РУБРИКИ |
Сущность человеческой деятельности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Сущность человеческой деятельностиСущность человеческой деятельностиМосковский технический университет связи и информатики Доклад по курсу “Психология и педагогика” на тему: Москва 2000 Развитие общества — результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности. В повседневном языке слово «деятельность» употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканической деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т. д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд. Людей, проявивших себя в какой-либо общественной Деятельности, называют
деятелями. В нашей стране были даже введены почетные звания (например, Деятельность человека и поведение животных Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой,
другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях Отметим, что в любом случае животные приспосабливаются к окружающей
среде. При этом они могут употреблять природные предметы в качестве орудий
и даже изготовлять их с помощью своих естественных органов. Они используют
эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для
удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных
определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. От приспособительного поведения животных отличается практически
преобразовательная деятельность человека. Человек не ограничивается
приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя
приспособительное поведение занимает большое место в его жизни (вспомните,
например, влияние географических условий на жизнь людей, значение правовых
и нравственных норм, обычаев, традиций, которые регулируют жизнь человека). Структура деятельности В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и
объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность, объект —
это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности)
воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства ее достижения и результаты. Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность с того, что ставит (полагает) перед собою цель. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение
которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде
чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно
ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет Итак, цель — это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Может ли человек ставить любую цель, какую вздумается? Имея кремний,
можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из
него лук. Пока не появились современные строительные материалы, не могла
возникнуть цель построить высотные дома. Правда, мог появиться сказочный
образ, например, ковра-самолета. Но какая деятельность могла создать такой
ковер в действительности? Следовательно, целью деятельности может быть не
любой образ желаемого, а лишь такой, который соответствует реальным
возможностям окружающего мира и самого субъекта. При этом человек может
знать или не знать свои возможности, знать или не знать свойства предметов
окружающего мира. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект
деятельности знает, каковы реальные средства и условия достижения цели. Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от
средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы,
орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны
семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить
учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы
учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: А можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться
нечестными средствами? Вот как отвечал на этот вопрос мыслитель эпохи Итак, победителей не судят? Цель оправдывает средства? А вот другая
точка зрения. Ее выразил русский писатель Н. С. Лесков: «Никакая
благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого
счастья». Значит, для достижения благородной цели годятся не любые меры, а
только благородные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми
средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно
отличается от поставленной цели: он тоже становится недобрым. В
справедливости этих выводов убеждает многовековой опыт человечества. Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводит такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий преступник не ждал. Результат усилил его вину, и, таким образом, он получил обратный удар. Использованное им средство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано. Говоря о структуре деятельности, укажем также на то, что деятельность
состоит из действий. Так, учебная деятельность включает в себя
разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и др. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Можно ли при этом говорить о поведении человека? Да, но во многих случаях имеется в виду, как он выполняет свою работу, как относится к ней, к другим людям, к себе. Представим себе деятельность продавца. Эта несомненно нужная людям работа может осуществляться по-разному. Один приветлив, порядочен, аккуратен, собран, другой грубит покупателям, пытается их обмануть, выполняет свои обязанности кое-как. Два человека заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков. (Вспомните критерии нравственной и правовой оценки поступков. Подумайте, какие поступки может совершить человек в процессе той или иной деятельности.) Мотивы деятельности Слово «мотив» французского происхождения, в психологии означает то, что побуждает деятельность. Нас интересует вопрос: что движет человеческой деятельностью? Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно — развитием общества. Одни из них объясняли развитие влиянием географической среды. Так,
французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические
условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и
склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух
зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «идеи правят миром». Некоторые из них считали, что это идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. Иной взгляд заключался в том, что историей правит мировой разум. Такой взгляд развивал в своих трудах немецкий философ Гегель. Еще одна точка зрения на развитие общества состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Некоторые ученые отрицали возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. Однако многие ученые и сегодня считают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. Так, в условиях научно- технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором назвали технику и технологию. Ученые-психологи изучают состояние переживания человека, побуждающее его
к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод — это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с задачей создает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания. Потребности человека можно разделить на три группы. Первая — это
переживание нужды в дыхании, питании, воде, в нормальном теплообмене,
движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с
биологической организацией человека, с его принадлежностью к природе. Иными
словами, это те же потребности, что есть и у животных. Немецкий писатель Г. Вторая группа — социальные потребности, порожденные обществом. В них
воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с
другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании
ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности Третья группа потребностей — идеальные: познавать окружающий мир в целом
и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение
своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кому-то — кино, кому-то — танцы, а кому-то — поболеть за любимую футбольную команду. Тем, кто профессионально занимается наукой и искусством, свойственны сильные идеальные потребности. Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет ниже). Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности: — физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.; — экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально — существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.; — социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими; — престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте; — духовные: в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей — первичные Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.. Под ними разумеется общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Например, таким объектом может быть семья. В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя, индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение. Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. Убеждения — это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это
слово тоже латинского происхождения, означающее буквально — имеет значение,
важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не
столько на предметы потребностей, сколько н? те общественные условия,
которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего,
материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Г. Потребности и интересы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания. Австрийский психолог З. Фрейд (1856—1939), изучавший роль бессознательного, придавал ему большое значение: «Многое в Я безусловно бессознательно, именно то, что следует назвать «ядром Я». Под бессознательным в психологии обычно понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета. В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное — это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875—1961) считал, что бессознательное— источник творческой фантазии духа, оно существует не только в личности, но и в общественной психологии. На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т. е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего состояние влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Вспомним слова князя из «Русалки» А. С. Пушкина: «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила». Герой драмы не осознает, какая сила побудила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка. Многие ученые считают, что влечение—это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Первоначально неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам. Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные. Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, отношение различных возможных целей друг к другу. Ценностно-рациональное действие характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения. Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида Традиционное действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, возникновение у нас в стране нехватки какого- либо нужного продукта вызывает у многих людей желание при первой возможности создать у себя запас этого продукта). М. Вебер отмечает, что в чистом виде эти типы поведения встречаются
нечасто. Обычно разные мотивы сочетаются, накладываются друг на друга. |
|
© 2010 |
|