РУБРИКИ |
Типологические особенности личности в профессиональной среде |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Типологические особенности личности в профессиональной средеТипологические особенности личности в профессиональной средеТипологические особенности личности в профессиональной среде. Восточная мудрость гласит: человек, увлеченный своей работой, живет дольше, чем тяготящийся ею. Эта философская мысль находит свое подтверждение во многих высказываниях. От изящного замечания английского экономиста Джона Беллерса: «Труд подливает масло в лампу жизни» - до размышлений русского хирурга Н.Н. Бурденко: «Тот, кто работает, всегда молод. И иногда мне кажется, что может быть, труд вырабатывает какие-нибудь особые гормоны, повышающие жизненный импульс». Размышляя над данными высказываниями, мы видим, что работа приносит радость в жизни, удовлетворение и возможно продляет саму жизнь человека лишь в том случае, если этот человек увлечен своей работой, если она любима. А любима и желанна работа в том случае, если она выбрана верно. Зона оптимального выбора профессии – это зона совпадения его интересов, склонностей, способностей, физических, личностных особенностей с потребностями общества. Но зачастую случается так, что выбранная профессия не удовлетворяет человека. С чем это может быть связано? На наш взгляд, одной из причин является несоответствие типологических особенностей человека и выбранной профессиональной среды. Уже в 9 классе перед многими учащимися встает вопрос о том, какую профессию выбрать, как правило, выбирая профессию, учащиеся совершают определенные ошибки, такие как выбор профессии «за компанию», перенос отношения к человеку на его профессию, незнание мира профессий, а так же незнание своих психологических особенностей, темперамента, характера, склонностей, способностей. К сожалению, в условиях современной школы мало уделяется вопросам профориентации, а именно тому, как помочь ученику правильно выбрать свою будущую профессию. Типологические особенности личности в профессиональной среде. Мы увидели, что существуют различные типологии личности в профессиональной среде, как отечественных, так и зарубежных, с помощью которых предлагается определить для каждого типа личности наиболее подходящую область профессиональной деятельности. Например, типология Е.А. Климова, Дж. Холланд. Авторы большинства таких типологий разрабатывают методику, по результатам прохождения которой предлагается содержательная модель свойств темперамента, черт характера и разного рода качеств личности, причем предполагается, что все эти особенности личности могут быть востребованными именно в определенной сфере. Однако, для уверенного использования и практического применения типологических методик остается открытым вопрос установления согласованности, с одной стороны между результатами типологических методик и, с другой стороны, результатами методик непосредственно направленных на выявление типа темперамента и выраженности черт характера. Проблемой нашего исследования является необходимость выявления особенностей темперамента и акцентуаций характера у лиц, отнесенных к тому или иному типу по типологии Дж. Холланда. Объект исследования: профессиональная типологизация личности. Предмет исследования: выявление особенностей темперамента и акцентуаций у лиц, отнесенных к тому или иному типу по типологии Дж. Холланда. Цель: определить характер сочетания результатов по типологической методике Дж. Холланда и методиками выявления типа темперамента и акцентуаций характера (Г. Айзеик, К.Монгард). Задачи: 1. Определить сущность профессионального самоопределения. 2. Рассмотреть некоторые подходы к типологизации личности в профессиональной сфере (а именно типологию Е.А. Климова, Дж. Холланда). 3. Изучить методики, направленные на исследование особенностей темперамента, акцентуаций характера (Г.Айзеик и К.Монгард) и типа личности (Дж. Холланд). 4. Определить необходимость, практическую значимость проведения исследования при помощи соответствующих методик. 5. Описать процедуру проведения исследования. 6. Сделать выводы по результатам исследования. В нашей работе мы исходим из предложения о том, что результаты, полученные при выявлении особенностей темперамента и акцентуаций характера, будут согласовываться с результатами изучения личности по типологической методике Дж. Холланда. Анализ работы в области профориентации Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, Э.Ф.Зеера показал, что при выборе профессии важно учитывать личностные особенности человека, а так же профессиональная сфера накладывает отпечаток на личность человека. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, психологическое тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных, обобщение собранных данных. Часть I §1 Теоретические основы профориентационной работы 1.1 О развитии профессионального самоопределения в России. Чтобы лучше понять, в чем суть проблемы профориентационного самоопределения, следует задать вопрос: когда и где должна была возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1093 г. В Страсбурге (Франция) и в 1098 г. В Бостоне (США). Обычно называют следующие причины появления служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в город, проблема поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее подходящих людей уже со стороны работодателей. Но это все социально-экономические причины, а каковы психологические причины возникновения профориентации? Главная причина заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора. Проблема свободы выбора порождает значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор; страх перед ответственностью вызывает внутреннюю напряженность и даже особые неврозы. Но поскольку не все люди готовы к такой ответственности, то возникла насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих эти сложнейшие жизненные задачи. Основные этапы развития профориентации в России: 1. 1897 г. – первая служба по «приисканию» работы в России. Выделяли четыре типичных варианта выбора профессии: - согласно семейным традициям; - случайный, необдуманный выбор; - выбор по призванию; - выбор по расчету. В дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий альманах», «Адрес-календарь»). 2. 1921 г. – по прямому указанию Ленина при центральном институте труда была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Профориентация активно развивалась, появились лаборатории, Бюро по профконсультации по всей стране. С 1930 по 1933 года было открыто 47 Бюро профконсультации. 3. Период сталинского тоталитаризма – профориентация, реально связанная с проблематикой свободы выбора, была заперещена. 4. 60-е годы (период хрущевской «оттепели») профориентация вновь начала появляться, были открыты лаборатории в НИИ в Киеве, в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. Из-за долгого перерыва в развитии профориентации, профориентационные разработки еще долго оставались на достпточно простом уровне. 5. В годы брежневского правления (с середины 60-х до середины 80-х годов) профориентацию не запрещали. Но в итоге многих свобод (на первое место ставились не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны), в этот период профориентация стала деградировать. 6. С середины 80-х годов в стране на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, прежде всего в плане увеличения свобод. В 1984 году вышло постановления ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. Было создано более 60 региональных центров профессиональной ориентации, а в регионах – множество пунктов профконсультаций, активно готовили профконсультантов, в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии». В итоге в 1986 году была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспеутивой дальнейшего совершенствования. 7. В 1991 г. – закон «О занятости населения», где профориентацию из школы перевели в службу занятости. В 1992 г. Вышел закон «Об образовании» и сразу резко сократилось финансирование школы и профориентаций. Школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением. Министерство образования от профориентации фактически отказалась, а в Министерстве труда она обозначалась как «дополнительная услуга». Таким образом, сейчас у профориентации не лучшие времена, но ее все-таки не запрещают. [Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». М.: «первое сентября» 2004 г. Стр.11-16] 1.2 Сущность профессионального самоопределения. Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства. Как уже отмечалось, важнейшим кретерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы выбора. [Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение». Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, 1996 г. Стр. 13] Понятие «профессиональное становление личности» достаточно широко используется в современной психологии. Обобщенная психологическая характеристика профессионала может быть представлена, по мнению А.К. Марковой, следующим образом: специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности; сознательно изменяющий себя в ходе осуществления труда; нашедший свое индивидуальное предназначение; стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе. В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения. Это ставшие классические исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климов (1976, 1983, 1988, 1990), А.Е. (1979), Л.А. Йовайми (1983), В.В. Назимова (1972), Е.Н. Чистякова (1989, 1993) и др. Особенностью этих исследований является все более усиливающиеся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Е.Н. Головаха и А.А. Кроник (1984, 1988, 1993) при планировании и рассмотрении жизненного пути человека используют разработанную ими идею «событийного подхода». Существует множество зарубежных исследований в области профориентации. Например, А.Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию – как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значительном для себя деле. Н.Гисберс и И.Мур рассматривают процесс профконсультации как помощь, прежде всего в жизненном самоопределении: «Пожизненное самоопределение – как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека». Дж. Холланд выделяет шесть личностных типов, позволяющих определить «личностный код» и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды. Многообразие различных концепций вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, а так же неоднородностью населения конкретных стран, регионов. В чем же сущность самоопределения? П.Г. Щедровицкий видит смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмыслить собственную сущность (1993 г.). В. Франки определяет полноценность человеческой жизни через его способность «выходить за пределы самого себя», а главное – находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни (1990 г.). Рассуждая о самоопределении и самореализации, И.С. Кон связывает их с выполненным делом и взаимоотношениями с окружающими людьми. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. Соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация» выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий комплекс мер по оказании помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально-ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И Профориентацию, и профконсультацию можно определить как «ориентирование» школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. [Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение». Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, 1996 г. Стр. 14-30] Традиционно процесс профессионального становления человека рассматривается как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий. Эти стадии так или иначе связаны с возрастными этапами развития человека. Укажем эти стадии: 1. Фаза оптанта: человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. 2. Фаза адепта: это человек уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. 3. Фаза адаптации: «привыкания» молодого специалиста к работе. 4. Фаза интернала: это уже опытный в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справиться с основными профессиональными функциями. 5. Фаза мастерства: может решать и простые, и самые трудные задачи, выделяется какими-то специальными качествами, умениями, обрел свой индивидуальный стиль деятельности, результаты стабильно хороши. 6. Фаза авторитета: мастер своего дела, уже хорошо известен в профессиональном кругу и за его пределами. Имеет высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень пр.). 7. Фаза наставничества: авторитетный мастер своего дела: передает свой опыт ученикам, последователям, перенимателям опыта. [Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996 г. Стр. 419-424] В своей работе мы остановимся на первой фазе самоопределения – фазе оптанта, которая чаще всего имеет место быть в школьном подростковом возрасте. Выбор профессии – дело личное, поэтому специалисты говорят о профессиональном самоопределении. Самостоятельный выбор профессии и рода занятий гарантируется не только Конституцией страны, но и Всеобщей декларации прав человека. Однако не все школьники готовы к такому самоопределению, а кто-то даже и не стремится к принятию на себя ответственности за столь важный жизненный выбор. Именно в этом заключается важнейшая психолого-педагогическая проблема профориентации – страх перед собственным выбором. В такой ситуации выпускник школы ищет для себя и часто находит довольно замысловатые пути избегать ответственности за профессиональное и личностное самоопределение. Напоминаем, что «личностное самоопределение» - это нахождение своего образа «Я», постоянное развитие этого образа, утверждение его среди окружающих людей. Личностное самоопределение есть высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Профессиональное самоопределение (по Е.А. Климову) предполагает более конкретную деятельность, определяемую специфическими, условиями, средствами труда, и так же спецификой межличностных производственных определений ответственности за данную работу. В этом случае возможны такие варианты поведения: 1. Обращение за советом о выборе профессии и учебного заведения к более авторитетным сверстникам и четкое следование этим советам. К сожалению, советы часто на существующих предрассудках о том, что есть «лучше» и что «явно неприемлемо». В результате подростки почти поголовно выбирают такие профессии, как юрист, экономист, менеджер, психолог и т.п. 2. Обращение за советом к учителям и школьным психологам, которые часто тоже ориентируются на существующие в общественном сознании предрассудки, при этом подыгрывают своим ученикам, предлагая им престижные профессии и учебные заведения. В такой ситуации можно даже говорить о страхе самих психологов и педагогов взять на себя ответственность за неординарные советы. 3. Обращение подростков за советом к родственникам и близким. Нередко советы бывают ориентированы на существующие предрассудки о том, что более «престижно» и «перспективно», а что менее. Их представления о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Подростки могут ориентироваться в своем выборе на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. Нередко СМИ производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. А, как известно, в молодом возрасте человек выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия – всего лишь «средство» достижения желаемого. Проблема здесь в том, что пропагандируемый образ жизни достаточно стандартный, в чем-то пошлый, ориентированный на невзыскательный вкус и именно потому такой притягательный и соблазнительный для неокрепшей души самоопределяющегося подростка. Из сказанного видно, что реально подросток в большинстве случаев опирается на мнение близких и значимых для себя людей. Но способен ли он, в силу социальной незрелости, быть полноценным субъектом своего профессионального и жизненного выбора. Не слишком ли многого мы требуем от еще молодого и неопытного человека, когда говорим о самоопределении и призываем к тому, что ответственность за важный жизненный выбор он должен брать на себя? То, что самоопределяющийся подросток пытается найти дополнительную опору в своем важном жизненном выборе – это нормально. Подросток волнуется, неопределенность перед будущим действительно пугает его, и у него срабатываю защитные механизмы – механизмы подстраховки своего выбора. К сожалению, часто вся подстраховка сводится к ориентации на стереотипы общественного сознания и к их реализации. Но в этом случае не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития, и здесь подросток не самоопределяется, а его «определяют». Если профориентационная работа проводится полноценно, то схема примерно следующая. Еще в младших и средних классах учеников постепенно знакомят с миром профессионального труда, выявляют их основные склонности и способности (прежде всего общую динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать более долгосрочные прогнозы). В идеале, дают школьникам попробовать себя хотя бы по некоторым доступным видам труда. Ближе к старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценносто-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом школьникам не дают готовых рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. [Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». М.: «первое сентября» 2004 г. Стр.31-35] Факторы выбора профессии. Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру, а именно, можно выделить восемь важных типов обстоятельств, которые старшекласснику полезно «не забыть», принять так или иначе во внимание при обдумывании профессионального будущего. I. Позиция старших членов семьи. Возможные разновидности взаимоотношений старших и младших членов семьи в рамках профессионального определения. 1. Учащимся предоставляется свобода выбора, в его решение не вмешиваются, таким образом оставляют детей в создавшейся для них трудной жизненной ситуации « на волю случая». 2. Родители, взрослые «принимают близко к сердцу» вопрос о будущем ребенка, согласны с выбором и содействуют его реализации, (иной раз опережают активность ребенка, лишая его самостоятельности). 3. Взрослые не согласны со сделанным выбором. 4. Родители дают детям в той или иной степени извращенную ориентацию: создают неверное представление о профессии; не знакомы с профессией, но активно советуют; не ограничивают детей в выборе профессии, но лишь бы в институт, все остальные варианты отвергаются. 5. Взрослые создают условия для самостоятельного и активного поиска детьми правильных, нравственно обоснованных ответов на вопросы «С кем быть?», «Каким быть?», «Где дальше учиться?», «Где я буду полезен?», «Что я могу дать обществу?» - эти вопросы составляют ядро классического «Кем быть?» [Е.А. Климов, Г.Ф. Королькова. Правильно выбрать… Семья и школа. Журнал для родителей 1977 №5 стр. 26-28] II. Позиция сверстников «значимых других» из круга внесемейного общения. III. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя, психолога. IV. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (ЛПП). Н.С Пряжников предлагает выделить четыре типа ЛПП: 1. Отсутствие самостоятельно построенного учащимся профессионального плана. 2. ЛПП построен самостоятельно, но на очень неполной ориентировочной основе. 3. ЛПП построен с учетом многих нравственных обстоятельств конкретной – «вот этой» - ситуации выбора профессии. 4. Сформирована: готовность самостоятельно строить новые ЛПП в усложняющихся, изменяющихся условиях. Что касается вариантов реализованности ЛПП, то предлагаются следующие пять: 1. Пассивное положительное принятие того способа порождения ЛПП, который фактически состоялся, и успокоенность. 2. Активное выражение ЛПП в повседневных разговорах, спорах о выборе профессии. 3. Частичная реализация ЛПП в тех или иных формах самообразования, пробах сил. 4. После выхода из школы осуществляется реальный выбор учебного заведения, работы, обучения на производстве. 5. Успешная адаптация к избранной профессии и дальнейшее профессиональное развитие. Общая схема принятия человеком решения о выборе профессии может быть примерно такой: 1. Составить себе общую обзорную ориентировку в мире профессий. 2. Выделить возможности и ограничения, связанные с обстановкой в группе близких людей, в обществе. 3. Собрать, упорядочить сведения в соответствии с формулой «моей» профессии, учтя и возможные запасные варианты выбора. 4. Если необходимо, уточнить для себя формулу своей профессии. 5. Обдумать варианты шагов на пути освоения профессии. 6. Мысленно «проиграть», продумать элементы структуры ЛПП. 7. Окончательно принять решение, объявить его уважаемым людям. [Пряжников Н.С., «Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы» М,1998 С.37-40] V. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности. Это звено и основа для формирования его будущей профессиональной пригодности. VI. Уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженных или завышенных притязаний – важные регуляторы и выбора профессии и адаптации к профессиональной общности и взаимоотношений со значимыми людьми. VII. Информированность. Здесь информация, которая касается профессионального будущего, должна быть доброкачественной. VIII. Склонность к тем или иным видам деятельности. Идеальным вариантом был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречить друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы учащегося могут возникать под влиянием предрассудков «чести» и не согласовываться с его же склонностями; его планы могут, с одной стороны, не согласовываться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «утянут» товарищи и т.п. Задача педагога – помочь учащемуся внести максимум порядка, согласованности в его неповторимую ситуацию выбора профессии (найти «консенсус» с родителями, противостоять выбору профессии «за компанию», отстранить от ложных соображений о престижности и сконцентрироваться на том, к чему более склонен и более способен на этом пути и будет успех). [Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1996 г. С.389-397] Определение специфики профессионального самоопределения для школьников имеет важное значение хотя бы для того, чтобы обозначить более адекватные школьному возрасту цели профконсультационной работы и более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики профессионального самоопределения. Специфические задачи профессионального самоопределения: 1. Постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению (учащиеся с 1 по 8 класс) и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане. 2. Психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретного трудового поста – выпускники школ, абитуриенты) 3. Психолого-педагогическая помощь в освоении уже выбранной профессии (студенты). 4. Совершенствование в рамках выполняемой трудовой деятельности в ходе специально организованного повышения квалификации и самообразования (специалисты). 5. Освоение смежных видов профессионального труда, необходимый для более качественного выполнения данной работы (специалисты). Исходя из этого главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение». Издательство «Институт практической психологии» Воронеж 1996 г. Стр. 28] §2 Некоторые подходы к типологизации личности в профессиональной среде. Существует множество типологий личности в профессиональной среде, как отечественных, так и зарубежных, с помощью которых предлагается определить для каждого типа личности наиболее подходящую область профессиональной деятельности. Ниже мы раскрываем две точки зрения таких известных авторов в области профориентации, как Дж. Холланд и Климов Е.А. на вопрос об отношении типа личности к типу профессиональной среды. Климов Е.А. в своей теории профориентации говорит о том, что каждый человек согласно своим личностным качествам принадлежит к определенному типу профессии и старается соответственно этому избрать свою деятельность. На основе этого он выделяет в зависимости от предмета труда такие типы профессий, как: человек – человек, человек – техника, человек – природа, человек – знаковая система, человек – художественный образ. Дж. Холланд придерживается другой точки зрения и считает, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность своим трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личночти типу профессиональной среды. Ведь поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но также и окружением, т.е. той социальной средой в которой он живет. 2.1 Понятие профессии. Поскольку дальше речь пойдет о профессиях, важно раскрыть смысл данного понятия. Исходным концептуальным понятием психологии профессий является профессия. Трактовок понятия «профессия» в профессиоведческой литературе много. Прежде всего это занятие, требует специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Далее, профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения. Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием. Несколько определений в своих работах Е.А. Климов. Наиболее полным является следующее: «Профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему. Приведем еще одно его определение: «С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. : «Профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо учувствует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию. Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия – это исторически возникшее формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные особенности и развитые профессионально важные качества. В англоязычной среде различают понятие «профессия» и «занятие». Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий. В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие наиболее широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности является также социально-профессиональная концепция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Проыессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия – врач, специальности – терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др. Специальность – это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыком, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами. [Зеер Э.Ф. «Психология профессии» Уч. пособ. д/вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003 С. 122] 2.2 Психологическая классификация профессий. Типология Дж. Холланда. Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тысяч профессий и около 40 тысяч специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. За рубежом получили широкое распространение классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим пример таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности. Прежде всего, необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 году. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности – интересов ценностных ориентаций – Дж. Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный. Теоретическая модель каждого типа описывается по схеме: цели, предпочтительные профессиональные роли, способности и специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь. Приводим описания каждого из этих типов. Реалистический (Р). К нему относятся люди с ориентацией на настоящее (лучше синица в руках, чем журавль в небе). Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Его представители занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, животными, машинами. Охотно избирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, шофера и т.д. Их отличает, с одной стороны, способность к усвоению точных знаний, специальных умений, а с другой – недостаток общительности. При этом уровень развития психомоторных качеств преобладает у них над всеми другими свойствами. Интеллектуальный (И). Люди, которые относятся к этому типу, в большей степени ориентированы на творческие – теоретические и в некоторой степени – эстетические ценности, умственный труд. Но размышлениям по проблеме они предпочитают занятия по реализации связанных с ней решений. Их отличают такие качества как любознательность, аналитичность, рациональность, независимость, пунктуальность, методичность и точность, у них хорошо развито абстрактное мышление. Но они обычно недостаточно общительны и им не дано быть лидером. Отдают предпочтение научным профессиям. Отличаются очень высоким уровнем развития как вербальных, так и естественно-математических способностей. Социальный (С). Относящиеся к этому типу обычно ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют установить тесные контакты с окружающей общественной средой. Чертами их характера являются социальность, гуманность, женственность, стремление обучать и воспитывать. Они активны, независимы, хотя им присуще и приспособленность. Наслаждаются деятельностью, связанной с оказанием помощи другим людям. Поэтому в занятиях предпочитают обучение и лечение, выбирая такие профессии, как врач, учитель, психолог, декоратор, бармен. Зато не любят работать с инструментами и машинами. Их отличают хорошие вербальные способности, а математические чаще всего слабо развиты. Ярко проявляются организаторские и коммуникативные умения. Проблемы решают, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. Конвенциональный (К). К нему относятся люди, ориентирующиеся на цели, задачи, ценности, происходящие из обычаев и общепринятого, традиционного состояния общества. Их подход к возникающим проблемам носит стереотипный и конкретно-практический характер. Человека этого типа отличают консервативность и зависимость. Он предпочитает профессии, связанные с расчетами и манипулированием числами, символами, их простым воспроизведением, т.е. канцелярскую деятельность, например, машинопись, бухгалтерию, экономику. Хотя у этого типа людей лучше развиты математические способности, они обладают и неплохими навыками общения, но избегают артистической деятельности. Им не свойственна спонтанность и оригинальность мышления, решение зависит от окружающих людей. Они слабые организаторы и руководители. Предприимчивый (П). Человек этого типа избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявлять энтузиазм, импульсивность, доминантность, энергию, реализовать любовь к приключениям. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, высоким статусом и властью; такие профессиональные роли, в которых может удовлетворить свои потребности в доминантности и признании; например, заведующего, директора, журналиста. Избегает монотонной деятельности, не любит ручной труд. Общие интеллектуальные способности у этих людей посредственны, а вот вербальные несколько выше среднего уровня. Они усидчивы, но у них плохо развита устойчивость внимания и его концентрация, не способны к научной деятельности. Артистичный (А). К этому типу относятся люди, которые отстраняются от отчетливых проблем и видов деятельности. Уже в молодости у них есть высокий жизненный идеал. Они отличаются акцентированием собственного «Я», сложным взглядом на жизнь, независимостью решений. Это женственный, несоциальный тип. Предпочитает занятия творческого характера – музицирование, живопись, литературное творчество, фотографию и т.п. Для него характерны исключительные способности восприятия и моторики. Вербальные способности преобладают над математическими. В общении с окружающими опирается на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Отличается раскрепощенностью, экспрессией, оригинальностью. Но ему недостает тщательности, скрупулезности. Холланд отмечает, что каждый человек в какой-то мере обладает личностными свойствами, характерными для всех шести описанных типов. Однако представлены они в разной мере: одни больше, другие меньше. Поэтому большинство людей можно отнести к тому или иному типу, черты которого у них преобладают и наиболее ярко выражены. Хотя и редко, но встречаются люди, у которых почти одинаково выражены черты двух, трех и более типов. Это смешанный тип личности, представляющий как бы исключение из правил. Модель личности Дж. Холланд изображает в виде шести начальных букв – РИСКПА, отражающих каждый из шести типов личности, причем на первом месте стоит та, черта, тип которой преобладает, а дальше – в порядке убывания, проявления типологических особенностей. Полученная таким образом модель способна характеризовать человека и подвести его к правильному выбору профессии. Суть теории Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность своим трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Ведь поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но также и окружением, т.е. той социальной среде, в которой он проявляет свою активность. Каждая профессия создает определенную среду. Разумеется не сама по себе, а с помощью людей. Представители одной и той же профессии – личности во многом схожие, обладающие общими взглядами, наклонностями. Во многих сходных ситуациях они реагируют одинаково и этим создают определенную профессиональную среду. Реалистичная профессиональная среда. Ее задачи конкретны, решения предполагают настойчивость, силовой натиск. А вот социальные навыки нужны в незначительной степени – только для того, чтобы передавать и воспринимать словесные инструкции. Интеллектуальная профессиональная среда допускает скорее интеллектуальное давление, для которого требуется наличие абстрактного мышления, творческих способностей. Межличностные отношения при этом играют незначительную роль, сводятся во многом к передаче и восприятию сложных словесных конструкций. Конвенциональная профессиональная среда (условная). Для решения возникающих в ней задач необходимы способности к обработке конкретной рутинной и цифровой информации. Способности же общения могут быть весьма слабо развиты. Социальная профессиональная среда предполагает наличие умения разбираться в поведении людей и обучении других, требует постоянного личного общения с ними. Для этого необходимы способность убеждать, красноречие. Предприимчивая профессиональная среда обязывает обладать красноречием, иметь хорошо развитые социальные навыки, уметь разбираться в мотивах поведения – ведь здесь специалистам надо управлять другими людьми. Артистическая профессиональная среда характеризуется решением задачи и проблем, предполагающих наличие художественного вкуса и творческого воображения. Сложные задачи решаются преимущественно с помощью фантазии. Все свои знания, эмоции человек в этой среде стремиться посвятить достижению конкретной цели. Теория Дж. Холланда позволяет оценить совместимость личности с определенным профессиональным окружением, средой. Он разработал шкалу приспособленности различных типом личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника. Р Н К А П С По вершинам модели исчисляется связь между типами личности и профессиональными средами. Она обратно пропорциональна расстоянию от одной вершины до другой в любом направлении. Например, конвенциональному типу ближе реалистический и предприимчивый, поэтому данные типа личности могут приспособиться к подобранным профессиональным средам достаточно успешно К-Р, К-П, Р-К, П-К. Гораздо дальше от конвенционального типа находятся интеллектуальный и социальный, в силу чего эти личности и среды плохо совмещаются. И совершенно несовместимы конвенциональный и артистический типы. Между ними самое большое расстояние. Подобным образом можно рассматривать взаимосвязь каждого типа личности с любой профессиональной средой. 2.3 Классификация профессий Е.А. Климова. В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. Схематично эту классификацию можно представить в виде пирамиды из четырех ярусов: типы профессий, классы профессий, отделы профессий. Пустой прямоугольник на вершине предназначен для обозначения будущей профессии человека. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Б |
О |
Н |
М |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Р |
М |
А |
Ф |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Г |
Пр |
И |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ч-Т |
Ч-П |
Ч-З |
Ч-Х |
Ч-Ч |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый ярус классификаций. Типы профессий. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности.
Страницы: 1, 2
|
© 2010 |
|