РУБРИКИ |
Технология воспитания |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Технология воспитанияТехнология воспитанияМИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Контрольная работа Технология воспитания Выполнила: студентка 2 курса А.А. Вежеева Ижевск 2008 Содержание Введение 1. Сущность, цели, задачи и виды воспитания 2. Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации 3. Методы воспитания 4. Формы воспитания Заключение Список литературы Введение Педагогика с момента своего зарождения и до середины ХХ в. Занималась почти исключительно вопросами обучения и воспитания детей. Но педагогические исследования воинской и правоохранительной деятельности, проблем высшей школы, развернувшиеся с 50-х годов, показали наличие педагогических проблем и продуктивность целеустремленных педагогических решений в работе со взрослыми. Воспитание – целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, демократических, моральных, правовых, культурных, эстетических, трудовых и др. Воспитанием достигается подготовка человека к жизни в социуме, в обществе, среди людей, к цивилизованному поведению, формирование у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям, обучение разумному удовлетворению своих потребностей, способам самореализации возможностей. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Воспитанность зависит от образованности, обученности и развитости человека и в свою очередь влияет на них. 1. Сущность, цели, задачи и виды воспитания Воспитание – процесс комплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психология воспитания. В педагогическом плане воспитание – это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности – одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания – в придании воспитанности характеристик: - цивилизованных социально ориентированных отношений к жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения; - активности в самоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении при безусловном соблюдении норм морали и права; - гражданственности, любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении к природе, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей. Подлинно воспитан не тот, кто знает, как вести себя, и умеет это делать, а тот, кто вести себя иначе не может. Целью воспитания и выступает формирование такой воспитанности, а задачами – формирование ее компонентов. Последнее определяет существование в системе воспитания взаимосвязанного комплекса видов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, гуманистического, демократического, экономического, трудового, экологического, эстетического, семейного, физического, в духе здорового образа жизни. Воспитанность – интегральный продукт стихийных и целенаправленных педагогических воздействий. Педагогика исследует последние и разрабатывает пути превращения стихийных в регулируемые и оптимально совершенствуемые. Сложные и ответственные задачи воспитания могут быть решены только в единстве с образованием, воспитанием и развитием личности. 2. Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации Являясь подсистемой в общей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно, обладать всеми присущими педагогическим системам элементами, где все должно быть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становится подлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, в вид педагогической деятельности, когда осознается его цель, организуется и проводится подчиненная цели система педагогической работы, характерная особым, воспитывающим содержанием, формами, условиями, методами, приемами, средствами. Воспитание, как и другие виды педагогической деятельности, закономерно. Эти закономерности специфичны, ибо специфичны цели, задачи воспитания, содержание, формы, методы, как и сама воспитанность. Принципы воспитания основаны на понимании их и опыте воспитания людей. Они отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? как организовать? какими методами достигнуть? Отсюда и три группы принципов: содержательные, организационные и методические. Они тесно взаимосвязаны, перекрывают друг друга и реализуются в едином комплексе. Содержательные принципы воспитания позволяют отбирать и совершенствовать содержание воспитания и педагогические воздействия с учетом цели воспитания, ставить воспитателю и самоформирующемуся человеку промежуточные цели и задачи, конкретизировать их с учетом особенностей человека, группы, времени, места и условий. Принцип воспитательной целеустремленности обязывает всю работу формирующего себя человека и работу с ним строить с установкой на повышение уровня воспитанности, на достижение воспитательного эффекта, но с мыслью в сознании: «Не навреди!» (люди портятся легче, чем исправляются; невоспитанность легче предупредить, чем преодолеть). Без стремления руководствоваться этим принципом, без ясных целей и подчиненности их достижению содержания воспитательных усилий воспитательные возможности могут превратиться в «унесенные ветром». Важно стремиться в воспитании к полному достижению его целей, принимать все меры к этому. Принцип цивилизованности и созидательности предписывает при любой воспитательной работе, при любой конкретизации ответа на вопрос «чему воспитывать?» помнить, что главное – это возвышение, а не подавление человека, содействие в его подъеме на уровень ценностей и достижений человеческой цивилизации, культуры, интеллекта, а не отдельной корпоративной группки, не временным, а долговременным жизненным интересам в самореализации и самоутверждении. Главное – помочь стать достойной общего уважения личностью и индивидуальностью, гражданином мира, сыном своей Родины и народа России, продолжателем вековых традиций, созидателем, активным творцом. Место и роль воспитания в том, чтобы пробудить, развить, усилить стремление каждого человека к этому, сделать это стержнем, стратегической линией в своей жизни не на словах, а на деле, не когда-то потом, а в любом возрасте, здесь и сейчас. Принцип связи с жизнью и деятельностью подчеркивает необходимость конкретизации целей и задач воспитания человека с учетом далекой перспективы и имеющихся условий, этапа жизни, стоящих перед ним в данное время задач, осуществляемой деятельности. Так, содержание воспитания школьников, студентов и специалистов-практиков, имея долговременное общее, включает и различия. То же можно сказать и о содержании воспитания учителей, инженеров, врачей, военных, юристов и т.д. Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания, опираясь на закономерную непрерывность происходящих в человеке по ходу жизни изменений, указывает на необходимость конкретизировать задачи воспитания с учетом возраста, проводившейся до этого работы, реального уровня воспитанности. Необходимо упорно продолжать линию на достижение долговременной цели воспитания, опираться на достигнутое. Преемственность должна быть и при переходе человека из одной системы воспитания в другую. Например, система воспитания в вузе должна продолжать ту, которая существует в школе, но поднимать планку воспитанности до высот, нужных взрослому человеку и специалисту для самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Организационные принципы воспитания позволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе. Принцип подчиненности воспитания интересам целостного формирования личности и его взаимосвязь с образованием, обучением и развитием личности. Он соответствует целостности личности и условиям успешности воздействий на нее. Нельзя усовершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуя даже 10-15 качеств, но по очереди. Нельзя добиться успеха, когда на одних мероприятиях пытаются только воспитывать, на других – только учить. Нельзя сначала учить, а потом воспитывать, и наоборот. Нельзя одним людям заниматься воспитанием, другим – обучением, третьим – образованием, четвертым – развитием. Процесс воспитания по всем основаниям должен быть целостным. Принцип единства воспитания и самовоспитания, педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью личности. Дороги, которые мы сами выбираем, делают нас такими, какие мы есть. Никто не может заставить человека быть воспитанным. Даже сто воспитателей не в состоянии добиться того, на что способен сам человек, если захочет. Можно заставить человека поднять руки, повернуться направо, сесть, но никто не может заставить его быть убежденным в чем-то, считать нечто правильным и ценным, страстно желать чего-то и отдавать себя целиком достижению цели. Воспитание без самовоспитания, без открытости человека воспитательным воздействиям, без его свободного выбора двигаться вместе с педагогом к единой воспитательной цели неэффективно и даже вредно. Организация самовоспитания людей в разных учреждениях, организациях, семье – наиболее демократичная форма педагогической работы, приобретающая особую важность в условиях современных тенденций и подходов к свободному развитию личности. Без нее воспитательный процесс похож на попытку двигаться без двигателя. Самовоспитание людей студенческого и последующих возрастов – наиболее подходящий для них способ личностного роста, самореализации и самоутверждения. Принцип единства воспитывающей среды, коллектива и деятельности ориентирует на всесторонний учет воспитывающих реальностей жизни при организации системы воспитания и в процессе воспитания, а также максимально возможное исключение неблагоприятных влияний. О среде, связанной с положением в семье, вне стен образовательного учреждения или трудового коллектива, уже сказано выше. Если в ней есть что-то неблагоприятное, надо сделать все возможное, чтобы изменить к лучшему, усилить целенаправленные воспитательные воздействия, сменить среду, максимально активизировать самовоспитание. Особую роль педагог отводит первичному коллективу, членом которого является личность и среда которого образует непосредственное окружение. Деятельность – мощный фактор, оказывающий многогранное психологическое и педагогическое, в том числе и воспитательное, влияние на человека. Параметры осуществляемой деятельности – ее цели, задачи, организация, условия, средства, методы, результаты – формируют у него связанные с ними взгляды, убеждения, личные ценности, планы, желания, интересы, отношения и другие элементы воспитанности. Методические принципы воспитания построены на основе выявленных в богатом опыте и специальных исследованиях закономерных зависимостях между методами воспитательных воздействий и результатами. Принцип терпеливой настойчивости, оптимизма и доброжелательности в воспитании отражает сложность отыскания эффективных путей и методов достижения желательных педагогических следствий, необходимость настойчивых и терпеливых поисков, без срывов при неудачах и с верой в успех. Неверие в возможности воспитания – случай не редкий. Оно обострилось в обстановке общего снижения нравственности и культуры российского общества, авторитета власти, безнаказанности многих людей, преступивших закон. Воспитание всегда было наисложнейшим делом. Нельзя не признать, что ныне оно действительно столкнулось с большими трудностями, но так было не раз в истории человечества, и нужные средства и пути всегда находились. Работа воспитателя с верой в успех приближает и увеличивает его. Оптимизм воспитателя передается всем, с кем он работает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков, обвинений, наказаний, тем больше хорошего настроения, бодрости, доброжелательности. Принцип авторитета воспитателя и педагогического сотрудничества. В воспитании огромное значение имеет личность того, кто воспитывает, его взаимоотношения с человеком, на которого он воздействует. Опыт свидетельствует, что при всем разнообразии стилей, педагогических систем, методов и методик, приводящих к успеху, общим условием успеха выступает авторитет воспитателя и атмосфера отношений, которая именуется педагогическим сотрудничеством. Авторитет воспитателя – это особое отношение к нему воспитываемых, характерное добровольным признанием ими его достоинств, превосходства в знаниях, мастерстве и опыте, его порядочности, честности, справедливости. Воспитывать успешно может лишь тот, к кому тянутся, а не тот, от которого бегают. Педагогическое сотрудничество – это такое построение совместной работы, которой присуще обоюдное стремление воспитателя и воспитывающихся к достижению единой цели, получению интересующего обоих результата, взаимопонимание, уважение друг друга, получение удовольствия от совместной работы. Принцип воспитывающей деятельности констатирует факт устойчивых зависимостей между всеми элементами деятельности и соответствующими воспитательными влияниями их на человека. Деятельность может быть игровой, учебной, общественной, трудовой, управленческой, исследовательской и т.д. Воспитывающее влияние усиливается с увеличением интереса, увлеченности человека ею, работой с самоотдачей. Высокоэффективный, творческий, увлекающий человека труд – не обуза, а жизнь человека, нашедшего себя в этом труде. Формальное, равнодушное, малоответственное, безынициативное отношение вредно не только для дела, но и для воспитания самого человека. Принцип гибкого комплексирования методов и такта в воспитании. В педагогике нет плохих или хороших методов. Каждый хорош к месту и ко времени, а также в гибком и обоснованном сочетании с другими, в комплексе. Нужны чувство меры, психолого-педагогический такт в применении разных методов и воздействий. Следует руководствоваться, например, такими правилами: - не подавлять активность воспитывающихся своей чрезмерной активностью, - быть требовательным, но справедливым и уважительным, - проявлять настойчивость, неотступность, твердость, решительность в воздействиях, но без подавления воли, самостоятельности, без самодурства и унижения личности, - быть простым, естественным, доступным, но без наигранности, фамильярности, - доверять, но не попустительствовать, - быть щедрым на похвалу, но без захваливания, - быть внимательным, чутким, заботливым, но не бахвалиться, не напоминать все время об этом, - применять юмор, шутку, иронию, но без пошлости, оскорблений и др. 3. Методы воспитания Под методами воспитания понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата. Средства воспитания – все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия и пр. Приемы воспитания – частные способы (операции) использования методов и средств. Существует немало методов воспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение. К методам воздействия на сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример. К методам воспитания привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков, требование, принуждение. Есть группа методов стимулирования должного поведения: соперничество, состязание, поддержка, показ перспектив, одобрение, поощрение, осуждение, критика, наказание. Каждому методу свойственны свои методические приемы. Так, к приемам метода убеждения относятся: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, демонстрация примера, убеждение фактом, цифрами, статистическими данными, ссылка на опыт других, обращение к чувству собственного достоинства, совести, порядочности, самолюбию и др. Успех применения методов зависит от условий, авторитетности применяющего их, а также его целеустремленности, педагогической грамотности, а главное – личного примера: личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности, справедливости, поведения, общения, отношения к людям, решения вопросов и др. Убеждая кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший по возрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод, называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительно педагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его: - отчетливо осознает воспитательный результат, который должен быть в данной ситуации достигнут, - активизирует в своем сознании педагогическую установку на достижение именно этого результата, - размышляет об индивидуальных особенностях человека, его психическом состоянии, о предупреждении промахов и возможных негативных реакции, - не сбивается с педагогической позиции при фактическом применении метода. 4. Формы воспитания Под ними понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса. Классифицировать их можно по разным основаниям: - по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые, - по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др., - по особенностям способов проведения: лекции (по вопросам воспитания), беседы, обсуждения, дискуссии, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий, индивидуальные поручения, коллективная работа, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др., - по месту проведения: формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы, в быту, при занятиях спортом и др., - по времени проведения: плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка, исправительные и др. Формы тоже не сами по себе, не по названию, не по внешним признакам становятся воспитывающими. Решающее значение опять-таки имеет их педагогическая «начинка» - содержание, организация, условия, методика. Они делаются подлинно педагогическими, воспитывающими, когда организуются с полным учетом требований педагогических принципов воспитания, компетентным подбором и применением методов, средств и приемов. В противном случае они оказываются формальными, не затрагивающими умы и чувства их участников, а то и вызывающими внутренний протест, вредными. К основам научно-педагогического знания относятся и другие разделы педагогики, которые более уместно рассмотреть в других главах. Заключение Таким образом, мы выяснили, что воспитание – это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Возникнув в Древнем Египте, они постепенно распространились по миру. Мы выяснили, что развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных организаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение. В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие. При воспитывающем обучении достигается взаимосвязь между приобретением знаний, умений и навыков и формированием личности обучающихся. В процессе воспитывающего обучения осуществляются основные задачи воспитания и выявляются полноценность или неполноценность социальной ситуации развития, существенно влияющей на процесс развития личности. Список литературы 1. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423с. 2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688с. 3. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с. |
|
© 2010 |
|