РУБРИКИ

Современное состояние психолого-педагогической антропологии как отрасли человековедения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Современное состояние психолого-педагогической антропологии как отрасли человековедения

Современное состояние психолого-педагогической антропологии как отрасли человековедения

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет (ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Факультет дошкольного образования

Кафедра теоретической и прикладной психологии






Реферат

на тему:

«Современное состояние психолого-педагогической антропологиии как отрасли человековедения»



Исполнитель:

студентка 1 курса группа 101

дневного отделения

фак-та психологии

Занкина К. И.

Научный руководитель:

Шумакова О. А.




Челябинск 2009

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ


Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология», начнем с термина «антропология». Он расшифровывается как «знание о человеке», «наука о человеке» и возник в конце XVIII в. Этот термин был предложен И.Кантом (1724—1804) для обозначения особой автономной области знаний, новой науки — науки о человеке, которой до того времени не было.

Антропология — это специальная наука о человеке как сложном и чрезвычайно значительном феномене.

Самостоятельной наукой, признанной как реальное научное человековедение, антропология стала благодаря Чарльзу Дарвину (1809—1882) лишь в середине XIX в. Свои представления о человеке, его развитии, изучающей его науке — антропологии Ч.Дарвин изложил в различных публикациях, прежде всего, в основном труде своей жизни «Происхождение видов путем естественного отбора». Комплекс разнообразных человековедческих знаний, который очень быстро накопила антропология, объективно сделал ее универсальной наукой о человеке — одновременно синкретичной и динамичной.

Сегодня существуют философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая и другие антропологии. А бывшая универсальной антропология стала лишь одной из человековедческих наук естественнонаучного направления. Она включает в себя расоведение, морфологию человека, антропогенез и, как ни странно, педагогическую антропологию. Этот раздел антропологии дает весьма поучительную информацию для человековедения, в том числе и для педагогики. Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е гг. XIX в. в России. Его впервые употребил Н. И. Пирогов , К.Д.Ушинский. В настоящее время антропологический принцип — один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень профессиональной подготовки учителя.

Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек—человек. Предметом — ребенок как участник воспитательного процесса.

Специфика данной отрасли человековедения состоит в том, что педагогическая антропология сама не открывает ничего нового. Но, следуя за К. Д. Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообразную информацию, имеющую отношение к ребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию. Эта интеграция и эти акценты делают педагогическую антропологию и вечно живой, и постоянно обновляющейся, и актуальной научной дисциплиной.

Современная педагогическая антропология интегрирует все значения названного понятия. Она обогащается за счет различных наук, в том числе и за счет таких «отраслевых» антропологии, как философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая и пр. Традиция философской антропологии — подходить к человеку как целостному, уникальному явлению — один из ведущих принципов современной педагогической антропологии. Концепция О. Больнова, трактующая человека как существо, изначально имеющее потребность и способность активно включаться в процесс воспитания, наиболее близка и органично интериоризирована российской педагогической антропологией. В то же время подходы и иных антропологии существенны для педагогического человековедения, поскольку позволяют ярче представить отдельные грани, различные ипостаси человека и ребенка.

Подход к психолого-педагогической подготовке студентов, ориентированный на предметное добавление дисциплин, при отсутствии целостного подхода к изучению человека, его психики и взаимосвязи душевного и физического, несостоятелен. Необходима «целостная фундаментальная учебная дисциплина Психолого-педагогического профиля, преемственно решающая задачи развития, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, использующая теории и технологии самопознания. Содержание указанной дисциплины будет определяться областью целостного человекознания, а также включать обучение культуре внутреннего мира человека и культуре взаимодействия с окружающим миром».

Они исходили из того, что в системе антропологически ориентированных наук об образовании главное место должно принадлежать психологии, дающей педагогу знания о развитии человека и о специфике педагогического руководства этим о развитии человека и о специфике педагога должно быть максимально профессионально ориентированным, т. Е. психология должна стать составной частью педагогической антропологии.

Курс педагогической антропологии может интерпретироваться «как помогающий самоопределению человека, познанию им своей природы, собственного Я, механизмов осуществления себя как индивида, личности и индивидуальности, как телесного, душевного и духовного существа, пониманию им проблем собственного развития, путей и способов их решения, роли и места механизмов педагогической регуляции в этих процессах».

Студенты должны получить представления о современном состоянии и основных направлениях отечественной и зарубежной психологической науки.

Интеграция знаний о человеке как образовании целостном, о его жизни в гармонии с собой и окружающим миром, обретении способности к пониманию самого себя и путей самосовершенствования и пониманию каждого конкретного ребенка должны стать целью современной психолого-педагогической антропологии как учебной дисциплины. Достижения поставленной цели лежит в решении нескольких задач: введение обучаемых в современную научную дискуссию о человеке как целостном образовании, о его психики, о развитии личности и целостном проживании собственной жизни, раскрытие психологических проблем относительно познания самого себе и другого человека, отработка умений и навыков самопознания, самопознания, самосовершенствования обучаемых.

Существует необходимость создания особой дисциплины, изучающей психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание его субъективного мира, который и должен стать предметом нового направления – психологической антропологии. Освоение такой дисциплины должно дать возможность понимания реального индивида в различных жизненных ситуациях, и совместной деятельности.

Основная цель курса в том, чтобы дать студенту целостное знание о человеке на основе самопознания.

Педагогическая антропология представляет собой систему антропологически ориентированных наук об образовании, где психология является главной составной частью. Следовательно, психологическое образование педагога должно быть профессионально ориентированным.

Педагогическая антропология как учебная дисциплина в системе высшего образования стала разрабатываться в России параллельно с возрождением педагогической антропологии как самостоятельной области знания в начале 90-х гг.

При всем многообразии подходов, все учебные курсы педагогической антропологии, с одной стороны, ориентированы на реализацию тезиса К. Д. Ушинского, согласно которому воспитать человека во всех отношениях можно только изучив его во всех отношениях.

Педагогическая антропология как отрасль научного знания находится в стадии разработки и дисциплинарного оформления.

Воспиатние человека невозможно без постижения его сущности, без понимания его природы. Изучение человека как воспитателя и воспитуемого, как субъекта образовательной деятельности, - основная функция педагогической антропологии – области человекознания, находящейся в настоящей момент в процессе обретения дисциплинарного статуса, разработки методологии, теории, содержания, дифференциации основных направлений исследований.

Педагогическая антропология в ясном виде существует в России с последней трети ХIХ в. Каждый период ее развития привносил новые подходы к ее интерпретации. Впервые термин «педагогическая антропология» был употреблен в 1868 г. К. Д. Ушинским, который в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» открыто заявил, что в основе воспитания человека должно лежать целостное человекознание, что педагогика как наука невозможна без изучения человека во всех отношениях. К. Д. Ушинский не считал педагогическую антропологию самостоятельной наукой, синтезирующей знания о человеке. Он видел в своей педагогической антропологии методологическое основание педагогики, синтезирующее и систематизирующее знание о человеке и вооружающее этими знаниями педагогику.

Педагогическая антропология помогает расширить образовательные возможности каждой личности, помогает человеку осознать свою уникальность, ориентирует педагогику на построение индивидуальной траектории образования для каждого человека.

К началу семидесятых годов психологическая антропология забрела, казалось бы, в полный тупик. Проблема состояла в том, что культурное и психологическое оказалось невозможно изучать в неразрывном единстве. Если вычесть постмодернистскую критику, которая была скорее публицистикой, беллетристикой, но не наукой, то антропология раскололась на две составляющие: символическую антропологию и когнитивную антропологию. Первая принялась изучать культуру как систему значений, не интересуясь тем, как эти значения отражаются в сознании индивидов, то есть, поставив между культурой и психологией непроницаемый барьер и отказавшись рассматривать какие либо психологические проявления в рамках науки антропологии. При этом было принято считать, что психология не проявляет ни малейшего интереса к антропологическим исследованиям.

Такое впечатление имело под собой основание и антропологи прикладывали титанические усилия для того, чтобы разбить эту стену непонимания и заинтересовать психологов своими исследованиями. Но правдой является и то, что сама психология переживает острый кризис и независимо от антропологии обращается, в поисках выхода, к тем казавшимся ранее периферийными отраслям психологии, которые изначально признавали, что культура в той же мере является источником психологического, как и биология. Это направление вылилось в культурную психологию, которую начиная с девяностых годов можно рассматривать как составную часть психологической антропологии.

Неструктурированность исследовательского поля ведет нас к неизбежной терминологической путанице. Но это было бы еще полпроблемы. Авторы заимствуют друг у друга терминологию, вставляя ее в новый смысловой контекст. При этом данные контексты могут быть взаимоисключающими. Поэтому нам нередко придется затрагивать то или иное понятие, поясняя его применительно к данному контексту, а развернутое его определение давать ниже, когда речь пойдет о концепции автора данного понятия.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д..

Современная психология – это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ


Современная отечественная психология переживает этапный момент своего развития. Идет интенсивное проникновение психологии в различные области человеческой деятельности - в политику, образование, бизнес, управление, рекламу и т. д.; стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению.

Психология перестает быть только академической наукой, областью занятий сравнительно немногочисленного профессионального сообщества. Она все более обретает облик массовой деятельности, становится подлинно практико-ориентированной наукой, призванной решать конкретные человеческие проблемы в различных сферах жизни.

Происходящий парадигмальный сдвиг *в системе ориентаций современной психологии ставит ее перед лицом принципиально новых теоретических проблем, наиболее важные из которых центрируются вокруг, может быть, самой главной сегодня проблемы - психологии развития человека.


АНТРОПОПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ


Антропопсихология – это не только последовательно и обосновано выстроенная психологическая модель человеческой реальности, но и система общенормативных представлений о траектории и динамике человеческой жизни. Согласно концепции развития субъективной реальности в онтогенезе жизненный путь человека представляет собой последовательность двух этапов (биографических эпох). На первом этапе человек овладевает внутренними (телесными, психическими) и внешними (социокультурными) обстоятельствами своего существования, только становится субъектом собственной жизнедеятельности. Апогеем и одновременно переломным моментом первой фазы является точка «обретения души», открытия собственного Я. Социальной фиксацией вступления человека в новое качество в традиционных обществах являлись обряды инициации и посвящения, символизирующие переход от «безответственного детства» к необходимости самоопределения и полноте ответственности за свою жизнь.

*Парадигма- система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.

Основа интегральной психолого-педагогической антропологии сегодня - типы отношений человека к человеку и человечеству. Они рассматриваются в пространстве жизнедеятельности, пространстве опыта и пространстве времени.


Список литературы:


1.                 Ильяшенко Е. Г. История педагогической антропологии в России. Информация взята с сайта www.bim-bad.ru

2.                 Педагогика №2 2006 г.

3.                 Максакова В. И. «Педагогическая антропология»

4.                 С.В. Лурье. Психологическая антропология - Раздел 2. Информация взята с сайта www.svlourie.narod.ru

5.                 Психологический словарь. Второе издание. М 1990 г. Под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.