РУБРИКИ

Теоретические аспекты делового общения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Теоретические аспекты делового общения

p>результата (для каждой альтернативы).
Такая модель получила широкое распространение за последние несколько лет
— ее используют в теории игр, агентской теории, теории транзакционных издержек и т. д. В то же время она критиковалась в свете современного развития организационной теории. Простейшее применение эта модель находит в агентской теории или в теории игр. Оно представляет собой процесс принятия решения как последовательность промежуточных решений, принимаемых активным агентом для того, чтобы вызвать определенную ответную реакцию своего партнера по деловому общению — реагента.
Во взаимодействии агента и реагента конкретная ситуация определяет набор возможных взаимодействий и внутреннее состояние обоих агентов. Она же, а также сам процесс общения определяют удовлетворение каждого из агентов от взаимодействия. В то же время обучение и самообучение агентов влекут за собой возможность управления их внутренним состоянием и, как следствие, конкретной ситуацией, от которой столь многое зависит; решение (выбор конкретного действия активным агентом) может иметь три различных набора последствий, которые необходимо принимать во внимание (оценивать) в момент принятия решения:
1) последствия, связанные с самим взаимодействием;
2) последствия, связанные со знаниями, которые имеет активный агент;
3) последствия, связанные со знаниями, которые имеет реагент.
Если эти последствия носят позитивный характер, мы вправе рассматривать их как ценности, ибо ценности — это реальности, приносящие удовлетворение.
Соответственно возможны три различных вида удовлетворения:
1) удовлетворение от процесса взаимодействия (удовлетворение от вос

приятия);
2) удовлетворение активного агента своим внутренним состоянием

(внутреннее удовлетворение);
3) удовлетворение от ситуации, т. е. от внутреннего состояния другого

агента (внешнее удовлетворение).
Внешнее удовлетворение — это то, что мы обычно имеем в виду, когда говорим о наших чувствах по отношению к конкретному человеку (доверие, дружелюбие). Оно производится внутренним состоянием другого человека в той мере, в какой влияет на нас (безразличен ли я этому человеку или нет).
Способности распознавать внутреннее состояние человека надо учиться; мы будем называть это оценочным знанием. Развитие оценочного знания и является предметом, рассматриваемым в этическом анализе. Мы также способны производить действия, которые влияют на окружающую среду, и используем эту способность для обеспечения таких реакций от окружающей среды, которые позволяют получить удовлетворение от восприятия. Эту приобретенную в результате обучения возможность мы будем называть оперативным знанием.
Внутреннее состояние человека, принимающего решения, зависит и от состояния оперативного знания (развитых навыков управления окружающей средой), и от состояния оценочного знания (способности оценить внутреннее состояние другого человека), в частности реагента.
Наше экспериментальное знание о внутреннем состоянии другого человека
(насколько я ему небезразличен) определяет содержание наших чувств по отношению к этому человеку. Уровень уверенности в том, что мы правильно понимаем внутреннее состояние человека, определяет силу этих чувств (она
(сила) представляет собой уверенность человека, принимающего решения, полученную им на основе экспериментальных свидетельств, собранных в ходе предыдущих взаимоотношений с указанным человеком).
Для того чтобы развить наши чувства по отношению к другому человеку, необходимо получить знания о его внутреннем состоянии, т. е. распознать то, что находится у человека внутри и что он старается скрыть. Наш опыт, как показано, содержит лишь воспринимаемую анализаторами информацию (ряд восприятий от непосредственного взаимодействия с окружающей средой), и это единственная основа, на которой мы можем строить наше экспериментальное знание о реалиях, с которыми имеем дело. Последовательность, которой придерживаются человеческие существа при построении данного рода знаний, хорошо известна. Такую последовательность действий мы называем экспериментом. Он состоит из двух этапов:
1. В голове у человека, начинающего эксперимент, есть некоторая ги

потеза (или модель) о том, какова будет ответная реакция другого чело

века на его действия (модель может быть точной или неопределенной, но

в любом случае она должна существовать, так как для достижения конк

ретной реакции человек, принимающий решения, выбирает конкретные

действия).
2. Решения, принимаемые на основе данной модели, эквивалентны

эксперименту. Если эксперимент удается (т. е. оправдывает гипотезу), вера

человека, принимающего решения, в существование в другом человеке

тех качеств, которые ему были приписаны, гипотетически усиливается.

Содержание этой веры является базовой составляющей наших чувств к этому

человеку. Усиление веры означает рост силы чувств.
Проведение таких экспериментов требует от человека, принимающего решения, определенных затрат — издержек. Издержки в данном случае -это усилия, затраченные на проведение эксперимента. Более глубокое изучение их природы показывает, что стоит за понятием "оценочное знание". Для упрощения анализа представьте, что человек, принимающий решения, может добиться желаемых действий от другого человека двумя способами. Один из них подразумевает контроль над поведением человека с помощью силы, сосредоточенной в руках принимающего решения. В этом случае другому человеку ничего не остается, кроме как подчиниться и вести себя требуемым образом. Другой способ получить необходимую реакцию заключается в том, что принимающий решения отказывается от применения силы и полагается вместо нее на добрую волю другого человека. Конечно же, второй вариант подразумевает проведение эксперимента, выявляющего наличие (или отсутствие) в другом человеке этой самой доброй воли по отношению к принимающему решения. Использование такого способа также подразумевает риск вообще не добиться желаемой реакции при отсутствии доброй воли у оппонента. Таким образом, издержки эксперимента могут выражаться в недостижении ожидаемого результата и в психологическом дискомфорте, возникающем при общении. Мы можем выделить два основных условия, необходимых для того, чтобы проводить такого рода эксперименты:
1. Способность человека сформулировать разумное предположение (основанное на абстрактной, неэкспериментальной, априорной информации, которую он может иметь в своем распоряжении) о наличии в другом человеке доброй воли по отношению к нему. Мы будем называть этот

механизм рациональностью.
2. Способность человека идти на риск ради экспериментов (способность преодолеть собственное желание пойти самым легким путем). Мы будем называть этот механизм виртуальностью.
Качество оценочного знания человека, принимающего решения, определяется его рациональностью и виртуальностью, поскольку они задают параметры экспериментов, которые он способен провести, и как следствие того знания, которое он способен получить о внутреннем состоянии других людей (это знание достигается, когда эксперимент удается).
Качественный рост оценочного знания — рост рациональности и виртуальности
— не зависит от того, удался эксперимент или нет. Он зависит лишь — в случае рациональности — от того, как была использована человеком, принимающим решения, доступная ему абстрактная информация в процессе построения модели, которая после была экспериментально протестирована; в случае виртуальности — от того, насколько человек, принимающий решения, преуспел в оперировании своими импульсами во время проведения эксперимента.
Познания, приобретаемые во время осуществления решения, не должны быть ложными. Ложные познания приобретаются, например, в том случае, когда модель, используемая в процессе принятия решения, иррациональна, т. е. когда принимающий решения обладает слишком абстрактной информацией об объекте или когда план действий разрабатывается лишь для того, чтобы вызвать желаемую реакцию, но возможные последствия этого плана для внутреннего состояния другого человека не рассматриваются.
Очень часто указывалось на то, что способ поведения, основанный на иррациональной модели, является неэтичным1, однако в большинстве случаев аргумент, выдвигаемый в поддержку этого утверждения, основывается на социологически выявленных последствиях такого рода поведения (вред для окружающих). Но поведение далеко не всегда является неэтичным из-за болезненных последствий, которые могут иметь место для других людей. С точки зрения рациональной концепции, которую мы сейчас и рассматриваем, поведение неэтично потому, что оно наносит вред разумности поступков человека, принимающего решения. Это является неизменным следствием того, что поведение людей основывается на иррациональном использовании доступной информации. Если даже использование, вызванное желанием избежать усилий, которые необходимы для принятия решения, основанного на "полной модели", оказалось удачным (достигло желаемой реакции других людей), все равно недостаток виртуальности, проявленный во время его принятия, увеличится для принятия аналогичного решения в будущем и рано или поздно "подставит вам ножку".
Другая распространенная ловушка этического анализа заключается в сведении его до уровня попытки выбрать сиюминутное лучшее действие (оптимальное этическое поведение) в любых условиях. Проблема заключается в том, что, несмотря на то что можно определить лучшее действие, абстрагируясь от обстоятельств, найденный алгоритм мало поможет в достижении конечной цели при столкновении человека с конкретным набором обстоятельств. Главное препятствие для применения сиюминутного "идеального действия" содержится в виртуальности. До тех пор пока человек, принимающий решения, не достигнет уровня абсолютной виртуальности, будут существовать обстоятельства, преодолеть которые он не способен. Первая задача рациональности — избежать действий, которые могут произвести желаемую реакцию, но при этом являются неэтичными. Вторая задача рациональности -- найти альтернативы, которые не только этичны, но и подходящи для человека, принимающего решения. Поиск альтернатив, идеальных с точки зрения этики, без предварительного убеждения в их приемлемости — еще одна форма иррациональности.
Наиболее точный критерий глубины чувств — жертва, на которую способен пойти один человек ради другого. Сила чувств уменьшается, когда мы узнаем, что другой человек уже имел внутреннее состояние, которое мы открыли экспериментальным путем (это отражает издержки нахождения чего-то, что уже существовало). С позиции рациональной концепции сила чувств будет еще меньше в тех случаях, когда принимающий решения человек жертвует удовольствием восприятия для того, чтобы увеличить величину оценочных знаний другого человека. В этих случаях ее уменьшают издержки не только на открытие внутреннего состояния, которое уже присутствовало ранее в другом человеке, но и на помощь ему, оказанную для лучшего развития его внутреннего состояния. Попытки, предпринимаемые для обеспечения такой помощи, могут не найти отклика, но это оказывает влияние только на содержание чувств человека, принимающего решения, по отношению к другому человеку (когда тот не откликается на нашу инициативу, содержание чувств принимающего решения не может улучшиться). Глубина чувств человека, принимающего решения, будет увеличиваться в любом случае; это зависит только от предпринимаемых им усилий, а не от реакции других людей. Глубина чувств, достигаемая человеком, принимающим решения, есть, в частности, последствие развития его собственного оценочного знания (надопомнить, что таким образом растут его рациональность и виртуальность). Сильные чувства могут перерастать в симпатию, в привязанность по отношению к другому человеку, в зависимость от него... Все это атрибуты любви. Она выражает наиболее важную ценность и собственность человека. Чем глубже любовь, выращенная человеком в себе, тем больше его внутреннее удовлетворение.
Большая часть сложностей, появляющихся в процессе анализа человеческого поведения, вызвана путаницей по поводу разных толкований слова "любовь". Мы должны иметь в виду, что оно имеет общее значение, которое выражает, как минимум, положительную оценку какой-либо реальности, при этом его в каждом случае заменяет другое слово (солидарность, сентиментальная любовь, симпатия), но за каждым из них стоит любовь в общем смысле. В рассмотренной модели присутствуют пять видов реальности: взаимодействие, внутреннее состояние человека, принимающего решения, сама личность человека, принимающего решения, а также состояние души и личность реагента. Таким образом, говоря о человеке, принимающем решения, мы должны сказать, что он обладает любовью-солидарностью по отношению к другим людям, принимающим решения, в случаях, когда ему нравится возможное взаимодействие с ними
(удовольствие восприятия, которое он может получить таким путем). Он обладает сентиментальной любовью по отношению к ним, когда ему нравится их внутреннее состояние. Он обладает любовью-симпатией по отношению к ним, когда ему нравится то, что они являются личностями (сущностями, наделенными способностью использовать свою свободу для регулирования собственных действий). Когда нам известны данные различия, становится понятным, что цель этики — анализ человеческих решений для определения их вклада в то, как человек, принимающий решения, учится любить.
Эта цель может быть достигнута лишь на базе достаточно высокой культуры, которая распространяется на все сферы жизни общества, в том числе и на бизнес.
Среди профессиональных типов культур разумно выделить "деловую культуру", которая может быть теоретически определена как система отношений, выраженных в нормах, ценностях и знаниях в сфере трудовых отношений. Эта система регулирует деловую активность, т. е. активность, целью которой является развитие (повышение доходности, рост, совершенствование) дела.
Такая активность проявляется в организации труда, в навыках делового общения и правилах делового этикета, в искусстве вести дела, в репутации.
Общая теоретическая схема деловой культуры — это своеобразный "скелет", который в реальной жизни "обрастает плотью" социальных форм: традиций, правил, ритуалов, этикета, привычек, порожденных конкретной социокультурной ситуацией.
Отдельно взятый деловой человек в России является носителем ценностей всех перечисленных выше уровней. В общечеловеческом плане он, так же как и его коллеги во всем мире, высоко ценит в партнере его надежность, порядочность и профессионализм. В плане цивилизационном он принадлежит к евразийской культуре и поэтому по своему характеру больше тяготеет к коллективизму, чем к индивидуализму. В плане конфессиональном ему, как наследнику православной культуры, должны быть весьма близки идеи благотворительности и меценатства. В плане национальных традиций он ставит личные, неформальные отношения выше формальных, контрактных. Наконец, в плане профессиональном он является продуктом и участником социального процесса переходного периода, когда борьба за выживание является навязанной ему доминантой поведения и требует ориентации на сиюминутные результаты и сугубо прагматические ценности. "Соединение всех этих планов и уровней приводит к тому, что российский менеджер или предприниматель напоминает русскую матрешку, но разделить ее на отдельные куклы можно лишь теоретически".
В ситуации реального делового взаимодействия его поведение регулируется различным сочетанием выделенных уровней. Например, один человек не уступает давлению ситуативных "соблазнов" и сохраняет свои принципы, будь то профессиональные или цивилизационные, другой ищет компромисс, третий уступает давлению В последние 10—15 лет значительно выросло количество исследований в области этики деловых отношений, или этики бизнеса.
Особенность современной ситуации в области деловой культуры состоит в том, что и ученые, и практики почти пришли к согласию в вопросе определяющей роли нравственных принципов в регуляции деловых отношений. Широко распространяется мнение, что прибыль не всегда оправдывает средства ее получения. В этой связи возникает закономерный вопрос о соотношении деловой культуры, этики и деловой этики.
Деловая этика — это одновременно часть этики как науки о нравственности и морали и в прикладном плане — система конкретных этических принципов, регулирующих деловые отношения. Поэтому в первом своем значении она логически оказывается шире деловой культуры. Однако во втором своем значении деловая этика, составляя ядро деловой культуры, является ее частью. Это говорит о размытости границ между этикой в целом, деловой этикой и деловой культурой, а также о том, что нельзя рассматривать ни одну часть этого "триумвирата" в отрыве от двух других.
Так как понятие этики ассоциируется с правилами, стандартами поведения, ценностями, честностью, хорошими и плохими поступками, соответственно и в сфере деловой этики никто не сомневается, что в деловом партнере ценят в первую очередь надежность, порядочность, умение выполнять обещания. Именно этими качествами были известны во всем мире российские купцы и промышленники. Дореволюционная Россия имела прочные экономические и торговые связи со всеми странами Старого и Нового Света, и "крепкое" слово русского купца было знаменито не меньше российских мехов или золота. До
1917 г. российская деловая культура была частью общемировой. Однако, как показывает практика, сегодня многие российские бизнесмены охотнее соглашаются вести бизнес с зарубежными, чем с отечественными партнерами. В то же время американцы, по данным некоторых исследований, предпочитают иметь дело прежде всего с американцами, англичанами, канадцами, а немцы, например, -с немцами, скандинавами, а также с американцами. И хотя западные предприниматели высоко оценивают интеллектуальный и природный потенциал
России, им не всегда бывает легко найти общий язык с российскими партнерами. Увы, современным российским предпринимателям зачастую отказывают в надежности, компетентности, порядочности, т. е. в качествах, необходимых для того, чтобы гарантировать предсказуемость действий партнера и соответственно планировать перспективы взаимодействия с ним.
Результаты современных исследований дают возможность получить следующее представление об оптимальном социально-психологическом и морально-этическом портрете идеального менеджера и предпринимателя. "Технологически" его характеризуют следующие первостепенные качества.
* Инициативность и способность вести поиск возможностей (видит использует новые или необычные деловые возможности; действует до того, как его вынудят к этому события).
* Упорство и настойчивость (готов предпринимать неоднократные по пытки, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствие; меняет стратегии, чтобы достичь цели).
* Готовность к риску (предпочитает ситуации "вызова" или умеренного риска; взвешивает риск; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты).
* Ориентация на эффективность и качество (находит пути выпускать продукцию лучше, быстрее или дешевле; стремится достичь совершенства, улучшить эффективность работы).
* Вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; берется за дело вместе с работниками или вместо них).
* Целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение; постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи).
* Стремление быть информированным (сам собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; использует в этих целях личные и деловые контакты).
* Умение систематически планировать и наблюдать (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми показателями и использует их во время принятия решений; разрабатывает или использует способы наблюдения за выполнением работы).
* Способность устанавливать связи и убеждать (использует гибкую стратегию для влияния на людей и убеждения их, а также деловые и личные контакты как средство достижения своих целей).
* Уверенность в своих силах и независимость (стремится к независимости от влияния других людей; полагается лишь на себя в сложной ситуации; верит в свою способность выполнять трудные задачи).

Уже говорилось (гл. 2), что мотивы предпринимательской активности могут проявляться в двух формах: как стремление к реализации своих побуждений
(позитивная мотивация) и как стремление устранить неблагоприятные условия жизни, вызывающие неудовлетворенность (негативная мотивация). Сочетание положительной ориентации человека с высоким жизненным потенциалом и совершенной техникой ведения дел дает тип, который условно может быть определен как "дельфин". Отрицательная социальная ориентация при высоком жизненном потенциале и совершенной технологии предпринимательской деятельности образует тип "акула".
Эти типы обладают почти одинаковым набором технологических свойств: оба наделены от природы незаурядными умственными способностями и такими качествами, как энергия, независимость, самостоятельность, стремление изменить действительность и т. п. Функциональная цель, задача обоих типов обусловлена их местом в экономической среде и характером экономической деятельности. Эта цель состоит в том, чтобы получать прибыль, извлекать из любого мероприятия выгоду для себя. В то же время типы кардинально противоположны по важнейшему этическому параметру — социальной ориентации: по отношению к индивидууму, к себе в частности, и к обществу.
Соответственно различны их идеология, ответы на ключевые, смыслообразующие вопросы: что такое этот мир, для чего я живу, как достичь поставленной цели, кто в этом будет мне помощником, союзником, а кто — конкурентом или даже врагом. И соответственно будет отличаться набор средств, используемых для достижения цели.
Как же выглядят эти типы? Их можно создать, руководствуясь понятием
"идеальный тип".
"Акула": более ранний с исторической точки зрения тип. Он наиболее распространен в современном деловом мире. Вот, например, как мог бы выразить свое миропонимание представитель этого типа.

Отношение к людям

В основной своей массе все люди, исключая меня, — злые, слабые, глупые, ленивые, лживые, порочные существа. Ими управляют животные инстинкты и низменные страсти. Они не ценят добро и понимают только язык силы. Они средство, которое надо использовать для достижения цели.Наиболее опасны среди них те, кто умнее и сильнее людей среднего уровня. Они мои конкуренты, т. е. враги. Лучший способ вести с ними дело -стараться быть сильнее и хитрее их, меньше им доверять. Полезно было бы овладеть техникой управления ими. Конкурентов по возможности следует устранять. Если этого не сделаю я, то это сделают со мной. В этом мире выживает сильнейший.
Победитель получает все.

Отношение к обществу

Общество — это скопище людей, установившее законы, из которых одни мне выгодны, другие вредны. Последние я даю себе право нарушать, но только когда нет риска быть уличенным.

Отношение к себе

Я лучше всех, хотя тоже животное. Если я беден, то только потому, что общество, его законы и другие люди мешают мне разбогатеть.

Отношение к миру и к природе

Мир враждебен, холоден и опасен. Поэтому всегда надо быть начеку. Реальны лишь материальные ценности, все остальное — проповедь для неудачников.
Природа — это кладовая, из которой следует брать столько, сколько можно, иначе возьмут другие. После нас — хоть потоп.

Отношение к религии

Возможно, Бог и существует, но его законы и законы людей, религиозная мораль и законы бизнеса — разные вещи. Надо тем не менее иметь репутацию верующего, это выгодно. По той же необходимости следует жертвовать и на благотворительные цели.

Отношение к делу

Мое дело — это основа и источник моей власти в мире, средство защиты от людей и общества.

Отношение к риску

Определяется только соотношением между ожидаемой прибылью и потенциальной опасностью.

Цель жизни

Я живу для себя. Для того, чтобы иметь как можно больше денег, чтобы иметь как можно больше власти над людьми и миром, чтобы жить как можно более комфортно и безопасно. Потреблять все самое лучшее, не ограничивая своих желаний. Жизнь дается только однажды, и прожить ее надо как можно лучше.

Средства достижения цели

Любые. Моральный выбор определяется только материальной выгодой.

Кто мои друзья и кто враги

Потенциально все люди — конкуренты в борьбе за материальные блага. С некоторыми из них временно можно кооперироваться, объединиться против общих наиболее опасных для обеих сторон конкурентов. Длительность союзнических отношений определяется сугубо соображениями выгоды.
"Дельфин": тип, возникший гораздо позже, чем тип "акула". Он менее распространен, но все более утверждается в деловом мире. Вот как мог бы описать свое отношение к жизни человек этого типа.

Отношение к людям

Большинство людей достойны уважения и доверия. В человеке сочетаются как доброе, так и злое начала. И доброе и злое проявляются неодинаково у разных людей в зависимости от многих факторов: природных, внутренних, а также от воспитания, образования, ситуации и т. п. Добром можно добиться от людей большего, чем силой. Лучший способ вести с ними дело — стремиться к взаимовыгодному результату. Искренность и доверие в деловых отношениях — лучшая основа для сотрудничества. Доказывать свое превосходство следует наделе, завоевывая потребителя лучшим качеством товаров и услуг при более низких ценах. В конечном счете такая политика оправдывает себя. Других людей, не похожих на меня, надо стремиться понять.

Отношение к обществу

Общество и его институты — механизм, средство согласования интересов отдельных индивидуумов и социальных групп, гарантия защиты граждан от произвола. Закон, который я считаю несправедливым, надо все же соблюдать, пока он не будет изменен легальным путем, в том числе и благодаря моим усилиям. Дело не в том, попадусь я или нет при попытке обойти закон, а в моем добровольном выборе не нарушать его.

Отношение к себе

В общем я неплохой человек и, как многие другие, достоин уважения. Если я беден, то только потому, что пока недостаточно изобретателен, не прилагаю достаточно сил или неправильно выбрал сферу их применения, недостаточно образован, плохо организован.

Отношение к миру и природе

Мир чудесен. Он предоставляет человеку столько возможностей для раскрытия своих способностей, дает столько радости. Мир — это большая игра природных сил, в которой участвую и я тоже. Жизнь — это большое благо. Она не ограничена только видимым, материальным. Существуют ценности духовные, непреходящие: любовь, дружба, благоговение перед красотой, перед величием проявлений человеческого духа. Природе мы обязаны самой жизнью и должны ее не только сберечь для своих детей, но и сделать еще прекраснее.

Отношение к религии

Мир подчиняется не только материальным законам. Существуют и другие законы, которые мы чувствуем в себе: голос совести, сострадание к горю других людей. Эти законы действуют везде, в том числе и в бизнесе. Я верую не из подражания, но потому, что нахожу в вере опору и поддержку в трудные минуты, точку отсчета при принятии трудных решений. Я помогаю другим не потому, что так принято, а потому, что, помогая им, я помогаю себе.

Отношение к делу

Мое дело — это мое призвание и предназначение. Это то, что я могу делать лучше всего, будучи хозяином своей судьбы. Это средство реализовать свои способности и свои идеи. Это возможность жить лучше, помогая своим делом другим.

Отношение к риску

Определяется расчетом долгосрочных результатов, соотношением между ожидаемой прибылью и угрозой разрушить дело, нанести ущерб людям, например тем, кто со мной работает.

Цель жизни

Я живу для того, чтобы сделать жизнь — свою и других, материальную и духовную — богаче и лучше. Для того, чтобы видеть, как становятся реальностью мои самые смелые идеи. Чтобы оставить о себе добрую память.
Чтобы наслаждаться своими способностями и силой, свободой и независимостью.
Чтобы иметь возможность честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением. Важно не то, сколько я проживу, а то, как я проживу.

Средства достижения цели

Любые законные средства, а также те, которые не противоречат моим моральным принципам. Выбор между большей прибылью и хорошей репутацией делается в пользу хорошей репутации. Опора в основном на свои силы и доверие партнеров.

Кто мои друзья и кто враги

Потенциально все люди могут стать моими партнерами. Главные принципы, по которым я выбираю партнера, — его деловая репутация и сходная с моей этическая позиция. Такой человек надежен.
В качестве рабочей гипотезы можно выдвинуть мнение, что эти типы в принципе одинаковы в различных культурах и даже цивилизациях. Исторический и социокультурный контекст меняет лишь их форму. Идеальный тип остается практически неизменным, так же как неизменным на протяжении тысячелетий остается генотип человека.
Следует подчеркнуть при этом одно важное обстоятельство: в абсолютно
"чистом ", идеальном виде ни один тип реально не существует. Речь, скорее, должна идти о соотношении свойств, характерных для разных типов, но присущих одному предпринимателю. Сочетание черт "акулы" и "дельфина" в одном человеке может привести к внутренним конфликтам при разрешении морально-этических проблем.
Нельзя не отметить, что постепенно "дельфины" вытесняют "акул". Этот процесс набирает силу, о чем, в частности, свидетельствует повышенный интерес к проблемам этики деловых отношений, в первую очередь, в цивилизованных странах, принятие кодексов предпринимательской этики. Дело здесь в росте общей культуры населения земли и ее универсального влияния на жизнь человечества. Наличие внимания к этим проблемам уже говорит об определенном уровне деловой культуры. Эти процессы происходят и в российском бизнесе. Следует отметить, что и мировое деловое сообщество, и деловое сообщество какой-нибудь страны проходят в своем развитии этапы, характерные для морального совершенствования отдельной личности.
Эти этапы таковы:
1. Я исхожу из собственной выгоды, не задумываясь об отрицательных последствиях (зле) для других и даже для себя.
2. Я знаю, что это зло, но оправдываю его для себя и других (порой даже выдавая за добро).
3. Я осознанно, но вынужденно воздерживаюсь от нанесения ущерба, совершения зла, поскольку понимаю, что это в конечном счете повредит и мне.
4. Я осознаю связь своих поступков с тем, что происходит в моей стране и в мире.
1. Я сознательно не делаю зла, дабы не умножать его в мире.
1. Я не могу совершить зло.
2. Я совершаю добро, не задумываясь о выгоде для себя.
Психологический алгоритм любого продвижения вперед по пути этического развития начинается с осознания того, что "что-то не так", затем должна возникнуть потребность поделиться с другими этими мыслями и совместно предпринять какие-то практические шаги для улучшения положения дел.
В деловой культуре разных стран существует постулат: "Честь дороже прибыли", хотя честь — это сугубо морально-психологическая категория. Можно даже утверждать, что на основе этической системы ценностей образуется комплекс моральных норм делового поведения, этический кодекс. Именно такой позиции придерживался Адам Смит, и, как свидетельствует опыт развития экономики за прошедшие 200 лет, он оказался прав.
Рассмотрим положение о том, что этические приоритеты выгодны в деловой практике.
Хотя многочисленные примеры указывают на то, что бизнес ведется нечестно и недобросовестно, существует масса других примеров, показывающих, что миллионы решений, принимаемых в бизнесе, основаны на принципах честности и благополучия окружающих. Почему это возможно? Почему бизнесмены должны принимать решения, соответствующие моральным нормам? Какая разница в последствиях?
Вот один из ответов: "Наиболее важным вопросом в наши дни является вопрос о том, как правильно действовать, как правильно вести себя, какими методами вести бизнес. Заботьтесь о том, чтобы все было не только законно, но и этично. Вы когда-нибудь задавались вопросом: каким был бы бизнес, если бы каждый следовал "золотому правилу"? Конгресс не стал бы тогда так серьезно рассматривать ситуацию внутренней торговли, компании не требовали бы от работников подписывать свод этических законов фирмы или устанавливать определенные нормы при заключении контрактов с агентами. Многие люди, включая бизнес-лидеров, предполагают, что такие этические нормы неблагоприятно повлияют на результат деятельности с точки зрения прибыли. Я считаю, что мораль — это и есть бизнес, так как честное ведение бизнеса привлекает честных работников, много клиентов и т. д. Вы делаете то, что считаете верным, не потому, что вы следуете установленным нормам, не из-за законов и правил, а потому, что вы сами предполагаете, что так будет правильнее" (Д. Перелла). Добавим к этому высказывание крупного отечественного предпринимателя Е.А. Полецкого: "Репутация — это не деньги, это очень большие деньги".
Преуспевать в делах будет намного легче, если подойти к рассмотрению вопроса о вашей карьере, зная, что существует несколько закономерных последствий этического поведения на работе. Аналогично — для ситуации с аморальным поведением. Само собой разумеется, что ваш начальник не подойдет к вам и не скажет: "Я рад отметить, что за последние шесть месяцев вы выросли в наших глазах, так как ни разу не приписывали несуществующих результатов в отчеты. Вы заслужили премию". Тем временем, завышая расходы компании за те шесть месяцев, несчастный работник мог бы "вытащить" из компании столько денег, что хватило бы, так скажем, на пару модных ботинок и на незабываемый ужин в дорогом ресторане. Хотя бы уже поэтому вам может показаться трудной "игра в этику". Вам потребуется много времени для того, чтобы дойти до мысли, что длительные последствия морального поведения, несомненно, намного лучше, чем кратковременные выгоды, полученные в результате аморального поведения, что та самая украденная пара обуви и ресторанное похмелье не стоили этого.
Современное общество выработало сложную систему этических правил, которые позволяют людям сосуществовать вместе и выполнение которых строго обязательно для каждого. Большего от человека общество не требует.
Вмешательство в приватную жизнь — табу. Свое поведение выбирает сам человек. В этой связи интересно определение А. Швейцером этики как "имени, которое мы даем хорошему поведению. Мы чувствуем обязательство не только перед самим собой, но и перед другими, перед обществом в целом". Иначе говоря, этика — это принципы, ведущие нас к принятию решения, которое благоприятно отразится на окружающих. Однако они далеко не всегда соблюдаются в практических отношениях между деловыми партнерами.
Каковы же причины неэтичного поведения в деловом общении?
1. Слишком большой акцент на прибыль.
2. Неправильное понимание верности интересам компании.
3. Чрезмерное увлечение личными амбициями.
4. Расчет на то, что тебя не поймают.
5. Неуверенность в правильности или в неправильности действий.
6. Нежелание занять этическую позицию.
Понимание основных причин поможет стать более восприимчивыми к тем сигналам возрастающего давления на вас, которые заставляют вас поступиться своими принципами.

Рассмотрим эти причины подробнее.

1. Первая и, возможно, самая важная причина неэтичного поведения -это слишком большое внимание, уделяемое компанией получению прибыли.
Примером может служить компания Beechnut no производству яблочного сока.
Должностные лица компании сначала приобрели сомнительный, но дешевый концентрат, так как Nestle, их головная компания, требовала и повышения прибыли, и увеличения денежного потока. Учитывая предыдущие показатели работы компании Beechnut, эти цели были нереальны, по крайней мере на ближайшее будущее. Чтобы сохранить свои рабочие места и улучшить положение компании, должностные лица Beechnut считали возможным обходить этические нормы стороной.
Слишком большой акцент на прибыль может убедить менеджеров, что цель оправдывает средства. Другими словами, если при оценке деятельности руководства имеет значение только доход, то основным принципом работы менеджеров становится "делай все необходимое для его увеличения".
Реакция должностных лиц компании Beechnut на нереальные цели по достижению большей прибыли вскрывает и другой фактор неэтичного поведения: искаженное понимание верности компании. В этом случае менеджеры думают, что их действия, хотя и имеющие сомнительный характер, идут на благо компании.
Менеджеры, которые хотят обойти своих коллег или работают для перманентного должностного роста, часто чувствуют, что не могут себе позволить потерпеть неудачу. Они могут пойти на все, чтобы достичь по

ставленных целей. Чтобы заслужить повышение, им нужно гарантировать успех, и они могут добиться этого, например минимизирую контролируемые расходы.
Менеджер может не проводить техническое обслуживание

оборудования, сократить или отложить необходимые научные исследования или не учитывать критерии оценки качества. Такие действия могут представить менеджера (и даже компанию) в выгодном свете на короткий период, но продолжающееся игнорирование этих факторов оказывается

опасным для благосостояния компании.
Менеджеры, убежденные в том, что цель оправдывает средства, час то думают, что их неэтичные действия никогда не обнаружатся. К сожалению, часто так и происходит. Поэтому эта причина неэтичного поведения

трудно поддается исправлению. Находясь под сильным давлением и стремясь достичь определенной производительности, менеджер может обходить некоторые меры по контролю качества. Например, он может проигнорировать проверку болтов на размер и устойчивость или погрузить для отправки произведенный товар, не завершив проверку, предусмотренную контрактом. Рассчитывая на то, что никто никогда не выяснит правду, работники склонны искажать некоторые данные, например такие, как статья расходов. Они преувеличивают расходы на питание, чтобы компенсировать непредусмотренные личные расходы, или включают непонесенные расходы (оплата обедов других лиц или несуществующие выплаты за такси). Пред ставители торговли могут преувеличить число продаж за определенный период, если они уверены в том, что никто не раскроет их действия. Работники, приходящие на работу вовремя, но проводящие время в чаепитиях,

перекурах и болтовне, не сомневаются, что получат свою зарплату. С другой стороны, некоторые компании, побуждая работников действовать согласно нормам деловой этики, позволяют себе месяцами не выплачивать им зарплату, уверенные, что те "никуда не денутся".
Еще одна причина неэтичного поведения относится к культуре компании. Если высший менеджер действует, нарушая определенные этические нормы, то низшее звено менеджеров в результате тоже их нарушает. Работники не имеют никакого стремления действовать этично, если вышестоящее руководство действует в противоположном направлении, не приветствуя этичное поведение. Следующие примеры действий топ-менеджеров проиллюстрируют неэтичное поведение такого типа:
* менеджер по торговле безоговорочно требует от торговых представителей пообещать немедленную доставку товаров потенциальному клиенту, зная о невозможности совершения этих действий из-за

огромного количества работы у них;
* вице-президент компании дает задание закупить оборудование у фирмы своего брата, хотя есть возможность купить его по более низ кой цене у другой фирмы;
* менеджер по работе с персоналом копирует программное обеспечение, фильмы, книги, учебные пособия для распространения, и не смотря на то что несколько работников обратили его внимание на

нарушение авторских прав, он не считает нужным прекратить противоправные действия.
6. Очень часто менеджеры попадают в такие ситуации, когда сложно определить границу между этичным и неэтичным решением проблемы. При встрече с такой ситуацией менеджер задается вопросом: "Как далеко я могу зайти?"
Следующие ситуации продемонстрируют такие случаи поведения:
* компания предлагает свои услуги клиентам, хотя и осознает, что не имеет в этом большого опыта;
* фирма берет с клиента сумму, которая на самом деле преувеличен на, так как полная стоимость проекта была слишком высоко оценена;
* консалтинговая фирма предоставляет свои услуги двум конкурирующим компаниям. Компания, обращаясь к фирме с вопросом, как обойти конкурентов, просит провести анализ ситуации. Фирма в свою

очередь, зная о состоянии дел в конкурирующей компании, проводит анализ, тем самым помогая клиенту.
Часто работники понимают неэтичность своих действий, но не желают менять тактику поведения, приносящую те или иные дивиденды. Кроме того, работникам может недоставать уверенности или навыков, чтобы противостоять тем, кто совершает поступки, не соответствующие моральным нормам. Они могут сохранять молчание, не желая или не имея возможности принимать какие-либо меры. Проанализируйте, например, риск, возникающий при откровенном высказывании своей точки зрения по поводу совершения аморальных поступков на рабочем месте:

- вы сообщаете, что подверглись сексуальным домогательствам, или вы знаете, что им подвергался какой-либо другой работник компании,
* вы информируете менеджера о директоре отдела по связям с общественностью, который незаконно копировал материалы компании для личного использования, а также для распространения за пределами компании;
* вы ставите в известность руководство о том, что один из работников использовал междугороднюю телефонную связь компании в личных целях или занес в статью расходов несуществующие переговоры.
Если вы когда-либо на какой-нибудь из ступеней своей карьеры обнаружите, что находитесь в среде совершения неэтичных поступков, то, конечно, поймете, что устоять перед искушением неимоверно трудно. Всегда существует единый дух группы людей, нарушающих этические нормы, которые говорят:
"Посмотри, мы спокойно делаем свое дело, никто нас не трогает.
Присоединяйся, и наш успех будет твоим".
Если ваши личные принципы сильны и неуклонны с точки зрения этики, то вы можете устоять, но все зависит от вашей позиции на работе и степени влияния. Сделайте вызов — попытайтесь устоять перед искушением. Это отважный и рисковый путь, на котором вам обязательно понадобятся ответственность, сила и способность принимать решения. Если вы не имеете достаточного опыта и ваши позиции и этические принципы не очень прочны, то в скором времени вы почувствуете на себе давление со стороны коллег. Прежде чем это произойдет и разрушит ваш шанс на честную карьеру и сохранение чувства самоуважения -бегите! Не уходите, а именно бегите туда, где преобладает этичное поведение!
В конкретном деловом общении вам необходим выбор инструментов для анализа этичности поведения в определенной ситуации.
Анализируя этические дилеммы с разных точек зрения, вы, возможно, найдете те, которые соответствуют вашим собственным нормам, представляют схему выбора подходящего решения проблемы (рис. 3.4).
Если вы собираетесь принять какое-то решение, то необходимо:
1. Проанализировать возможные варианты, т. е. выяснить, соответствует ли каждый из них своду законов компании и требованиям договора. Если ответ положительный, то...
2. Определить, совместимо ли решение с законами других компаний. Если ответ
"да", то...
3. Использовать принципы этики, чтобы оценить, считается ли данная альтернатива легальной (1-й шаг) и соответствует ли своду законов (2-й шаг). Если да, то...
4. Остановить свой выбор на данном варианте и принять меры для его выполнения. Если же ответы на первые три вопроса отрицательные, то необходимо выработать альтернативу. Рассмотрим процесс принятия решения практически.
Первый шаг при принятии решения — это поиск этической основы, другими словами, определение того, является ли действие легальным. Соответствует ли оно своду законов компании и требованиям договора? Необходимо сразу определить так называемую черную сферу, т. е. решения, которые не соответствуют определенным нормам. Очевидно, подчинение закону является наилучшим выходом во всех областях и вопросах, касается ли это вас как личности, вашей компании или общества в целом. К тому же требования договора между компанией и второй стороной часто точно определяют этически возможные альтернативы.
Если решение легальное и соответствует всем нормам, то можно перейти к следующему пункту анализа принятия решений. Если же оно не соответствует всем нормам, то следует от него отказаться.
Например, некоторая часть товаров из пришедшей партии не соответствует условиям договора. Вы уверены в том, что затронуты вопросы этики. Какова же истинная причина нарушения? Что лежит в его основе? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать всю ситуацию в целом.
Организация может обмениваться информацией или заключать финансовые сделки с различными экономическими субъектами (целевыми группами)
Соответственно взаимодействуя с каждой из этих групп, работник должен осознавать юридические нормы, влияющие на нее. Так, например, взаимодействие организации с работниками регулируется различными законами и контрактными соглашениями. Созданы законы, защищающие права работников в области равных возможностей, оценки работы, безопасности труда, вознаграждения за работу, невмешательства в личную жизнь, сексуального домогательства. Точно так же законы и контракты регулируют отношения с владельцами, клиентами, поставщиками, кредиторами, правительством и др.
Наниматель потребует, чтобы вы стали экспертом в законах, касающихся вашей профессиональной сферы деятельности. Если вы сталкиваетесь с незнакомой областью, следует подробно изучить всю юридическую подоплеку.
Предположим, что менеджер по рекламе в области продажи автомобилей решает использовать пленку, на которой заснята семья, приезжающая на местный фестиваль в фургоне. Чтобы выяснить для себя профессиональные этические нормы в использовании изображения человека в целях рекламы, менеджер должен тщательно исследовать этот незнакомый для него вопрос. Исследование станет основой письма, адресованного этой семье, с целью получить их разрешение на использование видеопленки в телевизионной рекламе.
Итак, каждое высказывание, письменное или устное, должно быть тщательно изучено на предмет того, соответствует ли оно законам, контрактным соглашениям и политике компании. Такое подробное исследование относится к объектам вашей деятельности как внутри, так и за пределами организации. Оно даст вам уверенность в себе и способность доказать свою правоту в случае необходимости.

Этический свод законов компании в профессиональной сфере

Если ваше решение законно и соответствует контрактным соглашениям и политике компании, то следующим шагом будет обращение к этическому кодексу вашей компании или профессиональной сферы. Этот письменный документ суммирует нормы этического поведения в них. В некоторых компаниях этот документ называется кредо или нормы этического поведения.
Все большее число компаний и профессиональных организаций разрабатывают этические кодексы. Однако в те годы, когда образовывалось большинство крупных компаний, их учредители должны были придерживаться высоких этических принципов, не опираясь на изданные кодексы этического поведения.
Так, например:
* Бристоль и Майерс услышали, как аптекарь рассказывал о том, что продает таблетки хинина, которые содержат только треть хинина, но выглядят, как настоящие. Бристоль сказал Майерсу: "Выпишите чек

этому человеку, он уволен ".
* Д. Квини, основатель фирмы "Монсанто ", когда компания столкнуласьс угрозой банкротства, получил следующий совет: закрыть завод, уволить всех рабочих, а потом заново открыть завод и нанять новых рабо

чих на более низкую зарплату. "С каких это пор, — спросил Винимы обманываем своих рабочих?" Сегодня в основе культуры "Монсан-то" лежит эта философия Квини.
— С. Прайса (одного из основателей компании по эккаунтингу, которая позже получила название "Прайс Вотерхаус ") вынуждали взять работу, оплата которой гарантировалась только в случае положительных

результатов отчета. Даже не имея четко сформулированных принципов, на которые можно было опереться, он объяснил: "Оплата нашей работы не должна зависеть от результатов отчета, единственный способ убедить в этом работодателя — отказываться работать, пока

не будут обеспечены оплата и компенсация издержек ".
Основатели этих компаний твердо верили, что этическое поведение обеспечит им успех. Они ставили этику на первое место и на практике воплощали свои взгляды.
Внимательное изучение моральных норм позволяет определить этичность поступка. К тому же оно дает возможность найти наиболее подходящее решение проблемы. Если же оно предполагает нарушение норм, то вы должны найти другое решение, в соответствии со схемой принятия решений.
Нормы этического поведения в сфере бухгалтерского менеджмента, например, включают следующее положение: "Менеджер не должен совершать поступки, не соответствующие профессиональным нормам, а также позволять их совершать другим работникам организации". Обычно такой документ включает в себя правила управления предприятием, а также все, что связано с конфиденциальной информацией: включаются также положения об обязанности работников честно вести бизнес и быть объективными в принятии решений, о способах разрешения внутрифирменных конфликтов.
Приведем пример свода профессиональных законов компании.

Менеджер имеет обязательство перед организацией, на которую работает, перед своей профессиональной областью, работниками и перед самим собой придерживаться этических норм наивысшего уровня. В признание этого Институт бухгалтерского менеджмента, бывшая Национальная ассоциация бухгалтерии
(США), ввел нижеследующие нормы поведения в данной сфере деятельности.
Введение этих стандартов направлено в основном на достижение целей менеджмента. Менеджер не должен совершать поступки, противоречащие этим нормам, и обязан следить за выполнением этих норм другими работниками организации.

Компетенция. Менеджер несет ответственность за:

- установление подходящего уровня профессиональной компетенции в соответствии с имеющимися в его распоряжении в данный момент знаниями и навыками;
— исполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии ссуществующими законами, правилами и техническими стандартами;

- представление полных и понятных докладов и рекомендаций, следующих за детальным анализом текущей информации;
* сообщение нежелательной (так же как и желательной) информации,суждений и мнений;
* воздержание от любой деятельности, которая дискредитирует профессию и его лично.

Конфиденциальность. Менеджер несет ответственность за:

- нераспространение конфиденциальной информации, если это не предусмотрено руководством;
— информирование подчиненных, учитывая конфиденциальность информации, приобретенной в ходе их работы, а также за надзор за их деятельностью с целью соблюдения конфиденциальности;

- воздержание от использования конфиденциальной информации, приобретенной в ходе работы, с целью достижения преимущества неэтичны ми методами.

Целостность. Менеджер несет ответственность за:
* предотвращение столкновения интересов и за разрешение возникающих конфликтов;
* воздержание от вовлечения в любую деятельность, которая может

помешать принять этически верное решение;
* отказ от любых подарков, услуг, которые влияют (или есть возможность, что повлияют) на его действия;
* предотвращение как активного, так и пассивного противодействия достижению законных и этических целей компании;
* распознавание профессиональных ограничений сотрудников, которые по мешают успешной деятельности.

Объективность. Менеджер несет ответственность за:
* честное и ясное сообщение любой информации;
* раскрытие всей текущей информации, которая, как ожидается, может

повлиять на деятельность фирмы.

Способы разрешения внутрифирменных конфликтов.
В разрешении конфликтов менеджер может встретить неэтичное поведение. При этом он должен четко следовать своду законов компании. Если существующие нормы не содержат указаний на способы разрешения возникшего конфликта, то менеджер должен предпринять следующие действия:
— обсудить сложившуюся ситуацию непосредственно с начальником, если она, конечно, не касается его самого; в последнем случае следует про анализировать эту ситуацию со следующим вышестоящим лицом. Если

проблема не может быть однозначно решена, то следует обратиться к менеджеру следующего уровня. Если же непосредственный начальник является высшим должностным лицом компании, в роли советчика при решении вопросов может выступить целая группа людей, такая, как аудиторская структура, комитет должностных лиц, совет директоров, совет доверенных лиц или владельцы компании. Контакт с вышестоящими людьми может происходить, только если об этом знает непосредственный начальник;
* прояснить ситуацию в конфиденциальной беседе с целью достичь взаимопонимания и взаимного согласия в разрешении данной проблемы;
* если этический конфликт не устранен после всех этих действий, менеджеру остается только одно подать в отставку.

Намереваясь принять какое-либо решение, обратитесь к имеющимся нормам, относящимся к вашей профессии. Беседы с теоретиками и практиками и чтение профессиональных изданий дадут вам представление об основах этики в данной сфере деятельности. Но если в фирме действует свод этических правил, подобный приведенному выше, он должен стать вашей настольной книгой. Только в России таких сводов уже насчитывается несколько десятков. Назовем в качестве примера "Правила добросовестной деятельности членов профессиональной Ассоциации участников фондового рынка" (1994); "Кодекс профессиональной этики членов Российского общества оценщиков" (1994). В конце 1995 г. Второй Конгресс российских предпринимателей принял "Хартию бизнеса России".
В Приложении 1 приведен пример корпоративного этического кодекса на территории России. На наш взгляд, он может быть подвергнут серьезной критике со стороны этики, языка и даже прав человека. Но как новое, перспективное явление в деловой жизни, он заслуживает внимания.
Одни из этих документов ориентированы на решение узкопрофессиональных задач, другие — на решение более общих, но не менее актуальных задач
(например, проблема борьбы с насилием в предпринимательской среде). Но все они первые помощники менеджера. Однако необходимо сделать одно психологическое замечание. Этический кодекс фирмы может существовать в письменной или только в устной форме, иногда он является негласным. В последнем случае он обычно "насаждается" первым лицом. Нанимая нового сотрудника, руководитель из списка претендентов выбирает (часто интуитивно, бессознательно) того, чей внутренний кодекс больше соответствует этическому кодексу фирмы (т. е. шефа!).
Очевидно, что свод этических правил и — шире — тип деловой культуры зависят от типа лидерства, доминирующего в организации. А сам этот тип лидерства формировался во многом в зависимости от способа возникновения данной организации, ее генезиса, в частности от того, сам ли руководитель
(в том числе с группой друзей, родственников) создал организацию или она перешла к нему из государственной формы собственности.
В целом на предприятиях, принадлежащих индивидуальным владельцам, лидеры не более эгоцентричны, чем руководители государственных организаций или бывшие таковыми.
Часто можно слышать, как многие российские руководители и предприниматели, проходившие обучение у преуспевающих западных специалистов по управлению, высказывают сомнения по поводу возможности применения западных методик в решении проблем, возникающих в наших организациях.
Использование западного опыта, разумеется, требует осторожности и учета массы особенностей российской действительности.
Это объясняется использованием иных принципов взаимодействия руководителя с персоналом, клиентами, поставщиками и т. п. Причина прежде всего в различии воспитания. Западная предпринимательская культура предполагает взаимную ответственность, обязательность в деловых отношениях. Отсюда высокая степень надежности отношений в сфере бизнеса. На Западе при заключении соглашения часто ограничиваются устной договоренностью. У нас же даже подписание формальных документов, в которых оговариваются взаимные обязательства сторон, не гарантирует корректную реализацию договоренности.
Вполне объяснимо, что человек, воспитанный в системе, где есть только два типа поведения: при одном ты хорошо работаешь и хорошо живешь; при другом не работаешь вообще и потому бедствуешь, — пытается сохранить клиентуру и строить отношения с деловыми партнерами на принципе обоюдной взаимовыгодной ответственности.
Для того чтобы достигнуть такого уровня в организации, необходимо трансформировать систему управления, изменять устаревшие принципы организации труда, развивать мотивацию персонала. Большую роль в преодолении негативных стереотипов могут сыграть именно этические кодексы.
В современном деловом мире существует огромное количество этических кодексов. Подобные кодексы четче всего сформулированы в мировых религиях, например "десять заповедей" христианства. Существуют профессиональные
(например, "клятва Гиппократа" у врачей) и сословные кодексы (например, устав купеческой гильдии). В целом этические кодексы поведения известны с незапамятных времен, практически с тех пор, как появилась письменность.
Средние века — эпоха расцвета цеховой, корпоративной этики. Персональный этический кодекс в то время — это система формальных и неформальных правил, которые профессиональные объединения предписывали ремесленникам этого цеха.
Нормы их поведения определялись своеобразными "профсоюзными" уставами, главными целями которых были, во-первых, сохранить с помощью традиций целостность союза, во-вторых, удержать на высоте стандарт качества продукции и, в-третьих, регламентировать поведение ремесленников вне производства, особенно в отношениях с другими сословиями и профессиями.
На протяжении веков корпоративная этика ассоциировалась только лишь со средневековыми цеховыми организациями. Но в 60—70-е годы XX в. в США ее стали применять к оценке позиции промышленной корпорации с точки зрения ценностных стандартов, принятых в обществе в целом. Корпоративная этика стала рассматриваться в более широком контексте, ключевым понятием которого была "социальная ответственность". Представление о социальной ответственности возникло на волне общественного протеста против поведения крупных корпораций, которые отравляли реки, выпускали недоброкачественные продукты и т. п. Понятия корпоративной этики и социальной ответственности распространились и на сферу политики. Немалую роль в этом сыграли скандалы из-за подкупа государственных чиновников — как своих, так и иностранных.
Этому способствовало и общее развитие менеджмента в сторону гуманизации и демократизации. Менеджеры стремились (правда, порой только демонстративно) вовлечь своих сотрудников в процесс принятия решений.
Сегодня считается, что вопрос этики деловых отношений является одним из наиболее значимых вопросов, с которыми сталкивается самоуправляющееся общество. Одним из проявлений этого и стало широкое распространение кодексов этики (или поведения) и систем ценностей компаний и предприятий. В последнее время это привело к двум дополнительным следствиям: во-первых, к расширению публичных обсуждений администраторами корпораций этических проблем и методов их решения и, во-вторых, к приложению творческих усилий, для того чтобы эффективно поддерживать этическую политику, направленную на обеспечение этически приемлемых действий.
В 80-е годы XX в., когда этические кодексы поведения стали приниматься крупными корпорациями, начался подлинный бум в области корпоративной этики.
Историческим можно считать в этом плане 1988 г., когда влиятельная организация американских предпринимателей "Круглый стол бизнеса" провела специальную конференцию, посвященную опыту внедрения этических кодексов в некоторых ведущих американских корпорациях. К настоящему времени работа в области корпоративной этики стала неотъемлемым элементом менеджмента в экономически развитых странах. Главные причины этого — экономические: повышение конкурентоспособности, улучшение качества продукции, снижение текучести кадров и т. п. Кроме того, оказалось, что соблюдение норм корпоративной этики повышает уровень жизни сотрудников, способствует их сплоченности, стимулирует их инициативу.
Что касается корпоративной этики, совершенно очевидно, что основную роль в ее поддержании и развитии играет высшая администрация. Чтобы добиться соответствующих результатов, руководитель и его окружение должны быть явно и неуклонно привержены этическим принципам и лидировать в поддержании и обновлении системы ценностей своей организации. Руководители компаний считают необходимым выражать эту приверженность самыми разными способами — в директивах, заявлениях о внутренней политике организации, речах, публикациях и прежде всего в своих действиях.
Компании придерживаются различных подходов к выработке твердых принципов, являющихся основой корпоративного поведения. Некоторые, обладающие длительными и по большей части неписаными традициями добросовестного отношения к делу, полагаются на относительно неформальный подход. Другие имеют особые кодексы с детально разработанными требованиями.
Общепринятый и играющий все более важную роль подход состоит в том, чтобы установить принципы поведения для всех сотрудников организации в форме письменного документа.
Хотя круг проблем в кодексах и правилах варьирует в разных областях промышленности, существует общий список проблем, которые решаются на этической основе.
* Безусловная честность и следование закону.
* Безопасность и качество продукции.
* Конфликты интересов.
* Практика найма.
* Честность при продаже/маркетинге.
* Финансовая отчетность.
* Отношения с поставщиками.
* Назначение цен, предъявление счетов и заключение контрактов.
* Торговля ценными бумагами/использование внутренней информации.
* Выплаты в целях получения новых возможностей для бизнеса.
* Приобретение и использование информации, касающейся других

людей и организаций.
* Безопасность.
* Политическая деятельность.
* Зашита окружающей среды.
* Интеллектуальная собственность.
Приобретающее все большую популярность среди больших корпораций движение по развитию и улучшению их этических кодексов имеет две взаимосвязанные цели:
* во-первых, обеспечение соответствия стандартам поведения компании. За этим стоит понимание того факта, что в компании работают люди с разной этической культурой и им нужны объединяющие их

установки;
* во-вторых, реализация все более широко распространяющегося мнения, что сильная корпоративная культура и этика являются жизненно важным стратегическим ключом к выживанию и получению

необходимой прибыли в нашу эпоху высочайшей конкуренции.
Если ваше решение уже прошло два испытания: на 1) легальность и соответствие договорным условиям и политике компании; 2) соответствие своду законов компании или профессиональному своду, — не следует думать, что ваш анализ на этом закончен. Последний — и наиболее важный тест, которому ваше решение должно быть подвергнуто, — это тест на целостность, соответствие другим решениям. Если после детального анализа вы сочли решение этичным, то надо остановить свой выбор на нем, если же это не так, то необходимо оценить другой вариант.
Улучшение репутации бизнеса отнюдь не является главной целью корпоративных этических программ. Напротив, многие администраторы убеждены, что культура и этика необходимы, чтобы обеспечить интересы самой компании.
Они полагают, что это обязательное условие для поддержания уровня прибыли и соответствующей конкурентоспособности, необходимых для эффективной деятельности. Никакого конфликта между этическим поведением и приемлемыми доходами нет. На самом деле первое является необходимым условием второго.
Устойчивая система ценностей, обычаев и методов ведения дел служит надежной основой для долгосрочных достижений.
Сделаем несколько комментариев к приведенному списку сфер этического воздействия.
Говоря о морально-этических проблемах, возникающих в процессе экономической деятельности корпораций ведущих стран, можно выделить несколько крупных областей, где эти проблемы возникают: это отношение к природе, к качеству продукции, к власти, к персоналу (рабочим и сотрудникам) и в его среде, к социальным проблемам, к глобальным проблемам и, наконец, к своим партнерам по деловому общению (клиентам, поставщикам и т. п.). В последнее время на первый план выходят интересы и ценностные ориентации основных инвесторов и ключевых партнеров (stakeholders).
Исследование этических кодексов 116 ведущих корпораций США показывает, что первые три позиции (по объему текста и вниманию, уделяемому проблеме) в кодексах заняли отношения: а) с правительством (чиновниками и законами); б) с поставщиками и клиентами; в) внутри организации между сотрудниками как одного уровня, так и иерархические.
В 90-е годы, когда экологические проблемы стали общими для всего человечества и бизнес стал приобретать все более интернациональный характер, первостепенное значение получило создание некоего базового этического кодекса для международного делового сообщества. Своды правил, регулирующие поведение корпораций, уже приняты тремя международными организациями: ООН, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития. Одновременно в международном деловом сообществе идет интенсивный процесс создания неформального этического кодекса, который бы действовал не столько юридически, сколько морально-психологически. Важнейшим в этом плане следует считать принятие представителями деловых и научных кругов Америки, Европы и Азии "Принципов ведения бизнеса", что было осуществлено на очередном заседании "Круглого стола группы Ко" в 1994 г. в Швейцарии.
В "Принципах ведения бизнеса" предпринята попытка выделить то общее, что оценивается в самых различных деловых культурах как этически одобряемое поведение. Цель этого документа — стимуляция и укрепление принимаемых всеми норм. К 1996 г. "Принципы ведения бизнеса" завоевали большой авторитет в международном деловом сообществе. Возможно, они станут основой для международного этического кодекса делового поведения
— своеобразного свода заповедей для менеджеров и предпринимателей, желающих войти в деловую элиту мира.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.