РУБРИКИ

Тест "Рисунок семьи"

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Тест "Рисунок семьи"

Тест "Рисунок семьи"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест "Рисунок семьи". Метод Кормана

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

3 курса, 14-33 группы

Васильева И.В.

Преподаватель:

Хмелёв Е.А.

Цель: Диагностика семейных отношений.

Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а так же те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Описание методики: Ребенку предлагают нарисовать семью (свою или любую другую).

В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки и т.п.

Беседа с ребенком после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:

1. Чья семья изображена на рисунке (его самого, какого-нибудь друга, вымышленного героя)?

2. Кто конкретно нарисован (роль в семье, пол)?

3. Чем занимается каждый персонаж?

4. Где они находятся?

5. Им весело или скучно? Кто самый счастливый (несчастный) и почему?

Можно также предложить ребенку решение нескольких ситуаций:

Представь, что вся семья идет в гости, но кто-то заболел и должен остаться дома. Кто это будет?

Представь, что у тебя есть два билета в кино. Кого бы ты взял с собой?

Представь, что ты попал на необитаемый остров? С кем бы ты хотел там пожить?

Материалы: Для выполнения рисунка предлагаются стандартный чистый белый лист бумаги, карандаш (желательно с мягким стержнем), ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши.

Инструкция: "Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали".


Интерпретация


1. Анализ структуры рисунка


1. Сравнение состав нарисованной семьи с реальной:

А) Если семья нарисована в полном составе - это признак эмоционального благополучия семьи.

Б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных конфликтов в семье и даже агрессию.

В) Случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди, не связанные с семьей, может свидетельствовать о:

неких травматических переживаниях по поводу семьи;

о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната);

об аутизме;

о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности;

а также отсутствии контакта между психологом и ребенком.

Г) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье.

На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: "не хватило места", "боюсь, это плохо получиться". Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.

Д) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей:

вариант, когда ребенок рисует только себя, объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:

если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и проч., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности, возможно, истерических чертах характера;

маленький рисунок в совокупности с негативным эмоциональным фоном - это признак чувства отверженности, покинутости, иногда - аутических тенденций.

Е) Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи, может объясняться наличием таких тенденций, как:

неудовлетворенные психологические потребности в равноправных кооперативных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брата, сестру);

потребность быть в обществе других людей;

желание занять родительскую охраняюще-руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и проч.);

потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;

кроме того, иногда это может быть связанно с символических разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

2. Расположение членов семьи, особенности взаимодействия


А) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками или семья занята одним делом - это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в ситуацию.

Б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать:

разобщенность членов семьи на рисунке;

большое расстояние между ними;

помещение между ними различных предметов или стены, например, отец-газета, мать-плита.

Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от других. Если ребенок нарисует себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.

В) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч - это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье.

Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами, указывает на баланс любви и соперничества.

Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.

Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа - неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.

3. Последовательность и особенности рисования членов семьи


А) Наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализировано, дольше всех остальных.

В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его.

Б) Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение.

Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей.

Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.

В) Величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной.

Если она больше или наравне с другими, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой.

Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это - признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей.

По тому как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.

4. Символика рисунка


а) Грязь (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т.д.) - символ внутреннего беспокойства из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство вины и т.д.

б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода - символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции.

Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них, спящие или больные люди, особенно если ребенок идентифицирует себя с ними.

в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.

г) Шарик, бумажные змеи - символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности.

д) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ "пленения", лишение свободы, наказания (например, младший братик в кроватке).

Здесь же - барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, посещение зоопарка).

е) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.

ж) Изображения опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи) - символы агрессивности, существования фактора соперничества.


5. Технология анализа детских рисунков


Что касается общих моментов интерпретации рисунков, то здесь речь пойдет о качестве рисуночных линий (нажиме, направление, прерывность-непрерывность), о расположении рисунка на листе, о его размерах, наличии дополнительных деталей и их количестве, стираниях.

Качество рисуночных линий:

Сильный нажим трактуется как сильное психологическое напряжение, имеющее выход через:

А) амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению;

Б) энергичность, настойчивость;

В) тревожность.

Очень легкий нажим:

А) неуверенность, робость, боязливость, нерешительность, колебания, агрессивность;

Б) недостаток энергии;

В) или свидетельство гибкости и подвижности мышления.

Неровный, переменчивый нажим: нестабильность, импульсивность, эмоциональная лабильность, значимые детали выделены более сильно или заштрихованы.

Нажим, слабеющий в процессе рисования: утомляемость испытуемого, возможно, депрессия.

Формы и направления линий:

Мало гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация в обществе.

Преобладающие горизонтальные штрихи - слабость, боязливость, постоянная обеспокоенность собственной безопасностью или женственность.

Вертикальные линии - самоуверенность, решительность, повышенная активность, упрямство, настойчивость.

Преобладание кривых линий свойственно женственной или конфликтной личности.

Прямые, жесткие штрихи - агрессивность, упрямство, настойчивость.

Постоянное изменение направления штриховки - обеспокоенность, возможно, незащищенность.

Твердые уверенные штрихи - безопасность, упорство, решительность, амбициозность.

Прерванные, зигзагообразные линии - чувство беззащитности, медлительность, зависимость.

Длинные линии предполагают импульсивный, легко возбудимый темперамент.

Штрихи справа налево - признак интроверсии, изоляции. Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия.

Размер рисунка:

Рисунки во весь лист - это компенсаторное превознесение себя в воображении.

Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, зачастую лишенную чувства меры, склонную к тщеславию, высокомерию.

Рисунки малых размеров предполагают наличие комплекса неполноценности, возможную предрасположенность к депрессии, тревогу, эмоциональную зависимость, чувство дискомфорта.

Расположение рисунка:

В центре - признак нормальной, уверенной личности, чувствующей себя в безопасности, эгоцентризм у ребенка, значимость для него нарисованного образа, иногда - незащищенность.

В верхней части листа - высокий уровень надежд, иногда нереальный уровень оптимизм или завышенная самооценка.

В нижней части листа - чувство беззащитности, депрессии, возможно, заниженная самооценка.

На краю листа - неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержек, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта.

Слишком частые стирания рисунка означают тревожность, нерешительность, недовольство собой.

Если стираются и перерисовываются отдельные детали, следовательно, они имеют большую значимость для рисовальщика.

Наличие дополнительных деталей на рисунке, фон, окружение.

Стремление заполнить все пустоты на рисунке какими-нибудь изображениями обозначает наличие у рисовальщика чувства одиночества, незащищенности, недостаточного удовлетворения потребности в любви и тепле.

Рисование линии опоры (например, контур земли), означает незащищенность, желание иметь дополнительную опору в жизни, тревожность, неуверенность.

Наличие туч означает тревогу, боязливость, а солнце, лампочка, горящая печь и другие образы, связанные со светом или теплом означают потребность в дополнительном внимании, заботе, ласке.


Используемая литература


1.       Обозов Н.Н. Мир нашего "Я" в рисунке и почерке. 1999.

2.       Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. 1999.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.