РУБРИКИ

Субъективное отношение к природе во взаимосвязи с самореализацией (на примере студентов – психологов...

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Субъективное отношение к природе во взаимосвязи с самореализацией (на примере студентов – психологов...

    Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих четырем теоретически выделенным компонентам интенсивности:

    Перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции.

     Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику степени изменений в системе аффективно окрашенных “эталонов” личности эстетического, этического и витального характера, обусловленных отношением к природе, которые проявляются на уровне эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно-выразительным элементам, стремлении их “получать” — своеобразном “сенсорно-эстетическом голоде”, свободе от неадекватных социальных эстетических стереотипов, отзывчивости на витальные проявления природных объектов, реализующейся через эмпатию и идентификацию и т.д.

Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с объектами природы, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах, в особой “информационной сензитивности” к ним.

     Практическая шкала (Пк) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности практической деятельности с природными объектами, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами.

      Поступочная шкала (Пс) направлена на диагностику изменений в поступках личности, обусловленных отношением к природе, проявляющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением.

      Дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ) направлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.

        «Самоактуализационной» тест построен по тому же принципу, что и POI (опросник личностных ориентации Э. Шострома), и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

       СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. В связи с отсутствием необходимости  дополнительные шкалы были опущены в данном исследовании. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.

        Диагностические категории – шкалы теста:

       Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей “настоящей жизни”; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

       Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития (см., например, [3]).

       Шкала поддержки (I) – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (“внутренняя-внешняя поддержка”). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об “изнутри” и “извне” направляемой личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию (“изнутри направляемая” личность).

       Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта (“извне направляемая” личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.   

       Стандартизация CAT была проведена на материале опроса 100 мужчин и женщин, студентов московских вузов. Для каждой шкалы были вычислены средние арифметические и стандартные отклонения и осуществлен перевод “сырых” результатов в стандартные Т-баллы [8, с. 63], являющиеся основой для составления профильных бланков (аналогично тесту MMPI). На этом бланке, в зависимости от среднего значения, равного 50 Т-баллам, и стандартного отклонения в 10 Т-баллов, каждая шкала имеет свой масштаб. Стандартизация методики на студенческой выборке представляется вполне адекватной, так как она близка по своему составу к выборке потенциальных респондентов CAT.

    2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Таблица 1

Результаты исследования уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе

Сокращения: ПА -перцептивно-аффективная, П-поступачная, К-когнитивная, ПР- практическая; уровни: ОН-очень низкий, Н-низкий, С-средний, В-высокий, ВС-выше среднего, ОВ-очень высокий.

Шкала

Оценка

Уровень

Балл

Шкала

Оценка

Уровень

Балл

1

ПА

3

Н

9ОН

16

ПА

8

ВС

31В

 

 

 

 

 

 

К

7

С

 

2

ПА

7

С

25С

17

ПА

7

С

32ОВ

 

 

 

 

 

 

К

9

ОВ

 

3

ПА

8

ВС

32ОВ

18

ПА

5

С

29ВС

 

П

7

С

 

 

П

9

ОВ

 

4

ПА

6

С

24С

19

ПА

3

Н

11ОН

 

П

7

С

 

 

 

 

 

 

5

ПА

8

ВС

23С

20

ПА

8

ВС

31В

 

 

 

 

 

 

ПР

6

С

 

6

ПА

7

С

31В

21

ПА

5

С

23С

 

ПР

8

ВС

 

 

П

7

С

 

7

ПА

7

С

30В

22

ПА

7

С

25С

 

ПР

8

ВС

 

 

 

 

 

 

8

ПА

10

ОВ

29ВС

23

ПА

3

Н

9ОН

 

П

7

С

 

 

 

 

 

 

9

ПА

7

С

30В

24

ПА

4

НС

12ОН

 

П

9

ОВ

 

 

 

 

 

 

Шкала

Оценка

Уровень

Балл

Шкала

Оценка

Уровень

Балл

10

ПА

8

С

19С

25

ПА

7

С

23С

 

 

 

 

 

 

ПР

6

С

 

11

ПА

3

Н

10ОН

26

ПА

7

С

21С

 

 

 

 

 

 

П

5

С

 

12

ПА

7

С

21С

27

ПА

9

ОВ

27ВС

 

П

8

С

 

 

К

7

С

 

13

ПА

9

ОВ

29ВС

28

ПА

8

ОВ

32ОВ

 

К

7

С

 

 

П

9

ОВ

 

14

ПА

8

С

20С

29

ПА

8

С

23С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

ПА

6

С

25С

30

ПА

6

С

25С

 

ПР

7

С

 

 

П

7

С

 

         Таким образом, по результатам исследования (см.таб.1) перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе на выше среднем уровне составляет 20 % опрошеных; на среднем – 40%; на ниже среднем уровне -20% опрошеных:

         Эстетическое освоение объектов природы - восприимчивость, понимание и творческая трансформация в деятельности чувственно-выразительных элементов природных объектов, к которым относятся: 1) форма, очертание, силуэт; 2) цвет; 3) симметрия; 4) величина, размер; 5) светотеневые особенности; 6) динамические свойства; 7) осязаемые свойства поверхности; 8) звуковые характеристики (тон, тембр, ритм, высота) и т. д. Но высокий уровень развития перцептивно-аффективного компонента характеризуется не только повышенной восприимчивостью к чувственно-выразительным сигналам, получаемым от природных объектов, но и стремлением их получать — своеобразный “сенсорно-эстетический голод”.

Отзывчивость на витальные (жизненные) проявления природных объектов - способность эмоционально отзываться на различные проявления жизнедеятельности их организмов.

 Этическое освоение природных объектов - способность воспринимать мир природы сквозь призму человеческих этических норм.

Общим для всех трех аспектов рассматриваемого компонента интенсивности отношения является то, что тот или иной перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается, перцептивные и аффективные процессы происходят в неразрывном единстве. Именно поэтому он обозначается как перцептивно-аффективный.[7]

Когнитивный компонент включает в себя 15% опрошеных на среднем уровне и характеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы, в особой “информационной сенситивности” к ним.

При низком уровне сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь перерабатывать поступающую о ней информацию, его активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией, хотя он является к этой информации восприимчивым, “неравнодушным”, в чем и проявляется его субъективное отношение. При высоком уровне — человек сам стремится искать информацию, его активность в этом направлении является над ситуативной, он сам организует познавательную деятельность.

Практический компонент включает 10% опрошеных на среднем уровне и характеризует готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы, осваивать необходимые для этого технологии (умения и навыки) и т. д.

При низком уровне сформированности практического компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность с природным объектом, которую организовывают другие люди, т. е. активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией. При высоком — сам стремится к разносторонней практической деятельности с природными объектами, имеет разнообразные увлечения, связанные с природой: например, он по выходным любит работать на своем огороде, часто ходит за грибами и ягодами, ездит на рыбалку, держит дома собаку и т. д.

Поступочный компонент включает в себя очень высокий уровень 5%; высокий 10%; средний 25% опрошеных и характеризуется как активность личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе.

Поступочный компонент принципиально отличается от практического: уход за аквариумными рыбками и активное участие в экологическом движении, охране природы — это две разные модели взаимодействия с природой. “Единицей” первой является то или иное практическое действие, “единицей” второй — именно поступок, являющийся актом нравственного самоопределения человека. (Безусловно, каждый поступок является тем или иным практическим действием и вплетен в ткань определенной практической деятельности, но не каждое практическое действие является поступком.) Поступок — это “демонстрация” личностью своего отношения.

В практическом компоненте взаимодействие с объектом отношения самоценно, а изменения окружения — лишь непринципиальное следствие; в поступочном — такое изменение становится как раз целью деятельности. В конечном счете, практический компонент — это “для себя”, поступочный — “для других”. Кормить свою собаку — это практическое действие; покормить голодную дворняжку — поступок; ласкать кошку друга — практическое действие; приютить у себя дома брошенного котенка — поступок; покопаться в выходной день на даче — практическое действие; порасчищать вместе с “зелеными” в этот день лес от мусора — поступок. При определенном внешнем сходстве это две принципиально различные психологические модели взаимодействия с природой.

Именно поступочный компонент является концентрированным выражением всего субъективного отношения к природе, в нем в наибольшей степени оно проявляется. В целом, от перцептивно-аффективного к поступочному компоненту интенсивности растет степень проявления субъективного отношения во внешнем плане, а также значимость собственной, надситуативной активности личности.

Таким образом, выявлены следующие тенденции: перцептивно-аффективный компонент составил 80%, поступочный – 40%,когнитивный – 15%, практический -  10%.

    2.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

                            Таблица 2

                         Результаты исследования самореализации

Уровень

Балл

Уровень

Балл

1

низний

26

16

средний

51

2

высокий

57

17

высокий

65

3

высокий

60

18

высокий

60

4

низкий

31

19

низкий

34

5

низкий

34

20

высокий

67

6

средний

42

21

средний

59

7

средний

55

22

средний

50

8

средний

53

23

низкий

32

9

высокий

61

24

низкий

29

10

высокий

64

25

низкий

31

11

низкий

28

26

средний

45

12

высокий

66

27

средний

58

13

средний

54

28

средний

52

Уровень

Балл

Уровень

Балл

14

низкий

33

29

средний

59

15

средний

44

30

высокий

60

 

     Таким образом, в результате проведенного исследования (см. таблицу 1) и интерпретации данных, 30 % респондентов имеют высокие результаты. Человек, имеющий высокий балл относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию (“изнутри направляемая” личность), свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей “настоящей жизни”; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

    30% респондентов имеют низкие результаты. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта (“извне направляемая” личность), внешнем локусе контроля, ориентация человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

   40% опрошенных имеют средние показатели.

Таким образом, выявлены следующие тенденции исследования:

·        30% -высокие результаты

·        40% -средние результаты

·        30% -низкие результаты

 

2.4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ

  

    График зависимости интенсивности субъективного отношения к природе и самореализации представлен на рис.1.

Рис.1. График зависимости интенсивности субъективного отношения к природе и самореализации


   Диаграмма рассеивания зависимости интенсивности субъективного отношения к природе и самореализации представлена на рис.2.





Рис.2. Диаграмма рассеивания зависимости интенсивности субъективного отношения к природе и самореализации

    Коэффициент корреляции r-Пирсона рассчитывается по формуле:

                    ∑ (Xi-Mx)(Yi-My)                                            

  Rxy =                                       =  0,66961,

           √ ∑ (Xi-Mx)²(Yi-My)²              

 

где  X и Y – значения по 1 и 2 исследованию соответственно, Mx-среднее значение по «X», My- среднее значение по «Y». [9]

Вывод:  Обнаружена статистическая, положительная, умеренная связь между уровнем развития интенсивности  субъективного отношения к природе и самореализацией. На графиках прослеживается определенная взаимосвязь.  У респондентов   выявлена взаимозависимость: с высоким, и средним уровнем самореализации, преобладала перцептивно-аффективная шкала  на среднем уровне, что означает адекватное и эстетическое отношение к природе; низкие результаты по самореализации соответствовали когнитивной и поступочной шкале, это значит, что человек взаимодействует с природой лишь для своего уюта и комфортной жизни. Для утвердительного вывода о взаимосвязи  уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе и самореализации, необходимо провести дополнительные исследования.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Все эти исследования проводятся с одной целью - расширить количество знаний о психологических феноменах, определяющих нашу жизнь, и найти способы взаимодействия с ними наиболее выгодным и приятным для нас образом.

   Именно самоактуализирущиеся люди понимают  всеобщую, универсальную значимость природы для развития любого общества и для жизни каждого человека, возведение ее на одно из самых высоких мест в системе общественных и индивидуальных ценностей и приоритетов, возможно, и может стать тем фактором, который позволит человеку разумно соразмерять необходимость и возможность нанесения ущерба природе во имя общественного интереса. Человек может воздействовать положительно, когда его миропонимание правильно отражает значение и ценность природы, когда он стремиться беречь ее как действительно свое «неорганическое тело». Такой подход отвечает и интересам всего человечества, и объективным интересам общества, и личность выступает здесь с позиций нравственности и по отношению к обществу, и по отношению к природе.  

  Применение математических методов опровергло выдвинутую мной гипотезу: существует прямая, умеренная взаимосвязь между уровнем развития интенсивности  субъективного отношения к природе и самореализацией личности.




                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.          Бэкон Ф. . Сочинение. Том 2, М. 1992.- с.77.

2.          Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001

3.          Головаха Е.И., Кроник АА. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. – с.56-59

4.          Деребо С.Д. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология – Ростов-на-Дону, 1996.- с.32-37.

5.          Маркс К. и Энгельс Э. Сочинение. т.: 3, 23,20.

6.          Маркс К. и Энгельс Э. Из ранних произведений. с. 590.

7.          Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999

8.          Мясищев В.Н. Личность и неврозы. ¾ Л., 1960. ¾ С. 210

9.          Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2004 с.93, с.147

10.      Плеханов Г.В. Сочинения. - М.,1924.-  т. 8, с. 24.

11.      Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1998

12.      Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие ¾ М.: Издательский центр «Академия», 2000. ¾ 280 с.

13.      Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. - М., 1962, с.40, 45, 78.

14.      Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону:Феникс ,2004 – с.268-277.

15.      Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс ,2004 – с.268-277

16.      Столяренко Л. Д.  Основы психологии  – Ростов-на-Дону: Феникс,  1997 – с. 28.

17.      Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии.- Л., 1936, с.2-3.

18.      Ясвин В.А. Психология отношений и природа – М., 2000.



Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.