РУБРИКИ |
Сравнение теорий Маслоу и Леонтьева |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Сравнение теорий Маслоу и ЛеонтьеваСравнение теорий Маслоу и Леонтьева
Контрольная работа по психологии личности на тему:
А.Н. Леонтьева и А. Маслоу Выполнила: студентка 3 курса 2 группы Липатова Наталья Москва, 2002 Введение Данная работа представляет собой попытку теоретического исследования и анализа двух известных теорий личности – теории личности Абрахама Маслоу и теории личности Алексея Николаевича Леонтьева. Соответственно, задача перед автором работы ставится на основе этих теорий: попытаться сравнить представления о личности в этих двух теориях. О том, насколько данная задача будет выполнена, можно будет судить по ходу работы, несмотря на то, что задача достаточно трудна и неопределенна. Также автор попытается выразить свое индивидуальное отношение к вышеперечисленным теориям. Сначала лучше всего будет перечислить основные принципы двух теорий для упрощения анализа. Первой в работе представлена теория А. Маслоу, ее основные положения. Затем – теория А.Н. Леонтьева. После этого следует попытка сравнения представлений о личности в теориях и выводы. I. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ А. Г. МАСЛОУ Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических
личностей и наконец сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо
нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье. Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди ограждения обладают творческими потенциями, которые у большинства угасают в результате "окультуривания". Разрушительные силы в них являются результатом неудовлетворенности базисных потребностей. Человек – это "желающее существо", которое редко и ненадолго достигает
полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоидные. Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела; в безопасности, надежности и защите; в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении; в свободе, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня. Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. Правда, отдельные творческие личности могут проявлять свой талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней. Некоторые люди, благодаря особенностям своей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей. В целом же чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу "все или ничего", человек обычно мотивируется потребностями нескольких уровней. Все мотивы человека можно поделить на две глобальные категории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы). Д- мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий. Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели,
связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Они
обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д-
мотивами, а увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от
дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке
приоритетов. Примерами метапотребностей являются потребность в целостности,
совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Мотивационный статус здорового человека состоит прежде всего в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование". Самоактуализация – чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Среди ценных идей, высказанных Маслоу, следует назвать и положение о роли так называемых пиковых переживаний в личностном росте, благодаря которым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к своей подлинной сущности. Восприятие может подниматься над Эго, становиться бескорыстным и неэгоцентричным, что для самореализующихся личностей – нормальное явление, а у среднего человека происходит периодически, во время пиковых переживаний. Такие переживания только положительны и желанны. Пиковое переживание чистой радости – одно из тех, ради которых стоит жить. Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением и смирением, иногда с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением. В моменты пиковых переживаний индивид уподобляется Богу в своем любящем, неосуждающем, веселом восприятии мира и человеческого существа в их полноте и целостности. II. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенности
конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих "сплавах" врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что, чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их порожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются. Итак, в основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивид, однако, отнюдь не является простой "калькой" этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, а не среды, взятой самой по себе. Леонтьев поясняет, что начал с понятия индивида лишь потому, что в психологии оно употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий "индивид" и "личность" составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности. Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово “личность”
употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с
некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" или Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность
субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет
собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность,
обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Так же как и сами эти деятельности, процесс их объединения -
возникновения, развития и распада связей между ними - есть процесс особого
рода, подчиненный особым закономерностям. 2) Деятельность как основание личности Такой подход уже с самого начала позволяет дать предварительное решение вопроса о том, что образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности. Решение это исходит из положения, что реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются
исходными "единицами" психологического анализа личности, а не действия, не
операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций,
поскольку последние характеризуют деятельность, а не непосредственно
личность. На первый взгляд это положение кажется противоречащим
эмпирическим представлениям о личности и, более того, объединяющим их. Тем
не менее оно единственно открывает путь к пониманию личности, в ее
действительной психологической конкретности, говорит Леонтьев. 3) Формирование личности Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них - это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи ребенок - мать очень скоро опосредствуются предметами: мать кормит ребенка из чашки, надевает на него одежду и, занимая его, манипулирует игрушкой. Вместе с тем связи ребенка с вещами опосредствуются окружающими людьми: мать приближает ребенка к привлекающей его вещи, подносит ее к нему или, может быть, отнимает у него. Словом, деятельность ребенка все более выступает как реализующая его связи с человеком через вещи, а связи с вещами - через человека. Эта ситуация развития приводит к тому, что вещи открываются ребенку не только в их физических свойствах, но и в том особом качестве, которое они приобретают в человеческой деятельности - в своем функциональном значении (чашка - из чего пьют, стул - на чем сидят, часы - то, что носят на руке, и т.д.), а люди - как "повелители" этих вещей, от которых зависят его связи с ними. Предметная деятельность ребенка приобретает орудийную структуру, а общение становится речевым, опосредствованным языком. В этой исходной ситуации развития ребенка и содержится зерно тех отношений, дальнейшее развертывание которых составляет цепь событий, ведущих к формированию его как личности. Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии развития, переходящие друг в друга. В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаз
преимущественно развития предметной (практической и познавательной)
деятельности - фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом. Но
такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы. Одно из них состоит в том, что в ситуации разнонаправленой мотивации раньше возникает подчинение действия требованию человека, позже - объективным межпредметным связям. Другое открывшееся в опытах правило тоже выглядит несколько парадоксально: оказывается, что в условиях двояко мотивированной деятельности предметно-вещественный мотив способен выполнить функцию подчиняющего себе другой раньше, когда он дан ребенку в форме только представления, мысленно, и лишь позже - оставаясь в актуальном поле восприятия. Процесс формирования личности со стороны изменений, о которых
идет речь, может быть представлен как развитие воли. Человек живет как бы во все более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними, чувственное их восприятие и усвоение известного о них, усвоение их значений. Но далее перед ним начинает открываться действительность, лежащая далеко за пределами его практической деятельности и прямого общения: раздвигаются границы познаваемого, представляемого им мира. Истинное "поле", которое определяет теперь его действия, есть не просто наличное, но существующее - существующее объективно или иногда только иллюзорно" Знание субъектом этого существующего всегда опережает его превращение в определяющее его деятельность. Такое знание выполняет очень важную роль в формировании мотивов. На известном уровне развития мотивы сначала выступают как только "знаемые", как возможные, реально еще не побуждающие никаких действий. Для понимания процесса формирования личности нужно непременно это учитывать, хотя само по себе расширение знаний не является определяющим для него; поэтому-то, кстати говоря, воспитание личности и не может сводиться к обучению, к сообщению знаний. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования
и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более
обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они
реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами, говорит Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности - предметной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только двойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складывающейся личности. На этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности. В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то
младший дошкольный, то подростковый возраст как переломные в этом
отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз - когда у
ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность
его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность. Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным,
неповторимым. Он дает сильные смещения по абсциссе возраста, а иногда
вызывает социальную деградацию личности. Главное - он протекает совершенно
по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от
принадлежности индивида к той или иной социальной среде. Первое основание личности есть богатство связей индивида с миром. Итак, теоретический анализ позволяет выделить по меньшей мере
три основных параметра личности: широту связей человека с миром, степень их
иерархизированности и общую их структуру. Таким образом, проблема самосознания личности, осознания "я" остается в психологии нерешенной. Но это отнюдь не мнимая проблема, напротив, это проблема высокого жизненного значения, венчающая психологию личности. Проблема человеческого "я" принадлежит к числу ускользающих
от научно-психологического анализа. Доступ к ней закрывают многие ложные
представления, сложившиеся в психологии на эмпирическом уровне исследования
личности. На этом уровне личность неизбежно выступает как индивид
усложненный, а не преобразованный обществом, т.е. обретающий в нем
новые системные свойства. Но именно в этих своих "сверхчувственных"
свойствах он и составляет предмет психологической науки, заключает III. СРАВНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИЯХ 1. “более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней” 2. “принятие (себя, других, природы” 3. “спонтанность, простота, естественность” 4. “центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе)” 5. “некоторая отъединенность и потребность в уединении” 6. “автономия, независимость от культуры и среды” 7. “постоянная свежесть оценки” 8. “мистичность и опыт высших состояний” 9. “чувства сопричастности, единения с другими” 10. “более глубокие межличностные отношения” 11. “демократическая структура характера” 12. “различение средств и целей, добра и зла” 13. “философское, невраждебное чувство юмора” 14. “самоактуализирующееся творчество” 15. “сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры” В принципе, если судить обще, то данные утверждения являют собой некий
перечень характеристик, которыми должна обладать самоактуализирующаяся
личность в идеале. Леонтьев же ничего не говорит о будущем личности, к чему
она должна стремиться и чего должна достигнуть. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Автор не считает себя настолько компетентным, чтобы выражать свое
отношение к вышеприведенным и описанным теориям личности. Любая теория
личности была создана автором не для того, чтобы быть подвергнутой критике. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
© 2010 |
|