РУБРИКИ |
Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрастеСпособы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрастеКурсовая работа Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте Оглавление Введение 4
Социальная ситуация развития старшего школьника, и влияние мотивационно- потребностной сферы старшего школьника на возникший конфликт. 4 Практическая часть 23
Введение Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило
бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в
нем. Само существование его как организма предполагает обмен веществ между
ним и природой. Конечно, у каждого человека, вне зависимости от общества в
котором он живет, есть желания, чувства, симпатии и антипатии, память воля,
мышление, воображение, словом все то, что называется человеческой жизнью. Психологическая позиция заставляет человека действовать строго
определенным образом. Люди действуют для того, чтобы сохранить или изменить
эти позиции. Они действуют таким образом, чтобы навязать другим людям
определенные позиции, и стараются избежать того, чтобы им навязывали или
навязали те психологические позиции, которые им невыгодны. Однако спектр
этих действий достаточно широк. Но в ситуации конфликта он чрезвычайно
сужается. Порождаясь типами взаимодействия людей, он развивается уже по
своим собственным законам, чисто психологическим законам, но по «железной
логике», заставляющих людей, втянутых в него, действовать так, а не иначе. Объектом нашей работы является способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте. А субъектом является мотивационная сфера и личность старшего школьника. Основная часть Старший школьный возраст, т.е. примерно от 15– 16 до 18–19 лет,
относится к ранней юности. Существует множество теорий юности. В юности формируется мировоззрение как система взглядов на природу и
общество, как философское осмысление жизни. Как указывает Л.И. Бажович, в
этом возрасте у школьников уже имеется система собственных задачи
требований как некий нравственный образец, становящийся побудителем
поведения и организатором всех потребностей и стремлений. С началом
самостоятельной общественно- трудовой деятельности строится собственный
статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой он
вышел. С формированием определенного мировоззрения, с ростом самосознания,
приобретением социального опыта развивается личность старшеклассника. Л.И. Итак, мы рассмотрели понятие личности и конкретно в юношеском возрасте. Безусловно, иметь все это есть потребность старшеклассника. Существует чрезвычайно много классификаций потребностей, лежащих в основе мотивов человеческого поведения. Одна из наиболее известных принадлежит А. Маслоу. Этот ученый выделил 2 основные группы потребностей человека, высшие и низшие: «Низшие потребности (потребности нужды)»: «Высшие потребности (потребности роста)»: Главный закон иерархии потребностей заключается в том, что «высшие
потребности» возникают только в том случае, если достаточно насыщены Потребности являются внутренней причиной активности личности, они чаще и выраженнее других психических явлений бывают мотивами действий и деятельности и чаще переживаются как эмоции и чувства, но могут быть и только познаваемыми суждениями. Одной из важнейших потребностей в юности является потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, с ними делятся своими мыслями. Никто не будет оспаривать того, что не реализация данной потребности ведет к конфликту. Социальная потребность само актуализации в отстаивании своих взглядов и идей также может привести к конфликтной ситуации в группе. Так как, в любом коллективе могут существовать различия во взглядах и представлениях. Испытываемая или осознаваемая человеческая зависимость от того, в чем
он нуждается или в чем он заинтересован, что является для него
потребностью, интересом, порождает направленность на соответствующий
предмет. Проблема направленности( это, прежде всего вопрос о динамических
тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую
деятельность, сами в свою очередь определяются ее целями и задачами. Надо помнить, что направленность старшеклассника мы не можем определить
только по его отношению к окружающему. В общем, у человека и конкретно у
юноши отношение ко многим людям, вещам, фактам, мыслям может быть случайным
в том смысле, что не выражает его индивидуальный особенности. Почему,
например, даже после классной экскурсии в архитектурный музей некоторые
старшеклассники говорят, что не интересуются скульптурой. Но ничего
характеризующего человека в этом высказывании нет. Оно не вскрывает
направленности характера. Направленность означает содержание руководящих
целей и мотивов, включает в себя отношения значимые, действительно влияющие
на поведение человека. Например, в старших классах мы очень часто можем
встретить общественно направленного юношу( он руководствуется в своей
деятельности мотивами общественного порядка. Основой направленности
является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. Возникшая зависимость объясняется тем, что потребности и интересы человека, которые оттеняют ту или иную психическую сторону направленности, побуждают личность к активности, становятся внутренними побудителями его деятельности( мотивами. Если потребности определяют содержание человеческой активности, их сущность, то мотивационная сфера (2-й параметр личности)( проявление этой сущности. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят рассмотренные ранее потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начала, направленность (см. выше), и активность. Мотивационного объяснения требуют следующие стороны повеления: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели и преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность. Представление о мотивации возникают при попытке объяснения, а не
описания поведения. Это( поиск ответов на вопросы типа: «Почему?», Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пункта объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором, внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, желаниях, интересах и т.п., а во втором( о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Итак, к изменению ситуации, а точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае, становится избирательным, сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует, поэтому рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно. Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляются довольно разнообразными, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В той связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее. Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости оттого, что в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному (например, в нашей практической части мы будем рассматривать уровень тревожности у старшеклассников). Это особенно характерно для интеллектуального развития людей, имеющий большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под различными углами зрения и действовать в ней различными способами. Ситуационное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиции с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив, в отличие от мотивации( это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое обобщенном виде представляет множество диспозиций. Наиболее важной диспозицией является понятие потребности, рассмотренное ранее. Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат деятельности. Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели( являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Существует много исследований мотиваций, связанных с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реализует на постигающие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивация достижения успехов и избегания неудач, является важными и относительно независимыми видами человеческой деятельности. От них во многом зависит судьба и положение человека в обществе. Замечено, что люди сильно выраженным стремлением к достижению успехов, добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует. Но насколько она влияет на степень развития в конкретной ситуации? Мы проведем исследование и ответим на этот вопрос в нашей практической части Итак, в поведении человека есть 2 функционально взаимосвязанных стороны: побудительная и регулятивная. Первую мы уже в основном мы рассмотрели ранее, а теперь обратимся ко второй. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца. В основном регуляцию поведения обеспечивают психические процессы и состояния: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер и эмоции. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие( медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. Родоначальником учения о темпераменте является древнеримский врач Слово «темперамент» означает «надлежащее смещение черт». В современной
психологии термином обозначают динамические особенности психики человека,
т.е. только темп, ритм, интенсивность, протекание психических процессов, но
не их содержание. Именно поэтому темперамент, в отличие, например, от
характера человека, никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». И.П. Павлов считал, что темперамент, как тип высшей нервной деятельности выражается в природных особенностях деятельности не только коры, но и подкорки, которые всегда считались Павловым и его учениками материальной основой инстинктов и того эмоционального фонда, который, по словам Павлова, дает импульс к деятельности. Поэтому, стремясь описать «темперамент», который «просвечивается» через многочисленные сложные связи, выработанные в жизненном опыте не замаскированный этим опытом, психология выделяет эмоциональную возбудимость, основанную на состоянии коры и подкорки, и темп протекания психических процессов, поскольку темперамент зависит от силы, уравновешенности процессов возбуждения и торможения, и тем самым в какой-то мере связан с эмоциональной возбудимостью. Понятие эмоциональной возбудимости имеет 2 связанных между собой
значения. Эмоционально-возбудимым можно назвать человека, отличающегося
быстротой и в известном смысле силой возбуждения эмоций. Этой чертой иногда
обладает человек, не отличающийся вообще эмоциональностью, но в тех редких
ситуациях, когда эмоции у него возникают, выражает их быстро и резко. Так,
спокойный, уравновешенный человек может при обсуждении какого-либо важного
вопроса на собрании эмоционально реагировать с большой быстротой и силой. Эмоциональная возбудимость первого типа чаще встречается у холериков, чем у сангвиников, но она может быть присуща также и меланхоликам. Второй тип возбудимости характерен для сангвиников, хотя к нему принадлежат и некоторые меланхолики. Флегматики вообще редко проявляют эмоциональную возбудимость. В зарубежной психологической литературе довольно часто относят к темпераменту черты характера. Так, Гилфорд считает чертами или свойствами темперамента властность, скромность, общительность( замкнутость, общественную интенсивность, пассивность, дружелюбие( враждебность. Такое смешивание характера с темпераментом у Гилфорда находит объяснение в том, что этот психолог определяет свойства темперамента как выражающие способ действия человека. Под темпераментом мы будем понимать ту основанную на свойствах высшей нервной деятельности сторону, которая наиболее непосредственным образом выражается в эмоциональной возбудимости (быстроте возникновения, устойчивости, и яркости эмоций) и в связанной с состоянием процессов возбуждения и торможения, динамике психических процессов и поведения человека. Ошибочно утверждать какую-нибудь однозначную связь между темпераментом и направленностью личности, в частности между темпераментом и интересами и идеалами человека. Известно, что среди людей, преданных своему делу, своей профессии, встречаются при единстве направленности люди разных темпераментов. Однако существует эмоциональный стиль направленности, в котором темперамент играет значительную роль. Темперамент внести в интересы и идеалы человека страстность или же придать направленности более спокойную форму. В темпераменте направленность человека находит соответствующее данной личности эмоциональную форму и при прочих равных условиях влияет на динамику психической деятельности. Но тип нервной системы ни в какой мере не есть характер и мало того, он Итак, характер (греч. чеканка, отпечаток) есть совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в
деятельности и общении, обуславливающих типичные для нее способы поведения. Например, от характера человека в большей мере зависит то, как сложится его жизнь в коллективе. Если человек честный, трудолюбивый, общительный, чуткий, то очень много данных для того, чтобы он хорошо жил и работал в коллективе. Наоборот, люди ленивые, эгоистически настроенные, высокомерные обычно плохо уживаются в коллективе, с которыми входят в конфликт. Существует выражение «Не сошлись характерами». Это значит, что характеры данных людей таковы, что дают разное направлению и поступкам и поэтому оказываются обычно несовместимыми. Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек на сможет реализовать все свои возможности. Французский философ Ларошфуко писал в своих знаменитых «Максимах»: «Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека». Что мы имеем в виду, когда говорим о бесхарактерности? «Сильный» им Итак, влияние темперамента и характера на тип реагирования в сложной ситуации бесспорно. Можно представить, например, 4 человека с ярко выраженными различными темпераментами опоздавших в театр. Холерик, скорее всего, будет спорить, скандалить, доказывая, что он пришел вовремя, а спектакль начался раньше по времени. Сангвиник быстро поймет, что спорить бесполезно, в партер уже не попасть, и попытается пробраться хотя бы на верхний ярус, там контроллер будет настойчивее– и вероятно, добьется своего. Флегматик увидит, что в зал уже не пускают, побудет в буфете, чтобы переждать и попасть на второе действие. А меланхолик вздохнет, почешет затылок: «Опять мне не повезло!»– уйдет домой. Такова типичная реакция на ситуацию людей с различными темпераментами, при условии, что эти темпераментами ярко выражены. Но у реальных людей, как справедливо отмечал В.М. Пивоев, редко встречается один темперамент в чистом виде, чаще это сочетание темпераментов, проявляющихся в различных ситуациях. Темперамент является природной основой психических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Большое значение при этом имеют социальные условия жизни человека, его воспитание и умение заниматься самовоспитанием. Можно привести примеры, когда люди холерического темперамента в критической ситуации сдержанны, а меланхолики принимают ее без паники и находят выход из сложившегося положения. Конечно, холерику сдержанность дается труднее, чем флегматику, сангвинику легче пойти на риск, чем меланхолику. Конечно, важную роль здесь играет тип характера. К. Леонард выделяет следующие основные типы характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый. Наиболее заметным, ярким является демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих( более сильно, чем они их переживают в данный момент. У всех людей более или менее развиты способности вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления, в этом проявляется один из защитных механизмов человеческой психики. Однако у демонстративной личности это становится основной формой поведения: она может лгать, не осознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения, и т.д. Ведущим мотивом поведения демонстративного характера является самоутверждение, а также забота о престиже в глазах окружающих. Прекрасная приспособляемость этого характера часто обуславливает хорошие отношения с начальством, с коллегами же отношения складываются неоднородно, неровно: демонстративная личность очень склонна создавать внутри коллектива фракции для борьбы с другой частью коллектива во имя справедливости, «интересов дела» и т.д. Противоположностью демонстративному является педантичный характер. У людей с таким характером способность к вытеснению невысока, поэтому всякие негативные образы долго задерживаются в их сознании. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, процесс обдумывания сведен минимуму, то педантичная личность долго колеблется и после тщательного обдумывания. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять перепроверять свои действия, причем это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах как: пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, избегание эксцессов( словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает. Следующий тип характера назван застревающим. Для людей этого типа
характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов): ярости, гнева,
страха, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-
то внешних обстоятельств. Свои успехи застревающий человек переживает также
достаточно долго и ярко, вообще, этот характер наделен почти всегда большим
честолюбием, которое может реализоваться как положительная черта (если
успехи достигаются усердием), и как отрицательная (если честолюбие
удовлетворяется принижением окружающих или использованием в своих
интересах). В отличие от демонстративного характера, который уверен в своей
исключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно
реальное уважение и признание, которого он будет добиваться любым путем,
вплоть до судебных тяжб. Самыми распространенными «идеями» застревания
являются: ревность, преследование, месть со стороны недругов, социальная У возбудимых личностей также, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Особенно отчетливо их возбудимость проявляется при глубоких аффектах. Неприятные события, расстроенные чувства могут привести этих людей к крайне необдуманным поступкам, но особенно характерна для них необдуманная возбудимость со вспышками ярости. Неумение управлять собой ведет к конфликтам. Итак, любой человек с любым темпераментом и характером может попасть в ситуацию конфликта, и это не всегда плохо, даже полезно, ибо без них коллектив, (если конфликт, например, произошел там), остановился бы в своем развитии, утратил творческий поиск. Конфликты по сути дела являются толчком, стимулом для развития. Избежать их нельзя, да и не всегда имеет смысл стремиться к этому. Задача состоит в том, чтобы не дать конфликтной ситуации перерасти в вечные коллизии, разделяющие коллектив и любую другую социальную общность, в которой находится индивид, на непримиримые группировки. Ну и конечно, развитие конфликта во много зависит от особенностей людей, в нем участвующих, их уровня культуры, социальной воспитанности. В поведении человека выражается сознательность в том, что он понимает принципы и правила поведения, т.е. как надо себя вести, и он действительно ведет себя согласно этим принципам и правилам, проявляя при этом немало силы характера: настойчивости, выдержку и т.п. Факты, показывающие, что один и тот же человек проявляет разные, а иногда и противоположные черты характера (например, на работе и в семье), часто находят свое объяснение в различных условиях осознанности, осмысливания человеком моральных требований к себе в разных областях жизни. Мыслительные процессы и другие проявления интеллекта, влияют на деятельность и на черты характера человека. Для характера, его направленности и волевых черт, очень важна ясность цели. Но нельзя сколько- нибудь ясно ставить перед собой цель, понимая этой цели, не выделяя ее среди многих других как объект своих стремлений. То, что на житейском языке называют бесхарактерностью, часто оказывается прежде всего непродуманностью, неосновательностью , своего рода случайностью стремлений, не контролируемых рассудком. Интеллект( свойство личности, выражающееся в способности глубоко отражать в сознании предметы и явления объективной действительности в их существенных связях и закономерностях, а также в творческом преобразовании опыта. Интеллект проявляется во всех процессах, но в первую очередь в мышлении и творческом воображении. Наиболее ярко он обнаруживается при самостоятельном решении новых проблем. Однако отношение между умственной и волевой сторонами личности сложное. В единстве с интеллектом, одаренностью характер приобретает силу. Подытоживая рассмотрение роли интеллекта в становлении характера и как следствие, типа реагирования в конфликтной ситуации следует отметить, что существует интеллект познавательный, профессиональный, а также социальный. Сознательный интеллект, умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из ситуации. В нашем случае от социального интеллекта старшеклассника зависит развитие конфликтной ситуации. Мы подошли наконец, к самому субъекту нашего исследования( конфликту. Но прежде чем обсуждать технику разрешения конфликтов, следует разобраться в том, что такое конфликт. В нашем сознании со словом «конфликт» ассоциируются такие малоприятные вещи, как «ссора», «скандал», «спор», «конфронтация», «выяснение отношений» и т.д. Ссоры и скандалы, бесспорно связаны с конфликтами. Это( формы и виды
проявления конфликтных отношений. Это то, через что конфликтные отношения
между людьми иногда (но далеко не всегда) проявляются. Ссора или скандал
без конфликта не существует, они являются своеобразными показателями того,
что конфликт есть. А вот конфликты без ссор и скандалов( запросто. Современная психология определяет конфликт, как «острое столкновение противоположных позиций в процессе взаимодействия людей». Это наиболее общее определение из всех имеющихся. Абсолютно любой конфликт «подпадает» под это определение. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений,
взглядов, идей, интересов, точек зрения. А как мы выяснили, потребность в
выражении своих мнений и идей особенно актуальна в старшем школьном
возрасте. В возможности иметь и выражать различные мнения, выявлять больше
альтернатив при принятии решений и заключается позитивный смысл конфликта. Приспособление личности к деятельности( состояние динамического неустойчивого равновесия. В процессе деятельности равновесие это постоянно нарушается. Если при этом возникает состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающегося в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психологическое состояние обозначается как психологический конфликт. В психологическом конфликте нарушение приспособления личности к деятельности приобретает длительный и острый характер. Не всякое нарушение приспособления личности к деятельности связано с психологическим конфликтом. Психологический конфликт возникает лишь при определенных специфических условиях. Условия эти одновременно внешние и внутренние. Внешние условия конфликта в основном сводятся к тому, что удовлетворение каких-то глубоких и активных мотивов и отношений личности или становится вовсе невозможным, или становится под угрозу. Внешние условия конфликта в жизни любого человека, в любом обществе возникают с неизбежной необходимостью. Во-первых, уже в силу борьбы с природой возникает неизбежные трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и отношений личности. Во-вторых, удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов. Этот вечный рост и развитие не удовлетворенных еще мотивов необходимое условие общественного развития . И, наконец, одним из наиболее важным внешних источников конфликтов является то, что общественная жизнь с необходимостью требует подавления или ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких и активных, как например, стремление к сохранению жизни. Поэтому, хотя содержание и характер внешних условий конфликта очень различны в зависимости от общеисторических и биографических условий, их возникновение неизбежно и необходимо. Однако, сами по себе взятые, все перечисленные внешние условия, препятствующие удовлетворению мотивов и отношений личности недостаточны для возникновения психологического конфликта. Даже смертельная опасность может не быть источником психологического конфликта. Психологический конфликт возникает только тогда, когда эти внешние условия порождают определенные внутренние условия. Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию
между различными мотивами и отношениями личности, например, долга и личных
интересов, или к противоречию между возможностями и стремлениями личности. Итак, мы выявили условия возникновения конфликтов, но не обратили внимания на признаки конфликта. А ведь только зная эти признаки, мы сможем определить: есть в нашем коллективе, семье или в душе конфликт или нет. Первым признаком конфликта является наличие, существование противоположных позиций (позиция( это то, что заставляет человека действовать: взгляды, точка зрения, цели, стремления, желание, мотивы, убеждения и т.д.). Понятно, что у разных членов коллектива разные стремления и интересы, и, следовательно, разные позиции. Они могут частично или полностью совпадать. Это нормально и сам по себе факт наличия в коллективе различных позиций по каким-то вопросам еще не является признаком конфликта. А вот когда позиции не просто разные, а противоположные, взаимоисключающие, то дело принимает другой оборот. Для того чтобы мы могли с уверенностью сказать, что конфликт есть, мало зафиксировать наличие противоположных позиций. Нужно, чтобы произошло столкновение между этими позициями. Конечно, в какой форме будет проходить это столкновение, важно лишь есть оно или нет. Вторым существенным признаком любого конфликта является именно столкновение противоположных позиций. Для того чтобы овладеть конфликтом мы совершаем определенные действия. Если мы, в ходе наших действий, сможем получить этот результат, то это будет означать, что нам удалось остановить неблагоприятное развитие ситуации и что мы овладели конфликтом. Однако бывают ситуации, когда одни и те же действия по овладению
конфликтом, мы в одном случае, получаем результат и конфликт прекращается,
а в другом случае, эти действия остаются безрезультатными, а то и вовсе Прежде всего, в том, что одинаковых конфликтов не существует, а значит не существует и универсального способа их разрешения. И только лишь полный анализ конфликта позволит активно воздействовать на ситуацию и изменить ее. Ведь как бы не отличались друг от друга, например, 2 березовых листа( цветом, величиной или формой, они остаются листьями березы, а не ольхи или дуба. Они отличаются от листвы ольхи или дуба своими собственными, только им присущими признаками. Если мы знаем эти характерные отличительные признаки, то, после непродолжительной тренировки, мы без особого труда сможем отличить лист березы от листа дуба или ольхи. Точно также и конфликты. Дело в том, что существует несколько видов конфликта, и каждого типа есть свои собственные устойчивые признаки и черты, характерные только для этого типа. Существует 4 основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, и межгрупповой. Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы, внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.д. «Две души живут в моей груди...»( писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным, в зависимости от того, как и какое решение принимает человек и принимает ли его вообще. Буриданов осел, например, так и не смог решить, из какого мешка поесть, из того, который слева, или из того, который справа. Порой в жизни, не умея решать внутренние конфликты, мы уподобляемся Буриданову ослу. Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Часто встречаются люди, которые из-за различия в характерах: взглядах, манере поведения просто не в состоянии ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это( борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах особенно нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненными, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный бездельник, не имеющий или не желающий работать. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы (организации) устанавливают свои номы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа( конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжелы такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства. Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководителем и исполнителями, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом. Все действия участников конфликта, даже на 1й взгляд кажутся непонятными, нелогичными или случайными, на самом деле вполне понятны, логичны, и далеко не случайны, если их рассматривать не самих по себе, а в рамках внутренней логики самого конфликта, как конкретные проявления его общего механизма. С точки зрения анатомии конфликта, столкновение противоположных позиций может иметь 2 формы: а) скрытое, неявное столкновение; и б) открытое явное столкновение противоположных позиций. Практически любой конфликт( и внутриличностный, и межличностный и групповой( начинаются со скрытого столкновения противоположных позиций. В том случае, его не удастся погасить, через некоторое время скрытое столкновение переходит, перерастает в столкновение открытое. Каждый этот этап имеет свое название. Первый этап( скрытое столкновение называется конфликтной ситуацией, второй этап( открытое столкновение( называется инцидентом. В ходе конфликта инцидент не может произойти без предшествующей ему конфликтной ситуации. Причем, инцидент не может начаться, пока конфликтная ситуация не пройдет все необходимые стадии своего собственного развития и пока внутри конфликтной ситуации не созреют все необходимые предпосылки для начала инцидента. И, конечно, необходимо упомянуть то , что конфликт является управляемым только до тех пор пока он находится на этапе конфликтной ситуации. На этапе инцидента конфликт почти совершенно неуправляем. И если мы хотим овладеть им, то первая наша задача( научится обнаруживать конфликтную ситуацию до того, пока конфликт не перешел на уровень инцидента. А для этого необходимо знать с чего начинается конфликтная ситуация и как она развивается. Существует 3 разных стадии, этапа определяющие развитие отношений в
конфликтной ситуации: Восприятие ситуации как конфликтной сопровождается рядом эмоциональных переживаний: повышенная тревожность, переходящая в страх, желание сопротивляться, враждебные чувства, предубежденность и т.д. Эти переживания неизбежно влияют на поведение человека, что не остается незамеченным другим участником взаимодействия, и тот начинает тоже воспринимать ситуацию как конфликтную. Происходит обоюдный выбор поведения в коллективе. Причиной конфликта могут стать только те события (действия, решения, обстоятельства), которые затрагивают интересы членов коллектива. А интересы членов коллектива (группы) выражаются в занимаемых членами группы психологических позициях. Так вот, какое-либо событие может стать предметом конфликта, т.е. породить конфликтную ситуацию, если в результате этого события некоторые члены группы будут поставлены перед необходимостью изменить свои психологические позиции на менее выгодное, т.е. если пострадают, будут прямо или косвенно ущемлены их интересы. Интересы весьма разнообразны, однако их можно представить в виде 4
типов. Причиной конфликта становятся действия или обстоятельства, которые привели к изменению интересов. Одной из причин конфликта является взаимозависимость задач, т.к. возможность конфликтов существует везде, где один человек зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Причинами также являются различия в целях и различия во взглядах и представлениях. Конфликты часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями (плохая коммуникация препятствует управлению конфликтом). И еще одна важная причина конфликтов( различия в психологических особенностях (темперамент, характер, потребности, мотивы и т.п.). Итак, зная признаки, причины и условия возникновения конфликта, мы можем село перейти к анализу и разрешению конфликтной ситуации. Известно 5 основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтной ситуации. Уклонение. Человек, придерживающийся этой стратегии, стремиться уйти от конфликта. Эта стратегия может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большей ценности, если ситуация может разрешиться сама собой, если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. Сглаживание. Этот стиль основывается на тезисе: «Давайте жить дружно». Принуждение. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрушить конфликт. Но через некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми» решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, т.к. осталась нерешенной породившая его проблема. Решение проблемы (сотрудничество). Этот стиль основывается на
убежденности участников в том, что расхождение во взглядах( это неизбежный
результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что
правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право друг
друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность
проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Заканчивая, хотелось бы напомнить, что: конфликты порождаются определенным типом отношений между людьми, они являются вариантом развития этих отношений в определенных условиях. Зная законы этих отношений, мы без особого труда смоем обнаружить: а) подлинные причины конфликта в отличие от мнимых, лежащих на поверхности; б) предсказать поведение старшеклассников в ходе конфликта, вне зависимости от того что сами они об этом думают и как объясняют свои действия; в) предсказать последствия конфликта как для его участников, так и для себя лично. А если мы проведем параллель между развитием конфликта и мотивационной сферой старшеклассника, которая значительно влияет на тип реагирования в сложной ситуации, мы: г) выберем наиболее подходящий вариант действий по овладению ситуацией; д) и, наконец, будем действовать таким образом, чтобы негативных последствий было как можно меньше. Практическая часть В нашей практической части мы попытались выявить связь характером, темпераментом, мотивацией достижения, эмоциональным состоянием ученика, его интеллектом и степенью реагирования в конфликтной ситуации. Полученный при исследовании материал, конечно, не может дать представления об этой связи, однако при помощи наших методов мы можем довольно четко получить представление о типах мотивации и других личностных характеристик школьников старшего школьного возраста. Модель исследования. В качестве метода исследования мы различные тесты, позволяющие наиболее полно проследить психологические характеристики старшеклассника. В нашем исследовании мы использовали 6 тестов:
Тест состоит из 88 вопросов, на которые надо быстро ответить «да» или Опросник служит для измерения результирующей тенденции мотивации достижения, т.е. разницу между выраженностью мотивов стремления к успеху и избегания неудачи. Опросник имеет 2 формы: для мужчин (форма А( 32 вопроса), и для женщин (форма Б( 30 вопросов). Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон
характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. +3 ( полностью согласен, +2 ( согласен, +1 ( скорее согласен, чем не согласен, 0 ( нейтрален, –1 ( скорее не согласен, чем согласен, –2 ( не согласен, –3 ( полностью не согласен. Для обработки данных мы используем «ключ» и соотношения данных в
опроснике. И на основе суммарного балла определяем, какая мотивационная
тенденция доминирует. При помощи данного вопросника мы оцениваем уровень тревожности на момент заполнения вопросника (РТ( реактивной тревожности), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию, и уровень тревожности, отражающий привычные (долговременные) для личности старшеклассника состояние (ЛТ). Опросник состоит из 2 частей по 20 вопросов. Показатели реактивной и личной тревожности подсчитывается по формулам, данным в опроснике, и оцениваются по следующей шкале: 0– 30 баллов( низкая тревожность; 31– 45 баллов( умеренная тревожность; выше 45( высокая тревожность. Существует несколько форм этого теста, мы же ориентировались на форму Для обработки результатов мы использовали «ключ» с правильными
ответами. Индивидуальные показатели выполнения теста в целом являются сумма
баллов, полученных при сложении всех наборов заданий и процентная
характеристика. Тест предлагает 30 пар утверждений, описывающих тот или иной вариант выхода из абстрактной конфликтной ситуации. Задача школьника заключается в том, чтобы из каждой пары выбрать тот вариант поведения, который наиболее примелем для него. Необходимо зафиксировать номер пары, шифр, соответствующий варианту поведения, который он выбрал. И для обработки результатов мы подсчитали каких цифр больше: 1...,2...,3...,4...,5... 1( обозначает стратегию поведения соперничество; 2( сотрудничество; 3( компромисс; 4( избегание; 5( уступчивость. Данные тесты были предложены 7 школьникам 10-х и 11-х классов. Полученные результаты мы занесли в таблицу. | | | | | | | | | Анализ полученных результатов. В старшем школьном возрасте превалируют гипертимический, демонстративный, и аффективно- экзальтированный типы личности. Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится к холерическому темпераменту, можно встретить и не ярко выраженного сангвиника. Мотивация достижения у школьников старшего школьного возрастав основном характеризуется как стремление к успеху. Рассматривая эмоциональное состояние, то здесь можно наблюдать все виды тревожности, но умеренная тревожность превалирует. Мы исследовали школьников, которые в школе учатся неплохо, но и не отличники, кроме одной девочки, которая достигла наибольшего успеха в прохождении теста Штура на интеллект. Остальные результаты: 2 результата( близкие к успеху, остальные средние по успешности. Самую разнообразную картину можно наблюдать в исследовании поведения в конфликте. Проводя данное исследование, мы заметили следующие особенности: Анализируя наши исследования дальше мы заметили, что 2 школьника имеют стратегию поведения в конфликте( компромисс. Общее в типах личности этих учеников их повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая смена настроений; по темпераменту оба этих ученика ярко выраженные холерики. У девушки умеренная тревожность, а у юноши очень высокий уровень личностной и ситуативной тревожности и как следствие мы можем наблюдать у него мотив избежания неудач, так как боязнь неудачи, характерная черта высокотревожных людей и, кроме того, они хуже работают в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи. И если мы посмотрим в нашу таблицу, то увидим, что у этого юноши самый низкий процент выполненных заданий. Те же факты мы можем проследитьу девушки по имени Таня. У нее также очень высокий уровень тревожности и мотив избегания неудачи, которые как нельзя лучше оправдывают ее стратегию поведения в конфликте( уступчивость. Проводя наши исследования мы столкнулись еще с одним типом поведения в конфликте. Этот тип поведения у очень яркой девушки с гипертимичным типом личности, который характеризуется высокой активностью и предприимчивостью, общительностью, оптимизмом. Она яркий холерик с устойчивым мотивом(стремление к успеху. У нее довольно высокий уровень интеллекта и за счет своей напористости и агрессивности она заставляет принять ее точку зрения. Итак, проводя наши исследования мы выяснили, что тип поведения в конфликте напрямую связан с акцентуацией личности, ее темпераментом. Очень ярко на примерах мы проследили, что от эмоционального состояния школьника зависит и его мотивы достижения и его работы в стрессовой ситуации. Подведя итоги нашей практической части необходимо отметить, что от типа мотивации, эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит степень выраженности спожную ситуацию. Заключение В нашей работе мы рассматривали личность школьника старшего школьного возраста и социальную ситуацию ее развития. Мы выяснили все новшества и изменения в личностных характеристиках в этом возрасте. Во второй части мы исследовали влияние мотивационно - потребностной сферы старшего школьника на возникновение конфликта и выяснили, что от личностных характеристик старшего школьника (характер, темперамент, интеллект), от эмоционального состояния и типа мотивации зависит степень выраженности реакции на ситуацию. Здесь же мы рассмотрели конфликт, его виды, причины, признаки и механизм его развития. В ходе 2 главы мы выяснили, что для разрешения конфликта с наименьшими негативными последствиями необходимо знать психические характеристики личности; необходимо уметь анализировать конфликт и отличать конфликтную ситуацию от инцидента. Также нужно помнить о межличностных стилях разрешения конфликтов. В нашей практической части мы на примерах доказали связь между мотивационно - потребностной сферой старшего школьника и степенью его реагирования в сложной ситуации. Моделью нашего исследования было тестирование, которое позволяет наиболее глубоко исследовать личность старшего школьника. Проблема конфликта межличностного или группового всегда актуальна. Ведь
с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным. Библиография 1. Вересов, «Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе», М., Изд-во «Флинта», 1998, 112 с. М., Изд-во МГУ, 1990. Тутушкиной, Изд-во «Дидактика плюс», 1997, 336 с. «Просвещение», 1977, 528 с. |
|
© 2010 |
|