РУБРИКИ |
Состояния тревожности у педагогов |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Состояния тревожности у педагоговСостояния тревожности у педагоговСостояния тревожности у педагоговВ психологической литературе имеются различные определения тревожности. Большинство исследователей сходятся в том, что нужно рассматривать это понятие дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом динамики его переходного состояния. А.М. Прихожан пишет, что тревожность – это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия... Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента" [1]. По определению Р.С. Немова, "тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях" [2]. Л.А. Китаев-Смык отмечает, что "широкое распространение получило... использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: "тревожности характера" и "ситуативной тревожности" [3]. Таким образом, необходимо дифференцировать два вида тревожности: свойство личности и состояние в какой-либо определенный момент, связанное с конкретной ситуацией. Первую можно определить как личностную тревожность, а вторую – как ситуативную. Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика – склонность или тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревожности различного уровня. Как реактивная диспозиция, личностная тревожность "активизируется" при восприятии определенных "угрожающих" стимулов, связанных со специфическими ситуациями: потерей престижа, снижением самооценки, утратой самоуважения индивида и другими [4]. Ситуативная тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, вызванными конкретной ситуацией и сопровождаемыми активизацией вегетативной нервной системы, учащением сердцебиений, повышенным потоотделением и т.д. Состояние тревожности как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию может быть различной интенсивности и достаточно динамично и изменчиво во времени. Тревожность непосредственно связана с риском возникновения неврозов. Она является одним из факторов риска, оказывающих неблагоприятное влияние на адаптационные возможности организма в стрессовых ситуациях [5]. Существует несколько способов измерения тревожности. Среди них методики для диагностики взрослых (Спилбергер, Тейлор, Хекхаузен, Ханин и др.) и детей (Тэммл, Дорка, Амен) [6, 7]. Основой разработанной нами модифицированной шкалы, измеряющей тревожность как свойство личности и как эмоциональное состояние, послужили стандартизированные опросники Спилбергера "Состояние и свойство тревожности" (STAI: State-Trait Anxiety Inventory, C.D., 1970) и шкала проявлений тревожности Дж. Тейлор (1953). Подобные шкалы сумматорного типа использовались социологами для оценки отдельных состояний (С.Г. Вершловский) [8], но нам неизвестны случаи их использования применительно к уровню тревожности в целом. Предлагаемая методика позволяет оценить общий уровень социальной (личностной) и ситуативной тревожности по самооценке частоты проявления тех или иных психофизиологических состояний. Она использовалась Социологическим центром в течение двух лет для оценки уровня тревожности различных субъектов образовательной ситуации: выпускников девятых и одиннадцатых классов школ г. Тольятти и родителей учащихся [9-11]. В ходе исследований корректировался перечень показателей шкалы – были исключены некоторые слабодиагностичные составляющие. Специфика предлагаемого нами метода заключается в том, что выявляемые уровни тревожности использовались для определения степени не индивидуальной (на личностном уровне), а социальной (групповой) тревожности (минимальный размер группы – учебный класс); полученные данные для школьников соответствуют экспертным оценкам родителей и педагогических работников. Тест-ретест различных категорий респондентов показал надежность и диагностическую ценность шкалы. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: "Насколько часто вы испытываете те или иные состояния?", оценив по 4-балльной шкале частоту переживания 10 психофизиологических состояний: из них 5 являются индикаторами ситуативной и 5 – диспозиционной тревожности. В 1998-1999 учебном году Социологическим центром управления образования администрации Центрального района было проведено исследование, посвященное проблемам социальной и профессиональной адаптации педагогических кадров города [12]. Данная методика была использована для замера уровня социальной тревожности учителей г. Тольятти. Была построена репрезентативная выборка с учетом соотношения молодых педагогов и педагогов со стажем; предельная ошибка выборки 3,5% для уровня значимости 0,01. Массив данных составил 1319 анкет. Результаты самооценки психофизиологических состояний педагогов представлены в табл. 1. Оценки самочувствия, как индикаторы адаптационного процесса, дают информацию о его эффективности для различных когорт педагогов. Таблица 1. Оценки педагогами психофизических состояний, % ответивших
|