РУБРИКИ |
Теория Фрейда о бессознательном |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Теория Фрейда о бессознательномТеория Фрейда о бессознательномБалтийский Русский Институт РЕФЕРАТ по курсу ''История психоанализа'' на тему: Учение Зигмунда Фрейда о бессознательном студент_ Х курса ХХХХХ отделения юридического факультета ХХХХХХХ ХХХХХХХ Рига _____ Содержание: Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии,
знаменитый ученый, автор нового психологического учения о
бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные и ценные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования среди блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые сочли непристойным такое выдвигание на первый план полового влечения и поспешили объявить фрейдизм учением "безобразным в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении моральном".[1] Понятие бессознательного Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование . Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность,
его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения
возможности существования неосознанных представлений, находит свое
отражение и в философии Канта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается
на Канта в своих работах. Текстологический анализ показывает, что
основатель психоанализа был знаком не только с кантовской «Антропологией
с прагматической точки зрения», но и с другими произведениями немецкого
философа. Во многих случаях Фрейд не только разделяет философские идеи Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих филосовских работак XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвящения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире. На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философия Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознательном. Разумеется, между психоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного тождества. У Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично: - «мировая воля» – первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрении бессознательного, как оно функционирует в глубинах человеческого существа. Для Фрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит
сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же
какую-нибудь гипотезу, созданную для филосовской системы. В область бессознательного входят психические явления, возникающие
во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми,
но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или Быть сознательным – это прежде всего чисто описательный термин,
который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное —
это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных
воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь
психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела
нормального, физически и психически здорового человека и исследовала
феномен сознания, Фрейд же как психопатолог, исследуя характер и причины
возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики,
которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. Он
оказался перед необходимостью исследования природы психического,
внутреннего мира "Я" и тех структур, которые не вписывались в собственно В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной
на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного,
которые представляют собой существенные характеристики личности. Три периода развития учения Фрейда о бессознательном Человеческая психика распадается, по Фрейду, на три области:
сознание, бессознательное и предсознательное. Эти три области или
системы психического находятся в состоянии непрерывного взаимодействия,
а две первых – и в состоянии напряженной борьбы между собой. К этому
взаимодействию и к этой борьбе сводится психическая жизнь человека. Эта концепция бессознательного сложилась и определилась у Фрейда не сразу и в дальнейшем подвергалась существенным изменениям. В первый период фрейдовская концепция бессознательного была близка
к учению знаменитых французских психиаторов и психологов – Шарко, Льебо, Во второй самый прододжительный и самый важный период развития
психоанализа определяются все основные и характерные черты фрейдовского
учения о бессознательном. Теперь оно становится уже совсем оригинальным. В третий период концепция бессознательного претерпевает
существенное изменение и начинает сближаться с метафизическом учением Еще в 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого знатока гипноза Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного: 1. Мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка; 2. Поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания; 3. Эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания. На основе этих трех положений, проверенных на собственной
психиатрической практике, Фрейд выработал совместно со своим коллегой Сущность этого метода заключается в следующем: в основе истерии и
некоторых других психогенных нервных заболеваний лежат психические
образования, не доходящие до сознания больного: это какие-нибудь
душевные потрясения, чувства или желания, однажды пережитые больным, но намеренно забытые им, так как его сознание, по каким-либо причинам, или боится, или стыдится самого воспоминания о них. Не проникая в сознание,
эти забытые переживания не могут быть нормально изжиты и отреагированы Эти забытые переживания, вызывающие симптомы истерии, и являются Такова первая фрейдовская концепция бессознательного.[9] Для нее
характерны две особенности. Во-первых, Фрейд не дает никакой
физиологической теории бессознательного и даже не пытается это сделать. Во втором, классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов. Во втором периоде бессознательное становится необходимою и крайне важною составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни. Бессознательное становится продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний. Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда, носит закономерный харатер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название «вытеснения». Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. Далее содержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные группы переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно сексуального. Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека.[10] Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться
с теорией влечений Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает, по Фрейду, не
особое движение, а внутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно
уйти от себя и постольку, поскольку эта самовпечатляемость эффективна,
неизбежно создается состояние тяжести и нагрузки на наш внутренний мир. Психическая деятельность приводится в движение внешними и
внутренними раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют
соматический (телесный) источник, т.е. рождаются в организме. И вот
психические представительства этих внутренних соматических раздражений Сексуальное влечение, или, как называет его Фрейд, либидо, присуще ребенку с самого начала его жизни, оно рождается вместе с его телом и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую вовсе жизнь в организме и психике. Содержание бессознательного можно выразить в следующей резюмирующей формуле: в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать организм, если бы он был предоставлен чистому принципу наслаждения, если бы он не был связан принципом реальности и культуройц. Сюда входит все, что он откровенно желал и ярко представлял себе в ранний инфантильный период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо и когда человек был более свободен в проявлении своего исконного, органического самодовления. В третьем периоде теория влечений подверглась существенным
изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения Влечение «я» и, прежде всего, инстинкт самосохранения отошли к сексуальным влечениям, понятия которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив оба члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо. Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению и развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса.[12] Второй особенностью третьего периода является расширение состава бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами. Для второго периода было характерно динамическое понимание бессознательного как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных влечений, враждебно сознательному «Я». В своей книге «Я и Оно» Фрейд предлагает всю эту область психики, не совпадающую с «Я», называть «Оно».[13] "Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей. «Оно» - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле. "Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним
миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий
деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и
внешнеполагаемой необходимостью. «Оно» – это страсти, «Я» – это разум и
рассудительность. В «Оно» нераздельно властвует принцип наслаждения; «Я» До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Идеал – «Идеал – Я» - это прежде всего тот цензор, веления которого
выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других,
очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в
безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей. Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд
исходит из того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует
по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается
сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не
всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция "Идеал - Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность"
бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует
силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных
влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд определяет бессознаетльное как несловесное; оно превращается в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответсвующими словесными представлениями. Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений". Заключение Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники
бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю"
психики. Значение концепции бессознательного для познания человека
состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое
сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное познание и как
представление. Наш мир представлений, как и каждый из его элементов,
доступен для восприятия лишь посредством инстанции, несводимой к нему, Список литературы: 1. Бессознательное: многообразие видения, Агентство «САГУНА», Новочеркасск, 1994. 2. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану, Коллоквиум московского круга, 1992. 3. «Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль», сост. В.М. Лейбин, Москва, «Республика», 1994 4. З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва «Просвещение», 1989. 5. З. Фрейд. Основные принципы психоанализа, Киев,1998. 6. Макаревия В.Приоткрытая дверь в глубины бессознательного, Даугавпилс, 1997. 7. Ричард Осборн. Знакомтесь: Фрейд, Киев, 1997. 8. Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва,1997. -----------------------
|
|
© 2010 |
|