РУБРИКИ |
Сознательное самовнушение как путь к господству над собой |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Сознательное самовнушение как путь к господству над собойПосле формулы: «Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше и лучше», — добавляйте еще: «Люди, которые меня преследовали, не могут меня больше преследовать, не преследуют меня больше»... Вы видите, я сказал вам чистейшую правду: вам достаточно было подумать, что у вас ничего не болит, как боль сейчас же прошла. А теперь вы не должны думать, что она может опять повториться, иначе вы ее снова почувствуете... (Одна из пациенток вполголоса: «Что за ангельское терпение!..»). Все, что мы себе представляем, становится для нас действительностью. Не следует поэтому никогда представлять себе ничего дурного. Думайте: «Моя болезнь проходит», — все равно как во время опытов вы думали: «Я не могу разжать рук»! Чем больше вы думаете: «Я не хочу», — тем неизбежнее достигаете как раз обратного. Нужно говорить себе: «так будет» и усиленно думать об этом. Сожмите кулак и думайте: «Я не могу разжать пальцы», — постарайтесь разжать (пациентка не может), — ну, вот видите, какую ничтожную роль играет ваша воля. (Пояснение): Это важная основа всего метода. При внушении необходимо совершенно исключать волю и обращаться только к воображению, чтобы избегнуть между ними конфликта, в котором воля оказывается всегда побежденной. Увеличивать запас своих сил, в то время как годы уходят, — это хотя и парадоксально, но вполне возможно. Диабетику: Продолжайте ваше обычное лечение. Я хотя и буду применять к вам внушение, но твердо обещать вас вылечить я не могу. (Пояснение): Во многих случаях мне приходилось наблюдать полное излечение диабета внушением. Наиболее замечательно то, что удалось констатировать постепенное уменьшение белка в моче и даже полное его исчезновение. Хотеть и желать — далеко не одно и тоже. Вслед за этим Куэ просит больных закрыть глаза и обращается к ним с тем общим кратким внушением, которое приведено выше в его очерке. Потом снова обходит ряды пациентов и несколькими словами касается специального случая каждого: Первому: «Вы жалуетесь на боли? Послушайте меня: причина, которая их вызывает — безразлично, подагра ли это или что-либо другое — с сегодняшнего дня будет устраняться все больше и больше. Об этом позаботится ваше бессознательное «я». А раз устранится причина, то и боли будут исчезать мало-помалу, пока не останется о них только слабое воспоминание». Второму: «У вас плохо работает желудок, он немного расширен. Я вам уже говорил, что пищеварение будет у вас теперь постепенно налаживаться. Я добавлю еще, что мало-помалу исчезнет и расширение желудка. Организм ваш вернет желудку утраченную им дееспособность и эластичность. Желудок будет принимать постепенно прежнюю форму и все с большей легкостью выполнять те движения, которые необходимы для переправления содержащейся в нем пищи в кишечник. Наряду с этим образовавшийся вследствие расширения желудка мешок будет все больше и больше сокращаться, пища не будет в нем больше застаиваться и процессы брожения в результате совершенно исчезнут». Третьему: «Вам, сударыня, я скажу, что каковы бы ни были причины вашего заболевания печени, — ваш организм справится с ним: С каждым днем они будут устраняться все больше и больше. А наряду с этим уменьшаться и в конце концов совершенно исчезнут и те болезненные явления, которые причиняют вам страдания. Ваша печень день ото дня будет функционировать все более нормально, будет выделять снова щелочь, а не кислоты, в нужной консистенции и в нужном количестве и будет способствовать правильному пищеварению». Четвертому: «Дитя мое, ты меня понял? Каждый раз, как тебе покажется, что у тебя будет припадок, ты услышишь сейчас же мой голос, и он тебе скажет: «Нет, нет, дружок мой, у тебя никакого припадка не будет» — и все сейчас же пройдет, так что ты даже ничего не заметишь...» Пятому: «Я уже вам говорил и еще раз повторяю, что ваша варикозная язва должна зажить. С сегодняшнего дня на дне этой язвы образуется целый ряд расположенных друг подле друга мясистых бугорков, которые постепенно разрастаясь, наполняют собою полость язвы. Одновременно будут разрастаться и края язвы, как в вышину, так и в ширину. Наконец, наступит момент, когда края эти сойдутся, между ними останется лишь отверстие в виде точки или небольшой линии; потом и это отверстие зарубцуется и язва окончательно заживет». Шестому: «Вы говорите, что у вас грыжа? Она может, она должна у вас пройти. Ваше бессознательное «я» позаботится об этом, чтобы разрыв в вашей брюшине постепенно зарубцевался. Рана будет с каждым днем уменьшаться, в конце концов совершенно затянется и грыжа ваша исчезнет». Седьмому: «Что касается вашей глаукомы (может быть, у вас катаракта или какая-нибудь другая глазная болезнь), то говорю вам, что с сегодняшнего дня ваше заболевание будет проходить постепенно. Одновременно с этим вы почувствуете, как зрение мало-помалу восстанавливается, вы будете видеть все лучше, все дальше, все чище и все более явственно...» Восьмому: «Вы говорите, у вас экзема? Эта болезнь должна пройти у вас быстро, очень быстро, — вы слышите? Причина, которая ее вызывает, постепенно будет теперь устраняться. И естественно: раз проходит причина, будет одновременно исчезать и болезнь. Если сейчас в пораженных частях тела вы испытываете боль, зуд и жар, то эти симптомы будут с каждым днем ощущаться все меньше и меньше; вместе с ними исчезнут и выделения. И, наконец, по мере того, как больная кожа будет лупиться и сходить в форме чешуек, ее место займет другая, свежая, эластичная и нормальной окраски...» Девятому: Блуждающая почка. Объяснение аналогичное, что и при опущении матки: растянутые связки примут постепенно нормальную длину. Десятому: Воспаление кишок. «Воспаление постепенно проходит, слизистые выделения уменьшаются, пока в один прекрасный день не исчезнут совсем и не наступит полное выздоровление». Одиннадцатому: Малокровие. — «Количество крови прибавляется с каждым днем, кровь становится все более и более красной и похожей на кровь совершенно здоровых людей. Анемия постепенно проходит, а вместе с ней и сопровождающие ее удрученное душевное состояние». Двенадцатому: «Всякий раз, как вы почувствуете боль, начинайте немедленно говорить: «Проходит, проходит, проходит...», но быстро, очень быстро, как только вы можете. Вы должны научиться применять самовнушение; когда вы проделаете несколько упражнений, я уж вам не буду больше нужен. Если только, конечно, вы не вообразите себе, что я вам необходим...» Тринадцатому: «Опыты проходят у вас очень успешно. Если вы все еще не спите, то только потому, что вы делаете усилия для того, чтобы уснуть. Достаточно тихо бормотать про себя: «Я засыпаю, я засыпаю...» Если этот способ не дает результатов, то, значит, вы не следуете в точности моим указаниям». Четырнадцатому: «Всяческие припадки периодически повторяющиеся вызываются нами самими. Бывали времена, когда все женщины страдали припадками истерии. По примеру своих знакомых или родных они убеждали себя, что они истеричны». Пятнадцатому: Говорить: «Ах, только бы у меня не было мигрени», — это все равно что сказать: «У меня будет мигрень». Шестнадцатому: «Вы страдаете запорами, потому что вы думаете, что желудок у вас не работает; думайте как раз обратное, и вы достигнете желаемых результатов». Семнадцатому: «Все ваши неосновательные страхи должны бесследно исчезнуть. Только в вас самом ключ к полному исцелению. Отгоните от себя все боязливые мысли, отбросьте их от себя, все равно как стряхивают крошки со скатерти. Ни один человек в мире не может на вас повлиять, если вы сами ему не позволите. В следующий раз вы мне не скажете, что вам не лучше: вам должно стать лучше. И не напрягайте никогда своей воли, не употребляйте слов: «Я хочу». Я запрещаю вам это (если вообще я имею право вам запрещать)». Восемнадцатому: Если у вас сломана кость, отправляйтесь сейчас же в больницу. Внушение вам не поможет, оно оказывает действие только на внутренние органы, на мышцы и пр.». Девятнадцатому: «Продолжаете ли вы соблюдать диету?» «Я не люблю молока». «Представьте себе, что вы его любите». Двадцатому: (Третий визит). Будьте совершенно уверены, что зуд у вас больше не повторится. Если вы будете бояться его, конечно, вы его снова почувствуете. Но даже если вам будет совсем хорошо, все равно показывайтесь мне время от времени: я буду следить за тем, чтобы ваше здоровье окончательно окрепло». Двадцать первому: Больной: «Разве можно заставлять себя думать?» Куэ: «Если вы хотите следовать моему методу, вам вовсе не нужно себя заставлять. Все должно идти само собой». Двадцать второму: Больной: «Я не могу говорить — «я могу», когда я думаю, что я не могу». Куэ: «Делайте, что я вам говорю. Ведь я же учу вас, а не вы меня». Двадцать третьему: «У вас бронхит и вы сосете таблетки Вальда, чтобы не кашлять. Прекрасно. Внушение между тем устранит причину вашей болезни». Двадцать четвертому: «Вы обращались к врачу по поводу вашей болезни? Исполняйте в точности его предписания. Да, да, сударыня, нужно одновременно исполнять предписания врача и применять внушение, — одно не мешает другому, — наоборот». Двадцать пятому: «Я не целитель. Я только человек, который вас учит, что нужно вам делать для того, чтобы выздороветь». Двадцать шестому: «Какова бы ни была причина головных болей, от которых вы так страдаете, ваш организм заставит ее постепенно исчезнуть. И по мере того, как будет устраняться причина, вы будете замечать что мигрени становятся все реже и реже, в самые боли все слабее, пока в один прекрасный день они совсем не исчезнут. «Сейчас вы ясно чувствуете, как всякий раз, когда моя рука касается вашего лба, она как будто уносит с собой частицу вашей боли. А через минуту, когда вы откроете глаза, вы почувствуете, что боль совершенно прошла». Двадцать седьмому: «Я совершенно задыхаюсь, в особенности в жаркую погоду». Куэ: «Вы обращались к врачу?» Больной: «К десяти врачам. Они все говорили: У вас это нервное, — но лучше мне все-таки не становилось». Куэ: «Да, это нервное, но мы поможем от этого избавиться». Обойдя, таким образом, по очереди всех своих слушателей, Куэ просит их опять открыть глаза и добавляет: «Вы слышали все мои советы и указания. Чтобы претворить их в действительность, вы должны делать следующее: В течение свей своей жизни, каждое утро перед тем, как встать, и каждый вечер перед самым сном, закрывайте глаза и повторяйте подряд двадцать раз вслух (или хотя бы двигая губами, это совершенно необходимо), отсчитывая механически на бечевке с двадцатью узелками, следующую формулу: «Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше и лучше». Не думайте при этом ни о чем определенном, — слова «во всех отношениях» относятся решительно ко всему. Производите это самовнушение с уверенностью, с твердым убеждением, что вы достигнете того, чего вы хотите. И чем сильнее будет ваша уверенность, тем благоприятнее будут достигнутые вами успехи. Если в течение дня или ночи вы испытаете неожиданно физическую боль или душевное страдание, то скажите себе сами с уверенностью, что вы вовсе не хотите сознательно их увеличивать, а хотите от них избавиться. Вслед за этим постарайтесь остаться одни, закройте глаза и, проводя рукой по лбу, если вам тяжело на душе, или по больному месту, если вы страдаете от физической боли, повторяйте вслух с наивозможно большей быстротой: «Проходит, проходит, проходит...» — до тех пор, пока это окажется нужным. При известном навыке душевная или физическая боль проходит через 20—25 секунд. Если некоторое время спустя вы ее снова почувствуете, начинайте говорить сызнова. Как общую вышеуказанную формулу, так и эту следует произносить все с тою же верой, с той же убежденностью и, главное, без всякого напряжения». В заключении Куэ добавляет еще: «Если прежде вы могли допускать к себе вредные самовнушения, потому что они проникали в вас Бессознательно, то теперь, когда вы постигли сущность метода, вы уже не имеете права этого делать. Если же тем не менее у вас появятся эти самовнушения, то упрекайте только самих себя: ударьте себя в грудь и воскликнете: «Mea culpa, mea maxima culpa!» (Я сам виноват, я сам во всем виноват). В качестве благодарной и восторженной последовательницы «нового метода» и его создателя, я позволю себе добавить еще несколько слов: Если Эмиль Куэ утверждает, что наш главный внутренний двигатель — воображение образует фундамент его «метода», то я, с своей стороны, полагаю, что корпусом его прекрасного здания служат тысячи достигнутых им исцелений, а величественны куполом — та возвышенная истина, которая, будучи благодеянием для людей, является одновременно и данью благоговения перед Творцом: Ваша сила внутри вас... В каждом из вас... Каждый может приспособить «метод» к своим индивидуальным верованиям. Людям религиозным он дает возможность устранять бессознательно воздвигнутые ими самими преграды между ними и Богом. А просто верующий, наряду с сомневающимися, свободомыслящими и даже неверующими, он научает избавляться от физических и душевных страданий простым и легким применением чудесного способа, указанного нашим учителем. Проходит!.. Что же касается тех, кто отвергает метод, не ведая тайны его могущества, то я задам им только вопрос: «разве отвергаете вы электрический свет потому, что до сих пор не знаете (как, впрочем, и большинство еще самых видных ученых), что представляет собою ток, проходящий по проводу?» Ах, вы не знаете еще, вы не можете знать, что этот благословенный метод возрождает нас и телесно, и душевно. Но, применяя его, вы познакомитесь с ним... Он поможет и вам одержать победу! Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 годаНастоящие заметки вызваны желанием, чтобы указания и советы, данные Эмилем Куэ во время его пребывания в Париже в октябре 1918 года, стали известны наиболее широким слоям публики. Оставим на сей раз в стороне множество тех отягощенных телесными и душевным недугами, которые под благодетельным влиянием Куэ испытали облегчение... или совершенно избавились от страданий. Мы остановимся прежде всего на его наставлениях более общего характера. Вопрос: — Я знаком с вашим методом и произношу вашу формулу, — почему не достигаю я никаких результатов? Ответ Э. Куэ: — Вероятно потому, что где-то в глубине души у вас есть бессознательное сомнение, или же вы при самовнушении применяете совершенно излишние усилия. Вспомните, что усилие всегда диктуется волей; привлекая последнюю, вы рискуете тем, что ваше воображение устремится тотчас же в противоположном направлении и вы достигнете как раз обратного тому, чего вы хотите. В.: — Что делать, если вам что-нибудь надоедает? О.: — Если вам что-нибудь начинает надоедать, скажите себе сейчас же несколько раз: «Нет, нет, мне это не надоело, нисколько не надоело, — наоборот, мне это приятно». Вообще говоря, гораздо целесообразнее убеждать себя в положительную сторону, чем в отрицательную. В.: — Безусловно ли необходимы подготовительные опыты и в тех случаях, когда против них восстает своего рода гордость? О.: — Нет, безусловно необходимыми их назвать нельзя, но они чрезвычайно полезны. Хотя некоторым они и кажутся немного наивными, но на самом деле они имеют в высшей степени серьезное значение. Они доказывают следующие три положения: 1. Каждая мысль, возникающая в нашем сознании, становится для нас истиной, склонной превратиться в реальную действительность. 2. В конфликте между волей и воображением побеждает всегда воображение; в этих случаях мы делаем как раз обратное тому, что мы хотим. 3. Мы можем очень легко, без малейшего напряжения, вселить в себя желательную мысль: без всякого труда мы можем думать последовательно — сперва: я могу, а потом: я не могу. Не следует повторять подготовительных опытов наедине. Человек сам не всегда способен создать себе необходимые условия, а неудача может легко поколебать доверие к методу. В.: — Когда страдаешь от болезни, разве можно не думать о ней? О.: — Вам вообще нечего бояться думать о болезни. Наоборот, думайте о ней, но только для того, чтобы сказать: «Я тебя не боюсь». Когда вы входите на чужой двор и на вас с лаем бросается собака, посмотрите ей прямо в глаза, она вас не укусит; если же вы ее испугаетесь и побежите, она непременно вцепится вам в ногу. В.: — Как осуществить то, что хочешь? О.: — Произносите почаще вслух свои желания: «Я буду больше уверен в себе» — и уверенность в вас возрастет; «Память моя улучшается» — и она станет лучше; «Я овладею всецело собой» — вы достигнете и этого. Если же вы будете говорить обратное, то и случится обратное. Все, что человек говорит настойчиво и быстро, превращается для него в действительность (конечно, если только речь идет о разумных вещах). Несколько голосов среди слушателей: Молодая женщина своей соседке: «Как это все просто! Ни одного лишнего слова! Он гениальный человек!» Выдающийся парижский врач окружающим его коллегам: «Я всецело присоединяюсь к мыслям Куэ». Профессор политехникума, чрезвычайно критически настроенный человек, отзывается о Куэ: «Это несомненно большая сила». Да, большая сила, — сила добра. Неумолимый противник всякого дурного, вредного самовнушения, он с неустанной самоотверженностью, активной готовностью и жизнерадостной улыбкой протягивает всем свою руку, помогает развивать индивидуальность и обучает самолечению, — это и составляет характерную сущность его благодетельного метода. Как же не пожелать поэтому, чтобы все услыхали и усвоили себе «благую весть», принесенную Эмилем Куэ? Она пробуждает в каждом человеке огромную индивидуальную силу, способную дать ему здоровье и счастье. Полное развитие этой силы преображает всю жизнь человека. Для тех же, кому удалось уже постичь этот благодетельный метод, отмеченный чудесными достижениями и прославленный тысячами людей, возникает священная обязанность (а вместе с тем и великое счастье) всеми имеющимися в их распоряжении средствами способствовать его распространению среди тех, кто страдает, болеет и плачет и помочь им воплотить его для себя в живую действительность. И, наконец, обращаясь думами к победной, но истерзанной Франции, к ее неустрашимым, но искалеченным защитникам, ко всем тем неисчислимым физическим и душевным страданиям, которые породила война, мы можем только горячо пожелать, чтобы те, кто обладает для этого силами (а «величайшая сила, данная человеку, есть сила творить добро», как сказал Сократ), постарались как можно скорее сделать достоянием каждого народа и всего человечества тот неисчерпаемый источник душевных и физических сил, который заложен в новом методе. Если есть великое благо, которое предназначено для всех, но — увы — известно очень немногим, то разве не великий и не непременный долг для посвященных ознакомить с ним возможно большее число людей? Ведь каждый может испытать на себе неисчислимую пользу метода Эмиля Куэ. Исцелять страдания — само по себе уже великое дело. Но насколько ценнее еще давать страдающим людям возможность начать действительно новую жизнь. В апреле Эмиль Куэ был в Париже. Приводим несколько из его новых наставлений. Вопрос. Одна религиозная женщина спрашивает: «С религиозной точки зрения, я считаю, что мы умаляем нашу веру и Творца, если ставим подчинение его заветам в зависимость от того, что Куэ называет умением или механическим методом: от сознательного самовнушения». Ответ: «С какой бы точки зрения мы ни взглянули, — несомненно одно: наше воображение подчиняет себе нашу волю во всех тех случаях, когда между ними возникает конфликт. Мы направляем его лишь по благому пути, который указывает наш разум, сознательно применяя механический метод, который бессознательно увлекает нас часто на ложный и вредный для нас путь». Собеседница задумывается и замечает: «Да, правда, — сознательное самовнушение может устранять перед нами препятствия, которые мы создаем сами себе, но которые заслоняют от нас лик Божий, все равно как лоскут, повешенный на окно, не дает лучам солнца проникнуть к нам в комнату». В.: «Каким образом побудить близких нам, больных людей применять благодетельное и целительное самовнушение?» О.: «Не следует ни настаивать, ни читать моральных проповедей. Достаточно просто сказать, что я советую им применять сознательное самовнушение с твердой уверенностью в достижении желаемых результатов». В.: «Каким образом уяснить себе и другим, что повторение одних и тех же слов, вроде: я засыпаю... проходит... и т. п. — оказывает действие и притом такое сильное, что им достигается нужный эффект?» О.: «Повторение одних и тех же слов вызывает представление о них, а представление становится для нас истиной и превращается в живую действительность». В.: «Как сохранить и укрепить внутренне господство над самим собой?» О.: «Чтобы овладеть самим собой, нужно думать об этом, а для того, чтобы думать, нужно часто повторять это себе самому, не затрачивая при этом, однако, никаких усилий». В.: «А как наружно сохранить за собой свободу?» О.: «Овладение собой относится как к внутреннему, так и к внешнему миру». В.: «Ведь не может же быть, чтобы человек не испытывал ни печали, ни горечи от того, что он не делает того, что он должен делать. Это было бы несправедливо. Самовнушение не может же... и не должно избавлять человека от заслуженного им страдания». О. (Э. Куэ очень серьезно и решительно): «Конечно, вы правы, этого не должно было бы быть... Но часто бывает... на некоторое время, по крайней мере». В.: «Почему у этого больного, который теперь совсем выздоровел, были прежде все время страшные припадки?» О.: «Он ждал этих припадков, он их боялся. И этим их сам вызывал. Если сейчас он сам себе скажет, что припадков у него больше не будет, то они никогда не повторятся. Но стоит ему подумать обратное, как припадки появятся опять». В.: «Чем отличается ваш метод от других?» О.: «Главным образом, тем положением, что нами управляет не воля, а воображение. Это основа, на которой зиждется все остальное». В.: «Не могли бы вы в нескольких словах резюмировать ваш метод?» О.: «В нескольких словах сущность его сводится к следующему: В противоположность общепринятому мнению, нашими поступками управляет не воля, а воображение (наше бессознательное «я»). Если тем не менее мы часто делаем то, что хотим, то лишь потому, что одновременно представляем себе, что мы это и можем. Если в нас этого представления нет, то мы делаем как раз обратное тому, что хотим. Примеры: чем больше мы, страдая бессонницей, хотим уснуть, тем более мы возбуждаемся; чем больше стараемся воскресить в памяти имя, которое как будто нами забыто, тем упорнее оно ускользает от нас (оно сейчас же приходит нам в голову, как только представление «я забыл» мы заменяем другим «я сейчас вспомню»). Чем больше мы удерживаемся от смеха, тем смех становится громче. Чем сильнее начинающий ездить на велосипеде хочет избегнуть препятствий, тем неизбежнее он на него устремляется. Мы должны научиться руководить нашим воображением, которое в свою очередь руководит нами. Только таким путем мы легко овладеем собой, как нашим физическим, так и душевным миром. Как достичь этого? Только практическим применением сознательного самовнушения. Сознательно самовнушение базируется на принципе: каждая мысль, проникающая в наше сознание, становится для нас истиной и стремится стать живой действительностью. Если человек чего-либо хочет, то он этого рано или поздно достигнет, если будет говорить себе часто, что это придет к нему или, наоборот, исчезнет, — в зависимости от того, идет ли речь о желательном или вредном, совершенно безразлично, в области ли нашей физической или душевной жизни. Ко всем случаям применима одна общая формула: «Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше и лучше». В.: «Но годится ли она для людей, удрученных горем... или для тех, кто страдает от сильной боли?» О.: «Пока вы думаете, «у меня горе», до тех пор вы веселым быть не можете; но для того, чтобы о чем-нибудь думать, достаточно без малейшего напряжения представить себе: «я буду думать сейчас о том-то и о том-то». Что же касается физической боли, то я утверждаю с полной уверенностью, что как бы сильна она ни была, от нее можно избавиться». Входит сгорбленный человек, еле передвигаясь при помощи двух палок; на лице его отпечаток страдания... Аудитория между тем наполняется. Куэ проходит следом за ним. Расспрашивает его и говорит приблизительно следующее: «Вы страдаете два года ревматизмом? Не можете ходить? Успокойтесь. Долго он вас теперь мучить не будет». Проделав с больным подготовительные опыты, Куэ добавляет: «Закройте глаза и повторяйте быстро, как можно более быстро, двигая при этом губами: проходит, проходит, проходит... (одновременно Куэ в течение 20—25 секунд проводит по ногам пациента). Теперь у вас больше ничего не болит, встаньте и идите (больной идет), — быстрее, быстрее, еще быстрее! Раз вы так легко ходите, значит, вы можете и бегать, — бегите, сударь мой, бегите!» Больной действительно бежит, — с радостным, преображенным лицом, — к великому своему изумлению и к не меньшему всех тех, кто присутствовал на сеансе Эмиля куэ в клинике доктора Берильона 27 апреля 1920 года. Одна посетительница тут же рассказывает: «Мой муж долгие годы страдал припадками астмы; он буквально задыхался, мы постоянно с трепетом ждали конца. Врач махнул на него рукой. А вот после одного визита к Куэ он почти совсем избавился от припадков». К Куэ со словами горячей признательности обращается молодая женщина. Пришедший вместе с ней ее врач сообщает, что она несколько лет страдала малокровием мозга; обычные методы лечения не давали никаких результатов. Благодаря же применению сознательного самовнушения болезнь, точно каким-то чудом, совершенно исчезла. Другой посетитель после перелома ноги ходил прихрамывая и все время испытывал сильные боли. Тотчас же после внушения походка восстановилась: он не хромает больше и не чувствует боли. В переполненной аудитории отовсюду раздаются благодарные голоса людей, совершенно исцелившихся или испытавших значительное облегчение после применения нового метода. Один врач: «Орудие исцеления — это самовнушение!» Пожилой господин, член суда в отставке, обращается к сидящей рядом с ним: «Я буквально не нахожу слов... это какое-то чудо!» Другая, избавившаяся от тяжелых страданий, замечает восторженно: «О! я готова на коленях благодарить вас...» Пожилая женщина: «Какое счастье испытать в моем возрасте после всевозможных болезней и слабости новое чувство здоровья и бодрости. На основании собственного своего опыта я утверждаю, что все это может дать нам метод Куэ. И результаты его действительно прочны, действительно длительны, — ведь они объясняются присущей нам самим могущественной силой». Чей то голос, проникнутый благоговейной симпатией, называет Куэ «профессором», — ему это приятнее, чем когда к нему обращаются со словом: «учитель». Молоденькая женщина говорит с восторгом: «Куэ идет прямо к цели и уверенно ее достигает. Исцеляя больного, он совершенно забывает о себе и приписывает заслугу исцеления самому пациенту, которому дает в руки вернейшее оружие и для дальнейшего его применения». Видный писатель, которого просят написать небольшой очерк о благодетельном методе, отказывается решительно, утверждая, что метод в совершенстве изложен его творцом: метод по существу заключается в одном слове, которое при правильном применении одно уже способно избавлять людей от страданий. Это слово «Проходит!» Тысячи больных, которые целиком или хотя бы частично избавились от страданий, подтвердят слова этого писателя. Дама, излечившаяся от тяжелой болезни, добавляет: «Сколько я ни читаю о методе Куэ, я все больше убеждаюсь, что сам он по существу гораздо ценнее. Из него ни слова не выкинешь и к нему ничего не прибавишь. Единственный долг наш — способствовать его широкому распространению. Для этого я сделаю все, что в моих силах». В заключение мне бы хотелось сказать еще следующее: С присущей ему искренностью Эмиль Куэ говорит всем и каждому: «У меня нет никаких флюидов...» «Я ни на кого не влияю...» «Я никогда еще никого не исцелил...» «Мои ученики достигают тех же успехов, что и я...» и т. д.» К этому я хочу добавить с полной искренностью. Да, все мы, ученики Куэ, хотим с помощью драгоценного метода в полной мере оправдать его слова. И когда через долгие — пусть очень долгие — годы дорогой нам всем голос учителя не сумеет больше нас вдохновлять, — все равно творение его — его метод — будет по-прежнему помогать, исцелять и ободрять многие тысячи людей. Он должен стать бессмертным... Великодушная Франция передаст его всему человечеству. Писатель был прав: в одном простом слове заложена истина. Оно одно уже — верное и чудодейственное средство избавления от тяжелых страданий: «Проходит!..» Париж, 6 июня 1920 года В сентябре настоящего года мне попала в руки книга Шарля Боуэна, профессора института имени Жан-Жака Руссо в Женеве. Название этой книги: «Внушение и самовнушение». Автор посвящает ее «с глубокой благодарностью Эмилю Куэ, пионеру и другу человечества». Я ее начал читать и до самого конца не мог оторваться. В ней содержится простой и ясный очерк великого гуманитарного дела, основанного на теории, которая может показаться наивной, насколько она понятна и доступна каждому человеку. И каждый, применив ее на практике, убедиться в ее благодетельном действии. Эмиль Куэ работает неустанно свыше двадцати лет. Сейчас он живет в Нанси, где в свое время он наблюдал за работами и опытами Льебо, родоначальника теории внушения. Больше двадцати лет он занимается одним этим вопросом, — в особенности же распространением метода самовнушения. К началу нашего века Куэ достиг цели своих изысканий: он открыл огромную и всем присущую силу самовнушения. На основании бесчисленных опытов он доказал роль подсознания при органических болезнях. Это совершенно новая мысль, и великая заслуга скромного ученого состоит в отыскании средства против страшных болезней, считавшихся до сих пор неизлечимыми, и против самых тяжелых болезненных ощущений, которые не знали никогда облегчения. Не имея возможности входить здесь в подробные научные рассуждения, я постараюсь показать лишь, каким образом нансийский ученый практически применяет свой метод. В результате многолетней упорной работы и бесчисленных наблюдений Куэ выработал краткую формулу, которую нужно повторять утром и вечером. Произносить ее нужно с закрытыми глазами, приняв позу, удобную для расслабления мускулатуры, т. е. в постели или в кресле, — вполголоса, однообразным тоном молитвы. Эта магическая формула следующая: «Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше и лучше». Повторять формулу следует двадцать раз подряд, отсчитывая на бечевке с двадцатью узелками, играющей роль четок. Эта кажущаяся мелочь имеет большое значение: она способствует механическому произношению формулы, а это особенно важно. Пока человек говорит эти слова, проникающие в подсознание, он не должен думать ни о чем определенном, — ни о болезни, ни о заботах, он должен быть совершенно пассивным, испытывая одно лишь желание, чтобы ему стало действительно лучше. Слова: «во всех отношениях» имеют обобщающее значение. Желание это должно проявляться без особой страстности, без всякого напряжения, но с твердой уверенностью в достижении успешного результата. Применяя самовнушение, Эмиль Куэ отнюдь не обращается к воле, а исключительно к воображению. Воображение играет первенствующую роль, оно неизмеримо могущественнее, чем наша воля, к которой мы привыкли всегда обращаться. «Проникнетесь верой в себя самих», говорит нам мудрый учитель, «будьте уверены, твердо уверены, что все обстоит хорошо». Слова его действительно сбываются: тем, кто обрел веру, слепую веру, укрепленную терпением и выдержкой, в самом деле становится все лучше и лучше. Так как наилучшее доказательство — факты, то я позволю себе рассказать, что испытал я сам, прежде чем познакомиться с Куэ. Повторяю еще раз, что только в сентябре этого года я впервые увидел книгу Бодуэна. После обстоятельного теоретического очерка автор приводит длинный ряд случаев исцеления самых разнообразных болезней: воспаления кишок, экземы, заикания, афазии, воспаление лобной пазухи, длившегося двадцать пять лет и потребовавшего одиннадцати операций, воспаления матки, воспаления яичника, различных опухолей, расширения вен и пр., — в особенности же глубоких туберкулезных язв и чахотки в последней стадии (случай госпожи Д. из Труа, 30 лет, ставшей матерью после полного выздоровления). Исцеления эти в ряде случаев подтверждаются врачами, пользующими больных. Эти примеры произвели на меня глубочайшее впечатление: передо мной было настоящее чудо. Речь шла ведь не о нервных заболеваниях, а о недугах, перед которыми совершенна бессильна медицина. Для меня было полным откровением, что этим путем можно излечить даже туберкулез. В течение двух лет у меня было воспаление лицевого нерва, и я невыносимо страдал от боли. Четыре врача, из них два специалиста, изрекли приговор, который один уже своим вредным влиянием на мою психику способен был только усилить страдания: «Тут ничего поделать нельзя». Эта безнадежность стала для меня, конечно, источником пагубного самовнушения. Усвоив себе формулу: «с каждым днем... и т. д.», я стал повторять ее с такой верой, что она действительно, казалась, была способна двигать горы. Сняв с себя все бинты и повязки, я под дождем и ветром ходил с обнаженной головой по саду и тихо повторял про себя: «Я буду здоров, воспаление нерва пройдет, оно проходит, проходит, оно больше не повторится и т. д. и т. д.». Уже на следующий день я был здоров и никогда с тех пор не испытывал этой страшной болезни, благодаря которой я не мог ступить шагу из дому при малейшем ветерке или малейшей сырости и которая отравляла мне всю жизнь. Я был вне себя от счастья. Скептики скажут: что же тут особенного, все это нервы. Они правы, конечно, я с ними не спорю. Но воодушевленный достигнутым первым успехом, я попробовал применить метод к отеку на левой лодыжке, образовавшейся вследствие якобы неизлечимой болезни почек. Через два дня отек как рукой сняло. Я стал применять тогда самовнушение к своей легкой утомляемости, к угнетенному состоянию духа и пр. и достиг и тут таких поразительных результатов, что у меня было одно только желание: поскорее поехать в Нанси и поблагодарить своего спасителя. Я отправился туда и познакомился с этим выдающимся человеком. Его простота и доброта очаровывают. Он стал моим другом. Я не мог дождаться увидеть его поскорее за работай. Он пригласил меня на свой публичный сеанс. Я услышал нескончаемый поток благодарности. Для него не существует препятствий, он побеждает все болезни: легочные заболевания, перемещения органов, Поттову болезнь (!), астму, параличи, — короче говоря, весь вражеский легион. Я сам был свидетелем, как паралитичка, только что в скрюченной позе сидевшая на стуле, встала и пошла по комнате. Куэ говорил с больными и возбуждал в них веру, огромную, неизмеримую веру в самих себя. Он говорил: «Научитесь лечит себя самих, это в ваших силах, если вы это можете. Я никогда еще никого не исцелил. Вас самих ключ к исцелению, обратитесь к вашему собственному духу, заставьте его служить вашему телесному и душевному благу, — он вас услышит, он вас исцелит, вы будете счастливыми и сильными. После этих слов Куэ подошел к парализованной женщине: «Вы слыхали то, что я говорил? Вы верите, что вы будете ходить?» — «Да». — «Тогда встаньте и идите». Женщина встала, пошла и обошла кругом всего сада. Чудо свершилось. Одна молоденькая девушка, страдавшая Поттовой болезнью, рассказала мне с восторженной радостью, как после трех сеансов ее позвоночник совершенно выпрямился, как она чувствует себя вновь возрожденной, — а ведь еще только недавно она считала себя навек обреченной... Три женщины, исцелившиеся от легочных заболеваний, дрожащим от счастья голосом рассказывают, как они вернулись к работе, к нормальной жизни. Куэ посреди всех этих людей, к которым он относится с любовью, показался мне каким-то существом особого порядка: ведь он ни за что не берет денег, весь свой труд исполняет бесплатно, его исключительное самопожертвование не хочет слышать ни о каком вознаграждении. «Но ведь я же вам должен, — говорю я ему, — ведь я вам обязан всем...». «Ничем, — кроме радостного сознания, что вы и впредь будете здоровы...». Непреодолимую симпатию вселяет этот простой и добрый человек. Взяв меня под руку, он пошел показывать свой огород: он встает очень рано и сам его возделывает. Будучи почти абсолютным вегетарианцем, он с особой любовью осматривает плоды рук своих. А потом опять возобновляет серьезную беседу: «Вы обладаете неограниченной силой духа». Если научиться овладеть ей, то она оказывает благотворное воздействие на наш физический мир. Воображение подобно коню без узды и поводьев. Он впряжен в нашу повозку и способен наделать всяческих глупостей: может понести и убить нас. Но запрягите его как следует и направьте его верной и твердой рукой: он пойдет, куда вы хотите. Точно так же обстоит дело и с воображением. Ради нашего собственного блага мы должны управлять им. Самовнушение, произнесенное вслух, хотя бы тихим шепотом, но непременно сопровождающееся движением губ, есть приказание, которому подчиняется подсознание; это приказание выполняется без нашего ведома, главным образом ночью, — вечернее самовнушение играет поэтому наиболее существенную роль и дает наиболее благоприятные результаты. «Если вы испытываете физическую боль, применяйте сверх этого еще и формулу: «Проходит, проходит...»; произносите ее очень быстро, скороговоркой, поглаживая рукой по больному месту или по лбу, если речь идет о тяжелом душевном переживании». «На психику этот прием оказывает чрезвычайно благоприятное влияние. Призвав таким образом на помощь свое подсознание, вы можете им потом пользоваться во все трудные минуты жизни». В этом направлении мне тоже удалось убедиться на опыте, насколько благотворное действие оказывает новый метод. Вы теперь с ним познакомились. Но вы узнаете его еще лучше, если прочтете названную мной книгу Бодуэна, его брошюру «Сила внутри нас» и, наконец, коротенькую книжку самого Куэ. Если своими строками я сумею пробудить в читателе желание лично отправиться в Нанси, то он, как и я, встретит там и от всего сердца полюбит человека, который единственный, может быть, своей благороднейшей добротой и истинной любовью к ближним воплощает в жизнь заветы Христа. И подобно мне каждый обретет там свое телесное здоровье и душевное благополучие. Жизнь покажется ценнее и прекраснее. А ведь все это стоит того, чтобы произвести опыт. Каким должно быть воспитание детей?Какой бы парадоксальной не показалась на первый взгляд моя мысль, но я утверждаю, что воспитание ребенка должно быть начато до его рождения. В самом деле: если женщина, забеременев, составит себе представление о поле ребенка, который должен появиться на свет, и о тех физических и душевных качествах, которые ей хотелось бы видеть в нем воплощенными, и будет в течение всей беременности это представление в себе поддерживать, то у нее, наверное, родится ребенок соответствующего пола и соответствующего типа. У спартанок рождались только сильные дети, становившиеся в последствии неустрашимыми воинами, так как наибольшим желанием матерей было дать отечеству именно такое потомство. Напротив того, у афинских женщин рождались дети с наклонностью к интеллектуальным интересам: духовные качества значительно преобладали в них над физическими. Рождающийся при таких условиях ребенок чрезвычайно легко воспринимает делаемые ему благие внушения и превращает их в самовнушения, которые впоследствии обусловливают дальнейшее течение его жизни. Следует твердо помнить, что все наши слова и все наши поступки суть не что иное, как результат самовнушений, вызываемых в большинстве случаев внушением примера или слышанного слова. Что же должны делать родители и наставники, чтобы препятствовать проникновению в детей вредных самовнушений и, наоборот, способствовать внедрению благих? Прежде всего — быть с ними всегда ровными и спокойными и говорить, хотя и ласковым, но твердым и решительным тоном. Таким путем легче всего заставить детей слушаться: у них не возникнет при этом желания оказать какое-либо сопротивление. В особенности — и это самое главное — избегайте в отношении к детям грубости: вы всегда рискуете вызвать у них этим самовнушение страха, сопряженного с ненавистью. Избегайте также говорить в их присутствии дурно о ком-нибудь, как это часто слышишь в салонах, где с самым невинным видом перемывают косточки близких друзей. Дети следуют неизбежно дурному примеру, и это может повлечь за собой в некоторых случаях самые печальные последствия. Пробуждайте в детях желание знакомиться с явлениями природы и старайтесь заинтересовать их понятными объяснениями, даваемыми живым, занимательным тоном. Отвечайте с охотой на все их вопросы и не отталкивайте их словами: «Ты мне надоел, оставь меня в покое, узнаешь в свое время». Каков бы ни был повод, никогда не говорите ребенку: «Ты лентяй, ты ни к чему не способен и т. п.». Эти упреки могут вызвать в нем действительно соответствующие недостатки. Если ребенок ленив и плохо учится, попробуйте сказать ему, хотя бы это была и неправда: «Ну вот, сегодня ты лучше, чем всегда, приготовил урок. Старайся, мой милый!» Ободренный этой непривычной похвалой, ребенок несомненно займется в следующий раз более усердно, и мало-помалу, благодаря такому разумному поощрению, действительно станет прилежным. Ни в коем случае не говорите в присутствии детей о болезнях, — вы всегда рискуете тем, что вы их в них вызовете. Разъясните им, наоборот, что нормальное состояние человека — здоровье и что болезнь — аномалия, своего рода недостаток, которого можно избегнуть правильной и умеренной жизнью. Не приучайте детей бояться возможных неприятных ощущений, — холода, жары, дождя, ветра и т. п. Говорите им, что человек может превосходно переносить все, нисколько не страдая и не жалуясь. Не рассказывайте и без того боязливым детям про всякую нечисть: Страх, поселенный в ребенке, может проявиться впоследствии в очень печальной для него форме. Родители, не воспитывающие своих детей сами, должны выбирать для этого лиц, которым они вполне доверяют. Мало еще, чтобы воспитатель любил детей, — нужно, чтобы он обладал именно теми качествами, которые вы хотели бы развить в ребенке. Пробуждайте в детях любовь к труду и к занятиям, — говорите им, что это вовсе не трудно, давайте им все объяснения, как я уже указывал, в понятной и занимательной форме, вводите в них забавный анекдотический элемент, чтобы ребенок всегда с нетерпением ожидал следующего урока. Вселяйте в детей убеждение, что труд необходим человеку, что тот, кто не работает, никому не нужен, что всякая работа доставляет чувство глубокого и здорового удовлетворения, между тем как праздность, которая кажется некоторым такою заманчивой, порождает тоску, неврастению, отвращение к жизни и в конце концов приводит к распутству и даже к преступлению: человек не располагает возможностью удовлетворять те свои страсти, которые вызвала у него праздная жизнь. Научайте детей быть всегда вежливыми и учтивыми со всеми, — в особенности же в отношении тех, кого случайность рождения поставила ниже их, — уважать старость и не смеяться над зачастую связанными с ней физическими и моральными недостатками. Говорите им, что человек должен любить одинакового всех, без различия происхождения, что он должен быть всегда готовым оказать помощь тому, кто оказался в нужде, что он должен думать о других больше, чем о самом себе. Только действуя таким образом, человек, не стараясь даже, обретает внутреннее удовлетворение, которого всю свою жизнь ищет эгоист, но никогда не находит. Вселяйте в детей веру в самих себя, — научите их тому, что перед тем, как что-нибудь сделать, человек должен все хорошенько обдумать и тщательно избегать скороспелых решений. Но затем, однако, обдумав, он не должен уже колебаться и отходить от решений, — разве только если ему докажут, что он заблуждался. Обратите особое внимание ребенка на то, что каждый должен вступать в жизнь с вполне определенной идеей и твердой уверенностью в достижении цели, что благодаря влиянию идеи, он этой цели безусловно достигнет. Но при этом он вовсе не должен сидеть сложа руки: нет, — побуждаемый своей идеей, он просто сделает все, что ему нужно сделать; он воспользуется всеми возможностями или даже одной какой-нибудь малейшей случайностью, пусть это будет хотя бы даже соломинка в руках утопающего. И, наоборот, тот, кто в себе сомневается, ничего достигнуть не может: он фатально делает все для того, чтобы потерпеть неудачу. Чрезвычайно важно, чтобы родители и наставники показывали детям пример. Ребенок в высшей степени восприимчив к внушению. Он делает все, что на его глазах делают другие. Пусть родители удерживаются поэтому от дурных примеров. Как только ребенок научается говорить, заставляйте его произносить утром и вечером по двадцати раз: «Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше и лучше». Эта формула способствует и у детей прекрасному физическому и душевному состоянию. Устранять в детях замеченные недостатки и вызывать в них желательные качества можно чрезвычайно успешно нижеследующим внушением: Каждую ночь, как только ребенок уснет, подойдите к его постели как можно тише, чтобы его не разбудить, станьте на расстоянии около метра подле него и пятнадцать, двадцать раз произносите тихим голосом (шепотом) то, что вам бы хотелось в нем вызвать. «Наконец, я считаю весьма желательным, чтобы наставники каждое утро делали своим воспитанникам нижеследующее внушение. Заставив их закрыть глаза, следует сказать им: «Дети, я знаю, что вы будете всегда вести хорошо, будете учтивы ко всем и будете слушаться своих родителей и воспитателей. Когда они вам что-нибудь велят сделать или сделают замечание, вы его сейчас же исполните и вам это будет нисколько не трудно. Вам кажется иногда, что вам делают замечание для того только, чтобы вам было неприятно. Теперь вы хорошо понимаете, что это делается только в ваших же интересах и поэтому вы всегда будете испытывать только чувство благодарности к тем, кто с этим к вам обращается. Вы полюбите всякий труд, каков бы он ни был. А так как сейчас ваш труд сводится к занятиям, то вы с любовью будете относиться ко всем предметам, которые вы изучаете, в особенности же к тем, которые до сих пор вам не нравились. Когда вы придете в школу и будете слушать учителя, вы устремите все свое внимание, все целиком на то, что он будет говорить и совершенно не будете думать о шалостях или глупых выходках ваших товарищей и сами, конечно, их не будете делать. А так как у вас есть способности, то вы легко поймете и усвоите себе то, что будет говорить вам учитель: все, чему вы научитесь, расположится в порядке на полочках вашей памяти и будет там всегда в вашем расположении: по мере надобности вы всегда сможете воспользоваться оттуда тем или другим. Когда дома вы занимаетесь одни или готовите уроки, относитесь к занятиям так же со всем вашим вниманием и у вас будут всегда наивысшие отметки». [1] Следуя желанию автора, мы пользуемся здесь и в дальнейшем изложении термином «бессознательное» (inconscient), хотя в научной литературе гораздо более употребителен другой соответственный термин: «подсознательное» (subconscient), «подсознание» и пр. (Примеч. переводчика). [2] Сколько всевозможных фобий, самого разнообразного вида и свойства, иногда почти совершенно незаметных, развивается таким путем в широких слоях населения! Сколько излишних страданий мы все, без исключения, сами себе создаем! И при этом повсюду, во всех областях жизни, — и все потому лишь, что сейчас же, «немедленно» не заменяем «зловредные бессознательные самовнушения» — «самовнушениями благими и сознательными», способными устранять наши объективно ничем необоснованные страдания. |
|
© 2010 |
|