РУБРИКИ |
Социальная психология как наука |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Социальная психология как наукаСоциальная психология как наукаМинистерство высшего профессионального образования РФРоссийский Государственный Гуманитарный Университет Институт Психологии
Сорокин Александр Алексеевич 3 курс, 1 группа
Реферат
“Социальная психология как наука”
Москва, 2001
Содержание:
1. Введение 2. Предмет и задачи социальной психологии 3. Заключение ВведениеОдно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности: Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга. Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д. Предмет и задачи социальной психологииОтечественная социальная
психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась первая
в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии
Ленинградского Университета. Начиная с этой даты, а особенно в последние годы,
увеличился поток литературы социально-психологического содержания. Возросло
несомненно количество переводных изданий стран западной Европы и США. Можно
даже утверждать, что на Россию обрушился поток публикаций, монографий, а также
сборников охватывающих не только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным
тематикам. Немаловажное место занимает учебник Д. Майерса, будучи для многих
американских студентов первой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологических
знаний. Труд Д. Майерса по социальной психологии весьма своеобразен. Автор
трактует социальную психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя
исключительно интересные данные полученные им и его ближайшими коллегами в сфере
межличностного познания и социального воздействия. Сильной стороной учебника Д.
Майерса является и ориентация автора на практическое использование
социально-психологических знаний. Многие страницы книги посвящены применению
социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования
социальных конфликтов". Но несмотря на уже позитивно высказанную точку
зрения на этот счет профессором А. Л. Свеницким, постараемся в свою очередь
дать свою характеристику данного учебника, сравнив его по некоторым параметрам
с нашими отечественными, такими как "Социальная психология" под
редакцией Г. М. Андреевой, "Социальная психология" под редакцией А.
В. Петровского и "Психология общения" М. И. Станкина. Одной из важнейших опор этой
науки является понятие о Я-концепции. “Кто Я?”, “Зачем Я?”, “С кем вместе живу Я?”. Как культура формирует наше чувство
"Я"? Кто вы? Вы - уникальное и сложное создание и можете по-разному
дополнить предложение "Я - . . . ". Элементы вашей Я - концепции, т.
е. специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть - это
ваши же Я - структуры. Структуры - это психические модели, с по- мощью которых
мы организуем нашу жизнь. Они влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и
оцениваем других людей и себя. Рассмотрим, как Я влияет на память, явление
известное под названием "Эффект ссылки на себя". Когда информация
применима к нашим Я - концепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним.
Эффект ссылки на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение
самих себя лежит в центре нашего мира. Рассматривая себя обычно как центральное
звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение других нацелено на нас. И
часто берем ответственность за события, в которых играем лишь небольшую роль.
Наша Я - концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы
сейчас, но также и то, кем мы могли бы стать - наши возможные Я. Они заключают
в себе то какими мы видим себя в наших мечтах, - богатый Я, худой Я, страстно
любимый и любящий Я. Они также заключают в себе Я, которыми мы боимся стать, - безработный
Я, больной Я, отстающий в учебе Я. Такие возможные Я мотивируют нас к
достижению особой цели - к той жизни, к которой мы стремимся. Д. Майерс ставит
вопрос "становится ли Я - концепция более индивидуализированной, когда
Восток встречается с Западом". У японских студентов, выезжавших по обмену
и пробывших семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось
самоуважение. У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в Канаде,
самоуважение выше, чем у недавно иммигровавших и тех, кто живет в Азии.
Самоуважение - всеобъемлющее чувство собственного достоинства, которое влияет
на то, как мы оцениваем свои особенности и способности. Самопознание, однако
имеет слабые стороны. Мы часто не знаем, почему ведем себя так, а не иначе.
Люди различаются своими Я - концепциями. Одни, особенно в индивидуалистических
западных культурах, принимают концепцию независимого Я. Другие, часто в Азии и
культурах стран третьего мира, - взаимозависимого Я. Эти противоположные идеи
способствуют культуральным различиям в социальном поведении. Высокое
самоуважение также приносит дивиденды. Дополнительные исследования локуса
контроля и приобретенной беспомощности объединил Альберт Бандура в концепцию,
названную концепцией самоэффективности. Люди с высокой сомоэффективностью более
настойчивы, менее тревожны и менее склонны к депрессиям, лучше учатся. Хотя
психологическое исследование и толкование самоэффективности является новым,
акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и реализацию своего
потенциала не нов. Тема "Ты можешь сделать это", является бессмертной
американской идеей. В процессе переработки информации, относящейся к нашему Я,
вторгается предрасположение. Мы охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу
за наши успехи и во многом считаем себя выше среднего. Такое завышенное мнение
о себе позволяет большинству из нас наслаждаться преимуществами высокой
самооценки, хотя есть опасность "задрать нос". Предрасположение в
пользу своего Я появляется и в том случае, когда люди сравнивают себя с
другими. Заключение Список использованной литературы: 1.
Г. М. АНДРЕЕВА "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ. - М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 1997. 2. Д. МАЙЕРС "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". ПЕРЕВ. С АНГЛ. – СПБ ПИТЕР, 1997. 3. А. В.
ПЕТРОВСКИЙ, М. Г. ЯРОШЕВСКИЙ. "ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. - М. :
ПОЛИТИЗДАТ, 1990.
|
|
© 2010 |
|