РУБРИКИ

Социально-психологический тренинг общения как форма оказания психологической помощи военнослужащим

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Социально-психологический тренинг общения как форма оказания психологической помощи военнослужащим

3.1 Организация и методы исследования


Проводилось исследование особенностей влияния тренинга общения на эмоциональную сферу личности офицера с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи.

В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь военнослужащим для стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

В исследовании принимали участие две группы офицеров в/ч 83553 г.Жодино. Тренинговая группа «А» – 15 офицеров, с которыми проводились тренинговые занятия. И группа «Б» – 15 офицеров, с которыми тренинговые занятия не проводились.

На первом этапе исследовалось эмоциональное состояние офицеров обеих групп. Для этого использовались следующие методики:

1.                  Опросник САН [23;129]

Цель данного опросника оценить уровень самочувствия, активности, настроения. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются результаты, оцениваемые в баллах.

2.                  Шкала самооценки Спилберга-Ханина [30;260]

Шкала разработана известным американским психологом Ч.Спилбергом и адаптирована отечественных условий Ю.А.Ханиным. Шкала предназначена для выявления состояния тревоги и тревожности как свойства личности. В основе шкалы – субъективная оценка человеком своих переживаний, ощущений, действий. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются баллы.

На втором этапе проводился тренинг общения с тренинговой группой А. после каждого занятия проводилась диагностика эмоционального состояния в обеих группах (группе А и группе Б).

Тематическое планирование тренинга общения


№ п/п

Цель занятия

Кол-во часов

1

Создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников. Знакомство принципами работы группы.

2

2

Значение игрового стиля общения.

2

3

Освоение невербальных средств общения.

2

4

Закрепление навыков самораскрытия.

2

5

Развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих людей в процессе общения с ними.

2

6

Закрепление уже раскрытых навыков.

2


Всего:

12


Подробное содержание и описание занятий приводится в Приложении 8.

Метод статистической обработки: Критерий знаков G

Нередко, сравнивая «на глазок» результаты «до» и «после» какого либо воздействия (в нашем случае тренинга), психолог видит тенденции повторного измерения – большинство показателей может увеличиваться или, напротив, уменьшаться. Для того, чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей. Критерий знаков G относится к непараметрическим и применяется только для связанных (зависимых) выборок. Он дает возможность установить, насколько однонаправлено изменяются значения признака при повторном измерении связанной, однородной выборки. Критерий знаков применяется к данным, полученным в ранговой, интервальной и шкале отношений.


3.2 Сравнительный анализ эмоционального состояния офицеров и влияние на него тренинга общения


На первом этапе проводилось исследование эмоционального состояния военнослужащих по опроснику САН и методике «Шкала самооценки Спилберга-Ханина». В исследовании принимали участие две группы офицеров в/ч 83553 г.Жодино. Тесты предоставлялись участникам двух групп до проведения занятий по опроснику САН.

После проведенного исследования полученные данные были обработаны и внесены в сводную таблицу результатов. [Приложение 1]

По результатам были сделаны следующие выводы:

В тренинговой группе А:

1. опросник САН до тренинговых занятий


Самочувствие

Активность

Настроение

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

9

5

2

10

4

1

11

3

1


3.     Опросник САН после тренинговых занятий


Самочувствие

Активность

Настроение

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

0

6

9

0

5

10

0

4

11


В группе Б:

1. опросник САН до занятий с группой А


Самочувствие

Активность

Настроение

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

11

3

2

11

4

0

8

5

3


2. Опросник САН после занятий с группой А


Самочувствие

Активность

Настроение

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

10

4

2

9

6

0

6

7

3


Таким образом, мы видим, что в обеих группах можно наблюдать недостаточно хороший эмоциональный фон.

На втором этапе исследования мы проводили тренинг общения, а также диагностику эмоционального состояния после каждого занятия, для того, чтобы проследить динамику (по методике Спилберга-Ханина).

Сводную таблицу результатов тестирования мы привели в Приложениях 2–7.

По результатам тестирования мы наблюдали следующую динамику.

В тренинговой группе А:


Высокий







Средний







Низкий








1

2

3

4

5

6


В группе Б:


Высокий







Средний







Низкий








1

2

3

4

5

6


Сравнительный анализ уровня эмоционального состояния участников тренинговой группы А до занятий, во время занятий и после их окончания позволят нам сделать вывод о том, что тренинг общения благоприятно влияет на уровень эмоционального состояния офицеров.

С другой стороны в группе Б, в которой не проводились тренинговые занятия (данная группа являлась контрольной), эмоциональное состояние не улучшилось.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что психологическая поддержка необходима для формирования профессиональных, социально-психологических качеств личности офицера.


3.3 Анализ интерпретации результатов


Сравнительный анализ проявления тревожности показал, что в тренинговой группе А показатели уровня тревожности по методике Спилберга-Ханина до тренинга значительно ниже, чем после. А в группе Б показатели остались неизменными.

Затем полученные данные подверглись математической обработке для установления соотношения уровня тревожности группы А «до» и «после» тренинга по критерию знаков G. (сравнивались низкие показатели).


№ п/п испытуемых

Уровень эмоционального состояния «до» тренинга

Уровень эмоционального состояния «после» тренинга

Сдвиг

РТ

ЛТ

РТ

ЛТ

РТ

ЛТ

1

+

+

+

+

0

0

2

+

+

+

+

0

0

3



+

+

1

1

4



+

+

1

1

5



+


1

0

6



+

+

1

1

7



+

+

1

1

8



+

+

1

1

9

+

+

+

+

0

0

10



+

+

1

1

11



+

+

1

1

12



+

+

1

1

13




+

0

1

14



+

+

1

1

15



+

+

1

1


1.                  Общее число (сумма) нулевых сдвигов = 4

2.                  Общее число (сумма) положительных сдвигов = 11

3.                  Общее число (сумма) отрицательных сдвигов = 0


 n

P

0.05

0.01

11

2

1


Gэмп = 0

Gкр = {2 для Р < 0.05

1 для Р < 0.01


 


       Зона                       Зона неопре-                      Зона

Незначимости                   деленности           значимости


Вывод: полученная эмпирическая величина попала в зону значимости. Иными словами: поскольку преобладание типичного отрицательного направления сдвига в данном случае не случайно, то должна быть принята гипотеза Н1 о наличии различий, а гипотеза Н0 отклонена.

Сравнительный анализ проявления тревожности показал, что в тренинговой группе А показатели уровня тревожности по методике САН до тренинга значительно ниже, чем после. А в группе Б показатели остались неизменными.

Затем полученные данные подверглись математической обработке для установления соотношения уровня тревожности группы А «до» и «после» тренинга по критерию знаков G. (сравнивались высокие показатели).


№ п/п

испыту-емых

Уровень эмоционального состояния «до» тренинга

Уровень эмоционального состояния «после» тренинга

Сдвиг

Самочувствие

Активность

Настроение

Самочувствие

Активность

Настроение

Самочувствие

Активность

Настроение

1




+

+

+

1

1

1

2





+

+

0

1

1

3




+

+


1

1

0

4




+


+

1

0

1

5

+



+

+


0

1

0

6







0

0

0

7





+


0

1

0

8




+


+

1

0

1

9





+

+

0

1

1

10




+


+

1

0

1

11





+

+

0

1

1

12





+

+

0

1

1

13

+

+


+

+

+

0

0

1

14




+

+

+

1

1

1

15




+


+

1

0

1


1.                  Общее число (сумма) нулевых сдвигов = 8-6-4

2.                  Общее число (сумма) положительных сдвигов = 7-9-11

3.                  Общее число (сумма) отрицательных сдвигов = -----


 n

P

0.05

0.01

С-7

0

0

А-9

1

0

Н-11

2

1


Активность                                       Настроение

Gэмп = 0                                                     Gэмп = 0

Gкр = {1 для Р < 0.05                       Gкр = {2 для Р < 0.05

0 для Р < 0.01                                    1 для Р < 0.01


 


       Зона                       Зона неопре-                      Зона

Незначимости                   деленности           значимости



Вывод: полученная эмпирическая величина попала в зону значимости. Иными словами: поскольку преобладание типичного отрицательного направления сдвига в данном случае не случайно, то должна быть принята гипотеза Н1 о наличии различий, а гипотеза Н0 отклонена.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблемой оказания психологической помощи офицерам с помощью социально-психологического тренинга мало кто занимается в ВС РБ. В основном данная тема наблюдается в периодических изданиях (газетах, журналах и т.п.).

Анализ литературы на тему социально-психологического тренинга общения подводит к выводу: тренинг – совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе.

По-настоящему решить задачу формирования навыков общения, взаимодействия в группе можно только на основе анализа значимой совместной деятельности, а не «свободного» внедеятельностного общения. Для полного развития личности и поддержания стабильного эмоционального состояния личности необходимо ее активное включение в деятельность коллектива.

Проведенные нами исследования показали, что для того, чтобы офицер мог выполнить поставленные перед ним задачи, необходимо оказывать психологическую помощь офицерам в процессе служебной деятельности.

Доказательством послужили проведенные нами тренинги с последующим тестированием и обобщением результатов. Где было выявлено, что в группе А (где проводились тренинговые занятия) офицеры стали более уверенными в себе, в сослуживцах, в процессе своей деятельности у испытуемых наблюдается взаимовыручка, поддержка, стабильное эмоциональное состояние. Поставленные перед ними задачи выполняются точно и в срок, без напряжения. Тогда как в группе Б положение осталось прежними, к сожалению, не очень уверенные как в себе, так и в сослуживцах. Они стараются решать свои проблемы самостоятельно, что значительно затрудняет и замедляет исполнение поставленных задач.

Статистически гипотеза была доказана методом критерия знаков G. Где сравнивались как значения показателей по методике САН «до» и «после» тренинга, так и по методике Спилберга-Ханина «до» и «после» тренинга. В обоих случаях была доказана Н1 о наличии различий, а гипотеза Н0 отклонена.

Выдвинутая нами гипотеза доказана.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.            Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. научи. тр./Отв. ред. Л.А. Лергаменщик Минск: НИО, 1999

2.            Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1998.

3.            Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития//Психологический журнал. 1999. Т.20. N 1. С. 3-21.

4.            Близнюк А.И. Практическая психология. Мн.: Выш. шк., 2004.

5.            Брушлинский А.В. Деяте6льность субъекта и психическая деяте6льность//Деятельность: Теория, методология, проблемы. М., 1990.

6.            БуберМ. Проблемы человека// Я и Ты. М.,1993.

7.            Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).М.:Изд-во Моск.ун-та,1984. -200 с.

8.            Военная педагогика и психология / Под ред. А.В. Барабанщикова.- М.: Воениздат, 1986.

9.            "Вопросы воинского воспитания", Сборник статей, Москва, Воениздат - 1985г.,- 178 с.

10.        Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991.

11.        Георгий Пальчевский. Учились роты воевать//Белорусская военная газета. – 2004. – 8 июля.

12.        Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования.М.: ИП РАН, 1994

13.        Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России как религиозная и психологическая проблема //Журнал прикладной психологии, 1999, № 3.

14.        Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л:ЛГУ 1983-103с.

15.        Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются.- М.:Воениздат, 1986.

16.        Кризисные события и психологические проблемы человека / Под ред. Л.А. Пергаменщика. Минск: НПО, 1997.

17.        Краткий психологический словарь / Ред.-сост.Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., расш..испр и доп Ростов н/Д:Изд-во "Феникс", 1998.

18.        Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений в подразделениях. - М.:Воениздат, 1987.

19.        Л.С. Мальцев в своей книге «Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины»

20.        "О долге и чести воинской в Российской Армии", Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва- 1990г.

21.        Пери Г. Как справиться с кризисом. Пер. с англ. М.: Педагогика – Пресс, 1995-205 с.

22.        Полевой Б.Н. "Повесть о настоящем человеке", издательство "Советская школа", Киев- 1983г. - 346 с.

23.        Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 376 с.

24.        "Проблемы воинского воспитания", Воениздат, Москва- 1979г.- 273 с.

25.        Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). - М.: Воениздат,1991.

26.        Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991-45с.

27.        Психология и педагогика военного управления. Учебно-методическое пособие. - / Изд. ВВИА им. В.В. Жуковского, 1992.

28.        Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. - М.: ГУ по работе с л/с, 1992.

29.        Психологическая профилактика - основное средство предупреждения конфликтных ситуаций в воинских коллективах. - "Куйбышевец" N 5, 1994.

30.        Справочник практического психолога. Психодиагностика/под.общ.ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671, [1] с.: ил.

31.        Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/О.Ю.Ермолаев. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с. – (Библиотека психолога).



ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Результаты проведенного тестирования до треннинговых занятий


Таблица П.1.1.

Сводная таблица результатов тестирования группы офицеров состоящих в треннинговой группе А (по методике САН)

№ п/п

Самочувствие

Активность

Настроение

показатели

низк.

средн.

выс.

низк.

средн.

выс.

низк.

средн.

выс.

1

+



+



+



2


+


+



+



3

+



+



+



4

+



+



+



5

+


+

+



+



6


+


+



+



7


+


+




+


8

+




+




+

9

+



+



+



10

+




+



+


11

+



+



+



12


+



+


+



13



+



+

+



14

+



+



+



15


+



+



+


Всего:

9

5

2

10

4

1

11

3

1


Из данной таблицы видно, что у офицеров тренинговой группы А до проведения занятий выявлен следующий эмоциональный фон:

По шкале Самочувствие были получены следующие результаты:

9 офицеров – низкий уровень

5 офицеров – средний уровень

2 офицера – высокий уровень

По шкале Активность:

10 офицеров – низкий уровень

4 офицера – средний уровень

1 офицер – высокий уровень

По шкале Настроение:

11 офицеров – низкий уровень

3 офицера – средний уровень

1 офицер – высокий уровень


Таблица П.1.2.

Сводная таблица результатов тестирования группы офицеров не состоящих в тренинговой группе, группа Б (по методике САН)

№ п/п

Самочувствие

Активность

Настроение

показатели

низк.

средн.

выс.

низк.

средн.

выс.

низк.

средн.

выс.

1

+



+




+


2

+




+


+



3


+


+




+


4

+




+


+



5

+


+

+



+



6

+



+



+



7

+



+



+



8

+



+





+

9

+



+



+



10


+


+





+

11



+

+




+


12


+


+




+


13

+




+



+


14

+




+


+


+

15

+



+



+



Всего:

11

3

2

11

4

0

8

5

3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.