РУБРИКИ |
Техники медитации в учении Гурджиева |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Техники медитации в учении ГурджиеваТехники медитации в учении ГурджиеваМОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академия педагогики Факультет психологии Реферат по курсу “Техники медитации” “Техники медитации в учении Гурджиева” Фамилия, и.о. студента Студенческий билет Преподаватель ______________________ Рецензент ______________________ 1999 Нормативная часть Основные черты большинства медитативных практик Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме Буддийская медитация как метод духовного развития Медитативные практики в даосизме и дзэн-буддизме Медитативные практики в христианстве Медитативные практики в исламе: суфизм Интегральная йога Ауробиндо и Трансцендентальная Медитация Махариши Аспекты медитативной практики в трудах Айванхова и Кришнамурти Ошо Раджниш как мыслитель и создатель медитативных техник Карлос Кастанеда и возрождение шаманских психотехник магического действия и медитации Медитативные техники в клинической практике и системах самоисцеления Медитация как средство саморегуляции психических состояний и уровня работоспособности Творческая часть
Нормативная часть
Как писал Шри Ауробиндо, “духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа... Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего существа, нашей души...”[1] Приход медитации на Запад ознаменовался быстротой и размахом. Поэтому понятен и оправдан рост интереса к медитативным практикам, который в западном обществе активно начался в эпоху хиппи, “детей цветов”, когда зародилось движение нью-эйдж и всевозможные институты развития способностей человека типа Esalen и Big Sur. Основные черты большинства медитативных практик
Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума, отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного. По моему мнению, это рассеивание ощущений и посторонних мыслей в процессе
медитации, существует во всех системах медитации, только называется разными
именами: “остановка внутреннего диалога” у Кастанеды, механический Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания; приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации, улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной целью медитации. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что медитация должна стать образом жизни практикующего. При всех видах медитации достигается этап, который описывается как прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания, состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своего существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка, ума. Изложенные общие черты можно найти как в древнейших формах медитативных практик (дзэн, йога), так и в современных техниках (аутотренинг, трансцендентальная медитация).
Подавляющее большинство населения Индии исповедует индуизм. Как религия
индуизм сформировался к середине 1-го тысячелетия до н.э. на основе
ведийской религии и брахманизма. В основе системы индуизма лежат Веды. Система индийской йоги отличается свой многоаспектностью: физические и
психические свойства человека получают в ней своё гармоническое развитие. Большое влияние на развитие теоретико-философского фундамента йоги оказал
трактат “Йога-сутра” Патанджали. Патанджали определяет сущность йоги в
прекращении деятельности ума, в устойчивом сохранении чистоты ума. Большая заслуга Патанджали заключается и в том, что он сформулировал концепцию “восьмеричного пути”, отражающую последовательность ступеней практики, позволяющую занимающимся в полном соответствии с природными принципами достичь высших уровней физического и духовного развития. Можно выделить несколько способов и уровней медитативной практики. Мантра-йога определяется как искусство достижения духовного прогресса при
помощи контроля звуковых вибраций специальных форм – мантр. Модификация
умственно-психического состояния человека посредством мантр может привести
к возбуждению или успокоению, к возникновению молитвенного настроя и т.д. Тантризм – религиозно-философское течение, сочетающее в себе принципы
ведийской йоги с положениями буддизма. К VII-VIII векам учение
размежевалось на две ветви: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки. Буддийская медитация как метод духовного развития
Процесс созерцания (дхьяна) может также быть разделён на четыре ступени: 1) спокойное и свободное от чувственности исследование предмета, выбранного для созерцания; 2) мысль остаётся сосредоточенной на предмете созерцания, но ум освобождается от рассуждений; 3) ум полностью освобождается от всех страстей и индивидуализма; 4) очищенность и безразличность ума ко всем воздействиям. Медитативные традиции буддизма не были предназначены простым людям Созерцание движущихся вод, волнистой поверхности гор в чём-то было аналогично действию музыки, танца, ритму произнесения мантр – оно вырывало человека из-под власти реальности, погружая в состояние транса. Восприятие мира в средневековом Китае было медитативным, сосуществуя рядом с созерцательными упражнениями и формируясь под их влиянием. В буддизме медитация – это не просто упражнение, которое проводится в комнате и не связано с жизнью. С точки зрения буддиста – это нечто, что помогает сделать жизнь лучше. В процессе медитации делаются обязательные три вещи: изучение того, чем занимается практикующий; затем обдумывание этого до тех пор, пока он поймёт; затем взращивание благотворной привычки медитировать. В этом процессе медитация интегрируется и становится частью её практикующего. В буддизме не предлагается делать что-то, исходя лишь из слепой веры. Только поняв учение и убедившись в том, что практикующий хочет его применять, он начинает медитировать. Таким образом, медитация означает взращивание определенной благотворной привычки, превращение ее в часть нас самих. Сам процесс буддийской медитации состоит из двух частей: 1) “аналитическая” медитация; 2) “стабилизирующая” медитация[2]. Первая часть помогает медитирующему различить, увидеть вещи некоторым более благотворным образом, видеть реальность, а не проекции собственных фантазий. Это делается для того, чтобы почувствовать. На этом уровне процесс практики не вербален. Научившись смотреть на мир, чувствуя в себе подобные благотворные установки, практикующему можно переходить к стабилизирующей ступени, которая состоит в том, что мы максимально сосредотачиваемся на том, что он видит. При занятиях медитацией важно научиться сосредотачиваться, избавиться от помех, а для того, чтобы удерживать сосредоточение, нужно корректировать свое внимание, когда оно отвлекается. В разных буддийских традициях это делается по-разному. Рекомендуется не быть привязанным к единственной практике. В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которых можно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенный объект, или даже сам ум, процесс мышления. В практиках Махаяны предлагается концентрировать внимание на ментальных явлениях. В тантре для сосредоточения используется визуализация самих себя в образе Будды. Медитативные практики в дзэн-буддизме
Дзэнский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей
природы человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием
самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати
и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни Дух Дзэн стал означать не только понимание мира, но и преданность искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзэн имеет много значений, но ни одно из них не определено полностью. Дзэн-буддизм оказал значительное влияние на развитие китайской и японской
культуры. Это течение возникло как эзотерическая секта. Слово “дзэн” Одно из положений дзэн-буддизма состоит в том, что Истина и Будда всегда с нами, только надо уметь их найти, узнать, понять. Истина состоит в озарении, которое возникает внезапно, как внутренний интуитивный толчок, который нельзя выразить словами. Иррациональность дзэнского подхода состоит в том, что человеку необходимо ждать своего часа, и после размышлений в стремлении постичь непостижимое его вдруг осенит нечто, посетит мгновенное озарение, и он постигнет Истину. Смысл этого состоит в раздвижении границ мышления, в выходе за пределы чувственного эмпирического опыта. Медитативная практика дзэна содержит множество методик перестройки
интеллектуальной, духовной и телесной структуры человека: темы для
размышления (коаны), диалоги с наставником, стимулирующие действия,
неожиданные воздействия (резкие окрики, внезапные удары и т.д.). Для
стимуляции напряжённой работы мозга, развития умственного поиска
использовалась практика загадок, подразумевавшая медитацию над специальными
формулами или двустишиями. Упражняющемуся надо было найти внутренний смысл
загадки. Другая часть подготовки – интуитивные диалоги ученика с мастером Процесс медитации осуществлялся в специальных сидячих позах (дза-дзэн).
Вывод о наличии специальных упражнений можно сделать, исходя из некоторых высказываний (например: “Ищи сокровище в сердце своём” у тамплиеров, что полностью соответствует многим восточным учениям), существования “Логос- медитации”, православной “Иисусовой молитвы”, иезуитских “экзерциций”. Есть существенные совпадения между основными элементами этих упражнений и практикой йогической медитации. То же можно сказать о продолжительных молитвах преподобного Серафима Саровского. “Иисусова молитва” повторялась им многократно, подобно практике беспрерывного чтения мантр в джапа- медитации. Многие христианские мыслители выходили за тесные рамки учения, например, К сожалению, и по сей день появляются “воинствующие” или слишком
ограниченно понимающие букву Учения – такое ощущение у меня возникло при
прочтении книги “Православие и религия будущего” иеромонаха Серафима Роуза Медитативные практики в исламе: суфизм Подобно многим вероучениям, в исламе можно выделить внешнюю сторону,
рассчитанную на массы верующих, и внутреннюю, эзотерическую – суфизм. Основные положения суфизма сводятся к следующему. Абсолютная Реальность
имеет превосходство над миром ощущений. Главная задача – найти Бога в себе,
развивать любовь к нему, превратить всё личное и социальное в инструмент В учении суфизма особую роль занимают медитативные техники. Религиозно- философское учение о свете и мистическом озарении (ишрак) рассматривалось в суфизме как истинный путь и спасение и восходит к зороастризму и манихейству. Ишрак это интуитивное мышление, достигаемое аскетизмом и медитацией, дающее полное и истинное знание. Музыка называется у суфиев “пища души”. Суфии всегда смотрели на музыку,
как на самое излюбленное средство для достижения духовного развития. Суфизм оказал значительное влияние на этику, литературу и искусство
Одна из неклассических йог, возникших в XX веке, – Интегральная йога,
разработанная Шри Ауробиндо Гхошем. Её индийский синоним – Пурна-йога Трансцендентальная медитация разработана индийским йогом (точнее, бывшим
физиком) Махариши Махеш Йоги. Первоначально она распространялась им в
родной Индии, но не получила коммерческого успеха. Поэтому Махариши решил
попытать счастья в штате Калифорния, США, сориентировавшись в ситуации
увлечения восточными учениями. С середины 60-ых до середины 70-ых был
период наибольшего интереса к ТМ, когда ею увлекались не только простые
американцы, но и артисты, музыканты (например, групп The Beatles, Rolling Трансцендентальная медитация – это модифицированная мантра-медитация,
приспособленная к западной культуре. Теоретической её основой является
учение адвайта веданты Шанкарачарьи, в своё время возродившее индуизм в В психотерапии ТМ используется в качестве одного из методов психической саморегуляции для снятии тревоги и напряжения.
Существование зла в идеально созданной Богом вселенной является загадкой,
перед которой философии и религии никогда не прекращали склоняться в
поисках объяснений. Принимая за основу иудейско-христианскую традицию, О.М. Айванхов считал, что ежедневная реальность должна служить пространством для духовной работы: “...Сделайте медитацию своей привычкой, это очень важно. (...) Мой совет таков: продолжайте зарабатывать деньги, общайтесь с теми друзьями, с которыми хотите, делайте все, что желаете, но оставьте достаточно времени, чтобы приобрести квинтэссенцию жизни. Потому что даже, если вы владеете всем миром, без квинтэссенции вы скажете: "Зачем это мне? Это слишком много", и вы будете несчастны. (...) Если вы не имеете квинтэссенции, вам ничего не даст обладание целым миром. Только мыслью можете приобрести вы квинтэссенцию”.[3] В продолжение мысли, Айванхов отмечает что медитация и созерцание нужны, чтобы поднять себя на более высокий уровень, а затем вернуться назад, принося в реальную жизнь различные лучшие формы, критерии и размеры. В этом смысл и цель настоящей медитации: “Настоящая медитация, настоящее созерцание означает подняться на более высокий план, в мир, который превосходит нас, заполнить себя его чудесами, а затем отразить это чудо. Если после медитации вы останетесь холодным и тупым, если вы не вдохновлены, можете быть уверены, что ваша медитация была безрезультатна. Медитация или молитва должны вызывать трансформацию, изменять ваш взгляд, улыбку, жесты, походку, прибавлять хотя бы маленькую частицу чего-то нового, чего-то вибрирующего в такт со всем божественным миром. Это критерий суждения, медитировал человек или нет”. Джидду Кришнамурти (1896-1986) – выдающийся духовный учитель наших дней. В представлении Кришнамурти, фундаментальная истина заключена в том, что ум, жаждущий все более широких и глубоких переживаний, всегда живёт в своих воспоминаниях. Он зависим от переживаний, вызовов, которые поддерживают нас в состоянии бодрствования. Фактически эта зависимость от переживаний только притупляет ум. Кришнамурти задаёт вопрос, можно ли сохранить состояние полного бодрствования, быть полностью бодрствующим без всяких вызовов и переживаний? Ответ заключён в том, что для этого требуется большая физическая и психическая восприимчивость. Это означает, что человек должен быть свободным от всяких потребностей, ибо в тот момент, когда он испытывает потребность, и возникает желание испытать переживание. Чтобы быть свободным от потребностей и их удовлетворения, необходимо исследовать в самом себе и понять всю природу потребности и ее целостность. “Медитация это понимание жизни в ее целостности, понимание, в котором все
формы фрагментирования прекратились. Медитация – не контроль за мыслью Для Кришнамурти важно, что медитация не имеет техники. Им предлагается медитация как наблюдение сознания без сознающего, созерцания без созерцающего: “Если вы изучаете себя, наблюдаете за собой, за тем, как вы едите, как говорите, как вы болтаете, ненавидите, ревнуете, если вы осознаете это все в себе, без выбора, это есть часть медитации”[5]. Кришнамурти сравнивает медитацию с любовью, потому что любовь – не продукт системы привычек, не результат следования методу. Любовь может придти, когда существует полное безмолвие, безмолвие, в котором медитирующий совершенно отсутствует; а ум может быть безмолвным только тогда, когда он понимает свое собственное движение – мысли и чувства. Чтобы понять это движение мысли и чувства, при его наблюдении не должно быть осуждения. Ошо (Бхагван Шри Раджниш) как мыслитель и создатель медитативных техник
В процессе своей работы Ошо затрагивал фактически все аспекты развития человеческого сознания. Он выделял основное, важное для духовного поиска современного человека, основываясь на опыте собственного существования. Он не принадлежал ни к какой традиции. Он говорил: "Мое послание – не доктрина, не философия. Мое послание – это своего рода
алхимия, наука трансформации, поэтому лишь тот, кто сумеет умереть таким,
каков он есть и возродиться настолько обновленным, что не может себе это
сейчас даже представить... только те немногие смельчаки будут готовы
услышать, ибо слышать – значит идти на риск. Слушая, вы делаете первый шаг
к новому рождению. Так что это не философия, которой можно пользоваться,
как надежным укрытием, или которой можно похвастаться перед другими. Это не
доктрина, дающая утешительные ответы на тревожащие вопросы... Нет, мое
послание – вообще не разновидность словесного общения. Оно гораздо опаснее. Согласно Ошо, медитация – это состояние “не-ума”, это состояние чистого сознания без содержания: “Когда нет толчеи, и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, вы полностью молчаливы – такое молчание и есть медитация”. [7] Ошо считал, что ум является неестественным состоянием, в отличие от медитации, которое им является и которое мы утратили, в результате чего человек стал эффективным механизмом. (Я вижу здесь своеобразную интерпретацию идей Г.И. Гурджиева, как впрочем, и в других положениях учения Ошо и техниках медитаций). Ежедневной утренней медитацией в ашраме Ошо была так называемая
динамическая медитация, продолжавшаяся один час и выполняемая на восходе Большое внимание Ошо уделял тому, как сделать медитацию стилем жизни, замечая, что если обычная жизнь не используется как метод медитации, то медитация становится видом бегства от действительности. Вообще говоря, им было создано и описано множество техник медитации различной направленности; хорошим примером может служить “Оранжевая книга. Медитационные техники”.
Внутренний диалог представляет собой мысленный разговор, который мы
постоянно ведем сами с собой, и является непосредственным выражением
реальности, воспринимаемой каждым из нас. Его главная задача – защищать
описание реальности, подпитывая его собственным содержанием (мыслями) и
способствуя совершению поступков, усиливающих его. (Эта идея созвучна идеям Видение мира по дону Хуану дуально: его концепция реальности выражается в терминах “тональ” и “нагуаль”. Тональ включает в себя все, чем является человек, все, о чем он думает и что делает. Нагуаль нельзя понять или выразить словами, тем не менее, он может восприниматься человеком и стать частью его опыта. В этом заключается одна из основных целей мага. Одна из центральных тем книг Кастанеды – путь к личной Силе (путь воина). Согласно взглядам сторонников учения дона Хуана на действительность,
параллельно с нашей обычной реальностью существует иная, отдельная
реальность. Отдельная реальность приглашает воина обрести свободу. Дон Хуан
указывает два пути, ведущие к смещению точки сборки: искусство сновидения и
искусство сталкинга. Искусство сталкинга применяется в повседневной
реальности; оно состоит в чрезвычайно осторожном и компетентном обращении с
обычной реальностью, при этом конечной целью искусства сталкинга является
проникновение в отдельную реальность. Сталкер – непревзойденный практик, он
превращает повседневный мир в поле боя, где каждый его поступок, каждое
взаимодействие с другими людьми становятся частью стратегии. Сталкинг –
стратегическое управление нашим собственным поведением. Его область
действия – взаимодействие, происходящее между человеческими существами Неделание – основная стратегия, которую маг использует для вхождения в отдельную реальность. Под именем этой стратегии объединены различные техники, в их числе сталкинг и сновидение. Неделание собственного “я” образует особую область в совокупности техник сталкинга, например, стирание личной истории. Отказ от чувства собственной важности – одно из важнейших задач воина, поскольку это ощущение поглощает большую часть его энергии. Из-за чувства собственной важности мы учимся воспринимать мир так, что оказываемся перед постоянной необходимостью защищать свою личность (эго). Также важным средством в достижении внутренней тишины и прекращении
внутреннего диалога являются техники ходьбы и бега. Главные идеи:
концентрация внимания на самом процессе ходьбы и на сосредоточении
внимания, движение в полном молчании, отказ от попыток остановить поток
мыслей, ровный темп ходьбы, упорядочение ритма дыхания и концентрация
внимания на нём, внимание к собственным ощущениям и ко происходящему
вокруг. (Автору реферата здесь видятся прямые параллели с “медитацией при
ходьбе” вьетнамского автора Тхит Нат Хана и методикой индийских йогов Как я упоминал выше в реферате, одно из двух основных направлений в практике воина – контролируемые сновидения (“сновидение – лучший путь к обретению Силы”). Достижение контролируемого состояния сна требует контроля, то есть тщательной подготовки или предварительной медитации.
Медитация позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстранённо наблюдать себя и своё поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях – понять причины возникновения и развитие этой ситуации, эмоционально отреагировать её, изменить отношение к ней и найти новые способы её решения. Как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных её модификациях, в технику комплексной аутогенной тренировки, используется в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции. В психотерапевтических целях применяются сравнительно простые технически приёмы медитации: концентрация на дыхании, на собственном теле, на позе, на предмете. При овладении ими руководствуются следующими правилами: 1) медитация проводится в тихом и тёплом помещении; 2) медитация проводится натощак или не ранее полутора часов после еды; 3) занятия должны быть регулярными, порядка 3-4 раз в неделю по 15-45 минут; предпочтительнее ежедневные короткие занятия, нежели редкие и длинные; 4) медитацию надо проводить с установкой пассивного принятия всего происходящего (предоставить событиям идти своим чередом, исключить критику и анализ). При проведении медитации используются простые позы, не вызывающие напряжения в теле и привычные для занимающегося – например, сидя на стуле со спинкой или лёжа на спине. На первых этапах предпочтительнее занятия в группах под руководством тренера, владеющего техниками медитации. Сложно определить конкретные формы медитации, которые лучше всего подходят для тех или иных индивидов. Поэтому большего эффекта добиваются, предложив пациенту несколько медитативных методик. Именно психотерапевт должен оценить целесообразность применения медитации в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.
Существуют многочисленные публикации, в которых изучается, какое психологическое и физиологическое влияние оказывает медитация, как она может помочь человеку в повышении уровня работоспособности, в регулировании своих психических состояний. Различные техники медитации, в чём-то совпадая друг с другом, могут давать разный эффект.
Улучшение способности к восприятию даёт возможность рассмотреть собственные привычки и психологические процессы. Медитирующий обнаруживает, что обычное состояние ума бесконтрольно, бессознательно и наполнено фантазиями, представлениями. Медитация положительно влияет на творческие способности (креативность),
увеличивает чувствительность восприятия, эмпатию, чувство самоконтроля. Можно привести в пример результаты психологического тестирования
восприятия, проведённого среди практикующих буддийскую медитацию. У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Другими словами, они принимали свои неврозы весьма спокойно. Кстати, воздействию медитации подвержена сердечно-сосудистая система; во время медитации нормальный ритм сердечных сокращений замедляется, а регулярная практика ведет к понижению кровяного давления. Многие воздействия медитации кажутся благоприятными и исследователи полагают, что она может лечить различные психологические и психосоматические нарушения. Имеются в виду такие психологические нарушения, как тревоги, фобии, посттравматические стрессы, мышечное напряжение, бессонница и слабая депрессия. Таким образом, медитация способна оказывать разнообразное воздействие на
людей, в частности, её действие отражается на общем улучшении психического
и физического здоровья и саморегуляции. По сравнению с другими методами
практика медитации является более осмысленной, приносит больше радости,
легче поддерживается и способствует развитию интереса к самопознанию. Подытоживая, можно сказать, что людям, кто продолжительное время и с успехом практикуют медитацию, свойственны некоторые общие черты: повышенный интерес ко внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям, самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам и большая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности. Творческая часть Георгий Иванович Гурджиев (Гюрджиев) (1877-1949) – философ-оккультист
греко-армянского происхождения. Он мечтал об открытии Институт
гармонического развития человека, что ему и удалось сделать сначала в Четвертый путь духовного развития практичен и реалистичен. В любом деле
человек должен действовать руководствуясь знанием и опытом. Чтобы человек
мог развиваться, он должен знать не только устройство своего организма и
его функционирование на многих уровнях, но и реальное состояние По Гурджиеву, разница между тем, что о себе думает человек, и тем, чем он
является в действительности, наиболее очевидно проявляется в представлениях
человека о своей личности, ответственности за свои действия и свободе воли. Важный элемент в учении Гурджиева – три центра, три отдельных уровнях функционирования человека. Верхний этаж – интеллектуальный центр, средний этаж – эмоциональный центр, и нижний этаж – местоположение контроля над тремя функциями; в нижнем этаже находится двигательный центр и половой центр. В добавление к этим пяти центрам, действующим в каждом нормальном человеке, есть ещё два центра, которые, хотя они и полностью сформированы и действуют постоянно, не имеют связи с другими. Это высший интеллектуальный центр в высшем этаже и высший эмоциональный центр – в среднем этаже. В обычном человеке пять центров функционируют каждый сам по себе и не гармонируют друг с другом, а высшие центры не используются. Изучение неправильной работы центров – один из ключей к пониманию механики человеческой психологии. Препятствием к высшим уровням сознания является изобилие в повседневной жизни и отождествление, в состоянии которого человек “не помнит себя”. По Гурджиеву, толчок или побуждение к работе над самосознанием может возникнуть только тогда, когда иллюзия имеющихся у нас способностей, которыми мы действительно не владеем, пропадает. Другая характеристика обычного бодрствующего состояния – это механический ненужный разговор, который вызывает бесполезную утечку энергии и является препятствием к развитию высших состояний сознания. Она связана с другой болезнью – ненужных физических движений и напряжений в теле: подергиваний, суетливых движений, постукивания пальцами, притопывания ногами, гримасничания и т.п., которые служат для того, чтобы истощать ежедневную порцию энергии, которая могла бы быть использована, если только человек знает, как, для повышения уровня полезного внимания. Отношения сущности и личности – ещё один ключевой момент. Согласно Что касается непосредственно медитации в системе Гурджиева. Работа над
собой наиболее благоприятно протекает в условиях, которые являются для
человека повседневными. Четвертый путь требует, чтобы человек был "в мире,
но не от мира", как гласит суфийская пословица. Первая линия работы – это
длительная попытка последовать древнему изречению "познай самого себя" Усилия вспоминать себя в течение дня поддерживаются через связь с
состоянием, достигаемом в спокойной, пассивной медитации каждое утро перед
началом дневной деятельности. Сначала этот период сидения в медитации будет
заключаться только в заключении физической релаксации и увеличении общего
сознавания физического состояния тела при фокусированном внимании на
физических ощущениях. При достижении прогресса и уверенности, что
установлено твердое основание в ощущении тела, в дальнейшем в практике Прогресс во внутреннем развитии при применении различных медитативных
практик следует общему курсу. Сначала ум находится в большой активности, и
его болтовня не поддается никаким попыткам продвинуться к внутренней тишине
и простому вниманию к физическому телу. Со временем и постепенно близкое
знакомство с внутренним процессом допускает некоторое освобождение от
отождествления с его капризами, и здесь появляются моменты ясного сознания. Ритмические гимнастические движения и танцы, взятые Гурджиевым из
различных традиций Востока, используются в качестве помощи в первой линии
работы. Они являются определённой формой медитации – медитации в действии
1. Ю. Каптен. "Основы медитации". Самара, 1992 -----------------------
|
|
© 2010 |
|