РУБРИКИ |
Сoзнательное и бессознательное в психике человека |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Сoзнательное и бессознательное в психике человекаСoзнательное и бессознательное в психике человекаБЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По общей психологии По теме «Сознательное и бессознательное в психике человека» Студентки первого курса Заочной формы обучения СОЛТАН ОЛЬГИ МИХАЙЛОВНЫ.
Преподаватель: Беспанская Е.Д. № зачетной книжки: 544328 Адрес: Г.Минск Пр.Партизанский 56-51 220026 Тел. 2855502. ПЛАН: 1 Введение. 2 Понятие психики. 3 Структура психики 4 Сознание 5 Самосознание 6 Осознаваемость предметов и явлений 7 Бессознательное 8 Личностное и коллективное бессознательное 9 Взаимодействие сознания и бессознательного 10 Заключение 11 Литература. 1. Психика возникла и формировалась, как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде. Психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается. Только в процессе общения ребенка с другими людьми, усвоения культуры, в процессе деятельности формируется и развивается психика человека. Психика человека проявляется как отражательно-регуляционная деятельность, обесп6ечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. 2. Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъекта объективного мира, построения субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Благодаря психике субъекты получают информацию об окружающем мире, реагируют на окружающую среду посредством раздражимости, чувствительности и сознания Психика – свойство высокоразвитого мозга активно отражать окружающую действительность и на основе созданного индивидуального образа объективного мира регулировать свое поведение и деятельность. Психика человека – высший уровень эволюционного развития психики. Психика – это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Психика является продуктом мозга, а мозг – орган психики и нельзя не учесть того, что психика является отражением действительности, бытия; а высшая форма психики – сознание человека является осознанием его общественного бытия. Итак, мозг и психика – это предметно одна и таже реальность. Психика объективна, она имеет свои собственные качества и определяется своими собственными законами. 3. Обладая собственным объективным существованием, психика имеет собственную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонтальной организацией. К вертикальной относятся: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное. К горизонтальной – психические процессы, свойства, состояния. 4. Сознание—это высшая, свойственная только лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и его собственного бытия и определяется не непосредственно его тесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Проще сказать, это весь материал, хранящийся в памяти, который доступен воспроизведению. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. Сознание человека помогает ему глубже понять мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно помогает делать заключения и выводы. Сознание всегда активно и интенционально. Эти особенности объясняют: 1 Рефлексы – способность наблюдать за собой, за своим состоянием, т.е. воспринимать себя как объект. 2 Мотивационно-ценностный характер – знание о себе у человека укладываются в какую-либо систему. 3 Самосознание—образ себя. 5. Особая форма сознания – самосознание. Оно помогает человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относится к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием, самовоспитанием. 6. Кроме того, сознание следует отличать от осознаваемости предметов и явлений. Во-первых, в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Явления психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными. Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бессознательными. Если предсознательное – это то, на что не направляется внимание, то бессознательное – то, что не может быть осознано. 7. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, и далеко не все, что воспринимается, управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть бессознательное. Это те процессы, свойства, состояния, которые актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанными с сознательными процессами, также называют психическими. Бессознательное начало, так или иначе, присутствует во всех психических процессах, свойствах, состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлективные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Неосознаваемые образы и восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Есть неосознаваемые мысли, чувства. Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое неосознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. 8. Ученым, который смог представить наиболее полную теорию бессознательного на сегодняшний день, был К.Г.Юнг. Он выделил в бессознательном 2 составляющих: личностное и коллективное. Кроме того, большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд. Личностное бессознательное, по мнению Юнга, возникает в результате собственного опыта человека и содержит вытесненные индивидуальные впечатления и переживания. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких действий – ошибочные действия: оговорки, ошибки, описки при написании и слушании слов. В основе второй группы – непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно связано с неприятными переживаниями. Третья группа относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. В коллективном бессознательном запечатлен общечеловеческий опыт в виде архетипов – универсальных образов поведения, мышления, мировосприятия. Их нельзя обнаружить непосредственно, но они дают о себе знать в сновидениях, видениях, предчувствиях. К.Г.Юнг описал множество архетипов, дав им условные и весьма своеобразные названия: Самость, Персона, Эго, Тень, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Солнце, Мудрец, Герой, Бог, Смерть. Основной архетип – Самость. Она представляет собой ядро психики, вокруг которой объединяются все остальные ее аспекты. Персона – наше публичное лицо, те роли, которые мы играем в соответствии с нашими социальными требованиями. Это наша социальная личность. Тень – обитель всех наших вытесненных из сознания влечений. Эго – комплекс принимаемых представлений о себе. Анимус – совокупность мужских черт, безотчетливо присутствующих в психике женщины; из них складывается некий идеальный образ мужчины. Анима – напротив, образ идеальной женщины, живущий в глубине мужской психике. Согласно Юнгу, архетипы являются структурно-формирующими элементами бессознательного. Коллективное бессознательное принадлежит всем и никому – подобно воздуху, которым мы дышим. 9. Бессознательные явления, вместе с предсознательными управляют поведени6ем, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующего постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: 1. Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения. 2. Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа. 3. Когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может. 4. Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него, в случае непринятия немедленных решений и действий. Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший орган психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением человека участвуют многие различные уровни его психической регуляции. Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательным и другими уровными психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознания. Таковы бессознательные ощущения, восприятия, память, мышления и установки. Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались, но со временем ушли в сферу бессознательного. Третий тип бессознательных явлений – те, о которых говорил З.Фрейд. Это – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции, и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (кроме головного мозга). Второй тип бессознательного можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций. 10. Между сознанием и бессознательным, считают многие направления современной науки, нет непреодолимого противоречия и конфликта. Они являются составляющими психики человека. Ряд образований (например, личностные смыслы) в равной степени относятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считают, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания 11. Литература: 1. «Психология» 3 тома Р.С.Немов. книга первая: Основы общей психологии. Москва. Владос.2001г. 2. «Общая психология» Л.А.Вайнштейн, В.А.Поликарпов, И.А.Фурман, Е.А.Трухан. Минск. Тесей,2005г. 3. «Психология» И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан. Москва, Асамед, 2003г. 4. «Основы общей психологии» Рубинштейн С.Л. Мастера психологии. Питер, 2002г.
|
|
© 2010 |
|