РУБРИКИ

Социальные стереотипы

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Социальные стереотипы

Социальные стереотипы

Социальные стереотипы

Термин “социальный стереотип” введен Липпманом для обозначения образного эмпирического представления о социальном объекте (“картинки в голове”). В американской социальной психологии стал использоваться в более узком смысле - как образ, “картинка” члена той или иной (в основном этнической) группы. При этом речь шла преимущественно о негативном образе представителей инаковыглядящих, - мыслящих, - действующих и других подобных групп.

“Соцальный стереотип” стал синонимом этнического предрассудка с соответствующими коннотациями - иррациональностью, неадекватностью, прочей фиксацией знака валентности - и обычно приписывался малоинформированному, предубежденному сознанию.

Стереотип обладает свойствами фиксированной установки, причем эффекты ассимиляции контраста выражены в нем даже сильнее. Стереотип акцентирует, усиливает определенные свойства объекта в соответствии с его валентностью, а прочность стереотипа связана с прочностью фиксации именно валентности, т.е. закрепления объекта в системе Ц.О. индивида. В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация, но и другие конструктивные процессы, прежде всего кауз. атрибуция, или объяснение человеком причин своего и чужого поведения.

Функции социальных стереотипов (Тажфел)

Индивидуальный уровень

1) когнитивная (схематизация, упрощение)

2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного “Я-образа”).

Социальный уровень

3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы)

4) идентифицирующая (создание и сохранение “+” гр. “Мы-образа”).

4 уровня стереотипов, Дуаз

1) индивидуальные психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде.

2) представления, социальное образование, складывающиеся в ситуации МЛ взаимодействия.

3) коллективные представления - социальные образования, формирующиеся в МГ отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне.

4) высший уровень - идеология, который складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень детерминирует нижележащие.

Социальный стереотип - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или особенности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Искажает видение “ошибочный компонент” .

Социальная реальность -> препятствует адекватному взаимопониманию людей.

Тэджфел - в положении относительно стереотипа:

1) люди с легкостью готовы характеризовать общинные человеческие группы грубыми и пристрастными признаками

2) такая категоризация стремится оставаться стабильной в течении длительного периода времени.

3) социальные стереотипы могут изменяться, но медленно, в сопротивлении от социально политических и экономическим изменениям.

4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми, “произносимыми” и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.

5) усваиваются рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

6) не представляют проблемы, когда нет враждебности в отношениях групп. И их в высшей степени трудно модифицировать в условиях значительной напряженности и конфликта.

Признаком истинности стереотипа предлагается считать меру согласованности между аутостереотипами группы и приписываемым ей стереотипом.

Согласно “гипотезам контакта”, чем больше, дольше и глубже контактируют между собой группы, тем выше истинность стереотипов.

Список литературы

Шихиреев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. 1922. Наука, 85.




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.