С. Л. Рубинштейн
считает, что решающую роль в отделении психологии в самостоятельную науку
сыграло введение в нее эксперимента. Эксперимент был заимствован из физиологии
органов чувств и нервной системы. Другими предпосылками возникновения
психологии как самостоятельной науки стали появление психофизики и психометрии,
успехи в области объяснения явлений жизни, развитие разных областей
естествознания.
Естествознание XIX века совершило качественный скачок
вперед, т.к. было совершено множество основополагающих открытий в области
химии, физики, механики, биологии: это и основание эмбриологии, и открытие
клетки и закона сохранения энергии, и опубликование книги Ч. Дарвина «О
происхождении видов» с изложением его эволюционной теории, и научное объяснение
происхождения человека и другие открытия. В разных областях исследования
описывались и психологические факты: физик Э. Мах в книгах «Анализ ощущений»,
«Познание заблуждений. Очерки по психологии исследования», химик В. Оствальд,
врач-невропатолог К. Г. Ланге и другие рассматривали психологические факты, не
являющиеся предметом исследования этих наук. В результате и возникла
объективная необходимость выделения этих знаний из всех областей в
самостоятельную науку.
|
Концепция. Автор
|
Содержание
|
Значение
|
1.
«Личное
уравнение» в астрономии и развитие психометрии
|
Фридрих Бессель: «личное уравнение»
|
· Установил, реакция на
воздействие не происходит немедленно, а запаздывает.
· Установил факт
индивидуальных различий в скорости восприятия.
· Назвал разницу в показаниях
между отдельными наблюдателями «личным уравнением». Экспериментально показал,
что у одного человека оно может быть различным.
|
Предмет психометрии – измерение
скорости протекания психических процессов: ощущений, восприятий, простейших
ассоциаций.
|
Франц Корнелис Дондерс:
|
· Изобрел методику
исследования времени сложных психических процессов.
|
Зигмунд Экснер:
|
· Ввел термин «время
реакции».
|
Людвиг Ланге:
|
· Произвел различение
сенсорной и моторной реакций.
· Показал, что в зависимости
от установки испытуемого время реакции меняется.
|
Вывод: Психометрия – область
(наряду с психофизикой), на базе которой выросла экспериментальная
психология.
|
2.
Значение
эволюционных идей для психологии
|
Чарльз Роберт Дарвин: труды «Происхождение
видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор»,
«Выражение эмоций у человека и животных»
|
· Установил факт изменчивости
видов
· Открыл законы эволюции:
естественный отбор в условиях борьбы органических существ за существование на
основе законов изменчивости, принцип наследственности и принцип
приспособленности организмов в природе.
· Исследовал вопрос о месте
человека в органическом мире.
· Показал, что человек
произошел в процессе развития от низших форм животных.
· С помощью эволюционного
учения обосновал идею общности происхождения выразительных движений,
сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др., показал их
приспособительный смысл у человека и животных.
· Поставил на научную основу
вопрос о сопоставлении психики человека и животных.
|
Законы эволюции в органическом мире
поставили задачу перед психологией обнаружения движущих сил психического
развития по отношению к человеку.
Разработка вопросов о сопоставлении
психики человека и животных дала начало развитию новых направлений и подходов
в психологии – психологии животных, детской психологии и психологии
малокультурных народов.
Истолкование психических проявлений
животных по аналогии с психикой человека определило развитие начатой им
сравнительной психологии.
|
Г. Спенсер
|
· Высказал идею
приспособительного значения психики.
|
Эта идея оказала большое влияние на
психологию: она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего
средства адаптации к среде.
|
Джордж Романес: антропоморфизм
|
· Изображал животных по
образцу человека.
· Делал выводы, что в
каких-то отношениях животные выше людей (взаимопомощь, взаимовыручка и т.п.).
|
Впервые сложились объективные
методы исследования психики.
|
Конвей Ллойд Морган: «закон экономии», термин
«обучение путем проб и ошибок»
|
· Не приписывал животному
высшие психические способности, если мог объяснить его поведение механизмами
более низшего психического уровня.
· Установил, что животные
способны к научению.
· Обозначил форму научения у
животных.
|
Ж. Фабр: механистическое
направление
|
· Животные не только не
обладают психикой человеческого рода и уровня, но и вообще не имеют никакой
психики.
|
Данные выводы были реакцией на
антропоморфизм и субъективизм.
|
Ж. Леб: теория тропизмов
|
А. Бете, Т. Беер, Э. Циглер
и др.:
школа объективной сравнительной психологии
|
Г. Дженнингс
|
· Показал, что уже простейших
нельзя понять с помощью теории тропизмов и рассматривать их поведение как
механистический результат прямого воздействия внешнего раздражителя.
· Реакция животного
изменяется в зависимости от общего физиологического состояния в данный
момент, хотя раздражитель остается тем же, значит, психика животных имеет
простейшие формы.
|
Значительное влияние, кроме
экспериментальных методов, на развитие психологии оказал принцип эволюции,
или шире – принцип развития.
|
Эдвард Торндайк:
|
· Доказал, что высокоразвитые
животные учатся совершенно слепо и выполняют действия объективно
целесообразные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают.
· Ввел новую
экспериментальную технику – метод проблемного ящика и лабиринта.
· Сделал вывод, что животные
способны решать задачи только методом проб и ошибок.
· Сформулировал законы
научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности, закон сдвига.
|
Исследования Торндайка показали
возможность объективного изучения поведения и проложили путь для
бихевиоризма.
|
Вывод: Развитие биологии и
углубление экспериментального исследования инстинкта, попытка понять
изучаемые формы поведения привели к созданию этологии как самостоятельной
науки, изучающей поведение животных в естественных условиях.
Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч. Дарвина,
помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают биологические
предпосылки возникновения сознания человека.
|
3.
Развитие
нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории
|
Чарльз Белл: принцип рефлекторной
дуги, идея «нервного кольца», учение о мышечном чувстве
|
· Подтвердил различия между
передними и задними корешками спинного мозга по функции.
· Показал регулирующую роль
мышечного чувства в осуществлении движения.
· Выделил нервы, которые идут
от мышцы в мозг и сигнализируют о характере мышечного сокращения.
· Идея «нервного кольца»:
раздражение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцы опять в мозг.
· Наметил анатомическую
основу рефлексной дуги и анатомическое обоснование каждой ее части:
проведения возбуждения по нерву, его переработка в нервном центре и передача
эфферентному нерву к органам движения.
|
Открытия Ч. Белла и Ф. Мажанди
углубляли и расширяли представления о деятельности нервной системы и
позволяли лучше понять нервный механизм поведения.
|
Франсуа Мажанди: «закон Белла-Мажанди»
|
· Установил построение
спинного мозга по принципу рефлекторной дуги.
|
Иоганнес Мюллер: «Руководство по
физиологии человека», биогенетический закон
|
· Данные по физиологии
нервной системы
· Учение о рефлекторном акте
и о рефлекторной природе работы спинного мозга
· Раздел о деятельности
органов чувств (особенно зрения и слуха)
· Теория специфической
энергии органов чувств
· Трактовка восприятия
пространства
|
Основатель новейшей физиологии
|
Герман фон Гельмгольц: статья «Скорость
распространения нервного возбуждения»
|
· Доказал при помощи
результатов экспериментов, что скорость распространения нервного возбуждения
по нерву составляет примерно 120м/сек
|
Оба открытия приблизили к пониманию
физиологического процесса возбуждения и способствовали материалистическому
пониманию нервного процесса и психики.
|
Дюбуа-Реймон:
|
· Исследовал электрические
явления в мышце и нерве
· Показал, что нервный
процесс – это электрическая волна.
|
Вывод: Влияние на психологию
|
4.
Успехи
физиологической оптики, акустики и сенсорной физиологии
|
Томас Юнг: трехкомпонентная теория
цветового зрения
|
· Предположил, что сетчатка
имеет три типа рецепторов, которые отвечают на красный, зеленый или
фиолетовый цвета, а белый цвет является результатом равномерного возбуждения
всех трех рецепторов.
|
|
Э. Геринг: фитохимическая теория
цветового зрения
|
· Предположил, что в глазу
имеются три фоторецептора, к каждом – пара светоощущающих веществ:
бело-черное, красно-зеленое, желто-синее.
· Внутри каждой пары
происходят противоположно направленные химические процессы ассимиляции –
диссимиляции.
|
|
Эрнест Генрих Вебер: «Об осязании»
|
· Занимался осязанием
· Различал в кожных ощущениях
три рода ощущений: давление (прикосновение), температурные, локализация
· Установил, что кожа
обладает разной чувствительностью к локализации прикосновений
· Сделал вывод, что для
происхождения разности в ощущениях новый раздражитель должен находиться в
известном отношении к исходному.
|
Эти обобщения Вебера подводят к
возможности измерения в психологии, что было реализовано впоследствии
Фехнером.
|
Герман фон Гельмгольц: работы «Физиологическая
оптика», «Учение о слуховых ощущениях»
|
· Соединил физику света,
анатомию и физиологию органа зрения + психологические феномены,
сопровождающие процессы зрения.
· Сформулировал теорию
восприятия, теорию бессознательных умозаключений.
· Дает физическую
характеристику звука, анатомию и физиологию органа слуха, резонансную теорию
слуха, описывает психологические фономены.
|
В результате 3 органа чувств (слух,
зрение и осязание) получили капитальную разработку.
|
Вывод: Данная область повлияла
на развитие областей психологии, связанных с изучением процесса познавания и
дала возможность измерения в психологии.
|
5.
Достижения
анатомии и физиологии головного мозга
|
Франц Йозеф Галль: «френология Галля»
|
· Исследовал морфологию
мозга.
· Впервые отличил серое
вещество от белого.
· В сфере психологии его
учение опиралось на теорию способностей (их 27), каждая из которых
связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь,
придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способности
человека.
|
Это учение – ложное направление как
теория связи строго локализованных способностей человека со строением черепа,
однако она отражает попытку дифференциального понимания мозга, до этого
казавшегося однородной массой.
|
Пьер Флуранс:
|
· Сформулировал идею о полной
функциональной однородности мозговой массы (но не учел различное строение
мозга животных и человека).
· Его исследования были важны
своим использованием эксперимента вместо умозрительных домыслов.
|
Основал экспериментальную
физиологию мозга.
|
Буйо:
|
· Наблюдал больных с
локальным поражением мозга.
· Показал, что потеря
моторной функции речи связана с нарушениями в области передних отделов мозга.
|
Анатомические и физиологические
исследования мозга (опыты с непосредственным раздражением коры, с разрушением
определенных областей мозга и пр.)
Развитие идей локализационизма в
работах по исследованию мозга.
|
Поль Брок
|
· Открыл центр моторных
образов слов.
|
Карл Вернике
|
· Открыл центр сенсорных
образов слов.
|
Густав Теодор Фритч,
Фердинанд Гитциг
|
· Открыли двигательные центры
в коре.
|
В. А. Бец
|
· Морфологически описал кору.
|
Герман Мунк
|
· Открыл связи затылочной
коры мозга с функцией зрения, височной – слуха.
|
Хьюлингс Джексон:
|
· Психическая функция представлена
в мозгу по уровневому типу. Нарушения на том или ином уровне приводят к
выпадения той или другой стороны функции.
· В процессе эволюции
происходит развитие и интеграция различных уровней головного мозга –
формирование системы связей, которые обуславливают сложное поведение
человека – мышление, символическое действие.
· Распад этой интегративной
деятельности приводит к нарушению психики.
|
Сформулировал принципиально новый
подход к пониманию локализации психических функций.
Направление Джексона получило
развитие в нейропсихологии, в теории системной динамической локализации
высших психических функций человека А. Р. Лурия.
|
Вывод: Успехи в области
исследования мозга и достижения в других областях физиологии способствовали
развитию знаний о материальных основах психики и поставили большой вопрос о
соотношении анализа физиологических механизмов психических функций и
собственно психологического анализа, т. е. проблему соотношения
психологического и физиологического.
|
6.
Возникновение
и развитие психофизики
|
Густав Теодор Фехнер: работа «Элементы
психофизики», основной психофизический закон
|
· Сформулировал основную
задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическими и
психическими мирами, между душой и телом.
· Различал 2 психофизики:
внутреннюю и внешнюю (разработал только внешнюю психофизику)
· Цель психофизики –
измерение ощущений. Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму
раздражителя.
· Разработал экспериментальные
методы: едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных
раздражителей.
· Впервые осуществил
приложение математики к психологии.
|
Формирование экспериментальной
психологии на основе психофизики.
|
Вывод: Психофизика – область
(наряду с психометрией), на базе которой выросла экспериментальная психология.
|
|
|
|
|
|