РУБРИКИ |
Структура личности и механизмы психологической защиты |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Структура личности и механизмы психологической защитыСтруктура личности и механизмы психологической защитыРеферат по дисциплине: психология и педагогика на тему: Структура личности и механизмы психологической защиты Характеристика концепций черт личностиДля понимания того, что же есть личность, недостаточно указания на ее социальное происхождение. Важно понимать, что личность – это своеобразное интегрирующее начало, которое придает ее поведению необходимую последовательность и устойчивость. Личность есть некое организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных свойств (черт), динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой. Данное определение содержит две главные составные части, о которых в дальнейшем пойдет речь: структуру (строение) личности и ее динамику (личностный рост). Личность – очень сложное образование. Число ее свойств (черт) в русском языке превышает 1500. Среди этих свойств имеются более «укорененные», ядерные (например, высокая тревожность) и такие, которые можно назвать производными (если исходить из тревожности, это, может быть, избегание ответственности). Все черты взаимосвязаны, но их взаимосвязи различны. Как привести в систему это множество черт? На этот вопрос ученые отвечают по-разному. Концепция черт личностиОдин из наиболее популярных подходов в рассмотрении структуры личности – концепция черт личности. Согласно данной концепции, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Черта здесь рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в различных ситуациях. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. Согласно Г.Оллпорту, человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.д.), которые характеризуют его образ жизни; у него также имеются многочисленные второстепенные черты, которые скорее соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях. По мнению Р.Кеттела, автора известного личностного опросника – 16 PF - ядро личностной структуры образуется шестнадцатью факторами (обобщенная черта личности), полученными в результате статистической обработки (факторного анализа). Личностный профиль строится с учетом балльных показателей по всем 16-ти факторам. Названия (характеристики) факторов
Типологические личностные моделиДругой путь анализа структуры личности основывается на выделении не отдельных личностных черт, а типа личности. Тип личности – это совокупность множества различных черт, которые взаимосвязаны между собой и определяют постоянные и обобщенные поведенческие характеристики. Примером типологического личностного подхода является концепция К.-Г.Юнга. Юнг выделяет два основных личностных типа: интровертированный и экстравертированный. Оба эти типа хорошо известны каждому на основании собственного опыта общения. Интроверт – замкнутая, с трудом постигаемая, часто застенчивая натура, противоположностью которой является экстраверт - открытый, обходительный, часто веселый, по крайней мере, приветливый, уживчивый со всеми, если даже спорит, то все-таки находится в отношениях, позволяющих влиять на других или допускать влияние на себя. Экстраверты черпают энергию в общении с людьми, всегда готовы продолжить общение или поддержать беседу, в то время как интроверту после периода интенсивного общения необходимо уединиться, обработать полученную информацию, что называется «подзарядить батареи». По данным американских психологов, число экстравертов приблизительно в три раза превышает число интровертов. Обычно человек не бывает чистым интро- или экстравертом, но имеет тенденцию к той или иной ориентации. При этом нельзя сказать, что один тип лучше или хуже другого. Кроме того, Юнг выделяет четыре основных психических функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование Юнг рассматривал как альтернативные способы формирования суждений и принятия решений, а ощущение и интуицию – как способы получения информации. О представителе интуитивного типа нередко говорят: «Он парит в облаках, или он - не от мира сего». Интуиция – способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном. Интуитивный тип более доверяет собственному опыту. Информация у таких людей обрабатывается очень быстро, тут же автоматически связывается с прошлым опытом, а принятое решение, если оно и правильное, нередко «противоречит» здравому смыслу. В принятии решений представители интуитивного типа опираются на «внутренний голос» или собственную интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие. Люди интуитивного типа получают знания произвольным путем, иногда «скачками», им трудно учиться систематически, последовательно. Если человек интуитивного типа ищет что-то конкретное, он легко пройдет мимо, не заметив того, что ищет. Для представителя ощущающего (сенсорного) типа это непостижимо. Ощущение основано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками. Человек, у которого доминируют ощущения, более адекватно, чем интуитивный, реагирует на конкретную ситуацию, но, вместе с тем, более зависим от нее. Таким людям чуждо фантазирование, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». Критериями в принятии решений для них являются опыт окружающих и здравый смысл. Относящиеся к сенсорному типу предпочитают учиться на фактах, которые преподносятся им последовательно. Взаимное непонимание людей интуитивного и сенсорного типов нередко становится предметом шуток и анекдотов. Однако в этом нет ничего смешного. Непонимание и, связанные с ним, трудности в общении могут быть очень болезненными. А начинается это с различий в восприятии: один видит лес, а другой – деревья. Кто же из них не прав? При рассмотрении мыслительного и чувствующего типов следует иметь в виду, что Юнг использовал данные определения для описания процесса принятия решений. Важно помнить, что «мыслительному» - совсем не чужды чувства, а «чувствующий» - способен думать. Оба типа могут быть в равной степени интеллектуальными и эмоциональными. В данном случае, речь идет только лишь о процессе, который представители этих типов предпочитают при принятии решений. У мыслительного типа ярче, чем у чувствующего проявляется способность к обобщениям, абстрагированию, логическим суждениям. В обработке информации и при принятии решений представители этого типа считают оправданным объективный подход, имеющий четкие законы и правила. Принимая решение, представитель мыслительного типа предпочитает быть аналитиком, логичным и беспристрастным. Представителям чувствующего типа, в большей степени, свойственны субъективизм и гуманность. Для них важно, как принятие решения может повлиять на других. Им свойственно отождествлять себя с другими и остро чувствовать чужую боль. При принятии решения представители чувствующего типа этическими категориями руководствуются больше, чем категориями логическими. Внутренняя и внешняя (при взаимодействии с миром) гармония, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций. Чтобы ориентироваться, мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто имеет место - ощущение; вторая функция устанавливает, что именно наличествует – мышление; третья решает, подходит нам это или нет, хотим ли мы принять это – чувствование; четвертая функция указывает, откуда это пришло и к чему приведет – интуиция. К сожалению, у человека эти четыре функции развиты неравномерно. Обычно одна из них доминирует и еще одна – сопутствует. Две оставшиеся – выражены слабо и находятся в бессознательном состоянии. Чем более развиты доминирующая и сопутствующая функции, тем более антагонистичны им их противоположности. Юнг всегда подчеркивал, что нельзя говорить о том, какой из описанных типов лучше. Каждый из них имеет свои достоинства и преимущества, точно так же, как и свои относительные слабости. Например, преподаватель мыслительного типа склонен к систематизации и логическому построению и обоснованию излагаемого материала. Этим он положительно отличается от преподавателя интуитивного типа, который часто отвлекается от темы, перескакивает с вопроса на вопрос. Однако преподаватель интуитивного типа, в большей степени, чем коллега мыслительного типа способен к предвидениям и прогнозам. Динамические личностные моделиДинамические личностные модели, безусловно, являются более сложным структурным описанием личности, поскольку учитывают не только составляющие личность структурные элементы, но и существующие между ними взаимосвязи, особую внутриличностную динамику. Типичным примером такого сложного структурного описания личности является модель личности, предложенная З.Фрейдом. Личность, по З.Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент – «Id» (Оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Оно» включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Оно» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других, т.е. «Оно» действует согласно принципу удовольствия. Второй компонент личности – «Ego» (Я). Это – разум. «Я» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Именно «Я» находит компромиссы между неразумными требованиями «Оно» и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности. «Я» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из «Оно». «Я» – исполнительная власть личности. Третий компонент личности – «Super-Ego» (Сверх-Я). Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат усвоения родительских и социальных ценностей. З.Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». «Сверх-Я» включает интроекцированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это – наша совесть. «Сверх-Я» действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины. Инстинкты («Оно»), разум («Я») и мораль («Сверх-Я») часто не ладят между собой, приходят в столкновение – возникают интрапсихические (внутриличностные) или психодинамические конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность воплощается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей. Механизмы психологической защитыОдна из важнейших функций «Я», по Фрейду, - осуществление психологической защиты. В тех случаях, когда человек не может справиться с трудной для себя ситуацией, сопряженной с переживанием тревоги, вины и т.п. на помощь приходит бессознательная психологическая тактика, ограждающая человека от неприятных эмоций. По существу, это – способ искажения реальности (самообман). Однако, ситуативно механизм психологической защиты обеспечивает сохранение самооценки, снижение степени психического напряжения, преодоление или минимизацию внутреннего конфликта и т.д. Психологическая защита - это перестройка системы ценностей, направленная на то, чтобы лишить значимости и, тем самым, обезвредить психологически травмирующий момент. Последствия психологической защиты неоднозначны: снижая внутренний дискомфорт и предохраняя личность от потери самоуважения, психологическая защита может ухудшать адаптацию человека к внешней социальной среде. Как правило, человек использует не одну защитную стратегию, а несколько, т.е. у каждого из нас – свой репертуар психологических защит. Наиболее часто встречаются следующие механизмы психологических защит. Вытеснение – универсальное средство избегания внутреннего психологического конфликта – устранение из сознания неприемлемой для человека информации. Пример вытеснения: Николай Ростов, герой «Войны и мира» Л.Толстого, на поле боя растерялся, струсил. Но позднее с искренним воодушевлением рассказывал о своей храбрости в бою – иллюстрация того, что неудобные для нас факты особенно легко забываются. Отрицание заключается в том, что информация, которая тревожит или может привести к внутреннему конфликту, просто не воспринимается. На вопрос: убедили ли материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких, - ответили «да» 54% некурящих и только 28% курильщиков. Курильщикам «невыгодно» признавать вред курения, так как расстаться с этой привычкой они не готовы, а удовольствие, получаемое от сигареты, в случае признания этого факта будет омрачено. Проекция – это бессознательный перенос, приписывание другим людям собственных чувств, желаний, черт характера, в первую очередь, того, что человек не принимает в самом себе, понимая социальную нежелательность соответствующих особенностей или тенденций. Так, если человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него, скорее всего, возникнет желание принизить положительные качества пострадавшего: «Этот тип не заслуживает иного» или «Он сам меня спровоцировал, вынудил…» и т.п. Рационализация –
псевдоразумное объяснение своих желаний и поступков, в действительности,
вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.
Рационализация, в частности, проявляется в снижении ценности недоступного. Не
получив страстно желаемого, человек убеждает себя, что «не очень-то и
хотелось». Классический пример – известная басня «Лиса и виноград». Помните?
Голодная лиса не смогла добраться до винограда и, «пробившись попусту час
целый, пошла и говорит с досадою: Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зе- Замещение – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, девочка, ревнуя родителей к младшему брату, бьет свою куклу. Иногда активность из области практического осуществления переводится в мир фантазии. Есть и другие механизмы, которые в зависимости от обстоятельств и особенностей личности могут прийти «на выручку». При этом важно не забывать о возможных негативных последствиях такого варианта устранения внутреннего конфликта – ухудшение приспособления в социуме, поскольку, обеспечивая сохранение психического благополучия и целостности личности, любой механизм психологической защиты искажает реальность. Источники
1. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учеб. пос. Пермь, 1990. 2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 3. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. 4. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988. 5. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси, 1975. 6. Норман Д.А. Память и научение. М., 1985. 7. Одаренные дети. М., 1991. 8. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983. 9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 10. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. 11. Психология индивидуальных различий: Тексты /Под ред. П.Я.Гальперина. М., 1999. 12. Психология мышления. М., 1981. 13. Психология ощущений и восприятий. М., 1999. 14. Психология формирования и развития личности. М., 1981. 15. Психология эмоций: Тексты. М., 1984. 16. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979. 17. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. |
|
© 2010 |
|