РУБРИКИ

Социально-психологическая толерантность

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Социально-психологическая толерантность

Социально-психологическая толерантность

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ явления социально-психологической толерантности

1.1 Различные подходы к пониманию феномена толерантности

1.2 Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования.

Осознание взаимозависимости людей на планете требует изменения сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе права быть иным), осознание важности сохранения этого разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, — все это связано с понятием «толерантность». Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно непохожести людей, их многообразия.

Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, — это толерантность к другому, иному, не такому, как я сам. Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, человек лучше понимает себя. Толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого человека, создает условия для самораскрытия и саморазвития. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.

Несмотря на актуальность темы, в социальной психологии до сих пор не было сформировано единого мнения о том, что же из себя представляет феномен толерантности. Данная работа не имеет своей целью осветить все позиции по данному вопросу (так как сделать это слишком сложно), однако дает некоторые представления об этом явлении с точки зрения различных психологов.

Данная работа посвящена такой стороне социально-психологической толерантности, как коммуникативная толерантность и практически не затрагивает другие стороны этого явления (межэтническую, межконфессиональную, межпоколенческую, политическую, социально-экономическую толерантность).

Объект исследования: социально-психологическая толерантность.

Предмет исследования: социально-психологическая толерантность старших школьников.

Цель исследования: исследовать связь общей коммуникативной толерантности старших школьников с положением, занимаемым ими в коллективе.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.

2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.

3. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.

4. Интерпретировать результаты практического исследования.

Гипотеза: в коллективе старших школьников позиции неформальных лидеров занимают личности, обладающие высоким уровнем общей коммуникативной толерантности.

Экспериментальный план:

1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.

2. Провести исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.

3. Произвести расчет стандартных отклонений на основе выборки и составить шкалу стенов.

4. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.

5. Проанализировать результаты социометрии в исследованных группах.

6. Сравнить данные социометрии с данными диагностики общей коммуникативной толерантности.

7. Сделать вывод.

Методы исследования.

В исследовании использовались следующие методы:

1. Анализ литературы.

2. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко.

3. Социометрический метод.

4. Расчет стандартных отклонений на основе выборки.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы в таких отраслях психологии как педагогическая психология, социальная психология.

Практическая значимость.

Данные диагностики были переданы в психологическую службу МОУ СОШ № 38 и использовались при подведении итогов работы классных руководителей за первое полугодие 2010/2011 учебного года. Поскольку в школе проводится эксперимент по введению новой системы оплаты труда, данные использовались при начислении премий.

Психолог школы использовал данные исследования для индивидуальной консультации классных руководителей и учащихся по курсу «Твоя профессиональная карьера». Методику диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко психолог школы включил в список методик при проведении занятий по курсу «Твоя профессиональная карьера».

База исследования и выборка.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 38. Было исследовано в общей сложности 88 школьников из пяти 9х классов: 36 юношей и 52 девушки.


Глава 1. Теоретический анализ явления социально-психологической толерантности

1.1 Различные подходы к пониманию феномена толерантности


В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки:

- в английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;

- во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;

- в китайском — быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;

- в арабском толерантность — это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим»;

- в персидском — «терпение, терпимость, выносливость» [7, с. 5-6].

С точки зрения социальной психологии, толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание — это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). Пусковой механизм появления и проявления толерантности — это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир). Психологические качества, обеспечивающие толерантность, — это все возможные формы самовыражения людей, допускающие или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это делается или нет). [1, с. 49].

Наиболее часто встречается в литературе встречается позиция рассмотрения толерантности как социального отношения или социальной установки (аттитюда).

«Толерантность ... подчеркивает способ отношения к неприятным или чуждым объектам — снисходительное их допущение или принужденное терпение без применения насилия» (Л. Г. Почебут) [9, с. 4].

«Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» (М. С. Мацковский) [5, с. 143].

«... Толерантность рассматривается как социальная установка и аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного)» (Н. В. Недорезова) [6, с. 5].

«Толерантность... характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии» (О.Ю.Харламова) [19, с. 9].

Как некую установку или умонастроение понимает толерантность и М. Уолцер [18].

Когнитивную и конативную сторону толерантности рассматривает А. В. Перцев. Согласно его определению, толерантность — это переходное состояние от конфликта, выливающегося в насилие, к взаимопониманию и сотрудничеству [8, с. 53].

Г. У. Солдатова предлагает выделять четыре основных ракурса толерантности: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей [14, с. 4].

Другим вариантом проникновения в сущность понятия толерантности является рассмотрение этого феномена как «толерантного сознания» [15].

Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Например, в англо-русском психологическом словаре психологический смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям [7, с. 5].

Многие авторы для определения толерантности пользуются категорией «свое-чужое», обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой—факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. В парадигме «свое-чужое» «толерантность — это не пассивное принятие, а активный поиск соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого — это элемент конформности, т. е. процесса потенциально возможной потери индивидуальности» [7 с, 32].

Преобладающее большинство авторов, указывая на сложности смыслового перевода термина, тем не менее широко пользуются категорией «терпимость», соотнося толерантность с терпимостью к инакомыслию и инакодействию. Е. Ю. Клепцова в своей кандидатской диссертации по педагогической психологии предпринимает попытку разграничения понятий «терпимость» и «толерантность». В частности, она пишет: «Терпимость мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т. п. и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту... Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и г п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту» [4, с. 7-8]. Автор считает, что терпимость и толерантность выполняют разные функции и обеспечиваются разными ведущими механизмами. По мнению автора, ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как другой механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться. Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия, ассертивность), по терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью». Конечно, точка прения Е. Ю. Клепцовой может показаться спорной. Но в условиях, когда научная проработанность термина «толерантность» еще очень слаба, а житейское использование термина очень интенсивно, данная концепция автора представляется достаточно стройной, обоснованной и достойной внимания.

Проблему соотнесения понятий «доверие» и «толерантность» ставит и пытается решить Т. П. Скрипкина. По ее определению, доверие — это сложное двухполюсное явление, связанное с одновременным существованием доверия к себе и к той части мира, с которой субъект намеревается вступить во взаимодействие. При этом границы доверия определяются некоторой мерой, Неким «количественным» показателем доверия. Если речь идет о взаимодействии с другим человеком, то доверие можно трактовать как внутреннее состояние готовности взаимодействующих субъектов не просто «проникнуть» в ценностно-смысловую сферу друг друга, быть готовым не только принять ее, отнестись к ней как к ценности, но и разделить ее и ценностном плане, соотнести с собственными ценностями. Далее автор предполагает, что с точки зрения функционального анализа механизмом формирования доверия выступает толерантность. Более того, толерантность может существовать в форме авансированного доверия. В этом смысле доверие является необходимым условием толерантности. Но, с другой стороны, толерантность — это ступень, этап на пути к взаимному доверию как источнику социального и психологического благополучия общества, — заключает автор [13, с. 47-55].

Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т. П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:

- толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому;

- толерантность как культурологическая норма (иными словами—толерантность внешнего выражения);

- толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному;

- толерантность к тому, кто наносит нам вред;

- толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела.

1.2 Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)

Разные авторы выделяют различные параметры, которые могут выступать в качестве структурных составляющих или критериев классификации измеряемых величин в исследованиях толерантности, либо квалифицироваться как факторы (детерминанты) толерантности. Опираясь на данные литературы, следует рассмотреть их подробнее.

Психолог И. Б. Гриншпун предлагает выделять следующие взаимосвязанные параметры толерантности, рассматривая их как характеристику индивида:

1. Объективная отнесенность толерантности. Очевидно, что толерантность дифференцированно проявляется относительно различных объектов и воздействий различного типа.

2. Диапазон толерантности. Условное обозначение меры толерантности как индивидуальной характеристики определяется через количество допустимых фрустрирующих воздействий.

3. Фокус толерантности. Типологическая характеристика, обозначающая стилистическую близость одному из двух полюсов (толерантность-интолерантность), либо возможный баланс.

4. Устойчивость толерантности. Временная характеристика.

5. Динамичность толерантности. Имеется в виду изменчивость диапазона во времени и параметры этой изменчивости. Толерантность не статична, и предполагает, во-первых, принципиальную конечность, а во-вторых, динамику с возможной сменой акцентов в плане близости к одному из полюсов [2, с. 34-35].

Как отмечает И. М. Дзялошинский, рассматривая толерантность как исследовательскую проблему, целесообразно иметь в виду следующие параметры этой категории:

1. Уровень толерантности (высшая, нормальная и минимальная толерантность).

2. Субъекты толерантности (индивиды, социальные группы, общественные институты).

3. Предмет толерантности (та характеристика личности, социальной группы или иного объединения людей, которая может быть полем согласования интересов, взаимопонимания, поиска компромиссов) [3 с. 40-41].

С точки зрения А.А. Реана, понятие «терпимость», включает в себя понятие «толерантность», не сводится к нему, а является более общим. Он выделяет 2 механизма терпимости:

1. Сенсуальная терпимость личности. В одном случае социально психологическая терпимость обусловлена низкой социально-психологической чувствительностью личности («черствый», «холодный» и т. п.). По существу именно при таком варианте терпимость определяется толерантностью и связана с повышением порога социально-психологической чувствительности партнеров к различным воздействиям.

2. Диспозиционная терпимость личности. В данном случае повышение терпимости связано с формированием соответствующих установок личности. («Все люди могут ошибаться», «Чем больше точек зрения, тем лучше», «Каждый имеет право на свое мнение» и т. п.).

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью личности к воздействиям среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость-черствость, терпимость-стена. В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при взаимодействиях со средой. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к определенной (в данном случае — терпимой) реакции на среду. Эта готовность проявляется на когнитивном (социально-перцептивном), аффективном и поведенческом уровнях. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, совокупность ее отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще.

Кроме того, он выделяет три фактора, обусловливающих терпимость: социогенетический, микросредовой (или психогенетический) и биогенетический.

Под социогенетическим фактором он понимает влияние субъективно-объективных условий на формирование и проявление терпимости в обществе, в различных группах (в том числе и профессиональных) и у конкретных личностей. Речь идет о формировании и проявлении терпимости под воздействием господствующих в данный момент социальных установок, эталонов, стереотипов, под влиянием общей направленности общества: гуманистической, плюралистической, с одной стороны, или же антиличностной, авторитарной — с другой.

Психогенетический (микросредовой) фактор — это влияние ближайшего окружения индивида (семьи, коллектива, неформальной группы и т. д.) на формирование и проявление терпимости. При отсутствии блокирующего воздействия социогенетических условий терпимость как черта личности определяется именно микросредовым фактором.

Под биогенетическим фактором понимается влияние психофизиологических особенностей индивида на формирование и проявление терпимости. Речь идет о различных проявлениях терпимости в зависимости от половых, возрастных и темпераментных особенностей [11, с. 269-271].

Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты:

- отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира;

- милостивое равнодушие к различиям («Пусть расцветают все цветы»);

- принципиальное признание того, что и «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь;

- открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться;

- восторженное одобрение различий (они воспринимаются как культурная ипостась многообразия творений Божьих);

- одобрение функциональное, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии [18, с. 27].

Рассматривая толерантность как моральный идеал, в качестве основных ее характеристик Питер П. Николсон предлагает использовать:

1. Отклонение. То, к чему относятся толерантно, отклоняется от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное.

2. Важность. Предмет отклонения не тривиален.

3. Несогласие. Толерантный субъект морально не согласен с отклонением.

4. Власть. Субъект толерантности обладает властью, необходимой для попытки подавить предмет толерантности (или, по крайней мере, воспротивиться либо помешать ему).

5. Не-отторжение. Тем не менее толерантный субъект не применяет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению (не-отторжение, а не обычно используемое «принятие») [17, с. 131-132].

Е. Ю. Клепцова выделяет следующие преобладающие формы терпимого, толерантного и нетерпимого отношений:

- «Черепаха Тортилла» - преобладание снисхождения как формы выражения терпимого отношения.

- «Миролюбец» — преобладание сотрудничества как формы выражения терпимого отношения.

- «Альтруист» — преобладание уступчивости как формы выражения терпимого отношения.

- «Сноб» — преобладание высокомерия как формы выражения толерантного отношения.

- «Стоик» — преобладание терпеливости как формы выражения толерантного отношения.

- «Золушка» — преобладание беспомощности как формы выражения толерантного отношения.

- «Диктатор» — преобладание пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения.

- «Снежная Королева» — преобладание отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения.

- «Боец» — преобладание импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения [4, с. 12].

Бетти Э. Риердон, автор концепции и многих технологий воспитания толерантности у школьников, указывает на нижеследующие области проявления толерантности:

1. Язык (не употребление оскорбительных выражений и намеков, упажение к другим языкам и тем, кто на них говорит).

2. Устои взаимоотношений (одинаковое отношение учителя ко всем ученикам).

3. Социальные отношения (уважительность и сердечность в отношениях преподавателей и детей).

4. Принятие решений (со всеми детьми советуются, предлагают им выразить свое мнение, решения принимаются совместно).

5. Отношения между большинством и меньшинством (деликатное отношение и интерес к представителям религиозных, культурных, этнических, лингвистических меньшинств; учет жизненного опыта и перспектив таких учеников при составлении учебных планов).

6. Особые события (одинаковое участие всех детей в фестивалях, родительских днях, иных мероприятиях).

6. Культурные события и действия (признаются праздники всех культурных групп, все принимают в них участие).

7. Религиозные обычаи (уважение вероисповедания всех детей, предоставление им возможности, если они хотят, объяснения своих религиозных обычаев и веры другим).

8. Межгрупповое взаимодействие (совместные практики, выполнение работ группами, в которых представлены разные культуры и характеры) [12, с. 98-99].

В качестве симптомов нетерпимости и типовых особо тяжелых проявлений нетолерантных отношений (нетерпимости) Бетти Э. Риэрдон выделяет: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, поиск «козла отпущения», дискриминацию, остракизм, преследование, осквернение (или порчу), запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегацию (включающую апартеид), подавление и насилие (включающее геноцид). К особо тяжелым формам нетерпимости Риэрдон относит: расизм, ксенофобию, этноцентризм, агрессивный национализм, эксплуатацию, религиозный фанатизм, тоталитаризм, сексизм. [12, с. 18-20, 27-28].

Г. Л. Бардиер выделяет 4 детерминирующих толерантность подструктуры:

1. Индивид (прежде всего возраст, пол и особенности функционирования нервных процессов).

2. Индивидуальность (темперамент, характер, индивидуальные избирательные связи человека с окружающей действительностью).

3. Личность (аффективные, когнитивные и коммуникативные свойства личности и личностные ресурсы — задатки, способности, уровень сформированности «Я-концепции» и др.).

4. Субъект деятельности (весь репертуар активности личности — потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки) [1, c. 62].

В рамках коммуникативной толерантности выделяются:

- ситуативная коммуникативная толерантность (к конкретному другому человеку: брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику);

- типологическая коммуникативная толерантность (к собирательным типам личностей или группам людей: к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии, типу мужчин, типу женщин);

- профессиональная толерантность (к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности);

- общая коммуникативная толерантность [16].

Отмечая актуальность и широкую востребованность темы толерантности во всем мире, большинство авторов соглашается с тем, что научная проработанность этого понятия еще далека от совершенства.

В целом следует отметить широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о границах, структурных компонентах, параметрах, факторах, детерминант толерантности. Это представляется закономерным на этапе становления новой научной области, каковой является психология толерантности. Проявляя толерантность ко всему разнообразию авторских подходов, следует отметить, что в настоящее время эти подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.


Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности

2.1 Организация и методы исследования

Для подтверждения гипотезы о том, что в коллективе старших школьников позиции неформальных лидеров занимают личности, обладающие высоким уровнем общей коммуникативной толерантности был разработан следующий экспериментальный план:

1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.

2. Провести исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.

3. Произвести расчет стандартных отклонений на основе выборки и составить шкалу стенов.

4. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.

5. Проанализировать результаты социометрии в исследованных группах.

6. Сравнить данные социометрии с данными диагностики общей коммуникативной толерантности.

7. Сделать вывод.

В исследовании использовались следующие методики: методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко и социометрический метод.

Социометрический метод был запланирован для проведения плановой диагностики с целью проверки деятельности классных руководителей по работе с коллективом. Данная диагностика была проведена под руководством психолога школы.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В. В. Бойко позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения [10, с. 60].

Пункты опросника сгруппированы в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 — совсем неверно,

1 — верно в некоторой степени,

2 — верно в значительной степени,

3 — верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека.

1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.

3. Шумные детские игры я переношу с трудом

4. Оригинальные, нестандартные, яркие люди действуют на меня отрицательно.

5. Человек, который не имеет недостатков, насторожил бы меня.

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.

6. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный человек.

7. Меня раздражают любители поговорить.

8. Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде или самолете, начатый по его желанию.

9. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который имеет знания ниже моих.

10. Мне трудно найти общий язык с людьми, по интеллекту отличающимся от меня.

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей.

11. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).

12. Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление своим бескультурьем либо жадностью.

13. Представители некоторых национальностей в моем окружении мне несимпатичны.

14. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

15. Терпеть не могу людей с низким профессиональным уровнем.

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.

16. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.

17. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-то неприятен.

18. Меня раздражают люди, которые стремятся в споре настоять на своем.

19. Мне неприятны самоуверенные люди.

20. Обычно мне трудно удержаться от замечания озлобленному или нервному человеку, который толкается в транспорте.

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров.

21. Я имею привычку поучать окружающих.

22. Невоспитанные люди возмущают меня.

23. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать других.

24. Я по привычке постоянно делаю кому-то замечания.

25. Я люблю командовать близкими.

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным».

26. Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.

27. Жить в одной комнате с посторонним человеком для меня просто пытка.

28. Когда другой не соглашается в чем-то с моим правильным мнением, то обычно это раздражает меня.

29. Я проявляю нетерпение, когда со мной спорят.

30. Меня раздражает, если другой делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

31. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.

32. Меня часто упрекают в ворчливости.

33. Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю.

34. Нельзя прощать друзьям и знакомым бестактные шутки.

35. Если другой нечаянно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.

36. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.

37. Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

38. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

39. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

40. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.

41. Как правило, мне трудно идти на уступки другим.

42. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.

43. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым людям по совместной работе.

44. Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми.

45. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю что другой прав.

По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале — 15, общее по всем шкалам — 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

В рамках данного исследования были продиагностированы в общей сложности 88 человек из пяти 9х классов МОУ СОШ № 38 в возрасте 14-16 лет: 36 юношей и 52 девушки (смотри приложения 1-5).


2.2 Анализ результатов эмпирического исследования


По результатам диагностики общей коммуникативной толерантности был произведен расчет стандартных отклонений на основе выборки учащихся. Была составлена шкала стенов.


Количество баллов

23 и меньше

24-28

29-34

35-41

42-48

49-53

54-62

63-74

75 и больше

Стен

9

8

7

6

5

4

3

2

1


По результатам диагностики среднее значение общей коммуникативной толерантности юношей – 40,58 баллов, девушек – 49,44 баллов. В результате социометрической диагностики в классах были выявлены неформальные лидеры.

9 «А» класс

Испытуемый

Количество взаимовыборов

Количество взаимоотклонений

Общая коммуникативная толерантность, стен

Артем С.

4

0

7

Владислав С.

4

0

8

Максим К.

8

1

8


9 «Б» класс

Испытуемый

Количество взаимовыборов

Количество взаимоотклонений

Общая коммуникативная толерантность, стен

Ален Т.

4

0

9

Виктория П.

4

0

8

Евгений М.

5

0

7

Екатерина Б.

4

0

9


9 «В» класс

Испытуемый

Количество взаимовыборов

Количество взаимоотклонений

Общая коммуникативная толерантность, стен

Абай С.

4

0

9

Алена Г.

4

0

7

Филипп М.

4

0

9

Яна К.

6

0

9


9 «Г» класс

Испытуемый

Количество взаимовыборов

Количество взаимоотклонений

Общая коммуникативная толерантность, стен

Дмитрий М.

9

0

8

Елена Ц.

4

0

6


9 «Е» класс является сборным, так как с уменьшением количества учащихся в 9 «Д» классе, учащиеся данного класса были переведены в 9 «Е» класс. Поскольку идет процесс формирования коллектива, на момент проведения диагностики лидеры не определились.

В результате практического исследования выявились следующие закономерности:

1. В среднем юноши обладают более высоким уровнем общей коммуникативной толерантности, нежели девушки.

3. Гипотеза подтвердилась - неформальные лидеры в коллективах старших школьников обладают высоким уровнем общей коммуникативной толерантности.


Заключение

Существует широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о границах, структурных компонентах, параметрах, факторах, детерминантах толерантности. Это представляется закономерным на этапе становления новой научной области, каковой является психология толерантности. Проявляя толерантность ко всему разнообразию авторских подходов, следует отметить, что в настоящее время эти подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.

Кроме того, в результате практического исследования выявились следующие закономерности:

1. Гипотеза подтвердилась - неформальные лидеры в коллективах старших школьников обладают высоким уровнем общей коммуникативной толерантности. В коллективах старших школьников имеются и спортсмены, успевающие в учебе ребята, имеющие склонности и желание занять места неформальных лидеров, но обладающие низким уровнем общей коммуникативной толерантности, проявляющие интолерантность в общении, принимающую вид грубости, в связи с чем они не могут реализовать данную потребность.

2. В среднем юноши обладают более высоким уровнем общей коммуникативной толерантности, нежели девушки. Вероятно, низкий уровень общей коммуникативной толерантности среди девушек обусловлен отсутствием целенаправленного воспитания полоролевой идентификации.


Список литературы

1. Г. Л. Бардиер. Социальная психология толерантности. СПб.,2005.

2. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002.

3. Дзялошинский И. М. Культура, журналистика, толерантность // Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002.

4. Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям.

5. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

6. Недорезова Н. В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников.

7. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. 2001. №1.

8. Перцев А. В. Ментальная толерантность // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. 2002. №1.

9. Почебут Л. Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности. СПб., 2004.

10. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008.

11. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

12. Риердон Бетти Э. Толерантность — дорога к миру. М., 2001.

13. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

14. Солдатова Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003.

15. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод, ст. М.: Изд-во Мог.ков. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

16. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002.

17. Толерантность как моральный идеал // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ. наук. 2001. №1.

18. Уолцер М. О терпимости. М., 2000.

19. Харламова О. Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.