РУБРИКИ |
Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологииСравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии2В В Е Д Е Н И Е Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологиии Ленинградского Университета.Начиная с этой даты, а особенно в последнии годы, увеличился поток литературы социально-психологического содержа- ния. Возросло несомненно количество переводных изданий стран за- падной европы и США.Можно даже утверждать,что на Россию обрушился поток публикаций, монографий, а также сборников охватывающих не только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным тематикам. В своей исследовательской работе автор хотел бы по возможности наи- более точно дать рецензионную оценку американского учебника Дэвида Майерса "Социальная психология". По мнению профессора кафедры со- циальной психологии А.Л.Свеницкого "Появление данной работы на русском языке, можно считать немаловажным событием для любого из наших психологов, ибо впервые он получает западный (американский) учебник", а не монографии и сборники, как уже было описано выше, захлестнули Россию в последнее время."Учебник Д.Майерса занимает немаловажное место, будучи для многих американских студентов пер- вой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологичес- ких знаний.Труд Д.Майерса как и всякий американский учебник по со- циальной психологии весьма своеобразен.Автор трактует социальную психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключи- тельно интересные данные полученные им и его ближайшеми коллегами в сфере межличностного познания и социального воздействия.Сильной стороной учебника Д.Майерса является и ориентация автора на прак- тическое использование социально-психологических знаний.Многие . - 2 - страницы книги посвящены применению социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конф- ликтов". Но несмотря на уже позитивно высказанную точку зрения на этот счет профессором А.Л.Свеницким, постараемся в свою очередь дать свою характеристику данного учебника, сравнив его его по некоторым параметрам с нашими отечественными, такими как "Социальная психо- логия" под редакцией Г.М.Андреевой, "Социальная психология" под редакцией А.В.Петровского и "Психология общения" М.И.Станкина. В своем исследовании автор проводит экскурс по всем основным разделам данного учебника, останавливаясь подробно в рассмотрении наиболее интересных и новых данных, особенно тех, которые не вхо- дят в отечественные учебники по социальной психологии. . - 3 - Социальная психолгия - это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относяся друг к другу.Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психо- логии, которая стремится быть более индивидуальной по своему со- держанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие об- ласти социологии.По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и бо- лее - на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг на друга.Социальная психология - экзогенная наука; она выявляет как социальные условия влияют на поведение.Посмотрим как интерпре- тируется определение социальной психологии в учебнике Андреевой Г.М. "Социальная психология - отрасль психологической науки, кото- рая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обус- ловленные включенностью их в социальные группы, а также психологи- ческие особенности самих этих групп".(1) Листая учебник Андреевой Г.М. "Социальная психология" мы невольно сталкиваемся с очень конкретными названиями абзацев,такими как: "дискуссия о предмете социальной психологии", "задачи социальной психологии и проблемы общества", находим такие громкие фразы типа "сфера собственных ин- тересов социальной психологии" просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.В свою очередь учебник Д.Майерса как бы не ставит задачей обратить внимание на столь конкретные формули- 1. Г.М.Андреева "Социальная психология", Москва: Аспект Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10. . - 4 - ровки, и последовательность изложения материала переходит очень "плавно" от раздела к разделу. На взгляд исследователя, Дэвид Май- рс весьма справедливо сопоставил социальную психологию с фразой Артура Конан Дойля "Вы никогда не можете предсказать, что сделает любой из нас, но вы можете с точностью назвать среднее число.Инди- виды могут меняться, но процент остается постоянным". Социальная психология сталкивается с двумя противоречивыми критическими замечаниями.Во-первых она тривиальна, поскольку удо- стоверяет очевидное, во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия могут быть использованы для манипулирования людьми.Наиболее инте- ресно в данной главе "ошибки хиндсайта", или другими словами фено- мена "я знал это!", как с позиций просто изложения информации, так и с позиции "идущей вдаль", т.е. объяснения последствия данного феномена.Приводя достаточно убедительные примеры из всевозможных источников, даже из политики, Д.Майерс не только заинтересовывает данной проблеиой, но и заставляет задуматься.Способы изложения ма- териала очень восприимчивы для запоминания, т.к. подкрепляются, как уже было сказано выше "убедительным числом убедительных приме- ров".Большинство социально-психологических исследований относится либо к корреляционным, либо к экспериментальным.Корреляционные исследования, для проведения которых иногда используют метод сис- тематического опроса, выявляют взаимосвязь между переменными, та- кими, например, как уровень образования и доход.Ставя эксперименты социальные психологи иногда создают ситуации которые затрагивают эмоции людей.В этом случае они обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых, следовать принципу "не навреди", после завершениыя эксперимента полностью раскрывать им любой временный обман. . - 5 - Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные экспери- ментов в теории.Лаборатрные эксперимениты позволяют проверить идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить принципы и результаты в реальном мире.Изложенность данного текста о социально-психологических исследований удивляет своей доступ- ностью всех читателей, несмотря на достаточное количество научных терминов, в процессе просмотра читатель как бы забывает, что перед ним не художественное произведение на заданную тему, а научная книга.Подводя краткий итог данной главы исследователь приходит к выводу о том, что интерпретация социальной психологии в амери- канском учебнике и отечественном отличается.Но отложим на время эти первоначальные выводы о вступительной части американского учебника.Перейдем к рассмоторению первой части, содержащей опреде- ление социальной психологии как науки, изучающей, что мы думаем друг о друге.А теперь рассмотрим изложение материала о " Я - концепции" и "Самопрезентации". Как культура формирует наше чувство "Я"? Кто вы? Вы - уни- кальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложе- ние "Я - ...". Элементы вашей Я - концепции, т.е. специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть - это ва- ши же Я - структуры. Структуры - это психические модели, с по- мощью которых мы организуем нашу жизнь.Они влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя.Рассмот- рим, как Я влияет на память, явление известное под названием "Эф- фект ссылки на себя". Когда информация применима к нашим Я - кон- цепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним.Эффект ссылки на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение самих себя лежит в центре нашего мира.Рассматривая себя обычно как . - 6 - центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение других нацелено на нас.И часто берем ответственность за события, в которых играем лишь небольшую роль. Наша Я - концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, кем мы могли бы стать - наши возможные Я.Они заключают в себе то какими мы видим себя в наших мечтах, - богатый Я, худой Я, страст- но любимый и любящий Я.Они также заключают в себе Я, которыми мы боимся стать, - безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я.Такие возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели - к той жизни, к которой мы стремимся. Д.Майерс ставит вопрос "становится ли Я - концепция более индивидуализированной, когда Восток встречается с Западом". У японских студентов, выезжавших по обмену и пробывших семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоу- важение.У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в Канаде, са- моуважение выше, чем у недавно иммигровавших и тех, кто живет в Азии.Самоуважение - всеобъемлющее чувство собственного достоинс- тва, которое влияет на то, как мы оцениваем свои особенности и способности.Сомопознание, однако имеет слабые стороны.Мы часто не знаем, почему ведем себя так, а не иначе.Люди различаются своими Я - концепциями.Одни, особенно в индивидуалистических западных куль- турах, принимают концепцию независимого Я.Другие, часто в Азии и культурах стран третьего мира, - взаимозависимого Я.Эти противопо- ложные идеи способствуют культуральным различиям в социальном по- ведении.Высокое самоуважение также приносит дивиденды.Дополнитель- ные исследования локуса контроля и приобретенной беспомощности объединил Альберт Бандура в концепцию, названную концепцией само- эффективности.Люди с высокой сомоэффективностью более настойчивы, менее тревожны и менее склонны к депрессиям, лучше учатся.Хотя . - 7 - психологическое исследование и толкование самоэффективности явля- ется новым, акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и реализацию своего потенциала не нов.Тема "Ты можешь сделать это", является бессмертной американской идеей.В процессе переработки ин- формации, относящейся к нашему Я, вторгается предрасположение.Мы охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши успехи и во многом считаем себя выше среднего.Такое завышенное мнение о себе позволяет большинству из нас наслаждаться преимуществами высокой самооценки, хотя есть опасность "задрать нос".Предрасположение в пользу своего Я появляется и в том случае, когда люди сравнивают себя с другими. У нас есть занятная тенденция расширять наш Я - образ, перео- ценивая или недооценивая степень того факта, что другие думают или поступают также, как мы, - феномен называемый " эффектом ложного консенсуса".Если рассматривать мнение, то мы находим поддержку на- ших позиций, считая, что с нами согласно большинство.Можно утверж- дать, что ложный консенсус встречается т.к. мы делаем обобщение из ограниченной выборки.Что касается наших способностей или ситуа- ций, чаще встречается эффект ложной уникальности.Такое воприятие отчасти возникает из мотива поддержать и повысить самооценку - по- буждения, которая спасает людей от депрессии, но способствует не- дооценки и групповому конфликту. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить же- лаемый образ как для аудитории вне (другие дюди), так и для ауди- тории внутри (мы сами).Мы выражаем свое самоопределение показывая себя как определенный тип человека.Для некоторых сознательная са- мопрезентация - образ жизни.Те, у кого высокие показатели по шкале тенденции к самомониторингу действуеют как социальные хамелеоны, . - 8 - т.е. приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситу- ациями.Люди с низкими показателями самомониторинга меньше заботят- ся о том, что о них думают другие.Они больше руководствуются внут- ренними ощущениями, поэтому они будут говорить и действовать как чувствуют на самом деле.Проблема самомониторинга достаточно акту- альна в наше время.В различной степени мы являемся самомонитора- ми,мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем его,чтобы произвести желаемое впечатление. Подводя определенные итоги по второй главе мы не можем срав- нить с нашими отечественными учебниками те же определения,напри- мер,как самоэффективность,самопрезентация или самомониторинг.Их нет даже в психологическом словаре А.В.Петровского,возможно они имеют другое толкование и другое определение.На мой взгляд Д.Ма- йерс слишком углубился в псмхологию личности,задействовав концеп- цию самоэффективности А.Бандуры и установку локус контроля Д.Рот- тера.Однако в разделе Я - концепция достаточно убедительно был описан "эффект ссылки на себя".Самопрезентация представлена здесь второй основной частью этой главы включая феномен ложной скромнос- ти и новое определение - самомониторинг. Третья глава полностью посвящена описанию способов,при помощи которых формируются убеждения о социальном окружении,демонстри- руя,как склонны ошибаться люди.Также как и почти все главы,эта на- чинается с вопроса:"Кому приписать причину:человеку или ситуации?" Объясняя поведение людей мы делаем фундаментальную ошибку атрибу- ции т.е.когда мы наблюдаем за кем-либо,именно эта личность нахо- дится в центре нашего внимания,а ситуация незаметна.Когда мы дейс- твуем,наше внимание обычно направлено на то,на что мы реагируем,-и ситуация проявляется более явно.Наши предубеждения сильно влияют . - 9 - на то, как интерпретируем и помним события.Мы часто переоцениваем свои суждения,или получая анекдотичные или бесполезные данные мы пренебрегаем базовой оценочной информацией.И на наши суждения час- то влияет настроение. Исследования социальных убеждений и суждений показывают,как мы формируем и лелеем свои убеждения,которые иногда вводят нас в заблуждение. Подходя к четвертой главе,которая называется "Поведение и ус- тановки",попытаемся сравнить,что имеется ввиду под установками в американском и отечественном учебниках.Американский вариант дает порнятие установки как благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо,которая выражается в мнени- ях,чувствах и целенаправленном поведении." Установки - это эффек- тивный способ дать окружающему миру оценку.Описывая установки пользуются одной из трех следующих характеристик:аффект(чувс- тва),поведение(намерение),и познание(мысли).Изучение установок близко по духу социальной психологии и исторически являлось одной из ее задач.В отечественном учебнике дано определение установки Узнадзе:"установка является целостным динамическим состоянием субъекта,состоянием готовности к определенной активности,состояни- ем,которое обуславливается двумя факторами:потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией"(1). Однако по определению сравнения можно уже и закончить в связи с тем,что в учебнике Г.М.Андреевой социальная установка(аттитьюд) и 1. Г.М.Андреева "Социальная психология", Москва, Аспект Пресс, 1997. стр. 289. . - 10 - ее интерпретация имеет несколько другое значение и продвигается в другом направлении.На мой взгляд данная тема в отечественном учеб- нике приобретает более научную направленность,в тоже время как в американском учебнике представляется более социолого-психологичес- кая тематика.Заметим также,что в учебнике Д.Майерса присутствует значительное количество социологических данных.Понятно,что соци- альная психология опирается на социологические данные,но социаль- ная психология должна оставаться социальной,а не социологичес- кой.Эти данные исследований очень дополняют и несколько приукраши- вают информацию содержащуюся в учебнике,но в тоже время "размыва- ют" ее психологическое содержание.Тем не менее,особого внимания заслуживают прикладные исследования социальных психологов приве- денные в данном учебнике.По способу изложения материала можно уже на данном этапе выявить определенную традицию,когда в самом начале задается вопрос,затем следует изложение различных точек зре- ния,подтверждения или опровержения, и наконец,выдается ответ.Этот ответ рождает новый вопросы т.д. Пятая глава "Социальное познание и здоровье человека" повест- вует о вкладе социальной психологии в понимание,лечение и суждения клинических психологов.Социальные психологи активно исследуют ат- рибуции и ожидания депрессивных,одиноких и соматически больных лю- дей.Примечательно появление новой отрасли - Психология здо- ровья,которая исследует связи между болезнью,стрессом и пессимис- тическим стилем объяснения. Подводя итог первой части книги,тема которой" Социальное мыш- ление",следует заметить,что объем информации вошедшей во все раз- делы огромен и очень четко подобран.Хотелось бы даже уменьшить ко- личество примеров,результатов исследований,дабы приоткрыть тот ос- . - 11 - тов на который все так органично вписывается.Конечно,можно было бы и покритиковать за значительные углубления в сферу психологии лич- ности, и особенно в социологию,но как бы поверхностному взгляду это не особо заметно.Следует сказать о продуманности изложения ма- териала в первой части и предполагать тоже самое по поводу второй и третьей частей. Вторая часть книги "Социальное влияние",состоит из пяти глав,каждая из которых по-своему неповторима.Например,шестая глава "Пол,гены и культура" повествует о гендерных различиях.Наиболее ярко эти различия проявляются в агрессии или сексуальности.Гендер- ные различия в сексуальных установках оказывают влияния и на пове- дение.Эпизодический "одноразовый"секс наиболее характерен для муж- чин с традиционной маскулинной установкой.Гендерные различия про- являются и в сексуальных фантазиях.Д.Майерс ставит вопрос о"куль- туре и поведении",приводя очень интересные данные.Вводится опреде- ление личностного пространства как буферного пространства,которое мы предпочитаем сохранять вокруг себя.Размер этого пространства зависит от нашей близости с собеседником.Далее приводятся примеры дистанций,которые практически совпадают с теми,что мы уже видели в курсе лекций по "Психологии общения" М.И.Станкина. Рассмотрим теперь определение коллективизма в американском учебнике и сравним его по А.В.Петровскому.Коллективизм- концеп- ция,отдающая приоритет целям той или иной группы по сравнению с личными целями.В соответствии с этим происходит самоидентификация. Несколько иное понятие дает А.В.Петровский:"коллективизм - принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей,прояв- ляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным ин- тересам,в товарищеском сотрудничестве,в готовности к взаимодейс- . - 12 - твию и взаимопомощи,во взаимопонимании,доброжелательности и так- тичности,интересе к проблемам и нуждам друг друга"(1). Д.Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии коллективизма в азиатских культурах и в странах третьего мира.Приводятся инте- ресные данные исследований проведенные кросс-культуральными психо- логами о противостоянии индивидуализма и коллективизма. Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к определению со- циальной роли как набору норм,определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.Примерно похожее определение мы встречаем у М.И.Станкина в "Психологии общения":"социальной ролью называется ожидаемое поведение человека,занимающего данное общест- венное положение,обязывающее его вести определенным образом"(2). В седьмой главе,полностью посвященной конформизму,как измене- ние поведения или убеждений в результате реального или воображае- мого давления группы.В данном учебнике приводятся такие классичес- кие эксперименты,как эксперименты Шерифа,Аша,Р.Кратчфилда,Мигрема и т.д..Ссылки на данные эксперименты имеются и в нашем отечествен- ном учебнике Г.М.Андреевой,но они не более,чем краткое описание некоторых из них.Проблеме конформизма к сожалению до сих пор не занимались в нашей стране.Поэтому,конечно интересно будет прочи- тать об этом в американском учебнике.Д.Майерс" поднимает два очень 1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский. Психология. Словарь.М.: Политиздат, 1990 г. стр. 167. 2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. пси- хологии, 1996 г. стр. 164. . - 13 - объемных вопроса:"Почему проявляется конформизм?",и "Кто проявляет конформизм?".Делая выводы по главе американский автор обращает внимание, что социальная психология к могуществу социального дав- ления должна дополняться вниманием к возможностям личности.Мы не марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся от дру- гих.Данной проблеме придано большое значение в этом учебнике,ис- пользован значительный вклад психологов занимающихся в этой облас- ти. В учебнике Г.М.Андреевой показана модель коммуникативного процесса Лассуэлла,которая включает пять элементов,такие как:ком- муникатор,текст,канал,аудитория и эффективнность. Приблизительно таже модель коммуникативного процесса описана на страницах амери- канского учебника,где показаны четыре фактора этого процесса: "коммуникатор",само сообщение,канал и аудитория.Используя эту мо- дель Д.Майерс приводит пример действия последней в процессе втяги- вания в секту.Информация достаточно интересная,и уникальная для отечественной социальной психологии т.к.по всей видимости, ка- ких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюда- ется. Переходя к следующей главе, которая называется "влияние групп" мы уже можем сравнивать ее с нашим разделом "Социальная психология групп" в отечественном учебнике.Но посмотрим в каком направлении пойдет рассмотрение даннного вопроса в американском учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как мы". Обратимся к психологическому словарю А.В.Петровского и посмотрим, что только определение малой группы схоже с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от- . - 14 - носительно небольшое число, непосредственно контактирующих индиви- дов, объединненых общими целями или задачами". В этой главе рассматриваются три примера таких коллективных влияний как, "социальная фасилитация" - усиление доминантных реак- ций в присутствии других;"социальная леность" - тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация" - утрата самосозна- ния и боязни самооценки.Особый интерес занимает проблема лидерс- тва, которая также подробно описана в учебнике Г.М.Андреевой.Ли- дерство в американском учебнике определяется как процесс, посредс- твом которого определенные члены группы мотивируют и ведут за со- бой группу.Как видно со страниц Д.Майерс не ставит таких четких границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в американском учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициаль- ного характера лидерства, роли целевого и социального лидеров.Це- левые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредо- точены на достижении цели. Социальные лидеры сплачивают команду, улаживают конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част ис- пользуют директивный стиль, чтобы отдавать правильные приказания, они сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней задаче. У социальных лидеров часто проявляется демократический стиль руководства, при котором власть делегируется членам группы и поощряется их участие в принятии решений.Как видно из текста, сти- ли лидерства в американском варианте представлены только два: ди- рективный и демократический.В то же время Г.М.Андреева описывает три стиля лидерства, такие как: авторитарный, демократический и попустительский стили. . - 15 - Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной пси- хологиии в сферу правосудия, а конкретнее в суд присяжных.Подобно всем другим экспериментам в социальной психологии, лабораторные эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать теорети- ческие положения и принципы, которые мы можем применять при ин- терпретации более сложного мира нашей повседневной жизни. Подводя итог второй части "Социальные воздействия", отметим наиболее более важные разделы нашего исследования, такие как "Кон- формизм", "Убеждения", "Влияние группы" и "Лидерство".Последний раздел "Социальная психология и правосудие", интересует нас в пла- не проникновения американской социальной психологии в систему пра- восудия США.Проанализировав, как мы думаем друг о друге, и как мы влияем друг на друга, наконец подходим к третьему аспекту социаль- ной психологии - как мы относимся друг к другу.Наши чувства и действия бывают по отношению к людям негативными, а иногда пози- тивными.В одиннадцатой и двенадцатой главах "Предрассудки" и "Аг- рессия" рассматриваются неприятные аспекты человеческих отноше- ний.Предрассудки - это неоправданно негативные установки.У них есть и эмоциональные корни.Предрассудки обеспечивают чувство соци- ального преводсходства, а также могут облегчать маскировку чувства неполноценности.Агрессия - физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.Различают два разных типа агресии: враждебная (злость) и инструментальная (цель). Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также как: аверсивные случаи, возбуждение, климат (жара), порнография, телевидение и групповые влияния.Проводя сравнительный анализ раз- дела "групповые влияния" в американском учебнике, и раздел "сти- хийные группы и массовые движения" в учебнике Г.М.Андреевой, при- . - 16 - мечательно использование достаточно похожих терминов, таких как "заражение" и "рассеянность ответственности" и "деиндивудуализа- ция" - понятие, которое мы уже рассматривали выше. Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение и близость".Ни одна глава так легко не поддавалвсь определенному анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни жил человек, его взаимоот- ношения с окружающими - действительно существующие или чаемые - определяют настрой его мыслей и окраску эмоций.Найдя родственную душу - человека, который поддерживает нас и которому мы можем до- верится, мы чувствуем, что нас принимают и ценят такими, какие мы есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую радость, тоскуя по любви и приязни, мы тратим миллиарды на косметику, наряды и диеты. Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого количества примеров, приведенных в самом начале главы.Собрав и сопоставив примеры безразличия и бездушия, и напротив, проявления чувств сострадания и помощи, автор уже подводит к самостоятельной "расшифровке", данного понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-ли- бо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами.Альтруизм - это эгоизм наоборот.Задавая вопрос "Почему мы оказываем помощь ?", получаем ответ, довольно противоречивый по своей сути.Иногда оказание помощи выглядит как замаскированный эгоизм, норма взаимности побуждает нас на помощь, отвечать по- мощью, норма социальной ответственности вынуждает нас оказывать помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа альтруизма: 1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене; 2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных усло- вий. . - 17 - Люди склонны оказывать помощь, когда уже видят, что другие бросились помогать, или когда они не спешат.И наконец существует потрясающее явление: "Хорошее настроение - хорошие поступки". В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщи- ны скорее получают помощь, нежеле мужчины, хотя помощь исходит от последних.Женщины так же чаще обращаются за помощью.Мы более всего склонны помогать тем, кто нуждается в помощи и заслуживает ее, а также тем, кто похож на нас. В заключительной главе данного учебника рассматривается проб- лема конфликта и примирения.Конфликт - это воспринимаемая несов- местимость действий или целей.Из-за чего разгораются конфликты ? В ходе социально-психологических исследований выявлено нес- колько причин этого.Характерно, что причины эти одни и те же на всех уровнях социальных конфликтов, будь-то конфликты межличност- ные, межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркаль- ного восприятия" прослежена тенденция ведущая к гонке вооруже- ний.Очень актуально вписываются примеры, совсем недавнего проти- востояния сверхдержав СССР и США, в данном учебнике. Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международ- ные конфликты, не отобразив, как следует, межличностные и межгруп- повые.И опять же отсутствуют четкие границы разделения конфликтов, ощущаетя некая неструктурированность при достаточной продуманности учебника.Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социаль- ными дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые не менее могущественные силы, такие как контакт, сотрудничество, коммуникация и примирение могут превратить вражду в гармонию. . 2З А К Л Ю Ч Е Н И Е Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного учебника,проведя собственное исследование.Нет оснований не согла- ситься с мнением профессора А.Л.Свеницкого об уникальности этого учебника и его безусловном влиянии на нашу социальную психологию и психологов.Выводы к которым пришел исследователь складываются в пользу американского учебника.Но сразу надо отметить, что амери- канская социальная психология и российская социальная психология это два разных подхода, две абсолютно разные темы и тематике изу- чения социальной психологии, различные аспекты проблем исследова- ния и т.д.В американской социальной психологии основной акцент ставится на личность и ее изучение, на личность и ее поведение в группе.В нашей отечественной социальной психологии акцент ставится на группу, взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается в глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса исследований о массовых дви- жениях и больших группах, чему в учебнике Г.М.Андреевой, напри- мер, придается особое значение.Коллективизм в американском учебни- ке это не более, чем культурный подход противоположный индивидуа- лизму.Можно не сравнивать определения в наших отечественных источ- никах, они заведомо разные, а к понятию и значению индивидуализма, например, в учебнике А.В.Петровского, уже не хочется возвращаться, пытаясь найти в нем что-то позитивное. Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значи- тельное внимание, поднимается ряд вопросов требующих дальнейших исследований и размышлений.Проблемы конформизма у нас практически не существует к сожалению,судя по источникам.Все ссылки,если и есть,то обращаются, в основном к американским авторам и их иссле- . - 19 - дованиям.Уже исходя из этих немногочисленных сравнений можно сде- лать вывод о совершенно другом подходе изучения социальной психо- логии,что было описано выше,опираясь в основном на данные практи- ческих исследований.Теоретизированная отечественная социальная психология,уступает американской,хотя бы в областях применения.Уже достаточно был представлен в данном исследовании краткий экскурс по всем главам, и соответственно краткие выводы по ним.На протяже- нии всего исследования автор пытался произвести сравнение, чуть ли не "двух разных социальных психологий по учебникам".И буквально в каждой главе еще раз убеждался в практической невозможности для какого-либо основательного сравнения, в своем исследовании.Пытаясь произвести сравнение по определенным проблемам и вопросам, автор в конце концов подошел к сравнению определений некоторых основных психологических проблем.Нащупав некоторое сходство, но в основом опять различия исследователь в конце своей работы сделал выводы о совершенно различном подходе изучения социальной психологии в аме- риканской и отечественной социальной психологии. Учебник Д.Майерса, как уже было описано выше содержит огром- ное количество различного рода публикаций, практических исследова- ний, примеров из всевозможных источников.Оформление, способы изло- жения материала, его насыщенность, аргументированность заметно от- личают его от наших отечественных учебников. В своем исследовании автор взял за основу в основном учебник Г.М.Андреевой "Социальная психология" и пришел к выводу, что дан- ный источник несомненно надо переиздавать и подкреплять как прак- тическими исследованиями, так и "убедительным числом убедительных примеров" и т.д. Несмотря на то, что для данного исследования было взято новое издание учебника Г.М.Андреевой, оно не сильно отлича- . - 20 - ется от предыдущего.Тоже самое касается учебника А.В.Петровского "Социальная психология", который необходимо просто заново переиз- давать, избавив его от идеологических основ, ориентируясь на ны- нешнюю постоянно изменяющуюся ситуацию.Это касается и всей нашей социальной психологии в целом, которая может ориентироваться, нап- ример, на американскую, но в свою очередь есть уверенность,что да- лее будет развиваться по своему собственному пути. . - 21 - 2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я 1. Г.М.АНДРЕЕВА "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997. 2. Д.МАЙЕРС "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".ПЕРЕВ.С АНГЛ. - СПБ ПИТЕР, 1997. 3. Т.В.КУТАСОВА "ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ- БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО- ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994. 4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБ.ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1987. 5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ, М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ. "ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. - М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990. 6. М.И.СТАНКИН "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС- ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996. . 2МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 2УНИВЕРСИТЕТ Курсовая работа на тему: «Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии»
Студента Психологического Факультета Третьего курса, первой группы Эрнесто Родригез. 2Москва, 1998 г. . 2П Л А Н 2В В Е Д Е Н И Е 21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ 22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ 23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2З А К Л Ю Ч Е Н И Е 2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я Данная курсовая работа была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд. Сдавалась: май, 1998. Проф. Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения была взята книга Д.Майерса, см. список литературы. |
|
© 2010 |
|