РУБРИКИ

Технология организации профессионально-направленной адаптации студентов инженерных специальностей

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Технология организации профессионально-направленной адаптации студентов инженерных специальностей

Технология организации профессионально-направленной адаптации студентов инженерных специальностей

Технология организации профессионально-направленной адаптации студентов инженерных специальностей

Муратова Е.И., Дорохова Т.Ю.

В психолого-педагогических исследованиях проблема профессионально-направленной адаптации рассматривалась в работах Л. А. Даренских, Г. Г. Кайтукова, Т. И. Катковой, Т. В. Петриченко, С. А. Руновой, И. В. Сорокина, Л. П. Щепотько и других. Однако среди них отсутствуют работы, посвященные особенностям протекания данного процесса у студентов технических вузов.

Проведенный нами анализ свидетельствует о том, что абитуриенты технических вузов менее информированы о выбранной специальности, чем желающие поступить в университеты, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные и творческие вузы, и почти не в состоянии оценить собственные способности к инженерно-технической деятельности. В отличие от будущих учителей и врачей, абитуриенты технических вузов — вчерашние школьники — реального контакта с инженерным делом, как правило, не имели. Работу инженера им представить гораздо труднее, чем деятельность выпускника сельскохозяйственного вуза. Успехи инженеров известны не так широко, как достижения представителей творческих профессий (актеров, музыкантов, художников, журналистов и др.). Значительное число абитуриентов технических вуз имеют лишь общее представление об инженерной профессии.

В качестве специфики деятельности будущих инженеров пищевого профиля можно выделить:

· сложное построение технологических линий, различные варианты машинно-аппаратурного оформления технологических стадий;

· особенности конструкций основного и вспомогательного оборудования

· сложное узкоспециализированное оборудование;

· использование разнообразного сырья растительного и животного происхождения;

· соблюдение жестких санитарно-гигиенических требований и правил технохимического контроля производства;

· малые сроки хранения сырья и готовой продукции;

· повышенные требования к качеству и биологической безопасности пищевых продуктов;

· многообразие технологий производства продуктов питания.

Специфика обучения будущих инженеров пищевого профиля в техническом вузе заключается в том, что они в процессе выполнения курсовых работ и проектов должны уметь решать задачи по разработке технологического оборудования и технологий, реконструкции и модернизации производства, механизации технологических операций, повышению качества продукции, а также задачи, связанные с экономией трудовых ресурсов, сырья, материалов и энергии.

Поэтому уже на первом курсе студентам необходимо овладеть различными видами учебной деятельности (слушать и конспектировать лекции, работать с первоисточниками, готовиться к семинарским и практическим занятиям), включиться в студенческую жизнь (установить контакты в группе, участвовать в общественной жизни вуза и т. п.), научиться правильно распределять время. Процесс адаптации усложняется в связи с тем, что на первых курсах изучаются общеобразовательные и общеинженерные дисциплины, знание которых обычно мало связывается студентами с будущими профессиональными функциями. В этот период знания о специальности поверхностны и почти не пополняются, при этом интерес к профессии значительно снижается, поэтому необходимо разработать и реализовать в вузе технологию профессионально-направленной адаптации.

Под профессионально-направленной адаптацией мы будем понимать процесс постепенного приспособления еще в период обучения в вузе к приобретаемой профессии, овладение профессиональными навыками и умениями, формирование устойчивого положительного отношения к своей будущей профессии, процесс вхождения студентов в круг новых повседневных обязанностей, самоутверждения в учебном коллективе, активного приспособления к новым формам и методам обучения, к условиям труда, быта, отдыха, существующим в высшем учебном заведении, появления и углубления интереса к своей специальности и осознания необходимости профессионального самовоспитания.

Процесс профессионально-направленной адаптации личности начинается еще в школе при выборе профиля обучения и будущей профессии, охватывает период пребывания в учреждениях профессионального образования и период вхождения в профессиональную среду. Поэтому его можно рассматривать как систему, состоящую из нескольких подсистем – довузовской, вузовской и послевузовской адаптации. Для определения оптимальных путей повышения эффективности процесса адаптации студентов мы использовали методологию функционального моделирования IDEF0 [3].

При построении IDEF0-диаграмм определяют входящие, выходящие, управляющие интерфейсные дуги, дуги-механизмы, а также цель разработки IDEF0-модели.

В качестве входящих интерфейсных дуг системы выступают: актуальность и привлекательность профессии, познавательный, коммуникативный и творческий потенциалы личности.

В качестве управляющих интерфейсных дуг выступают: законодательно-нормативные базы регламентирующие деятельность школы, вуза и предприятия, учебные и рабочие планы и программы, стандарт предприятия.

В качестве дуг-механизмов выступают: кадровый состав, материально-техническое, учебно-методическое и программное обеспечение.

В качестве выходящих интерфейсных дуг выступают: интерес к профессии, готовность к трудоустройству и самостоятельной профессиональной деятельности.

Целью разработки IDEF0-модели является оптимизация процесса профессионально-направленной адаптации будущих специалистов.

 соответствии с методологией функционального моделирования IDEF0-диаграмма процесса профессионально-направленной адаптации будущих специалистов показана на рис. 1, диаграмма этапов профессионально-направленной адаптации показана на рис.2.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.