РУБРИКИ

Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии

Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии




                          2В В Е Д Е Н И Е



     Отечественная социальная  психология  открывает свою новейшую

историю с 1962 года,  когда открылась первая в стране  лаборатория

социальной психологии  при  отделении  психологиии  Ленинградского

Университета.Начиная с этой даты,  а особенно  в  последнии  годы,

увеличился поток  литературы  социально-психологического содержа-

ния. Возросло несомненно количество переводных изданий стран  за-

падной европы и США.Можно даже утверждать,что на Россию обрушился

поток публикаций,  монографий,  а также сборников охватывающих не

только узкие,  но и широкие вопросы по разнообразным тематикам.  В

своей исследовательской работе автор хотел бы по возможности  наи-

более точно дать рецензионную оценку американского учебника Дэвида

Майерса "Социальная психология".  По мнению профессора кафедры со-

циальной психологии  А.Л.Свеницкого  "Появление  данной  работы на

русском языке,  можно считать немаловажным событием для любого  из

наших психологов,  ибо  впервые он получает западный (американский)

учебник", а не монографии и сборники,  как уже было описано  выше,

захлестнули Россию  в последнее время."Учебник Д.Майерса занимает

немаловажное место,  будучи для многих американских студентов пер-

вой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологичес-

ких знаний.Труд Д.Майерса как и всякий американский учебник по со-

циальной психологии  весьма  своеобразен.Автор трактует социальную

психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключи-

тельно интересные данные полученные им и его ближайшеми коллегами

в сфере межличностного познания и социального  воздействия.Сильной

стороной учебника  Д.Майерса является и ориентация автора на прак-

тическое использование   социально-психологических   знаний.Многие




.


                              - 2 -



страницы книги  посвящены  применению  социальной  психологии  в

юриспруденции, медицине,  практике урегулирования социальных конф-

ликтов".

Но несмотря на уже позитивно высказанную точку зрения на этот

счет профессором  А.Л.Свеницким,  постараемся в  свою  очередь дать

свою характеристику данного учебника,  сравнив его его по некоторым

параметрам с нашими отечественными,  такими как "Социальная психо-

логия" под редакцией Г.М.Андреевой,  "Социальная  психология"  под

редакцией А.В.Петровского и "Психология общения" М.И.Станкина.

     В своем исследовании автор проводит экскурс по всем  основным

разделам данного учебника,  останавливаясь подробно в рассмотрении

наиболее интересных и новых данных,  особенно тех, которые не вхо-

дят в отечественные учебники по социальной психологии.





















.

                              - 3 -



     Социальная психолгия  - это научное исследование того,  о чем

люди думают,  как они влияют друг на друга и как относяся  друг  к

другу.Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психо-

логии, которая стремится быть более индивидуальной по  своему  со-

держанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие об-

ласти социологии.По сравнению с  психологией  личности  социальная

психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и бо-

лее - на том,  как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг

на друга.Социальная  психология  - экзогенная наука;  она выявляет

как социальные условия влияют на поведение.Посмотрим как интерпре-

тируется определение  социальной  психологии  в учебнике Андреевой

Г.М. "Социальная психология - отрасль психологической науки, кото-

рая изучает  закономерности поведения и деятельности людей,  обус-

ловленные включенностью их в социальные группы, а также психологи-

ческие особенности  самих этих групп".(1) Листая учебник Андреевой

Г.М. "Социальная психология"  мы  невольно  сталкиваемся  с  очень

конкретными названиями абзацев,такими как:  "дискуссия о предмете

социальной психологии",  "задачи социальной психологии  и  проблемы

общества", находим такие громкие фразы типа "сфера собственных ин-

тересов социальной психологии" просматривается довольно четко, что

и позволяет  отграничить  ее  как от проблем социологии,  так и от

проблем общей психологии.В свою очередь учебник Д.Майерса  как  бы

не ставит  задачей  обратить внимание на столь конкретные формули-




     1. Г.М.Андреева  "Социальная  психология",   Москва:   Аспект

Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10.


.

                              - 4 -



ровки, и последовательность изложения  материала  переходит  очень

"плавно" от  раздела к разделу. На взгляд исследователя, Дэвид Май-

рс весьма справедливо  сопоставил  социальную психологию с фразой

Артура Конан Дойля "Вы никогда не можете предсказать,  что сделает

любой из нас,  но вы можете с точностью назвать среднее число.Инди-

виды могут меняться, но процент остается постоянным".

     Социальная психология сталкивается  с  двумя  противоречивыми

критическими замечаниями.Во-первых она тривиальна,  поскольку удо-

стоверяет очевидное,  во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия

могут быть  использованы для манипулирования людьми.Наиболее инте-

ресно в данной главе "ошибки хиндсайта", или другими словами фено-

мена "я знал это!", как с позиций просто изложения информации, так

и с позиции "идущей вдаль",  т.е.  объяснения последствия  данного

феномена.Приводя достаточно  убедительные  примеры из всевозможных

источников, даже из политики, Д.Майерс не только  заинтересовывает

данной проблеиой, но и заставляет задуматься.Способы изложения ма-

териала очень восприимчивы для  запоминания,  т.к.  подкрепляются,

как уже было сказано выше "убедительным числом убедительных приме-

ров".Большинство социально-психологических исследований относится

либо к  корреляционным,  либо  к  экспериментальным.Корреляционные

исследования, для проведения которых иногда используют метод сис-

тематического опроса,  выявляют взаимосвязь между переменными, та-

кими, например, как уровень образования и доход.Ставя эксперименты

социальные психологи  иногда  создают  ситуации которые затрагивают

эмоции людей.В этом случае они обязаны следовать  профессиональным

этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых,

следовать принципу "не навреди",  после  завершениыя  эксперимента

полностью раскрывать им любой временный обман.


.

                              - 5 -



     Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные  экспери-

ментов в   теории.Лаборатрные  эксперимениты  позволяют  проверить

идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить

принципы и  результаты в реальном мире.Изложенность данного текста

о социально-психологических исследований  удивляет  своей  доступ-

ностью всех читателей, несмотря на достаточное количество научных

терминов, в процессе просмотра читатель как бы забывает, что перед

ним не  художественное произведение на заданную тему,  а научная

книга.Подводя краткий итог  данной  главы  исследователь  приходит

к выводу о  том, что  интерпретация социальной психологии в амери-

канском учебнике и отечественном отличается.Но  отложим  на  время

эти первоначальные  выводы  о  вступительной  части  американского

учебника.Перейдем к рассмоторению первой части, содержащей опреде-

ление социальной  психологии как науки,  изучающей,  что мы думаем

друг о друге.А теперь рассмотрим изложение материала  о  " Я  -

концепции" и "Самопрезентации".

     Как культура  формирует наше чувство "Я"?  Кто вы?  Вы - уни-

кальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложе-

ние "Я - ...".  Элементы вашей  Я - концепции, т.е.  специфические

убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть - это ва-

ши же  Я  - структуры. Структуры - это психические модели,  с по-

мощью которых мы организуем нашу жизнь.Они влияют на  то,  как  мы

воспринимаем, запоминаем  и оцениваем других людей и себя.Рассмот-

рим, как Я влияет на память,  явление известное под названием "Эф-

фект ссылки на себя".  Когда информация применима к нашим Я - кон-

цепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо  помним.Эффект  ссылки

на себя  иллюстрирует самый существенный жизненный факт:  ощущение

самих себя лежит в центре нашего мира.Рассматривая себя обычно как


.

                              - 6 -



центральное звено,  мы  переоцениваем,  в  какой степени поведение

других нацелено на нас.И часто берем ответственность за события, в

которых играем лишь небольшую роль.  Наша Я - концепция включает в

себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то,

кем мы  могли  бы стать - наши возможные Я.Они заключают в себе то

какими мы видим себя в наших мечтах, - богатый Я, худой Я, страст-

но любимый  и любящий Я.Они также заключают в себе Я,  которыми мы

боимся стать, - безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я.Такие

возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели - к той жизни,

к которой мы стремимся.  Д.Майерс ставит вопрос "становится ли Я -

концепция более индивидуализированной,  когда Восток встречается с

Западом". У японских студентов,  выезжавших по обмену и  пробывших

семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоу-

важение.У иммигрантов из Азии,  долгое время живущих в Канаде, са-

моуважение выше,  чем  у недавно иммигровавших и тех,  кто живет в

Азии.Самоуважение - всеобъемлющее чувство  собственного  достоинс-

тва, которое  влияет  на  то,  как мы оцениваем свои особенности и

способности.Сомопознание, однако имеет слабые стороны.Мы часто  не

знаем, почему ведем себя так, а не иначе.Люди различаются своими Я

- концепциями.Одни, особенно в индивидуалистических западных куль-

турах, принимают  концепцию независимого Я.Другие,  часто в Азии и

культурах стран третьего мира, - взаимозависимого Я.Эти противопо-

ложные идеи  способствуют культуральным различиям в социальном по-

ведении.Высокое самоуважение также приносит дивиденды.Дополнитель-

ные исследования  локуса  контроля  и  приобретенной беспомощности

объединил Альберт Бандура в концепцию,  названную концепцией само-

эффективности.Люди с  высокой сомоэффективностью более настойчивы,

менее тревожны и менее склонны к  депрессиям,  лучше  учатся.Хотя

.

                              - 7 -



психологическое исследование и толкование самоэффективности явля-

ется новым, акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и

реализацию своего  потенциала не нов.Тема "Ты можешь сделать это",

является бессмертной американской идеей.В процессе переработки ин-

формации, относящейся  к нашему Я,  вторгается предрасположение.Мы

охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши успехи и  во

многом считаем себя  выше  среднего.Такое завышенное мнение о себе

позволяет большинству из нас наслаждаться  преимуществами  высокой

самооценки, хотя  есть  опасность "задрать нос".Предрасположение в

пользу своего Я появляется и в том случае,  когда люди  сравнивают

себя с другими.

     У нас есть занятная тенденция расширять наш Я - образ, перео-

ценивая или недооценивая степень того факта, что другие думают или

поступают также, как мы,  - феномен называемый " эффектом  ложного

консенсуса".Если рассматривать мнение, то мы находим поддержку на-

ших позиций, считая, что с нами согласно большинство.Можно утверж-

дать, что  ложный консенсус встречается т.к.  мы делаем обобщение

из ограниченной выборки.Что касается наших способностей или ситуа-

ций, чаще  встречается  эффект ложной уникальности.Такое воприятие

отчасти возникает из мотива поддержать и повысить самооценку - по-

буждения, которая спасает людей от депрессии,  но способствует не-

дооценки и групповому конфликту.

     Самопрезентация относится к нашему стремлению представить же-

лаемый образ как для аудитории вне (другие дюди),  так и для ауди-

тории внутри  (мы сами).Мы выражаем свое самоопределение показывая

себя как определенный тип человека.Для некоторых сознательная  са-

мопрезентация - образ жизни.Те, у кого высокие показатели по шкале

тенденции к самомониторингу действуеют как  социальные  хамелеоны,

.

                              - 8 -



т.е. приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситу-

ациями.Люди с низкими показателями самомониторинга меньше заботят-

ся о том, что о них думают другие.Они больше руководствуются внут-

ренними ощущениями,  поэтому они будут говорить и действовать как

чувствуют на  самом деле.Проблема самомониторинга достаточно акту-

альна в наше время.В различной степени мы  являемся  самомонитора-

ми,мы обращаем  внимание  на наше поведение и регулируем его,чтобы

произвести желаемое впечатление.

     Подводя определенные  итоги по второй главе мы не можем срав-

нить с нашими отечественными учебниками те  же  определения,напри-

мер,как самоэффективность,самопрезентация   или  самомониторинг.Их

нет даже в психологическом  словаре  А.В.Петровского,возможно  они

имеют другое  толкование  и другое определение.На мой взгляд Д.Ма-

йерс слишком углубился в псмхологию личности,задействовав  концеп-

цию самоэффективности  А.Бандуры и установку локус контроля Д.Рот-

тера.Однако в разделе Я -  концепция  достаточно  убедительно  был

описан "эффект  ссылки на себя".Самопрезентация представлена здесь

второй основной частью этой главы включая феномен ложной скромнос-

ти и новое определение - самомониторинг.

     Третья глава полностью посвящена описанию способов,при помощи

которых формируются  убеждения  о  социальном окружении,демонстри-

руя,как склонны ошибаться люди.Также как и почти все главы,эта на-

чинается с вопроса:"Кому приписать причину:человеку или ситуации?"

Объясняя поведение людей мы делаем фундаментальную ошибку  атрибу-

ции т.е.когда  мы  наблюдаем за кем-либо,именно эта личность нахо-

дится в центре нашего внимания,а ситуация незаметна.Когда мы дейс-

твуем,наше внимание обычно направлено на то,на что мы реагируем,-и

ситуация проявляется более явно.Наши предубеждения  сильно  влияют

.

                              - 9 -



на то, как  интерпретируем и помним события.Мы часто переоцениваем

свои суждения,или получая анекдотичные или бесполезные  данные  мы

пренебрегаем базовой оценочной информацией.И на наши суждения час-

то влияет настроение.

     Исследования социальных  убеждений  и суждений показывают,как

мы формируем и лелеем свои убеждения,которые иногда вводят  нас  в

заблуждение.

     Подходя к четвертой главе,которая называется "Поведение и ус-

тановки",попытаемся  сравнить,что  имеется ввиду под установками в

американском и отечественном учебниках.Американский  вариант  дает

порнятие установки как благоприятная или неблагоприятная оценочная

реакция на что-либо или на кого-либо,которая выражается  в  мнени-

ях,чувствах  и целенаправленном поведении." Установки - это эффек-

тивный способ  дать  окружающему  миру  оценку.Описывая  установки

пользуются  одной  из  трех  следующих  характеристик:аффект(чувс-

тва),поведение(намерение),и   познание(мысли).Изучение   установок

близко  по духу социальной психологии и исторически являлось одной

из ее задач.В отечественном учебнике  дано  определение  установки

Узнадзе:"установка   является  целостным  динамическим  состоянием

субъекта,состоянием готовности к определенной активности,состояни-

ем,которое обуславливается двумя факторами:потребностью субъекта и

соответствующей объективной ситуацией"(1).

Однако  по  определению  сравнения можно уже и закончить в связи с

тем,что в учебнике Г.М.Андреевой социальная установка(аттитьюд)  и




     1. Г.М.Андреева   "Социальная   психология",  Москва,  Аспект

Пресс, 1997. стр. 289.

.

                              - 10 -



ее  интерпретация имеет несколько другое значение и продвигается в

другом направлении.На мой взгляд данная тема в отечественном учеб-

нике  приобретает  более научную направленность,в тоже время как в

американском учебнике представляется более социолого-психологичес-

кая  тематика.Заметим  также,что в учебнике Д.Майерса присутствует

значительное количество социологических  данных.Понятно,что  соци-

альная  психология опирается на социологические данные,но социаль-

ная психология должна  оставаться  социальной,а  не  социологичес-

кой.Эти данные исследований очень дополняют и несколько приукраши-

вают информацию содержащуюся в учебнике,но в тоже время  "размыва-

ют"  ее  психологическое  содержание.Тем не менее,особого внимания

заслуживают прикладные исследования социальных  психологов  приве-

денные  в данном учебнике.По способу изложения материала можно уже

на данном этапе выявить определенную традицию,когда в самом начале

задается  вопрос,затем  следует  изложение  различных  точек  зре-

ния,подтверждения или опровержения, и наконец,выдается  ответ.Этот

ответ рождает новый вопросы т.д.

     Пятая глава "Социальное познание и здоровье человека" повест-

вует о вкладе социальной психологии в понимание,лечение и суждения

клинических психологов.Социальные психологи активно исследуют  ат-

рибуции и ожидания депрессивных,одиноких и соматически больных лю-

дей.Примечательно появление  новой  отрасли  -   Психология   здо-

ровья,которая исследует  связи между болезнью,стрессом и пессимис-

тическим стилем объяснения.

     Подводя итог  первой части книги,тема которой" Социальное мыш-

ление",следует заметить,что объем информации вошедшей во все  раз-

делы огромен и очень четко подобран.Хотелось бы даже уменьшить ко-

личество примеров,результатов исследований,дабы приоткрыть тот ос-

.

                              - 11 -



тов на который все так органично вписывается.Конечно,можно было бы

и покритиковать за значительные углубления в сферу психологии лич-

ности, и  особенно  в  социологию,но как бы поверхностному взгляду

это не особо заметно.Следует сказать о продуманности изложения ма-

териала в  первой части и предполагать тоже самое по поводу второй

и третьей частей.

     Вторая часть   книги  "Социальное  влияние",состоит  из  пяти

глав,каждая из которых по-своему неповторима.Например,шестая глава

"Пол,гены  и  культура"  повествует о гендерных различиях.Наиболее

ярко эти различия проявляются в агрессии или сексуальности.Гендер-

ные различия в сексуальных установках оказывают влияния и на пове-

дение.Эпизодический "одноразовый"секс наиболее характерен для муж-

чин  с традиционной маскулинной установкой.Гендерные различия про-

являются и в сексуальных фантазиях.Д.Майерс ставит вопрос  о"куль-

туре и поведении",приводя очень интересные данные.Вводится опреде-

ление личностного пространства как буферного  пространства,которое

мы  предпочитаем  сохранять  вокруг себя.Размер этого пространства

зависит от нашей близости с собеседником.Далее приводятся  примеры

дистанций,которые практически совпадают с теми,что мы уже видели в

курсе лекций по "Психологии общения" М.И.Станкина.

     Рассмотрим теперь  определение  коллективизма  в американском

учебнике и сравним его  по  А.В.Петровскому.Коллективизм-  концеп-

ция,отдающая приоритет  целям  той  или иной группы по сравнению с

личными целями.В соответствии с этим происходит самоидентификация.

Несколько иное понятие дает А.В.Петровский:"коллективизм - принцип

организации взаимоотношений и совместной деятельности людей,прояв-

ляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным ин-

тересам,в товарищеском сотрудничестве,в готовности  к  взаимодейс-

.

                              - 12 -



твию и  взаимопомощи,во  взаимопонимании,доброжелательности и так-

тичности,интересе к проблемам и нуждам друг друга"(1).

   Д.Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии коллективизма

в азиатских культурах и в странах третьего  мира.Приводятся  инте-

ресные данные исследований проведенные кросс-культуральными психо-

логами о противостоянии индивидуализма и коллективизма.

     Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к определению со-

циальной роли как набору норм,определяющих, как должны  вести  себя

люди в  данной  социальной позиции.Примерно похожее определение мы

встречаем у М.И.Станкина в "Психологии общения":"социальной  ролью

называется ожидаемое поведение человека,занимающего данное общест-

венное положение,обязывающее его вести определенным образом"(2).

     В седьмой главе,полностью посвященной конформизму,как измене-

ние поведения или убеждений в результате реального или  воображае-

мого давления группы.В данном учебнике приводятся такие классичес-

кие эксперименты,как эксперименты Шерифа,Аша,Р.Кратчфилда,Мигрема

и т.д..Ссылки на данные эксперименты имеются и в нашем отечествен-

ном учебнике Г.М.Андреевой,но они не  более,чем  краткое  описание

некоторых из  них.Проблеме  конформизма  к сожалению до сих пор не

занимались в нашей стране.Поэтому,конечно интересно  будет  прочи-

тать об этом в американском учебнике.Д.Майерс" поднимает два очень



     1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский.  Психология.  Словарь.М.:

Политиздат, 1990 г. стр. 167.

     2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. пси-

хологии, 1996 г. стр. 164.

 .

                              - 13 -



объемных вопроса:"Почему проявляется конформизм?",и "Кто проявляет

конформизм?".Делая выводы  по  главе  американский  автор обращает

внимание, что социальная психология к могуществу социального  дав-

ления должна дополняться  вниманием к возможностям личности.Мы не

марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся от дру-

гих.Данной проблеме  придано  большое значение в этом учебнике,ис-

пользован значительный вклад психологов занимающихся в этой облас-

ти.

     В учебнике  Г.М.Андреевой  показана  модель  коммуникативного

процесса Лассуэлла,которая  включает пять элементов,такие как:ком-

муникатор,текст,канал,аудитория и  эффективнность. Приблизительно

таже модель  коммуникативного процесса описана на страницах амери-

канского учебника,где  показаны  четыре  фактора  этого  процесса:

"коммуникатор",само сообщение,канал  и аудитория.Используя эту мо-

дель Д.Майерс приводит пример действия последней в процессе втяги-

вания в  секту.Информация  достаточно  интересная,и уникальная для

отечественной социальной психологии  т.к.по  всей  видимости,  ка-

ких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюда-

ется.

     Переходя к   следующей  главе,  которая  называется  "влияние

групп" мы уже можем сравнивать ее  с  нашим  разделом  "Социальная

психология  групп"  в  отечественном учебнике.Но посмотрим в каком

направлении пойдет рассмотрение даннного  вопроса  в  американском

учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые взаимодействуют

друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и

воспринимают  себя  как мы".  Обратимся к психологическому словарю

А.В.Петровского и посмотрим,  что только определение малой  группы

схоже  с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от-

.

                              - 14 -



носительно небольшое число, непосредственно контактирующих индиви-

дов, объединненых общими целями или задачами".

     В этой главе рассматриваются три примера  таких  коллективных

влияний как, "социальная фасилитация" - усиление доминантных реак-

ций в присутствии других;"социальная леность"  -  тенденция  людей

прилагать  меньше  усилий в том случае,  когда они объединяют свои

усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация" - утрата самосозна-

ния  и  боязни самооценки.Особый интерес занимает проблема лидерс-

тва,  которая также подробно описана в учебнике  Г.М.Андреевой.Ли-

дерство в американском учебнике определяется как процесс, посредс-

твом которого определенные члены группы мотивируют и ведут за  со-

бой  группу.Как  видно  со страниц Д.Майерс не ставит таких четких

границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в американском

учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициаль-

ного характера лидерства,  роли целевого и социального лидеров.Це-

левые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредо-

точены на достижении цели. Социальные лидеры  сплачивают  команду,

улаживают  конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част ис-

пользуют директивный стиль, чтобы отдавать правильные  приказания,

они  сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней

задаче. У социальных  лидеров  часто  проявляется  демократический

стиль руководства, при котором власть делегируется членам группы и

поощряется их участие в принятии решений.Как видно из текста, сти-

ли лидерства в американском варианте представлены только два:  ди-

рективный и демократический.В то же время  Г.М.Андреева  описывает

три стиля лидерства,  такие как:  авторитарный,  демократический и

попустительский стили.

.

                              - 15 -



     Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной пси-

хологиии в сферу правосудия,  а конкретнее в суд присяжных.Подобно

всем другим  экспериментам  в социальной психологии,  лабораторные

эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать теорети-

ческие положения  и  принципы,  которые мы можем применять при ин-

терпретации более сложного мира нашей повседневной жизни.

     Подводя итог  второй части "Социальные воздействия",  отметим

наиболее более важные разделы нашего исследования, такие как "Кон-

формизм",  "Убеждения",  "Влияние  группы" и "Лидерство".Последний

раздел "Социальная психология и правосудие", интересует нас в пла-

не проникновения американской социальной психологии в систему пра-

восудия США.Проанализировав,  как мы думаем друг о друге, и как мы

влияем друг на друга, наконец подходим к третьему аспекту социаль-

ной психологии - как мы относимся  друг  к  другу.Наши  чувства  и

действия  бывают по отношению к людям негативными,  а иногда пози-

тивными.В одиннадцатой и двенадцатой главах "Предрассудки" и  "Аг-

рессия"  рассматриваются  неприятные  аспекты человеческих отноше-

ний.Предрассудки - это  неоправданно  негативные  установки.У  них

есть и эмоциональные корни.Предрассудки обеспечивают чувство соци-

ального преводсходства, а также могут облегчать маскировку чувства

неполноценности.Агрессия  -  физическое  или вербальное поведение,

направленное на причинение вреда  кому-либо.Различают  два  разных

типа агресии: враждебная (злость) и инструментальная (цель).

     Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также

как: аверсивные случаи,  возбуждение,  климат (жара), порнография,

телевидение и групповые влияния.Проводя сравнительный анализ  раз-

дела "групповые  влияния" в американском учебнике,  и раздел "сти-

хийные группы и массовые движения" в учебнике Г.М.Андреевой,  при-

.

                              - 16 -



мечательно использование  достаточно  похожих терминов,  таких как

"заражение" и "рассеянность ответственности"  и  "деиндивудуализа-

ция" - понятие, которое мы уже рассматривали выше.

     Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение  и

близость".Ни одна  глава  так  легко  не поддавалвсь определенному

анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни жил человек,  его взаимоот-

ношения с  окружающими  -  действительно существующие или чаемые -

определяют настрой его мыслей и  окраску  эмоций.Найдя  родственную

душу - человека,  который поддерживает нас и которому мы можем до-

верится, мы чувствуем, что нас принимают и ценят такими, какие мы

есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую радость,  тоскуя по любви

и приязни, мы тратим миллиарды на косметику, наряды и диеты.

     Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого

количества примеров,  приведенных в самом начале  главы.Собрав  и

сопоставив примеры безразличия и бездушия,  и напротив, проявления

чувств сострадания и помощи,  автор уже подводит к самостоятельной

"расшифровке", данного понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-ли-

бо помощи,  не связанный сознательно с собственными эгоистическими

интересами.Альтруизм -  это эгоизм наоборот.Задавая вопрос "Почему

мы оказываем помощь ?", получаем ответ, довольно противоречивый по

своей сути.Иногда  оказание  помощи  выглядит  как замаскированный

эгоизм, норма взаимности побуждает нас  на  помощь,  отвечать  по-

мощью, норма  социальной  ответственности  вынуждает нас оказывать

помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа альтруизма:

     1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене;

     2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных усло-

вий.

.

                              - 17 -



     Люди склонны оказывать помощь,  когда уже видят,  что  другие

бросились помогать,  или  когда они не спешат.И наконец существует

потрясающее явление: "Хорошее настроение - хорошие поступки".

     В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщи-

ны скорее получают помощь,  нежеле мужчины, хотя помощь исходит от

последних.Женщины так же чаще обращаются за помощью.Мы более всего

склонны помогать тем,  кто нуждается в помощи и заслуживает ее,  а

также тем, кто похож на нас.

     В заключительной главе данного учебника рассматривается проб-

лема конфликта  и  примирения.Конфликт - это воспринимаемая несов-

местимость действий или целей.Из-за чего разгораются конфликты ?

     В ходе социально-психологических исследований  выявлено  нес-

колько  причин  этого.Характерно,  что причины эти одни и те же на

всех уровнях социальных конфликтов,  будь-то конфликты межличност-

ные,  межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркаль-

ного восприятия" прослежена тенденция  ведущая  к  гонке  вооруже-

ний.Очень  актуально вписываются примеры,  совсем недавнего проти-

востояния сверхдержав СССР и США, в данном учебнике.

     Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международ-

ные конфликты, не отобразив, как следует, межличностные и межгруп-

повые.И опять же отсутствуют четкие границы разделения конфликтов,

ощущаетя некая неструктурированность при достаточной продуманности

учебника.Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социаль-

ными дилеммами,  конкуренцией и искажениями восприятия,  некоторые

не менее могущественные силы,  такие как контакт,  сотрудничество,

коммуникация  и примирение могут превратить вражду  в гармонию.

.



                        2З А К Л Ю Ч Е Н И Е



 Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного

учебника,проведя собственное исследование.Нет оснований не  согла-

ситься с  мнением  профессора А.Л.Свеницкого об уникальности этого

учебника и его безусловном влиянии на нашу социальную психологию и

психологов.Выводы к которым пришел  исследователь  складываются  в

пользу американского учебника.Но  сразу надо отметить,  что амери-

канская социальная психология и российская  социальная  психология

это два разных подхода,  две абсолютно разные темы и тематике изу-

чения социальной психологии,  различные аспекты проблем исследова-

ния и  т.д.В  американской  социальной  психологии основной акцент

ставится на личность и ее изучение,  на личность и ее поведение  в

группе.В нашей отечественной социальной психологии акцент ставится

на группу,  взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается  в

глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса исследований о массовых дви-

жениях и больших группах,  чему в учебнике  Г.М.Андреевой,  напри-

мер, придается особое значение.Коллективизм в американском учебни-

ке это не более,  чем культурный подход противоположный индивидуа-

лизму.Можно не сравнивать определения в наших отечественных источ-

никах, они заведомо разные, а к понятию и значению индивидуализма,

например, в учебнике А.В.Петровского, уже не хочется возвращаться,

пытаясь найти в нем что-то позитивное.

     Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значи-

тельное внимание,  поднимается ряд вопросов  требующих  дальнейших

исследований и  размышлений.Проблемы конформизма у нас практически

не существует к сожалению,судя  по  источникам.Все  ссылки,если  и

есть,то обращаются,  в основном к американским авторам и их иссле-

.

                              - 19 -



дованиям.Уже исходя из этих немногочисленных сравнений можно  сде-

лать вывод  о совершенно другом подходе изучения социальной психо-

логии,что было описано выше,опираясь в основном на данные  практи-

ческих исследований.Теоретизированная   отечественная   социальная

психология,уступает американской,хотя бы в областях применения.Уже

достаточно  был  представлен в данном исследовании краткий экскурс

по всем главам, и соответственно краткие выводы по ним.На протяже-

нии всего исследования автор пытался произвести сравнение, чуть ли

не "двух разных социальных психологий по учебникам".И буквально  в

каждой главе  еще  раз  убеждался в практической невозможности для

какого-либо основательного сравнения, в своем исследовании.Пытаясь

произвести сравнение по определенным проблемам и вопросам, автор в

конце концов подошел к сравнению  определений  некоторых  основных

психологических проблем.Нащупав  некоторое сходство,  но в основом

опять различия исследователь в конце своей работы сделал выводы  о

совершенно различном подходе изучения социальной психологии в аме-

риканской и отечественной социальной психологии.

     Учебник Д.Майерса,  как уже было описано выше содержит огром-

ное количество различного рода публикаций, практических исследова-

ний, примеров из всевозможных источников.Оформление, способы изло-

жения материала, его насыщенность, аргументированность заметно от-

личают его от наших отечественных учебников.

     В своем исследовании автор взял за основу в основном  учебник

Г.М.Андреевой "Социальная психология" и пришел к выводу,  что дан-

ный источник несомненно надо переиздавать и подкреплять как  прак-

тическими исследованиями,  так и "убедительным числом убедительных

примеров" и т.д.  Несмотря на то, что для данного исследования было

взято новое издание учебника Г.М.Андреевой,  оно не сильно отлича-

.

                              - 20 -


ется от предыдущего.Тоже самое касается  учебника  А.В.Петровского

"Социальная психология",  который необходимо просто заново переиз-

давать, избавив его от идеологических основ,  ориентируясь на  ны-

нешнюю постоянно  изменяющуюся  ситуацию.Это касается и всей нашей

социальной психологии в целом, которая может ориентироваться, нап-

ример, на американскую,  но в свою очередь есть уверенность,что да-

лее будет развиваться по своему собственному пути.























.

                              - 21 -



                      2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я



     1. Г.М.АНДРЕЕВА   "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ

                       УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.


     2. Д.МАЙЕРС       "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".ПЕРЕВ.С АНГЛ. - СПБ

                       ПИТЕР, 1997.



     3. Т.В.КУТАСОВА   "ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ-

                       БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО-

                       ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994.


     4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".  УЧЕБ.ПОСОБИЕ  ДЛЯ

                       СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ.  -  М.:  ПРОСВЕЩЕНИЕ,

                       1987.


     5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ,  М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ.  "ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. -

                       М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.


     6. М.И.СТАНКИН    "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС-

                       ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996.






.



             2МОСКОВСКИЙ    ГОРОДСКОЙ    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ


                            2УНИВЕРСИТЕТ






      Курсовая работа на тему: «Сравнительный анализ отечественной и

                                Американской социальной психологии»

     








                             Студента Психологического  Факультета

                             Третьего курса, первой группы

                             Эрнесто Родригез.










                          2Москва, 1998 г.


.



                              2П Л А Н






      2В В Е Д Е Н И Е



      21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ


      22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ


      23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ


      24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ



      2З А К Л Ю Ч Е Н И Е


      2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я







Данная курсовая работа была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд.

Сдавалась: май, 1998. Проф. Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения была взята книга Д.Майерса, см. список литературы.   






© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.