РУБРИКИ |
Теория Э.Фрома - опыт анализа и применения при наблюдении бытия |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Теория Э.Фрома - опыт анализа и применения при наблюдении бытияТеория Э.Фрома - опыт анализа и применения при наблюдении бытияНикифоров Олег Доктор психологии Рига Теория Э.Фрома - опыт анализа и применения при наблюдении бытия. Психологическую теорию Э.Фромма можно условно разделить на несколько частей. Мы остановимся на одном из главных его тезисов. О том, что психика человека может иметь две направленности – на бытие или на обладание[i]. Эта направленность может проявляться во всех областях деятельности
человека. Например, представим себе ситуацию, когда психолог большой группе
женщин задает вопрос: «Ваше семейное положение». Он может получить два
варианта ответов: Уже сам ответ на простой житейский вопрос дает нам информацию о
направленности психики данных групп женщин – несомненно, что первая группа
женщин ориентирована на состояние, «бытие». Им ближе говорить о своем как
социальном, так и внутреннем психологическом состоянии. Вторая же группа
испытуемых ориентированна в большей степени на обладание, «владение» мужем. По этим же двум принципам может строиться и вся познавательная сфера человека. Например, память. У человека ориентированного на обладание память является лишь хранилищем информации. Отдельные факты, образы памяти у него мало связанны между собой. У человека ориентированного на бытие память организованна более сложно –
все факты, познаваемые им сейчас ложатся на прочный фундамент уже
познанного, в систему понятого и усвоенного. Поясним это на примере. Вы
пришли в гости к своим недавним знакомым. Вас наверняка будут развлекать
просмотром фотографий. При этом человек будет давать им комментарии: В зависимости от ориентации на бытие или обладание различные люди по
разному организуют и свою деятельность, а подчас и специальность себе они
выбирают с различной долей осознанности учитывая и свою ориентацию на бытие
или обладание. В дальнейшем мы проиллюстрируем и этот тезис на примере
теории характеров Э.Фромма. Что же касается деятельности, то нас в большей
степени интересует процесс познавательной деятельности или процесс
обучения. Э.Фромм, характеризуя отношение к учебной деятельности у
представителей различной ориентации, пишет: «Студенты, ориентированные на
обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое
построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что
говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект
и, таким образом, сдать экзамен. Содержание лекции не становиться, однако,
частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обогащает
ее».[ii] Надо отметить, что конспекты данных студентов отличаются большой
аккуратностью. Там все выделено, подчеркнуто, поля проведены с педантичной
четкостью и т.д. Оно и понятно, – что запишешь – то и сможешь вызубрить
потом. После прослушивания курса эти конспекты лягут на полку и будут
покрываться пылью, но у студента будет внутреннее ощущение того, что знания Студенты, ориентированные на бытие процесс обучения реализуют совершенно иначе. Они могут вообще ничего не записать во время лекции или в ходе прослушивания составить только схему рассуждений лектора. Однако каждая мысль, высказанная лектором, каждый его тезис вызывают у них массу новых мыслей. Они всегда задаются вопросами о том, каково практическое применение полученных знаний. Они приходят в Вузы не ради готовых знаний, а ради обучения. «...они никогда не приступают к слушанию курса лекций – даже первой из них, будучи tabula rasa[iii]. Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникали свои собственные вопросы и проблемы. … Они не пассивные вместилища для слов и мыслей. Они слушают и слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления. У них рождаются новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. Для таких студентов слушание лекции представляет собой живой процесс. Все то, о чем говорит лектор, они слушают с интересом и тут же сопоставляют с жизнью. Они не просто приобретают знания, которые могут унести домой и вызубрить».[iv] В ранней работе Э.Фромма "Бегство от свободы" им проведен сравнительный
анализ различных этапов становления цивилизации. Он говорит о том, что
человек на ранних этапах развития цивилизации был в большей мере свободен. Западный мир по мнению Э.Фромма - мир потребителей, живущих по принципу
обладания. Именно ему присущи волчьи законы конкуренции и бизнеса. Богатые
люди, думая исключительно о личной выгоде готовы и всю природу разрезать на
кусочки, упаковать в пластик и положить на прилавок магазина. Э.Фромм
протестует против западного образа жизни, говоря о его беспринципности,
развращенности и жестокости. При этом он не призывает, подобно Иисусу,
оставить все и взяв рубище "удалиться в природу". Он говорит о том, что
блага цивилизации должны не отдалять человека от природы, а приближать его
к ней, облегчать ему общение с ней и давать возможность реализовать это
общение. Автомобиль должен быть не самоцелью а средством, при помощи
которого человек может выехать на природу хотя бы в выходной день. По мнению Э.Фромма у каждого человека существует внутренний конфликт
между стремлением жить в единении с природой и с самим собой и, с другой
стороны – желанием обладать материальными и духовными ценностями. Именно Разрешение этого внутреннего конфликта по Фромму возможно тремя способами или путями. Первый путь – путь конформизма. «Я живу так, как живет большинство». Этой фразой человек стремиться оправдать зачастую все те стремления, которые проявляет в реальной жизни. Он оправдывает приобретение ценностей, которые, по большому счету ему не необходимы, оправдывает отсутствие личной позиции, прикрываясь общественным мнением и, тем самым, вносит успокоение в собственное сознание, снимая с себя ответственность за то, как он живет – по принципу обладания или бытия. Однако, из трех возможных путей выхода из противоречия "быть-обладать" этот путь мне лично симпатичен больше всех. Второй путь – путь авторитаризма. «Я заставлю других жить по тем принципам, которые считаю правильными и незыблемыми». Этим людям свойственна убежденность в исключительности и правильности своего образа жизни. Они всех поучают, всем советуют, как правильно жить. Их фанатичная преданность воспитанным в них ценностям и позициям проявляется буквально во всем, начиная с того, с какого конца надо чистить яйцо и кончая всеми философскими или политическими позициями. Наконец третий путь – путь деструктивизма. «Я не буду жить так, как живут все». «У него есть машина, – а мне не надо, у нее есть дача, – а мне не надо». Эта позиция тоже своеобразный путь самооправдания собственных неудач и неспособности добиться чего-либо в жизни. Но со времененм человек привыкает к такой позиции и она становиться вполне искренней и трансформируется в личную, а не показушную точку зрения о правильном образе жизни человека. Наглядным примером массового выражения данной позиции может послужить движение хиппи в начале 60-х годов. Отказ от материальных, культурных и духовных ценностей, выработанных человечеством, создание собственной субкультуры, основанной на отрицании того образа жизни, который вело большинство. Ему было подчинено все – музыка хиппи, мода, нравственные и религиозные ценности. Ориентация на бытие или обладание, по большому счету, проявляется и в
отношении человека к собственной жизни. Страх потери жизни как своей
собственности в огромной степени свойственен «обладателям». Они очень
переживают тот факт, что наступит момент, когда надо будет потерять жизнь Таким образом Э.Фромм предлагает абсолютно отличную от большинства известных типологию людей или вернее типологию стилей жизни. В зависимости от того, какой способ разрешения внутреннего противоречия между бытием и обладанием человек выбирает, у него формируется один из шести типов социального характера. Первый тип - "социальный" или "социофилический" характер. Второй тип - "эксплуататорский" Третий тип - "рыночный" Четвертый тип - "накопительский" Пятый тип - "воспринимающий" Шестой тип - "некрофилический" Дадим краткое описание всех шести типов. Социофилический характер. Люди этого характера выбрали конформизм для
разрешения своего внутреннего противоречия. Они отличаются безмерной
любовью к людям и обществу. Они не могут прожить без общения и
взаимодействия ни дня. Они никогда не поедут в отпуск в тайгу или горы, где
не с кем поговорить и наверняка проведут свой отпуск в шумном, оживленном
курортном городе. Они очень коммуникабельны, всегда готовы придти на помощь
и оказать ее в виде совета, денег, доброго слова. Они всегда помогут,
успокоят, развеселят и развеют мрачные мысли. Они - душа любой компании. Их
помощь всегда бескорыстна и если они ее оказывают то только для того, чтобы
помочь человеку. Это по большому счету альтруисты. Они прекрасно
адаптируются в роли психологов, педагогов, социальных и культурных
работников. Они никудышные торговцы и бизнесмены. Все рациональные способы
жития для них неприемлемы. Если они богаты (что бывает редко) то это
меценаты, которые быстро растрачивают свой капитал на помощь людям. Эксплуататорский характер. Люди этого типа тоже коммуникабельны. Они
быстро и ловко заставляют всех людей работать на себя. Им ничего не стоит
попросить о помощи, когда она действительно необходима, а потом они очень
быстро забывают о том, что человек им помог. Это прекрасные руководители
фирм, директора различных уровней и структур. Их авторитаризм - это способ
жизни и выживания со всеми свойственными ему позитивными и негативными
чертами. Причем они так ловко организуют ситуацию, что Вам кажется что Вы и
в самом деле обязаны им помогать и причем абсолютно бесплатно. Когда же
приходит время помогать Вам они очень ловко и быстро уйдут в тень… Я
вспоминаю об одном своем магистранте. Мне тяжело будет их тащить… Несомненно люди этого типа выбрали авторитаризм в качестве выхода из
противоречия. Они часто считают, что люди живу неправильно и навязывают
другим свой образ жизни. Это помогает им стать прекрасными педагогами. Рыночный характер. Много общего с эксплуататорским типом. Они могут
оказать человеку помощь, как социофилисты, но с одним отличием - они
непременно спросят - "А что мне за это будет? Чем ты расплатишься?". Вы уже знаете, что я - социофилист. Один из моих друзей рыночного характера, встречаясь со мной в кафе никогда не принимал от меня бесплатно чашку кофе - он всегда отсчитывал мне все копейки до последней и ждал пока я отсчитаю ему 2-3 копейки сдачи. Они всегда расплачиваются со всеми и никогда не дают в долг. Если ты их не пригласишь на день рождения - ждать от них ответного приглашения - то же самое что ждать у моря погоды…Расчет и прогноз - их стихия. Они извлекают прибыль из всего и поскольку отношения между людьми не всегда можно строить на расчете и корысти, то друзей у них очень мало и это всегда люди с достатком. С такими друзьями им можно строить экономические отношения и не давать в долг… Накопительский тип. Типичный представитель этого типа - Плюшкин из Одна моя клиентка пришла ко мне в отчаянии… Хрущеву, Троцкому, Бухарину, Гитлеру, Муссолини и другим коммунистическим и нацистским вождям. Он раскидывает их по всей квартире и нам с мужем в нашей квартире просто некуда ногу поставить. Вчера муж взял старую газету - завернуть что-то - все скандал, крики, угрозы… Ленин а тут Гитлер. Это покажет ему что его увлечение и Вам не чуждо и порядок воцарится. А там посмотрим… Эти люди действительно помнят все. "Эту вазу мне подарил Иван Иванович
а эта картина подарок Софьи Игнатьевны". Причем неважно, что с Иваном Все коллекционеры открыток, марок, конфетных фантиков, значков, монет относятся к этому типу. Они прекрасно адаптируются в роли кладовщиков, библиотекарей, завхозов (у которых и снега зимой не выпросишь). Он может работать и сфере торговли. Причем если человек рыночного характера продаст весь товар и прилавок в придачу за хорошую сумму, то накопитель, расставив товар на полке не продаст ничего. Сама мысль о том, что из красивого ряда вазочек надо изъять одну, нарушив гармонию, невыносима для него. Они плохие торговцы, но прекрасные дизайнеры по оформлению витрин. Они не только копят, но и с гордостью показывают всем то, что накопили. Воспринимающий тип. Этот тип наиболее мне приятен как педагогу. Наконец последний тип - некрофилический. Этот тип ничего общего в
своей норме не имеет с некрофилией как сексуальной перверсией. Наверное Вы
часто придя в гости замечали - все гости общаются, танцуют, веселятся. А в
углу в мягком кресле сидит дама в черном платье, стрижка "Каре", алые губы,
бледный цвет лица. Эдакая "дама Вамп". Ей неинтересно с гостями - ей ближе
мертвый мир журнальных иллюстраций. Эти люди больше любят мир фантазий,
религиозных и эзотерических теорий и фантазий. Они с удовольствием гуляют
по кладбищам и могут восхищаться красотою надгробий и памятников. Любимые
темы их разговоров - криминальная хроника, болезни, трагедии с летальным
исходом и вообще все, что касается смерти. Это деструктивисты в вышей
степени. У них в жизни все трагично и все несет оттенок трагедии. Они не
умеют или почти не умеют радоваться жизни, смеяться и веселиться. Наблюдая в течение многих лет за людьми в различных жизненных ситуациях я все больше и больше прихожу к выводу, что люди действительно могут обладать одним из описанных шести типов. Эти типы достаточно устойчивы, хотя все зависит от ситуации. Наконец я хочу Вам предложить свое стихотворение "Прочитав Фромма" написанное мною после знакомства с его трудами. Прочитав Фромма. Среди всего что в нас переплелось Порой самодовольство нами правит Казаться или быть - вот в чем вопрос Который время человеку ставит… Казаться кем-то или кем-то быть Быть смелым, или делать вид, что смелый… Ты жертвовал, творил, умел любить Или об этом лишь вещал умело. Робея самому себе признаться К чему стремиться - быть или казаться… Что стоит жизнь в довольствии, покое Когда ее пытаются лепить Фальшивя переделанной строкою? Легко казаться, очень трудно быть… Изменить тип характера человек не в силах, как и свой темперамент.
|
|
© 2010 |
|