных сюжетов и снов неприятного содержания, преобладание определенных цветов в сновидных сценах и искажения реальности в них, преобладающие чувства при пробуждении и общее отношение к своим снам. Опросник составлен так, что позволяет отвечать не только на поставленные вопросы, но и вносить свои коррективы и дополнения. К опроснику прилагается бланк, позволяющий оценить частоту сюжетов сновидений и отношение к ним. В целях изучения выдвинутой гипотезы в исследовании использовались стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (адаптированный Л.Н. Собчик), позволяющий получить многосторонний портрет человека. Для уточнения психоэмоционального состояния личности, с каждым испытуемым проводилась индивидуальная беседа, в которой делался акцент на актуальном эмоциональном состоянии и состояниях эмоционального напряжения в прошлом, а также на способе выхода из стрессовых ситуаций и длительности протекания стрессовых состояний. Экспериментальная выборка. В исследовании приняли участие 60 студентов с разных факультетов АМСИТа (Академии маркетинга и социально-информационных технологий) в возрасте 18-25 лет, 45 курсантов НВВКУС (Новочеркасского высшего военного командного училища связи) в возрасте 22-25 лет, 40 учителей различных специальностей и 25 специалистов других профессий в возрасте 45-60 лет. Из них 75 мужчин и 95 женщин. Исследование проводилось в течение двух лет. Организация исследования. Вначале испытуемые заполнили опросник для изучения содержания сновидных образов и прилагаемый к нему бланк. Затем они заполняли СМИЛ и отвечали на поставленные вопросы. Анализ эмпирических данных. Для большего удобства интерпретации сновидные образы делились на: – цветные образы и сцены; – черно-белые образы и сцены; – яркость и детализированность снов; – повторяющиеся сновидения; – наличие в сновидениях различных видов ощущений: слуховых, температурных, болевых, вкусовых и/или обонятельных; – сны неприятного содержания или кошмары; – наблюдение за собой со стороны; – неспособность во сне контролировать свои действия; – искажения реальности в сновидениях. Выделенные сновидные образы сравнивались с максимально и минимально выраженными шкалами в профиле СМИЛ, а также с их описанием в период стресса. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Сравнение максимально выраженных шкал в профиле СМИЛ с содержанием сновидных образов показало, что существуют ведущие тенденции связи сновидных образов с психологическими характеристиками личности (Таблица 1). Таблица 1. – Частота встречаемости сновидных образов у людей с максимально выраженными шкалами СМИЛ (%)
Наиболее выраженные тенденции связи выявлены между шкалой пессимистичности и черно-белыми образами и сценами сновидений; шкалой эмоциональной лабильности и такими образами сновидений, как: наблюдение за собой со стороны, неконтролируемые действия во сне и искажения реальности в сновидениях; шкалой импульсивности и неконтролируемыми действиями во сне; шкалой тревожности и такими образами сновидений, как: повторяющиеся сновидения, сны неприятного содержания, неконтролируемые действия во сне и искажения реальности в сновидениях; шкалой оптимистичности и такими образами сновидений, как: цветные образы и сцены, яркость и детализированность снов, наличие во снах различных видов ощущений и наблюдение за собой со стороны. Тенденция связи, выявленная между пессимистичностью и черно-белыми образами и сценами сновидений, подтверждается результатами, полученными в ходе беседы: 93,6% испытуемых с повышением шкалы пессимистичности отмечали затруднения при выходе из стрессовых ситуаций и затяжной характер сниженного эмоционального фона. Описание их сновидений отличаются невыразительностью и «смазанностью» образов, а 38,5% сновидения в период сильного стресса не снятся вообще. Связь, выявленная между повышением профиля по шкале эмоциональной лабильности и такими образами сновидений, как: наблюдение за собой со стороны и неконтролируемые действия во сне может быть следствием характерных для данного типа личности неустойчивости эмоций и конфликтных сочетаний разнонаправленных тенденций. Испытуемые с выраженным повышением на этой шкале описывают свои сновидения в период эмоционального напряжения как не приятные и даже пугающие, особенно в ситуациях, когда действия сновидящего не успевают либо неадекватны быстро меняющейся ситуации. При этом подобные сновидения практически не повторяются, либо имеют другой вариативный ряд сновидных образов. Тенденция связи между импульсивностью и неконтролируемыми действиями во сне может быть следствием особенностей, характерных для данного типа личности: нетерпеливость, склонность к риску, неустойчивые, часто завышенные притязания, уровень которых имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, от успеха и неудач. Содержание сновидных образов в период стресса существенно не изменяется, но у 44,1% из них появляются сновидения с различными вариациями полетов. Выявлена выраженная связь между тревожностью и такими образами сновидений, как: повторяющиеся сновидения, сны неприятного содержания, неконтролируемые действия во сне и искажения реальность в сновидениях. Она подтверждает результаты, полученные другими исследователями. Так, А.А. Налчаджян, в своих исследованиях выявил, что у тревожных личностей часто возникают кошмарные повторяющиеся, стереотипные сновидения. Особенностью содержания их сновидений являются большое количество искажений [10]. В исследованиях А.Л. Южаниновой у тревожных личностей были установлены частые неприятные сцены, сопровождающиеся тоской и страхом [18]. Результаты этих исследований позволяют предположить, что на данные сновидные образы влияют такие особенности их личности, как: преобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и в стабильности ситуации, высокая чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенная чуткость к опасности. В состоянии стресса у 88,6% испытуемых с таким типом личности эти сновидные образы учащаются. У лиц с ведущим пиком по шкале оптимистичности выявлена выраженная связь с цветными, яркими и детализированными сновидениями, с наличием в них различных видов ощущений и преобладанием наблюдения за собой со стороны. Эта связь может быть обусловлена особенностями, характерными для данного типа личности: активность позиции, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, ориентация на моторную подвижность и речевую сверхактивность. В стрессовых состояниях у 71,6% из них учащаются сновидения с различными видами ощущений, не редко носящие не приятный характер. Менее выраженные тенденции связи выявлены между шкалой эмоциональной лабильности и цветными, яркими и детализированными снами с наличием в них различных видов ощущений, а так же часто повторяющимися сновидениями неприятного содержания; шкалой импульсивности и цветными сновидениями с искажениями реальности в них; шкалой тревожности и черно-белыми детализированными образами и сценами сновидений с наличием в них различных видов ощущения; шкалой индивидуалистичности и черно-белыми искаженными образами и сценами сновидений; шкалой оптимистичности и повторяющимися сновидениями неприятного содержания с наличием в них неконтролируемых действий и искажений реальности. Сравнение минимально выраженных шкал в профиле СМИЛ с содержанием сновидных образов показало ведущие тенденции связи сновидных образов с психологическими характеристиками личности (Таблица 2). Таблица 2. – Частота встречаемости сновидных образов у людей с минимально выраженными шкалами СМИЛ (%)
Наиболее выраженная связь выявлена между шкалой социальной экстраверсии и содержанием таких образов сновидений, как: цветные, яркие и детализированные образы и сцены сновидений, повторяющиеся сновидения, наличие во снах различных видов ощущений, сны неприятного содержания, наблюдение за собой со стороны, неконтролируемые действия во сне и немного менее выраженные искажения реальности в сновидениях. В состоянии психоэмоционального стресса вышеперечисленные сновидные образы приобретают более яркий характер. Менее выраженные тенденции связи выявлены между шкалой пессимистичности и наблюдением за собой во сне со стороны, что может носить характер деперсонализации; шкалой мужественности-женственности и такими сновидными образами, как: повторяющиеся сновидения, сны неприятного содержания, наблюдение за собой со стороны, неконтролируемые действия во сне и искажения реальности в сновидениях. Но так как эта шкала по-разному интерпретируется в зависимости от пола испытуемого, то в содержании сновидных образов у мужчин и женщин есть различия. Мужчинам с понижением этой шкалы в профиле чаще снятся повторяющиеся сновидения неприятного содержания, связанные с агрессивными действиями, совершаемые как ними, так и другими людьми: удары рукой или холодным оружием, стрельба из огнестрельного оружия и т.д. У женщин эти сновидения связаны с тонкими речевыми и другими символическими выражениями критики, неодобрения и отрицательной оценки, а так же с дискредитирующими социальными ситуациями. В период стресса эти сны часто сопровождаются неконтролируемыми действиями и искажениями реальности в них. В целом, можно сказать, что есть зависимость между ведущей шкалой в профиле и содержанием сновидных образов. Так, испытуемые с ведущим пиком по шкале невротического сверхконтроля, хорошо помнят свои сновидения, часто отмечают присутствие в них болевых и температурных ощущений, иногда видят кошмарные сны. В их сновидениях преобладают символы социального «Сверх-Я»: газеты, драгоценности, замки, книги, церкви, колеса, кольца, статуи, священники, униформа и часы. В состоянии психологического кризиса эти символы приобретают причудливые формы. Таким сновидениям всегда сопутствуют чувства тревоги и страха. Сновидения пессимистичных людей бедны содержанием и неинтересны, направлены на прошлое и лишены чувства удовольствия. Во сне они чаще всего видят членов своей семьи или хорошо знакомых людей. Специфичным для их сновидений являются мазохизм и зависимость от других людей, выражающиеся в отверженности, разочарованности, униженности и других неприятных событиях. Сновидения эмоционально лабильных испытуемых большей частью цветные, в них преобладают яркие образы, причем в такой степени, как будто все сновидение – реально происходящее событие. В их сновидениях доминируют интимные, личные задачи и заботы с обилием сцен, изображающих различные стороны половой жизни, в которых сновидец переживает глубокие эмоции, подлинные тревогу и страх. При этом в сновидениях эмоционально лабильных личностей обильны зрительные, слуховые, температурные, тактильные и другие ощущения и восприятия, содержание которых оставляет значительные психосоматические следы, вследствие чего у них создается впечатление, будто они видят свои сны в бодрствующем состоянии. Лица с ведущей шкалой импульсивности часто видят в своих сновидениях действия агрессивного характера, различные образы преследования, препятствия на пути и животных. У лиц с ведущей шкалой мужественности-женственности выявлена тенденция частого появления черно-белых сновидных образов и сцен, в которых преобладают образы людей противоположного с испытуемыми пола с соответствующими качествами: рациональность, смелость, предприимчивость снятся преимущественно женщинам данного типа, а безрассудство, эмоциональность и привязанность – мужчинам. Испытуемым с пиком в профиле шкалы ригидности часто снятся образы их профессиональной деятельности, сцены реальной жизни и яркие картины природы, преимущественно летнего и осеннего времени года. Сновидения тревожных людей богаты содержанием, в них обильны и четко выражены искажения реальности и символика сновидений. Значительное место занимают в них неприятные сцены и эмоциональные состояния, вызванные различными образами преследования, смерти и попадания в неловкие ситуации. В их сновидениях часто повторяются неприятные зрительные сцены и ситуации, отражающие имевшие место на работе, в учебе и других сферах деятельности человека неудачи, отставание от друзей и т.п. В таких сновидениях наблюдаются сцены опоздания к поезду, сцены войн, драки, пожары, образы волнующегося моря и тонущих в них людей, тягостные и оскорбительные сцены, связанные с сексуальной жизнью сновидца. Общими для всех этих сновидных сцен являются неприятные психические переживания спящего: тревога, боязнь и страх, тоска, чувство неудовлетворенности. Данная зависимость подтверждает установленную В.Н. Касаткиным связь между неврозами и изменениями сновидений [7]. В сновидениях испытуемых с ведущей шкалой индивидуалистичности преобладают черно-белые сильно искаженные образы и сцены. Их сновидения состоят из фантастических, воображаемых частей вызывающих сильные психосоматические сдвиги. При этом они дают им преимущественно отрицательную оценку. Испытуемые с ведущей шкалой оптимистичности в сновидениях видят себя занимающимися разнообразной деятельностью. Основные действующие лица в них обладают такими качествами, как: смелость, решительность, эмоциональность и общительность. Их сновидения носят позитивных характер. Экстраверты в своих сновидениях часто видят себя со стороны. Их сновидения богаче содержанием, чем сновидения интровертов, что может быть следствием большей способности экстравертов описывать свои эмоции и чувства. Выявленная у интровертов тенденция видеть неприятные сновидные образы, связанные с одиночеством, не подтверждают результатов, установленных А.В. Россохиным [11], которые показали, что интроверты очень редко видят кошмарные сновидения. Таким образом, проведенное исследование показало, что индивидуально-типологические особенности личности могут оказывать существенное влияние на содержание сновидных образов, а в период стресса эти образы приобретают гиперболизированную форму, способствуя либо препятствуя решению сложных жизненных ситуаций. Так, у лиц с повышением профиля на шкале эмоциональной лабильности, тревожности или оптимизма сновидения способствуют выходу из кризисных ситуаций, а лицам с максимальным пиком на шкале пессимистичности – препятствуют, т.к. вытесняются бессознательным. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. Вступ. ст. А.М. Боковикова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. – 296 с. 2. Бараш М. Исцеляющие сновидения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 350 с. 3. Гостев А.А. Образная сфера личности // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 3. С. 33-42. 4. Даунинг Д. Сны и кошмары / Д. Даунинг, Р. Марморштейн. Пер. с англ. Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003. – 288 с. 5. Калина Н.Ф. Современные представления об анализе сновидений // Основы психоанализа. – М.: АСТ «Рефл-бук», 2001. С. 257-296. 6. Канцер М. Коммуникативная функция сновидений // Антология современного психоанализа. Т. 1 / Под ред. А.В. Россохина. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. С. 228-237. 7. Касаткин В.Н. Теория сновидений. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 436 с. 8. Красноперов О.В. Субъективные характеристика сна и свойства личности / О.В. Красноперов, А.Л. Панченко // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 139-141. 9. Менигетти А. Мир образов. Краткое пособие по интерпретации образов и сновидений / Пер. с итальянского Славянской ассоциации Онтопсихологии. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003. – 224 с. 10. Налчаджян А.А. Ночная жизнь. – СПб.: Питер, 2004. – 443 с. 11. Россохин А.В. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова. – М.: Смысл, 2004. – 544 с. 12. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2004. – 224 с. 13. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 576 с. 14. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430с. 15. Хилл Дж. Перенос, сны и взаимность // Московский психотерапевтический журнал. 2000. № 1. С. 29-47. 16. Холл К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592 с. 17. Шепперд Л. Загляни в свои сны: Практическое руководство к самопознанию / Пер. с англ. З. Зарифовой. – М.: Аквариум, 1995. – 144 с. 18. Южанинова А.Л. Отражение состояния здоровья человека в его сновидениях // Психолого-методические вопросы спорта. Вып. IV. Саратов, 1993. С. 120-121. 19. Юнг К.-Г. Архетип и символ / Пер. с нем. – М.: ООО «Издательство АСТ»; «Канон +», 2001. – 400 с. 20. Юнг К.-Г. Человек и его символы / Под общ. ред. С.Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 1997. – 368 с. |
|
© 2010 |
|