РУБРИКИ |
Социальные стереотипы и предрассудки |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Социальные стереотипы и предрассудкиСоциальные стереотипы и предрассудкиСоциальные стереотипы и предрассудки Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением. (Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации. Стереотипы и прочие явления являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент. Впервые понятие “стереотип” ввел Липман. Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов. Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения. Бедные - это интеллектуально ограниченные, глупые и ленивые. Представления низкообеспеченных по отношению к богатым. Богатые люди - нечестные, начальники - хозяева. Функции стереотипа 1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии) Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы. 2) идеологизация (сохранить ценность, интерес) 3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа). Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе. Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях. Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы. Основные свойства стереотипа 1) Не развитый когнитивный компонент 2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип). 3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях 4) Интенсивность эмоционального проявления 5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании). Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными. Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании. Примеры: стереотипы американцев 1) в России все воруют 2) в России все мужчины пьют Предрассудки рождаются только в личной форме. Свойства предрассудка: 1) иррациональность, недоступность для понимания и объяснения. 2) неадекватность, несоответствие действительности. 3) ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость.
Стереотипы и предрассудки как феномены социальной психологии Стереотипы и предрассудки - это конкретные формы функций и проявления социальных установок. Главная причина - не развитый когнитивный компонент. Впервые исследования стереотипа и определение стереотипа ввел Липман: Под стереотипом понимается чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках, отношениях. З.В. Стереотип жулика (предпринимателя) стереотип взяточников (чиновников). При изучении деловой активности человека стереотип богатых и бедных: стереотип в восприятии бедного человека - ленивые, низкоинтеллектуальные, и обратно, если мы изучаем стереотип бедного человека к богатым - нечестные, ворующие, начальники. Почему это имеет место? Зачем нужен это феномен? (Все феномены имеют функцию адаптации). Зачем человеку нужны стереотипы? Литман: стереотип необходим, что бы защищать интересы группы (общая функция). Частные функции стереотипов (2): 1) функция идеологизации - стереотип необходим, чтобы формировать и защищать идеологию группы. 2) функция идентификации - создание и сохранение положительного, эмоционального мы-образа (потребность принадлежать к определенной группе). Если мы-образа - нет - возникает функция дискомфорта личности. Существуют 2 принципиально отличающихся вида стереотипа: автостереотип (аитостереотип) - представление о самом себе как представителе социальной группы и о других представителях этой группы. гетеростереотиппредставление о другой социальной группе и представителях этой социальной группы Основные свойства стереотипа: 1) неразвитый когнитивный компонент; 2) поляризованность оценки (крайне позитивные (автостереотип); крайне негативные (гетеростереотип)); 3) жесткая фиксированность стереотипа (устойчивость проявлений стереотипов в самых разных ситуациях); 4) интенсивное эмоциональное проявление (интенсивная аффектная конотация); 5) концентрированное выражение свойств социальных установок. Предрассудок - это форма представления о социальной установке с искаженным количественным компонентом. 2) возрастает интенсивность проявления эмоциональной компоненты (крайняя форма проявления стереотипа). 3) четкая выраженность в поведении. Оллпарт считает, что причины предрассудков лежат в малоинформированном и предубежденном сознании. Но носителем предрассудка может быть и высокоинтеллектуальный образованный человек. Предрассудки (типичные) для иностранцев: 1) в России все воруют 2) в России все мужчины пьют Такие предрассудки появляются за границей благодаря системе массовой информации. Убеждение проходит через когнитивный компонент. Предубеждение - до - убеждения. 3 основных свойства предрассудков: 1) иррациональность (недоступность для понимания и объяснения); 2) высокая степень неадекватности (несоответствие действительности); 3) ригидность (негибкость, жесткость, неподдатливость). Изменить предрассудок чрезвычайно сложно. При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru |
|
© 2010 |
|