РУБРИКИ

Типология характера

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Типология характера

Типология характера

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова»

Институт развития ребёнка


Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии






Реферат по психологии


Тема: Типология характера












Архангельск

2007 г.

Содержание

Введение

1.                 Акцентуация характера

2.                 Типология характера К. Юнга

3.                 Конституционная типология характера

4.                 Трехкомпонентная структура поведения личности

5.                 Типы характера по К. Хорни

6.                 Типология характера Э. Фромма

Заключение

Литература

Введение

Проблема, о которой пойдет речь в данной контрольной работе, занимает человечество уже много столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент и характер.

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.[1]

В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера. Основанием для классификации характера могут служить отношения человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. Остановимся на этой классификации. По данному признаку А.В. Петровский предлагает делить основные черты характера на следующие группы.

1. по отношению к другим людям – общительность или замкнутость, отзывчивость или грубость, устойчивая или неустойчивая привязанность и т.п.

2. по отношению к деятельности (к труду) – трудолюбие или леность, ответственность или безответственность, энтузиазм или пассивность и т.д.

3. по отношению к вещам – аккуратность или небрежность, щедрость или скупость, бережливость или расточительность.

4. по отношению к самому себе – самоуверенность или неуверенность в своих силах, самокритичность, эгоцентризм и т.п.

В социальной группе человек всегда вступает во взаимодействие с другими людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих. [1]

Существуют различные типологии характера, рассмотрим некоторые из них.

1. Акцентуация характера

Психиатрические (клинические) классификации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко) строятся по принципу выделения заостренных, предельно выраженных или «акцентуированных» черт, определяющих особый душевный склад личности.[3]

Акцентуация – это значительное усиление и крайняя выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Проявляется в избирательном отношении личности к психологическим воздействием определенного рода, низкой устойчивости к ним, при достаточной или даже повышенной устойчивости к другим видам воздействий. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Данное понятие введено немецким психиатром К. Леонгардом.

Согласно К. Леонгарду, в структуре личности выделяются основные и дополнительные черты. Основных черт значительно меньше. Они составляют стержень или ядро личности, определяя направленность ее развития, возможности адаптации, ресурсы и ограничения психического здоровья. Заострение, акцентирование этих основных черт вследствие особых условий воспитания и обстоятельств жизни и приводит к формированию акцентуаций.

В составленную им классификацию акцентуаций вошли следующие основные разновидности.

1. Гипертимная акцентуация. Для этого типа характерны: постоянно приподнятое настроение, чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность мимики и пантомимики, стремление к лидерству, склонность к риску и авантюрам, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца. Акцентуированная личность данного типа привлекательна своей энергичностью, жаждой деятельности, инициативностью и оптимизмом. Вместе с тем такие люди нередко переходят грань дозволенного и становятся источником конфликта из-за пренебрежения собственными служебными и семейными обязанностями, подрыва дисциплины, недостаточно чуткого отношения к партнерам по общению, легкомыслия и раздражительности. Поверхностность в общении, тенденция постоянно отклоняться от ключевой темы разговора, не выполнять взятые на себя обязательства и не доводить начатое до конца значительно снижают социальную эффективность их действий. Носители гипертимной акцентуации трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.

2. Дистимная акцентуация. Наблюдается преобладание пониженного настроения, пессимизм, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, медлительность, пассивность. Представители этого типа обычно тяготятся обществом, избегают конфликтов с окружающими и ведут уединенный, замкнутый образ жизни. Высоко ценят тех людей, которые демонстрируют дружелюбное отношение к ним. Склонны подчинятся. К привлекательным и конструктивным чертам носителей дистимной акцентуации относятся серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости.

3. Циклоидная акцентуация. Отличительная черта – чередование фаз позитивного и негативного настроения с различным периодом. Такая цикличность сказывается на характере общения и деятельности: в моменты повышенного настроения носители этой акцентуации общительны и деятельны, а в периоды подавленного состояния – замкнуты и пассивны. Иными словами, на подъеме они проявляют характеристики гипертимной акцентуации, а на спаде ведут себя как лица с дистимной.

4. Возбудимая акцентуация. Этому типу присущи низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций, которые стремительно сменяются вспыльчивостью, раздражительностью, потерей контроля над своими эмоциональными проявлениями. В спокойном состоянии представители возбудимого типа обычно демонстрируют добросовестность, аккуратность, любят детей и животных. Однако, приходя в состояние эмоционального возбуждения, они теряют самоконтроль, становятся агрессивны и выступают активной, провоцирующей стороной в конфликтах. В силу таких качеств возбудимые акцентуанты неуживчивы в коллективе; в семейной жизни они властны и нередко грубо подавляют своих домочадцев. Наряду с угрюмостью, «занудливостью», склонностью к хамству и нецензурной брани такие субъекты, маскируя указанные черты, в определенных ситуациях способны проявлять услужливость и льстивость.

5. Застревающая или паранойяльная акцентуация. Повышенная подозрительность, обидчивость и мстительность, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность, неразговорчивость, высокая чувствительность к социальной справедливости, склонность к нравоучениям, завышенные требования к себе и другим – таковы характеристики застревающего типа.

6. Педантичная акцентуация. Носители педантичного типа редко вовлекаются в конфликты, как правило, оказываясь в них пассивной стороной, легко уступают лидерство другим людям, не склонны к соперничеству, предъявляют окружающим много формальных требований и часто «изводят» членов своих семей чрезмерным стремлением к порядку и аккуратности. Их сильные стороны – добросовестность и надежность, основные недостатки, то есть отталкивающие и нарушающие взаимодействие черты, - формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожная акцентуация. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: неуверенность в себе, низкая контактность, робость, преобладание пониженного настроения, необоснованные опасения, сомнения. В проблемных и конфликтных ситуациях они склонны искать защиту, поддержку и опору. Их привлекательными чертами являются дружелюбие, исполнительность, самокритичность; последняя, однако, может принимать форму болезненного самокопания и подкреплять неуверенность. В силу своих характерологических особенностей тревожные акцентуанты нередко выступают в роли «козла отпущения», становясь мишенью для шуток и издевательств.

8. Эмотивная акцентуация. Такие индивиды демонстрируют избирательность в контактах, ориентацию на задушевность и интимно-доверительные отношения, предпочитая общение в узком кругу «избранных», с которыми достигается понимание «с полуслова». Обиды они «носят в себе», стараясь не выплескивать их наружу. Вместе с тем им может быть свойственна повышенная сентиментальность. Ранимы. Глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям и неудачам. Привлекательные черты этого типа: доброжелательность, эмпатия, повышенное чувство долга, стремление оказать помощь и поддержку. Отталкивающие черты: повышенная чувствительность, чрезмерная эмоциональность, доходящая до слезливости.

9. Демонстративная акцентуация. Данный тип акцентуации характеризуется легкостью установления и поверхностностью контактов, стремлением к доминированию, потребностью быть в центре внимания, жаждой славы и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость и «уживчивость», однако вместе с тем склонен к интригам. Наряду с артистизмом, обходительностью, неординарностью мышления и поступков, способностью увлечь других носителей этой акцентуации отличаются эгоцентризмом, амбициозностью, самоуверенностью, завышенными притязаниями, лицемерием и хвастовством. Демонстративный акцентуант – человек жеста, позер, для которого важнее всего, как он выглядит, какое впечатление производит на других людей; он с легкостью «забывает» о своих неблаговидных поступках, лжет, выдавая свои вымыслы за действительность.

10. Экзальтированная акцентуация. Этому типу свойственны высокая контактность, влюбчивость, обостренная чувствительность, открытость, яркость и искренность чувств, подверженность сиюминутным настроениям, повышенная отвлекаемость на внешние события. Таких людей отличают также альтруизм, привязанность к друзьям и близким, увлеченность и эмоциональная включенность в происходящее, развитое чувство сострадания (эмпатия) и эстетические чувства. Отталкивающей чертой представителей данной типологической группы является эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых перепадах настроения. В проблемных или критических ситуациях они с трудом управляют своими эмоциями, нередко доходя до паникерства и совершая необдуманные импульсивные действия.

11. Экстравертированная акцентуация. Носители акцентуации данного типа общительны, как правило, окружены массой друзей, открыты для любой информации, словоохотливы до болтливости, предпочитают уступать лидерство другим, подчиняться и находиться в тени. К привлекательным чертам таких людей относятся: готовность внимательно выслушать другого и сделать то, о чем он просит, чуткость, исполнительность. В то же время они проявляют и отталкивающие особенности: легкомыслие, подверженность влиянию, необдуманность поступков, страсть к развлечениям и склонность распространять слухи и сплетни. Иногда возникает впечатление, что такой человек неорганизован, несамостоятелен, не имеет своего мнения и стремится «быть как все».

12. Интровертированная акцентуация представляет собой полную противоположность экстравертированной акцентуации. Характеризуется низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от социальной действительности, скрытностью, молчаливостью, повышенной ранимостью. Интроверты предпочитают одиночество, погружены в себя, защищают свою частную жизнь от любого внешнего вмешательства, склонны к философствованию и часто оставляют впечатление эмоционально холодных «идеалистов», не способных к глубоким душевным отношениям с людьми и лишенных привязанностей. Их отталкивающими чертами являются: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей, даже когда их ошибочность очевидна окружающим.

А.Е. Личко, развивая идеи Леонгарда, исследовал акцентуации у подростков, полагая, что в подростковом возрасте эти личностные особенности проявляются особенно ярко и наиболее доступны исследованию. В отличие от своего немецкого коллеги, он рассматривал акцентуации как временные состояния психики. По мере взросления подростка проявившиеся на более ранних стадиях особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем могут вновь проявиться достаточно отчетливо, особенно, в кризисных ситуациях или при развитии какого-либо заболевания. А.Е. Личко выделил 11 типов акцентуаций.

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, любят неспокойные компании сверстников. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума. При высоком уровне развития общих способностей обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них, как правило, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – нередко вступают в конфликты. Имеют много разнообразных увлечений, однако эти увлечения, в большинстве своем, поверхностны и быстро проходят. Гипертимные подростки часто переоценивают свои возможности, демонстрируют чрезмерную самоуверенность, стремятся произвести впечатление на окружающих, злоупотребляя хвастовством и бравадой.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки с акцентуацией характера данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы проводить время со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют агрессивно. Настроение у них меняется с определенной периодичностью от приподнятого до подавленного, тоскливого. Периоды перепада настроений составляют примерно две-три недели.

3. Лабильный тип. Данный тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, что оставляет впечатление непредсказуемости. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми незначительными, например, кем-то невольно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Такие подростки способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь и приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей. Их поведение во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению могут восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальных нагрузках.

5. Сензитивный тип. Подросткам с сензитивным типом акцентуации характера свойственна повышенная чувствительность к происходящему: как к радостным, так и к огорчающим событиям. Сензитивные подростки не любят больших компаний, подвижных игр и шумных мероприятий. Они обычно застенчивы и робки в присутствии посторонних людей, а потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые, необщительные. Избирательны в контактах. Открытыми бывают только с теми, с кем хорошо знакомы; общению со сверстниками предпочитают общение с детьми младшего возраста или, наоборот, с взрослыми. Представители сензитивного типа отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям, ценят старших друзей и приятелей. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, остро проявляется «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ранним и ускоренным интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям, самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают «больше сильны на словах, чем на деле» и рассуждают лучше, чем действуют. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений – с поспешностью действий, безоглядно предпринимаемых как раз в тех ситуациях, когда требуются осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенные черты этого типа – низкая коммуникабельность, замкнутость, неразвитая способность к эмпатии. Шизоидные подростки, как правило, сторонятся сверстников, предпочитают находиться в уединении или в окружении более взрослых людей. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие интереса к ним, не склонны к сопереживанию и пониманию душевного состояния партнера по общению. Их внутренний мир наполнен различными фантазиями и грезами, которые «трудно выразить словами», в нем обнаруживаются особенные увлечения и хобби. Во внешних проявлениях своих чувств такие подростки достаточно сдержаны, кажутся скрытными и неискренними, в силу чего в своей возрастной группе попадают в «зону отчуждения».

8. Эпилептоидный тип. В раннем детстве подростки данного типа часто плачут, «изводя» окружающих, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. Их типичные черты – жестокость, властность, гипертрофированное самолюбие. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы – стремятся установить свои жесткие правила, требуя беспрекословного подчинения, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей, грубом подавлении и страхе. При этом в условиях жестокого дисциплинарного режима они чувствуют себя на высоте, стараются угождать начальству, добиваясь определенных преимуществ перед сверстниками.

9. Истероидный тип. Эгоцентризм и жажда постоянного внимания к собственной персоне характеризуют подростков данного типа. Нередко у них выражена склонность к театрализации, позерству, рисовке. Такие дети не выносят, когда в их присутствии хвалят других или кому-то уделяют больше внимания, чем им самим. Их насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, добиваться похвалы и популярности любой ценой. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы завоевать признание, они выступают в группах в роли зачинщиков и заводил, постоянно «работают на публику». Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и обрести неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность к безделью и праздности, а также тягу к развлечениям. Их «приключения» могут принимать опасный и рискованный характер. У них отсутствуют какие-либо устойчивые интересы, в том числе и профессиональные, они практически не задумываются о собственном будущем. В силу указанных особенностей носителя этого типа акцентуации называют «слабовольным» или «слабохарактерным» человеком.

11. Конформный тип. Основной отличительный признак – «конъюнктурное поведение», бездумное подчинение любым авторитетам или воле большинства. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму во взглядах. Их главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради собственных интересов легко отказывается от прежних убеждений и совершает предательство, но при этом всегда находит «моральное» оправдание своему поступку.[3]

2. Типология характера К. Юнга

Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К. Юнгом. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.[5]

Карл Юнг первым разработал теорию, гласящую, что каждый человек обладает психологическим типом. Он был убежден, что существуют два класса психологических «функций», используемых людьми: первые, через которые мы получаем информацию («воспринимаем» вещи) и, вторые, на основании которых мы принимаем решения. Внутри каждого из этих двух классов существуют два противоположных способа функционирования: мы получаем информацию через 1) ощущения, или 2) интуицию и принимаем решения на основании 1) объективной логики, или 2) субъективных чувств. Юнг говорил, что в своей жизни люди используют все четыре перечисленные выше функции, но каждый отдельный человек использует различные функции с разным успехом и частотой. Функция, которая используется чаще всего, называется «доминирующей». Доминирующая функция настолько важна, что задает тон остальным функциям и всему поведению человека в целом. Таким образом, было определено восемь психологических типов. Направление потока энергии определяет, откуда мы получаем основную часть мотивации. Получаем мы ее изнутри себя (интровертный) или от внешних источников (экстравертный). Сосредоточена наша доминирующая функция вовне или внутри нас. Способ получения информации определяет каким образом мы воспринимаем и усваиваем информацию. Верим мы своим пяти чувствам (ощущающий) или полагаемся на наши инстинкты (интуитивный).

1. Экстравертный ощущающий тип. Нет такого человеческого типа, который мог бы сравниться в реализме с экстравертным ощущающим типом. Его объективное чувство факта чрезвычайно развито. Таких людей будут хвалить как разумных, поскольку люди склонны считать ярко выраженное чувство чистого факта за нечто очень разумное. В действительности же такие люди отнюдь не очень разумны. Этот тип является человеком осязаемой действительности, без склонности к рефлексии и без властолюбивых намерений. Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться. Это человек, не лишенный любезности; напротив, он часто отличается отрадной и живой способностью наслаждаться; по временам он бывает веселым собутыльником, иногда он выступает как обладающий вкусом эстет. Любовь его, несомненно, основывается на чувственных прелестях объекта. Он одевается хорошо, соответственно со своими средствами, у него хорошо едят и пьют, удобно сидят, или, по крайней мере, дается понять, что его утонченный вкус имеет основание ставить некоторые требования к окружающей среде. Он даже доказывает, что ради стиля, безусловно, стоит приносить некоторые жертвы.

2. Интровертный ощущающий тип. Тогда как экстравертный ощущающий тип определен интенсивностью воздействия со стороны объекта, интровертный ориентируется по интенсивности субъективной части ощущения, вызванной объективным раздражением. Он может обратить на себя внимание своим спокойствием, своей пассивностью или разумным самообладанием. Эта своеобразность, которая вводит в заблуждение поверхностное суждение, обязана своим существованием его неотнесенности к объектам. Правда, в нормальном случае объект совсем не обесценивается сознательно, но устраняется в своем свойстве возбудителя тем путем, что возбуждение тотчас же замещается субъективной реакцией, которая не имеет более никакого отношения к реальности объекта. Это, конечно, действует как обесценивание объекта. Внешнему наблюдению дело представляется так, как если бы воздействие объекта вовсе не проникало до субъекта.

3. Экстравертный интуитивный тип. У него тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Он никогда не находится в условиях устойчивых, издавна существующих и хорошо обоснованных, имеющих общепризнанную, но ограниченную ценность. Так как он всегда находится в поисках за новыми возможностями, то в устойчивых условиях он рискует задохнуться. Правда, он очень интенсивно берется за новые объекты и пути, подчас даже с чрезвычайным энтузиазмом, но, как только размер их установлен и нельзя уже предвидеть в дальнейшем их значительного развития, он тотчас же хладнокровно бросает их без всякого пиетета и, по-видимому, даже не вспоминает больше о них. Мышление и чувствование, эти неизбежные компоненты убеждения, являются у него менее дифференцированными функциями, которые не имеют решающего веса и поэтому не способны противопоставлять силе интуиции упорное сопротивление. И все-таки только эти функции могут действенно компенсировать примат интуиции, давая интуитивному суждение, которого он, как тип, совершенно лишен. Физическое благосостояние окружающих, как и его собственное, не является для него веским аргументом. Столь же мало у него уважения к убеждениям и жизненным привычкам окружающих, так что нередко его считают безнравственным и беззастенчивым авантюристом. Так как его интуиция занимается внешними объектами и чутьем выискивает внешние возможности, то он охотно берется за такие профессии, где он может развить свои способности наиболее многосторонне. К этому типу принадлежат многие биржевые дельцы, «акулы» бизнеса, продюсеры, политики и т. д. Этот тип встречается, по-видимому, еще чаще среди женщин, чем среди мужчин. В этом случае интуитивная деятельность обнаруживается гораздо меньше в профессиональной сфере, чем в общественной жизни. Такие женщины умеют использовать все социальные возможности, умеют завязывать общественные связи, разыскивать мужчин, располагающих различными возможностями, и все с тем, чтобы снова все бросить ради какой-нибудь новой возможности.

Никто не может лучше его подбодрить своих ближних или воодушевить их на новое дело, даже если он бросит его уже послезавтра. Чем сильнее его интуиция, тем более его эго сливается с увиденной возможностью. Он оживляет ее, он выводит ее наглядно и с убеждающей теплотой, он, так сказать, воплощает ее. Это не актерство с его стороны, это его судьба.

4. Интровертный интуитивный тип. Черты интровертной интуиции создают своеобразный тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой. Фантазер довольствуется созерцанием, которому он предоставляет оформлять себя, то есть детерминировать себя. Естественно, что углубление интуиции вызывает часто чрезвычайное удаление индивида от осязаемой действительности, так что он становится совершенной загадкой даже для своей ближайшей среды. Если он художник, то его искусство возвещает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми цветами и являются одновременно значительными и банальными, прекрасными, возвышенными и причудливыми. Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным гением, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических» романов. Моральная проблема возникает тогда, когда интуитив вступает в отношение к своему видению, когда он не довольствуется больше одним только созерцанием, своей эстетической оценкой и формированием, а доходит до вопроса: какое это имеет значение для меня или для мира? Что из этого вытекает для меня или для мира в смысле обязанности или задания? Интровертный интуитив больше всего вытесняет ощущения объекта. Это является отличительной чертой его бессознательного.

5. Экстравертный мыслительный тип. Согласно определению, это будет человек, который — конечно, имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов.

Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде.

Испытывать на себе дурные последствия экстравертной формулы приходится больше всего членам его же семьи, ибо они первые неумолимо «осчастливливаются» ею.

Есть экстравертные идеалисты, которые так стараются над осуществлением своего идеала для блага человечества, что сами не боятся даже лжи и других нечестных средств.

Присущая этому типу неполноценность чувства выражается еще иным способом. Сознательная установка, согласно преобладающей предметной формуле, является более или менее неличной часто до такой степени, что личные интересы сильно страдают от этого. Если сознательная установка оказывается крайней, то все личные соображения отпадают — даже забота о своей собственной личности. Обнаруживается пренебрежение к своему собственному здоровью, общественное положение приходит в упадок, самые жизненные интересы собственной семьи подвергаются часто насилию и терпят ущерб в смысле здоровья, денег и морали — и все это во имя идеала. Поэтому нередко бывает так, что более тесный семейный круг, в особенности, например, собственные дети, знает такого отца только как жестокого тирана, тогда как в широком кругу разносится слава о его человеколюбии. Насколько широк размах индивидуального самопожертвования ради интеллектуальной цели, настолько мелочны, подозрительны, капризны и консервативны бывают чувства. Все новое, что не содержится уже в формуле, рассматривается сквозь дымку бессознательной ненависти и обсуждается соответственно с этим.

Мышление экстравертного мыслительного типа позитивно, то есть оно продуктивно. Его мышление не застаивается, и еще менее оно регрессирует.

6. Интровертный мыслительный тип. Интровертный мыслительный тип характеризуется приматом описанного выше мышления. Он, как и параллельный ему экстравертный случай, находится под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъективной основы. Он, как и экстравертный, будет следовать своим идеям, но только в обратном направлении — не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению. Если он уже при построении своего идейного мира не страшится даже самых смелых дерзаний и не воздерживается от мышления какой бы то ни было мысли — ввиду того, что она опасна, революционна, еретична и оскорбляет чувство,— то все же его охватывает величайшая робость, как только его дерзанию приходится стать внешней действительностью. Это противно его натуре. Если он даже и выпускает свои мысли в свет, то он не вводит их, как заботливая мать своих детей, а подкидывает их и, самое большее, сердится, если они не прокладывают себе дорогу самостоятельно. Насколько ему ясна внутренняя структура его мыслей, настолько же ему неясно, куда и как они могут быть приспособлены к действительному миру. Он лишь с трудом может допустить, что вещи, ясные для него, могут быть неясными для других.

Работа у него идет с трудом. Он или молчалив, или наталкивается на людей, которые его не понимают; таким путем он собирает доказательства непроходимой глупости людей. Если же его случайно однажды поймут, тогда он впадает в легковерную переоценку.

Мышление интровертного типа направлено позитивно и синтетично к развитию идей, которые все более приближаются к вечной значимости исконных образов.

7. Экстравертный чувствующий тип. Поскольку чувство есть особенность, явно более свойственная женской психологии, чем мышление, постольку наиболее ярко выраженные чувственные типы встречаются среди особ женского пола. Такого рода женщина живет, руководствуясь своим чувством. Благодаря воспитанию ее чувство развилось до функции, приноровленной и подчиненной сознательному контролю. Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. «Правильно» чувствовать можно лишь тогда, когда иное не мешает чувству. Но ничто так сильно не мешает чувству, как мышление. Поэтому без дальнейших разъяснений понятно, что мышление у этого типа по возможности подавляется. Этим мы отнюдь не хотим сказать, что такая женщина вообще не думает; напротив, она думает, может быть очень много и очень умно, но то, чего она не может чувствовать, она не может и осмыслить сознательно.

8. Интровертный чувствующий тип. В большинстве случаев они молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом. Они не блестят и не выступают вперед. Так как они преимущественно отдают себя руководству своего субъективного ориентированного чувства, то их истинные мотивы в большинстве случаев остаются скрытыми.

Так как этот тип в большинстве случаев кажется холодным и сдержанным, то поверхностное суждение легко отрицает в нем всякое чувство. Но это в корне ложно. Они развиваются вглубь. В то время как, например, экстенсивное чувство сострадания обнаруживается в соответствующем месте в словах и действиях и быстро оказывается способным вновь освободиться от этого впечатления, интенсивное сострадание замыкается и воздерживается от всякого выражения и приобретает, таким образом, страстную глубину, которая вмещает в себя все страдание индивидуального мира и застывает в этом. При чрезмерном сострадании оно способно, быть может, прорваться и повести к поразительному поступку, который будет иметь, так сказать, героический характер, но к которому ни объект, ни субъект не сумеют найти правильного отношения. Вовне и для слепого глаза экстравертного человека такое сострадание кажется холодом, ибо оно не производит ничего видимого, а в невидимые силы экстравертное сознание не в состоянии верить.[7]


3. Конституционная типология характера


Э. Кречмер предложил типологию характера строить исходя из конституции человека.[1] Он выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела (конституции) человека: астенический, атлетический и пикнический. И хотя достаточно глубокое обоснование этой классификации им не предложено, пользуются ею многие психологи и психиатры.

1. Астенический тип – это человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми конечностями, вытянутым лицом, слабой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями.

2. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета, мускулатуры, кожи.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слаборазвитых мышцах плечевого пояса и конечностей.

Следует отметить, что в чистом виде описанные выше три типа конституции человека встречаются довольно редко. Чаще всего бывают смешанные типы: пикнически-астенический, пикнически-атлетический, астенически-атлетический.

Э. Кречмер в своих исследованиях выявил, что тип строения тела коррелирует со склонностями к вполне определенным психическим заболеваниям. Так, маникально-депрессивным характером чаще всего отличаются люди с крайне выраженными чертами пикника, к шизофреническим заболеваниям более склонны атлетики и астеники. Первых он назвал циклотимиками, вторых – шизотимиками. «Душевное настроение у каждого из обоих типов темперамента, – отмечает Э. Кречмер, – постоянно колеблется между двумя другими аффективными контрастами: у циклотимиков, главным образом, между весельем и печалью, у шизотимиков – между повышенной чувствительностью и холодностью».

Исходя из этого, было выделено шесть групп темпераментов в зависимости от того, имеет ли циклотимический темперамент тяготение к полюсу веселого или грустного настроения, а шизотимическии темперамент – к полюсу чувствительности или холодности или же наблюдаются у тех или иных средние данные по этим показателям.

Циклотимики:

1. Гипоманики: пылко-подвижные, веселые.

2. Синтонные: практические реалисты, даровитые юмористы.

3. Тяжелокровные: медлительные, склонные к депрессии.

Шизотимики:

4. Гиперастеники: раздражительные, нервозные, нежные, самоуглубленные, идеалисты.

Здесь понятие «темперамент» дано в трактовке Э. Кречмера как слово, адекватное понятию «конституционный тип личности».

5. Шизотимные (среднее положение): хлоднокровно-энергичные, систематически-последовательные, спокойно-аристократические.

6. Анестетики: холодные, холодно-нервозные, взбалмошные чудаки, аффективно-слабые, тупые бездельники.

Э. Кречмер отмечает, что циклотимики по своей жизненной установке «здесь и сейчас» и своему поведению в обществе склонны всецело отдаваться окружающему миру и настоящему моменту. Они являются людьми с открытым, сердечным и непосредственным характером независимо от того, кажутся ли они слишком предприимчивыми или созерцательными, неподвижными и медлительными. Из них выходят такие типы, как деятельные практики и чувствительные искатели наслаждений, реалисты и добродушно-сердечные юмористы, исследователи-эмпирики, решительные, идущие напролом натуры, ловкие организаторы и умелые посредники.

Жизненная установка шизотимических темпераментов, напротив, состоит в самоудовлетворенности, в создании своей внутренней жизни, изолированной индивидуальной области, внутреннего мира, чуждого действительности, мира принципов, идей и грез. Здесь мы можем увидеть и большое количество дефектных типов – ворчливых оригиналов, эгоистов, безудержных кутил и преступников. Среди социально ценных типов можно обнаружить как тонко чувствующего мечтателя, отрешенного от жизни идеалиста, так и нежного, но в то же время и равнодушного аристократа.

Изучением конституционной типологии характера занимались и отечественные психологи. Так, Н.Н. Обозовым выявлено, что астеники в целом боле устойчивы к стрессу, чем пикники. У пикников более слабая нервная система, у астеников – средняя, а у атлетиков чаще всего – сильная. Лица с астеническим телосложением чаще имеют затруднения в общественных и межличностных контактах. У них открытое и субъективное мышление, а это требует при взаимодействии с ними предельной предупредительности и внимания. Астенические женщины, как правило, имеют проблемы в личной жизни в силу своей замкнутости и субъективного мышления. Напротив, женщины с пикническим телосложением легче справляются с затруднениями в личной жизни. А вот женщины с атлетическим телосложением, когда встречаются с подобными же им людьми, имеют определенные трудности в межличностном общении. Этот тип женщин стремится доминировать в отношениях. Их шумное и самоуверенное поведение подавляет представителей других типов и вызывает агрессивность со стороны таких же, как они. [1]

4. Трехкомпонентная структура поведения личности


Типология Э. Кречмера была дополнена концепцией Н.Н. Обозова о трехкомпонентной структуре человеческого поведения, включающей в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) элементы. Преобладание познавательного или информационного компонента определяет «мыслителя», аффективного (эмоционально-коммуникативного) – «собеседника», а практического (поведенческого, регулятивного) – «практика». Конечно, в структуре личности почти никогда (за редким исключением) эти компоненты («мыслитель», «собеседник», «практик») в чистом виде не встречаются. Всегда имеется определенное сочетание этих типов у каждого человека.

Мыслитель. Для него характерны постоянные размышления о жизни, науке, искусстве. Он любит разнообразные логические задачи, сосредоточен на своих внутренних рассуждениях. Ввиду этого его отличают малая общительность, зачастую неумение решать организационные задачи.

Собеседник. Этот тип ориентирован на общение, установление контактов. Он любит компании, умеет шутить над собой и над другими.

Практик. Представитель этого типа терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Он без труда выступает в больших аудиториях, среди малознакомых людей, может быть хорошим организатором. Практик незаменим в определенных областях производственной деятельности, где требуется четкое выполнение обязанностей, жесткая функциональная взаимосвязь членов коллектива.[1]


5. Титы характера по К. Хорни

В нейрофредизме предпринимается попытка преодоления узкобиологического подхода к пониманию личности и подчеркивается значение социокультурных и социально-психологических факторов в становлении характера.

Так, в работах «Невротическая личность нашего времени» (1937) и «Наши внутренние конфликты» (1945) К. Хорни описала три типа человеческого характера, соответствующих трем базовым ориентациям в отношениях с другими людьми.

1.                 Уступчивый тип – в его основе ориентация на людей (движение к людям), которая в гипертрофирванном виде порождает зависимость и беспомощность; иррациональное кредо человека этого типа: «Если я уступлю, меня не тронут».

2.                Обособленный тип – ориентация от людей способствует формированию защитной установки: «Мне все равно»; в основе иррациональное убеждение: «Самая безопасная позиция – отстраненность»

3.                Враждебный тип – ориентация против людей, предопределяющая враждебность, стремление к доминированию и эксплуатации; формула: «Безопасность – это власть».[3]

6. Типология характера Э. Фромма

С именем Э. Фромма связана разработка понятия «социальный характер», обозначающего сумму личностных качеств, в которых своеобразно преломляются исторически сложившиеся общественные отношения. Социальный характер присущ всем классам и группам, существующим в обществе. Фромм выделил пять устойчивых типов характера.

1. Рецептивный тип. Человек с рецептивным характером считает, что все, в чем он нуждается должно быть доставлено извне. Он пассивно опирается на авторитеты в получении знаний и помощи и вообще ищет в людях поддержки. Любовь для него означает – быть любимым, но не активный процесс любви; он крайне чувствителен к любому недостатку любви или внимания. Пассивность связана с неспособностью отказать другим и бесконечным поиском "магического помощника". Этот тип любит поесть и выпить, что служит средством преодоления беспокойства и депрессии. На жизнь он смотрит, как правило, с оптимизмом и дружелюбием, пока не возникает угроза источнику благополучия. Отзывчив и оказывает помощь другим, но за этим лежит потребность заручиться их благосклонностью.

2. Эксплуатирующий тип. Человек с эксплуататорской ориентацией пытается все получить от людей посредством силы и хитрости. Что касается любви и привязанности, он испытывает эти чувства только к тем, кто еще что-то может дать. Подобным образом он ворует идеи и выдает их за свои. Недостаток оригинальности у многих одаренных людей, утверждает Фромм, объясняется ориентацией характера. Установка распространяется на материальные вещи, крайним примером служит клептомания. Вещь доставляет удовольствие, только если она украдена, даже при наличии большого количества денег. Отличительной чертой является "кусающийся" рот, обычно дающий о себе знать саркастическими, язвительными замечаниями о людях. Этому человеку свойственны подозрительность, цинизм, зависть, ревность. В общем, он предпочитает имеющееся у других и предпринимает максимум возможного в целях присвоения.

3. Накопительный тип. Скряга основывает безопасность на бережливости и сохранении имущества. Расходы вызывают чувство опасности и тревожность. Он окружает себя стеной, за которую вносит, сколько возможно, и старается, чтобы ничего не попало наружу. Скупость распространяется равным образом как на чувства и мысли, так на деньги и вещи. Даже любовь рассматривается в качестве средства присвоения любимого. Поведение характеризуется педантичной упорядоченностью, чистоплотностью, навязчивой пунктуальностью, упрямством. Подозрительность и боязнь интимности обычно являются сопутствующими чертами.

4. Рыночный тип. Люди этой категории относятся к своей личности, как к товару, который можно купить и продать. Они формируют у себя качества, пользующиеся спросом у других. У них отсутствует истинный стабильный характер, и на самом деле они не умеют распоряжаться своей судьбой. Основными являются чувства опустошенности и беспокойства. Рыночная ориентация в равной мере относится к мышлению. Предназначение мышления сводится к быстрому схватыванию явлений в целях успешного манипулирования. Это приводит к поверхностности вместо проникновения в сущность феноменов. У таких людей, чтобы выполнять социальную роль и пользоваться спросом на рынке, не должно сохраниться индивидуальности.

5. Продуктивный тип. Четыре предыдущих ориентации, согласно Фромму, являются непродуктивными. Продуктивность определяется как "способность человека использовать свои силы и реализовать присущий ему потенциал". Подразумевается развитие возможностей творчества и любви, полное их раскрытие. Такой человек не обязательно должен стать великим ученым или художником. Он просто может независимо мыслить, уважать себя и других, получать чувственное наслаждение, не испытывая тревоги, восхищаться творениями природы и искусства. Короче говоря, он наслаждается жизнью. Непродуктивные элементы все еще сохраняются, но они трансформируются. Упрямство, например, становится настойчивостью, стремление к эксплуатации превращается в способность взять инициативу на себя.[6]

Также Э. Фромм описал три модификации социального характера.

Мазохист-садист. Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Такой человек особенно опасен для окружающих, когда он получает над ними власть: он начинает их терроризировать, исходя при этом из «благих намерений». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих до изнеможения. Люди-мазохисты проявляют тенденцию принижать себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя. По мнению Фромма, у людей этого типа наряду с мазохистскими склонностями почти всегда присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться тем, как они страдают.

Разрушитель. Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей.

Конфромист-автомат. Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Это тип сознательного или бессознательного приспособленца. [4]

Заключение

Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера. Поэтому возникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть — до половины всех людей.[5]

Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.

Человек по самому своему существу деятелен. В структуру человеческой деятельности входят как различные непроизвольные, автоматизированные движения, так и преднамеренные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека, как известно, называются привычками. Самый удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.

И все-таки решающие, объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не эти непроизвольные действия и движения человека и не черты его внешнего облика, а его сознательные и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам судим мы о том, что представляет собой человек. Таким образом, характер имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.[2]

Литература


1.                 Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

2.       Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001.

3.       Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007.

4.       Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

5.       http://www.5ballov.ru

6.       http://www.bestreferat.ru

7.       http://www.typelogic.ru



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.