РУБРИКИ |
Социальная природа личности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Социальная природа личностиСоциальная природа личностиТема: Социальная природа личности. Введение Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. В широком плане личность человека является интегральной целостностью
биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа
личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. Структура личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Индивид – человек как единица общества. Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена,
что все стороны личности являются врожденными. Например: характер,
способности наследуются как цвет глаз, волос. Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности: 1 - биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, 2 - социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д. 3 - психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку,
поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Личность является не только следствием, но и причиной социально
этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические,
политические, идеологические и социальные отношения исторически
определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному,
определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его
практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны,
интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой —
вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам,
составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная
цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые
социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и
ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей
деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний;
уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические
особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений,
лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При
этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а
прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее
отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и
формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в
продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в
какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно
сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности Компоненты структуры личности |Краткое название |К данной подструктуре относятся |Соотношение биологического| Важнейшие компоненты структуры личности — память, культура и
деятельность. Память — это система знаний, которые интегрировала личность в
процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой
отражение действительности в виде как определенной системы научного знания,
так и обыденных знании. Культура личности представляет собой совокупность
социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе
практической деятельности. Последняя есть реализация потребностей и
интересов личности. В широком смысле деятельность — это целенаправленное
воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта
деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта. В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность
как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его
сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной
функции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей
значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в
современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний,
глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в
этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность
человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает
последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь —
сгусток ее регулятивно - духовных потенций. центр самосознания, источник
воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во
внутренней жизни человека. Личность — индивидуальное средоточие и выражение
общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования
мира, прав и обязанностей,, этических, эстетических и всех иных социальных
норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его
социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть
всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее
основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных
факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра — Формирование личности. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и
притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим Невозможно поставить знак равенства между понятиями «личность» и Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только
включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную
сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные
ориентации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности. Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм. У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать
собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не
только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной
ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих
родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не
могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним
считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно
они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения. Процесс социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, общественное, становиться личностью. Социализация, как процесс формирования личности. Формирование личности, как объекта общественных отношений
рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации
и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения
и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и
способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации
принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в
детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для
успешной социализации (становления личности), необходимо действие трех
факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим
ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем
различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, Многие утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при
достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется
обретением личности интегрального социального статуса. Основным органом первичной социализации cчитается семья, где
закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия. Воспитание, как процесс формирования личности. На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды. Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со
стороны других людей, взращивание личности. Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем,
окончательное решение которой в принципе не возможно. Воспитание остается
не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и
продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой
социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в
направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание –
деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического
опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее
формирование личности, её подготовку к общественной жизни и
производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества,
которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки
выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему
накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и
качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Основной источник активности личности – это потребности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности
заставляют действовать человека. Потребность – это побуждение к
деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-
то, или недостаток чего-либо. Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер. Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.). Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности. Активность бывает: Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства. Без деятельности невозможна человеческая жизнь: В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Создает
материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу. В процессе
деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись,
музыка. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир. С другой стороны все эти психические процессы формируются и
развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и
деятельности. Учебную. Трудовую. Игровую. Труд - основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.) Творческая деятельность – ее результатом является создание нового
оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое
изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения,
выведение новых сортов и т.д.) Она требует наличия способностей, глубоких
знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд,
настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно мнение, что
талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые
люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности. Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии. Игра - не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы и организация этих видов деятельности: Мотивом труда является осознание общественной необходимости. Игра мотивированна интересом. Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет. Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности,
но в разные периоды жизни они имеют разное значение. Цель – то ради чего действует человек. Мотив – то почему, он так действует. Деятельность Действия Движения Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира. Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными. Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между собой. Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности. Бывают разные виды интересов: Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример - Плюшкин. Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы. Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества. Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда. Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV). Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей). В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития личности. Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека Социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек; Естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности. Наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению; Обучение, воспитание, образование; Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности. Заключение. Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая
огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в
человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и
общепринятого определения многозначность содержания этого понятия
обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её
становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности
человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как
проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических и социальных факторов. В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная
генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное
влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления
социального «Я». Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный
фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на
общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но
только такие, которые реализуются в деятельности. Литература. 1. Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М., Просвещение 1995 г. |
|
© 2010 |
|