РУБРИКИ |
Способности и одарённость. Феномен гениальности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Способности и одарённость. Феномен гениальностиСпособности и одарённость. Феномен гениальностиМинистерство образования и науки Украины Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова Николаевский учебно-научный центр Реферат Способности и одарённость. Феномен гениальности Вполнила: студентка групи М-311 Семенюк Ирина Проверила: Бурьян Лилия Петровна Николаев 2004 Способности и одарённость При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия "способность". Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного человека. Мы не можем понимать
способности... как врожденные возможности индивида, потому что способности
мы определили как "индивидуально-психологические особенности человека", а
эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. Далее надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от
отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным
человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен
только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Часто используется при характеристике одарённости понятие Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации. “Гений -человек одержимый, но он творец...” Н. А. Бердяев Сходство гениальных людей с помешанными Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым. О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”. Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову. Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно. Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно; он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры из горячей головни. Наполеон говорил, что исход битв зависит от одного мгновения, от одной
мысли, временно оставшейся бездеятельной; при наступлении благоприятного
момента она вспыхивает, подобно искре, и в результате является победа “Все гениальные произведения, - говорит Вольтер в письме к Дидро, -
созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать, уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных. Этой же бессознательностью объясняется непоколебимость убеждений в людях, фанатически усвоивших себе известные убеждения. Но как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной натуры. Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Латинская пословица гласит: “Aut insanit homo, aut versus fecit” (“Или безумец, или стихоплет”). Очевидно, все они инстинктивно употребляли такие средства, которые
временно усиливают прилив крови к голове в ущерб остальным членам тела. Замечено, что почти все великие создания мыслителей получают окончательную форму или по крайней мере выясняются под влиянием какого- нибудь специального ощущения, которое играет здесь, так сказать, роль капли соленой воды в хорошо устроенном вольтовом столбе. Факты доказывают, что все великие открытия были сделаны под влиянием органов чувств, как это подтверждает и Молешотт. Несколько лягушек, из которых предполагалось приготовить целебный отвар для жены Гальвани, стали причиной открытия гальванизма. Изохронические (одновременные) качания люстры и падение яблока натолкнули Ньютона и Галилея на создание великих систем. Взглянув на какого- то носильщика, Леонардо задумал своего Иуду, а Торвальдсен нашел подходящую позу для сидящего ангела при виде кривляний своего натурщика и т.д. Следует еще прибавить, что вдохновение, экстаз всегда переходят в
настоящие галлюцинации, потому что человек видит тогда предметы,
существующие лишь в его воображении. Так Гросси рассказывал, что однажды
ночью, после того как он долго трудился над описанием появления призрака Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности первого. По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Мелочи, случайные обстоятельства, подробности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко западают им в душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести то, что обыкновенно называют творчеством, Лорби видел ученых, падавших в обморок от восторга при чтении сочинений Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину Но именно эта слишком сильная впечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен; Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения. Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его фамилия была написана через два “n”. Все , кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных
людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый
поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к
глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно
более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек
более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные
доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Но все-таки главнейшую причину меланхолии и недовольства жизнью избранных натур по Ч.Ломброзо составляет закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же самой силы, Иногда чувствительность искажается и делается односторонней, сосредоточиваясь на одном каком-нибудь пункте. Несколько идей известного порядка и некоторые особенно излюбленные ощущения понемногу приобретают значение главного (специфического) стимула, действующего на мозг великих людей и даже на весь организм. Пуассон говорил, что жить стоит лишь для того, чтобы заниматься математикой. Д’Аламбер и Менаж, спокойно переносившие самые мучительные операции, плакали от легких уколов критики. Лючио де Лансеваль смеялся, когда ему отрезали ногу, но не мог вынести резкой критики Жофруа. Следует еще заметить, что среди гениальных или скорее ученых людей
часто встречаются те узкие специалисты, которых Вахдакоф называет Вследствие такой преувеличенной и сосредоточенной чувствительности великих людей и помешанных чрезвычайно трудно убедить или разубедить в чём бы то ни было. И это понятно: источник истинных и ложных представлений лежит у них глубже и развит сильнее, нежели у людей обыкновенных, для которых мнения составляют только основную форму, род одежды, меняемой по прихоти моды или по требованию обстоятельств. Отсюда следует, с одной стороны, что не должно никому верить безусловно, даже великим людям, а с другой стороны, что моральное лечение мало приносит пользы помешанным. Крайнее и одностороннее развитие чувствительности, без сомнения, служит причиною тех странных поступков вследствие временной анестезии и анальгезии, которые свойственны великим гениям наравне с помешанными. Так, о Ньютоне рассказывают, что однажды он стал набивать себе трубку
пальцем своей племянницы и что, когда ему случалось уходить из комнаты,
чтобы принести какую-нибудь вещь, он всегда возвращался, не захватив ее. Подобным же образом объясняется, почему великие гении не могут иногда
усвоить понятий, доступных самым дюжинным умам, и в то же время высказывают
такие смелые идеи, которые большинству кажутся нелепыми. Дело в том, что
большей впечатлительности соответствует и большая ограниченность мышления. Гаген считает оригинальность тем качеством, которое резко отличает
гений от таланта. Точно так же Юрген Мейер говорит: “Фантазия талантливого
человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое. Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно: например Гёте подробно описал Италию, еще не видавши ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении. Если некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера. Возможно ли сравнивать их с теми великими гениями, которые спокойно и с сознанием собственных сил неуклонно следовали по раз избранному пути к своей высокой цели, не падая духом в несчастьях и не позволяя себе увлечься какой бы то ни было страстью! Исключительные способности и таланты идиотов-гениев Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение : человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы включить все 9 деятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно отключить часть собственного мозга. Психологам и психиатрам известны так называемые идиоты-гении –
умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-
то одной, обычно достаточно узкой области (слово «идиот» здесь надо
понимать в исходном древнегреческом смысле: особый, странный). Открыто это
явление в конце прошлого века и с тех пор в научных трудах описано около
сотни таких случаев. Примерно 25 идиотов-гениев известны учёным и сейчас. Согласно новой гипотезе Джона Митчелла из Центра изучения разума в Например при попадании изображения на сетчатку глаза разные участки мозга , работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение положение, и т.д. Эти компоненты затем синтезируются в единый комплекс и передаются в высшие отделы мозга, а те осмысливают увиденное. В норме мы не осознаём этот процесс. И хорошо иначе наше сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых не имеет особого смысла. Мозг вычёркивает ненужную информацию. У «гениальных идиотов» такого редактирования не происходит, так что они воспринимают всё окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями. Один из любимых трюков феноменально одарённых людей, которых называют Возможно, сняв цензуру сознания, можно продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности. И знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева, строение бензола и т.д.), также объясняются отключением мозга во время сна, что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые варианты гипотез или изобретений. Имеются факты противоречащие теории о том, что способностей «гениев- идиотов» да и просто талантливых людей можно добиться усиленными упражнениями. Умственно отсталая девочка Надя Н. С трёхлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые проходят стадии от рисования «бяк-закаляк» и головастиков с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как её пальчики стали держать карандаш. Не былони обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, ещё не овладев оперцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых. Возможно все мы в раннем детстве «гении-идиоты» или вундеркинды, ведь каждый ребёнок осваивает свой родной язык, хотя его специально этому не учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления , позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребёнок просто знает, где проходят границы между словами в произнесённой фразе. Взрослому напротив, приходится специально учить новый язык – просто жить среди его носителей оказывается недостаточно. У детей чаще встречается абсолютная зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное перед умственным взором с фотографической точностью. Снайдер и Митчелл считают, что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки инфомации. Литература 1. «Чтобы стать гением, отключите часть мозга», газета «Таврида» №28, 2000г. 2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 3. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9—20. 4. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии
|
|
© 2010 |
|