РУБРИКИ

Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения

Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, самопроверке и групповому тестированию.

Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении соц. педагог либо просто сообщает тему занятия, либо задаёт учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку, рефлексию.

Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.

Программа тренинга коммуникации рассчитана на работу в течение полугодия и включает следующие разделы:

«Ледоколы» - упражнения на эмоциональный и физический «разогрев», знакомство и вхождение в тренинговую группу.

-        «Слушать и слышать». Вербальная и невербальная коммуникация.

Игры и упражнения на интеграцию тренинговой группы, партнёрское взаимодействие.

-        Обратная связь и её функции в коммуникации.


Занятия проходили со всей группой, 2 раза в неделю по 45 мин.

сентябрь-октябрь:                                    ноябрь-декабрь

Занятие 1. Восточный рынок.         Занятие 15. Контакт.

Занятие 2. Десять секунд.                Занятие 16. Что дальше.

Занятие 3. Пройди через кольцо.    Занятие 17. В кругу проблем.

Занятие 4. Переправа.                      Занятие 18. Путаница. Занятие 5. «Ах, этот камень на дороге!» Занятие 19.«Дорогой длинною»

Занятие 6. Хвост ослика На.            Занятие 20. Добраться до клада.

Занятие 7. Дракон - самоед.            Занятие 21. Фотография группы.

Занятие 8. Сито.                               Занятие 22. Дружеская породия.

Занятие 9. Цепочка речи.                 Занятие 23. «Не дыши в затылок».

Занятие 10. Зеркало.                        Занятие 24. Разго вор начистоту. Занятие 11. Эстафета чувств.                                        Занятие 25. Психологическая

дистанция.                                                                 дистанция.

Занятие 12. Раздвоение личности.   Занятие 26.Социограмма. Занятие 13. Крокодил. Занятие 14. Пойми меня.

После проведения занятий мы отметили, что участники тренинга лучше узнали друг друга, у них снизилось чувство напряжённости, тревожности, улучшилась память, выявились лидерские качества, появилось чувство радости , открытости, дружелюбия и доверия друг к другу. Развилось умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом. Путём активного игрового взаимодействия совершенствовались коммуникативные навыки. У некоторых участников тренинга активно проявились качества творческой личности : гибкость мышления, изобретательность, воображение, наблюдательность, способность к лицедейству.

Проведённые тренинги по коммуникации позволили также выявить творческий потенциал каждого испытуемого. Поэтому мы решили продолжить занятия по развитию творческих способностей.

Тренинг креативности

Способность к творчеству - креативность (англ. сгеаtivitу) - это умение человека видеть вещи в новом, необычном ракусе. В близкой перспективе креативность поможет участникам группы в поиске нового решения старых проблем, в готовности отказаться от кажущегося спасительным шаблона.

Тренинг креативности состоял из 7 занятий. Перед каждым занятием ставились определённые цели:

-  снятие беспокойства от нахождения в незнакомой среде;

-  создание атмосферы непринужденности, сотворчества, соревнования, игры...

-  через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций;

-  побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств: гибкости "мышления, изобретательности, воображению;

-  развивать логику мышления и действия в игровой ситуации;

-  содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, безоценочной, образной.

Были проведены тренинговые занятия на следующие темы:

1       - Что в имени тебе моём?

2       - Реклама.

3       - Добраться до клада.

4         - Все во всём.

5         -Проблемы, проблемы...

6         - Флеш!

7         - Ассоциации.

После проведённых занятий мы отметили, что у подростков развились самостоятельность, творческий подход к заданию, проявились лидерские навыки, пропал страх и неуверенность перед другими людьми.

Дети научились самостоятельно решать проблемы, проявлять нестандартный подход к решению проблемы. Например: Родион проявил вокальные способности и мы предложили записаться в школьный хор, которым руководит Заслуженный учитель РФ С.Н. Краснушкин .

Николай оказался неплохим оформителем и мы записали его в школьную редколлегию.

Никита обладает хорошим чувством ритма, в лицее уже 4-е года существует ансамбль «Ложкарей» ,которым руководит учитель музыки (соц.педагог). Подростку поступило предложение записаться в него.

Вася оказался неплохим спортсменом. На базе нашего лицея работают спортивные секции (лёгкой атлетики, футбольная, дзю-до и т.д.), куда мы порекомендовали записать подростка его родителям.

Эти результаты мы сообщили классным руководителям для того, чтобы они в своей внеурочной деятельности могли задействовать этих учащихся. Также были проведены индивидуальные беседы с родителями по поводу занятости детей в секциях и кружках по интересам.

В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста всё большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем.

Приобретение навыков социализации, в том числе направленных на сбережение собственного здоровья, - замечательная задача, которую декларирует школа.

Основными целями программы «Я и другие» стали:

·                   формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек;

·                   формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

На основе данных многочисленных исследований, а также в результате наблюдений мы остановились на таких наиболее ярких возрастных особенностях и проблемах эмоционально- волевой сферы детей и подростков:

- в 5-х классах - повышенная ситуативная и межличностная тревожность, снижающаяся к концу учебного года.

Занятия мы проводили всем блоком целиком, выбрав для этой цели из параллели 5-х классов группу дезадаптированных подростков.

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

-       вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания: начинали вводную часть с ритуала приветствия и специальных «разогревающих» упражнений.

-       основная часть направленная на формирование новых представлений! осуществляется с использованием ролевых игр творческих этюдов);

-       заключительная часть включающая отработку личной стратегии поведения («аукционы идей», а также другие способы решения проблемных ситуаций) и осмысление полученного опыта(«продолжи фразу...» и т д.)

« Я и мы » Тренинг социальных навыков (занятия для учащихся 5-х классов)

Занятие 1. Я расту, я меняюсь

Занятие 2. Мир колеи

Занятие 3. Гигиена - это трудно?

Занятие 4. «Совы» и «жаворонки»

Занятие 5. Как справиться с плохим настроением

Занятие 6. Способы решения конфликтов с родителями

Занятие 7. Молено ли рисковать « по -умному» ?

Занятие 8. Что такое ответственность ?

Занятие 9. «Мои одноклассники и одноклассницы»

Итоговое занятие. Психологическая игра «Репортёр»

Завершение цикла психологической игрой является возможностью не только закрепить полученные учащимися навыки, но и проверить степень их усвоения. Подобные контрольные функции могут выполнить вопросы . которые были заданы учащимся в письменном виде.

Результаты опроса показали: что учащиеся стали спокойнее относиться к изменениям, происходящим в их внешнем облике; узнали, что перепады самочувствия и настроения в подростковом возрасте являются нормальными; у них сформировалось представление о функциях кожи, привычка соблюдать правила личной гигиены; составили и обсудили с членами семьи индивидуальный режим дня с учётом работоспособности; научились справляться с раздражением и плохим настроением; сформировались навыки конструктивного поведения в конфликтах с родителями и одноклассниками, узнали ,что рискованное поведение не является проявлением смелости, взрослости, решительности; развилось умение прогнозировать последствия своих поступков, научились отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубости и угрозам.

Повторная диагностика по методике КОС показала, что у исследуемых подростков ещё частично сохраняется беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли ими взрослые , любят ли его; любят ли его другие дети и представляет ли он для них интерес. Враждебное отношение к другим детям сменилось на дружелюбие и доверие. Нетерпеливость неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания или размышления, избегание долговременных усилий снизилось. Результаты представлены в таблице № 2


Таблице № 2 Коммуникативные спос. Организаторские склон

Имя

Баллы

Уровень

Баллы

Уровень

Родион К

0,50

ниже среднего

0,30

низкий

Е*ика Г

0,46

низкий

0,65

ниже сред.

Е5асилий П

0,55

ниже среднего

0,60

низкий

Николай С

0,60

средний

0,69

средний

Никита Л

0,47

ниже среднего

0,65

ниже сред.

Руслан А.

0,49

ниже среднего

0,50

низкий

Саша Б

0,55

ниже среднего

0,64

ниже сред.


Однако, обладая низкими, ниже среднего и средним «потенциалом» коммуникативных и организаторских склонностей испытуемые подростки нуждаются в дальнейшей планомерной и серьёзной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских склонностей.

Выводы


Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Для младшего подросткового возраста характерны свои возрастные особенности: они любознательны, стремятся к творческой деятельности, хотят самоутвердиться, но у них повышенная внушаемость, эмоциональная незрелость, не умеют контролировать собственные поступки.

2. В зависимости от межличностных отношений подростка в классе учащийся может иметь статус лидера, предпочитаемого, принятого или изолированного. Причинами дезадаптации могут быть недостаточное внимание к ребёнку со стороны родителей, педагогов, низкий уровень таких коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия как замкнутость, робость, сдержанность, подчинённость конформизм, прямолинейность, доверчивость.

3. Проведённые диагностики помогли выявить дезадаптированных подростков и провести с ними коррекционную работу - тренинги креативности, социальных навыков, коммуникативности.

4. Тренинг креативности оказал положительное влияние на развитие у детей творческих способностей. Тренинг социальных навыков помог некоторым подросткам избавиться от вредных привычек, научил следить за своим здоровьем, узнать о причинах, по которым происходят изменения в физическом и эмоциональном состоянии человека в период взросления. Тренинг коммуникативности помог участникам лучше узнать друг друга, снизить чувство напряженности, тревожности, помог выявить лидерские возможности подростков, научил пользоваться языком жестов, мимикой. телом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Настоящее исследование было посвящено созданию социально-педагогических условий для реабилитации дезадаптированных подростков в образовательном учреждении. Социально- педагогическая реабилитация в образовательном учреждении заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их поведения, а также восстановление их в статусе субъекта деятельности, формирующей отношение ученика с окружающими. А также изменение представлений ребёнка о самом себе - его «Я концепции». Социальный педагог занимает в этой помощи детям вполне определённое место. Он участвует в социально-педагогической диагностике и отборе детей и подростков группы риска, осуществляет их социально-педагогическую реабилитацию , используя при этом особые средства и методы.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

-   изучена литература по проблеме;

-   раскрыта сущность реабилитации, её виды;

-   показан возрастной аспект реабилитации;

-   подобраны и проведены диагностики, выявляющие проблемы детей и подростков;

- выбраны необходимые методы и средства в коррекционной программе - тренинг коммуникации - М.Кипниса, тренинг социальных навыков – доктора психологических наук, профессора А.В.Родионовой, тренинг креативности - М.Кипниса. Выдвинутые нами предположения, что коррекционные программы коммуникативности, социальных навыков и креативности оказывают положительное влияние на формирование позитивных отношений между подростками, на приобретение навыков здорового образа жизни и развитие творческого потенциала личности частично подтвердились . Данное исследование ещё раз подтвердило, что многие родители испытывают затруднения в обучении и воспитании своих детей и нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, психологов и социальных педагогов. Исходя из вышесказанного мы сделали вывод, что нужно продолжить групповую работу с родителями по налаживанию контакта с детьми в форме тренингов, продолжить работу по формированию и развитию коммуникативных, организаторских, креативных склонностей. Спланировать дальнейшую работу с учащимися по формированию лидерских навыков. Включать родителей в тренинговые группы подростков. Так как в настоящее время реабилитация подростков в условиях образовательного учреждения остаётся актуальной проблемой, считаю необходимым продолжить работу над совершенствованием средств и методов диагностики и коррекции дезадаптированных подростков.

реабилитация дезадаптированный подросток

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1    Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. - Академический Проект.2000.

2    Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.

3 Балахин В.И., Заяц В.П. Основы теории и практики профориентации. Ленинград 1990.

4 Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия»,2001.

5 Беличева Н.А.,Н.А. Коробейникова, Г,Ф, Кумарина. Диагностика школьной дезадаптации.- М.,1995.

6 Василькова Ю.В., Василькова Т А. Социальная педагогик.: Курс лекций для студ. пед. вузов и колледжей. - М.: Издательский центр «Академия». 1999.

7           Галагузова м.А. Социальная педагогика: Курс лекций - М.: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС,2000.

8           Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога.- М, Просвещение, 1991.

9           Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения)Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений .-М.: Издательский центр «Академия»,2003.

10   Карелина А.А. Психологические тесты. В 2т. - М.6 Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2002-Т.1.

11  . Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр « Академия»,2003.

12. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. - М., 1977.

13. Кипнис М. Тренинг лидерства.- М.6 Ось-89,2004.

14. Кипнис М. Тренинг коммуникации.- М.: Ось-89,2004. 15. Кипнис М. Т Тренинг креативности. - М.: Ось-89,2004.

16. Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986.

17. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг.- Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг.2002.

18. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А.Сластения.-3-е изд., и доп.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.

19. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера»,2000.

20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ «Сфера»,2004.

21. Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Для

учащихся 1-11 классов.- Ярославль: Академия развития,2001.

22. Семёнов Г.С. Методика работы социального педагога. - М.:

школьная пресса ,2003.

23. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.- М., Народное образование, 2002.

24. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Пособие для учителя под ред. В.А. Татенко, Т.М. Татенко. Киев, 1989.

25. Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Опросник КОС

1.     Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2.     Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3.     Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённое вам кем-то из Ваших товарищей?

4.     Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5.     Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6.     Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7.     Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо занятиями, чем с людьми?

8.     Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9.     Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительнее старше Вас по возрасту?

10.Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?

12.Часто ли ВЫ откладываете на другие дни те дела, которые нужно бы было выполнить сегодня?

13.Легко ли Вам удаётся установить контакты с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обещаний?

17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициатив) на себя?

19.Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?

23.Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли ,что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.         Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26.         Част ли Вы проявляете инициатив) при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27 Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых для вас людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.         Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?

30.         Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

31.         Полагаете ли вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

32.         Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение. если оно не было принято сразу Вашими товарищами?

33.         Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас компанию?

34.         Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.           Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

36.           Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.           Верно ли, что у Вас много друзей?

38.           Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39.           Часто ли Вы смущаетесь и чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40.           Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении окружении большой группы своих товарищей?


Приложение 2


Социально-психологическая служба


Модель деятельности социально-педагогической службы

Цель: создание системы социально-психологических условий, способствующих успешной социализации (социальной адаптации), обучению и развитию каждого ребенка.

Задачи:

·          Содействовать ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

·          Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

·          Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка;

·          Социально-психологическая поддержка детей и подростков в кризисных ситуациях и обеспечение защиты прав ребенка;

·          Исследование и профилактика школьной дезадаптации, психологической и социальной запущенности;

·          Социально-психологическое сопровождение учащегося;

·          Организация просветительской работы среди родителей, педагогического коллектива, индивидуальные консультации наиболее трудных случаев;

·          Обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка через коррекционно-развивающую работу и профилактическую деятельность.

Основные направления деятельности:

1) Диагностическое:

·          выявление и изучение динамики развития личности;

·          соответствие психолого-педагогическому статусу на разных ступенях обучения;

·          составление социально-психологического портрета школьника;

·          выявление «психологически благополучных» детей и детей с проблемами обучения и развития»;

·          сопровождение процесса адаптации;

·          выявление проблем в образовательном процессе;

·          выявление межличностных взаимоотношений;

·          изучение особенностей средовой дезадаптации.

2) Прогностическое:

·          возможность прогнозировать определенные особенности развития ребенка на всех этапах обучения;

·          предупреждение потенциальных нарушений и трудностей;

·          создание условий для личностного развития и обучения учащихся;

·          определение психологических критериев эффективности обучения и развития школьников;

·          приведение создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

3) Посредническое:

·          организация взаимодействия всех служб в условиях ОУ;

·          координация взаимодействия различных специалистов, ведомств и административных органов для комплексного разрешения проблем ребенка.

4) Охранно-защитное:

·          выявление и сопровождение детей и семей, находящихся в социально опасном положении;

·          социально-психолого-педагогическая поддержка неблагополучных семей.

5) Предупредительно-профилактическое:

·          предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;

·          выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

·          обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.

6) Психокоррекционно-реабилитационное:

·          коррекция проблем развития личности ребенка, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, педагогов, родителей;

·          поддержка психологического здоровья педагогов и учащихся.

7) Консультативно-просветительское:

·          психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);

·          обозначение проблемы и выявление причин;

·          разработка и выдача рекомендаций;

·          просвещение педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания, возрастной и социальной психологии;

·          решение проблем эффективного сопровождения конкретных школьников и учебных параллелей.

8) Опытно-экспериментальное:

·          апробация диагностических методик, коррекционных программ;

·          выявление эффективных психотехнологий;

·          обобщение опыта педагогов, родителей;

·          подготовка материалов для педконсилиумов, семинаров, круглых столов.

Характеристика деятельности социально-педагогической службы.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить социальному педагогу - сформировать у ребенка навыки общения, помочь адаптироваться к новой среде и оказание помощи семьям: образовательной, психологической, посреднической (см. Схему № 3). Цель определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой (см. Модель социально-психологической деятельности).

Решение любой проблемы ребенка начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательно этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой делается заключение. Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Для этого социальные педагоги выбирают ту или иную социально-педагогическую технологию, которая необходима в данном конкретном случае.

Если не удается решить проблему, то составляем свою собственную программу решения проблемы, т.е. самостоятельно разрабатываем технологию своей деятельности в данном случае. В зависимости от того, какую технологию применяем, выбираются соответствующие методы (убеждения, упражнения и др.) и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности, определенные средства, которые позволят решить проблему ребенка. Если проблема ребенка решена положительно, то работа с ребенком заканчивается.

Если проблема ребенка не решена или частично решено, то необходима корректировка социальной деятельности на каждом этапе (например, этапе диагностирования, выборе решения или определения методов и средств) и повторение решение проблемы. Последние годы социальный педагог работает над проблемой «Девиации в подростковом возрасте». Использует современные технологии работы с проблемными детьми («Коррекция отклоняющегося поведения» Г.К. Селевко, Ю.Ю. Черво). А также технологии доктора педагогических наук, профессора М.А. Галагузовой.

Объекты деятельности

1.  Основные объекты деятельности социально-психологической службы – это дети, а также родители и педагогический коллектив, которые являются участниками воспитательного и образовательного процесса и оказывают воздействия на ребенка.

2.  Основными видами помощи, которые оказывает социально-психологическая служба ребенку и всем категориям семей, являются:

·     Социально-информационная, направленная на обеспечение информаций по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки;

·     Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействия в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским вопросам;

·     Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в ОУ;

·     Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы «риска»;

·     Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот;

·     Медико-социальная помощь, направленная на профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы «риска»;

·     Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и социуме, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;

·     Социально-педагогическая помощь, направленная на создание условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы «риска». Все эти виды социально-психологической помощи реализуются с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы. Применяются такие формы работы с семьей, как патронаж (посещение на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями). Наряду с патронажем следует выделить индивидуальные консультационные беседы и групповые методы работы с семьями – тренинги.

Социальные педагоги используют широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских, таких как: наблюдения, беседы, анкетирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, метод оценки эффективности (МОЭ), анализ документов, тестирование, биографический метод и т.д.

Взаимодействие с социумом

Взаимодействие с заинтересованными ведомствами и структурами по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) ведется со следующими учреждениями:

·          здравоохранения (детская поликлиника им. Пирогова, институт консультации и тренинга «Статус», медико-психолого-педагогическая комиссия, областной наркологический диспансер, подростковый наркологический кабинет, областной центр планирования семьи и репродукции, городской центр медицинской профилактики, кожно-венералогический диспансер);

·          образования (отдел образования округа, инспектор по охране детства, специалисты по делам «Семьи, материнства и детства», ПУ, ВСШ, Сузы, Вузы);

·          органами внутренних дел (РОВД, инспектор ОДН, участковый 1-ое отделение милиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав);

·          инспекции ГИБДД;

·          правовая клиника (юристы);

·          прокуратура;

·          суд;

·          социальной защиты (центр социального обслуживания населения, центр социальной помощи семье и детям, приюты «Родничок» и «Лучик»);

·          общественными организациями (ТСЖ «Заводское», центр занятости населения, информационно-прокатный центр);


 



ПУ, ВСШ, СУЗы, ВУЗы

 

Детская поликлиника им. Пирогова

 
                                                                                                       


Институт консультации и тренинга «Статус»

 

Медико-психолого-педагогическая комиссия

 

Областной наркологический диспансер

 

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав

 
 






Суд

 

 
                                                                             


Подростковый наркологический кабинет

 

Областной центр планирования семьи и репродукции

 

Городской центр медицинской профилактики

 

Кожно-венерологический диспансер

 
 






Информационно-прокатный центр   ¹

 




Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В основе деятельности социально-психологической службы - Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основные задачи:

·              предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

·              обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

·              социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном положении;

·              выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Принципы деятельности:

·              Законность;

·              Демократизм;

·              Гуманности;

·              Поддержки и взаимодействия с семьей;

·              Индивидуального подхода;

·              Конфиденциальности полученной информации;

·              Соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних.

Профилактическая работа в МОУ построена в нескольких направлениях:

1. Оказание социально - психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении : учителя предметники проводят дополнительные занятия с детьми, неуспевающими по одному и нескольким предметам; социальные педагоги консультируют классных руководителей по работе с дезадаптивными детьми; психологи проводят коррекционно- развивающие занятия с детьми, неуспевающими в учёбе и с отклонениями эмоционально-волевой сферы.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия, принимаются меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования

3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, оказание помощи в обучении и воспитании.

4. Организация работы кружков с привлечением педагогов дополнительного образования: 25 общедоступных кружков и секций (спортивных, музыкальных, технических и др.): «Умелые руки», «Сила и здоровье», «Радио Д.1», ШКиД, «Сказки в красках.. Основы дизайна», ЮИД, ансамбль «Ложкарей» и другие, в которые привлекаются дети из неблагополучных семей и учащиеся группы « риска».

5. Организация работы «Правовой клиники» совместно с Оренбургским Государственным Университетом, юридической кафедрой, ЦПиСП как процесс непрерывного правового воспитания, направленный на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. С учащимися 7-11-х классов проводятся правовые лектории на темы: «Что такое право и закон», «Право и справедливость», «Основной закон и государство», «Права детей», «Ловушка для подростков», «Они охраняют закон. Кто они?», «Готовы ли вы защищать свои права?», «Семья, родители и дети», «Способы и средства разрешения конфликтов и другие.

6. Взаимодействие и своевременное информирование заинтересованных ведомств и структур:

·              КДН и ЗП (Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав) о случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, отдых, труд.

·              МППК (Медико-психолого-педагогическая комиссия) о детях, испытывающих затруднения в обучении .

·              ОВД (Органы внутренних дел) о выявлении родителей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними: Скворцов Денис.

·              Органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в наблюдении или лечении подросткового нарколога в связи с употреблением спиртных напитков не фиксировалось.

7. Индивидуальная профилактическая работа: Беседы социальных педагогов, инспекторов ОДН (Детская комната милиции), классных руководителей, учителей - предметников.

8. Профилактическая работа совместно с инспекторами ОДН и ГИБДД в форме лекций на темы: «Административная и уголовная ответственность», «Ответственность за систематические пропуски занятий по неуважительной причине», «Ответственность за распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хулиганство, демонстрирование фашисткой атрибутики или символики, заведомо ложное сообщение о террористическом акте.», «Предупреждение детского травматизма».

В результате проводимой профилактической работы среди учащихся МОУ «Лицей № 3» за последние три года случаев травматизма нет. Социальные педагоги проводят реабилитационные тренинги с учащимися группы «риска»: социальных и коммуникативных навыков.

9. Посещение учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине на дому. Проводятся беседы с ними, их родителями или законными представителями.

10. Проведение ежемесячных рейдов по микрорайону совместно с инспекторами ОДН с целью: составления протоколов на родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних, выявления занятости детей в свободное от учёбы время.

11. Проведение Совета профилактики с приглашением учащиеся и их родителей для выяснения проблемных вопросов.

12. Индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения.

13. Проведение традиционных межведомственных профилактических акций: «Помоги ребёнку»(январь-февраль), «Милиция и дети» (апрель), операция «Подросток» (май-сентябрь), месячника по профилактике правонарушений (октябрь).

Профилактическая антинаркотическая работа

Профилактическая антинаркотическая работа проходит по трём направлениям:

1. Профилактическая работа с родителями:

1.1           Социально-психологической службой организована лекционная форма с родителями через родительские собрания, семинары на темы: «Особенности подросткового возраста», «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе», «Адаптация учащихся к профильному обучению», «Административная и уголовная ответственность родителей за воспитание и обучение детей» и т.д., куда приглашаются врачи наркологи, детские гинекологи, подростковый нарколог, инспектора ОДН, участковый милиционер, юристы.

1.2           Социальные педагоги и психологи проводят индивидуальное семейное консультирование, привлекают специалистов КДНиЗП, службы социальной помощи, ОВД для оказания помощи «проблемной» семье.

1.3           Социально-психологическая служба информирует родителей и оказывает помощь в установлении контактов с различными специалистами :

·          центра социального обслуживания населения:

·          центра социальной помощи семье и детей;

·          социально- реабилитационного отделения для несовершеннолетних Дом «Семья»;

·          отделение психолого- педагогической помощи населению;

отделения экстренной психологической помощи по телефону

·          Телефон Доверия».

Консультируют родителей и оказывают коррекционную помощь.

2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми:

Формирование ЗОЖ

Учителя предметники ведут постоянно пропаганду здорового образа жизни на уроках физической культуры, ОБЖ, валеологии.

На уроках физической культуры учителя периодически проводят беседы по формированию здорового образа жизни. Во внеурочное время в лицее проводятся спортивные праздники: «Золотая осень», «Зимушка зима», «Шиповка юных», спортакиады между классами.

На уроках ОБЖ походят такие темы:

«Охрана репродуктивного здоровья» 9кл., «Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов», «Инфекции, передаваемые половым путём. Меры профилактики».

На уроках валеологии :

«Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения» 8кл., «Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Влияние алкоголя и никотина» 8кл., «Иммунитет» 8кл., «Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Влияние алкоголя и никотина» 8кл., Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Влияние алкоголя и никотина» 8кл., «Витамины» 8кл., «Заболевания почек, их предупреждение. Влияние алкоголя и никотина», «Гигиена кожи», «Половая система. Влияние алкоголя и никотина на развитие зародыша», «Возрастные проблемы. Активный образ жизни и проблемы старения» 8кл., «Заболевание организма. Гигиена одежды и обуви».

2.1           Предупреждение употребления ПАВ (Психоактивными веществами)

Предупреждение употребления ПАВ через предметы география, биология, валеология, ОБЖ, литература, обществознание, история, химия.

География: «Население России. Воспроизводство населения. Отрицательный ЕП, как результат увеличения смертности, следствие вредных привычек» 9кл.,

«Население мира. Воспроизводство, качество жизни»10кл.

Биология: «Царство вируса- СПИД» 7кл., «Нарушение нервной системы» 8кл.

Валеология: «Болезни взрослых, которые передаются детям»(венерические заболевания) , «Влияние алкоголя и наркотиков на развитие детей» 5, 6, 7-е кассы.

ОБЖ: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек» 10кл., «Спид и его профилактика» 11кл.

Литература: Роман «Мы» Замятина , повесть «Котлован» Платонова. Утопия и антиутопия. 10кл.

Обществознание: «Воспитание детей» 5кл.

История: «Опиумные войны в Китае» 8кл., «Район проживания» 6кл., «Право на службе человека» 6кл., «Труд и семья с точки зрения закона».

Химия: «Высокомолекулярное соединение» 10, 11кл., «Спирты. Способы получения и области применения».

2.2           Социально-педагогической службой проводятся тренинги активной психологической защиты для учащихся среднего и старшего школьного возраста:

«Как сохранить здоровье», «Условия выживания в большом городе» (Стрессы и стрессогенные ситуации)

2.3           В лицее проводятся общешкольные антинаркотические мероприятия:

Устный журнал «Мы живём в мире, где есть СПИД» 9-11кл.,

Деловая игра «Опасные сигареты» 5-6кл.,

Брифинг «Алкоголизм и семья» 7-8кл.,

Пресс конференция «Наркомания: знак беды» 10-11кл.,

Круглый стол «За здоровый образ жизни» 8-9кл.,

«Путешествие в страну богини здоровья –Гигиеи» 1-4кл.

3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа:

3.1 - В МОУ ведётся учёт обучающихся с «риском» наркотизации и проблемами наркозависимости.

- Создана методическая база для просветительской работы (книги, брошюры, слайды, диски, кассеты, видеофильмы и т.д.)

- Проводится консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с ребёнком, склонным к табакокурению и приёму алкогольных напитков.

3.2 Отработана система обучающих тренингов для педагогического коллектива «Психологическая поддержка учителя». Внедряется профилактическая программа в рамках проекта «Остров безопасности» .Презентация «Центра медицинской профилактики».

Школьный врач и фельдшер проводят лекции на темы «Охрана здоровья школьника», беседы» «Вредные привычки: курение, алкоголизм, венерические заболевания, СПИД» с учителями на аппаратных совещаниях.

3.3 Социально-психологическая служба взаимодействует с КДНиЗП, наркотической службой, службами социального обслуживания населения, кожно-венерологическим диспансером, центром планирования семьи (ОЦПСиР).

Обеспечение социальной защиты детей

Для обеспечения социальной защиты детей необходимо взаимодействовать и информировать заинтересованные ведомства и структуры:

·                    органы социальной защиты (о нуждающихся в помощи государства),

·                    органы опеки и попечительства (о выявлении н/л, оставшихся без попечения родителей, либо если есть угроза жизни).

В целях обеспечения социальной защиты детей в МОУ «Лицей №3» социальной службой проводится следующая работа:

1. Выявление социально незащищённых категорий семей для работы с ними в течение учебного года. В сентябре обрабатывается информация о наиболее нуждающихся семьях в социальной поддержке (малообеспеченных, многодетных, СПК, неблагополучных семьях, детях-инвалидах, детях-сиротах, детях «группы риска»)

На основе социальных паспортов класса составляется социальный паспорт лицея.

2. Прохождение микрорайона учителями лицея 2 раза в год с целью учёта детей дошкольного и школьного возраста, уточнения занятости н/л от 6 до 18лет, выявления вышесказанных категорий.

Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, включает в себя следующие мероприятия:

·     Плановое осеннее обследование опекаемых детей (сентябрь)

·     Плановое весеннее обследование опекаемых детей (март)

·     Внеплановое обследование по запросу ООСАО

·     Опекаемые дети во время летних каникул отдыхают в пришкольном лагере с трехразовым питанием и воспитательно-развлекательной программой.

·     Обеспечиваются дотационными талонами на школьную форму.

·     Включаются в списки при организации горячего питания.

·     Выдаются пригласительные билеты на праздничный концерт в рамках «Декады Матери».

·     Выдаются пригласительные билеты на новогодние ёлки, подарки.

·     Во время межведомственной профилактической акции «Помоги ребёнку» проводится операция «Дай вещи вторую жизнь», опекаемым детям раздаются собранные вещи в хорошем состоянии.

·     Во время акции «Самая прекрасная на свете – женщина с ребёнком на руках» (март) на концерт, посвящённый Международному Женскому дню 8 марта приглашаются опекуны.

·     Н/л опекаемые, не обучающиеся в МОУ «Лицей №3» контролируются социальным педагогом до совершеннолетия.

·     Социальным педагогом осуществляется тщательный контроль проживания подопечных в семьях и исполнением опекунами возложенных на них законом обязанностями. Оказывается необходимая помощь опекунским семьям.

Работа с детьми из малообеспеченных семей, детьми из группы социального риска и детьми-инвалидами направлена на:

·     Организацию летнего отдыха в пришкольном лагере в две смены с трехразовым питанием и воспитательно-развлекательной программой.

Обеспечение учащихся дотационными талонами на школьную форму.

·     Обеспечение новогодними подарками, совместно с центром социального обслуживания, пригласительными билетами на праздничные концерты опекунам, многодетным семьям в рамках «Декады матери».

·     Проведение межведомственной профилактической акции «Помоги ребёнку», в рамках которой проходит операция «Дай вещи вторую жизнь». Собранные вещи раздаются нуждающимся семьям, отправляются в Д/Д №1.

·     Обследование материально-бытовых условий малообеспеченных, многодетных, опекаемых семей, с целью выявления материального состояния данной семьи и уточнения заказа на школьную форму в следующем учебном году.

·     Выдачу школьного комплекта учебников детям из малообеспеченных семей.

·     Организацию летней занятости учащихся совместно с ТСЖ «Заводское» в две смены (июнь-июль) с трехразовым питанием и оплатой труда (15 учащихся), с Центром занятости населения с оплатой труда.

 


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.