РУБРИКИ |
Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детейСпецифика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детейСОДЕРЖАНИЕ: | |Введение ……………………………………………………….. |2 | ВВЕДЕНИЕ. Когда предметом обсуждения становятся эмоции и чувства не приходится указывать, что имеется в виду. Как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции – постоянный спутник человека, оказывающим постоянное влияние на все его мысли и деятельность. Как часто факторы эмоциональной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой. У людей с нарушенной или ослабленной способностью эффективного самоконтроля, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Результаты влияния эмоций у этих людей могут быть самые различные: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья, поэтому возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и аномальных детей. В обосновании АКТУАЛЬНОСТИ выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более повершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. НОВИЗНА данного исследования в том, что исследования эмоционального состояния аномального ребенка на очень низком уровне, а, следовательно, формирование личности умственно отсталого ребёнка, исследование потенциальных возможностей таких детей, к сожалению не распространено. ЦЕЛЬ: на основе исследований специфик эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей определить основные направления действий по дальнейшему исследованию проблемы в дипломной работе. Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач: 1. Провезти анализ литературных источников по проблеме. 2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание. 3. Провести анализ результатов исследования. 4. На основании результатов исследования подготовить практические рекомендации. ГИПОТЕЗОЙ нашего исследования является предположение о том, что при интерпретации результатов аномальных детей будет проявляться специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности у нормальных детей. ОБЪЕКТОМ исследования являются эмоциональные состояния нормальных и аномальных детей. ПРЕДМЕТОМ исследования выступает специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей. Выборочная совокупность: 30 человек: 1. 15 человек - аномальные дети (13 лет вспомогательная школа- интернат для умственно отсталых детей). Диагноз: умственная отсталость в степени дебильность. 2. 15 человек - нормальные дети (13 лет общеобразовательная школа- интернат № 2). Методики: 1. «Изучение высших чувств». 2. «Шкала одиночества». 3. «Эмоциональная память». 4. «Шкала тревоги». ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ : ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. 1.1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ. Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными научному пониманию эмоции продолжают оставаться предметом больших споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории. Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмоциями проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности. Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым
рядом причин. Прежде всего тем, что когда речь идёт об эмоциях, то здесь
наблюдается особый случай: они являются самой интимной специфической
характеристикой психического. Именно в этом отношении эмоции может быть
даже превосходят по своему значению компонент интеллекта; ведь во всяком
случае современные ЭВМ, которые успешно воспроизводят ряд функции
интеллекта, в принципе лишены какого бы то ни было подобия эмоциональности. Можно ли в них обнаружить объективные закономерности, постоянстве регулярность? Кроме того, в истории изучения проблемы эмоций на собственно психологическую её разработку оказывали влияние религия, эстетика и особенно этика. На рубеже нашего века, когда с развитием техники расширились
возможности экспериментального исследования, психология сделала резкий
поворот к этому надёжному источнику знаний. Однако, ограничения, вполне
естественные для экспериментального исследования эмоции, распространились и
на теоретическую разработку проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию,
оставив ей функцию интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций,
втиснутая в рамки экспериментально разрабатываемых проблем, потеряла
системность, широту, а порой и жизненною реальность. Её сосредоточенность
на вопросах, допускающих лабораторное изучение, не разрешает проблем,
которые возникают в сфере воспитания межличностных отношений, аномального
развития личности и в ряде других областей, практической деятельности
человека. Ведь бесспорным является факт, как подчёркивал Г.Х. Шингаров, что Кроме того, познания эмоций и чувств, сосредотачивающих жизнь человека на определённых явлениях, познание внутренних конфликтов и кризисов, приводящих к переоценке идеалов, к решительным поворотам в жизни и тому подобных явлений могло бы способствовать решению задачи общепсихологической теории, а именно - интеграции ее феноменов, процессов, психических функций в целостную личность. Как отмечает В.К. Вилюнас «Одно представляется бесспорным; даже если в этих утверждениях что-то преувеличено: без решения проблемы эмоций разработка общей теории психического невозможна» (11, 6). Чтобы психология эмоций более полно охватывала круг связанных с
эмоциями проблем, необходимы поиски новых направлений теоретического и
экспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи,
важно знать результаты проведенных исследований, овладеть методическим
опытом, накопленным в психологических лабораториях, «...чтобы глава об
эмоциях заняла в психологической науке место, которое соответствует
положению и значению эмоций в реальной жизни», как подчёркивал В.К. Вилюнас 1.2. ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ. 0б односторонности современных зарубежных теорий эмоций в какой-то
мере свидетельствуют сами названия: «психоаналитическая» (Фрейд, Холт, За последнее время накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинают проступать очертания целостной системы. Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений
принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Теория Вундта критиковалась американским психологом Титче-нером, который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие, остальные все чувства Вундт выдумал. Известный немецкий психолог Циген показал, что чувство является свойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства: качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон, это и есть не что иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее в различной степени наши ощущения. Представители интроспективной психологии по-разному определяли основные свойства эмоциональных явлений. Это, конечно, обусловлено особенностями самого метода самонаблюдения, применяя который трудно найти адекватное решение данных проблем. Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский
психолог Уильям Джемс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далее
тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует
телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон отверг теорию Дже-мса-Ланге. Центральная теория эмоциональных переживаний, которая получила название "таламической теории Коннона и Барда", была выдвинута в противовес идеи отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этой теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе. Такой подход к эмоциям положил начало плодотворным исследованиям, которые привели ко многим сенсационным открытиям. Физиологический подход к эмоциям предполагает выяснение всего структурного аспекта этих явлений. Интересно другое направление в психологии, выяснявшее функции эмоции. В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Он подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические исследования, чтобы приблизится к общему пониманию в отношении человеческих эмоций. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека. Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие, критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций. Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом. Таковы основные взгляды, которые заслуживают внимания, на природу эмоций, их функций, структуру в зарубежной психологии. 1.3. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. "Продукт" в данном понимании - нечто субстанциональное. Это особого рода функциональные состояния. Эмоциональные процессы - один из видов этого состояния. Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов: 1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров). 2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев). 3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов). Согласно первой точки зрения специфичность эмоций заключается в
переживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. считал, что "чувства
выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он
познаёт и делает" (30, 385). Чувства выражают состояние субъекта и
отношение к объекту. "Психические процессы взятые в конкретной целостности, Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются
специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А. Эмоции возникают при очень сложном взаимодействии объекта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считает Батурина Г.И., эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания: "В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок" (6, 109). Рассматриваемые определения эмоций психолог Л.М. Веккер считает недостаточными. По его мнению, эмоциональные процессы - это непосредственное отражение человека к действительности. Веккер Л.М. предлагает двухкомпетентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный и субъективный компоненты. Когнитивный компонент – это психическое отображение объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективный компонент – это отображение состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Веккеру Л.М."...во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту... Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношения субъекта к объекту..."(7, 66). Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психолог Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Кроме того, в отечественной психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. Симонов П.В. разработал формулу эмоций (Э = – П/Н–С) – где П – потребность, Н – необходимость, С – существующее отдельное эмоциональное явление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции – потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня. С формулой эмоций Симонова П.В. не соглашается Б.И. Додонов, который считает, что "...мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой измерительной формулой" (14, 45). Б.И. Додонов подчёркивает, что психология должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е. предметом изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. С этой точки зрения, Б.И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция – это оценка, необходимая "...для существования организма и личности, для организации их поведения" (14, 16); с другой стороны – это положительная самостоятельная ценность, т.е. ценность цели деятельности. Отечественные психологи подчёркивают и значение тех физиологических
механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных
процессов. Крупнейшим специалистом в этой области являлся академик П.К. Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния, его характерное внешнее выражение" (5, 317). В работах отечественных исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни и др., раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных состояний в психической структуре личности, их связь с психическими процессами и психическими свойствами личности. Таковы основные направления исследования эмоций в отечественной психологии. Говоря об исследовании чувств, отечественными психологами, следует
отметить, что большинство авторов – С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Высшие социальные эмоции или чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности. Чувства условно делят на этические (моральные, нравственные), которые формируются в процессе воспитания; интеллектуальные (познавательные), которые можно рассматривать, как двигатель процесса человеческого общества; эстетические, в основе которых лежит способность к восприятию гармонии и красоты. Другой подход к эмоциям и чувствам содержится у А.Н. Леонтьева, который делит их на аффекты. Чувства, по А.Н. Леонтьеву, являются подклассом эмоциональных процессов. Основная их особенность в предметности. Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и др.) считают, что основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности, которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в- третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены. Другие учёные (С. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.П. Фортунатов) считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой, глубиной, динамичностью. Отечественные психологи дают научное объяснение природы эмоций и чувств, хотя в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велись дискуссии, да и сейчас ведутся по вопросам: что относить к эмоциям? Где их искать? Чем они детерминированы? Кроме того, эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. И основная трудность изучения эмоций – в их глубоко интимном содержании. Но, несмотря на это, отечественные психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя ещё очень много нерешённых проблем. 1.4. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ. Основные моменты развития чувств в школьном возрасте заключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и характера деятельности школьника; меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни школьника; возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности школьника. Разительные перемены в психическом развитии ребёнка, происходящие в относительно короткий отрезок времени, не является редким явлением. К такого рода переменам относится перестройка в отношении чувств, наблюдающаяся у семилетних детей. Школьник следит за своим внешним видом, соответствующим состоянием учебных пособий и "орудий" учебного труда; он озабочен тем, что нужно рано встать, чтобы не опоздать в школу. В период обучения познавательная деятельность учащихся, осуществляемая изо дня в день, является источником развития познавательных чувств и познавательных интересов. Формирование моральных чувств школьника обусловлено его жизнью в классном коллективе. Опыт нравственного поведения становится определяющим фактором формирования моральных чувств. Эстетические чувства школьника развиваются на материале уроков и вне их – во время экскурсий, туристических походов, посещения музеев, концертов, просмотра спектаклей. Учащийся школы очень энергичен, его энергия не поглощается без остатка учебной работой. Избыток энергии проявляется в играх и различных занятиях ребенка. Разнообразная по содержанию деятельность школьника порождает целую гамму обогащающих его чувств и переживаний, является предпосылкой формирования на её основе склонностей и способностей. Основные возрастные особенности эмоциональных реакций, состояний и чувств школьника сводятся к следующим: а) по сравнению с дошкольниками понижается эмоциональная возбудимость, причём это происходит не в ущерб содержательной стороне эмоций и чувств; б) начинает формироваться такое чувство, как чувство долга; в) расширяется круг представлений и хороших знаний, и происходит соответствующий сдвиг в содержании чувств – они вызываются не только непосредственном окружением; г) повышается интерес к предметному миру и к тем или иным видам деятельности. Типичным для детей подросткового возраста является то, что с периодом полового созревания у них значительно повышается эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, импульсивность. Характерным для подростка является то, что он часто совершает действия и поступки под непосредственным влиянием чувств и переживании, захватывающих его полностью. Возникающее у подростка половое влечение выражается в возникновении интереса к представителям другого пола. У некоторых школьников – подростков наблюдается "влюблённость На фоне возрастных особенностей эмоциональной сферы подростков выступает дифференциация чувств по всем их показаниям: содержанию, глубине, полноте и формам их проявления. Характеристика развития чувств подростка, по существу, не возможна
без учёта весьма интенсивно происходящего развития самосознания подростка. Стремление подростка к острым переживаниям, переживанию опасных ситуаций – это очень типично для подросткового возраста. Не случайно они так тянутся к приключенческой литературе и книгам о героях, читая которые, они сопереживают. Это сопереживание –так же существенное проявление эмоции и чувств подростка: сопереживание способствует их дальнейшему развитию. Увлечение подростков любимыми героями книг вызывает стремление подражать им. Увлечённость кем-то или чем-то – типичная черта типичного облика подростка. Причём эта увлечённость, очень ярко эмоционально окрашенная, нередко приводит к поступкам, не соответствующим возможностям подростка и неразумным по существу. Эта же увлечённость (сплошь и рядом внешними качествами людей и внешними их проявлениями), часто является основанием для ошибочной оценки их личности. Эмоциональная обусловленность этих оценок, их субъективизм – часто наблюдающееся явление. У подростка отмечается также обострённая чувствами тревожность, требовательность к себе, не всегда, особенно при отсутствии надлежащего влияния воспитателя, находящая нужное и полезное применение. Это проявляется в повышенной требовательности подростков к своим сверстникам. Требовательность и импульсивность проявляются как у мальчиков, так и у девочек подросткового возраста и, следовательно, представляют собой их возрастные особенности, черты. Импульсивность, в частности, проявляется в том, что возникшие желания реализуются, как правило, сразу, без всяких раздумий и задержек. Нередко следствием этого являются ошибочные решения и поступки. В период отрочества усиленно развивается чувство товарищества, часто перерастающее в чувство дружбы, выражающееся в такой системе отношений, при которой все – радости и печали, успехи и неудачи, переживаются сообща. Процесс становления системы отношений – отношений к себе самому, к миру, к людям, непосредственно выражающийся в развивающихся чувствах, – охватывает не только подростковый, но и возраст ранней юности. Преемственность развития чувств и эмоций в пределах школьного возраста хорошо иллюстрируется развитием чувств у подростков и в юности. Но эта преемственность не исключает и своеобразия развития эмоциональных проявлений личности в каждый возрастном период. Преемственность в развитии чувств выражается в том, что продолжается развитие всех видов чувств, продолжают действовать как решающий фактор эволюции чувств их воспитание, жизнь и деятельность в коллективе, а также все возрастающая роль самовоспитания; наблюдается дифференциация чувств как в плане развития их содержания и форм проявления, так и их индивидуализации, т. е. их неповторимого своеобразия, достигающего наиболее яркого выражения у старшеклассников. Своеобразие развития чувств в подростковом возрасте представлено следующими сторонами и проявлениями: а) особенно интенсивным развитием морально-этических и эстетических чувств; б) усилением значения чувств и переживанием в формировании убеждений; в) формирование чувств в условиях общественно полезного и производительного труда; г) устойчивостью и глубиной чувств, принципиальностью отношений и оценок. Формирование чувств, их воспитание – одна из самых сложных воспитательских задач. Равной по ее значению является только одна задача – формирование убеждений. Психология воспитания чувств разработана недостаточно, но положения, которые ориентируют воспитателя в подходе к решению этой задачи, ясны. Здоровая, полнокровная в своём содержании жизнь ребёнка – основа основ формирования его чувств, являющимся одним из очень сильных внутренних стимулов-мотивов его волевой деятельности. Формирование чувств, происходит в неразрывной связи с развитием личности, которая совершенствуется в процессе деятельности. СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ АНОМАЛЬНОГО РЕБЁНКА. 1.5. КРАТКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ЭМОЦИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Развитие комплекса мероприятий, проводимых в целях охраны детского организма, предупреждение болезней и применение наиболее совершенных методов лечения снижают количество детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии. Однако, в силу не преодоленных еще полностью вредных факторов, влияющих на детский организм, у нас имеются умственно отсталые дети. Отечественная психология движимая гуманными целями, стремится помочь воспитанию детей имеющих тот или иной дефект, найти пути для развития всех положительных сторон личности аномального ребёнка, чтобы дать ему возможность стать полезным членом общества. Изучение процесса развития умственно отсталого ребёнка помогло понять
это развитие не как проявление предопределённых задатков или недостатков,
не как вариант нормы, но как результат заболевания, которое и создало
своеобразие развития. Однако и это своеобразное развитие, как показали
исследования, проведённые психологами А.Р. Лурия, А.Л. Леонтьевым, Л.С. ... Однако нет сомнения в том, что многие природные задатки являются
важнейшим условием для развития этих сложных функциональных систем " (26, Исследования, проведённые коллективом психологов (Г.М. Дульнева, Б.И. Развитие школьников прослеживается в их своеобразии и служит улучшению практики воспитания и обучения аномальных детей. Большое внимание вопросу о взаимоотношении обучения и развития уделяется в исследованиях, проводимых под руководством Л.В. Занкова. Л.В.Занков на примере изучения школьников, показывает огромное влияние правильно организованного обучения на развитие познавательной деятельности детей. Особенности развития умственно отсталого ребёнка показаны в работах Биологический аспект предполагает необходимость тесной связи детской психиатрии с такими сложными науками, как эмбриология, биохимия, медицинская генетика, цитогенетика, иммунология, нейрофизиология. Исследованиями К.Н. Назарова, М.Г. Блюминой, А.А. Прокофьева- Клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего расчленения олигофрении, представляющих особую группу их различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, на отдельные клинические формы. При этом требуется подробное изучение соматического состояния и психопатологической картины с использованием современных методов исследования. Отечественные авторы (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др.) подчеркивают, что ведущим признаком при олигофрении всех форм и степеней является недоразвитие познавательной деятельности, в особенности мышления. Аспект социально-трудовой адаптации предполагает необходимость разработки посильных для лиц с явлениями слабоумия трудовых рекомендаций. В своих трудах известный психолог Л.С. Выготский, подчеркивал, что при установлении трудового прогноза необходимо учитывать не только то, что пострадало, но и то, что сохранено. Это положение было подтверждено в работах некоторых психиатров: Т.А. Гейгер, Д.Е. Мелехова. Следует подчеркнуть, что только на основе комплексных исследований возможна разработка адекватных клиническому состоянию и возрастным особенностям олигофренов дифференцированных социально-реадаптационных мероприятий. В настоящее время собственно психологические вопросы развития
познавательной деятельности, эмоциональной сферы активно изучаются рядом
отечественных исследователей (Б.И. Пинский, И.М. Соловьёва, В.Г. Петрова). Особенно важное значение на современном этапе приобретает концепция
психического развития умственно отсталого ребенка, которую выдвинул Л.С. Важнейший вывод, к которому приходит Л.С.Выготский, что умственно отсталый ребёнок "принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций " (10, 29). И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т.е. когда биологическая неполноценность лишает его возможности своевременно усваивать культуру человечества. Л.С. Выготский выдвинул глубоко содержательную концепцию психического развития умственно отсталого ребёнка, которая не потеряла своей актуальности и сегодня. На современном этапе разрабатываются вопросы дифференциации индивидуального подхода при обучении и воспитании детей, у которых умственная отсталость вызвана этиологическими факторами и психическое состояние которых также различно. Рассматриваются также сложные вопросы формирования личности и характера умственно отсталых детей. Достаточно хорошо изучены особенности мышления, восприятия, памяти,
речи, особенности психического развития аномального ребёнка. Но остаются, в
частности еще малоизученные эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка. Каковы же они эти особенности? Что представляет собой эмоциональная сфера аномального ребёнка? 1.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ АНОМАЛЬНОГО РЕБЁНКА. Развитие аномального ребёнка понимается как сложные процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступает нарушение. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешенность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка. Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобразно. Без глубокого психологического исследования невозможно учесть особенности аномального развития ребёнка. Этим занимается отрасль психологии, которая называется специальная психология. Одной из областей специальной психологии является психология умственно отсталого ребёнка (или олигофрения). Психология ребёнка олигофрена занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта. Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы. Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение. Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что "Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости... Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма" (31, 42). Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта. У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровое деятельности. Н.Л. Коломинский отмечает, что "Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости" (18, 9). Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка- олигофрена не происходит формирование социальных чувств. Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности. Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя. Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны
малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей. Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка – олигофрена Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий. Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств. Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта. II. ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У НОРМАЛЬНЫХ И АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ. 2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Общеобразовательная школа-интернат №2 находится по адресу: г. В интернате большой педагогический коллектив, служебный персонал, медики, социолог, логопед и даже есть штатный психолог. Все педагоги и воспитатели имеют высшее образование и большинство из них высшую степень квалификации. Всего в школе обучается 1500 учеников: 2 – первых класса, 3 – вторых класса, 3 – третьих класса, 3 – пятых класса, 2 – шестых класса, 3 – седьмых класса, 3 – восьмых класса и 2 - девятых класса. Имеются классы, в которых обучение ведется на украинском языке. В администрацию школы входят 4 человека: директор, завуч, старший воспитатель и педагогический организатор. Вспомогательная школа-интернат для умственно отсталых детей, тоже находится в г. Мариуполе по адресу: проезд Шопена, 4. Здание школы было изначально построено с двумя корпусами: спальным и учебным, но недавно, второй корпус отделили и заняли под общественную школу №24. Во вспомогательной школе не большой, но высококвалифицированный педагогический и воспитательский состав. Почти все преподаватели имеют специальное дефектологическое образование. Всего в школе 900 учеников. У всех поставлен диагноз: умственная отсталость в степени дебильности. В классах по 13 – 15 человек, что предполагает индивидуально-дифференцированный подход к учащимся. На 4-м этаже расположен спальный корпус, на 3-м и 2-м – учебные классы, на 1-м: вся администрация, столовая, кабинет психолога. Так как в школе обучаются больные дети, то за ними постоянно ведут наблюдение психиатр, детский педиатр и 2 медсестры. Большое внимание уделяется социально-бытовой ориентации учащихся. Во дворе здания имеются отдельные постройки, предназначенные для уроков труда. 2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК. МЕТОДИКА "ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ". ЦЕЛЬ: Установить зависимость производительности запоминания от чувств. Необходимый материал: Список из 30 слов:10 из них связаны с чувством
удовлетворения (обозначаются знаком "+"), 10 – с чувством неудовлетворения
Порядок записи не имеет значения. Затем экспериментатор ещё раз читает слова, а учащиеся обозначают у себя количество правильных слов, связанных с чувством удовл., неудовл., нейтральных. Сравнивая полученные результаты, испытуемый выясняет, оказывают ли чувства влияние на запоминание, если оказывают, то как. ШКАЛА ОДИНОЧЕСТВА. Опросник предложен тремя авторами: Д. Расселом, М. Фергюсоном, Л. ЦЕЛЬ: Исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нём. Инструкция: "Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите
последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления
применительно к Вашей жизни при помощи четырёх вариантов ответов: "часто", МЕТОДИКА "ИЗУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ" ЦЕЛЬ: Изучить особенности высших чувств школьников. Необходимый материал: картина "Утро" Т.Н. Яблонской. Методика выполнения: Ученикам демонстрируется картина "Утро" Т.Н ЛИЧНОСТНАЯ ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОГИ. ЦЕЛЬ: Методика адаптированная Немчиным Т.А., предназначена для измерения уровня тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями. Инструкция: "Вам предлагается ознакомится с набором высказываний, касающихся черт характера. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте "да", либо "нет", если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший Вам в голову ответ". Необходимый материал: Тестовый материал №1. 2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ: «ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ». При интерпретации результатов теста «Шкала проявлений тревожности» аномальных детей стало видно, что у большинства из них средняя оценка от 25 до 40 баллов, что рассматривается, как показатель высокого уровня тревожности. Это объясняется тем, что они пытаются уйти от насущных проблем, трудностей, волнений. Стремятся преодолеть барьер, который по их мнению отделяет их от других – эти дети считают существующую обстановку враждебной и требующей от них слишком много. Испытуемые страдают от воздействия обстоятельств, признаваемых в существующий момент неблагоприятными и упорно им сопротивляются, эмоционально расстроены. Средняя оценка у нормальных детей от 0 до 10 баллов, - это показатель низкого уровня тревожности. Нормальные дети, в отличие от детей – олигофренов ищут роскоши, чувственного комфорта, пытаются улучшить свое положение и престиж, и никакие проблемы и трудности не вызывают у них высокой тревожности. Эти учащиеся охотно участвуют во всем, что обещает им возбуждение или ощущение полноты жизни, хотят чувствовать себя веселыми, бодрыми. Всегда находятся в компании друзей, стараются как можно больше общаться, делиться опытом, ведут активный образ жизни, не переживая за то, что может произойти сегодня или в будущем. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «ШКАЛА ОДИНОЧЕСТВА». При обработке результатов у нормальных детей по методике «Шкала
одиночества», получились следующие результаты: основная масса учащихся В процессе беседы мною был задан вопрос, что такое одиночество? На что многие ответили так: «Ну, я не знаю точно но, наверное, это чувство, когда никого не интересует то, что происходит с тобой, никто не приходит на помощь». Этот ответ говорит о том, что большинство учащихся даже не знакомы с таким чувством, как чувство одиночества, постоянно окруженные вниманием и заботой они чувствуют себя вполне счастливыми. У аномальных детей оказался высокий уровень одиночества (от 20 до 60 баллов), и характерно то, что у многих детей – олигофренов одиночество – это желание отгородиться от всего окружающего мира, оказаться окруженными стеной от всех. Это чувство одиночества не вынужденное, а принятое добровольно. На поставленный вопрос: «Что такое одиночество?» большинство ребят дали точный ответ. Этот говорит о том, что они испытывали чувство одиночества и очень хорошо знают, что это такое. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «ИЗУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ». Целью данной методики было изучение особенностей высших чувств школьников. После обработки результатов у нормальных детей получилось следующее: описывая картину Н.Я. Яблонской «Утро», ребята не просто описали все увиденное, а продемонстрировали свое отношение к ней так, как будто прочувствовали ее, они выразили свои чувства на листах бумаги. Особенностью высших чувств школьников, явилось то, что описания были не сухими, а насыщенными эмоциональностью, яркими вспышками чувств. Очень красиво в их рассказах описывается утро. Большое внимание уделили солнцу. Хотя на картине его не четко можно видеть: «комната залита яркими лучами просыпающегося утра». (Катя Б.) После окончания эксперимента, вся группа очень бурно обсуждала проделанную работу. Было заметно, что она им очень понравилась. Все свои чувства ребята вложили в это мини-сочинение. Из этого можно сделать вывод, что высшие чувства у нормальных детей развиты и находятся на достаточно высоком уровне. Им не трудно подбирать слова, что бы выразить то или иное чувство к кому-либо или чему-либо. Интерпретируя результаты детей-олигофренов, можно сделать вывод о том, что многие дети (90%) просто описали картину, т.е. то, что на ней изображено. Свое отношение к ней выразили так: «Мне понравилась картина» или «Мне не понравилась эта картина», а почему, объяснить не смогли. В описании преобладала в основном констатация фактов: «На картине изображена девочка, она делает зарядку. На улице наступило утро. В комнате стоит стол, на столе – завтрак…» Ни в одной из работ нет, какого бы то ни было сравнения, или восторга, или красноречивого описания. Все четко и жестко. Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что высшие чувства у
детей-олигофренов, находятся на очень низком уровне, недостаточно развиты. В данной работе была рассмотрена специфика эмоций и чувств у нормальных и анормальных детей. В результате экспериментального исследования эмоций и чувств по нескольким методикам, были показаны особенности эмоциональной сферы у нормальных детей и у детей с отклонениями. Особенностью эмоциональной сферы школьника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития в высших эстетических и нравственных чувств личности. Сравнительное исследование эмоционального отношения к окружающему у нормальных детей и аномальных, доказало гипотезу о том, что уровень эмоционального отношения к действительности аномального ребенка качественно отличается от уровня эмоционального отношения нормального ребенка, а именно оказался ниже. Это подтвердили данные эксперимента. Такое аномальное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка связано с наличием первичного дефекта – поражения головного мозга. При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Для устранения грубых нарушений в развитии эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка необходимо проведение коррекционно- воспитательной работы. Проведение коррекционно-воспитательной работы является специфической
и очень важной задачей социальных детских учреждений, поскольку от ее
качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов. Комплексная работа предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития аномального ребенка. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение либо сглаживание недостатков и развитие познавательной деятельности, эмоциональной сферы, физических, моторно-двигательных качеств, поведения и личности ребенка в целом. коррекционно-воспитательная работа по устранению нарушений в эмоциональной сфере ребенка играет значительную роль в этом процессе. Основанием для проведения коррекции и воспитания эмоций и чувств,
служит положение, выдвинутое Л.С. Выготским о принципиальной возможности
развития у аномального ребенка сложных видов психической деятельности. «Личность умственно отсталого ребенка развивается, как ни скудно, но
она все же развивается и ведет, пусть не слишком активную, но все же
некоторую борьбу за свои социальные позиции», - подчеркивал С.Я. Очень важно эмоциональное поведение урока. Богатый интонациями полос воспитания действует положительно на умственно-отсталых детей, способствует возникновению и закреплению у них положительных эмоций. Очень важное значение для развития и формирования эмоциональной сферы аномального ребенка имеет самовоспитатель. При всех обстоятельствах он должен быть терпеливым, доброжелательным, уравновешенным, от его личностных качеств во многом зависит создание своеобразной оздоравливающей микросоциальной среды, в которой воспитывается аномальный ребенок. От педагогического мастерства воспитателя, от его выдержки, терпения, умения во всем похвалить, поддержать ребенка во многом зависит формирование эмоциональной сферы ребенка. Большую роль на развитие личности умственно отсталого школьника, его эмоций и чувств оказывает коллектив. В коллективе, в сотрудничестве ребенка с окружающими людьми, в приобретении им социального опыта возникают и складываются высшие психические функции, такие как память, речь, эмоции. В коллективе складываются личные отношения между детьми, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка. Положение умственно отсталого ребенка в коллективе зависит от оценок учителя: «Саша хороший, он помогает Тане дежурить», «Коля плохой, он не убирает за собой книги». Дети некритично принимают все высказывания учителя, воспитателя. Поэтому решающую роль в формировании критериев положительного и отрицательного отношения детей друг к другу, т.е. на те эмоции, которые возникают при их взаимоотношениях, играют требования, выдвигаемые воспитателем в процессе учебно- воспитательной работы. Умелое формирование коррекции личностных отношений в классе способствует формированию положительных эмоций и в дальнейшем таких социальных чувств, как чувство собственного достоинства, гордости, доброжелательности, сплоченности, дружбы и взаимопомощи. Ведущую роль в формировании эмоций и чувств умственно отсталого
ребенка играет процесс формирования положительных потребностей и мотивов. Таким образом, средства коррекционно-воспитательной работы в области
эмоциональной сферы способствует не только сглаживанию серьезных нарушений
в развитии эмоций и чувств, но играют существенную роль в развитии и
воспитании личности умственно отсталого ребенка в целом. 1. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки ПРИЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНАЯ ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОГИ. ФАМИЛИЯ
ТЕКСТ ОПРОСНИКА «ШКАЛА ОДИНОЧЕСТВА» ФАМИЛИЯ |№ п/п|Утверждения |Часто |Иногда |Редко |Никогда | МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШИХ ЧУВСТВ. ФАМИЛИЯ МЕТОДИКА «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ» ФАМИЛИЯ Удовлетворение – (+) Неудовлетворение – (-) Нейтральные – (0)
|
|
© 2010 |
|