РУБРИКИ |
Способности, их измерение и развитие |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Способности, их измерение и развитиеСпособности, их измерение и развитиеСпособности, их измерение и развитие.Способности изучаются в основном в рамках диагностического подхода. Где в основном занимаются их измерением и тестированием. В личностном подходе изучаются проблемы развития способностей. Способности – такие индивидуальные психологические особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но которые могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Свойства способностей (Б.М.Теплов): 1) Способности – это индивидуальные качества, которые могут изменяться и у одного человека в разные периоды, и от человека к человеку. Переменная 2) Такая характеристика, которая очень тесно связана с познавательной и исполнительной областью – знаниями, умениями, навыками. Эти свойства отражают классический диагностический подход к изучению способностей. 3) Способности не тождественны знаниям, умениям, навыкам (они (знания и т.п.) – это результаты развития способностей). Способность – не результат, а процесс его достижения, его нельзя зафиксировать. Способность – это способность к овладению знаниями и умениями., готовность к овладению навыками. Теплов хочет отделить результат от процесса его достижения. Capacity - Ability – способности Сapacity – внутреннее условие, возможность (связь с телом, организмом) - анатомические и физиологические особенности, которые определяют возможность развития органа в оптимальных условиях. Это врожденные задатки. Ability - констатация наличия у человека некоего знания, умения, навыка. Это реализация возможностей, результат развития. Способности отличаются от своего результата – знаний, умений и навыков. Но также отличаются от возможностей ими овладеть, их создать. Способности и задатки. Наследственное и приобретенное.Задатки – это анатомо-физиологические особенности, которые определяют развитие того или иного органа при оптимальных условиях. Задатки врождены. Взаимосвязь задатков со способностями в различных подходах: Диагностико-коррекционный: способности – проявление задатков, способности проявляются в определенной деятельности. Личностный: способности формируются в деятельности, и в деятельности впервые создаются. Способности представляют собой процесс перехода от задатков к результатам. Развитие способностей. Диагностико-коррекционный: способность - проявление и развитие анатомо-физиологических задатков. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития человека. Наличие сензитивных периодов – оптимальные временные условия для развития способностей. Личностный: способность – средство достижения жизненной цели. Развитие способностей определяется упражнениями в деятельности, а также настойчивость, упорство, труд, время. Это функциональное образование на основе высокой мотивации к освоению данной области практики. Формируется как ВПФ, на основе других задатков, на ином природном материале. Оба подхода подтверждаются в разных исследованиях: Исследования. Близнецовый метод. Оценка факторов среды (монозиготные и дизиготные близнецы, разлучаются, тестируются, сходство – роль наследственности). Раннее развитие способностей у выдающихся людей. Исследования Лейтес природы ранней детской одаренности выполнено в рамках диагностического подхода. Существуют сензитивные периоды, периоды возрастной чувствительности – особая отзывчивость на окружающее, повышенная готовность к усвоению определенных знаний, характерная для определенного возраста. 2-3 года – приобретение речевых навыков. 5-7 лет – способности к воображению. С возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей пройденных возрастных периодов. Возрастные особенности не проходят бесследно – они не только вытесняют друг друга, но и закрепляются в личности, у одного ребенка в большей мере, у другого – в меньшей. Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в деятельности. От одаренности зависит не успех в выполнение деятельности, а только возможность достижения успеха. У одаренных детей происходит наложение нескольких сензитивных периодов и смещение периодов, характерных для более старших возрастов. Это приводит к удвоению или даже многократному усилению предпосылок умственного развития. Метод искусственной селекции. Выводили породы умных и глупых крыс, можно корректировать путем обеднения и обогащения среды – влияние факторов среды. Все способности взаимосвязаны, изменение одной может привести к изменению другой. Измерение способностей. Ф. Гальтон – основоположник дифференциальной психологии, создал метод опросов, анкетирования. Тесты – это оценка навыков, умений. Это оценка достижений в той или иной деятельности, срез. Первые тесты, А. Бине, 1904г. Тест есть короткое испытание для установления наличия и степени выраженности определенного свойства. Тест касался не мышления, а психического развития в целом. Бине ввел понятие умственного возраста для детей (количество заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста, классификация задач, каждому набору приписывается определенное число лет). 1916г. г.Стенфорд. Коэффициент психического развития (интеллектуальности): IQ=умственный возраст/хронологический возраст*100% Требования к составлению тестов: стандартизация надежность (воспроизводимость результатов на новых испытуемых) валидность (степень соответствия содержания выполняемого теста измеряемой способности или изучаемой деятельности) Проблема диагноза и прогноза. Диагноз ставится на уровне сложившихся знаний и умений. Остается неизвестным, каковы они будут в дальнейшем. Исторически при изучении способностей понимание их различалось по 3 уровням деятельности: Способности как операции. Понимание способностей как сложившихся знаний и умений. Тест Бине, IQ, общий интеллект. Проблема диагноза и прогноза. Интелект как навык. Способности как действия, процессы. Понятие динамики способностей. Способности понимаются как действия с различным материалом. Модель интеллект Гилфорда (действие, материал, форма его представления). Проблема выделения базового фактора способностей, G-фактора, независимый от культуры тест. Интеллект как решение задач. Способности как деятельность. Способности связывают уже не только с познавательной, но и мотивационной сферой. Креативность – готовность к реализации своих способностей. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/ |
|
© 2010 |
|