|
|
|
|
Свойства и виды эмоций и чувств
Свойства и виды эмоций и чувств
Свойства и виды эмоций и чувств. Эмоции и чувства в деятельности юриста.
Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле что сами... не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности А. Н. Леонтьев ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Свойства и виды эмоций и чувств. Эмоции и чувства в деятельности юриста………………………………………….2
2. Используемая литература………………………………….. 13 Свойства и виды эмоций и чувств. Эмоции и чувства в деятельности юриста. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой
различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных
процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах,
представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную
реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека
к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления,
вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают
отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в
мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта
потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями и
чувствами, т.е. другими словами эмоции—особый класс субъективных
психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний
приятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности,
направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку все то. что делает человек, в конечном счете служит цели
удовлетворения его разнообразных потребностей постольку любые проявления
активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. (Деятельность работников юридического труда часто протекает в условиях
высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять
своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых
условиях. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют
приспособительную функцию. Так, одной из положительных функции аффекта
является то, что он навязывает субъекту стереотипные действия,
представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ
«аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т. п.». Эмоции—одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и
процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при
помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных
условий для удовлетворения актуальных для них потребностей На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал
известный физиолог П. К. Анохин. Он в частности, писал: «Производя почти
моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма
эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом
полезного или вредного воздействия на организм часто даже раньше, чем
определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции
организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность
эффективно приспособиться к окружающим условиям. Он может быстро со
спасительной скоростью, отреагировать на внешнее воздействие не определив
еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры, «сведя их... к
общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное
воздействие». Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как
своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных
границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка
каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень
на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных
эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и
качество потребностей человека в общем и целом соответствуют числу и
разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств,
причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости,
тем возвышеннее связанное с ней чувство. Эмоциональные состояния регулируют ход протекания психических и
органических процессов. Внешняя эмоциональная экспрессия развилась и
закрепилась в эволюции «как средство оповещения об эмоциональном состоянии
индивида во внутривидовом и межвидовом общении... У высших животных, и
особенно у человека, выразительные движения становятся тонко
дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются
информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит вокруг». В
этом высказывании подчеркнута еще одна роль эмоций — коммуникативная. Они,
по сути дела, явились для человека первым «языком», которым он начал
пользоваться в общении с себе подобными. Этот язык, как показывают
многочисленные наблюдения, вполне доступен и высшим животным. ( Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная
среди живых существ форма эмоциональных переживаний—это удовольствие,
получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие,
связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей
потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой
эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и
деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное
состояние обычно сопровождается многими физиологическими изменениями
организма. Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались
неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы
органических изменений, которые сопровождают различные субъективно
переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить,
какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания
какими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось. Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли
эмоции. Оно говорит о том, что наши субъективные переживания не являются
непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С
особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны вероятно не
столько сопровождающие их органические изменения сколько возникающие при
этом ощущения. Тем не менее, определенная зависимость между спецификой эмоциональных
ощущений и органическими реакциями все же существует. Она выражается в виде
следующей, получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к
центральной нервной системе расположен источник органических измене» не
связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний,
тем слабее возникающее при том субъективное эмоциональное переживание.
Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит
к ослаблению силы эмоциональных переживаний. ( Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся
на собственно эмоции, чувства и аффекты Эмоции и чувства предвосхищают
процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный
характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл
ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент
потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или
деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми
ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его
собственные внутренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются
другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне
вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать
свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не
всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с
эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный
опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.
Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции и чувства—личностные образования. Они характеризуют человека
социально психологически. Подчеркивая собственно личностное значение
эмоциональных процессов, В. К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может
вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным
обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается
субъектом как причина удовольствия-неудовольствия». Несмотря на то, что эмоции и чувства как переживания тесно взаимосвязаны,
они имеют существенные различия. Переживания, связанные с удовлетворением
(или неудовлетворением) потребностей организма в пище, защите от холода, во
сне, в самосохранении, относятся к эмоциям. Эмоции, как мы уже отмечали,
присущи людям и животным. Однако эмоции человека существенно отличаются от
эмоций животных: они в известной степени перестроены под влиянием
социального опыта. От условий общественной жизни зависят как формы
проявления эмоций у человека, так и способы достижения целей и
удовлетворения тех потребностей, с которыми связана та или иная эмоция. В процессе общественно-исторического развития социальной жизни людей в
сфере их переживаний появляется особая форма и отражения и отношения к
окружающему миру - чувства, специфически человеческие переживания,
возникающие на основе удовлетворения или неудовлетворения потребностей
человека как личности (таких, как потребности в общении, в познании,
эстетические и т.п.). Чувства, например, товарищества, стыда и совести,
долга и ответственности и т.д. присущи только человеку как общественному
существу. Своеобразие эмоций и чувств проявляется в особой субъективности,
зависящей от личностной значимости воздействующих на человека предметов и
явлений окружающей действительности. Один и тот же предмет, ситуация,
случай, преступление в разное время могут вызывать у человека различные
переживания, эмоции, чувства. Это свидетельствует о сложной взаимосвязи
эмоций и чувств с потребностями и целями человека и объясняет источник
субъективности эмоций и чувств. В чувствах и эмоциях более рельефно, чем в познавательных процессах,
проявляются наиболее существенные особенности личности. В отличие от
познавательных процессов эмоции и чувства нередко проявляются и во внешнем
поведении: в выразительных движениях лица (мимике), тела (пантомиме), в
жестах, интонациях и тембре голоса. Эмоции и чувства характеризуются полярностью и пластичностью. Каждой
эмоции и любому чувству противостоят противоположные переживания, между
которыми существуют множество переходов. Так, радости противостоит горе,
любви - ненависть, коллективизму - эгоизм и т.п. Вместе с тем одни и те же
эмоции и чувства могут переживаться человеком с различной глубиной в
зависимости от вызвавших их причин и особенности деятельности, совершаемой
личностью. Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценка
испытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях не
совпадать. ( Физиологической основой эмоций и чувств являются сложные взаимодействия
процессов, протекающих как в организме в целом, так и в мозгу (подкорке,
вегетативной нервной системе и в коре головного мозга). При этом
соотношение деятельности коры и подкорки в эмоциях и чувствах различно.
И.П. Павлов говорил по этому поводу: «...эмоция - это есть работа
инстинкта, а чувство - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, это
связано с затруднением деятельности больших полушарий, чувства связаны с
самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе». Изменения, происходящие в организме при тех или иных эмоциях и чувствах,
передаются в кору и другие отделы головного мозга, влияют на протекание
нервных процессов, положивших начало эмоции и чувству.
Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним выражением
играет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головного
мозга нервные связи под влиянием слова. В данном случае сфера человеческих переживаний значительно расширяется,
эмоции и чувства начинают развиваться под влиянием общественных условий,
приобретают социальный характер. Слово позволяет человеку усваивать
эмоциональный опыт других людей, содержание и форму выражения эмоций и
чувств. С его помощью человек может осознавать и регулировать свои
переживания, подчинять их требованиям долга, оказывать влияние на эмоции и
чувства других людей и т.д. Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они подразделяются
на две группы: активизирующие деятельность - стенические и подавляющие,
угнетающие жизнедеятельность - астенические. ( Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от
обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека. Например, радость, вызванная поощрением руководителя, у одного
сотрудника юридического труда является стимулом к дальнейшей добросовестной
работе, а на другого действует демобилизующе, мешает сосредоточиться на
расследовании конкретного уголовного дела. Влияние эмоций и чувств на
жизнедеятельность человека нельзя не учитывать в воспитательной работе с
сотрудниками правоприменительных и правоохранительных органов. В процессе развития человека, на практике сложились системы положительных
и отрицательных эмоций [1]. Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, ликование,
гордость, восхищение, самодовольство, уверенность, удовлетворенность собой,
уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойная
совесть, облегчение, безопасность, злорадство и др. Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль,
скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость,
сострадание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, неприязнь,
зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, смущение,
стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д. Как видно из изложенного, разделение эмоций на положительные и
отрицательные проведено исключительно по принципу удовольствия и
неудовольствия. Положительные эмоции, воздействуя на нервную систему,
содействуют оздоровлению организма, а отрицательные - его разрушению, ведут
к различным заболеваниям2. В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различные
формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект. ( Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние,
характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью,
неясностью и «безотчетностью» переживаний. ( Юрист-практик должен уметь управлять своим настроением и, если нужно,
создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо
знать причины и обстоятельства, которые вызывают настроение. Их
складывается в основном четыре: 1) органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное
настроение; здоровье, полноценный сон, физическая активность поднимают
настроение); 2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие звуки,
неприятная окраска помещения ухудшают настроение; чистота, умеренная
тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения
улучшают настроение); 3) взаимоотношения между людьми (приветливость, доверие и такт со стороны
окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным; грубость, безразличие,
недоверие и бестактность угнетают настроение); 4) мыслительные процессы (образные представления, в которых отражаются
положительные эмоции, создают подъем в настроении; образы, связанные с
отрицательными эмоциями, угнетают настроение). Страсть - сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние.
«Страсть - это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила
человека» (. Она активизирует его деятельность, подчиняет себе все его
мысли и поступки, мобилизует его на преодоление трудностей, на достижение
поставленных целей; страсть к любимому делу позволяет достичь
исключительных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие.
Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее. ( Аффект - эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко
выраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнее
проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека во
время аффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность
целиком, ее ум, чувства и волю). ( Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции
могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта. Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и
предметностью. Выделяют низшие чувства-переживания и высшие чувства-
переживания. Различают три группы чувств: нравственные, эстетические и
интеллектуальные (познавательные)2. Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям
морали. Система нравственных чувств российского человека состоит из чувства
справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности.
Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, его
убеждениями, помыслами, принципами поведения. Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания
красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явление природы,
произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе
эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическом
переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетические
чувства становятся активными двигателями человеческого поведения. ( В деятельности юриста эстетические чувства играют своеобразную роль
катализаторов поведения. Особенно большое значение они приобретают для
коммуникативной деятельности: человек, способный откликнуться на
эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и
уважение. ( Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью
человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и
исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных
чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления,
недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения. Интеллектуальные чувства, обладая движущей силой человеческого
познания, усиливают породившие их потребности к познанию, стимулируют
эмоции человека (. ( Если профессиональная деятельность протекает успешно, в
эмоциональной сфере работника юридического труда создается состояние
эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость), начинают преобладать
положительные эмоции. И, наоборот, в случае неудачи у него появляются
неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизует
поведение молодого специалиста-юриста. У опытных работников юридического
труда, в совершенстве владеющих своей профессией, такого, как правило, не
происходит. ( Необычайные и достаточно сложные ситуации, острые конфликты, в
ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют
развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх и
др.), которые в юридической психологии достаточно часто становятся
предметом научного рассмотрения, чем в других областях психологии. Однако
эти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности
правонарушителя, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь
общепсихологическим и психофизическим законам. ( ( Специфика предмета юридической психологии заключается в
своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в
оценке их криминогенности, в поисках научно обоснованных методов снижения
возможности нарушений правовых норм путем психологической корреляции этих
состояний, равно как свойств личности правонарушителей. ( В практической деятельности эмоциональная активация возникает, как
правило, в критические моменты процесса решения тактических задач и связана
с выявлением правильного направления поисков. В такие моменты деятельность
обычно характеризуется очень быстрой реакцией в принятии решений. Общая
ориентировка в целом, предварительная оценка и является функцией эмоций как
специфического знания. В эмоциональной оценке возникает первый, еще не
совсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия. ( В общении следователя и судьи с участниками уголовного процесса
эмоции и чувства играют особую роль. В частности, без них было бы
невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в
конфликтных ситуациях. Однако являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и
чувства в расследовании и рассмотрении уголовного дела играют не только
положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя и
судьи могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции и
чувства способны вызвать представления, не соответствующие
действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь или судья
могут иногда прийти к результатам лишь желаемым, но далеким от истинного
положения дел. Следует отметить, что качество восприятия также зависит не только от
состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и
психического состояния в момент восприятия. Известно, что болезненное
состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и
быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия
сказывается и состояние усталости, раздражения, опьянения, взволнованности
и т.д. Усталость и болезненное состояние притупляют интерес к окружающему.
Безусловно, восприятие во многом зависит от настроения и особенностей
характера человека, его привычек, предопределяющих его отношение к
окружающей действительности, его наклонности и интересы; в бодром, хорошем
настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны
действительности. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении он видит
скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоценивая их.
Чувства и эмоции могут влиять на процесс приема и переработки информации.
Человека одни события волнуют, другие оставляют безразличным, одних людей
он любит, других - ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения.
Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие.
Испытываемые чувства, в зависимости от индивидуальных особенностей человека
и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими. ( Профессиональная деятельность следователя, прокурора, судьи, да и
вся жизнь современного человека насыщена событиями и ситуациями,
вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Все эти чувства
пронизывают, окрашивают в определенный тон всю деятельность человека,
включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение. ( Воздействие конкретной ситуации способно вызвать в организме
интенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить
работоспособность юриста, поднять его или стать причиной болезни. В этих
случаях говорят об эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоциональный стресс
происходит в результате воздействия отрицательных эмоций. Стрессу нередко
предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе,
мнительность, необоснованные опасения и тревоги. ( Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы
сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой,
как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со
стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и
«против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем
переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения. ( Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например,
убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние
напряженности. При этом все его психические процессы как бы приторможены:
человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои
движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной,
длительной, у других - менее заметной и короткой. Растерянность или
фрустрация буквально означает расстройство планов , указывает на ситуацию,
при которой терпится неудача. Психолог Н.Д. Левитов определяет фрустрацию
как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях
переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми трудностями,
возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. В состоянии
растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение
преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца
свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие
растерянности от напряженности состоит в их происхождении. Если при
напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального
состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны. ( ( Устойчивость любого человека, как юридического работника, так и
клиента к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя путями: системой
его эмоциональной тренировки и тщательным его обучением, то есть
подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием
возможных сложных ситуаций и т. д. ( В методологическом плане эмоциональная тренировка опирается
на принцип психологической науки о связи психики и деятельности: психика,
сознание формируются в деятельности. Содержание тренировки базируется на
положении психологии о взаимосвязи чувств и физических действий. Воспитание
эмоциональной сферы человека возможно только через действие. Для этой цели
применяется специально разработанный тренинг - «гимнастика чувств» (. Применяется и аутогенная тренировка, которая представляет собой
процесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное
к самому себе. ( Человек путем систематических и упорных занятий может научиться
расслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками аутотренинга, работник
юридического труда в различных ситуациях сможет по своему желанию замедлять
дыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды, вызывать тепло в
любой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться хладнокровным в
напряженных ситуациях. Это достигается потому, что почти половина клеток головного мозга
регулирует двигательный аппарат человека. Поэтому при самовнушении,
например, о расслаблении мускулатуры эти клетки посылают в мышечную
структуру соответствующие импульсы. И, если мускулатура расслабляется, в
мозг поступают слабые сигналы, что успокаивающе действует на человека.
Особенно важно в этом отношении расслабление мышц лица: мышцы лица посылают
в головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего туловища (. (( Юрист-практик, овладевший навыками аутогенной тренировки, приобретает
уверенность в своих силах, а это благотворно сказывается на его
эмоционально-волевой устойчивости, способствует более быстрой адаптации к
постоянно меняющейся обстановке и повышает работоспособность. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Р.С. Немов. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. Москва. «Просвещение». 1990 г.
2. Ю.В. Чуфаровский. Учебник для вузов - «Юридическая психология». Москва. «Новый юрист». 1998 год.
-----------------------
( 1 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. С. 403.
[1] Лук А. Н. Эмоции и чувства. М., 1972. С. 18-20.
2. Психология. Под ред. А.В. Петровского и др., М., 1986. С. 371. ( 1 Цит. по кн.: Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. М., 1974. С. 25. 2 Психология. Под ред. П.А. Рудика. М., 1974. С. 201-204;
Психология. Под ред. А.В. Петровского, М„ 1986. С. 366-377.
( См.: Психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 381-383.
( Гиппиус С. Гимнастика чувств. М.-Л., 1967.
( Руководство по психотерапии. М., 1974; Гиссен Л. Психология и
психогигиена в спорте. М., 1973: Алексеев А. О самовнушении - «Наука и
жизнь», 1973. № 1, 2, 3; Гри-макЛ.П. Общение с
|
|
|
|
|