РУБРИКИ

Суицидальное поведение

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Суицидальное поведение

Глава 2. Способы работы с лицами, склонными к суициду

2.1           Оценка суицидального риска


Так как депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии и ее лечение посредством медикаментов и психотерапии — важный фактор предупреждения суицида.

Признаки депрессии:

• потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;

• неспособность к адекватной реакции на похвалы;

• чувство горькой печали, переходящей в плач;

• чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

• пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого; повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;

• снижение внимания или способности к ясному мышлению;

• вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;

• снижение эффективности или продуктивности в учебе, работе, быту;

• изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;

• изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса.

Заметив признаки депрессии у человека, близкие люди или специалисты-психологи должны усилить индивидуальную работу с ним.

Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства:

• открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством знакомым, в письмах родственникам, любимым;

• косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий;

• активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т. п.);

• фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);

• символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов и т. п.);

• изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;

• сужение круга контактов, стремление к уединению и другие.[6,188]

Суицидальная активность человека зависит от целого ряда факторов. Их учет в организации повседневной жизнедеятельности поможет оказаться рядом с этим человеком в критический момент его жизни и оказать ему необходимую помощь. Главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играют конфликты.

Наиболее распространенными являются:

1. Конфликты, связанные со спецификой жизнедеятельности (учебы, работы, общения) и социального взаимодействия людей:

— индивидуальные адаптационные трудности;

— неудачи выполнения конкретной задачи;

— конфликты со сверстниками;

— межличностные конфликты со значимыми людьми.

2. Лично-семейные конфликты:

— неразделенная любовь;

— измена любимого человека;

— развод родителей;

— тяжелая болезнь;

— смерть близких людей;

— половая несостоятельность.

3. Конфликты, обусловленные состоянием здоровья:

— психические заболевания;

— хронические соматические заболевания;

— физические недостатки.

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

— страх уголовной ответственности;

— боязнь позора.

5. Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.

Следует помнить, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями, переживаниями; в период «пиков возрастной суицидальности» (между 17 и 24 годами); в условиях тяжелой морально-психологической обстановки в семье или ближайшем окружении.

Изучение причин и условий, при которых люди заканчивали жизнь самоубийством, позволило выявить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному происшествию.

К ним относятся:

·                   условия семейного воспитания:

— отсутствие отца в раннем детстве;

— матриархальный стиль отношений в семье;

— воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные;

— отверженность и социальная изоляция;

— воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.

·                   стиль жизни и деятельности:

— акцентуация характера;

— употребление алкоголя и наркотиков;

— попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;

— совершение уголовно наказуемого поступка.

·                   взаимоотношения с окружающими людьми:

— изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;

— разрыв высоко значимых любовных отношений;

— затрудненная адаптация к деятельности, учебе и др.

·                   недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение и др.);

·                   длительные соматические заболевания.

Знание и учет перечисленных факторов риска крайне необходимы, так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида.

Наиболее точным, но и наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность его значительно возрастает, если оно ведется систематически и целенаправленно. Именно изменения в поведении (знаки беды) позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу. Знаки беды — это, прежде всего, заметная перемена в обычных манерах поведения человека.

Прежде всего должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления:

— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

— усиление жалоб на физическое недомогание;

— склонность к быстрой перемене настроения;

— жалобы на плохой сон или повышенная сонливость;

— ухудшение или улучшение аппетита;

— беспричинная нервозность;

— признаки постоянной усталости;

— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

— отказ от социальной активности, от совместных дел;

— излишний риск в поступках;

— нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

— поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;

— необычные вспышки раздражительности;

— усиленное чувство тревоги, безнадежности;

— приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление;

— отсутствие планов на будущее;

— составление записки об уходе из жизни.

Должны насторожить следующие заявления человека:

— «ненавижу жизнь»;

— «всем будет лучше без меня»;

— «мне нечего ждать от жизни»;

— «они пожалеют о том, что они мне сделали»;

— «не могу этого вынести»;

— «я стал обузой для всех»;

— «я покончу с собой»;

— «никому я не нужен»;

— «это выше моих сил».

Следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства.

1. Низкая сопротивляемость стрессу и чувство разочарования и безысходности (недостаточное принятие реальности).

2. Ощущение неспособности изменить положение вещей (нет надежды на позитивные перемены в будущем).

3. Отсутствие навыков конструктивного решения проблемы, образ «тупика».

4. Убежденность в том, что только самоубийство решит все проблемы.[18,184]

Суицидоопасным, по исследованиям Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева (прожективный тест фрустрационной толерантности Розенцвейга), можно считать эгозащитный и потребностно- настойчивый типы реагирования, причем с преобладанием экстрапунитивного направления (в манипулятивных суицидах), а также низкий уровень коэффициента групповой конформности (GCR). Для психокоррекционной и профилактической работы необходимо знать не только уровень самооценки, но и уровень притязаний. Чем больше разрыв между ними, тем больше вероятность невротизации личности и возрастает риск социальной дезадаптации.

Определенные аспекты человеческой жизни увеличивают вероятность попыток суицида. Изучение показало, что наиболее важный фактор суицида — ощущение человеком безнадежности. Лица с ощущением безнадежности могут рассматривать суицид как единственный способ решения своих проблем. Люди с душевными болезнями, расстройствами личности,  а также лица, злоупотребляющие психоактивными веществами, имеют высокий риск суицида. В действительности люди, страдающие недиагностированными психическими болезнями, совершают около 90% всех суицидов. Соматические болезни также увеличивают риск суицида, особенно когда они сопутствуют депрессии. Около 1 /3 взрослых, совершивших суицид, страдали от соматических болезней к моменту своей смерти.

Другой фактор риска суицида заключается в наличии предыдущих суицидальных попыток, а также в наличии случаев суицида среди родственников. Важную роль играет социальная изоляция индивида. Люди, живущие одиноко или имеющие мало близких друзей, не получают эмоциональной поддержки, которая предупредила бы появление чувства безнадежности и иррациональных мыслей в трудный период их жизни.

Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы. Это обычно происходит в форме разговора о суициде или сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении или упоминаний о суициде в картинах и литературных произведениях. Другая опасность суицида заключена в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом «терминальном поведении». При этом индивид приводит свои дела в порядок, раздает свое имущество, часто заявляет о печали и отчаянии. [8,105]

Человек, который увидел эти знаки, должен спросить предполагаемого суицидента, что последний думает о суициде. Если ответ будет вызывать подозрение в возможности совершения суицида, следует направить этого человека к психологу для предотвращения совершения суицида и последующего решения проблем, которые могут заставить человека решиться совершить суицид. Большинство суицидов могут быть предотвращены, так как состояния, при которых субъект может совершить суицид, обычно временны.

Друзья и родственники суицидента часто бывают удивлены, узнав о совершенной попытке самоубийства. Это удивление вызвано тем обстоятельством, что они учитывают только те факторы, которые (с их точки зрения) должны были бы поддерживать в этом человеке желание жить. Заявления вроде: «У него было неплохое настроение в последнее время» или «Ведь у него было все, чтобы жить» свидетельствуют либо о невнимательности близких суицидента, либо о том, что последний искусно скрывал свои суицидальные мысли. Кроме того, подобные утверждения показывают, насколько различно воспринимают суицидент и его окружение одни и те же обстоятельства.

Как показывают данные некоторых систематических исследований, решение о совершении самоубийства может сопровождаться периодом умиротворения. Спокойствие, внезапно охватывающее ранее тревожного человека, является опасным знаком, хотя окружающие нередко трактуют его как признак выздоровления. Это неверное понимание приводит к снижению бдительности и, в конечном счете, облегчает совершение суицида. [8,97]

Таким образом, оценка суицидального поведения заключается в учете разных сторон жизнедеятельности человека. Необходимо учитывать признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства, наличие конфликтных ситуаций в жизни человека, следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства. Только в этом случае возможна своевременная психологическая помощь человеку, склоняющемуся к попытке самоубийства.

2.2           Психологическая помощь в случаях суицидально – ориентированного поведения


Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц. Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:

1. Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента. 2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.

3. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.

4. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Стремясь оказать человеку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:

• будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

• набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;

• будьте терпеливы;

• не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря: «Пойди и сделай это»;

• не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому что...»;

• не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: «Вы не можете убить себя, потому что...»;

• делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание то, что в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию. Активный слушатель — это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным. Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя, он должен способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и поняты.[18,186]

Рекомендации по проведению беседы:

• разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;

• уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;

• пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;

• дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;

• говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы («мгновенный рефрейминг»).


Оказание первичной психологической помощи суициденту:

Если вы слышите

Обязательно скажите

Не говорите

«Ненавижу учебу,

класс...»

«Что происходит у нас,

из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте...

да ты просто лентяй!»

«Все кажется

таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

"Подумай

лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе".

«Всем было бы лучше без

меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня

беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей.

Давай поговорим о чем-нибудь другом».

«Вы не понимаете меня!"

«Расскажи мне, как ты

себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать».

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

«Я совершил ужасный

поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом».

«Что посеешь, то

и пожнешь!»

«А если у

меня не получится?»

«Если не получится, я

буду знать, что ты сделал все возможное».

«Если не

получится - значит,ты недостаточно

постарался!»


Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

1. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).

2. Желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом.

3. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. [16,35]

Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы:

Начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т. е. нужно дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

Второй этап—установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы:

• «преодоление исключительности ситуации»;

• «поддержка успехами» и др.

Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются:

• «планирование», т. е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков;

• «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

Завершающий этап — окончательное формулирование плана  деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы:

• «логическая аргументация»;

• «рациональное внушение уверенности».

Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и с сопровождающим направить к психиатру в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:

• тяжелое эмоциональное состояние — явление временное;

• его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

• он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. д. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность — в первые два месяца.[18,187]

Жизненные ситуации, толкающие некоторых людей к самоубийству, как правило, не содержат в себе ничего необычного. Почему одни люди, сталкиваясь с проблемой, начинают думать о суициде, тогда как другие пытаются решить проблему или просто примиряются с неприятной ситуацией? К сожалению, мы не знаем точного ответа на этот вопрос, однако данные клинических исследований позволяют выдвинуть некоторые предположения.

Суицидальные индивидуумы склонны преувеличивать размах и глубину проблем, в результате чего даже самые заурядные, ничтожные трудности воспринимаются ими как неразрешимые проблемы. Кроме того, эти люди крайне неуверены в собственных силах и считают себя неспособными справиться с трудностями. И наконец, они склонны проецировать результирующую картину собственного поражения в будущее. Иначе говоря, они демонстрируют все признаки когнитивной триады, а именно преувеличенно негативное восприятие мира, собственной персоны и своего будущего.

Другая отличительная особенность суицидента заключается в том, что смерть для него является приемлемым и даже желанным способом избавления от трудностей («Если бы я умер, я бы не мучился сейчас этими проблемами»). Среднестатистический индивидуум, не имея готового решения проблемы, хотя и огорчается, в целом вполне терпимо относится к отсутствию определенности: «Может, я решу проблему, а может — нет». Более того, он пытается опробовать различные решения. Другое дело — суицидальный индивидуум. Этот чрезвычайно плохо переносит неопределенные ситуации. Если он не может сразу решить проблему, ему рисуется цепь будущих неурядиц и поражений, и в его сознании вспыхивает идея: «Единственный выход — смерть».

Порожденное этой идеей желание смерти может достигать фантастических размеров. Для такого человека суицид является своего рода наркотиком, единственно возможной и желанной формой «избавления».

Именно суицидальная склонность должна быть основной мишенью терапии. Один из многообещающих терапевтических подходов состоит в том, чтобы научить пациента а) думать об иных способах решения проблемы и б) отвлекаться от суицидальных желаний. Метод когнитивной репетиции также может быть использован в работе с суицидальными пациентами. Такой человек должен:

1. Представить себя в безвыходной ситуации.

2. Прочувствовать отчаяние и суицидальные импульсы.

3. Попытаться выработать возможные решения проблемы, несмотря на давление суицидальных желаний.

После этого суициденту дается задание опробовать эту технику в реальных жизненных ситуациях. Он должен погрузиться в неприятную ситуацию (например, ситуация конфронтации с супругом) и затем попытаться найти реалистические способы решения возникших проблем.[8,115]

С целью оказания людям, склонным к суициду, социальной поддержки может проводиться социально-психологический тренинг проблем — разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Кроме того, необходимо развивать навыки практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствования поиска социальной поддержки. В таких случаях уместна психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, совершенствование самоконтроля. Замена и анализ позиции «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха может быть основано на тренинге поведенческих навыков. Профилактика самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций — по мнению И.С. Кона, это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы человек не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти покушения на самоубийство — не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи (Г. Отто). О подобных желаниях суициденты говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее все это чрезвычайно серьезно и требует чуткости и внимания учителей, родителей и психологов-консультантов.

В 1950 г. в США профессионалы в области психического здоровья основали первую телефонную линию доверия для людей, находящихся в бедственном положении. На прямом проводе круглосуточно дежурят психиатры или специальным образом подготовленные люди, которые внимательно выслушивают отчаявшихся и объясняют последним как можно получить профессиональную помощь. Несмотря на определенную помощь, оказываемую анонимным абонентам, исследования показали, что достаточно много людей просто не пользуются этой службой. Например, молодые женщины звонят гораздо чаще, чем мужчины, а ведь именно последние имеют больший риск суицида.

Во многих учебных заведениях происходит внедрение программ по обучению студентов и преподавателей выявлению предполагаемых суицидентов. Однако эти новые программы еще не доказали своей эффективности среди молодежи.

Другой превентивной мерой является ограничение доступа предполагаемых суицидентов к средствам, с помощью которых можно легко убить себя. Такие методы, как барьер, который не позволяет людям легко спрыгнуть с моста, а также ограничение доступа к огнестрельному оружию доказали свою эффективность в снижение уровня суицидов в обществе. Такие методы позволяют создать препятствия на пути немедленного суицида, вследствие чего суицидальные мысли могут измениться и решимость совершить суицид исчезнет. Препятствия также позволяют в некоторых случаях случайному спасателю физически вмешаться в совершаемый суицид.

Суицид оказывает разрушительное влияние на друзей и родственников суицидента. Умышленная, неожиданная и насильственная смерть человека часто заставляет других чувствовать беспомощность и отверженность. Члены семьи и друзья могут иметь дополнительный стрессовый фактор при обнаружении трупа. Родители часто страдают от выраженного чувства стыда и вины. Так как суицид рассматривается, как социальная стигма пережившие суицид стараются избегать общения с другими людьми, также как и окружающие избегают общения с ними. Несмотря на эти чрезвычайные проблемы, исследования показывают, что пережившие суицид, проходя сквозь такие же психологические проблемы, как и люди, потерявшие своих близких, в конце концов оправляются от своих печалей. Группы поддержки могут играть положительную роль в психологическом восстановлении жертв неудавшегося суицида.[18,187]

Таким образом, психологическая помощь лицам, склонным к суициду является многогранным, четко организованным процессом. Она должна быть направлена на выяснение причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению кризисной ситуации. Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство.

Глава 3. Изучение влияния уровня тревожности и депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к самоубийству

Возникновение желания у человека покончить жизнь самоубийством зависит от ряда условий, в том числе от наличия таких свойств личности как тревожность и депрессивность. Для изучения характера влияния данных компонентов на склонность к суициду нами было проведено экспериментальное исследование.

Проблема – как влияет уровень тревожности и депрессии на склонность к самоубийству.

Гипотеза исследования – чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется склонность к суициду.

Объект исследования – суицидальное поведение личности в старшем подростковом возрасте.

Предмет исследования – влияние уровня тревожности и наличия депрессии на склонность к самоубийству.

Цель исследования – выявить влияние уровня тревожности и депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к суицидальному поведению.

Задачи:  1. Выявление степени риска суицидального поведения у лиц старшего подросткового возраста.

3. Исследование уровня тревожности учащихся 8-11 классов.

4. Исследование уровня депрессии у лиц старшего подросткового возраста.

5. Исследование влияния уровня тревожности на степень риска суицидального поведения у учащихся.

6. Исследование влияния уровня депрессии на степень риска суицидального поведения у учащихся.

Исследование было проведено в Клюквинской санаторной школе-интернате среди учащихся 8-11 классов. В исследовании приняло участие 23 человека.

Для данного экспериментального исследования были использованы следующие методики:

·                   анкета-опросник «Карта риска», выявляющая риск суицидального поведения.

·                   оценка уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера);

·                    методика определения уровня депрессии ( В.А. Жмурова).

Заполнение «Карты риска» осуществлялось под руководством школьного психолога. В результате заполнения анкеты-опросника были получены следующие данные.


Гистограмма 1


Было выявлено, что у 22 (95%) учащихся риск суицида незначителен. Но у 1 (5%) человека риск суицида значителен, что предполагает необходимость обратиться к психологу или врачу-психотерапевту за квалифицированной помощью. При склонности к суицидальному поведению среднее арифметическое:

М = 31,5 / 23 = 1,37

Медиана:

Ме = 4,5


Таким образом, статистика показывает, что большинство учащихся не склонны к суицидальному поведению.

При оценке уровня тревожности использовался групповой метод проведения методики. Учащимся были розданы бланки, объявлена цель и определен алгоритм данного исследования. В результате проведения теста была получен следующий результат.


Гистограмма 2


В случае тревожности низкий уровень отмечается у 2 (9 %) человек, умеренный – у 10 (43%) человек, а высокий – у 11 (48 %) учащихся.

Среднее арифметическое:


М = 1004/23 = 43,7

Мода:

Мо = 35

Медиана:

Ме = 42,5

Таким образом выявлено, что у большинства учеников 8-11 классов высокий уровень личностной тревожности, что у многих может быть связано с эмоциональными переживаниями за ближайшее будущее. Конкретно – у выпускников 9 и 11 классов возрастают переживания, связанные с поступлением в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Для лиц с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе, им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Далее была проведена методика, направленная на определение уровня депрессии среди учащихся старшего подросткового возраста. В результате были получены следующие данные.


Гистограмма 3


Анализ результатов показал, что у 3 (14%) человек депрессия отсутствует, у 10 (45%) человек она минимальна, а для 9 (41%) человек характерна лешкая депрессия.

Среднее арифметическое:

М = 450/22 = 20,5

Мода:

Мо = 26

Медиана:

Ме = 21


Таким образом, можно судить, что у большинства учащихся депрессии нет либо она минимальна.

Для подтверждения или опровержения гипотезы была проведена вторичная статистическая обработка данных с помощью критерия U – критерия Мана- Уитни.

Для начала определим характер влияния уровня тревожности на склонность к суициду. Определять значение U будем по формуле:


U = (n1 * n2) + nx * (nx+1) / 2 – Tx


где n1 – количество испытуемых в выборке 1;

n2 - количество испытуемых в выборке 2;

Tx – большая из двух ранговых сумм;

nx - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.


Uэмп. = 10 * 11 + 11 * 12 / 2 – 158 = 18

Uкр. = 31(p<=0.05)

22 (p<=0.01)

Uэмп<= Uкр


Таким образом, склонность к суициду у учащихся с умеренным уровнем тревожности ниже склонности к суициду у учащихся с высоким уровнем тревожности.

Далее определим характер влияния уровня депрессии на склонность к суициду.

Рассчитываем по формуле.


Uэмп. = 10 * 9 + 9 * 10 / 2 – 115 = 20

Uкр. = 24(p<=0.05)

16 (p<=0.01)

Uэмп<= Uкр


Таким образом, склонность к суициду у учащихся с минимальной депрессией ниже склонности к суициду у учащихся с легкой депрессией. Гипотеза подтвердилась: чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется склонность к суициду.

Заключение


По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400—500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток — в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Уровень самоубийств, по мнению большинства авторов, является относительно устойчивым национальным показателем. Высокий уровень самоубийств сохраняется в ряде современных государств — Венгрии, ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровень самоубийств — в Испании, Италии, Израиле, в странах латинской Америки. Например, в Никарагуа приходится 3,2 случая на 100 тыс. жителей. В России в конце 1980-х гг. отмечалось 23 случая (на 100 тыс. чел.), что примерно соответствовало уровню ФРГ — 21 или Франции — 22. С 1994 г. первые места в мире заняли: Литва — 45,8; Россия — 41,8; Эстония — 40,9; Латвия — 40,6; Венгрия — 35,3.

В ходе проведения работы были выполнены следующие задачи:

1.                      Осуществлен теоретический анализ литературы по изучаемой литературе.

2.                      Были изучены особенности суицидального поведения. Суицидальное поведение имеет сложный комплексный характер: проявляется в разных формах , включает две фазы, имеет свои признаки и способы проявления; для каждого возраста характерны разные причины возникновения суицидов. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, психологи, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический.

3.                      Ознакомлены со способами профилактики и лечения лиц, склонных к суициду. Психологическая помощь лицам, склонным к суициду является многогранным, четко организованным процессом. Оценка суицидального поведения заключается в учете разных сторон жизнедеятельности человека. Необходимо учитывать признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства, наличие конфликтных ситуаций в жизни человека, следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства. Только в этом случае возможна своевременная психологическая помощь человеку, склоняющемуся к попытке самоубийства. Психологическая помощь должна быть направлена на выяснение причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению кризисной ситуации. Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство.

4.                      Благодаря проведенному экспериментальному исследованию было выявлено влияние уровня тревожности и депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к самоубийству: чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется склонность к суициду.

Список литературы

1.                   Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 2001.

2.                   Гроф С. Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. – М., 1996.

3.                   Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2003.

4.                   Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М., 2003.

5.                   Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.- М.,2001.

6.                   Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М.,1997.

7.                   Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.,1997.

8.                   Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика. Уч. пос. - М., 2000

9.                   Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. –СПб.,2005.

10.               Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб., 2000

11.               Потапова А.В. Нартова-Бочавер С.К. Детская психологическая служба – М., 2001.

12.               Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др.; под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.,2001.

13.               Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии. – СПб.,2006.

14.               Словарь психолога-практика/ Сост. Головин С.Ю. – М.,2003.

15.               Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.,2005.

16.               Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования “Телефонов Доверия”. – Владимир, 2000.

17.               Холмс Д. Анормальная психология. — СПб., 2003.

18.            Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005.

Приложение 1

Таблица первичных показателей по независимой переменной (уровень тревожности)

№ п/п

Код испытуемого

Количественный показатель

Качественный показатель

1.              

20

47

Высокий

2.              

23

47

Высокий

3.              

4

48

Высокий

4.              

7

48

Высокий

5.              

12

50

Высокий

6.              

8

51

Высокий

7.              

15

53

Высокий

8.              

16

54

Высокий

9.              

14

57

Высокий

10.           

5

56

Высокий

11.           

9

53

Высокий

12.           

13

28

Низкий

13.           

21

29

Низкий

14.           

1

34

Умеренный

15.           

18

34

Умеренный

16.           

2

35

Умеренный

17.           

6

35

Умеренный

18.           

22

35

Умеренный

19.           

10

38

Умеренный

20.           

17

38

Умеренный

21.           

19

44

Умеренный

22.           

3

45

Умеренный

23.           

11

45

Умеренный


Приложение 2

Таблица первичных показателей по зависимой переменной

Экспериментальная группа

(умеренный уровень тревожности)

Контрольная группа

(Высокий уровень тревожности)

№ п/п

Код испытуемого

Показатель

Ранг

№ п/п

Код испытуемого

Показатель

Ранг

1.                    

11

-11

1

1.                    

8

-6,5

3,5

2.                    

6

-8

2

2.                    

15

-3

7

3.                    

22

-6,5

3,5

3.                    

7

-2,5

8

4.                    

18

-4,5

5,5

4.                    

14

4

13,5

5.                    

19

-4,5

5,5

5.                    

20

5

15

6.                    

2

-2

9

6.                    

9

6,5

16

7.                    

3

-0,5

10

7.                    

23

7,5

17,5

8.                    

1

3,5

11,5

8.                    

16

7,5

17,5

9.                    

17

3,5

11,5

9.                    

12

8

19

10.                 

10

4

13,5

10.                 

4

8,5

20





11.                 

5

20

21

Сумма рангов

73

Сумма рангов

158


Приложение 3

Таблица показателей по зависимой переменной («Карта риска»)

№ п/п

Фамилия И. испытуемого

Код испытуемого

Количественный показатель

Качественный показатель

1.         

Труфанова М.

11

-11

Риск суицида незначителен

2.         

Карабзанова И.

6

-8

Риск суицида незначителен

3.         

Пашкова А.

8

-6,5

Риск суицида незначителен

4.         

Петрова А.

22

-6,5

Риск суицида незначителен

5.         

Платухин А.

18

-4,5

Риск суицида незначителен

6.         

Анненкова Н.

19

-4,5

Риск суицида незначителен

7.         

Марельтуев А.

15

-3

Риск суицида незначителен

8.         

Юнакова Ю.

7

-2,5

Риск суицида незначителен

9.         

Логачёв С.

2

-2

Риск суицида незначителен

10.      

Евдокимов А.

21

-2

Риск суицида незначителен

11.      

Доренский В.

3

-0,5

Риск суицида незначителен

12.      

Кузнецов Н.

1

3,5

Риск суицида незначителен

13.      

Якунин Р.

17

3,5

Риск суицида незначителен

14.      

Сергеева Р.

10

4

Риск суицида незначителен

15.      

Симакина Е.

14

4

Риск суицида незначителен

16.      

Предеина Д.

13

4,5

Риск суицида незначителен

17.      

Баркова Е.

20

5

Риск суицида незначителен

18.      

Копаев И.

9

6,5

Риск суицида незначителен

19.      

Щербинин А.

16

7,5

Риск суицида незначителен

20.      

Махарадзе М.

23

7,5

Риск суицида незначителен

21.      

Уколов Д.

12

8

Риск суицида незначителен

22.      

Филонова А.

4

8,5

Риск суицида незначителен

23.      

Кузнецов А.

5

20

Риск суицида значителен

Приложение 4

Таблица первичных показателей по независимой переменной (уровень депрессии)

№ п/п

Фамилия И. испытуемого

Код испытуемого

Количественный показатель

Качественный показатель

1.        

Кузнецов Н.

1

19

Депрессия минимальна

2.        

Доренский В.

3

19

Депрессия минимальна

3.        

Карабзанова И.

6

11

Депрессия минимальна

4.        

Юнакова Ю.

7

14

Депрессия минимальна

5.        

Труфанова М.

11

18

Депрессия минимальна

6.        

Уколов Д.

12

15

Депрессия минимальна

7.        

Предеина Д.

13

23

Депрессия минимальна

8.        

Якунин Р.

17

10

Депрессия минимальна

9.        

Платухин А.

18

11

Депрессия минимальна

10.     

Анненкова Н.

19

24

Депрессия минимальна

11.     

Копаев И.

9

9

Депрессия отсутствует либо незначительна

12.     

Марельтуев А.

15

6

Депрессия отсутствует либо незначительна

13.     

Петрова А.

22

8

Депрессия отсутствует либо незначительна

14.     

Логачёв С.

2

29

Легкая депрессия

15.     

Филонова А.

4

25

Легкая депрессия

16.     

Кузнецов А.

5

30

Легкая депрессия

17.     

Пашкова А.

8

35

Легкая депрессия

18.     

Сергеева Р.

10

26

Легкая депрессия

19.     

Симакина Е.

14

36

Легкая депрессия

20.     

Щербинин А.

16

26

Легкая депрессия

21.     

Баркова Е.

20

29

Легкая депрессия

22.     

Махарадзе М.

23

27

Легкая депрессия


Приложение 5

Таблица первичных показателей по зависимой переменной

Экспериментальная группа

(Депрессия минимальна)

Контрольная группа

(Легкая депрессия)

№ п/п

Код испытуемого

Показатель

Ранг

№ п/п

Код испытуемого

Показатель

Ранг

1.                    

11

-11

1

1.                    

8

-6,5

3

2.                    

6

-8

2

2.                    

2

-2

7

3.                    

18

-4,5

4,5

3.                    

10

4

11,5

4.                    

19

-4,5

4,5

4.                    

14

4

11,5

5.                    

7

-2,5

6

5.                    

20

5

14

6.                    

3

-0,5

8

6.                    

16

7,5

15,5

7.                    

1

3,5

9,5

7.                    

23

7,5

15,5

8.                    

17

3,5

9,5

8.                    

4

8,5

18

9.                    

13

4,5

13

9.                    

5

20

19

10.                 

12

8

17





Сумма рангов

75

Сумма рангов

115



Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.