РУБРИКИ |
Состояние установок толерантного поведения у современного подростка |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Состояние установок толерантного поведения у современного подросткаЯ долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него тем не менее обижусь 8) Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг) Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей 9) Обычно мне трудно идти на уступки партнерам Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав Максимальное количество балов в данном тесте составляло 135. Чем выше количество балов тем личность нетерпимее к окружающим и наоборот чем ниже тем человек терпимее относится ко многим типам партнеров, во многих ситуациях, т.е. толерантнее. Результаты самооценки коммуникативной толерантности приведены в таблице 1. Таблица 1 – Результаты самооценки коммуникативной толерантности
Обработка данных исследования: Средний балл: - всей группы – 67,33 (б) - группы 6 классов – 61,6 (б) - группы 7 классов – 63 (б) - группы 8 классов – 77.4 (б) - группы состоящей из девочек – 71,3 (б) - группы состоящей из мальчиков – 61,3 (б) Таблица 2 – Данные исследования по тесту коммуникативная толерантность
Из таблицы мы видим, что у группы учащихся 8 классов толерантность выше, чем у группы учащихся 6–7 классов. Это объясняется наиболее благополучным по социальному составу количеством семей учащихся данного класса. Заинтересованностью классного руководителя в сплочённости коллектива, проведением большого количества классных часов на тему толерантности. У девочек толерантность выше, чем у мальчиков. Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) дает возможность выявить у подростков способность принимать или не принимать индивидуальности встречающихся им людей, тенденцию оценивать людей, исходя из собственного «Я», в какой мере категоричны или неизменны их оценки в адрес окружающих, в какой степени они умеют скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей, есть ли у них склонность переделывать и перевоспитывать партнера, в какой степени они склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными, в какой степени они терпимы к дискомфортным состояниям окружающих, каковы их адаптационные способности во взаимодействии с людьми. Подсчитав сумму баллов, полученных по всем признакам, делается вывод: чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать – 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить ноль баллов – свидетельство терпимости ко всем типам партнёров во всех ситуациях. В среднем, по нашим данным, опрошенные набирают: группы 6 классов – 61,6 (б), группы 7 классов – 63 (б), группы 8 классов – 77.4 (б), группы состоящей из девочек – 71,3 (б), группы состоящей из мальчиков – 61,3 (б). Следует обратить внимание на количество баллов по 9 предложенным выше поведенческим признакам, если высокие суммарные оценки (здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов). Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее учащиеся терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами. 2.2 Выявление сравнительного анализа уровня знаний, определяющего уровень толерантности у подростков 8 классов МОУ СОШ №7 г. Сегежи Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию толерантности как одного из свойств личности способствует правильная организация учебной и воспитательной работы[7]. Задачи были поставлены следующие: – определить уровень сформированности толерантности у учащихся на начало эксперимента; – разработать и реализовать программу работы элективного курса «Я, ты, мы – семья»; – определить уровень сформированности толерантности у учащихся на конец эксперимента. Исследования проводились на базе МОУ СОШ №7 г. Сегежи при участии учеников 8 «А» класса (классный руководитель Подколзина И.В.), и учеников 8 «Б» класса (классный руководитель Кожокарь М.Л.). На базе 8 «А» класса также велась работа элективного курса «Я, ты, мы – семья». Состав учащихся в каждом классе такой: 8 «А» класс – 24 ученика (14 девочек, 10 мальчиков); 8 «Б» класс – 23 ученика (15 девочек, 8 мальчиков). Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы: 1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь? 2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»? 3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»? 4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение? 5. Кто в твоей семье главный? 6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников? 7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек? 8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость? 9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им? 10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку? Оценка знаниям давалась по следующим параметрам: – полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – высокий уровень; – достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – средний уровень; – неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – низкий уровень; – неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы – группа риска. Процентное соотношение данных опроса следующее: 8 «А» класс 100% – количество учащихся, принявших участие в опросе; 37% – количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний; 50% – количество учащихся, имеющих средний уровень знаний; 12% – количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний; 1% – количество учащихся, относящихся к группе риска 8 «Б» класс 100% – количество учащихся, принявших участие в опросе; 32% – количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний; 45% – количество учащихся, имеющих средний уровень знаний; 20% – количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний; 3% – количество учащихся, относящихся к группе риска Графически это выглядит так: Таблица 3 – процентное соотношение данных опроса
Таким образом, мы видим, что уровень знаний, определяющих уровень толерантности в 8 «А» классе явно выше, чем в 8 «Б» классе, но следует учитывать тот факт, что опрос проводился в начале учебного года. При этом нужно принять во внимание то, что балл выводился средний. При анализе результатов опроса, выяснилось, что затруднения вызывают ответы на вопросы связанные с определением учащимися таких понятий как «я», «я и другие», «терпение» и «терпимость», «семья», «зло», «жестокость», что объясняется тем, что дети не в полной мере знакомы с этими понятиями недостаточно владеют информацией в данном направление, толерантность не достаточно развита. Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего исследования – это научить учащихся умению правильно объяснять и понимать суть понятий «я», «я и другие», «семья», «терпение», «терпимость», что поможет формированию толерантности, как одного из необходимых моральных качеств личности. Определив в процессе проведения констатирующего опроса цель дальнейшего исследования, был составлен тематический план элективного курса «Я, ты, мы – семья». Нужно отметить, что элективный курс даёт возможность проводить работу целенаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальной, формировать познавательную активность учащихся. Деятельность элективного курса, являясь одной из форм внеклассной работы, как правило, направлена на достижение тех же задач, что и урок, но на ином, конкретном материале и иными средствами. Ведущая роль в организации элективного курса в школах и внешкольных учреждениях отводится руководителю. В зависимости от изучаемой программы, её содержания, специфики и особенностей, состава курса, конкретных местных условий руководитель намечает объекты исследования, определяет формы и методы работы[8]. Повышение интереса учащихся к занятиям элективного курса – это повседневная забота руководителя – педагога. Этому способствует знание различных методов и приёмов работы, умелое сочетание и чередование занятий теоретического и практического характера. Результативность работы курса будет зависеть от того, насколько руководитель информирован об индивидуальных особенностях, интересов и успеваемости в школе участников элективного курса. Руководители курсов должны обязательно, особенно при проведении внеклассных мероприятий, координировать работу элективных курсов со школьными программами. Это поможет решению образовательных задач, более глубокому усвоению учебного материала, развитию познавательной деятельности и творчества учащихся. Решающее значение для организации работы имеет предварительная самоподготовка учителя, его знания основ педагогики и психологии. Исходя из этого, и была организована работа элективного курса «Я, ты, мы – семья», соответственно составленного плана. Занятия элективного курса «Я, ты, мы – семья» проводились один раз в неделю. Работа элективного курса была организована на базе 8 «А» класса, в работе принимали участие все ученики. В работе использовались методические разработки Свирской Л., Пчелинцевой И. и других. Руководитель элективного курса, организовала работу таким образом, что каждый тематический блок завершался тематическими мероприятиями, которые давали возможность ребятам показать свои знания и умения, а руководителю заметить более слабых ребят. Это такие мероприятия как «Нам хорошо, когда мы вместе», «Ты и мир вокруг нас» и других. Следует отметить, что некоторые мероприятия проводились совместно с учащимися 8 «Б» класса. Контрольный опрос по теме «Ты и мир вокруг тебя», как итоговое занятие был проведён по одной схеме, с той лишь разницей, что у учащихся 8 «А» класса закрепление знаний велось в процессе внеклассного мероприятия, а у учащихся 8 «Б» класса закрепление имело более теоретический характер. Занятия в 8 «Б» классе велись соответственно программе, проводилась индивидуальная работа со слабыми учащимися. Всё это позволило провести анализ проделанной работы на этапе контрольного исследования, цель которого выявить степень сформированности качества после формирующего исследования и сравнение их с результатами констатирующего исследования. Также велось наблюдение за поведением детей группы риска, как в 8 «А» классе, так и в 8 «Б». Наблюдение проводилось в течение длительного времени, во время перемен, в процессе уроков, во внеурочной деятельности. Как показало исследование учащиеся из 8 «А» класса показывали себя более терпимыми, а вот учащиеся 8 «Б» класса проявили с одной стороны некоторую агрессивность, а с другой показали равнодушие. Еще следует отметить, что учащиеся из группы риска имеют проблемы в семье, их родители практически не уделяют внимания воспитанию детей, вся нагрузка падает на классного руководителя. В процессе наблюдений и бесед с ним выяснилось, что такой настрой у них в семье норма, т.е. решение проблем с позиции силы в семье приветствуется и учащиеся уверены, что так и должно быть. Классному руководителю предложено было провести беседу с родителями, так как проявление агрессии и нетерпимости к другим, к их мнению впоследствии может послужить возникновению проблем в общении с другими людьми. Как уже говорилось, целью исследования являлось – выявить степень сформированности толерантности у подростков. В ходе контрольного опроса учащимся были заданы следующие вопросы: 1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь? 2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»? 3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»? 4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение? 5. Кто в твоей семье главный? 6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников? 7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек? 8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость? 9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им? 10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку? Оценка параметров знаний проводилась по прежним параметрам. Процентное соотношение данных опроса следующее: 8 «А» класс 100% – количество учащихся, принявших участие в опросе; 42% – количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний; 50% – количество учащихся, имеющих средний уровень знаний; 8% – количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний; 0% – количество учащихся, относящихся к группе риска 8 «Б» класс 100% – количество учащихся, принявших участие в опросе; 35% – количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний; 45% – количество учащихся, имеющих средний уровень знаний; 17% – количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний; 3% – количество учащихся, относящихся к группе риска Графически это выглядит так: Таблица 4 – процентное соотношение данных опроса
Сравним результаты контрольного опроса на стадии констатирующего эксперимента и контрольного: Таблица 5 – сравнительный результат
Мы видим, что процент качества ответов заметно вырос как в одном, так и в другом классе. Разница в 8 «А» классе составляет 10%, а в 8 «Б» – 3%. Но следует учитывать тот факт, что количество слабых учеников в экспериментальном классе уменьшилось на 30%, то в контрольном классе только на 25%. Таким образом, можно уверенно сказать, что более расширенное и углубленное освоение предмета, за счет занятий элективного курса «Я, ты, мы – семья», дало вполне ощутимые результаты. Эти занятия помогли детям ощутить себя частью общества, посредством усвоения элементарных этических навыков, которые стимулировали их познавательную деятельность, развили толерантность и дали возможность проявить себя с наилучшей стороны, не только при общении с одноклассниками, но и с детьми другого класса[9]. 2.3 Диагностическое исследование толерантности на основе экспресс – опросника «Индекс толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс – опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности – интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности. Опрос проводился среди учащихся 9 классов (подростки 14–15 лет). Инструкция: предлагалось оценить, насколько учащиеся согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставить галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения: Таблица 6 – экспресс – опросник «Индекс толерантности»
Обработка результатов Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются. Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22. Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19. Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням: 22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. 61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. 100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования). Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы: 1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21. 2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20. 3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22. Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. Результаты исследований частично представлены в Таблице 7. Таблица 7 – Средние значения индекса толерантности в различных группах
Из учеников 9 «А» класса средний уровень толерантности показали 21 человек. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Высокий уровень толерантности показали 3 человека. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Низкий уровень толерантности показали 4 человека. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. Из 31 ученика 9 «Б» класса средний уровень толерантности показали 25 человек. Высокий уровень толерантности отмечен не был, а низкий уровень толерантности наблюдался у 6 человек. У девочек уровень толерантности был значительно выше, чем у мальчиков. Данное исследование помогло определить цель и задачи дальнейшей работы с данными подростками. Выявлена группа учащихся с низким уровнем толерантности, разработаны тренинги и методики по усилению толерантности между подростками 9 классов. 2.4 Тренинг толерантности Тренинги толерантности прошли широкую апробацию во многих регионах России, в том числе в республиках, областях и краях с высокой социальной нестабильностью и межэтнической напряженностью. Структурированность и детальная разработанность тренинга делает его доступным для проведения не только психологами, но и подготовленными педагогами и социальными работниками. В то же время структура и содержание тренинга оставляют большой простор для инициативы и эксперимента: ведущие могут самостоятельно модифицировать отдельные упражнения и занятия, исходя из культурной и национальной специфики и других особенностей участников тренинга[10]. Важная особенность тренингов толерантности – широкая возможность их применения в различных условиях и к группам разной структуры и объема. В соответствии с особенностями конкретной группы, с которой проводится тренинг, используются различные модификации: учитывается возраст участников, особенности культуры, религиозная принадлежность. Широкое распространение получил тренинг толерантности для подростков в виде внеклассной работы с учениками старших классов. В этом случае тренинг проводится регулярно (один или два раза в неделю) и в точном соответствии с целостной программой. Перед началом тренинга следует сообщить детям следующие правила: 1. уважительное отношение к участникам игр; 2. уважение к говорящему; 3. обращение друг к другу по именам. Упражнение №1. Знакомство. Приветствие. «Поздоровайся локтями».[11] 10 мин. Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. 1. Попросите участников встать в круг. 2. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее: - каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны; - каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; - каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону; - каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону). 3. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. 4. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы. Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками. Упражнение №2. Оценка сплоченности группы. «Считаем до двадцати». 10–20 мин. 1. Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по всей комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза. 2. Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до десяти). При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколько игроков одновременно назвали одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать. 3. Если игра никак не ладится, надо подбадривать участников, чтобы они не чувствовали себя слишком напряженно. Возможно, придется время от времени смешить игроков, потому что эта игра очень непроста. 4. Игра продолжается до тех пор, пока участники получают от нее удовольствие. Часто участники забывают о времени и делают все для того, чтобы добиться успеха. На первый взгляд задание не кажется сложным, но почти никогда не бывает так, чтобы группе сразу удавалось дойти по крайней мере до десяти. После каждого провала проходит обсуждение итогов: участники могут снять напряжение и подумать о том, кок решить проблему. Упражнение №3. Соглашение с инициативой других. «Воображаемый мяч». 15 мин. Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг. 1. Ознакомление участников с целями игры. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность. 2. Из участников группы назначается игрок №1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок №1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок №1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок №1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок №1 встречается глазами с игроком №2, произносит его имя и говорит перед броском: «Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга» 3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть у второго игрока появится желание покатить игроку №3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик. 4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут. 5. После игры обсуждаются следующим вопросы: а) Как идет в группе совместная работа? б) Все ли участники были задействованы в этой игре? в) Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный? г) Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры? д) Чей «язык тела» был особенно отчетлив и поэтому помогал играть? е) Все ли игроки старались одинаково? ж) Обращали ли вы внимание на разный уровень спортивной подготовки членов группы? з) Как можно улучшить совместную работу? Упражнение №4. Наблюдение за собой и другими. «Я тоже». 15 мин. Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. 1. Члены группы произвольно рассаживаются на полу или садятся в кружок. В центре комнаты должно оставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим в данной игре. 2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой. 3. Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях. 4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол. 5. Игру можно проводить несколько раз, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды. Замечания: сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды, цвет глаз, волос и т.д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную и т.д. Упражнение №5. Повышение самооценки. «Мой вклад». 30 мин. Материалы: разноцветные нитки. Количество цветов из расчета – один цвет на четыре человека. От каждого цвета надо отрезать по четыре куска длинной 50 см. таким образом каждая группа из четырех человек получит нитки собственного цвета. 1. Членам группы раздаются отрезанные куски ниток. Команду образуют участники, которым достались нити одного цвета. Они начинают связывать узлами свои куски в одну длинную нитку. Каждый раз, когда узел готов, участник, завязавший его, говорит о том, каким может быть его вклад в совместную работу. Речь не обязательно должна идти о данной игре. Участник может по рассуждать о своем месте в группе в принципе, отвечаю на следующие вопросы: а) Какой опыт принес я с собой в группу? б) Что я умею делать? в) Как я могу способствовать общей работе? Постепенно из отдельных нитей образуется длинная «лента». На выполнение задания отводится 10 минут. 2. Когда отрезки нитей в маленьких группах уже сделаны, начинается следующий этап игры. Получившиеся «ленты» поочередно связывают между собой. В результате из ниток должен получиться большой круг. Члены группы стоят по кругу, и каждый держит в руке часть пряжи, которая объединяет всех. 3. Теперь каждый участник рассказывает группе о том, что он хочет внести как свою долю в общую работу. Предложения могут выглядеть таким образом: «Я внесу в общую работу мое лояльное отношение к людям, доброту и умение стратегически мыслить». Следующие члены группы стараются не повторять уже упомянутые категории. 4. В заключении тренер обходит круг и отрезает для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает еще и отрезок «чужой» пряжи. Это символизирует зависимость работы группы от каждого ее участника. Эффект возможен только тогда, года различные ресурсы объединяются друг с другом. Упражнение №6. Настройка на группу. «Передача ритма». 10 мин. 1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях. 2. Участники легко держат друг друга за руки. 3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа. 4. Дается инструкция: «Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше». 5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется. 6. В заключении участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза. Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться. Упражнение №7. Уважительное отношение к другим. «Круг доверия». 10 мин. Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. 1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу. 2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе. 3. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках. Замечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных. Упражнение №8. Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого. «Картина» на спине». 10 мин. 1. Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. в первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров. 2. Если А с легкостью отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы. Игроку А необходимо сконцентрироваться. Он может попросить партнера, чтобы тот, когда слово заканчивается нажимал чуть сильнее. На выполнение задания отводится 5 минут. 3. В следующем раунде игроки меняются ролями. 4. В конце игры партнеры обсуждают следующие вопросы: а) Насколько каждый был доволен «художником»? б) Удалось ли настроиться на совместную работу? в) Какая роль была проще или доставила больше удовольствия? Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которые будут даваться «художникам». Игру можно провести, разделив группу на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу. Которая по одному слову «записывается» на спинах игроков. Упражнение №9. Акклиматизация в группе. «Мастер». 15 мин. Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. 1. Члены группы расходятся по игровому залу. Каждый участник с закрытыми глазами отправляется на поиски Мастера, однако сначала никто не знает, кто из них является Мастером. 2. Тренер стоит с открытыми глазами и следит за безопасностью участников. 3. Все члены группы закрывают глаза и начинают движение по комнате. Через минуту тренер кладет одному из участников руку на плечо, не говоря при этом ни слова. Таким образом, он выбирает Мастера. Мастер знает, что все его ищут. У него есть некоторые привилегии: во время игры он может молчать о открывать глаза. 4. Все идут с закрытыми глазами друг мимо друга, держа руки перед собой ладонями наружу. 5. Когда два игрока встречаются, они спрашивают друг друга: «Мастер?». Они знают, однако, что Мастер молчит. Поэтому когда какой-нибудь игрок встречает Мастера и задает вопрос, Мастер не отвечает. Игрок, который обнаружил Мастера, может открыть глаза, положить Мастеру руку на плечо и идти за ним. Следующий, нашедший Мастера в свою очередь открывает глаза и присоединяется к ним и так далее. Все ученики, идущие за Мастером, также должны молчать. 6. Через некоторое время за Мастером идет толпа учеников. Каждый ученик кладет руку на плечо стоящего перед ним. Игра заканчивается, когда все окажутся в одной цепочке. Заключение Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличности по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы представить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции. В интересах решения этой задачи было проведено исследование уровня установок толерантности у учащихся 6–9 классов общеобразовательной школы №7 г. Сегежи с целью поиска способов диагностики толерантности у подростков и создания эффективного тренинга формирования толерантного поведения для подросткового возраста. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. В среднем по результатам исследования у подростков 6–9 классов толерантность находится на низком уровне. Учащиеся, более старшие по возрасту, менее толерантны. Низкий уровень толерантности у подростков проявляется по отношению к людям другой национальности, часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость также часто имеет общее с гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерия: личным, национальным или религиозным. Эти представления формируются в раннем возрасте, опираясь на опыт родителей, старших братьев и сестёр. У подростков 8–9 классов уровень нетерпимости по отношению к людям без определённого места жительства и безработным также очень низок, только 30% всех опрошенных учеников отметили сочувствие и готовность предложить помощь вышеотмеченным группам населения. В демографической культуре существует терпимость к позиции тех членов общества, которые выступают с несколько отличными политическими, религиозными, экономическими лозунгами. В современном обществе среди молодёжи появляется огромное количество субкультур, таких как готы, эмо, скинхеды. 40% опрошенных подростков не понимают социальное направление данных групп, относятся к ним с некоей толикой страха и поэтому, как следствие, отвергают людей, входящих в данную группу, а в некоторых случаях применяют к ним силовые приёмы воздействия. Из 28 опрошенных учащихся 9 «А» класса 10 человек интолерантно относятся к американцам. Здесь, наверно, сказалось то, что подростки смотрят фильмы, играют в компьютерные игры, где в образе главного врага всегда предстаёт американский солдат или человек «очень похожий» на американского солдата. Китайцев и вьетнамцев тоже не очень жалуют – 6 человек отрицательно относятся к этой национальности. 9 человек интолерантно относятся к людям кавказской национальности. Чем старше становятся дети, тем непримиримее – национальные отношения. Среди социальных групп наиболее толерантно учащиеся относятся к рабочим – 84 ч., к людям бюджетных организаций – 65 ч., интеллигенции – 67 ч., хуже всех относятся к бизнесменам. Это объясняется социальным статусом большинства семей уровень которых определяется термином «малоимущие». Из этого можно сделать вывод: образование – это процесс, который длиться всю жизнь, не начинается и не заканчивается школой. Попытки привития толерантности через школьное образование будут безуспешны, до тех пор, пока они не будут направлены на все возрастные группы и не станут повсеместными дома, в школе, на работе, в обучении по юридической или правоприменительной специальности, и даже при проведении досуга. В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности: 1. Слово педагога о толерантности - Игра «Ассоциации» (терпение; терпимость). - Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия – определение понятий «Терпение, терпимость, толерантность». 2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитии восприимчивости ко всему новому, необычному. - Воспитание способности видеть Другого - Игра «Смотрящий и видящий». - Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений «видеть Другого». Тест «Изменить себя или другого». - Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение «Эгоцентрик». Упражнение «Дружеский шарж». - Способность «не видеть», «не замечать». - Игра «Почта комплиментов». - Рефлексия. 3. Воспитание способности «слышать Другого». - Упражнение «психология восприятия информации». - Упражнение «Поза и интонация». - Упражнение «Заговори, чтобы я увидел». - Рефлексия. 4. Воспитание способности «принимать Другого». - Игра-эксперимент «Ракурс. Аспект. Позиция». - Упражнение «А не странен ли кто?». «Что такое патогенное мышление?» - Упражнение «Аттракция». - Рефлексия. 5. Тренинг. Техника повышения социокультурной толерантности и эмпатии. Планируемые результаты - – Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах. - Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий. - Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям. Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.) Воспитание толерантности в условиях общеобразовательного процесса играет значительную роль в формировании подростков – выдвинутая нами гипотеза доказана. Список использованных источников 1. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2002–2005 гг.) – Народное образование, 2002, №1, с. 255–261 (Цели, задачи, сроки и этапы реализации; перечень основных мероприятий; основные направления программы) 2. О проведении учебно-просветительской акции «Права человека и их защита»: Информационное письмо Министерства образования РФ от 01.08.2001 г. №АС-462/03 3. О толерантности: Информационное письмо Департамента образования и науки Приморского края от 17.02..2004 г. №20–629 4. О проведении декады толерантности и прав человека с 10 по 20 ноября в образовательных учреждениях города: Приказ Управления образования г. Находки от 12.10.2004 г. №449-а 5. Декларация принципов толерантности принята ЮНЕСКО в 1995 г. всемирный призыв к толерантности. «Вестник» УрМИОН 08.08.02 г. 6. «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2008 гг.)». Приказ Министерства образования 01.10.01 №3250. // Вестник образования 2001, №20. 7. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений [текст] / В.С. Агеев. – М. – 1983. – 453 с. – ISBN – ISBN 5–93618–004–2. 8. Айзенк Г. Как измерить личность [текст] / Г. Айзенк, Г. Вильсон. М. – 2000. – 246 с. – ISBN – ISBN 5–89353–028–4 9. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность [текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М. – 2001. – 243 с. – ISBN – (не найден) 10. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [текст] / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М. – 1998. – 231 с. – ISBN –5–9296–0317–0 11. Асмолов А. Мы обречены на толерантность [текст] / А. Асмолов // Семья и школа, 2001, – 43 с. – ISBN – 978–5–93216–234–7. 12. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности [текст] / А. Асмолов. – Мемориал. – М. – 2001. 85 с. – ISBN – (не найден) 13. Бондырева С.К. Толерантность Введение в проблему [текст] / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. – М. – 2003–523 с. – ISBN –978–5–8333–0320–7 14. Барднер Г. Я хочу [текст] / Г. Барднер / Психологическое сопровождение естественного развития ребенка. – СПб.: Стройлеспечать. – 1996. – 83 с. – ISBN – 5–94348–046–3 15. Блонский П.П. Психология младшего школьника [текст] / П.П. Блонский. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК. – 1997. – 263 с. – ISBN – (не найден) 16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [текст] / Л.И. Божович – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК. – 1999. – 341 с. – ISBN – 5–87224–086–4 17. Васильева – Гиагнус Л. Азбука вежливости [текст] / Л. Васильева – Гиагнус. – М.: Педагогика. – 1990. – 412 с. – ISBN – (не найден) 18. Вафина Э. Формирование толерантных отношений у молодежи [текст] /Э Вафина: Преподавание истории в школе. – 2004. – №3. – с. 56–58. ISBN – (не найден) 19. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [текст] / Б.З. Вульфов // Внешкольник. – М. – 2002.112 с. – ISBN –5–94038–082–4 20. Гершунский Б. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [текст]/ Б. Гершунский: Педагогика. – 2002. – №7. с. 3–12 – ISBN 978–5–9273–1128–6 21. Годфруа Ж. Что такое психология [текст] / Ж. Годфруа; В 2х томах Издательство 2е, перевод с французского – М: Мир. – 1999. – 247 с. – ISBN –5–03–003695–4. 22. Гудошникова Н. Сотрудничество плюс дух партнерства [текст] / Н. Гудошникова: Толерантность – важное качество личности // Граждановедение. – 2002. – №47. – с. 2–3 – ISBN 5–16–0.00758-Х 23. Гудошникова Н. Умение уживаться – не значит пасовать [текст] / Н. Гудошникова: Граждановедение. – 2003. – №20. – с. 7 – ISBN 5–89123–575–7 24. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения школьников [текст] / В.В. Давыдов. – М.: ИПП. – 2004. – 361 с. – ISBN – (не найден) 25. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в современном мире [текст] / А.Н. Джуринский. – М. – 2002. – 288 с. – ISBN – (не найден) 26. Замедлина Е.А. Конфликтология [текст] / Е.А. Замедлина: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР. – 2005. – 164 с. – ISBN –5–9557–0244-Х 27. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в школе [текст] / А.И. Иванова. Творческий центр. Москва. 2004. 400 с. – ISBN –978–5–89144–815–5 28. Иоффе А. Толерантность как один из принципов культуры общения [текст] / А. Иоффе: Граждановедение. – 2003. – №16. – с. 4 – ISBN – 5–201–14628–7 29. Козлова С.А. Я – человек [текст] / С.А. Козлова. Москва. «Школьная пресса». 2004. 114 с. – ISBN – 5–9219–0484–8 30. Куликовская И.Э. Технология по формированию у дошкольников целостной картины мира [текст] / И.Э Куликовская, Чумичева Р.Н. Педагогическое общество России. – Москва. – 2004 – 512 с. – ISBN –5–93134–252–4 31. Матазов Д.А. Программа специального учебного курса «Введение в этнотолерантность» [текст] / Д.А. Матазов: Образование в современной школе. – 2005. – №1. – с. 24–28 – ISBN – (не найден) 32. Никольсон П., Толерантность как моральный идеал [текст] / П. Никольсон: «Вестник» УрМИОН. – 2002. 5–9 с. – ISBN 5–901650–02–6. 33. Немов Р. Психология [текст] / Р. Немов / учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1 Общая психология. – 3-е изд. – М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2002. – 185 с. – ISBN –5–305–00067-X 34. Овчинникова Ю. Единство разных: Материалы по формированию установок толерантного сознания в молодежной среде [текст] / Ю. Овчинникова: Школьная библиотека. – 2004. – №3. – с. 63–68; №5. – с. 58–60 – ISBN – 978–5–7749–0529–4 35. Пчелинцева И. Толерантность и школьник [текст] / И. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2003. – 143 с. – ISBN –978–5–9516–0272–5 36. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? [текст] / И. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2001. – 153 с. – ISBN –978–5–902284–26–0 37. Реброва Е. Искусство жить рядом с непохожими [текст] / Е. Реброва: Библиотека в школе, 2004, №20, с. 17–18 – ISBN – 978–5–353–02878–9 38. Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру [текст] / Э. Риэрдон Бетти. М. – 2001. – 95 с. – ISBN -21–09–3–0 39. Руднев В. О формировании толерантности у юных россиян [текст] / В. Руднев: Библиотека учителя словесности. – 2001. – №4. – с. 95–98I – SBN 5–02–018496–9 40. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. [текст] /Л.И. Семина: Семья и школа. 2001. №№11–12, с. 36–40. – ISBN – 5–04–004336–8 41. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь… [текст] / Н.П. Слободяник: Практическое пособие. – М.:Генесиз. – 2003. – 285 с. – ISBN – 5–85297–016–6. 42. Соловейчик А.С. Простое – непростое слово [текст] / А.С. Соловейчик: Библиотека в школе, 2004, №20, с. 2 – ISBN – (не найден) 43. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. М. – 2000. – 266 с. – ISBN – (не найден) 44. Степанов П. Как воспитать толерантность? [текст] / П. Степанов: Народное образование, 2001, №9, с. 91–97; 2002, №1, с. 159–165 – ISBN -5–8429–0106–4 45. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия [текст] / Л. Тубина: Воспитание школьников. – 2003. – №3. – с. 33–35 – ISBN – (не найден) 46. Тыртышная М. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности [текст] / М. Тыртышная: Классный руководитель. – 2005. – №5. – с. 125–129 // Классный руководитель. – 2005. – №4. – с. 125–129 – ISBN -978–5–222–13294–4 47. Уланов В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека [текст] / В. Уланов: Директор школы. – 2004. – №2. – с. 43–49 – ISBN – (не найден) 48. Шадриков В.Д. Способности человека [текст] / В.Д. Шадриков. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК. – 1998. – 92 с. – ISBN – 5–88439–015–7 49. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации [текст] / П.М. Якобсон. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК. – 1998. – 86 с. – ISBN – (не найден) [1] Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений [текст] / В.С. Агеев.- М.- 1983.- 453 с [2] Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [текст] / А.Г. Асмолов// Толерантность в общественном сознании России. - М. - 1998. – 231 с. [3] Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность [текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.- 2001.–243 с. [4] Бондырева С.К. Толерантность Введение в проблему [текст] / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. - М.- 2003-523 с [5] Васильева – Гиагнус Л. Азбука вежливости [текст] / Л. Васильева - Гиагнус. – М.: Педагогика.- 1990.-412 с [6] Пчелинцева И. Толерантность и школьник [текст] / И. Пчелинцева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.- 2003.- 143 с. [7] Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в школе [текст] / А.И. Иванова. Творческий центр. Москва. 2004. 400 с [8] Реброва Е. Искусство жить рядом с непохожими [текст] / Е.Реброва: Библиотека в школе, 2004, №20, с.17-18 [9] Степанов П. Как воспитать толерантность? [текст] / П.Степанов: Народное образование, 2001, №9, с.91-97 [10] Уланов В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека [текст] / В.Уланов: Директор школы.- 2004.- №2.- с.43-49 [11] Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006 г., с 17. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|