РУБРИКИ |
Стресс в жизни человека |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Стресс в жизни человекаСтресс в жизни человекаСТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Понятие стресса И настоящее время термин «стресс» стал весьма популярным и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании. Стресс — это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу термина •стресс», можно считать, что это — «адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и/или психологическими процессами, которая является ответом на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, предъявляющие к человеку повышенные требования психологического и/или физического характера». Демонстрацией стресса могут выступать физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной понижательной оценкой ситуации. Стресс на рабочем месте может возникнуть под воздействием высокого уровня требований и низкого уровня контроля за процессом труда. Он связан, прежде всего, с изменениями, которые вызывает взаимодействие людей и их работы. Стресс — результат взаимодействия человека и внешней среды. Следует помнить, что стресс охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Различаем рабочие и нерабочие факторы, которые могут являться источниками стресса. Рабочие факторы возникновения стресса Существует много причин, побуждающих людей предпринять попытку снизить количество стрессовых факторов, окружающих их и.) рабочем месте. С точки зрения личной перспективы человека робота может быть даже опасной для его психического и физического состояния. Рассмотрим пять основных стрессовых факторов: 1) профессиональные факторы; 2) ролевой конфликт; 3) возможность участия; 4) ответственность за людей; 5) организационные факторы. Профессиональные факторы Некоторые профессии более стрессовые, чем другие. Например, работники химической отрасли, подвергающиеся воздействию токсичных элементов, имеют больше проблем со здоровьем, чем сотрудники муниципальных учреждений. Также доказано, что люди, занимающиеся рутинной работой, больше подвержены злости, недовольству, депрессии и усталости, чем люди, связанные с физическим трудом. Работы с высокой степенью риска требуют от человека значительной психологической ответственности и повышенного само контроля. Люди на такой работе, например авиадиспетчеры, постоянно находятся в состоянии напряжения, так как цена их ошибки очень высока. Ролевой конфликт Достаточно сильно влияют на персонал конфликты и неопределенность на работе. Человек более эффективен, когда он работает в спокойных условиях, знает, что от него ожидают, и предъявляемые; к нему требования не противоречат друг другу. Ролевой конфликт возникает, когда человек не справляется, всеми поручениями и видами работ из-за их противоречивости. Например, если студент в среду должен быть на занятиях по математике и на это же время назначен зачет по английскому языку, он не сможет одновременно выполнить два вида работ. С точки зрения источника требований, предъявляемых человеку, различают внутриролевой, межролевой и персональный ролевой конфликты. Внутриролевой конфликт — это невыполнимые ожидания одного человека, дающего задание подчиненному. Менеджер, например, может ожидать от подчиненных увеличения производительности, не создавая для этого должных условий. Межролевой конфликт возникает, когда два или более человека предъявляют несовместимые требования к индивиду. Например, менеджер по контролю за качеством хочет, чтобы контролер браковал большее количество продукции, тогда как менеджер по производству настаивает на увеличении выпуска продукции и, соответственно, на уменьшении числа забракованных деталей. Персональный ролевой конфликт возникает, когда организационная культура вступает в противоречие с ценностями сотрудника. М большинстве организаций персональный конфликт не является серьезной проблемой, так как индивиды, которые имеют серьезные разногласия с организационными ценностями, как правило, покидают данное место работы. Усиливает вероятность возникновения ролевого конфликта ролевая неопределенность. Ролевая неопределенность — это неуверенность по поводу ожиданий других людей. Такого рода неопределенность может быть связана с тем, что сотрудник не имеет четкого представления о том, что от него требуется. Например, такая ситуация возможна, когда человек приходит на новое место и пытается понять, что ему нужно делать. Кроме того, ролевая неопределенность возникает, когда не совсем ясно, как один человек оценивается другим. Это происходит, когда не ясны рабочие стандарты, нормы и правила или нет обратной связи с коллегами по работе. Рабочая перегрузка и недогрузка также являются стрессовыми факторами. Перегрузка возникает, когда требования чрезмерно завышены и не соответствуют человеческим возможностям. Недогрузка связана с ситуацией, когда человек на рабочем месте не может полностью реализовать свой потенциал. Люди характеризуют такую работу как скучную и монотонную. Как правило, подобная работа связана с низкой удовлетворенностью и отчуждением. Возможность участия Менеджеры, которые принимают большое участие в делах организации и принятии решений, испытывают гораздо меньший стресс, беспокойство и страх, чем те, кто задействован в данном процессе в меньшей степени. Во-первых, участие в принятии решений и увлеченность работой приводят к низкой конфликтности и снижают неопределенность. Во-вторых, высокая степень участия позволяет Человеку контролировать стрессовые факторы, находящиеся в его окружении, или просто игнорировать их, так как на какую-либо ре- I акцию просто нет времени. Ответственность за людей Ответственность за других может привести к стрессу. Если по каким-то причинам руководитель не доверяет подчиненным или не уверен в своих способностях управлять ими, то он будет испытывать стресс, так как не сможет преодолеть постоянные сомнения в правильности своих действий. Принимая решения об оплате труда, продвижении по служебной лестнице, графике работы сотрудников и т.п. и понимая, что в некоторой степени он может повлиять на их жизнь, руководитель будет испытывать неуверенность и психологический дискомфорт. Организационные факторы Организация сама по себе является стрессовым фактором. Например, некоторые думают, что механистическая организация слишком ограничивает и не максимизирует человеческий потенциал, тогда как органическая структура предпочтительнее для роста производительности. Можно выделить четыре характеристики организации, непосредственно связанные со стрессом. 1. Должностной уровень работника организации связан со стрессом. Менеджеры низшего звена управления часто перегружены, несут ответственность за других и постоянно сталкиваются с конфликтными ситуациями и неопределенностью. Рядовые исполнители также имеют шансы на перегрузку и конфликты из-за предъявляемых к ним требований и нехватки ресурсов. В свою очередь более высокие уровни управления также являются стрессовыми. Руководителям приходится работать в условиях дефицита времени, оперативно принимать грамотные решения, находить оптимальный стиль общения с подчиненными. 2. Сложность организации связана с правилами, требованиями и нормами, которые существуют в крупных организациях. Напряжение растет по мере того, как работа становится более специализированной, появляется больше уровней контроля, вводятся дополнительные ограничения. 3. Изменение организации также может быть важным стрессовым фактором. Организации должны постоянно модифицироваться, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды. Слияния, поглощения, изменения структуры могут вызвать у сотрудников неуверенность, беспокойство и сильный стресс. 4. Роль стрессового фактора могут играть организационные границы, так как возможно возникновение конфликта между внутренними факторами и внешним давлением. Например, персонал но продажам должен удовлетворять запросы покупателей, соблюдая при этом интересы компании. Существует много различий между организациями, которые влияют на силу того или иного стрессового фактора. В механистических организациях проблемы конфликтов могут быть более серьезными, чем в других структурах, так как им трудно отклоняться от выбранного курса. В то же время органические организации не так сильно структурированы, что ведет к меньшему количеству конфликтов, но большей ролевой неопределенности. Нерабочие факторы возникновения стресса Существует прямая связь стрессовых реакций и нерабочих факторов, к которым можно отнести изменение жизненной структуры, социальную поддержку, личный контроль, поведенческие типы, самооценку, психологическую устойчивость, способности. Изменение жизненной структуры Некоторые естественные жизненные явления могут вызвать стресс, особенно, если человек находится в переходном периоде жизни или карьеры. Например, каждый может испытать стресс в случае смерти супруга или близкого члена семьи, попасть в ситуацию, когда по каким-либо причинам придется поменять место работы. Например, значительное число граждан бывшего Советского Союза попали в стрессовую ситуацию, когда вынуждены были сменить работу и изменить свой образ жизни в период перестройки. Одним из подходов к оценке влияния подобных изменений на человека является социальная регулировочная шкала, созданная Гомасом Холмсом и Ричардом Рахе. Они опрашивали людей, выясняя, насколько долго и тяжело те преодолевают 40 различных стрессовых событий, и затем ранжировали результаты. В табл. 1 приведены некоторые из этих событий и их веса, отражающие степень стрессового влияния данных событий на человека. Например, смерть супруга более стрессовый фактор, чем перемена места работы. Нерабочие события больше влияют на появление стресса, чем рабочие. Таблица 1. Степень влияния на человека изменений в жизни
Сила жизненного стресса связана с тем, как человек ищет информацию, чтобы справиться со стрессовым событием. Доказано, что когда человек испытывает сильный жизненный стресс, он ищет помощь вне работы: обращается к друзьям, идет на курсы повышения квалификации или меняет место работы. Когда человек испытывает рабочий стресс, он ищет помощь у коллег или руководства. Более 800 человек было изучено для того, чтобы определить, отличаются ли те, кто испытывает стресс без последствий для здоровья, по своим личностным характеристикам от тех, кто заболевает в период стресса. Мера жизненного стресса была измерена по шкале Холмса и Рахе для каждого менеджера. Недавние болезни каждого тестируемого также были оценены для определения того как часто и как серьезно человек болел. В конце были измерены некоторые личностные характеристики, которые могли способствовать уменьшению эффекта стресса. Те менеджеры, которые испытывали сильный стресс, но меньше болели, имели персональные характеристики, отличающиеся от тех, кто испытывал сильный стресс и при этом серьезнее болел. Первые были более выносливыми, имели склонность к действиям, приключению и риску, были менее отчуждены друг от друга. Идею о том, что выносливость снижает эффект стресса, подтвердили и другие исследования. Однако интересно, что уровень выносливости женщин, занимающихся секретарской работой, ж влияет на их реакцию на стрессовые жизненные события. Возможно, специфические личностные характеристики, которые делают мужчин выносливыми, отличаются от тех, которые делают боле сопротивляемыми женщин. Социальная поддержка Потеря работы ведет к стрессу. Тем не менее эффект стресса уменьшается, когда у человека есть социальная поддержка, помогающая справиться с ситуацией. Социальная поддержка — это взаимосвязь позитивных эмоций, доверия, уважения, помощи со стороны близких людей и общества. Социальная поддержка важна потому, что она влияет на психологическое окружение человека. Когда индивид имеет социальную поддержку, события кажутся менее стрессовыми, так как он полу чает действенную помощь со стороны других людей. Личный контроль Важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля. Серьезную предпосылку к стрессу могут создать чувства людей по поводу их способности контролировать ситуацию. Контроль за стрессовыми факторами ведет к сокращению уровня стресса и активизации защитных реакций. Источник личного контроля показывает, что помогает человеку снижать стрессовые реакции. Люди с внутренним источником контроля считаю что они могут влиять на окружение. Они уверены, что уровень I успеха определяется тем, что и как они делают. Люди с внешним источником контроля считают, что они мало влияют на окружение то, что с ними происходит — это дело везения, судьбы или зависит действий других людей. Внутренняя защитная реакция отличается от внешней. Когда люди с внутренним источником контроля сталкиваются со стрессовой ситуацией, они пытаются взять над ней верх. Люди с внешним источником контроля более пассивны и видят события в черном свете. Сталкиваясь со стрессом, они демонстрируют более высокий уровень подверженности влиянию стресса и чаще заболевают. Поведенческие типы А и В Уязвимость перед стрессом часто связана с индивидуальными характеристиками (тип А и В) сотрудников. Более сильные, склонные к конкуренции, нетерпеливые по отношению к себе и другим, агрессивные, легко раздражающиеся, стремящиеся к поставленной цели и старающиеся сделать все больше и больше за короткий промежуток времени представляют собой поведенческий тип А. Такие люди могут предъявлять завышенные требования к себе даже на отдыхе и не осознают того, что многие из сил давления, которые они ощущают, создают они сами, а не внешняя среда. Тип В представляет собой противоположность типу А. Они менее агрессивны, менее склонны к конкуренции, более расслаблены и покладисты. Они, скорее, принимают складывающуюся ситуацию, адаптируясь к ней, чем пытаются «плыть против течения». Тип А более подвержен физиологическим реакциям на стресс и восстанавливается медленнее, чем тип В. Тип А имеет больше шансов на ишемическую болезнь сердца, у них учащается пульс и поднимается кровяное давление, когда они сталкиваются с давлением извне. Они менее способны справляться с конфликтами, больше курят и более нетерпеливы, агрессивны и ощущают нехватку времени. Но когда тип А сталкивается с неудачами, они снова и снова пытаются решить проблему. Если попытки безуспешны, они считают, что недостаточно старались. Такая ситуация ведет к фрустрации, т.е. к блокированию мотивации, не позволяющей индивиду достичь желаемой цели. Они чувствуют свою неэффективность, и цена, которую они платят за это, очень высока. Самооценка Существуют убедительные доказательства того, что оценка своей способности действовать и изменять ситуацию является важной особенностью человека, помогающей противостоять стрессу. Самоуважение базируется на том, как человек сам себя оценивает. Понятие человека о самом себе может влиять на эффективность его деятельности и определять реакцию на стрессовые факторы. Люди, у которых сформировалась позитивная и обоснованная оценка самого себя, имеют более высокий уровень самоуважения. Они больше уверены в себе, знают свой потенциал, возможности и действуют соответственно. Самооценка определяет реакцию человека на стресс. Работники с более низкой самооценкой стремятся избежать стресса и даже меняют с этой целью место работы. У них более сильная реакция на стресс по сравнению с людьми с высоким самоуважением. Они подвергаются большему риску столкнуться с негативной физиологической реакцией. Люди с более высокой самооценкой спокойнее переносят стресс, они менее депрессивны и имеют меньше неприятностей со здоровьем, так как влияние негативных событий в меньшей степени отражается на их самооценке. Психологическая устойчивость Люди по-разному реагируют на факторы стресса. Некоторые не выдерживают даже малейшего стресса, в то время как другие остаются спокойными в экстремальных стрессовых ситуациях. Гибкие люди воспринимают стрессовые ситуации и реагируют на них иначе, чем прямолинейные люди. Они относительно лучше приспосабливаются к изменениям, более свободны и открыты по отношению к другим людям, принимают меньше решений, потому что решения даются им с трудом. У гибких людей нет твердых правил, как бороться с ситуациями. Основной стрессовый фактор для гибких людей — это перегрузка и конфликт. Они более уязвимы. Возможно, их открытость отражает интерес к инновациям и разнообразию и ведет их к тому, что они берут на себя решение слишком сложных задач, что приводит к перегрузкам. Гибкие люди пытаются изменить свое поведение, когда того требует ситуация, чтобы снизить давление на себя. Когда требования к ним слишком велики, они обращаются за помощью к другим. Прямолинейные люди закрыты и более категоричны в своих оценках. Они предпочитают порядок и аккуратность, критичны по отношению к другим и нетерпимы к чужим слабостям. Такие люди по-разному реагируют на стрессовые факторы. Во-первых, они склонны отрицать и не принимать давление со стороны окружения, другими словами, они не то чтобы не реагируют на стрессовое давление, а игнорируют его. Во-вторых, прямолинейные люди иногда просто отталкивают тех, кто давит на них. В-третьих, под давлением прямолинейный человек может стать слишком зависимым от своего начальника. Это полезный способ борьбы со стрессом, потому что начальник часто может защитить подчиненного от конфликта (дать ему преимущество), неопределенности (разъяснить задачи), перегрузки (сократить требования). В-четвертых, реакцией прямолинейных людей на стресс является увеличение интенсивности работы. Они могут тратить больше времени и усилий на работу, пытаясь больше сделать, и игнорировать при этом другие аспекты жизни. В результате такие люди могут достичь двух вещей: удалить стрессовый фактор, выполнив работу, и стать более ценными сотрудниками дня своей компании. Способности Тот факт, что способности человека влияют на его реакцию на стрессовые ситуации, не требует доказательств. Во время кризиса на призываются эксперты. Хирург знает, что надо делать случае серьезной автомобильной аварии, а психиатр — нет. Профессиональные спортсмены постоянно выступают в соревнованиях, где на них оказывается очень сильное давление и предъявляются высокие требования. Тем не менее, они знают, что делать, умеют сконцентрироваться на нужных факторах и отмести посторонние. Способная личность действует лучше в стрессовых ситуациях по трем причинам. Во-первых, менее вероятно, что человек будет испытывать перегрузку, так как чем выше способности индивида, тем больше он может сделать. Во-вторых, люди, обладающие высокими способностями, знают свой лимит времени. Они в состоянии оценить вероятность успеха в стрессовой ситуации. В-третьих, такие люди лучше контролируют ситуацию, чем люди с низкими способностями, а контроль за ситуацией влияет на то, как человек реагирует на стресс. Модель стресса Человек постоянно взаимодействуете окружающей средой, в которой находятся стрессовые факторы. Стресс может проявляться в психологических и поведенческих реакциях, природа же реакции зависит от индивидуальности человека. Некоторые более чувствительны к срессу, другие используют защитный механизм, противостоя негативному влиянию окружения. Характер влияния стресса на человека Стресс не является специально вызванным психологическим сотоянием человека, которое развивается потому, что он сталкивается с множеством различных по характеру влияния внешних и внутренних факторов. Это динамичный процесс, при котором индивидуум находится в конфронтации с окружающей действительностью или с самим собой. Эти эффекты не всегда носят негативный характер. Каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями и накапливает определенный положительный опыт реакции на них. Например, подготовка к первому экзамену в школе может вызвать стресс. Ближе к экзамену ученик все больше нервничает и начинает серьезнее готовиться к занятиям. Когда студент входит в аудиторию, где проходит экзамен, и берет билет, он чувствует себя ужасно. Но если он хорошо подготовлен, то все негативные ощущения пропадают, как только он понимает, что знает ответы на поставленные вопросы, и начинает отвечать. Студент осознает, что может хорошо отвечать на экзаменах, и в результате последующие испытания не вызывают у него такого пресса, как первый экзамен. Даже плохой ответ может быть положительным опытом, если экзаменующийся понял, где ошибался и что надо делать в следующий раз, чтобы ничего неприятного не случилось. Человек становится сильнее и, вновь сталкиваясь с проблемой экзамена, знает, что делать. Таким образом, стресс может иметь позитивное, оздоравливающее и развивающее влияние. Также как тренировки укрепляют мускулы, некоторые виды стресса могут повысить иммунитет. Но стресс может и ослабить физическую и психологическую способность человека бороться с провоцирующими его факторами. Средний уровень стресса ведет к увеличению производительности. При низком уровне стресса у человека нет стимулов совершенствоваться, так как его умственные и физические способности не задействованы в полной мере. Когда человек испытывает чрезмерный стресс, его ресурсы истощаются. Стресс не возникает из вакуума: его основой является множество факторов, которые называют стрессовыми и которые объективно существуют в нашем окружении. Реальное окружение — это условия, в которых человек постоянно находится и испытывает их влияние. Условия работы, сотрудники, шум или жара — примеры возможных стрессовых факторов в рабочей обстановке. Нерабочие факторы, такие как социальная ответственность, давление со стороны супруга или детей, проблемы общества, также могут вызвать стресс и непосредственно влияют на то, что происходит на рабочем месте. Это очень важные факторы, так как отношения между семьей и работой, а также другими аспектами человеческой жизни должны быть достаточно четко определены, чтобы обеспечить стабильную жизненную структуру. Психологическое окружение — это то, как человек воспринимает реальное окружение. Например, человек, работа которого требует постоянных контактов с людьми вне организации, имеет большой объем информации о процессах, проходящих в различных внешних структурах (факт реального окружения). В этом случае, базируясь на имеющихся у него данных, он может формировать более высокие требования к условиям своего труда (аспект психологического окружения), чем человек, который имеет контакты только внутри организации и такой информацией не обладает. Индивидуальные различия Человек, как правило, интерпретирует окружающую действительность совершенно отлично от других людей, находящихся в подобной ситуации. Этот процесс называют познавательной оценкой. 11срвичная познавательная оценка определяет интенсивность и качество эмоциональной реакции индивида. Когда она положительна, человек испытывает чувство удовлетворения, радости и спокойствия. Если же окружение стрессовое, то реакцией человека будет беспокойство, страх, напряженность и т.д. (рис. 3). Человек привыкает к действию интенсивных стрессовых факторов. Однако такая ситуация несет в себе опасность. Когда человек испытывает стресс, происходят физиологические изменения: повышаются уровень адреналина, артериальное давление. Организм пытается восстановить баланс, затрачивая на это физическую и психологическую энергию. В результате наступает переутомление, могут развиться различные заболевания как физического, так и психического характера. Стрессовые факторы оказывают неодинаковое влияние на людей, поэтому внешние проявления их необязательно связаны с физиологическими изменениями. У некоторых людей повышается кровяное давление, учащается или замедляется пульс. У других организм реагирует в меньшей степени. Независимо от физиологической реакции разных людей у них может не наблюдаться внешних признаков стресса. Такие индивидуальные характеристики, как терпимость к неопределенности, самоконтроль, самоуважение, уверенность в себе, влияют на процесс борьбы со стрессом. Когда человек испытывает стресс, происходит естественная ре- 3 акция на стрессовые факторы. Физиологические, психологические | или поведенческие изменения, вызванные первичной оценкой ситуации, называют проявлением стресса. Физиологическая реакция Во время стресса функции организма человека изменяются, повышаются уровень адреналина, содержание сахара в крови, учащается сердцебиение, сокращаются мускулы и обостряется восприятие. Долгосрочные физические реакции, вызванные стрессом, более серьезны. Когда человек испытывает стресс в течение длительного периода, ему угрожают такие болезни, как гипертоническая язва, мигрень. Стресс может привести к ослаблению иммунной системы. Психологическая реакция Это мысли и чувства, связанные или не связанные с работой. Очень много стрессовых факторов обусловлено спецификой работы человека. Например, медсестры, испытывая стресс, становятся более депрессивными и раздражительными. Неудовлетворенность работой, беспокойство о карьере, увеличивающееся безразличие — это психологическая реакция на стресс. Нерабочие реакции имеют краткосрочное и долгосрочное влияние на психологическое состояние индивида. Когда эти эффекты сохраняются, они могут отражать изменение в личности, которое само по себе является защитной реакцией. Такими психологическими реакциями являются заниженная самооценка, отрицание ситуации, возрастающее ощущение тщетного усилия, невротическое состояние, напряжение, общее беспокойство, раздражительность, враждебность и депрессия. Поведенческие реакции Во время стресса люди ведут себя по-разному. Увеличивающее потребление алкоголя, сигарет, изменение в пристрастиях к еде - это симптомы стресса. Может снизиться производительность, е расти нежелание работать. Люди в состоянии стресса становя менее общительными, появляются нетерпимость и враждебное другим людям, агрессивность, обостряется конкуренция. Защитные стратегии Защита — это метод, которым человек борется против стрессовых факторов. Человек сознательно или бессознательно выбирает способ борьбы со стрессовыми факторами. Данный процесс реализуется через вторичную познавательную оценку. Существует две функции защиты. Первая — это функция ре пия проблемы: можно так изменить стрессовый фактор окру пня, что он либо вообще не появится, либо будет легче восприниматься. Например, человек испытывает стресс, так как получил информацию, что руководство недовольно его работой. Если человек работает хорошо, то он может изменить это мнение, позаботившись, чтобы начальник получал верную информацию. Он может также исправить это мнение, увеличив свою производительность. Вторая функция защиты — управлять физиологическими и эмоциональными реакциями на стресс, чтобы они не угрожали человеку и не разрушали его моральное и социальное функционирование. Словом, борьба со стрессом — управление эмоциями. Существует несколько защитных стратегий: поиск информации или информационная защита, прямое действие или ответная реакция, сдерживающее действие и психологические методы. Поиск информации предполагает познание того, что представляют собой стрессовые факторы и что их вызывает. Прямое действие имеет различные проявления. Когда человек испытывает стресс на работе, он может больше работать, принимать таблетки, начать пить, сменить работу, сменить обстановку. Он может избежать прямой опасности стресса и принять меры, чтобы блокировать стрессовые факторы. Другая форма прямого действия — поиск и развитие социальной поддержки. Помощь со стороны других может ослабить влияние стресса и помочь найти конструктивное решение. Сдерживающее действие — еще один путь борьбы со стрессом. Иногда лучший способ — это бездействие, особенно когда действие может привести к нежелательным последствиям. Например, реакция на проблемы на работе может привести к тому, что человек становится агрессивным с коллегами. Это чревато разладом в семье, изменениями в карьере и др. Психологическая защита — более общая реакция на стресс. Эмоции и поведение определяются тем, как человек реагирует на ситуацию. Отрицание существования проблемы и другие защитные механизмы могут изменить восприятие объективной реальности так сильно, что эта созданная им реальность будет единственной, в которой человек сможет комфортно действовать. Люди, разные в своем первичном восприятии одной и той же ситуации, используют различные защитные стратегии, выбор которых зависит от личности. Более нетерпеливые, агрессивные работники выбирают стратегии прямого действия, заключающиеся в том, что они начинают просто больше работать. Психологически более слабые покидают работу. Те, кто расценивает работу, как центр своей жизни, пытаются найти ошибки в своей деятельности и что-либо изменить в поведении. |
|
© 2010 |
|