РУБРИКИ

Средства, виды и закономерности психологического влияния: манипулирование

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Средства, виды и закономерности психологического влияния: манипулирование

По результатам статистического анализа среднее значение по данной выборке – 77,89 балла; наиболее повторяющийся балл (мода) – 74 и 78 баллов. Максимальное значение – 96 баллов, минимальное – 60 баллов (см.прил. 4).

2.3 Психодиагностическое заключение об уровне выраженности личностного макиавеллизма у подростков


Все респонденты попали в категорию со средним уровнем выраженности личностного макиавеллизма.

Макиавеллизм как черта личности способствует успешной манипуляции. Манипуляция, подобно многим другим событиям в окружающем нас мире, не проявляется сама по себе. Всегда существуют некие силы и условия, способствующие ей или прямо вызывающие ее к жизни. А также всегда находятся люди, благодаря активности которых эти силы и условия действуют.

Итак, у пятидесяти подростков, согласно данным, средний уровень выраженности личностного макиавеллизма, т.е. это значит, что они достаточно эмоциональны и не всегда умеют держать свои эмоции, мысли, чувства под контролем, возможно, часто демонстрируя их окружающим. Следовательно, цели свои они раскрывают окружающим.

Они ориентируются на собственные желания и при этом готовы помогать остальным, может, даже в ущерб себе. Если они и сопротивляются социальному влиянию, то неявно, вяло, не надеясь на успех. Для них очень важно быть подготовленными к определенной ситуации, чтобы правила, способы действий были четко определены.

Подростки, возможно, еще не совсем понимают, что при общении с людьми ими можно и даже нужно манипулировать для достижения собственных целей, и не имеют навыков манипулирования, которые включают в себя способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков. У конкретного подростка макиавеллистские убеждения и навыки могут не совпадать и реализовываться в поведении отдельно друг от друга.

Возможно, дети переняли от родителей систему убеждений, которая косвенно влияет на их поведение, или непосредственно копируют у родителей успешные способы манипулирования людьми, но не перенимают у них макиавеллистские убеждения.

Для данной выборки характерно частое вмешательство эмоций в рациональную оценку ситуации, подростки зависимы от эмоций и от давления со стороны. Однако при необходимости они в состоянии убедить партнеров по взаимодействию, направить свои действия и действия других людей в русло, нужное им для достижения собственной цели.

Подростки еще весьма доверчивы, восприимчивы к новому, необычному, а также к влиянию на них со стороны. Именно поэтому в подростничестве необходимо не только овладеть навыками манипулирования, но и научиться адекватно реагировать на влияние со стороны и конструктивно выстраивать свое поведение, противодействующее влиянию.

Итак, у подростков десятых классов МОУ «СОШ №18» средний уровень выраженности личностного макиавеллизма, хотя подразумевается, что в сензитивный подростковый период он должен быть максимально выражен. Следовательно, необходимо формировать высокий уровень желания влиять на окружающих и противодействовать влиянию, для чего мной был разработан тренинг на формирование навыков влияния.

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


3.1 Сущность психологического тренинга


В отечественной психологии сложилась традиция обозначать понятием «социально-психологический тренинг» те виды тренинга, объектов воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.

Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т.д. Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги и социальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала. Отмеченные аспекты очень актуальны в подростковом возрасте. Это не только период проблем и противоречий, но и время повышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости к влиянию, максимальной открытости новому жизненному опыту. Навыки, связанные с общением, уверенным поведением, эффективным взаимодействием, а также творческий потенциал могут эффективно развиваться в таком возрасте, а психологический тренинг – весьма эффективным метод стимулирования их развития.

Тренинг – особая разновидность обучения через непосредственно «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая не сводима ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии.

Иногда для его обозначения используется термин, представляющий собой «кальку» с английского языка: «экспериментальное обучение». При таком обучении занимающийся непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече с ней или размышляет о возможности с ней что-то сделать.

Согласно «Краткому психологическому словарю» [стр.405,18], социально-психологический тренинг – прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе. Базовыми средствами социально-психологического тренинга является групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Социально-психологический тренинг применяется как в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности, так и для выработки специфических коммуникативных навыков у преподавателей профессий, которые предполагают интенсивный контакт с другими людьми.

Тренинг – это активное обучение посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии [стр. 5, 5].

Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению. Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально сконцентрированном виде, а с другой – в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание. Поэтому так важно постоянно рефлексировать в процессе тренинга.

Несмотря на великое разнообразие психологических тренингов, для них характерны общие черты:

1.                 Соблюдение ряда принципов групповой работы;

2.                 Применение активных методов групповой работы; основных метода два: групповая дискуссия и сюжетно-ролевая игра. В то же время количество конкретных тренинговых упражнений, создаваемых на их основе, исчисляется тысячами;

3.                 Акцент на взаимоотношениях между участниками группы, интенсивное межличностное взаимодействие;

4.                 Наличие более или менее постоянной группы. Пропуски встреч не приветствуются, а обсуждать происходящие в группе события за ее пределами запрещается, поскольку это ведет к потере той эмоциональной энергии, которая должна расходоваться в процессе работы;

5.                 Пространственная организация, направленная на то, чтобы обеспечить наилучшие возможности для интенсивного общения участников и свести к минимуму отвлекающие факторы.

6.                 Нацеленность на психологическую помощь участникам группы. Результат тренинга не сводится к формированию у участников системы знаний и умений. Большое значение имеет субъективное улучшение психологического состояния и получение импульса к дальнейшему саморазвитию. Поэтому наряду с объективными критериями результативности тренинга рассматриваются и субъективные.

7.                 Атмосфера свободы и раскованности общения. Общение в условиях тренинга более интенсивное, эмоциональное, открытое и искреннее, чем в обычных межличностных контактах. На начальных этапах работы с группой основная задача ведущего – создание соответствующей атмосферы, моделирование психологически безопасных условий такого общения.

Общение в условиях психологического тренинга строится на следующих принципах, которые необходимо проговаривать перед началом занятия:

Ø  Активность каждого

Ø  Правило микрофона (один говорит, другие молчат)

Ø  Говорим коротко и по существу

Ø  Будем толерантными

Ø  Правило «здесь и сейчас»

Ø  Произносим безоценочные суждения

Ø  Уважаем каждого

Ø  Отключаем мобильные телефоны

Групповая форма работы имеет свои преимущества. Группа отражает общество в миниатюре и поэтому может служить «полигоном» для развития самых разных социальных умений. Человек может усваивать в группе новые умения, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Группа позволяет получить обратную связь и поддержку от людей со сходными проблемами, участники могут идентифицировать себя с другими. Групповой опыт противодействует отчуждению, что помогает установлению более близких отношений с окружающими и решению межличностных проблем. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания участников. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое может трансформироваться в конструктивную работу по прояснению и решению психологических проблем участников.

Также групповая психологическая работа позволяет привлекать сразу много клиентов и поэтому более доступна участникам, чем индивидуальная.

Кроме того, можно говорить о специфической работе тренера, которая заключается в постоянной рефлексии того, что происходит в группе. Эта рефлексия идет за счет того, что тренер все время задает себе три вопроса: а) какой цели я хочу достичь?, б)почему я хочу достичь этой цели?, в)какими средствами я собираюсь ее достичь? Эффективность тренинга во многом зависит от того, насколько большим арсеналом обладает тренер.

Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были созданы учениками К. Левина в США и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К.Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не индивидуальном контексте. Поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как видят его другие.

Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга.

Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной психологии. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методологическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л.А. Петровской в 1982году. Этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социологической группы, руководителями предприятий и организаций. Опыт его использования изложен в работах Ю.Н. Емельянова, В.П. Захарова, Г.А. Ковалева, Х. Миккина, Л.А. Петровской, Т.С. Яценко и др.

3.2 Цели и задачи тренингов

При построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует определить цель проводимой работы, продумать и сформулировать задачи, требующие решения. Данный этап порой вызывает у ведущего скептическое отношение, воспринимается как пустая формальность. При этом может возникнуть опасность того, что прохождение тренинга превратится в самоцель, а обучающий и развивающий потенциал может быть утрачен. Ориентируясь на цель, мы выбираем упражнения. В наиболее общей формулировке в тренингах обычно ставятся следующие группы целей:

·        Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.

·        Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

·        Развитие самосознания и самоисследования участников тренинга для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.

·        Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.

·        Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.

Цель конкретизируется в задачах. Если цель указывает на общее направление работа, то задача раскрывает конкретные шаги для данного движения.

Задачи должны отражать конкретные результаты, достижение которых планируется в ходе работы. Результаты, в свою очередь, должны быть, по возможности, сформулированы в позитивных терминах – отражать то, что нужно достигнуть, а не то, чего избежать. Задачи должны быть реалистичными и адекватными сущности тренинга. Достижение результатов должно быть проверяемо.

Представляется целесообразным знакомить участников тренинга с целями и задачами работы, т.к. они должны понимать, что им дает тренинг. В противном случае ведущий окажется в их глазах массовиком – затейником, и они будут охотно выполнять лишь упражнения развлекательного плана.

3.3 Пространственная и временная организация тренинга


Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение выбирается потому, что оно дает ряд преимуществ. В кругу обеспечивается: наилучший взаимный обзор, высокий уровень вовлечения в работу; все находятся в равных условиях, что сплачивает группу; обеспечена свобода движений участников.

Довольно часто тренинговые упражнения проводятся не в общем круге, а подразумевают работу в подгруппах. Состав подгрупп рекомендуется регулярно менять, чтобы не создавать эффект стабильного распадения на них коллектива.

Помещение для тренингов должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, не загроможденным. Желательно, чтобы помещение было звукоизолированным.

Продолжительность тренинга общения – 16-36, реже до 50-60 часов. Тренинг может проводиться в режиме погружения (2-5 дней, занятия по 6-10 часов ежедневно) или же может быть разбит на отдельные встречи 1-2 раза в неделю длительностью 1-6 часов. Иногда занятия ведутся в форме марафона, что характерно для тренингов личностного роста (12-30 часов непрерывной работы с короткими перерывами на обед).

Если речь идет о «взрослом» тренинге, то чаще всего он проводится в режиме погружения (самый типичный вариант – вечер пятницы, целиком суббота и воскресенье). Работа с подростками обычно разбивается на отдельные занятия. Если психолог ведет работы в школе, где тренинг включен в сетку расписания уроков, эффективнее будет проводить не одиночные, а сдвоенные уроки (90 минут).

3.4 Манипуляции и защиты от них


Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его реально существующими желаниями. Манипуляция как психологическое воздействие направлена на неявное побуждение другого к определенных манипулятором действий. Она является одной из составляющих межличностных отношений.

В начале работы необходимо поздороваться с участниками, проговорить правила тренинга, цели (для чего мы здесь собрались) и результаты работы, которых мы вместе хотим достичь.

1. Упражнение – разминка «Снежный ком»

Участники по очереди называют свое имя и делают какой-нибудь жест, следующий участник повторяет имя и жест предыдущих и добавляет свое. Тренер называет всех последним, что повышает его авторитет в группе.

Смысл – снятие напряжения, знакомство.

2. Упражнение «Манипуляции»

Разделить участников на подгруппы, затем каждой подгруппе дать задание: придумать, подготовить и представить ролевую игру, которая будет демонстрировать способы манипуляции. Раздать карточки, на которых написаны способы манипуляции: преувеличение типичности поведения; создание спешки, ажиотажа; злоупотребление правилом взаимного обмена; навязывание обстоятельств. Каждый способ объяснить.

Можно продемонстрировать такие сценки: девушка уговаривает знакомых купить косметику; покупатель пытается вернуть телефон с претензией, что он трещит при дозвоне; человек пришел в общественный туалет, а денег оплатить вход, нет. Надо путем манипуляций убедить людей выполнить действия.

Смысл – актуализация психологических знаний о способах манипуляции.

3.Упражнение «Черт и ангел»

Выбрать троих добровольцев – черта, ангела и простого человека – и дать задание: мальчик (или девочка) пришел из школы, и решает: посмотреть телевизор или сделать уроки. Черт и ангел приводят по десять самых убедительных, на их взгляд, аргументов, а человек слушает и решает, «на чьей он стороне».

Смысл – формирование умения убеждать, а также умения выделять значимое, определять приоритеты.

4. Упражнение «Ладошка»

Каждый участник обводит контур своей руки на листе бумаги. В каждом пальце пишет цель на ближайшие три года, а в центре ладони – то, на кого или на что можно опереться при достижении этой цели.

Смысл – это одна из техник уточнения целей и осознания ресурсов, которые помогут в достижении задуманного.

5. Упражнение «Антикомплимент»

Выбирается доброволец, который встает в центре круга, а каждый участник дарит ему «антикомлимент» - высмеивает то, что критикуемый не в состоянии изменить: внешность, происхождение, голос и т.д. После этого тому же человеку говорят настоящие комплименты. При желании участников можно еще раз повторить упражнение.

Смысл – критикуемый учится не тратить силы на борьбу с отрицательными эмоциями, не терять веру в себя.

6. Упражнение «Чемодан»

Каждый из участников по очереди выходит за дверь на несколько минут. В это время все остальные собирают ему «чемодан» - путем групповой дискуссии три положительных и отрицательных качества, которые данный участник проявил в ходе того тренинга, и записывают их. Затем участник возвращается, ему вручают листочек с качествами, который он не должен разворачивать до окончания занятия.

Смысл – получение участниками обратной связи от группы на свое поведение во время тренинга. Хорошо будет, если и ведущий получит такой «чемодан».

Затем следует поблагодарить участников тренинга за занятие, попрощаться.

Конечно, мы не можем полностью оградить себя от влияния. Все мы управляем другими людьми, а они управляют нами. Однако благоприятное социальное влияние во всех его формах дает наиболее позитивный эффект для тех людей, которые сами испытывают сильное чувство контроля над своей жизнью.

При обычной межличностной коммуникации мы можем заметить сочетание различных видов влияния. Тем не менее многие люди стремятся влиять на собеседника. Проблемы использования возможностей влияния людей друг на друга всегда привлекали к себе внимание психологов, педагогов, политиков… Да каждый человек не отказался бы уметь влиять на других. Вероятно, нет такой сферы жизни, в которой факторы влияния не были бы значимы.

В своей курсовой работе я достигла целей, поставленных во введении: обобщила имеющиеся по теме сведения, выявила способности к манипулированию у подростков и разработала программу формирования навыков влияния и противостояния влиянию. Выполнила следующие задачи:

·        Проанализировала различные источники по проблеме;

·        Обобщила материалы по данной теме;

·        Освоила методику «Мак-шкала IV»;

·        Продиагностировала уровень выраженности способности к манипулированию – «макиавеллизма» - у учащихся 10-х классов;

·        Разработала тренинг на формирование навыков умения влиять и противодействовать влиянию на основе результатов диагностики.

Для достижения эффективности в тренинговой работе необходимо учитывать то обстоятельство, что тренинг – это процесс творческий, подразумевающий высокую степень новизны и неопределенности как для участников, так и для ведущего. Более того, часть тренинговых упражнений как раз и создана таким образом, чтобы смоделировать подобные ситуации и научить участников конструктивно вести себя в них. Поэтому тренинг невозможно вести по шаблону, механически воспроизводя последовательность заданий.

Любое описание тренинга – лишь общий ориентир, стратегический план действий. Ситуация в группе будет уникальной и потребует проявления со стороны ведущего гибкого и творческого поведения, а также открытости новому жизненному и профессиональному опыту. Этим работа ведущего тренинга и сложна, и интересна.

Таким образом, манипуляция – компонент межличностного взаимодействия, и навыки манипуляции можно приобрести в процессе группового тренинга, для чего мной была разработана программа.

Феномен влияния активно исследуется как зарубежными, так и отечественными психологами и социологами, потому что эта тема затрагивает интересы каждого человека и всего общества в целом.

Одним из наиболее эффективных видов воздействия я считаю манипуляцию, которую подробно рассматриваю в первой главе, диагностирую уровень выраженности склонности к манипулированию во второй главе и разрабатываю программу формирования навыков манипулирования в третьей главе.

Участники общения психологически воздействуют друг на друга, и для успешной реализации межличностного взаимодействия необходимо знать, как это происходит, вскрыть суть и механизмы этого явления.

От взаимного влияния никуда не уйти, а значит, необходимо научиться адекватно реагировать на него, противодействовать ему с помощью конструктивных способов противостояния и, возможно, самим манипулировать другими людьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его психологическое значение // Вопросы психологии. № 4, 1994.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. М: 1994. 106с.

3. Бойко В.Г. Элементы внушения в лекционной пропаганде // Проблемы психологического воздействия: межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1979. 144с.

4. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: ЭКСМО, 2003. 384с.

5. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2007. 368с.

6. Зимбардо Ф., Ляйпе М.Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.448с.

7. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулирование поведения и взаимопонимание в межличностных отношениях // Вопросы психологии. № 6, 2002.

8. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, 1998. 224с.

9. Кружкова О.В., Шахматова О.Н.Социальная психология в схемах, таблицах и кроссвордах. Екб.: изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2004.130с.

10. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: учеб. пособ. для вузов. Екб.: изд-во РГППУ, 2003.168с.: ил.

11. Крысько В.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005. 567с.

12. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Влияние ролевой установки на экономическое поведение российского потребителя // Вопросы психологии. № 3, 1995.

13. Ловелле Р.П. психологическое воздействие как метод улучшения здоровья // Вопросы психологии. № 6, 1990.

14. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. 512с.

15. Мединцев В.А. Диалогическое психологическое взаимодействие // Вопросы психологии. № 5, 2005.

16. Науменко Т.В. Психологическое методы воздействия на массовые аудитории // Вопросы психологии. № 6, 2003.

17. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: изд-во Института психотерапии, 2003. 344с.

18. Психологический словарь / ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика – Пресс, 1999. 440с.

19. Психологический словарь / авт.-сост. Копорулина В.Н. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.640с.

20. Сидоренко Е.В.Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: РЕЧЬ, 2002. 256 с.

21. Социальная психология: Хрестоматия: учебное пособие для вузов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект-Пресс, 2000.475 с.

22. Тадж Дж. Влияние взаимодействия и коммуникаций между сверстниками на их когнитивное развитие // Вопросы психологии. № 1, 1991.

23. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000.272 с.

24. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособ. ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС. 1995. 544с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Инструкция к опроснику


Перед вами набор утверждений. Каждое утверждение представляет собой распространенное мнение и поэтому не может быть верным или неверным. Вероятно, вы согласитесь с одними утверждениями и не согласитесь с другими. Внимательно прочтите все высказывания. Затем отметьте степень Вашего согласия или несогласия с каждым мнением по семизначной шкале:

Ø  7 – полностью согласен

Ø  6 – согласен

Ø  5 – более согласен, чем не согласен

Ø  4 – затрудняюсь с ответом

Ø  3 – более не согласен, чем согласен

Ø  2 – не согласен

Ø  1 – совершенно не согласен

Текст опросника

1.                 Отрывать другим истинную причину своих действий нужно только в том случае, если это полезно для тебя.

2.                 Лучший способ получить от людей то, что тебе надо, - говорить им то, что они хотят услышать.

3.                 Человек должен делать что-либо, только если он уверен, что это морально оправданно, т.е. правильно с нравственной точки зрения.

4.                 Большинство людей, в сущности, хорошие и добрые.

5.                 В общем-то все люди порочны, и когда-нибудь это проявляется.

6.                 Честность – лучшая политика в любых ситуациях.

7.                 Нельзя оправдывать человека, который для достижения личных целей лжет другому.

8.                 В общем-то люди не хотят работать в полную силу без принуждения со стороны.

9.                 Лучше занимать скромное положение и быть честным, чем быть влиятельным и нечестным.

10.            Когда просишь кого-либо сделать что-то для тебя, лучше сказать о настоящей причине, по которой тебе это необходимо, чем придумывать более веские аргументы.

11.            Большинство из тех, кто достиг высокого положения в обществе, являются порядочными и нравственно безупречными в нравственном отношении людьми.

12.            Человек, полностью доверяющий кому-то другому, напрашивается на неприятности.

13.            Большинство преступников отличается от остальных людей в основном тем, что недостаточно умны; поэтому они и попадаются.

14.             Большинство людей – смелые.

15.             Льстить нужным людям – значит проявлять мудрость.

16.             Можно быть человеком, хорошим во всех отношениях.

17.             Большинство людей на Земле состоит из простаков, которых нетрудно обвести вокруг пальца.

18.             Для того, кто хочет сделать карьеру, главное – не хорошо работать, а уметь обходить формальности и ради достижения цели не бояться идти на мелкие правонарушения.

19.            Неизлечимо больные люди с их согласия могут быть умерщвлены.

20.            Большинство людей легче забывают о смерти собственных родителей, чем о потере собственности.

Бланк ответов


Ответ

Балл

Ответ

Балл

Ответ

Балл

Ответ

Балл

1



6



11



16



2



7



12



17



3



8



13



18



4



9



14



19



5



10



15



20



Σм













Ключ


Шкала

«Прямые» утверждения

(№ 1,2,5,8,12,13,15,18,19,20)

Балл

«Обратные» утверждения

(№ 3,4,6,7,9,10,11,14,16,17)

Балл

7

6

5


4

3


2

1

Полностью согласен

Согласен

Более согласен, чем не согласен

Затрудняюсь ответить

Более не согласен, чем согласен

Не согласен

Совершенно не согласен

7

6

5


4

3


2

1

Полностью согласен

Согласен

Более согласен, чем не согласен

Затрудняюсь ответить

Более не согласен, чем согласен

Не согласен

Совершенно не согласен

1

2

3


4

5


6

7

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Психологическое влияние и противостояние ему (Сидоренко Е.В.)


Вид влияния

Конструктивные виды контрвлияния

Неконструктивные виды контрвлияния

1. Убеждение

Контраргументация

Игнорирование

Принуждение

Деструктивная критика

Манипуляция

2.Самопродвижене

Конструктивная критика

Отказ

Деструктивная критика

Игнорирование

3. Внушение

Конструктивная критика

Энергетическая мобилизация

Уклонение

Деструктивная критика

Манипуляция

Принуждение

Игнорирование

4. Заражение

Конструктивная критика

Энергетическая мобилизация

Уклонение

Деструктивная критика

Манипуляция

Принуждение

Игнорирование

5. Склонение к подражанию

Творчество

Конструктивная критика

Уклонение

Деструктивная критика

Игнорирование

6. Формирование благосклонности

Конструктивная критика

Уклонение

Энергетическая мобилизация

Деструктивная критика

Игнорирование

7. Просьба

Отказ

Уклонение

Деструктивная критика

Игнорирование

8. Принуждение

Конфронтация

Деструктивная критика

Манипуляция

Ответное принуждение

Игнорирование

9. Деструктивная критика

Психологическая самооборона

Уклонение

Ответная деструктивная критика

Манипуляция

Принуждение

Игнорирование

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Сводная таблица эмпирических данных


пол

возраст

баллы

1

ж

15

89

2

ж

15

73

3

ж

15

72

4

ж

16

89

5

м

16

79

6

ж

15

78

7

м

15

76

8

м

16

83

9

м

15

74

10

ж

15

79

11

ж

16

86

12

ж

15

85

13

м

15

79

14

м

15

81

15

ж

16

88

16

ж

16

74

17

ж

15

78

18

м

15

74

19

м

16

70

20

ж

16

72

21

м

15

77

22

ж

16

74

23

ж

15

78

24

ж

15

73

25

м

15

79

26

м

16

77

27

ж

15

68

28

ж

15

74

29

ж

16

78

30

м

15

78

31

м

15

60

32

ж

16

88

33

ж

15

82

34

ж

16

84

35

м

16

85

36

ж

15

96

37

м

15

80

38

ж

15

77

39

м

15

78

40

м

16

74

41

м

16

88

42

ж

15

72

43

ж

15

69

44

ж

15

65

45

м

15

87

46

м

15

87

47

м

16

76

48

ж

15

73

49

ж

15

83

50

ж

15

67

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Результаты статистического анализа данных


возраст

баллы





Среднее

15,34694

Среднее

77,89796

Стандартная ошибка

0,068704

Стандартная ошибка

0,996697

Медиана

15

Медиана

78

Мода

15

Мода

78

Стандартное отклонение

0,480929

Стандартное отклонение

6,976881

Дисперсия выборки

0,231293

Дисперсия выборки

48,67687

Эксцесс

-1,62782

Эксцесс

0,300268

Асимметричность

0,66361

Асимметричность

0,068835

Интервал

1

Интервал

36

Минимум

15

Минимум

60

Максимум

16

Максимум

96

Сумма

752

Сумма

3817

Счет

49

Счет

49



Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.