РУБРИКИ

Типы темпераментов, их психологическая характеристика

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Типы темпераментов, их психологическая характеристика

Типы темпераментов, их психологическая характеристика














Реферат

"Типы темпераментов, их психологическая характеристика"




Содержание

Введение

1. Понятие и типы темперамента

2. Природные основы темперамента

2.1 Экскурс в историю

2.2 Современное представление об органической основе темперамента

3. Физиологические основы темперамента

4. Свойства темперамента

5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

5.1 Отличие индивидуального стиля от темперамента

5.2 Факторы, влияющие на формирование и развитие индивидуального стиля

6. Темперамент и характер

7. Темперамент и общение

Заключение

Список использованных источников


Введение


Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. Одно и то же личностное свойство, например патриотизм, может иметь разную динамику выражения от мгновенного броска на амбразуру противника (подвиг Александра Матросова) до многолетней методичной полной предосторожностей деятельности в тылу врага (Рихард Зорге). Совокупность обобщенных формально-динамических свойств называется темпераментом (от лат. temperamentum – соотношение частей).

История гласит, что понятие темперамента ввел в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ, живший в 4–5 в.в. до н.э. Он же предложил названия типов конституции (телосложения) человека, которое в последствии стали использоваться как современные названия типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, и меланхолик. Гиппократово учение о темпераменте продолжил римский врач Клавдий Гален во 2 в. н.э., наполнив соответствующие понятия содержанием, которое относилось уже не к строению тела, а собственно к темпераменту человека как свойству его души.

Темперамент проявляется в трех сферах психической деятельности субъекта: в характеристиках общей активности, в моторной сфере и в сфере эмоциональности. Первые признаки темперамента обнаруживаются в самом начале жизни ребенка, когда о содержательных структурах его личности говорить еще не приходится. Так А.В. Либин приводит данные о том, что новорожденные отличаются по степени общей активности (одни непрестанно двигаются, а другие лежат спокойно), по возбудимости (одни много кричат и плачут, бурно выражают свой потребности, а другие ведут себя тихо), по живости реагирования на новые стимулы (игрушки, лица) и скорости привыкания к ним (потере интереса) и т.д.

Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.

Динамические особенности поведения – это, те его характеристики, которые описываются в чисто физических терминах и не подлежат морально-ценностной оценке. К динамическим характеристикам поведения относятся, например, заложенная в нем энергия, с которой связана работоспособность человека, скорость и темп совершаемых движении, их общий эмоциональный фон, а также легкость и скорость перехода от выполнения одного движения к другому.

Заметим, что в поведении человека кроме динамических сторон есть и такие стороны, которые нужно и можно оценивать в ценностных терминах типа: «хорошо – плохо», «морально – аморально», «порядочно – непорядочно». Такие оценки не подходят для характеристики темперамента, они касаются других сторон личности человека, например, его способностей, ценностей, потребностей, характера. Единственный случай, когда темперамент можно оценивать как хороший или плохой, – тот, когда речь идет о соответствии типа темперамента человека динамическим требованиям той или иной деятельности.


1. Понятие и типы темперамента


Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения. Поясним приведенное выше определение темперамента.

Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. По сложившейся веками традиции, так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента, а сами эти типы правильно было бы назвать сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвинический тип темперамента характеризуется высоким темпом деятельности, умеренно быстрыми реакциями, достаточно высокой, но не чрезмерной, активностью, энергичностью, хорошо выраженной эмоциональностью и уравновешенностью. Большинство названных выше свойств темперамента у сангвиника выражены умеренно, средне или чуть выше среднего.

Холерический тип темперамента в отличии от сангвинического характеризуется крайней степенью выраженности многих динамических свойств темперамента. Холерик – это человек с очень быстрыми реакциями, с высоким темпом деятельности, с быстрой сменой настроений и высокой переключаемостью с одного вида деятельности на другой. У холерика сильно выражены эмоциональные реакции, то есть достаточно отчетливо просматривается повышенный эмоциональный фон деятельности. Вместе с тем, холерик – это человек неуравновешенный, с явным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Этим он существенно отличается от сангвиника.

Флегматик в отличии от холерика – это человек с замедленными реакциями. Он медленно включается в работу и сравнительно медленно выходит из нее. Он относительно медленно переходит из одного состояния в другое, например, из состояния покоя в состояние возбуждения, и наоборот. Эмоциональный фон деятельности у него выражен сравнительно слабо. Но, вместе с тем, такой человек является динамически уравновешенным, то есть процессы возбуждения и торможения у него протекают хотя и медленно, но примерно одинаково по силе и по длительности.

Меланхолический темперамент во многом похож на флегматический, с одним существенным отличием от него. Меланхолик является неуравновешенным человеком со слабой нервной системой, и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения. Если холерик почти всегда находится в состоянии повышенного возбуждения и повышенной активности, то меланхолик, наоборот, чаще пребывает в состоянии заторможенности и пассивности. Не случайно и соответствующее психологическое состояние человека называют меланхолией.




2. Природные основы темперамента

2.1 Экскурс в историю


Клавдий Гален полагал, что темперамент человека определяется соотношением или смешением четырех «соков» в организме: крови, лимфы, черной желчи и желтой желчи. От древних названий этих «соков» и произошли дошедшие до наших дней названия типов темперамента. «Сангва» – это кровь, «хоул» – обычная желчь, «мелан хоул» – темная желчь и «флегма» – лимфа. Считалось, что тип темперамента человека определяется тем видом жидкости, который преобладает в организме.

Представление о том, что тип темперамента человека определяется соотношением жидкостей в организме, продержалось довольно долго, вплоть до конца 19 – начала 20 в., когда И.П. Павлов, введя понятие об основных свойствах нервной системы человека, высказал гипотезу о том, что именно они, их сочетание определяет тип темперамента человека.

С научными исследованиями Павлова связано открытие следующих основных свойств нервной системы: силы – слабости, возбудимости – инертности и уравновешенности. Характерно, что Павлов впервые открыл и описал эти свойства, наблюдая за тем, как ведут себя собаки во время выработки у них условных рефлексов на различные стимулы: удары электрическим током, световые и звуковые воздействия. Следовательно, Павлов считал, что темперамент не является личностным свойством только человека, но представляет собой индивидуальные физиологические особенности активности любого высокоразвитого живого организма.

Однако и это представление в 20 в. не осталось таким, каким его высказывал Павлов, и было подвергнуто изменению. Оказалось, что трех свойств нервной системы недостаточно для того, чтобы охарактеризовать все особенности темперамента. Отечественные психологи Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и В.М. Русалов доказали, что нервная система человека обладает многими другими свойствами. Они же, в конечном счете, пришли к выводу о том, что в нервной системе человека имеется не три, как предполагал Павлов, а четыре пары основных свойств и еще несколько пар дополнительных свойств. Было открыто, например, такое свойство нервной системы, как лабильность, то есть быстрая откликаемость на стимулы, а также противоположное ему свойство, названное ригидностью – медленная откликаемость нервной системы на стимулы.

Кроме того, исследования, проведенные этими учеными, обнаружили, что разные части нервной системы могут обладать различными наборами свойств. Есть, например, свойства, относящиеся ко всей нервной системе в целом, крупные блоки нервной системы, и свойства, присущие небольшим ее участкам или частям, например отдельным нервным клеткам.

В связи с этим картина о природных основах типов темпераментов людей (при сохранении убежденности в том, что тип темперамента зависит от индивидуального сочетания свойств нервной системы) стала намного более сложной и достаточно запутанной. Пока еще до конца прояснить ситуацию, к сожалению, не удалось, но современные ученные все-таки сходятся в следующем.

Прежде всего, они признают, что тип темперамента человека определяется не сочетанием тех трех простых свойств нервной системы, о которых говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств. Затем, ими допускается, что разные структуры мозга человека, в частности те, которые отвечают за общение данного человека с людьми и за его активность с неодушевленными предметами, могут обладать разными наборами свойств. Отсюда следует, что один и тот же человек вполне может обладать и проявлять в работе и в общении с людьми разные типы темперамента.

Но и это представление об органической основе темперамента, вероятно, изменится в ближайшие годы, что связано с успехами генетики человека.


2.2 Современное представление об органической основе темперамента


Что является органической основой темперамента по современным представлениям. В качестве такой основы, по-видимому, выступают какие-то особенности генотипа человека, от которых, в свою очередь, зависят свойства нервной системы. Имея в виду факт существования четырех, обозначенных выше, пар свойств нервной системы: силы – слабости, возбудимости – инертности, лабильности – ригидности и уравновешенности – неуравновешенности, а также то обстоятельство, что их сочетанием определяется тип темперамента человека, можно предполагать, что следующим типа темперамента соответствуют такие типичные сочетания свойств нервной системы:

1.      Сангвиник – сильная, возбудимая, лабильная и уравновешенная нервная система.

2.      Холерик – сильная, возбудимая, лабильная и неуравновешенная нервная система, при доминировании процессов возбуждения над процессами торможения.

3.      Флегматик – сильная, инертная, ригидная и уравновешенная нервная система.

4.      Меланхолик – слабая, инертная, ригидная и неуравновешенная нервная система, при доминировании торможения над возбуждением.


3. Физиологические основы темперамента


И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражители вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстрота их угасания.

Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.




Соотношение этих процессов представлено на схеме:




4

3



2

1



В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1.                 Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.

2.                 Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

3.                 Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4.                 Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения.

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту. Легко можно определить темперамент своих друзей и знакомых, однако свой темперамент определить значительно труднее. И это не случайно.

Далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных типов высшей нервной деятельности, а следовательно, темпераментов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого.


4. Свойства темперамента


Темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Первым свойством темперамента является темп периодических и циклических движений, совершаемых человеком при выполнении той или иной деятельности. Темп – это количество движений за единицу времени: чем больше таких движений, тем выше темп деятельности.

Второе свойство темперамента – это скорость выполнения внешних движений или скорость протекания внутренних, психологических процессов человека.

Третье свойство темперамента – переключаемость. Оно проявляется или в переходе от выполнения одного движения к выполнению другого движения, или в переключаемости с одного внутреннего процесса на другой, или, наконец, в переходе от одного психологического состояния к другому. Чем быстрее человек совершает такие переходы, тем выше переключаемость как свойство темперамента. Одним из вариантов проявления это свойства является скорость реакции, т.е. скорость перехода человека от состояния покоя (отсутствие реакции) к состоянию возбуждения (наличие реакции).

Четвертое свойство темперамента – активность или энергичность. Под ней понимается количество энергии, заложенное в действии, совершенном человеком, или количество энергии, расходуемое человеком при выполнении того или иного действия. Такие характеристики человека, как активный, пассивный, энергичный, слабый, относятся к проявлениям именно этого свойства темперамента.

Пятое свойство темперамента – эмоциональный фон, на котором протекает деятельность человека, или, короче – его эмоциональность. Под ней понимается сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.

Шестое свойство темперамента – уравновешенность. Оно характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения, как в нервной системе человека, так и в его поведении. Уравновешенным называют, соответственно, человека, у которого процессы возбуждения и торможения являются примерно одинаковыми по силе и длительности. При этом под возбуждением понимается переход из состояния пассивности (покоя, бездействия) к состоянию активности (действию, деятельности), а под торможением – обратный переход: из состояния возбуждения в состояние покоя. Сочетание этих свойств и характеризуется темперамент человека.




5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

5.1 Отличие индивидуального стиля от темперамента


Что такое индивидуальный стиль деятельности. Наблюдение за поведением людей показывают, что природный тип темперамента далеко не всегда однозначно проявляется в их деятельности, и особенно в их социальном поведении. Культура накладывает определенные ограничения на социальное поведение человека. В итальянской культуре разрешается громко разговаривать, совершать активные телодвижения и размахивать руками при общении; в английской это запрещается делать; в японской культуре считается неэтичным открыто выражать свои эмоции, и т.д.

Культура, обучение и воспитание, несомненно, накладывают определенный отпечаток на внешние проявления темперамента человека. В результате этого в наблюдаемых извне динамических особенностях социального поведения человека мы имеем дело не с так называемым чистым темпераментом, а с чем-то иным, обозначаемым как индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности можно определять по-разному: и относительно самостоятельно, и в его сравнении с темпераментом человека. Самостоятельное определение индивидуального стиля деятельности выглядит следующим образом. Это – характерный для человека способ поведения в типичных жизненных ситуациях, которые, в свою очередь, могут быть двух видов: ситуации деятельности и ситуации общения.

Определение индивидуального стиля деятельности в его сравнении с темпераментом выглядит несколько по-другому. В этом случае индивидуальный стиль деятельности понимается как результат приспособления индивидуального типа темперамента человека к особенности его деятельности и общения с людьми или к условиям, в которых они протекают. Чем индивидуальный стиль деятельности отличается от темперамента и что общего он имеет с ним. Индивидуальный стиль деятельности проявляется во всех особенностях деятельности человека, в то время как темперамент – лишь в ее динамических особенностях. Например, индивидуальный стиль деятельности может проявляться в том, как человек готовиться к выполнению той или иной деятельности, в каком порядке он выполняет действия, которое с этой деятельностью связаны, как он завершает и контролирует соответствующую деятельность. Все это прямого отношения к темпераменту как таковому не имеет.

Индивидуальный стиль деятельности, хотя и зависит от свойств нервной системы человека и, возможно, от генотипа, врожденным не является. Зная свойства нервной системы, которыми обладает человек с рождения, невозможно предсказать, каким станет его индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности человека способен меняться с течение жизни, а темперамент нет. Скажем, если человек выбирает новую для себя специальность или поступает на работу, где от него требуется иной стиль деятельности по сравнению с тем, к которому он привык, то для того, чтобы получить соответствующую специальность и не потерять вновь приобретенную работу, человек вынужден изменить свой стиль индивидуальной деятельности. Изменить темперамент человека при всем желании невозможно.

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой в основном внешние формы поведения. При этом внутренние процессы, проходящие в человеке, могут не соответствовать внешне наблюдаемому его поведению. Иными словами, в динамике внутренней активности, связанной с индивидуальный стилем деятельности, и в динамике внешней активности, в которой выражается данный стиль деятельности, могут быть значительные расхождения.

Темпераменту это не свойственно: внешние, и внутренние виды активности, характеризующие темперамент, идентичны по своим динамическим характеристикам. Если, к примеру, холерик или флегматик, то и внешнее его поведение, и его психические процессы, и его психические состояния будут иметь одни и те же, соответственно флегматические или холерические, свойства.

Вместе с тем темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека тесным образом связаны друг с другом. Их связь проявляется в следующем. Индивидуальный стиль деятельности человека по своим динамическим особенностям обычно соответствует его темпераменту. Но такое соответствие наблюдается не всегда: между динамическими особенностями темперамента и индивидуального стиля деятельности могут существовать расхождения. Например, будучи флегматиком, человек, может быть вынужденным заниматься деятельностью, выполнение которой требует от него динамических особенностей, свойственных сангвинику. Бывает и наоборот: сангвиник, занимаясь чем-либо, вынужден вести себя как флегматик. В этих двух случаях человек, выполняя соответствующую работу, будет чувствовать себя напряженно и неуютно и, скорее всего, будет быстро утомляться, допускать в работе немалое число ошибок. Если темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека соответствуют друг другу, то человек в работе чувствует себя достаточно комфортно, получает от нее удовлетворение и демонстрирует повышенную работоспособность.

Индивидуальный стиль деятельности, с другой стороны, не может быть полностью независим от темперамента, и тот основной тип темперамента, который свойствен данному человеку, так лил иначе, но обязательно проявится в его индивидуальном стиле деятельности. Поясним сказанное, вспомнив, что у большинства людей имеются смешанные типы темперамента, и тип темперамента человека условно определяется по доминирующим свойствам нервной системы. Они-то и имеются в виду, когда говориться об основном типе темперамента данного человека. Именно этот тип проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека.

5.2 Факторы, влияющие на формирование и развитие индивидуального стиля


Таких факторов несколько, и они могут действовать, оказывая влияние на индивидуальный стиль деятельности, в разные периоды жизни человека. В то время, когда индивидуальный стиль деятельности человека только еще начинает формироваться, он складывается и под влиянием видов деятельности, которыми занимается ребенок, и под воздействием наблюдения со стороны ребенка за деятельностью взрослых людей и подражания им. Стараясь быть похожим на значимых для него взрослых людей, ребенок просто подражает им, вовсе не думая и не заботясь о том, чтобы его индивидуальный стиль деятельности соответствовал особенностям его же темперамента. И только со временем, с накоплением жизненного опыта, метод проб и ошибок ребенок приходит к тому, что динамические особенности его индивидуального стиля деятельности начинают соответствовать особенностям его темперамента. Обычно это происходит уже в школьные годы.

У взрослых людей индивидуальный стиль деятельности складывается под воздействием их профессиональной деятельности, в частности, успехов и неудач в этой деятельности. Те особенности индивидуального стиля деятельности, которые приводят человека к успехам в работе, отражаются и закрепляются в индивидуальном стиле его деятельности; те особенности, которые порождают неудачи, напротив, со временем устраняются. Оптимальным, соответствующим особенностям темперамента, индивидуальный стиль деятельности человека становится обычно ужу в взрослые годы, когда человек накапливает достаточно большой жизненный опыт и перед ним встает задача максимально оптимизировать свою деятельность, добиться в ней наилучших результатов при минимальных затратах энергии, усилии и времени.



6. Темперамент и характер


Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жизненная ситуация, раскрывающая специфические особенности поведения представителей разных темпераментов.

Четыре друга опаздывают в театр.

Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.

Сангвиник сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лестнице.

Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Первая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта».

Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.

Человек проявляет одни и те же динамические особенности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в глубокой сосредоточенности. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Пример ценных свойств холерика: страстность, активность, энергия; сангвиника – подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика – глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика – спокойствие, отсутствие торопливости.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.

Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхолическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям.

Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются в направленности его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.




7. Темперамент и общение


Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.

В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека: «Представьте себе две реки: одну спокойную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно, несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенности течения психической жизни разных людей)». Здесь представлено, что обе реки – бурная и спокойная – текут порознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повседневной жизни – в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых разных «потоков» психической жизни разных людей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем русле стремится сохранить свою самоценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

В межличностных отношениях конфликты не редко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.


Заключение

Подводя итоги по теме «Типы темперамента, их психологическая характеристика, мы понимаем, что темперамент придает своеобразие поведению человека, но не в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности.

Рассмотрев само значение слова темперамент, можно пояснить его определение. В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случае означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими.

Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.

Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.

Динамические особенности поведения – это, те его характеристики, которые описываются в чисто физических терминах и не подлежат морально-ценностной оценке. К динамическим характеристикам поведения относятся, например, заложенная в нем энергия, с которой связана работоспособность человека, скорость и темп совершаемых движении, их общий эмоциональный фон, а также легкость и скорость перехода от выполнения одного движения к другому.

По проделанной мной работе мы узнали, что существует четыре типа темперамента:

1.                 Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.

2.                 Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

3.                 Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения.

В 20 в. многое в наших представлениях о темпераменте изменилось, но многое осталось таким же, каким оно было несколько веков назад. Что же изменилось в наших представлениях о темпераменте человека в последние несколько десятилетий?

Во-первых, в науке произошло четкое разделение темперамента и характера человека. Теперь в большинстве современных учебниках по психологии и тем более в науке темперамент и характер рассматриваются отдельно друг от друга и трактуются как разные характеристики личности человека.

Во-вторых, психологи научились не только описывать типы темперамента, но и производить их диагностику и оценку с помощью специальных тестов, которые были созданы для этой цели.

В-третьих, изучение типов темперамента у большого количества современных людей показало, что соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые, типы темперамента встречаются в жизни довольно редко. Подобные случаи составляют от 25% – 30% всех случаев. Остальные 70% – 75% людей обладают смешанными типами темперамента, при которых у одного и того же человека обнаруживаются свойства, присущие разным типам темперамента. Более того, оказалось, что около 25% людей вообще нельзя отнести к определенному типу темперамента, так как свойства, присущие различным типам темперамента, у них переменны.

Таким образом, выяснилось, что веками сложившаяся и казавшаяся незыблемой классификация типов темперамента не полнее соответствует действительности и не полностью подтверждается эмпирическими, статистическими исследованиями.

В-четвертых, было установлено, что один и тот же человек время от времени может проявлять разные типы темперамента, и это зависит от того, чем он в данный момент времени занимается. Например, один и тот же человек может быть холериком в общении с людьми и одновременно с этим сангвиником в работе. Или другой, нередко встречающийся случай: человек может проявлять флегматический темперамент в работе и меланхолический тип темперамента в общении с людьми.

Наконец, серьезным изменениям были подвергнуты старые представления об органической основе темперамента.

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями.

Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов: И.А. Крылов и М.И. Кутузов – флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суворов – холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен – сангвиники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский – меланхолики.




Список использованных источников

1 Нуркова, В.В. Психология / Н.Б Березанская. – 2-е изд.. – М., 2008. – 120 с.

2 Дубровина, И.В. Психология / Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. 6-е – изд.– М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 202 с.

3 Немов Р.С. Общая психология. Гуманитарный изд. центр. – М.: Владивосток, 2001. – 56 с.

4 Психология и педагогика: Учеб. пособие./ А.А. Реан, Н.В. Боровская, С.И. Разум. – М, С-Петербург, Воронеж, Минск., 2008. – 52 с.

5 Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика / А.А. Григорович. – М., 2008. -93 с.

6 Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – М.: Владивосток, 2002. – 58 с.

7 Кравченко А.И. Общая психология: Учеб. пособие. – М., 2008. – 76 с.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.