РУБРИКИ

Социальная адаптация младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Социальная адаптация младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения

Программа предполагает следующие направления работы:

–                   социально-педагогическая диагностика;

–                   просвещение;

–                   профилактика;

–                   индивидуальное и групповое консультирование.

Содержание деятельности социального педагога в ходе реализации названных направлений программы, включало в себя три блока:

–                   социально-педагогическая работа с учащимися,

–                   работа социального педагога с родителями;

–                   работа с педагогами школы.

Содержание работы с данными категориями участников программы представлено в приложении 5.

Основные задачи профилактической работы с учащимися:

–                   обеспечение школьника средствами самопознания;

–                   повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства;

–                   развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении;

–                   формирование мотивации самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами;

–                   развитие фантазии, воображения.

На занятиях важно обеспечить возможность проявиться всем, «вытаскивать» молчунов и в то же время – дать подростку возможность не говорить о себе, если он этого не хочет. Занятия целесообразно проводить раз в неделю в течение 90 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 12 –14 человек. Основные профилактические занятия с учащимися представлены в приложении 6.

Формы и методы деятельности учащихся и социального педагога могут быть различными и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия. Среди форм и методов работы социальным педагогом использовались следующие:

–                   формы работы – семинар; родительские собрания; психолого-педагогические консилиумы; диагностика; педагогические совещания; индивидуальные и групповые консультации.

–                   методы работы – анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; мозговой штурм; рефлексия; деловая игра; экспресс-диагностика; тренинговые приемы; игровые приемы и упражнения; психолого-педагогические упражнения.

К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:

–                   повышение уровня адаптации учащихся;

–                   повышение уровня мотивации к обучению в школе у учащихся;

–                   повышение уровня социально-психологического климата в классе.

Программа была реализована в коллективе учащихся 5-х классов в сентябре-ноябре 2006 г. В качестве экспериментальной группы был выбран 5 «Б» класс, в качестве контрольной – 5 «А» класс.


2.3 Анализ результатов реализации программы


Анализ результатов, полученных в ходе реализации разработанной программы социально-педагогической профилактики дезадаптации, показал следующее.

Данные, выявленные с помощью методики «Социальный паспорт класса», не изменились. После проведения программы по профилактике дезадаптации повторно были проведены методики по определению уровня мотивации и по определению социально-психологического климата класса.

Полученные результаты повторной диагностики уровня мотивации к обучению у учащихся представлены в таблице 5.

Таблица 5 Уровень мотивации к обучению

Класс

5 (А) - контрольная группа

5(Б) – экспериментальная группа

До

После

До

После

1 уровень

3 (11,5 %)

2 (7,7 %)

2 (7,7 %)

9 (34,6 %)

2 уровень

13 (49,9 %)

10 (38,5 %)

10 (38,5 %)

13 (49,9 %)

3 уровень

4 (15,4 %)

4 (15,4 %)

4 (15,4 %)

4 (15,4 %)

4 уровень

3 (11,5 %)

6 (23 %)

6 (23 %)

-

5 уровень

3 (11,5 %)

4 (15,4 %)

4 (15,4 %)

-

Графически полученные результаты представлены на рис. 6 и 7 на с. 54.


Рис. 6. Уровень мотивации к обучению у учащихся контрольной группы 5 «А» класса

Рис. 7. Уровень мотивации к обучению у учащихся экспериментальной группы 5 «Б» класса


По представленным результатам, можно определить, что уровень мотивации к обучению в экспериментальной группе 5 «Б» класса изменился в сторону повышения. Положительным стало то, что неуспевающих учащихся появился стимул и желание к обучению в школе. Из бесед с учащимися было выявлено, что у них появился интерес к отдельным учебным предметам. Этого они смогли достичь благодаря отдельным занятиям профилактической программы.

С помощью методики «Социально-психологический климат класса» было повторно определены межличностные отношения коллектива класса. Результаты в контрольной группе учащихся 5 «А» класса остались неизменными. Результаты диагностики экспериментальной группы 5 «Б» класса представлены в таблице 7.


Таблица 7 Социально-психологический климат 5 «Б» класса после проведения экспериментальной работы

Параметры

До

После

Чувствую себя членом класса, частью коллектива

17 (65,4 %)

19 (73,1 %)

Участвую в большинстве видов деятельности

12 (46,1 %)

12 (46,1 %)

Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других

5 (19,2 %)

5 (19,2 %)

Не чувствую, что являюсь членом коллектива

8 (30,8)

2 (7,7 %)

Занимаюсь отдельно от других членов

5 (19,2 %)

1 (3,8 %)

Из представленных данных можно определить, что в экспериментальной группе 5 «Б» класса произошли положительные изменения. Учащиеся стали более дружными, что говорит о повышении уровня межличностных отношений в данном классе. Учащиеся 5 «А» класса не считают, что их межличностные отношения между членами класса изменились. Данным учащимся за период проведения эксперимента не предлагалось участие в каких-либо соревнованиях как школьных, так и городских. В связи с этим у учащихся не было дополнительного стимула изменить свои взаимоотношения в классе.

При анализе уровня адаптации по всем аспектам были получены следующие результаты (см. таблицу 8).


Таблица 8 Уровень адаптации учащихся 5-х классов

Класс

5 (А)

5(Б)

До

После

До

После

Высокий

5 (19,2 %)

5 (19,2 %)

2 (7,7 %)

4 (15,4 %)

Средний

13 (49,9 %)

13 (49,9 %)

13 (49,9 %)

18 (79,2 %)

Низкий

8 (30,8 %)

8 (30,8 %)

11 (42,3 %)

4 (15,4 %)


Графически полученные результаты представлены на рис. 8 и 9 (см. с. 57).


Рис. 8. Уровень адаптации учащихся в 5 «А» классе

Рис. 9. Уровень адаптации учащихся в 5 «Б» классе


Из представленных данных видно, что в 5 «Б» классе наблюдается повышение общего уровня адаптации. У учащихся 5 «А» класса уровень адаптации к обучению в школе остался на прежнем уровне.

Наблюдение и беседа, по-прежнему, использовались как вспомогательные методики для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики.

Таким образом, из представленных данных, по результатам методики «Диагностика уровня мотивации к обучению» и методики «социально-психологический климат класса» можно увидеть положительные изменения в 5 «Б» классе, которые произошли после реализации программы социально-педагогической профилактики дезадаптации. Необходимо отметить, что почти у 30 % учащихся произошли позитивные изменения во взаимоотношениях с коллективом одноклассников. Повышение мотивации почти у 50 % учащихся доказывает изменение протекания процесса адаптации в положительную сторону. Отсюда следует, что разработанная программа имеет положительное значение в протекании процесса адаптации к обучению в школе у учащихся.


2.4 Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками


В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми младшего подросткового возраста и их родителями.

Для организации эффективной работы по профилактике дезадаптации у учащихся 5-х классов социальному педагогу важно:

–                   знать теоретические основы социальной педагогики и принципы построения воспитательной работы с семьей и в детском коллективе;

–                   уметь применять на практике имеющиеся знания;

–                   изучить возрастные особенности младших школьников и подростков;

–                   владеть методами диагностики оценки личности младшего школьника и подростка;

–                   провести анализ полученных данных и выработать программу дальнейших действий;

–                   определить приоритетные направления деятельности;

–                   спланировать систему работы «семья – школа»;

–                   отслеживать развитие самообслуживания и занятости школьника;

–                   параллельно использовать разные формы работы для организации педагогического просвещения родителей;

–                   выстроить взаимодействия с психологической службой через работу постоянно действующего психолого-педагогического консилиума;

–                   уметь оценить промежуточные результаты;

–                   проанализировать поведение ребенка, и составить программу его коррекции.

Используя данные рекомендации, общего характера каждый социальный педагог сможет выстроить систему взаимодействия с родителями по профилактике дезадаптации подростка с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей его личности.

Рекомендации учителям-предметникам:

-                   учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов;

-                   не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста;

-                   следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал;

-                   налаживайте эмоциональный контакт с классом, с родителями учащихся;

-                   никогда не используйте оценку как средство наказания ученика; не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть, выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика;

-                   учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательную активность.

Как известно, процесс адаптации к новым требованиям и новым условиям обучения не всегда проходит гладко. И вот здесь очень значимой фигурой выступает классный руководитель. От него всецело зависит микроклимат в классном коллективе и во многом – результат учебной деятельности.

Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?

Рекомендации классным руководителям:

-                   постоянно поддерживайте контакт с психологом школы, совместно с ним участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива;

-                   познакомьтесь с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка;

-                   осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожелания родителей.

Рекомендации для родителей. Придерживаясь этих рекомендаций с первых дней обучения подростка в средней школе, родители могут максимально обеспечит гармонию между его домашней и школьной жизнью. Ведь именно с переходом в 5-й класс зачастую и начинаются основные проблемы в обучении.

1. Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах.

Выбирайте время для общения с ребенком. Но не проявляйте интерес просто вопросом: «Как прошел школьный день?» Запоминайте детали рассказа ребенка, тогда вы сможете представлять себя картину его школьной жизни в целом.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца. Если между вами и учителем возникли серьезные разногласия, постарайтесь приложить все усилия, чтобы мирно разрешить ситуацию. Иначе вы можете случайно поставить подростка в неловкое положение выбора между вами и уважением к своему учителю.

3. Не связывайте оценки ребенка за успеваемость со своей системой наказаний и поощрений.

Если подросток хорошо справляется с учебой, больше показывайте свою радость. Проявляйте спокойную озабоченность, если у ребенка не все ладится. Помогите ему справиться с учебными проблемами. Наихудшим выходом будет установление правил типа: «Ты не будешь больше играть на компьютере, пока не начнешь получать хорошие оценки». Это приведет к эмоциональным проблемам.

4. Знайте программу и особенности школы, где учится ребенок.

Специфика школы диктует свои требования к знаниям. Зная особенности своего ребенка, вы сможете представить, справится ли он с учебной нагрузкой данного заведения. Однако если его успеваемость начнет падать, это будет поводом задуматься, а правильную ли школу (класс) вы выбрали для подростка.

5. Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него.

Учите ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (но не отмахивайтесь словами «Сам думай!»). Потратьте время, чтобы объяснить подростку не понятое им, или покажите, где ему найти недостающую информацию.

6. Помогите ему почувствовать интерес к тому, что преподается в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка. А затем установите связь между его интересами и предметами, которые он изучает в школе. Например, если ребенок увлечен компьютером и в то же время ему нравится география или история, то пусть научится делать доклады по этим предметам в виде презентаций. Также ищите любые возможности показать применение школьных знаний в домашней деятельности.

7. Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни подростка происходят изменения.

Стрессовыми ситуациями для школьника являются, например, самое начало и окончание каждого учебного года. Так, в сентябре ему надо адаптироваться и привыкнуть к постоянным учебным нагрузкам, а к маю организм физически устает. Таким же сложным периодом для подростка является и переход в среднюю и старшую школу. Спокойствие домашней атмосферы поможет подростку в эти сложные моменты.

8. Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временный характер. Поощряйте интересы ребенка. Постарайтесь увидеть в его самых странных увлечениях позитивное начало.

9. Укрепляйте самооценку ребенка. Обучайте его анализировать свои неудачи. Это поможет подростку в дальнейшем избегать повторных ошибок. Тем самым вы поддержите его интерес к увлечению.

10. Прививайте подростку стремление разобраться в сути явлений действительности, понимать причинно-следственные связи. Это поможет ему видеть и осмысливать закономерности, а также применять свои знания в жизни.

Как показывают данные проведенного исследования, большинство пятиклассников успешно проходят адаптацию при переходе из начальной школы в основную школу. Однако, около 15 % от общего числа учащихся 5-х классов под влиянием ряда причин оказываются дезадаптированы.

Причиной дезадаптации младших подростков-пятиклассников в процессе социализации могут быть нарушенные взаимоотношения с одноклассниками, а также отсутствие мотивации к обучению в школе.

Предотвращению и профилактике дезадаптации младших подростков к условиям обучения в основной школе может способствовать реализация специальных программ организации совместной деятельности социального педагога, педагогов-предметников и родителей в течение полугода после перехода из начальной школы в основную школу. Кроме того, необходимо обеспечить подготовку учащихся 4-х классов к предстоящим трудностям дальнейшего обучения.

Такая программа может включать в себя блоки посвящения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними, позволяет обеспечивать плавный переход из начальной школы в основную школу. При этом работа социального педагога должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, заместитель директора по начальной школе. Только при выполнении этих условий деятельность социального педагога будет успешной и приведет к положительному результату.


Заключение

Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Действительно, на рынке труда успешно конкурировать может тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся внешней средой.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Возрастной период 10 – 11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.

Социальный педагог изучает и степень, и особенности приспособления школьников к изменившимся социально-педагогическим условиям обучения. Хроническая неуспеваемость ученика может быть как следствием нарушений собственно познавательной сферы, так и результатом высокой личностной или школьной тревожности; появление неуверенности в себе, тревожности может быть порождено страхом наказания родителей за оценки или неудовлетворяющим ученика положением в коллективе класса.

Основными условиями успешной социальной адаптации подростков в школе являются: организация положительного эмоционального общения в классе, осуществление индивидуального подхода, создание развивающей среды, отвечающей потребностям подростка, насыщение образовательного процесса различными видами деятельности, моделирующими способы поведения подростка в различных ситуациях.

Таким образом, программа помощи ребенку при его вхождении в основную школу может быть реализована только в совместной работе социальных педагогов, педагогов-предметников школы и родителей.

Список литературы

1.                 Абрамов Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

2.                 Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.

3.                 Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. – Вып. 3. – М., 1970.

4.                 Антропова М.В., Кольцова М.М. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. – М., 1983.

5.                 Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. – М.,1984.

6.                 Аритюнян М., Земнов М. Легко ли быть родителями – М.,1991.

7.                 Аркин А.А. Родителям о воспитании. – М., 1994.

8.                 Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. – М.,1974.

9.                 Баркан А.И. Его величество ребенок: Какой он есть. Тайны и загадки. – М.: Столетие, 1996.

10.            Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.

11.            Блонский П.П. Трудные школьники. – М., 1930.

12.            Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.

13.            Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус,1997.

14.            Брилинг Е.Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.

15.            Бурменская Г.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М, 1995.

16.            Валиева С.Ф. Влияние семейной структуры на эффективность процесса социализации детей // Будущее России и новейшие социологические подходы. Часть 2. – М., 1994.

17.            Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1994.

18.            Василькова Ю.К. Лекции по социальной педагогике. – М.,1997.

19.            Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

20.            Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.,1983.

21.            Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат,1992.

22.            Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

23.            Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 4-х тт. – М., 1983. – Т. 4.

24.            Гаврилычева Г. Ф. В начале было детство. – М., 1993.

25.            Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб., 1994

26.            Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

27.            Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1993.

28.            Дереклаеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2002.

29.            Ерасов Б.С. Типы социализации личности // Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1998.

30.            Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991.

31.            Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Просвещение,1992.

32.            Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: 1991.

33.            Климова-Фюгнерова М. Воспитание ребенка // Климова-Фюгнерова М. Наш ребенок. – М., 1993.

34.            Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.,1981.

35.            Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у детей. – М.,1980.

36.            Коломинский Я.М. Человек среди людей. – М.,1973.

37.            Кон И.С. Социология личности. – М.,1967.

38.            Кон И.С. Ребенок и общество. – М.,1988.

39.            Кон И.С. Дружба. – М.,1980.

40.            Корель Л.В. Классификация адаптаций. Словарь основных понятий. – Новосибирск, 1996.

41.            Корчак Я. Как любить детей. – М.,1968.

42.            Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.: Просвещение, 2001.

43.            Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития,1996.

44.            Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л.,1967.

45.            Кузнецова Л.В. Как избежать беды // Воспитание школьников. – 1993. – № 6. – С. 19 – 23.

46.            Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2002.

47.            Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М., 1983.

48.            Леви В.Л. Я и мы. – М.,1973.

49.            Леонтьева А.А. Педагогическое общение. – М.,1979.

50.            Липьян Л.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Минск,1988.

51.            Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991

52.            Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М.: Издательский центр «Академия»,2002.

53.            Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005.

54.            Марков В.С. Проблемы социализации молодого поколения. – М.,1978.

55.            Мацковский М.С. Как воздействовать на ребенка // Форум общественности «Дети, семья, общество: проблемы духовности». – М., 2002.

56.            Михайлова Н.В. Школьная дезадаптация. Неврозы // Школа здоровья. –2002. –№ 4. – С. 56 – 63.

57.            Морозова О. В. Педагогика семьи. – Омск, 2000.

58.            Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт практической психологии,1997.

59.            Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2003.

60.            Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.

61.            Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. – СПб.: КАРО, 2000.

62.            Ниренбер Дж, Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – Баку,1992.

63.            Никитин В.А. Начала социальной педагогики. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

64.            Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

65.            Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ // Воспитание школьников. – 2000. – № 6. – С. 54.

66.            Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера,2001.

67.            Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 1993.

68.            Петрова О.О. Возрастная психология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.

69.            Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

70.            Психология подростка. / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

71.            Рабочая книга социального педагога / Под ред. Н.Ф. Масловой. – В 2-х частях. – Орел, 1994.

72.            Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

73.            Семейное воспитание. Краткий словарь-справочник / Под ред. И.В. Гребенникова, А.В. Ковинько. – М., 1990.

74.            Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.

75.            Спицин Н.П. Хроника семейного общения. – М.: Знание, 1987.

76.            Торре Дела. А. Ошибки родителей. – М., 1993.

77.            Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

78.            Формирование личности в онтогенезе: Сборник психологических трудов под ред. Дубровиной. – М.,1991.

79.            Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. – М., 1990.

80.            Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

81.            Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.


Приложения


Приложение 1

Социальный паспорт класса

Классный руководитель: Фамилия _____________________________ Имя _______________________ Отчество

Класс ____________ Количество учащихся _________ Кабинет _______________

Квалификация _________________________ Образовательный уровень


Фамилия Имя Отчество

Дата рожд.

Домашний адрес

Родители

Место работы

1

2

3

4

5

Условные обозначения:

Образовательный уровень родителей: А – высшее; Б – средне специальное; В – среднее.

Социальный статус родителей: А – интеллигенция; Б – рабочие; В – служащие; Г – частные предприниматели; Д – безработные.

Учащиеся «группы риска»: А – состоящие на учете в ПДН; Б – состоящие на учете в КДН; В – состоящие на ВШК; Г – употребляющие ПАВ.

Учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях: А – ведущих аморальный, асоциальный образ жизни; Б – с нарушенными взаимоотношениями; В – допускающих безнадзорность детей; Г – с жестоким обращением с детьми.

Учащиеся, нуждающиеся в социальной защите: А – с низким материальным обеспечением; Б – попавшим в экстремальную ситуацию; В – семьи-опекуны; Г – многодетные семьи; Д – воспитывающие детей с ограниченными возможностями; Е – неполные семьи: 1) – мать; 2) – отец.


Приложение 2

Методика «Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов»

Цель: проанализировать процесс адаптации учащихся 5-х классов.

№ п/п

ФИО учащегося

Класс

Учебный аспект (кл. рук, учителя-предметники)

Психологический аспект (педагог-психолог)

Социально-педагогический (социальный педагог)

Матем.

Рус. яз.

Чтение

Уровень мотивации

Уровень тревожности

Уровень самооценки

Уровень воспитанности

Особенности поведения



4 класс









Нач. 5 кл.









Конец 5 кл










Условные обозначения

Отлично

Высокий

Высокий

Социально одобряемое

Хорошо

Средний

Выше среднего

Удовлетворительно

Низкий

Ниже среднего

Отклоняющееся

Неудовлетворительно

 Очень низкий

Низкий


Методика включает в себя три аспекта:

1. Учебный аспект. Заполняется классным руководителем, а в 5 классе учителем-предметником.

Основные учебные предметы:

математика;

русский язык;

чтение.

2. Психологический аспект. Заполняется психологом.

Включает в себя:

изучение уровня учебной мотивации;

изучение уровня тревожности;

изучение уровня самооценки.

3. Социально-педагогический аспект. Заполняется социальным педагогом.

Включает в себя:

изучение уровня воспитанности;

изучение особенностей поведения учащихся.

Данная методика позволяет увидеть динамику учебных, психологических и социальных успехов и трудностей учащихся, проследить и проанализировать те деформации и изменения, которые происходят с ребенком на этапе перехода из начальной школы в основную школу.

 

Приложение 3

Анкета

для оценки уровня школьной мотивации

Инструкция:

Ответь на вопросы анкеты, подчёркивая выбранный Вами вариант ответа

Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень б) нравится  в) не нравится

Утром, когда ты просыпаешься, всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью

Если бы учитель сказал: «Завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома». Ты пошел бы в школу или остался бы дома?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу

Тебе нравится, когда у Вас отменяют уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашнего задания?

а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы в) хотел бы

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

У тебя в классе много друзей?

а) мало б) много в) нет друзей

Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся б) не очень в) нравятся

Рекомендации по обработке:

Анкета, по выявлению уровня школьной мотивации выявляет 5 уровней:

1 уровень - высокая школьная мотивация, учебная активность 25 30 баллов

2 уровень – нормальная школьная мотивация 20 24 балла

3 уровень – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает не учебной деятельностью 15 19 баллов

4 уровень – низкая школьная мотивация 10 14 баллов

5 уровень – негативное отношение к школе, дезадаптация менее 10 баллов

1 и 2 уровень = адаптация

3 и 4 уровень = возможная дезадаптация

5 уровень = дезадаптация


КЛЮЧ      


а

б

в

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Приложение 4

Методика определения социально-психологического климата в ученическом коллективе

Отвечая на вопросы, выберите один из нескольких вариантов ответа:

Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?

А) Чувствую себя членом класса, частью коллектива (5).

Б) Участвую в большинстве видов деятельности (4).

В) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

Г) Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).

Д) Занимаюсь отдельно от других членов класса (1).

Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

В учебной деятельности:

А) Лучше, чем в большинстве других классов (3).

Б) Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

В) Хуже, чем в большинстве классов (1).

В напряженных ситуациях:

А) Лучше, чем в большинстве других классов (3).

Б) Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

В) Хуже, чем в большинстве классов (1).

Вне школы:

А) Лучше, чем в большинстве других классов (3).

Б) Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

В) Хуже, чем в большинстве классов (1).

Каковы ваши взаимоотношения с классным руководителем?

А) Лучше, чем в большинстве других классов (3).

Б) Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

В) Хуже, чем в большинстве классов (1).

Обработка информации по итогам опроса для интерпретации результатов.

Подсчитывается общая сумма баллов за каждый ответ в целом по классу. Итоговый показатель по всем разделам может составлять от 5 (очень неблагоприятно) до 17 баллов (очень высокая оценка привлекательности); средние показатели – 10 – 12 баллов.

Благоприятный социально-психологический климат в коллективе способствует полному раскрытию возможностей каждого из его членов, формированию позитивного лидерства, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений.

Неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе является причиной и результатом появления отрицательных лидеров, отвергнутых коллективом учеников. Такой микроклимат не способствует проявлению, развитию членов коллектива, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений.

При средних показателях социально-психологического климата в коллективе возникают проблемы формирования позитивного лидерства; некоторая часть членов коллектива испытывает сложности в адаптации к коллективной жизнедеятельности. Нормы взаимоотношений в коллективе не всегда соотнесены с общепринятыми.



Приложение 5

Программа адаптации учащихся 5-х классов к предметному обучению.

Цели: 1) создание условий для осуществления преемственности;

2) соблюдение единства педагогических требований;

3) профилактика дезадаптации.

Цели и формы работы

Май

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Май

Работа с учителями

Педсовет по преемственности между начальной школой и средним звеном. Участники: психолог, педагоги начальных классов, учителя-предметники, классные руководители будущих пятиклассников, администрация школы. Цели: знакомство с особенностями классного коллектива; с результатами психологической диагностики; соблюдение единства педагогических требований.

Круглый стол.    Цель: знакомство классных руководителей 5-х классов и учителей-предметников с психолого-педагогическими картами.

Психолого-педагогический консилиум. Участники: педагоги начальных классов, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, социальный педагог, администрация.

Консультирование, собеседование с классными руководителями и учителями-предметниками по вопросу групповой и личностной коррекции учащихся 5-х классов. Особенности межличностных взаимоотношений внутри классного коллектива.

Педсовет.

Цель: анализ результатов учебно-воспитательной деятельности.

Работа с учащимися

Психолого-педагогическая диагностика (первичная).

Цель: 1) изучение уровня мотивации учащихся;

2) изучение уровня учебной направленности;

3) социометрический статус.

Итоговые контрольные работы с учащимися 4-х классов.

Посещение уроков учителями начальных классов, администрацией, психологом.

Цель: 1) наблюдение за учащимися в учебном процессе;

2) дифференцированный подход в обучении.

Классные часы.

Цель: требования к учащимся среднего звена.

Психолого-педагогическая диагностика (вторичная).

Цель: 1) изучение уровня мотивации учащихся;

2) изучение уровня учебной направленности;

3) социометрический статус.


Психолого-педагогическая диагностика.

Цель: выявление дезадаптивных учащихся.

Индивидуальная и групповая коррекция дезадаптации.

(Психолог, социальный педагог)

Итоговые контрольные работы с учащимися 5-х классов.

Работа с родителями

Родительские собрания (совместно с учащимися).

Цели: 1) знакомство с педагогами среднего звена; 2) знакомство с требованиями к учащимся старшего и среднего звена.

Общешкольное родительское собрание родителей пятиклассников.

Цель: координация действий семьи и школы в решении вопросов адаптации.

Анкетирование             родителей.

Цель: изучение степени вовлечения родителей в учебно-воспитательном процессе.

Работа с родителями дезадаптивных учащихся:

консультирование;

собеседование;

коррекция.

(Психолог, социальный педагог, классные руководители, администрация)

Родительские собрания.

Цель: итоги учебного года,

анализ учебных и воспитательных задач.



Приложение 6

 

Программа занятий

ЗАНЯТИЕ 1

Часть 1

Тема: Введение. Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении.

Ведущий рассказывает школьникам о цели занятий, их особенностях.

Упражнение 1. Уверенные, неуверенные и грубые ответы.

Инструкция для участников: «Сейчас мы выполним упражнение, цель которого научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, когда – неуверенно и когда – грубо. Вот эта кукла, – учитель надевает на руку, – будет рассказывать, что произошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации, что говорит уверенный, неуверенный в себе и грубый человек».

Учитель от имени куклы предлагает определенную ситуацию. Вторую куклу надевает тот, кто должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно обратиться к школьникам, чтобы они придумали собственные ситуации. Если желающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные ведущим. Важно, чтобы в упражнении участвовали все школьники, причем ведущий обращает внимание на то, чтобы школьники сами квалифицировали ответ как уверенный, неуверенный или грубый.

Примеры предлагаемых ситуаций:

поставили незаслуженную двойку;

хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять;

не принимают в игру;

несколько человек играют, хочешь поиграть с ними, просишь, чтобы тебя приняли играть;

взрослые не разрешают тебе...

просишь у взрослых разрешить тебе...

просишь у сверстников помочь тебе выполнить поручение взрослого;

друг рассказывает тебе о чем-то, а тебе нужно идти;

отказываешь кому-нибудь в просьбе;

хочешь познакомиться со сверстником.

На каждую сценку должно уходить в среднем не более 3 – 4 мин.

В конце проводится краткое обсуждение и определяется, что значит уверенное, неуверенное, грубое поведение

Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:

Добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание - не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).

Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ - тот, который на самом деле выражает твое мнение.

Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.

Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.

Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, что, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

После того как ведущий изложит правила и ответит на вопросы подростков, он должен развернуть плакат с этими правилами, укрепить их так, чтобы все видели, и сказать о том, что плакат этот на занятиях всегда будет у них перед глазами.

Ритуал принятия правил. Ведущий «торжественно обещает» следовать этим правилам и предлагает школьникам сделать то же самое. Придумывается какой-нибудь общий знак и восклицание, которые будут открывать и завершать каждое занятие, напоминая участникам об их обещании.

Домашнее задание: придумай свой «запрещающий знак», указывающий – «не хочу говорить», «не хочу участвовать».

Часть 2

Тема: Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей. Мы очень разные и этим интересны друг другу. Чувство собственного достоинства.

Ритуал начала занятия.

Ведущий говорит о том, как влияет на нашу уверенность и неуверенность отношение со стороны других людей, точнее, ставит это перед ребятами как проблему, которую предлагает понять через упражнение 2.

Упражнение 2. «Хвалить или ругать?»

Упражнение удобно выполнять, стоя в небольшом кругу. Если участников больше 10 и позволяют условия, хорошо организовать два круга. Участники перебрасываются легким мячом или воздушным шаром. Сначала ведущий просит каждого, кто поймает мяч, сказать, что значит «ругать», «критиковать». Каждый последующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то свое. Затем участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить, что они испытывали бы, если бы все сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.

Вторая часть упражнения – перебрасываясь мячом, говорить слова похвалы, поощрения. Правила те же – каждый повторяет все, что было сказано до него, и предлагает свое. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются переживания, вызываемые похвалой.

В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно. Указывается на то, как трудно принимать критику и похвалу.

Ставится проблема: что требуется, чтобы вести себя в этой ситуации достойно. Задача ведущего – вывести школьников на представление о чувстве собственного достоинства.

Упражнение 3. «Я не такой, как все, и все мы разные». Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания вкладываются в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Все перемешивается, вытаскивается большая пачка, которую школьники рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают одни и те же вещи.

Листки вновь складываются в «волшебный ящик», перемешиваются, вытаскиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый человек – особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

Обсуждение:

Что еще важно для того, чтобы иметь чувство собственного достоинства.

Домашнее задание: Упражнение 4. «Мой портрет в лучах солнца».

Ведущий просит ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» — следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 2

Часть 1

Ритуал начала занятия.

Ведущий просит вспомнить рисунки и описания «радости». Можно ли было говорить о том, что у кого-то радость изображена более правильно, а у кого-то менее - эта проблема обсуждается. Делается вывод о том, чем мы похожи и в чем различны, что дает нам возможность и что мешает понимать друг друга.

Обсуждение:

Что такое – уважение к чувствам другого человека?

Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает?

Обсуждение домашнего задания. Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце. Если в группе уже установилась достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, ведущий может предложить тому, кто читает свое самоописание, обратиться к другим участникам за «обратной связью». Учащихся знакомят с «Положением об обратной связи». Это Положение представлено на отдельном плакате, который вывешивается всякий раз, когда речь идет об обратных связях.

Положение об обратных связях

Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.

Помни:

Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.

Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом.

Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

Не давай оценок.

Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...». «Ты должен...» - под запретом.

Внимание:

Обратная связь – не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

Если необходимая атмосфера в группе не сложилась, «обратная связь» может быть введена позже или даже не вводиться совсем. Критерием здесь может служить представление ведущего о том, может ли он работать с отрицательной обратной связью, снять ее возможные последствия.

После того как несколько человек прочли свои самоописания и получили обратную связь (ведущий внимательно следит, чтобы выполнялись требования к обратной связи, и прерывает тех, кто их не выполняет), проводится обсуждение по следующим вопросам:

Трудно или легко было выполнять это задание? Понадобилось много лучей или мало? Много ли потребовалось времени?

Поощряются самоописания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе. Если подобных самоописаний нет, то так может описать себя ведущий.

Часть 2

Тема: Мои права и права других людей.

Упражнение 5. «Мои права».

Ведущий напоминает школьникам о разыгрываемых на первом занятии сценках, спрашивает, с чем связано уверенное, неуверенное и грубое поведение. Задача этого разговора - подвести школьников к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе.

Затем школьникам предлагается, разбившись на 3 – 4 группы, написать «Декларацию о правах пятиклассника». На выполнение задания дается 10 – 12 минут.

После этого начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на основании которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать сами вместе ведущим или он может предложить эти критерии сам.

К таким критериям относятся:

1) Твои права не должны ущемлять прав других людей.

2) Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя самого.

Далее в театрализованной форме проводится принятие прав, предложенных каждой из групп разработчиков. Остальные группы выполняют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработчиков» дается право отстаивать свои предложения. Принятые предложения фиксируются на доске.

Затем ведущий зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль постоянного председателя Конституционной комиссии.

Ведущий говорит о том, что такие «списки прав» составляли многие люди и знакомит подростков с некоторыми из таких списков. Например, со списком, разработанным К.Д. Заслофф:

«У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право.

Вы имеете право:

иногда ставить себя на первое место;

просить о помощи и эмоциональной поддержке;

протестовать против несправедливого обращения или критики;

на свое собственное мнение и убеждения;

совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

говорить «нет, спасибо», «извините, НЕТ»;

не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего общества;

на свои собственные чувства – независимо от того, понимают ли их окружающие;

менять свои решения или избирать другой образ действий;

добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает;

Вы никогда не обязаны:

быть безупречным(ой) на 100%;

следовать за толпой;

любить людей, приносящих вам вред;

делать приятное неприятным людям;

извиняться за то, что были самим(ой) собой;

выбираться из сил ради других;

чувствовать себя виноватым за свои желания;

мириться с неприятной ситуацией;

жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

делать больше, чем вам позволяет время;

делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

выполнять неразумные требования;

отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

отказываться от своего «я» ради кого бы то или чего бы то ни было.

Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши».

Желательно предлагаемые списки прав представить в виде плакатов, чтобы школьники могли иметь их перед глазами.

Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.

Домашнее задание: Составить контракт (официальное соглашение) с самим собой с перечнем прав, которые школьник предлагает реализовывать. Обязательный пункт контракта: обязательство уважать права других с указанием, какие именно.

Ритуал закрытия занятия.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Победи своего дракона!

Ритуал начала занятия.

Упражнение 6.

Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы, почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что дело это муторное и долгое, чти на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.

Ребятам предлагается, нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности.

После выполнения задания школьникам предлагается придумать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена и виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.

Для сочинения каждой группе или отдельному школьнику предлагается набор «игральных карт». Это колода карт по типу игральных (хорошо, если они иллюстрированы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории. Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вытащить наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д. Единственное условие – герой должен действовать, как человек, уверенный в себе.

Набор из 15-ти карт: предписание или запрет: нарушение, принятие решения о битве с драконом; сбор вооружения; путь к дракону; встреча с дарителем; волшебные дары; препятствия; враги; помощники; вызов дракона на бой; условия битвы; битва; победа; возвращение героя; последствия победы.

На написание истории школьникам дается 25 минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории.

Обсуждение:

Что проявилось в этих историях?

Может ли эта сказка помочь реально «победить своего дракона» и в чем?

В заключение ведущий спрашивает: думал ли кто-нибудь над тем, что действительно можно сделать со своими «драконами»? Желающие могут кратко рассказать об этом.

Упражнение 7. «Моя Вселенная».

Школьникам раздаются «форматки» для черчения или рисования. В центре листа надо нарисовать солнце (как уже делалось) и в центре солнечного круга написать крупно букву «Я». Затем от этого «Я» – центра своей Вселенной – надо прочертить линии к звездам и планетам:

Мое любимое занятие…

Мой любимый цвет...

Мое любимое животное...

Мой лучший друг...

Мой любимый звук...

Мой любимый запах...

Моя любимая игра...

Моя любимая одежда...

Моя любимая музыка...

Мое любимое время года...

Что я больше всего на свете люблю делать...

Место, где я больше всего на свете люблю бывать...

Мой любимый певец или группа...

Мои любимые герои...

Я чувствую у себя способности к...

Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете...

Лучше всего я умею...

Я знаю, что смогу...

Я уверен в себе, потому что...

Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает – у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас – общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.

Завершение занятий. Заключительное слово ведущего.

В конце занятий целесообразно назначить индивидуальные или групповые встречи для тех, кто хотел бы обсудить что-либо с педагогом или с педагогом и небольшой группой одноклассников.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.